Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / профессиональные компетенции / коммуникативная компетенция / образование / профессиональная подготовка / communication / professional competencies / communicative competence / education / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Роза Закировна, Бородина Светлана Дамировна, Мансурова Айслу Радифовна, Дрешер Юлия Николаевна

В статье представлены способы формирования коммуникативной компетенции в глобальном сетевом пространстве современных социальных реалий. Интерес зарубежных и российских ученых к эффективному профессиональному взаимодействию в системе профессиональной подготовки обусловлен необходимостью эмпирически обозримого построения новой модели коммуникативной компетенции. Актуально и само изучение феноменологии коммутативной компетенции (образовательной коммуникации, научной коммуникации, знаниевой коммуникации и т.п.), поэтому объектом анализа является профессиональная коммуникация – многоплановый процесс развития контактов, общения, взаимодействия, относящийся к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богоудинова Роза Закировна, Бородина Светлана Дамировна, Мансурова Айслу Радифовна, Дрешер Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A KEY ASPECT OF THE PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM

The article presents the ways of forming communicative competence in the global network space of modern social realities. The interest of foreign and Russian scientists in effective professional interaction in the system of professional training is due to the need for an empirically observable construction of a new model of communicative competence. The study of the phenomenology of commutative competence (educational communication, scientific communication, knowledge communication, etc.) is also relevant, therefore, the object of analysis is professional communication – a multifaceted process of developing contacts, communication, interaction related to professional activity.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Beznjuk D.K. Kniga v sovremennoj kul'ture: opyt sociologicheskoj diagnostiki // Sociologicheskij al'manah. 2022. № 13. S. 20-26. EDN MPZHZR.

3. Bolee poloviny rossijan ljubjat poluchat' knigi v podarok. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-lyubyat-poluchat-knigi-v-podarok/ (data obrashhenija: 25.05.2024).

4. Gudova M.Ju. Chtenie v sovremennom gorode: knizhnoe, jekrannoe i sensornoe // Gorod, socium, sreda: istorija i vektory razvitija : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Tagil, 14-15 sentjabrja 2017 goda / Otvetstvennyj redaktor O.V. Ryzhkova. - Nizhnij Tagil: Nizhnetagil'skij gosudarstvennyj social'no-pedagogicheskij institut (filial) federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija "Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet", 2017. S. 125-130. EDN ZIRRYX.

5. Gudova M.Ju. Sovremennoe chtenie kak dejatel'nost', kul'turnaja praktika i social'nyj institut // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 30 (245). S. 100-104. EDN OWQTYT.

6. «Itogi 2023 goda na knizhnom rynke» v Dome Pashkova. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://www.rsl.ru/ru/all-news/itogi-na-knizhnom-ryinke-2023 (data obrashhenija: 01.06.2024).

7. «Kniga - luchshij podarok»: NAFI ko Dnju knigodarenija uznal, skol'ko rossijan ljubjat poluchat' knigi v podarok. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nafi.ru/analytics/kniga-luchshiy-podarok-nafi-ko-dnyu-knigodareniya-uznal-skolko-rossiyan-lyubyat-poluchat-knigi-v-pod/ (data obrashhenija: 01.06.2024).

8. Knizhnyj rynok v Rossii: itogi-2023 i perspektivy-2024. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.mn.ru/smart/rossiyane-otkazyvayutsya-ot-knizhnyh-magazinov-v-pol-zu-marketplejsov-kakie-zhanry-stali-samymi-populyarnymi-i-chto-pochitat-iz-novogo-v-2024-godu (data obrashhenija: 01.06.2024).

9. NAFI i «LitRes»: rossijane stali chashhe slushat' audioknigi. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nafi.ru/analytics/nafi-i-litres-rossiyane-stali-chashche-slushat-audioknigi/ (data obrashhenija: 05.06.2024).

10. Prodazhi cifrovyh knig vyrosli bolee chem na tret' v Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://iz.ru/1714868/2024-06-19/prodazhi-tcifrovykh-knig-vyrosli-bolee-chem-na-tret-v-rossii (data obrashhenija: 12.07.2024).

11. Rossijane rasskazali, skol'ko mobil'nyh prilozhenij ispol'zujut dlja raznyh zadach. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://nafi.ru/analytics/rossiyane-rasskazali-skolko-mobilnykh-prilozheniy-ispolzuyut-dlya-raznykh-zadach/ (data obrashhenija: 11.06.2024).

12. Rubakin N.A. Bibliologicheskaja psihologija. Moskva: Akademicheskij proekt, 2006. 800 s.

13. Sapunova O.V. Hudozhestvennaja kommunikacija v cifrovuju jepohu: audiokniga kak vtorichnyj istochnik informacii / O. V. Sapunova, A. A. Sharapkova // Transformacija kommunikacii v cifrovuju jepohu : Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj vsemirnomu dnju pochty, Moskva, 09 oktjabrja 2019 goda / Red. A.K. Mamedov, I.N. Chudnovskaja. Moskva: OOO «MAKS Press», 2020. S. 104-111. EDN XJEXQK.

14. Chudinova V.P. Razvitie «nacij chitatelej» v raznyh stranah mira: issledovanija, strategii, proekty, praktiki. Moskva: RShBA, 2022. 359 s.

15. Chukreeva M.A. O protivorechivyh osobennostjah audioknigi kak kul'turologicheskogo javlenija // Sobytie i tekst: vstrechi i razmyshlenija v biblioteke : sbornik nauchnyh statej po materialam Respublikanskogo nauchno-prosvetitel'skogo lektorija. Ufa : CKiR NB Rb, 2017. S. 136-143. EDN XHDYWH.

16. Chukreeva M.A. Sociokul'turnye uslovija sushhestvovanija audioknigi // Dialogi o kul'ture i iskusstve : Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), Perm', 12-14 oktjabrja 2022 goda. Perm': Permskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2022. S. 393-396. EDN ARTQPM.

УДК 377 EDN КВОСМ

Р.З.Богоудинова, С.Д.Бородина, А.Р.Мансурова, Ю.Н.Дрешер

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлены способы формирования коммуникативной компетенции в глобальном сетевом пространстве современных социальных реалий. Интерес зарубежных и российских ученых к эффективному профессиональному взаимодействию в системе профессиональной подготовки обусловлен необходимостью эмпирически обозримого построения новой модели коммуникативной компетенции. Актуально и само изучение феноменологии коммутативной компетенции (образовательной коммуникации, научной коммуникации, зна-ниевой коммуникации и т.п.), поэтому объектом анализа является профессиональная коммуникация - многоплановый процесс развития контактов, общения, взаимодействия, относящийся к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, профессиональные компетенции, коммуникативная компетенция, образование, профессиональная подготовка

Для цитирования: Богоудинова Р.З., Бородина С.Д., Мансурова А.Р., Дрешер Ю.Н. Коммуникативная компетенция как ключевой аспект системы профессиональной подготовки / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.113-117, EDN KBOCNA.

Roza Z. Bogoudinova, Svetlana D. Borodina, Aislu R. Mansurova, Yulia N. Dresher COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A KEY ASPECT OF THE PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM

The article presents the ways of forming communicative competence in the global network space of modern social realities. The interest of foreign and Russian scientists in effective professional interaction in the system of professional training is due to the need for an empirically observable construction of a new model of communicative competence. The study of the phenomenology of commutative competence (educational communication, scientific communication, knowledge communication, etc.) is also relevant, therefore, the object of analysis is professional communication - a multifaceted process of developing contacts, communication, interaction related to professional activity.

Keywords: communication, professional competencies, communicative competence, education, professional training

For citation: Bogoudinova R.Z., Borodina S.D., Mansurova A.R., Dresher Yu.N. Communicative competence as a key aspect of the professional training system // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.113-117, EDN KBOCNA.

Введение

На современном этапе созидательная деятельность в целом и образование в частности ориентированы на ментальную и историко-культурную эволюцию, а также воспитание человеческих ценностей и социокультурное развитие общества. Инновационное научное знание является, с одной стороны, основой достижения гуманных целей, совершенствования личности, гармонизации социальных отношений, с другой стороны, обогащением науки и образования.

Гуманитарные направления научного знания, такие как философия, аксиология, антропология, формируют ценностные ориентации, мировоззрение и образ жизни современного общества и выступают гарантом их социальной ответственности, морально-психологической устойчивости и, как следствие, высокого качества жизни.

Глобализация и цифровизация диктуют необходимость интеграции многогранных информационных технологий в процессы профессиональной подготовки, генерируя новый коммуникативный процесс, но при этом усугубляя репрезентативность качества и динамику результата образования.

Материалы и методы

В исследовании использовались методы компаративистики, сопоставления и сравнения результатов уже имеющихся исследований других авторов, критериальный метод, основанный на определении релевантных индикаторов оценки с последующим применением метода интерпретации данных.

Коммуникативная компетенция, представленная в системе профессиональной подготовки, оценивалась на основе различных параметров, таких как качество коммуникативной компетенции среди преподавателей и среди студентов высших учебных заведений,

возможности коммуникативных процессов, количество и активность участников коммуникативного взаимодействия. Материалы и методы, использованные в этом исследовании, направлены на обеспечение всестороннего понимания способов и форм профессионального взаимодействия и формирования коммуникативных компетенций участников.

Литературный обзор

Анализ литературы и имеющихся отечественных исследований показывает, что созидательное общество активно осмысливает сущность, формы, инструменты и возможности коммуникативных компетенций как студентов, так и преподавателей в постижении социокультурных, ценностных основ знания и образования в целом [6]. М. Н. Вятютнев (1977г.) - один из первых отечественных исследователей, который ввел в оборот понятие «коммуникативная компетенция», интерпретируя ее «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения...» [3]. На современном этапе актуальность темы коммуникативной компетенции только набирает обороты в отечественных и зарубежных исследованиях. Так, например, ученый университета MIT Стивен Доэни-Фарина рассматривает коммуникативную компетенцию как коммуникативные процессы, в рамках которых происходит превращение технологий в продукты [4]. Отечественные авторы также предлагают варианты определений, способов формирования, условия развития и т.д. Например, Т.А. Самойлова и А.А. Лаврентьева в одной из публикаций [8] называют коммуникативную компетентность критерием образованности и профессионального роста современного выпускника, с чем нельзя не согласиться.

Также следствием глобализации многогранного мира стало культивирование прорывных технологий, которые в свою очередь активизировали практики дистанционного образования, сформировали спектр инновационных способов и средств коммуникации и обусловили обновление смыслов коммуникативной компетенции в системе образования [2]. Особое значение коммуникативных компетенций и их влияние на профессиональный успех специалистов раскрывают работы как зарубежных авторов De Jong, M. D. T., Neulen, S., & Jansma, S. R. [5], так и отечественных исследователей, например, Челноковой Е. А., Фроловой Н. В., Челнокова А. С., Новожиловой Е. В. [10] и т.д.

Результаты

Ни для кого не секрет, что современные компетенции, полученные студентами в процессе обучения в высшем учебном заведении, формируют высококвалифицированного профессионала и ориентируют будущего специалиста на конкретные цели, такие как получение прибыли, достижение профессионального успеха в конкурентной среде и т.п.

Коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной подготовки креативных специалистов, и сейчас она необходима как на этапе обучения при взаимодействии с преподавателями для эффективного восприятия информации и практического опыта, так и на этапе осуществления профессиональной деятельности для продуктивного сотрудничества и результативности контакта с социумом. При этом одним из главных критериев остается непрерывность образования и совершенствование профессиональной компетентности [10].

С точки зрения автора, в обществе информационной глобализации технологичность профессионального обучения актуализирует проблемы соотношения содержания и формы обучения. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения, несомненно, имеет положительные стороны, но в ряде исследований утверждается, что этот аспект имеет и негативные последствия, которые выражаются в искажении ценностных смыслов образования [1].

Влияние цифровых технологий и виртуальности на процесс обучения трансформирует его социальную и мировоззренческую суть, дополняя узкопрофессиональные компетенции новыми требованиями социальной ответственности, информационной культуры, тайм-менеджмента, набором инновационных

коммуникативных навыков и т.д. [9], которые в ближайшем будущем станут ведущими.

Одним из главных критериев успешной профессиональной подготовки специалистов является коммуникативная компетенция преподавателя. Она зачастую зависит от способности эффективного взаимодействия педагога с обучающимся, от навыков повышения мотивации и достижения конкретных результатов обучения. При этом можно отметить наиболее значимые критерии оценки коммуникативных компетенций преподавателей:

- профессионализм техник интерпретации знаний;

- разработка и внедрение эффективных способов организации профессиональной коммуникации;

- высокоразвитый уровень эмпатии и понимание психолого-эмоционального состояния аудитории и установление контакта для эффективной реализации образовательных задач;

- проектирование коммуникационного механизма для эффективной передачи опыта прошлого, настоящего и способов прогнозирования будущего;

- мастерство техники трансляции и владение разными видами коммуникаций, где преподаватель выстраивает собственные процессы и циклы успешной профессиональной коммуникации.

В понимании автора коммуникативные компетенции выступают как надпрофессио-нальные компетенции и имеют универсальный характер для специалистов любой сферы деятельности, так как любой человек должен владеть коммуникативными стратегиями, основанными на понимании аудитории, ясности и точности изложения мыслей, эмоциональном интеллекте и адаптивности [7].

В условиях глобализации современного общества отношение к коммуникационным навыкам изменилось и со стороны обучающихся, которые все больше ориентированы на интенсивное использование «простого языка», четких примеров и убедительных аргументов, на способность понимать и управлять эмоциями в процессе общения, на достижение желаемых целей коммуникации при подготовке в высшей школе.

Сегодня неотъемлемой частью любого научно-технологического прогресса является и такое явление, как техническая коммуникация, т.е. способность студента высшего учебного заведения к коммуникативным страте-

гиям, планированию и дальнейшей траектории построения квалифицированной коммуникации т.д. Поэтому созидательное общество разных профессиональных областей знаний активно занимается исследованием технической коммуникации в разных контекстах, в т.ч. и в аспекте формирования коммуникативной компетенции [5].

Коммуникативная компетенция, понимание ее принципов и техник дает возможность практически безграничного доступа к мировым научно-техническим знаниям, открытиям и т.п. Также благодаря коммуникации многократно расширяется научно-образовательное социальное пространство для получения реальных знаний и компетенций, т.к. инновативная и креативная личность формируется в процессе профессиональной подготовки, а ее качество зависит от частоты выхода в информационно - образовательную среду.

Если ко всему вышеизложенному применить условия цифровизации современного общества, то нельзя не отметить такие явления как виртуальность, дистанционность и индивидуальность образования, метамарфозу траектории образования, которые в значительной степени влияют на образовательные практики и их коммуникационную составляющую.

В инновационных институтах образования уже формируются высокотехнологичные сервисы глобальной образовательной среды и внесистемного «свободного» обучения, которые предоставляют возможность жить, познавать и развиваться, взаимодействовать, постигать смыслы и инновационность организации всей системы жизнедеятельности современности, созидать в этом глобальном мире, - одним словом, творить.

Обсуждение

Можно отметить, что главная сущностная миссия коммуникации - это инструмент укрепления стабильности мира, устойчивого развития, а новая модель научной коммуникации - это переход от дисциплинарной исследовательской деятельности к междисциплинарным и трансдисциплинарным исследованиям и коммуникациям. Т.е. технология познания или студенческая технология включает: цель,

мотивацию, интерес, усвоение содержания, ответственность за результат, личностную позицию, развитие склонностей. В свою очередь, коммуникативную компетенцию можно охарактеризовать как взаимопроникновение, взаимодействие, взаимопонимание, которые ведут к созданию нового вида способов, инструментов, средств, принципов, технологий коммуникации и способствуют усвоению (ин-териоризации) знаний для формирования успешной профессиональной деятельности, профессионального поведения и творческого развития специалиста.

Заключение

Система высшего образования, интегрированная одновременно в общемировой, национальный (общегосударственный) и региональный контексты развития, подвержена непрерывным изменениям. Часть изменений проходит под знаком приумножения конкурентоспособности выпускника системы высшего образования, а часть ориентирована на возврат лучших традиций отечественной и мировой педагогики, на сохранение и приумножение статуса высшей школы как центра развития образования, науки, культуры.

Вся система профессиональной подготовки - программы, методики, технологии - должна быть направлена на дальнейшие изменения, преобразование человека, его самосознания, морали, ценностного отношения к себе и действительности. Наступает эра не гуманитаризации, а гуманизации образования, главное отличие которой - человекоразмерность, свойства которой существенно зависят от качественного профессионального образования и коммуникативной компетенции, причем не только преподавателя, но и самого студента.

На современном этапе цифровые инструменты, платформы, интерактивные средства, конечно, открывают возможности реализации невиданных прежде форм педагогической коммуникации, дистанционного и виртуального обучения, но они не смогут подменить суть и смысл жизнедеятельности человека как личности. Живое общение, коммуникация в реальном мире и коммуникативная компетентность пока остаются незаменимыми составляющими системы профессиональной подготовки.

Литература

1. Бадальянц О. В. Аксиология образования в аспекте противоречий и парадоксов // На перекрестке Севера и Востока (методологии и практики регионального развития) : Материалы II Международной научно-практической конференции, Магадан, 30 ноября - 01 2016 года / Ответственный редактор: Леонова О.А.. Магадан: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр», 2017. С. 288-291.

2. Башлуева Н. Н. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в системе профессиональной подготовки / / Социально-гуманитарное обозрение. 2017. Т. 2. № 2-3. С. 72-73.

3. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. №6. C. 38-45.

4. Doheny-Farina S., Rhetoric, Innovation, Technology: Case Study of Technical Communication in Technology Transfers, Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1992. 182 р.

5. De Jong M.D.T., Neulen S., Jansma S.R. Citizens' intentions to participate in governmental co-creation initiatives: Comparing three co-creation configurations // Government information quarterly. 2019. № 36(3), 490-500.

6. Интернационализация инженерного образования. Российский вариант : Монография / Ю.Н. Зиятдинова, П.Н. Осипов, А.Н. Безруков [и др.]. Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015. 256 с.

7. Никитина Т.В. Коммуникативная компетенция в системе профессиональной подготовки сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний // Юридическое образование и наука. 2020. № 6. С.7 - 13.

8. Самойлова Т.А., Лаврентьева А.А. К вопросу об исследовании коммуникативной компетенции и иноязычной коммуникативной компетенции в Отечественной лингвистике и лингводидактике // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 222-226.

9. Сергина Е.А., Федорова Е.Н. Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов в системе профессиональной подготовки в вузе // Взаимодействие субъектов образования в информационном обществе: опыт стран Европы и АТР : Материалы международной научно-практической конференции, Владивосток, 24 октября 2017 года / Ответственные редакторы М.Н. Туктагулова, М.В. Паршина. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г. Уссурийске, 2018. С. 256-260.

10. Челнокова Е. А., Фролова Н.В., Челноков А.С., Новожилова Е.В. Профессиональная компетентность преподавателей вуза в обеспечении качества подготовки будущих специалистов // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 2. С. 50-55.

References

1. Badal'janc O. V. Aksiologija obrazovanija v aspekte protivorechij i paradoksov // Na perekrestke Severa i Vostoka (metodologii i praktiki regional'nogo razvitija) : Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Magadan, 30 nojabrja - 01 2016 goda / Otvetstvennyj redaktor: Leonova O.A.. Magadan: Obshhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju «Nauchno-innovacionnyj centr», 2017. S. 288-291.

2. Bashlueva N. N. Formirovanie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii v sisteme professional'noj podgotovki / / Social'no-gumanitarnoe obozrenie. 2017. T. 2. № 2-3. S. 72-73.

3. Vjatjutnev M. N. Kommunikativnaja napravlennost' obuchenija russkomu jazyku v zarubezhnyh shkolah // Russkij jazyk za rubezhom. 1977. №6. C. 38-45.

4. Doheny-Farina S., Rhetoric, Innovation, Technology: Case Study of Technical Communication in Technology Transfers, Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1992. 182 r.

5. De Jong M.D.T., Neulen S., Jansma S.R. Citizens' intentions to participate in governmental co-creation initiatives: Comparing three co-creation configurations // Government information quarterly. 2019. № 36(3), 490-500.

6. Internacionalizacija inzhenernogo obrazovanija. Rossijskij variant : Monografija / Ju.N. Zijatdinova, P.N. Osipov, A.N. Bezrukov [i dr.]. Kazan' : Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet, 2015. 256 s.

7. Nikitina T.V. Kommunikativnaja kompetencija v sisteme professional'noj podgotovki sotrudnika Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij / / Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2020. № 6. S.7 - 13.

8. Samojlova T.A., Lavrent'eva A.A. K voprosu ob issledovanii kommunikativnoj kompetencii i inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii v Otechestvennoj lingvistike i lingvodidaktike // Voprosy pedagogiki. 2021. № 1-2. S. 222-226.

9. Sergina E.A., Fedorova E.N. Formirovanie kommunikativnyh kompetencij budushhih pedagogov v sisteme professional'noj podgotovki v vuze // Vzaimodejstvie sub#ektov obrazovanija v informacionnom obshhestve: opyt stran Evropy i ATR : Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vladivostok, 24 oktjabrja 2017 goda / Otvetstvennye redaktory M.N. Tuktagulova, M.V. Parshina. Vladivostok: Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet (DVFU) Filial DVFU v g. Ussurijske, 2018. S. 256-260.

10. Chelnokova E. A., Frolova N.V., Chelnokov A.S., Novozhilova E.V. Professional'naja kompetentnost' prepodavatelej vuza v obespechenii kachestv a podgotovki budushhih specialistov // Uspehi gumanitarnyh nauk. 2020. № 2. S. 50-55.

УДК 021 EDN TZEKJO

О.А. Калегина, Ю.Н. Дрешер, Г.М. Кормишина, Н.Г. Яшина

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ

АНАЛИЗА ЗАЩИЩЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ

Рассматриваются основные направления и перспективы научных исследований в рамках специальности 5.10.4(05.25.03.) «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Проанализированы данные о диссертациях, защищенных по данной научной специальности в период с 2014 по 2023 г. Выявлены основные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.