Научная статья на тему 'АУДИОЧТЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА'

АУДИОЧТЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / книга / культурные практики / аудиочтение / аудиокнига / reading / book / cultural practices / audio reading / audiobook

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савич Людмила Ефимовна

Автор продолжает изучение феномена аудиочтения с позиций библиотековедения, библиотечно-информационной деятельности, библиотечной социологии и библиотечной валеологии, предпринимая для этого междисциплинарный дискурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIO READING AS A MODERN CULTURAL PRACTICE

The author continues to study the phenomenon of audio reading from the perspective of library science, library and information activities, library sociology and library valeology, undertaking an interdisciplinary discourse for this purpose. Keywords

Текст научной работы на тему «АУДИОЧТЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2024 Раздел III. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

УДК 028.1 EDN VCHCGD

Л.Е.Савич

АУДИОЧТЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА

Автор продолжает изучение феномена аудиочтения с позиций библиотековедения, библиотечно-информационной деятельности, библиотечной социологии и библиотечной валеологии, предпринимая для этого междисциплинарный дискурс.

Ключевые слова: чтение, книга, культурные практики, аудиочтение, аудиокнига

Для цитирования: Савич Л.Е. Аудиочтение как современная культурная практика / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.108-113, EDN VCHCGD.

Lyudmila E. Savich AUDIO READING AS A MODERN CULTURAL PRACTICE

The author continues to study the phenomenon of audio reading from the perspective of library science, library and information activities, library sociology and library valeology, undertaking an interdisciplinary discourse for this purpose.

Keywords: reading, book, cultural practices, audio reading, audiobook

Для цитирования: Savich L.E. Audio reading as a modern cultural practice // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.108-113, EDN VCHCGD.

Введение

Среди проблем чтения, число которых лишь возрастает, что подтверждают многочисленные исследования, наиболее острым, на наш взгляд, является вопрос, который задает В.П. Чудинова: что такое чтение сегодня? [14].

В этом контексте представляет интерес обращение к аудиочтению как развивающейся социальной практике, пока не очень активно обсуждаемой в библиотечном сообществе, но, представляется, все более требующей к себе профессионального внимания.

Аудиочтение с самого своего появления воспринимается и оценивается неоднозначно. Критически относящиеся к нему оперируют материалами отечественных и зарубежных исследований, согласно которым аудиокнигу слушают не всегда ради постижения ее смыслов. Респонденты отечественных и зарубежных опросов практически едины, мотивируя свою заинтересованность в аудиочтении [например, 9] возможностью «одновременно слушать и заниматься другими делами»; «слушать аудиокниги где угодно» - именно эти ответы являются смысловым ядром системы аргументов «против», на основе которых делаются выводы о сопутствующем предназначении аудиочтения, его несамодостаточности. Ответ «нравится, когда мне читают», на наш взгляд, дает повод для многоаспектных интерпретаций, вплоть до создания комфортного самоощущения, ухода от одиночества, библиотерапевтического эффекта, инструмента социализации, др. А так-

же для расширения исследовательской проблематики библиотечных исследований.

Локдаун 2020 г. не только породил резкий рост интереса к аудиокнигам (см. материалы, например, Литрес; Савич, 2021, 2022; др.), но и новый виток дискуссий по поводу этого без преувеличения нового на тот момент социально-культурного феномена. Вновь прозвучали названные выше аргументы. Но стали задаваться весьма своевременные вопросы об аудиочтении как особом типе чтения. Ю.Н. Столяров на одном из вебинаров в Российской государственной библиотеке с присущим ему критико-аналитическим подтекстом задал профессиональному сообществу вопрос: а чтение ли это и можем ли мы говорить в данном случае о читателе?

И совершенно прав белорусский социолог Д.К. Безнюк: «любой культурный элемент, даже тот, который может быть отнесен к культурным универсалиям, подвергается исторической трансформации, эволюционирует, может исчезнуть. Книга и связанный с ней культурный комплекс не исключение» [2].

Как бы продолжая эту мысль, культуролог М.А. Чукреева доказывает, что аудиокнига позиционируется не только как средство времяпрепровождения, но как ценный художественный и культурологический ресурс, в том числе для сохранения культурного наследия [15]. И при этом: «аудиокнига существует уже более пятидесяти лет, но до сих пор воспринимается либо как документ в аудиоформате, либо как средство сопровождения какой-либо деятельности» [16]. Однако в современной реальности аудиокнига выполняет множест-

во функций - от традиционного расширения кругозора и повышения эрудиции до роли посредника между человеком и медиакульту-рой [там же].

Материалы и методы

Спонтанно возникший несколько лет назад наш интерес к аудиочтению становится все более многоаспектным, вовлекает в его проблемное пространство все больше вопросов, приобретает выраженные черты междисцип-линарности при неизменности объекта - ау-диочтение и предмета - аудиочтение в контексте библиотечной валеологии. Исследование, проведенное нами для данной статьи, является продолжением ранее проведенных, результаты которых были опубликованы (Са-вич, 2021; 2022; 2023), и докладывались на различных научных мероприятиях.

Сравнительный анализ в процессе перманентного информационного исследования аспектов данной темы, междисциплинарных коммуникаций, возникающих при этом, а также заинтересованных в этой проблеме ак-

торов, данных изучения аудиочтения социологами, издателями, представителями биб-лиотечно-информационной сферы, др., но и их методик - это основные составляющие нашего подхода к изучению аудиочтения.

Литературный обзор

Полученные на этом этапе результаты вновь подтверждают, что проблематика аудиочтения в самом широком ее представлении интересна для социально-гуманитарного научного сообщества и для представителей различных сфер прикладной деятельности, в том числе библиотечно-информационной, образовательной, книгоиздательской, книготорговой, др.

Так, на очередной запрос в научной электронной библиотеке Elibrary.ru по ключевому слову «аудиочтение» 06.05.2024 вышел список из 58 публикаций 2008-2024 гг. (для сравнения: в 2021 г. - 41). В числе авторов так же преобладают педагоги, психологи, культурологи.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ РУБРИКАМ

публикаций из подборки "Аудиочтение в полнотекстовых данных"

1 № Тематическая рубрика Статей

1 Культура. Культурология 23 1_1

2 Народное образование. Педагогика 16

3 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации 5 ■

4 Социология 4 ■

5 Философия 3 1

6 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество 2 1

7 Языкознание 2 1

8 Информатика 1 1

9 История. Исторические науки 1 1

10 Экономика. Экономические науки 1 1

Для сравнения: по запросу «аудиокнига», так же являющемуся в нашем исследовательском контексте ключевым, выявлены в этот же день - 06.05.2024 - 6924 публикации (в 2021 г. - 4591), в большинстве своем посвя-

щенные использованию аудиокниг в обучении русскому и иностранным языкам, работе с учащимися, имеющими особые потребности по состоянию здоровья, др.

(https://elibrary.ru/query_results.asp).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКИМ РУБРИКАМ

публикаций из подборки "Аудиокнига в полнотекстовых данных"

Тематическая рубрика Статей В 1

1 Народное образование. Педагогика 2510 1

2 Культура. Культурология 831 ■

3 Языкознание 762 ■

4 Экономика. Экономические науки 567 ■

5 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации 318 ■

6 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество 270 1

7 Государство и право. Юридические науки 207 1

8 Социология 200 1

9 Психология 176 1

10 История. Исторические науки 115 1

В каталоге диссертаций Российской государственной библиотеки (https://diss.rsl.ru/) так и не появилось ни одной диссертации, посвященной аудиочтению (сравнение проводится с данными, опубликованными нами ранее).

Нам чрезвычайно импонирует определения чтения, предложенное [4] культурологом М.Ю. Гудовой, как «деятельности, культурной практики и социального института» [5] и как системы «практик, формирующих типы социокультурной идентичности читателя в зависимости от используемых инструментов /гаджетов», - отсюда и название данной статьи. По мнению исследователя, различные практики чтения формируют типы читателей-личностей, с самоощущением «образованного книгочея», «продвинутого интеллектуала», «мобильного и независимого адепта чтения», «продвинутого пользователя, эффективно использующего время и умеющего создать интеллектуальный досуг» [по: 4]. Что немаловажно, исследователь обращает внимание на читателей с особенностями: «читатель с ограниченными возможностями по слуху и зрению начинает ощущать себя современным, технически продвинутым пользователем мультимедийных цифровых гаджетов» [4].

Однако со времени, прошедшего после исследования М.Ю. Гудовой (материалы опубликованы в 2014 и 2017 гг.), появились новые технологические решения, которые оказали влияние и на инструменты чтения, и на восприятие читателями собственной идентичности. Изменились экономическая ситуация, в том числе по характеристикам потребления, и

социально-культурная среда, особенно по отношению к оценке культурного достояния, национальной идентичности и отношения к культурному наследию, меняется система образования. Отсюда видится необходимым продолжение исследования чтения в контексте культурных практик.

В практике работы учреждений культуры сегодня находят подтверждение и развитие аргументы В.Ю. Баль, интерпретирующей ау-диочтение как «современную форму бытования популярных ранее, (в том числе в библиотечной практике - Л.С.) слухового чтения /чтения вслух, слушания радиопостановок, аудиосказок и аудиокниг на грампластинках и аудиокассетах» [1]. Пример тому - рост числа книжных клубов, о которых все больше говорят книгоиздатели и книгопродавцы, и библиотечные проекты, среди которых все большую популярность получает «Живая библиотека», в основе деятельности которой лежит общение читателей, в том числе по поводу книг (проект вошел в Сборник лучших социальных проектов

vmeste.gubkin.city>upload/iblock/ddf/Sbornik_).

В готовности к слушанию и желании услышать, которые можно и нужно формировать, в том числе возможностями библиотек, кроется значительный потенциал для трансляции культурного наследия, для библиоте-рапевтических практик, социализации. Кроме того, слушание - естественный физиологический процесс, благодаря которому ребенок с первых дней своей жизни начинает формироваться не только как слушатель, но и как читатель. И не можем не согласиться с мнением В.Ю. Баль, что «чтение в аудиоварианте - это

неотъемлемый элемент коммуникативной деятельности современного человека» [1].

О том, что «аудиочитают» наши соотечественники, мы сегодня узнаем не только из профессиональных библиотечных источников, но, пожалуй, в первую очередь, из публикуемых материалов и многочисленных мероприятий ЛитРес, ВЦИОМ, Mediascope, Аналитического центра НАФИ, журналов «Университетская книга» и «Книжная индустрия», которые позволяют воссоздать если не полную картину аудиочтения, но предоставляют достаточно сведений и поводов для анализа и принятия решений в библиотечно-информационной сфере.

Например, всероссийское репрезентативное исследование отношения россиян к книге как к подарку, проведенное Аналитическим центром НАФИ совместно с издательской группой «Эксмо-АСТ» в преддверии Дня кни-годарения, который отмечается 14 февраля. Оказалось, что большинству нравится дарить и получать в подарок книги, получать приглашения на литературные события [3, 7].

Другое исследование этого центра, результаты которого представлены в публикации от 03.05.2024 «Россияне рассказали, сколько мобильных приложений используют для разных задач» на сайте, показало, что 16% респондентов приобретают книги через приложения [11].

Результаты

Итак, наиболее распространенным в рассуждениях об аудиочтении сегодня является его понимание как нового типа чтения, возникшего и развивающегося в прямой зависимости от технологических трансформаций. Кроме того, на развитие интереса к аудиочте-нию / аудиокнигам и на рост их спроса самое прямое влияние оказывают не только новые технологические, но и маркетинговые решения в издательской сфере и пользовательском сегменте: цифровая дистрибуция, гибкие системы подписки от книжных агрегато-ров, маркетплейсов, сотовых операторов, др.

Как утверждают книгоиздатели и владельцы сервисов аудиокниг на основе финансовых показателей и динамики спроса, этот сегмент ежегодно прирастает (в качестве отправной точки зачастую используют 2019 г. и пиковые периоды 2020 г.). Официальные материалы [6, 8] позволяют говорить о резком росте в 2020 г. потребления аудиокниг по сравнению с 2019 г., о росте в 2023 г. российского рынка бумажных книг, причем рост этот в значительной степени обеспечили маркетплейсы, в

то время как офлайн-розница теряла покупателей, об увеличении продаж цифровых книг, об особой читательской активности людей в возрасте 16-24 и 55-64 лет и о том, что молодежь стала чаще покупать книги [по: 6, 8].

По прогнозам, данным в конце 2023 года, в 2024 г. ожидалось замедление роста продаж бумажных книг, в первую очередь, из-за значительного повышения их стоимости и высокой динамики роста аудиокниг; продолжится восстановление сегмента нон-фикш; будут расти подписки на цифровые книги; развиваться направления ИИ: озвучание аудиокниг, перевод, саммари; еще активнее будут использоваться электронные библиотеки и бумажный формат заменяться на аудиокни-ги [по: 6, 8].

Как показали предварительные итоги первого полугодия 2024 г. [10], в период с 1 января по 31 мая 2024 года продажи электронных и аудиокниг в сервисе, а также прочтения и прослушивания по ЛитРесПодписке выросли на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а у некоторых сервисов даже вдвое. Причина - расширение библиотеки контента от digital-авторов в подписке по фиксированной цене - именно она один из ключевых драйверов роста цифрового книжного рынка. Неограниченный доступ к большому количеству разнообразного контента по фиксированной цене в месяц привлекает читателей. Также способствует развитию книжного рынка контент digital-авторов. С мая 2023-го по май 2024 года количество платящих пользователей «Строк» выросло больше, чем в два раза [там же].

Обсуждение

Очевидно и бесспорно, что сегодня и в будущем аудиокниги должны рассматриваться и использоваться как драйвер и эффективный инструмент приобщения к чтению, к литературе для тех, кто никогда не читал, привлечения в библиотеку.

Библиотекарям же следует помнить слова Н.А. Рубакина о том, что «книга есть всякое произведение слова, будь это слово печатное, рукописное или устное. Но между этими тремя формами книги существует теснейшая связь...Одни здесь передают, другие получают» [12].

Заключение

Аудиочтение перестало быть феноменом, новацией, перешло в разряд повседневных культурных практик. Дискуссии по поводу аудиочтения нужны и важны, как по поводу любого вида и формата чтения. Но в сформи-

ровавшемся контексте они будут интересны по поводу содержания аудиокниг, форматов их представления, технических и технологических вопросов создания и продвижения контента, финансово-экономических проблем, но никоим образом ни о праве на бытование самого аудиочтения.

Спорить о праве на существование аудио-книги и аудиочтения смысла уже нет. Аудио-чтение дополняет и обогащает другие формы чтения, реализуя в системе с ними важнейшие

функции чтения, предоставляя реальным и потенциальным читателям возможность выбора.

Повторимся: главное - не как и на чем, а то, что люди читают, и читают все больше. Именно это заставляет нас вновь и вновь обращать внимание профессионального сообщества на необходимость междисциплинарных исследований всех современных форм чтения.

Литература

1. Баль В.Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые форматы медиапространства // Библио-сфера. 2020. № 1. С. 56-63. EDN: JQEMYV.

2. Безнюк Д.К. Книга в современной культуре: опыт социологической диагностики // Социологический альманах. 2022. № 13. С. 20-26. EDN MPZHZR.

3. Более половины россиян любят получать книги в подарок. [Электронный ресурс]. URL:https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-lyubyat-poluchat-knigi-v-podarok/ (дата обращения: 25.05.2024).

4. Гудова М.Ю. Чтение в современном городе: книжное, экранное и сенсорное // Город, социум, среда: история и векторы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 14-15 сентября 2017 года / Ответственный редактор О.В. Рыжкова. - Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", 2017. С. 125-130. EDN ZIRRYX.

5. Гудова М.Ю. Современное чтение как деятельность, культурная практика и социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). С. 100-104. EDN OWQTYT.

6. «Итоги 2023 года на книжном рынке» в Доме Пашкова. [Электронный ресурс]. URL:https://www.rsl.ru/ru/all-news/itogi-na-knizhnom-ryinke-2023 (дата обращения: 01.06.2024).

7. «Книга - лучший подарок»: НАФИ ко Дню книгодарения узнал, сколько россиян любят получать книги в подарок. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/kniga-luchshiy-podarok-nafi-ko-dnyu-knigodareniya-uznal-skolko-rossiyan-lyubyat-poluchat-knigi-v-pod/ (дата обращения: 01.06.2024).

8. Книжный рынок в России: итоги-2023 и перспективы-2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mn.ru/smart/rossiyane-otkazyvayutsya-ot-knizhnyh-magazinov-v-pol-zu-marketplejsov-kakie-zhanry-stali-samymi-populyarnymi-i-chto-pochitat-iz-novogo-v-2024-godu (дата обращения: 01.06.2024).

9. НАФИ и «ЛитРес»: россияне стали чаще слушать аудиокниги. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/nafi-i-litres-rossiyane-stali-chashche-slushat-audioknigi/ (дата обращения: 05.06.2024).

10. Продажи цифровых книг выросли более чем на треть в России. [Электронный ресурс]. URL:https://iz.ru/1714868/2024-06-19/prodazhi-tcifrovykh-knig-vyrosli-bolee-chem-na-tret-v-rossii (дата обращения: 12.07.2024).

11. Россияне рассказали, сколько мобильных приложений используют для разных задач. [Электронный ресурс]. URL:https://nafi.ru/analytics/rossiyane-rasskazali-skolko-mobilnykh-prilozheniy-ispolzuyut-dlya-raznykh-zadach/ (дата обращения: 11.06.2024).

12. Рубакин Н.А. Библиологическая психология. Москва: Академический проект, 2006. 800 с.

13. Сапунова О.В. Художественная коммуникация в цифровую эпоху: аудиокнига как вторичный источник информации / О.В. Сапунова, А.А. Шарапкова / / Трансформация коммуникации в цифровую эпоху : Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты, Москва, 09 октября 2019 года / Ред. А.К. Мамедов, И.Н. Чудновская. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2020. С. 104-111. EDN XJEXQK.

14. Чудинова В.П. Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики. Москва: РШБА, 2022. 359 с.

15. Чукреева М.А. О противоречивых особенностях аудиокниги как культурологического явления // Событие и текст: встречи и размышления в библиотеке : сборник научных статей по материалам Республиканского научно-просветительского лектория. Уфа : ЦКиР НБ Рб, 2017. С. 136-143. EDN XHDYWH.

16. Чукреева М.А. Социокультурные условия существования аудиокниги / / Диалоги о культуре и искусстве : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Пермь, 12-14 октября 2022 года. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2022. С. 393-396. EDN ARTQPM.

References

1. Bal' V.Ju. Audiokniga, audiopodkast, audioserial - novye formaty mediaprostranstva / / Bibliosfera. 2020. № 1. S. 56-63. EDN: JQEMYV.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Beznjuk D.K. Kniga v sovremennoj kul'ture: opyt sociologicheskoj diagnostiki // Sociologicheskij al'manah. 2022. № 13. S. 20-26. EDN MPZHZR.

3. Bolee poloviny rossijan ljubjat poluchat' knigi v podarok. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-lyubyat-poluchat-knigi-v-podarok/ (data obrashhenija: 25.05.2024).

4. Gudova M.Ju. Chtenie v sovremennom gorode: knizhnoe, jekrannoe i sensornoe // Gorod, socium, sreda: istorija i vektory razvitija : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Nizhnij Tagil, 14-15 sentjabrja 2017 goda / Otvetstvennyj redaktor O.V. Ryzhkova. - Nizhnij Tagil: Nizhnetagil'skij gosudarstvennyj social'no-pedagogicheskij institut (filial) federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija "Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet", 2017. S. 125-130. EDN ZIRRYX.

5. Gudova M.Ju. Sovremennoe chtenie kak dejatel'nost', kul'turnaja praktika i social'nyj institut // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 30 (245). S. 100-104. EDN OWQTYT.

6. «Itogi 2023 goda na knizhnom rynke» v Dome Pashkova. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://www.rsl.ru/ru/all-news/itogi-na-knizhnom-ryinke-2023 (data obrashhenija: 01.06.2024).

7. «Kniga - luchshij podarok»: NAFI ko Dnju knigodarenija uznal, skol'ko rossijan ljubjat poluchat' knigi v podarok. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nafi.ru/analytics/kniga-luchshiy-podarok-nafi-ko-dnyu-knigodareniya-uznal-skolko-rossiyan-lyubyat-poluchat-knigi-v-pod/ (data obrashhenija: 01.06.2024).

8. Knizhnyj rynok v Rossii: itogi-2023 i perspektivy-2024. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.mn.ru/smart/rossiyane-otkazyvayutsya-ot-knizhnyh-magazinov-v-pol-zu-marketplejsov-kakie-zhanry-stali-samymi-populyarnymi-i-chto-pochitat-iz-novogo-v-2024-godu (data obrashhenija: 01.06.2024).

9. NAFI i «LitRes»: rossijane stali chashhe slushat' audioknigi. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://nafi.ru/analytics/nafi-i-litres-rossiyane-stali-chashche-slushat-audioknigi/ (data obrashhenija: 05.06.2024).

10. Prodazhi cifrovyh knig vyrosli bolee chem na tret' v Rossii. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://iz.ru/1714868/2024-06-19/prodazhi-tcifrovykh-knig-vyrosli-bolee-chem-na-tret-v-rossii (data obrashhenija: 12.07.2024).

11. Rossijane rasskazali, skol'ko mobil'nyh prilozhenij ispol'zujut dlja raznyh zadach. [Jelektronnyj resurs]. URL:https://nafi.ru/analytics/rossiyane-rasskazali-skolko-mobilnykh-prilozheniy-ispolzuyut-dlya-raznykh-zadach/ (data obrashhenija: 11.06.2024).

12. Rubakin N.A. Bibliologicheskaja psihologija. Moskva: Akademicheskij proekt, 2006. 800 s.

13. Sapunova O.V. Hudozhestvennaja kommunikacija v cifrovuju jepohu: audiokniga kak vtorichnyj istochnik informacii / O. V. Sapunova, A. A. Sharapkova // Transformacija kommunikacii v cifrovuju jepohu : Materialy nauchnoj onlajn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj vsemirnomu dnju pochty, Moskva, 09 oktjabrja 2019 goda / Red. A.K. Mamedov, I.N. Chudnovskaja. Moskva: OOO «MAKS Press», 2020. S. 104-111. EDN XJEXQK.

14. Chudinova V.P. Razvitie «nacij chitatelej» v raznyh stranah mira: issledovanija, strategii, proekty, praktiki. Moskva: RShBA, 2022. 359 s.

15. Chukreeva M.A. O protivorechivyh osobennostjah audioknigi kak kul'turologicheskogo javlenija // Sobytie i tekst: vstrechi i razmyshlenija v biblioteke : sbornik nauchnyh statej po materialam Respublikanskogo nauchno-prosvetitel'skogo lektorija. Ufa : CKiR NB Rb, 2017. S. 136-143. EDN XHDYWH.

16. Chukreeva M.A. Sociokul'turnye uslovija sushhestvovanija audioknigi // Dialogi o kul'ture i iskusstve : Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), Perm', 12-14 oktjabrja 2022 goda. Perm': Permskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2022. S. 393-396. EDN ARTQPM.

УДК 377 EDN КВОСМ

Р.З.Богоудинова, С.Д.Бородина, А.Р.Мансурова, Ю.Н.Дрешер

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлены способы формирования коммуникативной компетенции в глобальном сетевом пространстве современных социальных реалий. Интерес зарубежных и российских ученых к эффективному профессиональному взаимодействию в системе профессиональной подготовки обусловлен необходимостью эмпирически обозримого построения новой модели коммуникативной компетенции. Актуально и само изучение феноменологии коммутативной компетенции (образовательной коммуникации, научной коммуникации, зна-ниевой коммуникации и т.п.), поэтому объектом анализа является профессиональная коммуникация - многоплановый процесс развития контактов, общения, взаимодействия, относящийся к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, профессиональные компетенции, коммуникативная компетенция, образование, профессиональная подготовка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.