Научная статья на тему 'Литературные интернет-ресурсы как возможность руководства чтением молодежи'

Литературные интернет-ресурсы как возможность руководства чтением молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2293
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕНТ / РУКОВОДСТВО ЧТЕНИЕМ МОЛОДЕЖИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ / КНИЖНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Будко Наталья Александровна

В данной статье проводится анализ интернет-ресурсов, содержащих литературный контент, приводятся их достоинства и недостатки, рассматривается возможность формирования руководства чтением молодежи посредством ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературные интернет-ресурсы как возможность руководства чтением молодежи»

"Культурная жизнь Юга России" 146 !

№ 2 (61), 2016

стабильности, душевное благополучие, возможность карьерного роста, профессионального и личностного самосовершенствования. Это важные условия предотвращения стрессов и профессионального выгорания.

Литература

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

2. Бодров В. А. Информационный стресс. Москва: ПЭР СЭ, 2000.

3. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1.

4. Лысенко К.И. Акмеологические особенности психической саморегуляции кадров управления: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2000.

5. Секач М.Ф. Психология здоровья. Москва: Академический Проект, 2003.

Reverences

1. Bodrov V.A. Psihologicheskii stress: razvitie uchenija i sovremennoe sostojanie problem [Psychological stress: development of the doctrine and current state of a problem]. M., 1995.

2. Bodrov V.A. Informacionnyi stress [Information stress]. M.: PER SE, 2000.

3. Maklakov A.G. Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions // Psikhologicheskii zhurnal. 2001. № 1.

4. Lysenko K.I. Acmeological features of mental self-control managers: thesis of sinopsis ... PhD (psihol.). Moskow, 2000.

5. Sekach M.F. Psihologija zdorov'ya [Health Psychology]. M.: Akademicheskii Proekt, 2003.

УДК 304.2 Н.А. БУДКО

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РУКОВОДСТВА ЧТЕНИЕМ МОЛОДЕЖИ

Будко Наталья Александровна, аспирантка Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), natalja.budko@yandex.ru

Аннотация. В данной статье проводится анализ интернет-ресурсов, содержащих литературный контент, приводятся их достоинства и недостатки, рассматривается возможность формирования руководства чтением молодежи посредством ресурсов.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, литературный контент, руководство чтением молодежи, электронные библиотеки, интернет-магазины, книжно-рекомендательные сервисы.

UDC

N.A. BUDKO

ONLINE LITERARY RESOURCES AS AN OPPORTUNITY TO GUIDE THE READING YOUTH

Budko Natalia Aleksandrovna, postgraduate student of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), natalja.budko@yandex.ru

Abstract: In this article there is the analysis of Internet resources containing literary content, lists their advantages and disadvantages, the possibility of the formation of guided reading resources by youth. Keywords: Internet resources, literary content, reading the guide of youth, digital libraries, Internet-shops, book-recommendation services.

Интернет содержит ряд интересных с точки зрения руководства чтением молодежи возможностей. В их числе - специализированные сайты, содержащие литературный контент

(полные тексты литературных произведений или ссылки), электронные каталоги, перечни вышедших в печать книг с аннотациями и иллюстрациями, сайты, осуществляющие онлайн-трансляции литературных произведений, интернет-магазины, книжно-рекомендательные сервисы, электронные библиотеки, сайты региональных библиотек, освещающие юбилейные даты и мероприятия.

Глобальная сеть предоставляет массу ресурсов, где читатель может найти весь интересующий его материал, начиная от книги и заканчивая рецензиями на нее. Рассмотрим, какие из ресурсов представляют наибольший интерес с точки зрения руководства чтением молодежи.

Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет специальный информационно-ресурсный центр по проблемам молодежи Российской государственной библиотеки для молодежи. Функционирует сайт с 2004 года, количество пользователей в день 317. Центр предлагает своим читателям реферативную базу периодики (более 1800 статей) и библиографическую базу данных (5 000 аннотированных библиографических описаний книг, изданных с середины 19 века по 40-е годы 20 века). На его официальном сайте rgub.ru в разделе ресурсы размещены электронные библиотечные системы (ЭБС), такие как ЭБС издательства «Лань», ЭБС «ЛитРес: Мобильная Библиотека», ЭБС ZHANIUM.COM, ЭБС «Библио-Россика», ЭБС «Университетская библиотека онлайн», кроме того, представлен широкий список разделов, куда читатель может обратиться и найти необходимую литературу. Доступ к ресурсам свободный, достаточно пройти регистрацию, авторизоваться и начать изучение литературы, расположенной по ссылке. Доступны также электронные версии СМИ (журналы, газеты, статьи), удаленные базы периодики: «Архив научных журналов» НП НЭИКОН, East View Information Services, Integrum, Press Reader. Также реализован доступ к Электронной библиотеке диссертаций, формируемой РГБ (содержит 836 206 полных текстов диссертаций и авторефератов).

Примером еще одного специфического направления привлечения читателя является первая книжная социальная сеть goodreads.com. Запущена была как сайт социальной каталогизации в декабре 2016 года, создателем является разработчик программного обеспечения предприниматель Отис Чендлер, на текущий момент количество пользователей составляет 5,3 миллиона читателей, представлено более 170 миллионов книг, ежедневно ресурс посещают 111 873 пользователя. Отличие Goodreads от других рекомендательных сервисов состоит в том, что профиль можно интегрировать с другими социальными сетями, тогда обновления ленты будут публиковаться в Twitter и Facebook, а также в MySpace, Windows Live и Friend Feed.

Книжная социальная сеть позволяет вести виртуальную картотеку прочитанных, читаемых в данный момент и отложенных к прочтению книг, обмениваться рекомендациями с друзьями. Доступ упрощен - пользователь заполняет свой профиль, указывает свои читательские предпочтения и формирует книжную полку. Помимо этого размещается и другая информация: списки любимых писателей, жанров и цитат из книг, список друзей, новостная лента, отображающая действия пользователя на сайте. Поиск книг можно осуществлять по названию, имени автора или по ISBN. У каждой представленной книги есть свой профиль - подробная информация (аннотация, количество страниц, дата публикации, наименование издательства, краткая информация об авторе, отзывы читателей, рейтинг книги и т.д.). Можно заполнить свой обзор, оставить отзыв, написать рецензию, рекомендовать книгу к прочтению. Книги можно искать не только по заданным критериям, но и воспользоваться специальными подборками, создаваемыми самими читателями книжной сети (например, «Лучшие книги 20-го века», «Самые ожидаемые книги 2011 года» и т.д.). Если книгу не удалось найти в базе, можно загрузить ее самостоятельно. Есть возможность рекомендовать книгу друзьям, обмениваться сообщениями по внутреннему чату, вступать в группы по интересам для обсуждения книг, участвовать в викторинах и т.д. Также пользователи книжной сети обладают иерархией, после 50 добавленных книг читатель получает статус библиотекаря, что расширяет его возможности и полномочия [3]. К сожалению, данный ресурс в нашей стране не имеет большой популярности, но его интерфейс богат различными удобными сервисами. Для современной

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (61), 2016

молодежи, привыкшей большую часть времени проводить в интернете в социальных сетях, книжная сеть может стать аналогом, но только для тех пользователей, которые любят читать.

Популярность продолжают набирать электронные библиотеки, наиболее крупные из них litmir.me, flibusta.is, bookz.ru, coollib.net, iknigi.net, modernlib.ru. На сайте www.litmir.me - обновленная версия, предлагается четко структурированная схема расположения данных. В верхней части сайта представлены главные разделы - «Жанры» (252), «Авторы» (217 701), «Книги» (483 924), «Серии» (11 318), «Пользователи» (407 824), также выделяется окно входа и регистрации, поисковая строка, новости, комментарии пользователей и расширенный поиск книг по заданному критерию. Основная особенность ресурса - точность поиска, его можно произвести по данным: название, жанр, язык, язык оригинала, ключевое слово, год написания, формат (от html до mp3), количество страниц, текст книги (закончен или не известно), возможна сортировка по рейтингу, также имеется дополнительная кнопка «не показывать СИ» и «скрыть закрытые книги». Дата создания электронной библиотеки Литмир 2014 год, занимается разработкой целая команда, точных данных на сайте не предоставляется. Количество зарегистрированных пользователей 408, 027, ежедневно сайт посещают около 469 632 читателей. Совершенствование структуры электронных ресурсов со временем позволит ускорить процесс поиска необходимой литературы, первые шаги к развитию осуществлены на данном сайте.

К ресурсам, используемым в руководстве чтением молодежи можно добавить книжно-рекомендательные сервисы, среди них выделяются books.imhonet.ru, www.livelib.ru, yournextread.com, librarything.com. Русскоязычный сервис books.imhonet.ru на своих интернет-страницах размещает шесть основных разделов - «Все книги», «Рекомендуемые», «Новинки», «Лучшие», «Подборки», «Избранное». Дата создания и автор не известны, количество пользователей около 2 500 000, ежедневно сайтом пользуются 7 452 человека. Главная особенность наличие теста, позволяющего определить предпочтения в области литературы, его продолжительность 5-7 минут, пользователю выдается ряд произведений, который он должен оценить по стобалльной шкале. Результаты сохраняются, и при последующем поиске книги дается рекомендация в виде списка, в соответствии с результатами. Система, проводящая опрос, утверждает, что точность выдачи результатов стопроцентная, помимо этого на сайте представлены рецензии и отзывы самих читателей, возможно, именно это является причиной популярности в сети, главная его функция позволяет отсортировать массив литературы и заняться не длительным поиском, а непосредственно самим чтением.

Еще один представитель, влияющий на чтение и позволяющий приобрести книгу с полным текстом, - интернет-магазин. Наиболее популярны сайты ozon.ru, labirint.ru, read.ru, books.ru, bookvoed.ru, chitaigorod.ru. Магазин книг books.ru выбран для анализа по причине выделения в его структуре отдельного раздела «Рекомендуем». Сайт функционирует с 1996 года, автор или владелец не указан, количество посетителей в день 1 811. Разделы, представленные на сайте - «Рекомендуем», «Бестселлеры», «Новинки», «Распродажа», «Новости», «Готовятся», функционирует строка поиска по названию, автору, ISBN, расширенный поиск осуществляется по выбранным категориям, издательству, словах в содержании, словах в аннотации, году издания, цене. Есть возможность регистрации, входа на сайт, открыта форма обратной связи. Рекомендации предоставляются покупателями сайта, не только в соответствии с выгодной ценой, но и на основании полезности приобретенной книги. Всплывающие окна информируют о новых поступлениях, можно запросить отзыв о книге, добавить в список желаний, на книжную полку, сообщить о снижении цены.

Крупнейшие российские литературные порталы www.proza.ru,www.stihi.ru, предоставляющие авторам возможность свободной публикации произведений, также формируют репертуар чтения. Ежедневно сайт проза.ру посещают 111 535 пользователей, дата создания 2000 год. Шесть главных разделов «Авторы», «Произведения», «Рецензии», «Поиск», «О портале», «Вход для авторов» - отражают полностью структуру сайта. На главной странице информируют о премиях, вручаемым авторам, размещен анонс новых произведений, выводится рейтинг читателей, поисковая строка ищет по автору. Раздел «рецензии» отображает отзывы читателей в заданный период времени, рекомендаций четких нет, списка популярных авторов также.

Представители регионального сообщества www.neklib.kubannet.ru/, www.pushkin. kubannet.ru/, www.ignatovka.ru/, http://krkrub.kubannet.ru/ призваны вести популяризацию книг и являются одним из основных инструментов формирования репертуара чтения современного поколения г. Краснодара. Сайт Краснодарской краевой библиотеки имени братьев Игнатовых www.ignatovka.ru предоставляет своим пользователям в разделе «книги», подраздел «читатели рекомендуют», краткие рекомендации, в подразделе «советуем почитать» также представлен список литературы, без аннотаций и рецензий. Структура сайта обширна, основные блоки «О библиотеке», «Официальные документы», «Отделы», «Книги», «Клубы», «Методический центр», «Виртуальная услуга», «Полезные ссылки». Дополнительный сервис на сайте получение виртуальной услуги - продление пользования книгой, получение информации о новых поступлениях, об услугах библиотеки, есть возможность оставить отзыв или предложение.

Среди массива электронных ресурсов нами была выделена общая структура сайтов, предоставляющих литературный контент пользователям или ссылку, что позволило оценить современную тематическую пользовательскую потребность, которая заключается в получении актуального, популярного, доступного материала. Все рассмотренные сайты, выданные поисковой системой при запросе «читать онлайн», обладают схожей структурой, имеются тематические разделы, топ-100 книг, представлена популярная подборка с рецензиями и оценочной шкалой, поисковое поле запроса, алфавитный перечень авторов или названий книг, новые поступления. Возрастное разделение представлено только разделом «Детская литература» - остальной массив без возрастных ограничений.

К достоинствам рассмотренных ресурсов можно отнести: открытость и доступность -большинство сайтов предоставляют полный доступ к документу; удобочитаемость - предоставляется возможность скачивания или чтения с экрана; возможность использования дополнительных сервисов (рекомендательный тест, тематическая подборка лучших книг, расширенный поиск, обмен книгами, мнениями); актуальность - постоянное обновление источников и предупреждение о новых поступлениях в качестве всплывающих окон или рассылок на адрес электронной почты, интерактивность - действующая форма обратной связи, возможность оставить отзыв, рецензию.

В качестве недостатков - сложная структура региональных и государственных интернет-ресурсов, дополнительные вложения (интернет-магазины книг), неполнота - некоторые из литературных источников представлены в ознакомительном формате (электронные библиотеки).

Как показал анализ ресурсов в сети, в настоящее время формирование структурированной базы данных, позволяющей обратиться онлайн к необходимому источнику, затруднена. Основную проблему представляет неструктурированный и дублируемый контент, располагающийся в мировой паутине. В базу попадает любая литература, которая может являться низкопробной и не всегда нужной. Сформировать облик «правильной» литературы - огромная и важная работа, но еще сложнее выделить из огромного массива сайты, на которых она находится, и направить читающего пользователя на подобные интернет-ресурсы.

Открытость подобных ресурсов заставляет задуматься о том, имеем ли мы право выставлять абсолютно всю литературу, написанную любым автором. Встречается такая, которой не место в общем доступе, она может шокировать или ввести в заблуждение. В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят ряд мер по запрету чтения некоторых книг в определенном возрасте. На книгу, как и на телевизионную программу, должен быть нанесен специальный знак, означающий, с какого возраста рекомендована эта литература к чтению. Распространится ли подобная мера на интернет-ресурсы, - сказать сложно, ведь всемирная паутина огромна и выявить материал, не рекомендованный к чтению, практически невозможно.

Наличие художественной литературы в мировом пространстве world wide web позволяет читателю найти любую литературу практически в любом формате. Главная задача -создать единый инструмент поиска и отбора рекомендательных источников информации,

"Культурная жизнь Юга России" 150 !

№ 2 (61), 2016

способных формировать руководство чтением пользователя, также выявить, какие изменения произойдут с хранилищами книг в электронном формате. Изменятся потребности читателей, возрастет ли популярность электронных библиотек, вытеснит электронная книга традиционную, появятся ли новые инструменты поиска литературного контента - покажет время.

Литература

1. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/LAW/181927/1000000001,0/

2. Сахаренкова Р.С., Уржумова О.М. Специалист книжного рынка. М., 2014. 128 с.

3. Социальные сети от А до Я. Путеводитель по социальным сетям. URL: http: / / www.social-networking.ru/soccat/goodreads

4. Профессиональный анализ сайта. URL: http://pr-cy.ru/

5. Российская государственная библиотека для молодежи. URL: http://www.rgub.ru/

6. Goodreads. URL: http://www.goodreads.com/

7. ЛитМир. Электронная библиотека. URL: http://www.litmir.me/

8. Имхонет. URL: http://books.imhonet.ru/

9. Интернет-магазин books.ru. URL: http://www.books.ru/

10. Проза.ру. URL: www.proza.ru

11. Краснодарская краевая библиотека имени братьев Игнатовых. URL: www. ignatovka. ru

References

1. FL "On the protection of children from information harmful to their health and development" [FZ "O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ikh zdorov'ju i razvitiju"]. URL: http:// www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/LAW/181927/1000000001,0/0

2. Sakharenkova R.S., Urzhumova O.M. Specialist of book market [Specyalyst knyzhnogo rynka]. M., 2014. 128 pp.

3. Sotsial'nye seti ot A do Ya. Putevoditel' po sotsial'nym setyam [Social networks from A to Z. A guide to the social networks].URL: http://www.social-networking.ru/soccat/goodreads

4. Professyonal'nyj analiz sajta [Professional site analysis]. URL: http://pr-cy.ru

5. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka dlya molodezhi [Russian state library for youth]. URL: http://www.rgub.ru/

6. Goodreads. URL:http://www.goodreads.com/

7. LitMir. Elektronnaja biblioteka [LitMir. Electronic library]. URL: http://www.litmir.me/

8. Imhonet. URL: http://books.imhonet.ru

9. Internet-magazin books.ru [Online store books.ru] URL: http://www.books.ru

10. Proza.ru. URL: www.proza.ru

11. Krasnodarskaya kraevaya biblioteka imeni brat'ev Ignatovykh [The Krasnodar regional library named Ignatovich brother Vasiliev]. URL:www.ignatovka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.