Научная статья на тему 'Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры'

Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1431
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ЧИТАТЕЛЬСЕАЯ КУЛЬТУРА / ЧТЕНИЕ / БИБЛИОТЕКИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL MEDIA / READING CULTURE / READING / LIBRARIES / VIRTUAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чушкина С.Е.

В статье рассматриваются тематические сообщества, посвященные книге и чтению, существующие в социальной сети «ВКонтакте». Приводится краткая характеристика каждого сообщества. Анализируются группы, созданные библиотечными работниками. Выявляются возможности для повышения уровня читательской культуры, каждой группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL INTEREST COMMUNITIES IN SOCIAL media AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF READING CULTURE

Booksand reading-related special interest communities on “VKontakte” social network are presented in the article. Behavior models of network users are observed, booksand reading-related communities are rated and a brief description of each of them is given. The groups created by librarians paper are also studied and opportunities these groups have to promote the culture of reading are revealed. Each epoch has its specific cultural sphere with its spiritual content being contributed to by the people living within it. An early 21st century man lived in a new sociocultural environment. Development of information processes and technology changed the long-established models of communication, cognition, education and scientific activities. The communication revolution resulted in that each individual gained an offing to become a creator of their own information and play an active role in its promotion within the society. A social network user himself chooses a community which best satisfies their personal and occupational needs in information. The fact that there is a large amount of various booksand reading-related communities on the Internet doesn’t account for their quality; more likely it declares the opposite. Online library communities related to books and reading can not compete with online “book” groups. Their moderators lack sufficient knowledge of blogosphere and methods of web promotion. Building and raising reading culture in the modern society is performed by a new type of web communities rather than by traditional social institutions: a non-expert user recommends a book to read to another user, answers a question on the plot of this book and thereby forms his reading culture.

Текст научной работы на тему «Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры»

УДК 008

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© С. Е. Чушкина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел./факс: +7 (347) 272 58 05.

E-mail: svetaaaafr@gmail.com

В статье рассматриваются тематические сообщества, посвященные книге и чтению, существующие в социальной сети «ВКонтакте». Приводится краткая характеристика каждого сообщества. Анализируются группы, созданные библиотечными работниками. Выявляются возможности для повышения уровня читательской культуры, каждой группой.

Ключевые слова: социальные медиа, читательсеая культура, чтение, библиотеки, виртуальное пространство.

Каждая эпоха создает свое культурное пространство, наполнение которого духовным содержанием осуществляется людьми. Человек начала XXI в. живет в новом социально-культурном пространстве. Развитие информационных процессов и технологий меняет устоявшиеся веками формы общения, познания, образования и научной деятельности. Коммуникативная революция привела к тому, что каждый индивид получил возможность быть творцом собственной информации и играть активную роль в ее продвижении в обществе. Попав в новый тип виртуальной культуры, автор нового знания может вступать в различные контакты как с реальными людьми, так и с искусственно созданными персонажами. Социальные медиа представляют собой наиболее яркий пример виртуальной реальности, каковой являются совокупности различных технологий, основанных на сетевом принципе. Чаще всего под этим термином понимают такие социальные сети, как, например, Face-book, ВКонтакте, микроблог Twitter и другие сервисы, позволяющие осуществлять взаимодействие пользователей.

Компьютерная виртуальная среда выступает как приоритетный способ получения знаний для молодежи среди всех прочих посредников - книги, газеты, радио, кино, телевидение. Представления о мире формируются под воздействием окружающей действительности. Посредством пространственных форм восприятия он активно осваивает и преобразует мир. Предпочтение визуального воздействия способствует чтению в развлекательных целях, сокращению на него времени, замещению его потреблением данных в аудиальной и символьной формах. В свою очередь, это приводит к снижению уровня читательской культуры, что осознается как негативная тенденция, угрожающая не только индивидуальной духовности, но и социальной системе в целом. Формирование и развитие читательской культуры всегда связывалось с нравственным воспитанием индивида, являлось средством обогащения его внутреннего мира и проведения досуга. Читательская культура понимается нами как со-

ставная часть обшей культуры личности, характеризующая степень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований по освоению культурного опыта, представленного в различных источниках информации в традиционной и электронной форме. Однако сегодня чтение становится лишь прагматическим средством достижения учебных целей, значительно сокращена или полностью исключена его доля в структуре свободного времени молодежи.

Социальные медиа являются эффективным средством привлечения молодежи к чтению: большую часть аудитории составляют молодые люди до 35 лет. В социальных сетях они общаются с друзьями, ищут различную информацию, занимаются самообразованием, делятся мнениями, читают новости, смотрят видео, взаимодействуют с брендами, знакомятся. Почти треть пользователей социальных сетей заходят в свой аккаунт от двух до четырех раз в день, а каждый пятый посещает их более десяти раз.

Одной из популярных форм распространения информации в социальных сетях являются тематические группы и публичные страницы. Такие сервисы обладают рядом преимуществ: они позволяют сегментировать аудиторию по интересам и другим важным характеристикам, а также способствуют общению с ней в режиме диалога и получению обратной связи в виде голосования, составления рейтингов, комментариев и других способов выявления эффективности работы групп или страниц. Среди таких групп насчитывают тысячи сообществ, посвященных книгам и чтению, многие из которых ведутся представителями библиотечного сообщества. Вместе с тем проблемы привлечения молодежи к чтению, повышения уровня читательской культуры с помощью социальных медиа малоразработаны.

Для комплексного анализа сообществ социальных сетей, связанных с книгой и чтением, необходимо более подробно рассмотреть модели поведения пользователя в этих ресурсах. Воспользуемся классификацией пользователей, предложенной информационным агентством РИА-Новости [1]. Всех пользователей можно разделить на несколько

групп: разработчики (создатели) оригинального контента - это, как правило, инициаторы создания тематических групп, вдохновители обсуждений; лидеры мнений - участники, пользующиеся авторитетом в сообществе, как правило, задающие направление дискуссии; модераторы - пользователи, отвечающие за ведение сообщества, размещающие контент для распространения, начинающие обсуждения и моделирующие их; обычные комментаторы-участники, реагирующие на новое сообшение выражающие собственное мнение, принимающие участие в дискуссиях, реже создающие собственный контент; провокаторы - пользователи, намеренно поднимающие острые темы с целью развить бурное обсуждение. Средствами провокации могут служить социально-политические, экономические изменения, слухи, компромат, клевета и другие события; тролли - пользователи, проявляющие себя в агрессивном, оскорбительном или подстрекательном поведении, целью которых является перевод конструктивных дискуссий в бесполезную конфронтацию пользователей; ложные сущности (активные боты) - участники, целью которых является поддержка какой-либо темы, «раскрутка» ресурса, сбор информации и др. Это, как правило, аккаунты, наполняемые людьми, но представляющие собой фиктивные личности; луркеры - пользователи, использующие аккаунт для чтения новостей, не создающие собственного контента, просматривающие чужие записи, ставящие оценки («лайки» и пр.), но не комментирующие суть вопроса. Последние представляют собой самый распространенный тип пользователей социальных медиа.

Виртуальная реальность порождает новый тип взаимодействия между различными пользователями сети. Недостоверные сведения все чаще и чаще становятся обычным явлением повседневной виртуальной жизни. Для обеспечения «раскрутки» и жизнеспособности «новорожденных» групп их создателю необходимы все типы участников, в том числе тролли, провокаторы и ложные сущности, которые обеспечат интерес обычных комментаторов и луркеров. Как правило, сам разработчик берет на себя одновременно несколько ролей (ложные сущности), использует различные аккаунты. Во многом тип виртуального поведения пользователя в сети определяется его положением в реальной жизни, социальной позицией, сферой деятельности и занятостью.

Проанализируем ресурсы наиболее популярной в рунете социальной сети ВКонтакте. При поиске по ключевым словам - «книги», «чтение», «библиотека» поисковая система выдает более 45 тысяч ссылок, большая часть которых не релевантна поисковому запросу.

Наиболее популярной является публичная страница «Книги» [2], содержащая художественную, научно-популярную современную и классическую литературу и насчитывающая более 335 ты-

сяч подписчиков. Разработчик группы Анна Кулик ведет несколько подобных страниц с числом пользователей, в тысячах: «Книги. Аудиокниги» [3] -более 78; «Книги. По психологии, саморазвитию и бизнесу» [4] - более 40; «Книги. Original Ьоокз.На иностранных языках» [5] - более 13; «Книги. Для детей и подростков» [6] - более 11. Информация на этих страницах обновляется систематически, обычно в течение дня добавляются сведения о 5-6 произведениях. Как правило, предоставляются аннотации книг и тексты в нескольких, удобных для скачивания, форматах (txt, doc, fb2, epub, mobi, mp3) и мини-опросы, содержащие информацию об отношении участников к книгам. Подписчики страницы активно реагируют на новые сообщения, о чем свидетельствуют коментарии дискуссионного характера, «лайки» («мне нравится»), репосты и количество пользователей, принявших участие в голосовании. На указанных страницах отсутствуют реклама, картинки, цитаты и другая развлекательная информации, не относящаяся к теме группы.

Следующая по популярности публичная страница под названием «Книги» содержит более 275 тысяч подписчиков. Информация на ней обновляется не так часто, а также неоднородна по своему составу. Это не только сведения о книгах, но и различные картинки, цитаты, репосты из других групп, тематические подборки фильмов. Книги на этой странице представлены бессистемно и довольно разножанрово, например, психология, классика, беллетристика.

Выше нами указаны только самые популярные сообщества. Кроме них, можно выделить группы: «Книжный червь» «Книги, изменившие мою жизнь», содержащие более 200 тысяч подписчиков. Существуют сообщества «Что почитать», «Что читать» на 10-80 тысяч пользователей, а также ряд сообществ приблизительно по тысяче человек, так или иначе связанных с темой чтения вообще.

Среди сообществ социальной сети широко представлены официальные страницы библиотек. В их числе:

1. На странице Российской государственной библиотеки для молодежи «РГБМ - БИБЛИОТЕКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ», подписчиками которой являются более 2800 человек, выложены: анонсы предстоящих мероприятий; фотографии интерьера библиотеки; видео-лекции, проходившие в библиотеке. Контент страницы создается администраторами группы самостоятельно, нет лишних картинок, рекламы и ссылок на другие группы. Большая часть подписчиков группы - обычные коментаторы и луркеры, модераторы в незначительной степени являются инициаторами дискуссий [7].

2. На странице РНБ «Российская национальная библиотека. РЯОчтение и», содержащей более 2000 тысяч пользователей, представлена информация о проводимых библиотекой мероприятиях, интересные факты истории нашей страны. Контент этой

страницы создается самостоятельно, на ней есть репосты, большую часть пользователей представляют собой обычные комментаторы и луркеры, поскольку в этой группе отсутствуют лидеры мнений. Наиболее популярной является тема «Спроси библиографа», представляющая собой фактически аналог виртуальной справочной службы. Как и в других группах библиотечных сообществ, в ней нет возможности «скачать» нужную книгу [8].

3. Контент страницы Государственной публичной исторической библиотеки «ГПИБ России (Историческая библиотека)», содержащей более тысячи пользователей, формируется администраторами самостоятельно. На ней представлена информация о деятельности библиотеки; сведения о ее отделах; виртуальные выставки; обзоры книжных новинок и исторические факты. Большая часть пользователей являются луркерами и обычными комментаторами, лидеры мнений, тролли, провокаторы отсутствуют [9].

4. На странице «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина», содержащей более 930 пользователей, представлена информация о книгах, причем с возможностью полнотекстового просмотра на официальном сайте библиотеки, а также видеофильмы и сведения об истории нашей страны. Страница содержит ссылки на профили библиотеки в Facebook и Twitter. Большую часть ее пользователей составляют луркеры и обычные комментаторы, лидеры мнений, тролли, провокаторы отсутствуют.

Среди библиотек высших учебных заведений выделяется «Фундаментальная библиотека РГПУ им. А. И. Герцена», аудитория составляет около двух тысяч человек. Контент этой страницы представляет собой описание различных мероприятий, проводимых библиотекой, а также анонсы получаемых изданий.

Особый интерес представляет рассмотрение страницы областных, городских, национальных библиотек республик, входящих в состав Российской Федерации.

Так, например, страница Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Централизованной библиотечной система Курортного административного района» филиал №5 библиотека поселка Александровская «Пятерочка - библиотека пос. Александровская» является одной из наиболее активно посещаемых. Она имеет более трех тысяч подписчиков, качественный контент, анонсы мероприятий, конкурсов, фотографии победителей. На наш взгляд, это одна из самых динамично развивающихся групп библиотек, которая может послужить примером другим библиотекам [10].

Другими примерами могут служить сообщества, содержащие более тысячи подписчиков: «Тверская областная библиотека им. А. М. Горького», «Свердловская областная библиотека для детей и юношества», «Национальная библиотека Республики Коми», «Национальная библиотека Республики

Карелия». На страницах этих библиотек содержится интересный контент, привлекающий внимание пользователей: информация о конкурсах и мероприятиях, сведения о национальных деятелях культуры, политики, экономики, а также анонсы получаемой литературы. К сожалению, группы наиболее крупных библиотек, представляющих Республику Башкортостан, выглядят менее представительно, так, например, даже в группе Национальной библиотеки Республики Башкортостан им. А. З. Валиди более двадцати подписчиков [11]. Отмети что, ее филиалы Центр юношеского чтения имеет более ста подписчиков [12], а Центр детского чтения - более девяноста подписчиков [13]. Страница модельной юношеской библиотеки №41 [14] имеет более ста подписчиков, контент обновляется регулярно: это анонсы предстоящих событий, описания прошедших мероприятий, мотиваторы. Однако пользователи на эту информацию реагируют плохо. Эта ситуация характерна для большей части библиотечных сообществ города Уфы и республики в целом.

Итак, читательская культура обретает сегодня новые качественные характеристики - мобильность, динамичность. Читатель нового поколения получает большие возможности в выборе источников информации; совершенствует поисковые навыки ориентирования в многообразии электронных информационных ресурсов; осваивает и развивает в себе способы восприятия и понимания электронных текстов; увеличивает объем чтения текстов на иностранном языке; впервые становится активным участником сетевой литературной жизни наравне с другими действующими лицами - автором и критиком-литературоведом.

Пользоваться интернетом нельзя заставить, можно только заинтересовать и таким образом привлечь к сотрудничеству. Пользователь социальной сети сам выберет то сообщество, которое отвечает его запросам и удовлетворяет его информационные личные и профессиональные потребности. Большое количество различных сообществ, посвяшенных книгам и чтению в Сети, не означает их качества, скорее, даже наоборот. Контент большей их части представляет, как правило, развлекательную информацию, картинки, цитаты, интересные факты, сплетни, слухи и компромат. Неудивительно, что такая информация либо искажена, либо недостоверна. Информация о книгах предоставляется бессистемно и хаотично по выбору пользователя или администратора. Указанные обстоятельства приводят к разрушению причинно--следственных связей [15].

В связи с этим следует сказать, что администраторы и редакторы популярных групп, как правило, не имеют профессионального образования в информационно-библиотечной сфере и не имеют представления о работе с читателями, их целью не является формирование читательской культуры подписчиков. Поскольку для пользователей соци-

альной сети важен имидж, престиж группы, ее активное развитие, такие сообщества фактически заменяют собой работу библиотекарей по руководству чтением, а также различные библиографические рекомендательные указатели. Таким образом, читательские сообщества в социальных медиа, рассматриваемые как положительные явления, могут даже негативно повлиять на молодежь, приводя к фрагментарности восприятия, мозаичности мышления и культуры в целом.

Существующие в Сети сообщества библиотек, посвященные книге и чтению, неспособны конкурировать с представленными в Сети «книжными» группами. Их модераторы не обладают достаточными знаниями в блого-сфере и методами «раскрутки» групп. Ведение страницы сообщества является дополнительной неоплачиваемой работой, а администрация библиотеки, в свою очередь, требует их формального создания. Поэтому страницы библиотек имеют либо официальный характер, содержащий сведения о проведенных мероприятих, фотографии, либо наполнена развлекательным контентом (репосты, картинки, цитаты), не способным заинтересовать пользователя ни чтением, ни самой библиотекой. Поэтому, на наш взгляд, именно библиотечные работники должны обладать знаниями, необходимыми для формирования достоверного контента. Библиотечно-коммуникативное пространство представляет собой часть социокультурного пространства, движение культурных смыслов в котором направлено на удовлетворение разнообразных информационных потребностей читателей, независимо от их конкретного вида деятельности и других сущностных характеристик личности, обретение, тем самым, личностью культурно-национальной самоидентичности [16, с. 10].

Таким образом, количество подписчиков в группе, их активность и тип поведения (обычные комментаторы, луркеры, провокаторы, лидеры мнений) не гарантируют того, что они читают даже комментируемые книги, и свидетельствует о том, что молодежь интересуется книгой, нуждается в руководстве и добром совете. Поэтому формирование и развитие читательской культуры осуществля-

ется не столько традиционными социальными институтами, а больше новым типом сообществ в виртуальном пространстве сети интернет: фактически один пользователь, не обладающий полной картиной чтения, советует другому, что именно почитать, отвечает на вопрос, о чем эта книга, и тем самым формирует его читательскую культуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. РИА-новости. URL: https://www.facebook.com/rianru/posts/ 159368150862659?comment_id=296340&offset=0&total_co mments=6

2. Книги. URL: http://vk.com/best_psalterium.

3. Книги. Аудиокниги. URL: http://vk.com/books_in_audio

4. Книги. По психологии, саморазвитию и бизнесу. URL: http://vk.com/psychological_book.

5. ^^^Original books. На иностранных языках. URL:.

6. Книги. Для детей и подростков. URL: http://vk.com/ public41366560

7. Российская государственная библиотека для молодежи. URL: http://vk.com/rgubru

8. Российская национальная библиотека. PROчтение. URL: http://vk.com/publichka_spb

9. ГПИБ России (Историческая библиотека). URL: http://vk.com/public29917396

10. Пятерочка - библиотека пос. Александровская. URL: http://vk.com/f5_alex

11. Национальная библиотека им. А.-З. Валиди РБ. URL: http://vk.com/national_library_rk

12. Центр юношеского чтения НБ им. А.-З. Валиди РБ. URL: http://vk.com/club30846013

13. Центр детского чтения НБ РБ им.А.-З. Валиди. URL: http://vk.com/club49342349

14. Модельная библиотека Neosfera. URL: http://vk.com/neo_sphere

15. Чушкина С. Е. Продвижение чтения в пространстве социальных медиа (на примере социальной сети «ВКонтакте») // IV Российский культурологический конгресс с международным участием «Личность в пространстве культуры», Санкт-Петербург, 29-31 октября 2013 г.: Тезисы и выступления участников. СПб: Эйдос, 2013. URL: http://culturalnet.ru/main/congress_person/ 1297

16. Бенин В. Л. Роль и место библиотеки в социокультурном пространстве // Библиосфера. 2011. №1. С. 10.

17. Пичугина О. А. Трансформация массовой коммуникативной реальности в эпоху социальных медиа // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. №1. С. 268-276.

18. Продвижение чтения в социальных медиа // Университетская книга. 2013. №2. С. 30-33.

Поступила в редакцию 27.01.2014 г.

SPECIAL INTEREST COMMUNITIES IN SOCIAL MEDIA AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF READING CULTURE

© S. Е. Chushkina

Bashkir State Pedagogical University 3a Oktyabrskoi Revolutsii st., 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 272 58 05.

E-mail: svetaaaafr@gmail.com

Books- and reading-related special interest communities on "VKontakte" social network are presented in the article. Behavior models of network users are observed, books- and reading-related communities are rated and a brief description of each of them is given. The groups created by librarians paper are also studied and opportunities these groups have to promote the culture of reading are revealed. Each epoch has its specific cultural sphere with its spiritual content being contributed to by the people living within it. An early 21st century man lived in a new sociocultural environment. Development of information processes and technology changed the long-established models of communication, cognition, education and scientific activities. The communication revolution resulted in that each individual gained an offing to become a creator of their own information and play an active role in its promotion within the society. A social network user himself chooses a community which best satisfies their personal and occupational needs in information. The fact that there is a large amount of various books- and reading-related communities on the Internet doesn't account for their quality; more likely it declares the opposite. Online library communities related to books and reading can not compete with online "book" groups. Their moderators lack sufficient knowledge of blogosphere and methods of web promotion. Building and raising reading culture in the modern society is performed by a new type of web communities rather than by traditional social institutions: a non-expert user recommends a book to read to another user, answers a question on the plot of this book and thereby forms his reading culture.

Keywords: social media, reading culture, reading, libraries, virtual space.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. RIA-novosti. URL: https://www.facebook.com/rianru/posts/159368150862659?comment_id=296340&offset=0&total_comments=6

2. Knigi. URL: http://vk.com/best_psalterium.

3. Knigi. Audioknigi. URL: http://vk.com/books_in_audio

4. Knigi. Po psikhologii, samorazvitiyu i biznesu. URL: http://vk.com/psychological_book.

5. Knigi.Original books. Na inostrannykh yazykakh. URL:.

6. Knigi. Dlya detei i podrostkov. URL: http://vk.com/public41366560

7. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka dlya molode-zhi. URL: http://vk.com/rgubru

8. Rossiiskaya natsional'naya biblioteka. PROchtenie. URL: http://vk.com/publichka_spb

9. GPIB Rossii (Istoricheskaya biblioteka). URL: http://vk.com/public29917396

10. Pyaterochka - biblioteka pos. Aleksandrovskaya. URL: http://vk.com/f5_alex

11. Natsional'naya biblioteka im. A.-Z. Validi RB. URL: http://vk.com/national_library_rk

12. Tsentr yunosheskogo chteniya NB im. A.-Z. Validi RB. URL: http://vk.com/club30846013

13. Tsentr det-skogo chteniya NB RB im.A.-Z. Validi. URL: http://vk.com/club49342349

14. Model'naya biblioteka Neosfera. URL: http://vk.com/neo_sphere

15. Chushkina S. E. Prodvizhenie chteniya v prostranstve sotsial'nykh media (na primere sotsial'noi seti «VKontakte») IV Rossiiskii kul'turologicheskii kongress s mezhdunarodnym uchastiem «Lichnost' v prostranstve kul'tury», Sankt-Peterburg, 29-31 oktyabrya 2013 g.: Tezisy i vystupleniya uchastnikov. Saint Petersburg: Eidos, 2013. URL: http://culturalnet.ru/main/congress_person/ 1297

16. Benin V. L. Bibliosfera. 2011. No. 1. Pp. 10.

17. Pichugina O. A. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2013. No. 1. Pp. 268-276.

18. Prodvizhenie chteniya v sotsial'nykh media Universitet-skaya kniga. 2013. No. 2. Pp. 30-33.

Received 27.01.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.