Научная статья на тему '"ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО" В МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ'

"ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО" В МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
573
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОКНИГИ / "ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО" / АУДИОПОДКАСТЫ / АУДИОСЕРИАЛЫ / АУДИОКУЛЬТУРА / АУДИОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЧТЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сторожева Светлана Петровна, Микиденко Наталья Леонидовна

Совершенствование цифровых технологий создает условия для нового этапа развития и распространения аудиокультуры. На смену радиоспектаклям пришли аудиокниги, аудиоподкасты, аудиосериалы. Рынок книжной продукции переживает «аудиобум». Отмечается устойчивый рост интереса к аудиокнигам, которые составляют конкуренцию музыкальному контенту. Авторы статьи обращаются к исследованию современного состояния культуры «звучащего слова». В статье исследуется аудиочтение читателей-студентов, социализация которых проходила в условиях масштабного распространения цифровых технологий. Цель исследования: рассмотреть аудиочтение в контексте досуговых и образовательных практик молодежи. Исследование основано на теоретических подходах, рассматривающих феномен аудиопотребления в современных медиа (В.Ю. Баль, М.Ю. Гудова, Ю.П. Мелентьева, V. Erlmann, W. Hagen, A. Kassabian, J.F. Lehmann). Исследованы представления студентов об аудиочтении, его место в их досуговых и образовательных практиках. Для выявления представлений об аудиочтении авторами было проведено социологическое исследование (декабрь 2020 г.), в котором приняли участие 85 студентов. Для исследования использована качественная методология анализа ответов на открытые вопросы. Дизайн опросника включал вопросы о предпочитаемых видах чтения, использовании аудиочтения в образовательных и досуговых практиках, причинах интереса к аудиочтению и возможностях аудичтения как вида образовательного контента. В результате выявлены предпочтения студентов в выборе формата книги (бумажные, электронные, аудиокниги), представления студентов о причинах широкого распространения аудиочтения, преимущества и ограничения аудиокниг, удобные для аудиочтения контексты повседневности, практики применения аудиокниг в образовательной и досуговой деятельности. Авторы рассматривают потенциал аудиокниг в организации образовательной и досуговой деятельности студентов. Выявлены различия в оценках респондентов: одна группа выражает готовность использовать аудиочтение для образования и получения знаний, а другая, напротив, рассматривает аудиочтение только как развлекательную практику и/или фон для рутинных повседневных дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “AUDIBLE WORD” IN THE MEDIA PREFERENCES OF YOUTH

The development of digital technologies creates the conditions for a new stage in the development and dissemination of audio culture. Radio plays have been replaced by audiobooks, audio podcasts, and audio series. The book market is experiencing an "audio explosion". There is a steady growth of interest in audiobooks, which compete with musical content. The authors of the article turn to the study of the current state of the culture of the "audible word". This article examines the audiobook reading of student readers, who were socialized under the conditions of the large-scale spread of digital technologies. The aim of the research: to consider audioreading in the context of leisure and educational practices of young people. The study is based on theoretical approaches that consider the phenomenon of audio consumption in modern media (V.Y. Bal', M.Y. Gudova, J.P. Melentieva, V. Erlmann, W. Hagen, A. Kassabian, J.F. Lehmann). The study examined students' perceptions of audiobook reading, its place in leisure and educational practices. The authors conducted a sociological study (December 2020) with the participation of 85 students in order to identify the perceptions of audiobook reading. Qualitative methodology of analysis of answers to open-ended questions was used for the study. The design questionnaire included questions on preferred types of reading, use of audiobook reading in educational and leisure practices, reasons for interest in audiobook reading and possibilities of audiobook reading as a type of educational content. The study identified students' preferences in the choice of book format (paper, electronic, audiobooks), students' ideas about the reasons for wide distribution of audiobooks, advantages and limitations of audiobooks, convenient contexts for daily life, practices of using audiobooks in educational and leisure activities. The authors consider the potential of audiobooks in the organization of educational and leisure activities of students.

Текст научной работы на тему «"ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО" В МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.4.2-400-419 УДК:316.346.32-053.6+316.334.7:008+316.77

«ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО» В МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ

Сторожева Светлана Петровна,

кандидат культурологии,

доцент кафедры социологии, политологии и психологии Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Россия, 630108, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86 ORCID: 0000-0002-1302-2810 s_storozheva@sibguti.ru

Микиденко Наталья Леонидовна,

кандидат социологических наук

Новосибирского государственного технического университета,

Россия, 630073, г. Новосибирск, ул. К. Маркса, 20,

доцент кафедры социологии, политологии и психологии;

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики,

Россия, 630108, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86

ORCID: 0000-0002-2232-8088

п1 nsk@mail.ru

Аннотация

Совершенствование цифровых технологий создает условия для нового этапа развития и распространения аудиокультуры. На смену радиоспектаклям пришли аудиокниги, аудиоподкасты, аудиосериалы. Рынок книжной продукции переживает «аудиобум». Отмечается устойчивый рост интереса к аудиокнигам, которые составляют конкуренцию музыкальному контенту. Авторы статьи обращаются к исследованию современного состояния культуры «звучащего слова». В статье исследуется аудиочтение читателей-студентов, социализация которых проходила в условиях масштабного распространения цифровых технологий. Цель исследования: рассмотреть аудио-чтение в контексте досуговых и образовательных практик молодежи. Исследование основано на теоретических подходах, рассматривающих феномен аудиопотребления в современных медиа (В.Ю. Баль, М.Ю. Гудо-ва, Ю.П. Мелентьева, V. Erlmann, W Hagen, A. Kassabian, J.F. Lehmann). Исследованы представления студентов об аудиочтении, его месте в их досуговых и образовательных практиках. Для выявления представлений об аудиочтении авторами было проведено социологическое исследование (декабрь 2020 г.), в котором приняли участие 85 студентов. Для исследо-

вания использована качественная методология анализа ответов на открытые вопросы. Дизайн опросника включал вопросы о предпочитаемых видах чтения, использовании аудиочтения в образовательных и досуговых практиках, причинах интереса к аудиочтению и возможностях аудичтения как вида образовательного контента. В результате выявлены предпочтения студентов в выборе формата книги (бумажные, электронные, аудиокниги), представления студентов о причинах широкого распространения аудиочтения, преимущества и ограничения аудиокниг, удобные для аудиочтения контексты повседневности, практики применения аудиокниг в образовательной и досуговой деятельности. Авторы рассматривают потенциал аудиокниг в организации образовательной и досуговой деятельности студентов. Выявлены различия в оценках респондентов: одна группа выражает готовность использовать аудиочтение для образования и получения знаний, а другая, напротив, рассматривает аудиочтение только как развлекательную практику и/или фон для рутинных повседневных дел.

Ключевые слова: аудиокниги, «звучащее слово», аудиоподкасты, аудио-сериалы, аудиокультура, аудиопотребление, чтение, студенты.

Библиографическое описание для цитирования:

Сторожева С.П., Микиденко НЛ. «Звучащее слово» в медиапредпочтениях молодежи // Идеи и идеалы. - 2021. - Т. 13, № 4, ч. 2. - С. 400-419. - Б01: 10.17212/20750862-2021-13.4.2-400-419.

Введение

Современную культуру, вслед за канадским философом М. Маклюэ-ном, называют эпохой «нового варварства», где аудиальные каналы коммуникации начинают преобладать над печатной книгой. «Новые дикари» современной культуры, как и в древности, предпочитают слушать больше, чем читать. Есть мнение, что сегодня книжный рынок переживает «аудио-бум» [13, 17, 20, 27], наметилась устойчивая тенденция роста интереса читателей к аудиокнигам, аудиоконтент составляет серьезную конкуренцию музыкальному контенту, а цифровые технологии открыли новую страницу в истории «звучащего слова»1. На смену аудиоверсиям книг, представленных на пластинках, в радиоспектаклях, имевших широкое распространение в доцифровую эпоху, пришли аудиокниги, аудоподкасты, аудиосериа-лы. Среди причин роста востребованности аудиоформатов могут быть выделены как объективные, например, развитие географической миграции, связанной с путешествиями или работой, так и субъективные, психологические, о чем свидетельствует факт, что 30 % населения мира относятся к категории людей, у которых слуховой канал восприятия информации яв-

1 Развитие аудиокниги исторически связано с техническими достижениями: 1877 г. - изобретение фонографа, 1931 г. - запуск проекта «Говорящие книги» по инициативе Библиотеки Конгресса США и Американского фонда поддержки слепых, в СССР подобный проект реализован в 1961 г.

ляется ведущим [28]. Аудиочтение и электронное чтение активно становится частью досуговых и/или образовательных практик.

Широкое проникновение аудиоформатов в повседневные практики поколения Z, к которому принадлежит современное студенчество, актуализирует целый ряд исследовательских вопросов: качественные характеристики аудиоконтента в соответствии с целями и задачами его использования; контексты применения аудиоконтента и его эффективность; потенциал аудиоконтента для образования.

Трансформации образовательного пространства под влиянием цифровых технологий ставят методические вопросы применения новых технологий. Так, например, сложным оказался вопрос о том, как вести онлайн-лекцию: с преподавателем в кадре или без него? Эксперименты показали, что лицо преподавателя в кадре — это не всегда преимущество, его нахождение в кадре мешает концентрации внимания, происходит переключение от содержания лекции к наблюдению за преподавателем [36]. Подобные вопросы, связанные с качественными характеристиками, возможностями и ограничениями, характерны и для аудиоконтента. О.А. Донских, определяя специфику разных форматов книги, отмечает, что «способ фиксации влияет на то, каким образом мы выражаем свои мысли» [9], одновременно со способом выражения мысли в зависимости от формата книги меняется и канал восприятия, используются разные механизмы перекодирования информации, ее запоминания и использования.

Исследование художественного и образовательного потенциалов «звучащего слова» при своей познавательности и ориентированности на практику еще не получило широкого рассмотрения. Исследования аудиочте-ния еще только складываются в единую теоретическую рамку. Опыт российских и зарубежных исследований аудиочтения представлен следующими направлениями: трансформация процесса чтения и носителей информации в условиях развития цифровых технологий [11, 26]; проблемы многослойности понимания феномена книги, трансформация ее формы [5, 16, 33]; аудиокультура как система [8, 25]; анализ рынка книжной продукции, представляющий динамику роста интереса к электронной книге, в том числе в сегменте аудиокниг [21]; аудиокнига в структуре издательской деятельности [1]; аудиокнига как феномен цифровой культуры и ее качественные характеристики, востребованные слушателем [2, 3, 4, 18, 23]; роль аудиокниги в сохранении исторического наследия [24]; предпочтения читателей при выборе аудиоформата чтения и читательские практики [10, 12, 22, 35]; аудиокниги как средство изучения иностранного языка (работы в этой области традиционны и составляют значимую часть исследований) [6, 7, 13, 19, 28]; роль аудиокниги в формировании познавательных способностей [14]; аудиоподкасты как образовательная технология, ее возмож-

ности, преимущества, риски [1, 28, 29, 30, 31, 34]. Изучение аудиоподкастов становится новым трендом исследований в сфере аудиоконтента. Исследования носят преимущественно теоретический характер и рассматривают аудиокнигу в контексте современной культуры, педагогики и технологий. Фокусом нашего исследования стало аудиочтение молодежи, которое осуществляется как для образовательных целей, так и для развлечения, а также как фоновое заполнение повседневных практик, не требующих высокой вовлеченности и не связанных с чтением (домашние дела, прогулки, проезд в общественном транспорте и т. п.).

Методология и методы исследования

Теоретической основой исследования выступает понимание аудио-культуры как широкого круга взаимосвязанных и взаимозависимых явлений, в которых значимо присутствуют единство звучащего и слышимого или не-звучащего и не-слышимого [21, с. 300]. Говоря о звучащем, по мнению А.Ю. Крамера, «следует иметь в виду, что в "звучащем" имплицитно задан вполне определенный способ взаимодействия источника звука и его приемника» [21, с. 300]. Это определяет специфику аудиокниги и аудио-чтения, получающих широкое распространение в практиках современных читателей и даже вступающих в конкуренцию с традиционной книгой или электронной книгой, видеоконтентом. «Аудиоконтент, приобретя разнообразие форматов, стал котироваться не меньше других видов контента» [23, с. 58]. Разные форматы аудиоконтента (аудиокнига, аудиоподкаст или аудиосериал) рассматриваются как произведение искусства «озвученное профессиональными актерами, опытными дикторами или энтузиастами-любителями, со звуковым, музыкальным сопровождением, либо без него, и записанное на звуковой носитель» [7, с. 139]. При этом использование аудиоконтента происходит в разных контекстах: досуговом, развлекательном, информационном, познавательном, образовательном [23, с. 62]. Каждый контекст предъявляет свои требования к «звучащему слову». Исследование практик аудиочтения позволяет выявлять запросы читателей на разные формы аудиоконтента.

В ходе эмпирического социологического исследования (декабрь 2020 г.) были обобщены представления студентов об аудиочтении, его месте в досуговых и образовательных практиках. Ответы были получены от 85 респондентов (студенты разных курсов, девушки 32 %о, юноши 68 %о). По релевантности было отобрано 80 анкет, в которых были представлены развернутые и полные ответы. Для исследования использована качественная методология. Респондентам были предложены открытые вопросы: о предпочтениях в выборе формата книги (бумажные книги, электронные книги, аудиокниги), о причинах популярности аудиочтения (преимуще-

ства и ограничения аудиокниг), об удобных для аудиочтения контекстах, а также о практиках применения аудиокниг в образовательной и досуговой деятельности. Респонденты дали развернутые ответы на предложенные вопросы, продемонстрировали довольно высокий уровень заинтересованности и искренности при ответах на вопросы, о чем свидетельствует статистика слов в ответах (таблица).

Статистика слов в ответах на открытые вопросы

Вопросы Статистика ответов

Слов в ответе, в среднем (М Максимум слов в ответе (М) Минимум слов в ответе М) Число ответов М)

Какому виду чтения Вы отдаете предпочтение? 32,0 69 11 84

Почему аудиочтение получает распространение? 43,8 77 11 83

Какие формы аудиочтения (аудио-книга, аудиосериалы, аудиоподка-сты) получают распространение? 31 78 9 81

Какие преимущества есть у аудио-чтения в сравнении с традиционной формой чтения или с чтением электронных книг? 39,4 92 10 81

Используете ли Вы в своей досуговой или образовательной практике аудиочтение? 33,9 82 10 81

Получит ли аудиокнига распространение как форма учебного материала? 41,6 102 9 81

Результаты

Студентам была предоставлена возможность в свободной форме поразмышлять о своих предпочтениях в выборе формата чтения. Ответы студентов подтверждают уже имеющиеся данные о широкой популярности аудиоформатов в молодежной среде2: «Аудиочтение сейчас на пике своей популярности»; «Аудиокниги ... можно прослушивать ускоренно и в любом месте в этом же и их основное преимущество ими можно пользоваться где угодно. ... мне

2 Ответы респондентов приведены курсивом, сохранены оригинальная стилистика и пунктуация.

легче фантазировать об историях, когда я занимаю позицию слушателя, а не чтеца»; «Современные юные люди перешли на аудио книги, стали слушать их в наушниках, смотреть видеоролики с рассказами, чтобы запоминать их быстрее и качественнее, нежели чем обычные книги, ... аудиокнигу, с современными наушниками можно послушать в метро, в автобусе и это так же очень удобно». Среди причин обращения к аудиокниге назывались разные обстоятельства: от внутренних процессов, связанных с восприятием и осмыслением информации: «При прослушивании аудиокниги теряешь концентрацию» до внешних контекстов повседневности: «Аудиокниги я обычно слушаю, когда еду куда-то по делам, перед сном, включаю на фон, когда в дальнейшем будущем аудиокнига перейдет в формы учебного материала, это связано с тем, что мир всё больше и больше переходит на технологии»; «Контент в аудиоформате выполняет две функции: возможность совмещения дел и создание "белого шума"»; «... слушать аудиокниги, смотря в какой ситуации я нахожусь. Вечером перед сном мне удобнее послушать аудиокнигу, приходится пользоваться дарами прогресса — аудиокнига»; «Я использую аудио-чтение только для развлекательного контента».

Ответы студентов в целом отражают их готовность работать с аудиома-териалом и наличие повседневных практик аудиослушания в молодежной среде. В то же время студенты как читатели используют и традиционный печатный формат книги: «Однако я не оставляю без внимания и печатные варианты книг. Из последних печатных книг я прочитал роман Марио Пьюзо "Крестный отец" и произведение Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков "»; «Читать книги — это, безусловно, атмосферное занятие»; «Аудиокниги для меня, как визуала, не представляют особого интереса, слушать больше нравится что-то неважное, вроде подкастов»; «При чтении бумажной книги____полностью сконцентрирован на чтении, а при прослушивании аудиокниги теряешь концентрацию»; «Электронные не признаю»; «Ближе традиционное чтение книг. Потому что, лично для меня очень сложно воспринимать большую информацию на слух. Мне приятен сам процесс чтения, переворачивание и шелест страниц».

Молодежь довольно хорошо знакома с аудиочтением как способом получения информации, его преимуществами и недостатками, ситуативными предпосылками, которые располагают к обращению к аудиокниге. Многократно отмечено, что аудиокнига позволяет совмещать несколько занятий, этим уплотняя, оптимизируя время на получение знания или выполняя роль развлечения.

Однако на вопрос о предпочтении при выборе формата знакомства с текстом традиционное чтение выбрали около 10 % (вопрос формулировался косвенно, в некоторых ответах прямого ответа не было). Определяя свой выбор, респонденты отмечали, что «традиционная форма чтения книги многим более симпатична, за счет непосредственного погружения в процесс»; «. ближе традиционное чтение книг»; «потому что, лично для меня очень сложно воспри-

1ПИ/1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛ...............................................................................................................................................

нимать ... информацию на слух. Мне приятен сам процесс чтения, переворачивание страниц»; «читать книги — это, безусловно, атмосферное занятие».

Систематизация суждений о причинах возвращения популярности «звучащего» слова позволила отметить следующие причины.

Удобно: позволяет совмещать слушание книги, истории с другими делами»; «в нашем современном быстро двигающемся обществе не всегда хватает времени на то, чтобы банально прочитать какую-нибудь книгу»; человек «хочетуспеть всё, в том числе и узнать что-то новое, саморазвиваться, путем прослушивания произведений, подкастов,учебников»; аудиочтение «набрало свою популярность из-за занятости людей»; «... не требуют большой концентрации ... кто-то даже спит под аудио-книгу»; «прослушивание можно совмещать с другими делами (например, в дороге, при досуге или даже на работе), что делает его очень удобным»; чтение ... «в аудиофор-мате в пробках, метро»; «аудиокниги ... можно прослушивать ускоренно и в любом месте в этом же и их основное преимущество ими можно пользоваться где угодно».

Позволяет оптимизировать время: «люди постоянно куда-то спешат, и у них просто нету времени на чтение книг», поэтому аудиочтение «набрало свою популярность из-за занятости людей»; человек «хочет успеть всё, в том числе иузнать что-то новое, саморазвиваться, путем прослушивания произведений, подкастов, учебников»; «человек обязан быть сверхпродуктивным иначе его попросту будут клеймить лентяем»; «формат усвоения информации аудиальным образом даёт мне максималь-ныйуровень свободы». Внимание в современной культуре рассматривается как важный ресурс. Совмещение разных занятий рассматривается как норма и особая способность современного человека, реализовывать которую позволяет аудиочтение.

Доступно и недорого: «не занимает никакого места в умке...»; «не требует никакого места ни в сумке, ни в шкафах»; «можно включить в любой удобный момент»; «это мобильно, можно совмещать несколько дел сразу, также данный продукт дешевле и находится в большей доступности»; «можно скачать за небольшие деньги, либо вовсе бесплатно»; «обходятся человеку дешевле бумажных носителей»; «находит-ся в общем доступе».

Основано на использовании гаджетов: «вся библиотека мира оказыва-етсяу тебя в плеере или телефоне»; «уществует множество приложений и отдельные разделы в стриминговых сервисах»; «за счет популярности смартфонов, активного использования мобильного интернета»; «находится в мобильном телефоне-смартфоне».

Забота о здоровье: аудиокниги «помогают заботиться о здоровье, снижая нагрузку на зрение и общий уровень стресса».

Популярно среди молодежи: «...аудиочтением, по большей части занимается молодежь»; «современные юные люди перешли на аудио книги, . чтобы запоминать их быстрее и качественнее, нежели чем обычные книги»; аудиочтение стало «популярным среди молодежи», «аудиочтение сейчас на пике своей популярности». И в то же время противоположное суждение: «я считаю, что аудиокниги боль-

ше подходят для развлечения, для пожилых людей со слабым зрением, для тех, кто не умеет читать, слепых. Если есть возможность, надо читать самим и как можно больше».

Таким образом, причины популярности аудиочтения описываются в прагматической плоскости, в категориях доступности, удобства, возможности совмещения с занятиями, не связанными с чтением.

Репертуар материалов для прослушивания довольно широк, что нашло отражение в вопросе о выборе формы аудиочтения (аудиконига, аудиосериалы, аудиоподкасты): «Наиболеераспространенными являются аудиокниги и аудиоподкасты. Потому что, эти направления относительно новые»; «развлекательный формат — аудио сериалы. ваши глаза не такустают и не так легко потеряться в строчках, да и не стоит забывать при обычном чтении бумажной книги сложно задуматься о другом»; «услуга (функция) подбора того, что больше подходит для тебя. Данный подбор происходит на основе запросов, ... уменьшает время на поиски, минимизирует вероятность разочарования или неправильного выбора».

Аудиоподкасты привлекают слушателей «краткостью подачи информации ее обновлением»; регулярностью выхода: «(самые популярные выходят как минимум 2 раза в день с расчетом на то что человек будет его прослушивать по пути на работу), легким доступом к самим подкастам, . разделением на темы, множество узконаправленных подкастов где будет только информация по интереующей вас теме»; «сжатые в небольшой временной промежуток и адаптированные под аудио воспроизведение, новости / мысли авторов / разговоры на разные темы»; актуальностью темы: «послушать подкаст с каким-то блогером? Это и актуально и будет что обсудить с друзьями»; «каждый сможет найти себе интересный для себя жанр»; «записывают "разговоры по душам"»; неформальностью, дружеской интонацией: «подкасты ассоциируются с разговорами давних друзей»; «многие используют его для прослушивания различных курсов (как по учебе, так и для других интересующих их направлений)».

Преимуществами аудиочтения, в сравнении с традиционной формой чтения или с чтением книг на электронных носителях, молодежь называет:

• «мобильность, аудио-книги хороши возможностью применять ''скорослушание "», «люди, не имеющие возможность видеть, могут насладиться книгой»;

• «я бы отнес компактность в отличие от бумажных книг, а также лучшую ус-ваиваемость так как доказано что слуховая память человека развита куда больше зрительной»;

• «ассортимент, практически всё можно найти в электронном формате; мобильность, легкость в передвижении; удобство и комфорт»;

• «необязательно носить с собой книги достаточно купить и закачать аудиокнигу на свое устройство»; «... ведь настоящая книга достаточно много весит и чтение в поездках становится проблемой»;

1ПВШ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛ...............................................................................................................................................

• экологично: «1)удобно совмещать с другим видом деятельности, 2) если книга озвучена хорошо — ее приятно слушать»;

• «достать без особого труда, а еще вместо 1 книги можно иметь доступ к тысячам книг в более миниатюрном устройстве. То есть транспортировка и хранение книг в таком формате — гораздо доступнее»; «на сегодняшний день на любом смартфоне можно оформить ежемесячную подписку на прослушивание аудиокниг, что будет намного дешевле, чем покупать каждый раз новую книгу».

Описание личных практик аудиочтения разделило сторонников аудио-книги и их оппонентов на почти равные по численности группы. Ответов с нечетко выраженной позицией или ее отсутствием всего около 10 %. Это позволяет заключить, что респонденты хорошо знакомы с этим явлением и в ответах опираются на имеющийся у них опыт.

«Пробовала слушать аудиокнигу, мне не понравилось»; «Не нашёл подходящей ау-диокниги»; «Да, мне приходилось использовать аудиочтение в своей жизни, но это были книги не из художественной литературы, а именно для получения профессиональных навыков или для духовного роста»; «Я слушаю аудио книги ..., для получения именно знаний по психологии, о личности, о духовности»; «Мой интерес вызвали следующие аудиокниги: "Мастер и Маргарита" и "Война и Мир"»; «в досуговой практике использую постоянно (аудио), вот для образования пытаюсь не использовать данный формат так как для восприятия нового материала требуется гораздо больше вовлеченности»; «прослушивание лекций по истории России. Перед ЕГЭ я работал курьером, и чтобы не терять время перед экзаменами, передвигаясь по городу я слушал лекции различных авторов или просто аудио книги»; «готовиться к ЕГЭ, сдавать литературу включала книги в аудиоформате»; «аудио учебники дляучебы»; «слушал лекции по биологии»; «я использую аудио подкасты для образовательной деятельности».

И в то же время противоположное мнение: «Аудиокнига — это хорошо в случае, если она не заменяет чтение. Глаза не устают от бумаги или экрана, можно совмещать с другими делами»;«... художественную литературу, я предпочитаю именно читать и именно с бумажных носителей»; «нет таких предметов, на которых можно было бы использовать аудиочтение»; «меньшая вовлеченность в процесс и, как следствие, менее глубокое и осознанное освоение»; «В крайних случаях, когда книга очень редкая или дорогая могу воспользоваться аудио вариантом».

Репертуар прослушиваемых материалов довольно разнообразен и отражает популярные у молодежи темы из области культуры и психологии, научно-популярную тематику, юмористические и сатирические тексты: «из аудиокниг, что вызвали мой интерес: "Моя гениальная подруга", "Прислуга"»; «Использую аудиочтение в виде прослушивания подкастов, из последних, которые меня заинтересовали, могу привести пример Данилы Поперечного, для практики в английском слушаю TED Talks».

Некоторые респонденты весьма подробно сообщили о том, что их заинтересовало: «"Подкаст Лайфхакера": полезные советы об отношениях, здоро-

вье и продуктивности, 'Книжный базар": подкаст от Medu%a о книгах. В числе ведущих — известный литературный критик Галина Юзефович; "Тед на русском": Идеи, достойные распространения; "VERT DIDER": популяризация науки, борьба с различными заблуждениями и ликвидация невежества»; и высоко их оценили: «Да в большей степени использую аудиоподкасты, в первую очередь удобство, можно заниматься активным отдыхом. и слушать интересный материал, или тренинги»; «. успел оценить тенденцию аудио подкастов. Совсем недавно я послушал под-каст "Лучшие фильмы 2021 года"»; «использую аудиочтение для изучения английского языка, слушаю уроки, книги, это очень удобно»; «слушаю подкасты от МЕДУЗЫ, а также подкасты на английском языке»; «Мой любимый — подкаст "Прорыв " Анны Радченко. слушаю аудиокниги»; «Это был интересный опыт, но в нем я поняла, что мне всё же сложно воспринимать информацию только на слух, после чего я не слушаю аудиокниги, но хотела бы попробовать еще».

Выбор аудиокниг и подкастов определяет повседневная ситуация, в которой респондент делает выбор информационного источника: «Перед сном я люблю слушать аудиокниги или подкасты, редко слушаю аудиокниги, но из последних мне понравились такие как, "Игры престолов", Андрей Белый "Петербург"»; «часто слушаю подкасты комиков, где они делятся своими переживаниями на разные темы. "История на ночь", "KUJI подкаст" и "Talk", они несут более юмористический посыл, но при этом поднимают исторические, философские и житейские вопросы»; «Обычно перед сном или в самолете почему-то мне нравится слушать "Гарри Поттера"».

Познавательные, образовательные, новостные темы довольно часто прослушиваются через подкасты: «Могу послушать аудиоподкаст на какую-нибудь интересную для меня тему. Обычно такие подкасты выпускает блогер Данила Поперечный»; «Последнее, что я слушал из аудиоподкастов, это было "Morgenstern-секретуспеха"»; «Среди аудио-источников информации я сочла интересными следующие: информационный портал "Арзамас" выпускает крайне увлекательные подкасты и аудио-сериалы на различную тематику, кроме того, мне бы хотелось выделить KuJi Podcast именно благодаря ему я слежу за актуальной повесткой»; «подскаст "TED на русском языке", аудио-чтение "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте, подкаст "Анатомия рекламы" ... познавательно-аналитический проект о рекламе».

В вопросе о перспективах распространения аудиокниг как формы учебного материала были высказаны полярные суждения: от безусловного «да» (около 40 % респондентов) до категоричного «нет» (около 20 %).

«Аудиокнига как форма учебного материала вполне имеет место быть в качестве дополнительной или альтернативной литературы»; «это скоро будет так же сильно распространено и в России»; «для изучения философии или некоторых других гуманитарных наук данный формат может получить большое распространение»; «достаточно много учебного материала студентам приходится воспринимать в ау-

диальной форме, те же лекции, например»; «Аудио-формат хорош в некоторых жанрах, когда от чтения ты хочешь получить удовольствия и развлечения, скорее всего, будет удобнее и проще, чем с печатным текстом, но если вы захотите совместить прослушивание с другими важными делами — не считайте, что поймете и запомните сложный текст или какие-либо моменты, слова диктора»; ««Я думаю получит, так как само обучение так же переходит в цифровизацию. Учебники заменяются на планшеты и т.д. И аудиокниги отлично впишутся в такую цифровую парадигму, где всю информацию можно достать в интернете»; «(Аудиокниги могут стать и носителями учебного материала в ближайшем будущем. Во-первых, смотря на то, как меняется учебная программа, что появляется дистанционное обучение, технологии внедряются в учебный процесс всё сильнее, можно предположить, что и учебники на аудионосителях будут востребованы. Во-вторых, дети не любят читать самостоятельно, поэтому аудиоучебник может быть хорошей альтернативой чтению. В-третьих, сейчас уже есть различные развивающие учебники, которые выпускаются в аудиоформате, а значит, что они имеют пользу и определенное удобство для детей. Это имеет свои плюсы и минусы, но конкретное предположение, что за аудиокнигами будущее, правдиво»; «Преимущественно на уроках литературы и иностранного языка, как аудиоформат становится всё популярнее, думаю, школьники всё же научатся активному слушанию»; «(Аудиоучебник — это хорошая вещь, только для повторения уже пройденного материала аудио-формат чтения хорошо бы вписался в учебный процесс».

«Для меня же, самым эффективным в получении информации всегда останется бумажная книга, наглядный пример, да и информация оттуда, как из электронного носителя, никуда не удалится, не сотрется, слова и предложения навсегда останутся на страницах книг и никогда оттуда не исчезнут»; ««я использую аудиочтение только для развлекательного контента».

««Аудиокниги в наше время приобрели невероятную популярность, они удобны, доступны, их, как кажется, легче воспринимать. Они интерактивны и могут заменить интересную беседу с человеком. Однако, я считаю, что аудиокнига это всего лишь инструмент для приятного и мобильного времяпрепровождения»; ««Я думаю, что печатные и электронные варианты учебных материалов будут более распространены, потому что при чтении намного проще структурировать получаемую информацию и вернуться назад при необходимости»; ««Аудиокниги для меня, как визуала, не представляют особого интереса, слушать больше нравится что-то неважное, вроде подкастов»; «... как альтернатива, такой формат можно рассматривать».

Выводы

Медиапотребление молодежи включает разные виды аудиотекстов: книги, подкасты, реже — аудиосериалы. В процессе изучения медиапред-почтений аудиочтения обнаружено различие в использовании аудиочте-

ния в досуговых и образовательных целях. По словам Ю.Ю. Лесневско-го, «расширяющиеся возможности аудиоформата "расслаивают" вкусовые пристрастия читателей» [9, с. 5]. Например, в своих оценках респонденты разделились на группы, одна из которых выразила готовность использовать аудиочтение для образования и получения знаний, а другая, напротив, рассматривает потенциал аудиочтения только как развлекательной практики и/или фона для рутинных повседневных дел.

Для молодежи выбор аудиокниги как способа знакомства с текстом ситуативен. Он обусловлен, с одной стороны, прагматическими мотивами и, с другой — совершенствованием технологий записи и простоты воспроизведения аудиотекстов. Технологии записи и распространения аудиокниг, подкастов, аудиосериалов упрощаются из-за возможности записывать их на компьютере и выкладывать в интернете, минуя сложности поиска издателя и разработки промокампаний.

Аудиоподкасты становятся формой продвижения коммерческих образовательных проектов и ресурсов, привлечения внимания к профессиональным знаниям, они вступают в конкуренцию с образовательными ресурсами в форме книг, учебников, других визуальных материалов, включая видеоресурсы и т. п. Поэтому верифицированный цифровой образовательный контент и цифровые образовательные сервисы следует разрабатывать и наполнять с учетом возрастающего интереса молодежи к ауди-очтению .

Литература

1. Баль В.Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2018. - № 17. - С. 91-101. - DOI: 10.17223/23062061/17/7.

2. Баль В.Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал - новые форматы медиа-пространства // Библиосфера. - 2020. - № 1. - С. 56-63. - DOI: 10.20913/18153186-2020-1-56-63.

3. БойчукЕ.И. Роль акустических характеристик речи в восприятии ритма при прослушивании аудиокниги // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2014. - № 2. - С. 8-16.

4. Бунич Е. По городу с плеером // Микроурбанизм. Город в деталях. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - URL: https://culture.wikireading.ru/72857 (дата обращения 19.11.2021).

5. Голева О.П. Печатные и электронные книги: непримиримые враги, конкуренты, друзья? // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2013. - № 5. - С. 75-80.

6. Голощапова М.В., Павлова А.В. Дидактический потенциал аудиокниги для организации внеаудиторной самостоятельной работы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. -№ 4 (56). - С. 231-236.

7. Елисеева Е.П. Использование ИКТ на уровне средней школы при обучении аудированию в рамках системы дополнительного образования // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 11. - С. 564-572.

8. Крамер А.Ю. Аудиокультура: заметки к мультидисциплинарному исследованию // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2016. - Т. 17, № 4. - С. 299-315.

9. Круглый стол: Библиотека без книг - неизбежность будущего? // Идеи и идеалы. - 2011. - № 2, т. 1. - С. 2-22.

10. Лизунова И.В. Анализ потребителей книжного рынка (на примере крупного мегаполиса) // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2016. - Т. 6, № 1. - С. 266-270.

11. Маркова Т.Б. Чтение в цифровую эпоху // Информация - Коммуникация - Общество. - 2019. - Т. 1. - С. 204-208.

12. Масленкова НА. «Качай и наслаждайся»: читательские практики и новые формы книги // Экономика и социология. - 2015. - № 28. - С. 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. На слуху: почему аудиокниги и подкасты набирают популярность // РБК Pro: web-сайт. - URL: https://pro.rbc.ru/demo/5e3c133e9a7947c7d1089316 (дата обращения 22.11.2021).

14. Передня Д.Г. Аудиокнига - средство расширения геополитического кругозора обучаемых // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. - 2016. - № 4-2 (4). - С. 90-93.

15. Полякова М.Д. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка // Тенденции развития науки и образования. -

2019. - № 52-4. - С. 34-36. - DOI: 10.18411/lj-07-2019-78.

16. Попова М.К Международная научная конференция «Книга в современном мире: проблемы рецепции» (Воронеж, 27 февраля - 1 марта 2018 г.) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 4 (93). - С. 172-175. - DOI: 10.22204/2587-89562018-093-04-172-175.

17. Рынок электронных и аудиокниг в России вырос на 35 % // Shopolog: web-сайт. - URL: https://www.shopolog.ru/news/rynok-elektronnyh-i-audioknig-v-rossii-vyros-na-35/ (дата обращения: 22.11.2021).

18. Савкина ЕА.. Что такое аудиокнига // Библиография. - 2013. - № 5 (388). -С. 45-49.

19. СуюновЛ.К.., Суюнова С.Х. Изучение иностранного языка и их значение по методу аудио уроков // Актуальные научные исследования в современном мире. -

2020. - № 8-4 (64). - С. 137-138.

20. Фирсова К. «Послушайте»: Что происходит на рынке аудиокниг // Инвест-Форсайт. Деловой журнал. - 2020. - 09 января. - URL: https://www.if24.ru/chto-proishodit-na-rynke-audioknig/ (дата обращения: 22.11.2021).

21. Хлопунова О.В. Трансформация структуры медиапотребления // Творчество В.И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории: материалы III Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2019. - С. 356-361.

22. Чудова И А. Электронное или бумажное? Специфика реализации практик чтения студентами и научными работниками // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2020. - Т. 2, № 4. - С. 53-72. - DOI: 10.19181/inter.2020.12.4.5.

23. Чукреева МА. Аудиокнига в современном мире // Человек в мире культуры. - 2014. - № 2. - С. 23-25.

24. Чукреева МА. О противоречивых особенностях аудиокниги как культурологического явления // Событие и текст: встречи и размышления в библиотеке: сборник научных статей по материалам Республиканского научно-просветительского лектория. - Уфа, 2017. - С. 136-143.

25. Шерель АА. Аудиокультура XX века: история, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 576 c. -URL: http://www.iprbookshop.ru/7233.html (дата обращения: 22.11.2021).

26. Шрайберг ЯЛ. Библиотеки в условиях трансформирующегося книжного рынка // Библиография. - 2018. - № 5 (418). - С. 3-10.

27. Электронные, аудиокниги и самиздат - основные драйверы роста книжного рынка в России: ГК «ЛитРес» подвела итоги 2019 года // ЛитРес: web-сайт. -2020. - 03 февраля. - URL: https://wwwlitres.ru/pages/cms/?page=11877 (дата обращения: 22.11.2021).

28. Alfian A., La Ode Sidu Marafat, Lio A. The Use of Audio Podcast for Teaching Listening Comprehension // Journal of Language Education and Educational Technology. - 2019. - Vol. 4, N 1. - DOI: 10.33772/jleet.v4i1.6671.

29. Uses of the podcast for educational purposes. Systematic mapping of the literature in WoS and Scopus (2014-2019) / I. Celaya, M.S. Ramirez-Montoya, C. Naval, E. Arbues // Revista Latina de Comunicacion Social. - 2020. - Vol. 77. - P. 179-201.

30. Elekaei A., Tabri%i H.H., Chalak A. Evaluating learners' vocabulary gain and retention in an e-learning context using vocabulary podcasting tasks: A case study // Turkish Online Journal of Distance Education. - 2020. - Vol. 21, N 2. - P. 190-203. - URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/1074858 (accessed: 22.11.2021).

31. Fachri%a A The Effect of Audio Podcast Application on Guessing Meaning Skill on Teaching Listening Comprehension / / Educan: Jurnal Pendidikan Islam. -2020. - Vol. 4 (1). - P. 96-108. - DOI: 10.21111/educan.v4i1.3993.

32. Fadilah E., Yudhapramesti P., Aristi N. Podcast sebagai Alternatif Distribusi Konten Audio // Kajian Jurnalisme. - 2017. - Vol. 1 (1). - P. 90-104. - URL: http:// jurnal.unpad.ac.id/kajian-jurnalisme/article/view/10562/6395 (accessed: 22.11.2021).

33. Kajander An. Research of Reading Practices and 'the Digital' // DHN 2018: Proceedings of the Digital Humanities in the Nordic Countries 3rd Conference. - Helsinki, Finland, 2018. - URL: https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/299839/ shortplus9.pdf?sequence=1 (accessed: 22.11.2021).

34. Moretti-Arianna G., MoriniL. The use of podcasting in the university teaching // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. - 2020. - Vol. 2020, N 21. - P. 233-253. - DOI: 10.7358/ecps-2020-021-more.

35. Paladines-Paredes Ъ.-V, Margallo A.-M. The booktuber channels as a space of socialization of youth reading practices // Ocnos Revista de Estudios sobre Lectura. — 2020. - Vol. 19 (1). - P. 55-67. - DOI: 10.18239/ocnos_2020.19.1.1975.

36. YoungJ.R. Do Instructional Videos Work Better When the Teacher is On Screen? It Depends // EdSurge: website. - 2021. - January 14. - URL: https://www.ed-surge.com/news/2021-01-14-do-instructional-videos-work-better-when-the-teacher-is-on-screen-it-depends?utm_source=sendpulse&utm_medium=email&utm_ campaign=novosti-dlya-praktikuyuschego- (accessed: 22.11.2021).

Статья поступила в редакцию 26.02.2021. Статья прошла рецензирование 10.04.2021.

Svetlana Storo%heva, Natalia Mikidenko. The "Audible Word" IDEAS AND IDEALS DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.4.2-400-419

THE "AUDIBLE WORD" IN THE MEDIA PREFERENCES OF YOUTH

Storozheva Svetlana,

Cand. of Sc. (Cultural Studies),

Assistant Professor, Department of Sociology, Political Science and Psychology, Siberian State University of Telecommunications and Information Science, 86 Kirov Street, Novosibirsk, 630108, Russian Federation ORCID: 0000-0002-1302-2810 s_storozheva@sibguti.ru

Mikidenko Natalia,

Candidate of Sociology, Assistant Professor,

Department of Management,

Novosibirsk State Technical University (NSTU),

20 Karl Marx Avenue, Novosibirsk, 630073, Russian Federation;

Department of Sociology, Political Science and Psychology

Siberian State University of Telecommunications and Information Science,

86 Kirov Street, Novosibirsk, 630108, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-2232-8088

nl_nsk@mail.ru

Abstract

The development of digital technologies creates the conditions for a new stage in the development and dissemination of audio culture. Radio plays have been replaced by audiobooks, audio podcasts, and audio series. The book market is experiencing an "audio explosion". There is a steady growth of interest in au-diobooks, which compete with musical content. The authors of the article turn to the study of the current state of the culture of the "audible word". This article examines the audiobook reading of student readers, who were socialized under the conditions of the large-scale spread of digital technologies. The aim of the research: to consider audioreading in the context of leisure and educational practices of young people. The study is based on theoretical approaches that consider the phenomenon of audio consumption in modern media (V.Y. Bal', M.Y. Gudova, J.P. Melentieva, V Erlmann, W Hagen, A. Kassabian, J.F. Lehmann). The study examined students' perceptions of audiobook reading, its place in leisure and educational practices. The authors conducted a sociological study (December 2020) with the participation of 85 students in order to identify the perceptions of audiobook reading. Qualitative methodology of analysis of answers to open-ended questions was used for the study. The design questionnaire included questions on preferred types of reading, use of audiobook reading in educational and leisure practices, reasons for interest in audiobook reading and possibilities of audiobook reading as a type of educational content. The study identified students' preferences in the choice of book format (paper, electronic, audiobooks), students' ideas about the reasons for wide distribution of audio-

SCIENTIFIC THEORY AND HISTORY OF CULTURE JOURNAL...............................................................................................................................................

books, advantages and limitations of audiobooks, convenient contexts for daily life, practices of using audiobooks in educational and leisure activities. The authors consider the potential of audiobooks in the organization of educational and leisure activities of students.

Keywords: audiobooks, «audible word», audio podcasts, audio serials, audio culture, audio consumption, reading, students.

Bibliographic description for citation:

Storozheva S., Mikidenko N. The "Audible Word" In the Media Preferences of Youth. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2021, vol. 13, iss. 4, pt. 2, pp. 400-419. DOI: 10.17212/20750862-2021-13.4.2-400-419.

References

1. Bal V.Yu. "Zvuchashchie knigi" v sovremennoi izdatel'skoi industrii ["Sounding Books" in the Modern Publishing Industry]. Tekst. Kniga. Knigoi%danie = Text. Book. Publishing, 2018, no. 17, pp. 91-101. DOI: 10.17223/23062061/17/7.

2. Bal V.Yu. Audiokniga, audiopodkast, audioserial — novye formaty mediaprostrans-tva [Audiobook, audio podcast, audio series — modern formats of the media space]. Bib-liosfera = Bibliosphere, 2020, no. 1, pp. 56—63. DOI: 10.20913/1815-3186-2020-1-56-63.

3. Boichuk E.I. Rol' akusticheskikh kharakteristik rechi v vospriyatii ritma pri pro-slushivanii audioknigi [The role of acoustic characteristics of speech in the perception of rhythm when listening to an audiobook]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Seriya: Lingvistika = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Linguistics, 2014, no. 2, pp. 8—16.

4. Bunich E. Po gorodu s pleerom [By the city with a player]. Mikrourbani%m. Gorod v detalyakh [Micro-urbanism. The city in detail]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2014. Available at: https://culture.wikireading.ru/72857 (accessed 19.11.2021).

5. Goleva O.P. Pechatnye i elektronnye knigi: neprimirimye vragi, konkurenty, druz'ya? [Printed and e-books: implacable enemies, competitors, friends?]. Izyestiya vys-shikh uchebnykh zavedenii. Problemy poligrafii i i%datel'skogo dela = Proceedings of the institutions of higher education. Issues of the graphic arts and publishing, 2013, no. 5, pp. 75—80.

6. Goloshchapova M.V., Pavlova A.V Didakticheskii potentsial audioknigi dlya or-ganizatsii vneauditornoi samostoyatel'noi raboty [Didactic potential of an audiobook for organizing extracurricular independent work]. Uchenye %apiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnalKurskogogosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 4 (56), pp. 231—236. (In Russian).

7. Eliseeva E.P. Ispol'zovanie IKT na urovne srednei shkoly pri obuchenii aud-irovaniyu v ramkakh sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya [The use of ICT at the secondary school level in teaching listening within the framework of the system of additional education]. Innovatsii. Nauka. Obra%ovanie = Innovation. The Science. Education, 2020, no. 11, pp. 564—572.

8. Kramer A.Yu. Audiokul'tura: zametki k mul'tidistsiplinarnomu issledovaniyu [Audio Culture: Notes for Multidisciplinary Research]. Vestnik Russkoi khristianskoi gu-

manitarnoi akademii — Revew of the Russian Christian Academy for humanities, 2016, vol. 17, no. 4, pp. 299-315.

9. Kruglyi stol: Biblioteka bez knig — neizbezhnost' budushchego? [Round table: A Library without books — inevitability of the future?]. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2011, no. 2, vol. 1, pp. 2—22. (In Russian)

10. Lizunova I.V Analiz potrebitelei knizhnogo rynka (na primere krupnogo mega-polisa) [Analysis of book market consumers (on the example of a large metropolis)]. Interekspo Geo-Sibir' — Interexpo Geo-Siberia, 2016, vol. 6, no. 1, pp. 266—270.

11. Markova T.B. Chtenie v tsifrovuyu epokhu [Reading in the digital epoch]. Infor-matsiya — Kommunikatsiya — Obshchestvo — Information — Communication — Society, 2019, vol. 1, pp. 204—208.

12. Maslenkova N.A. "Kachai i naslazhdaisya": chitatel'skie praktiki i novye formy knigi ["Download and enjoy": reading practices and new forms of the book]. Eko-nomika i sotsiologiya — Economics and Sociology, 2015, no. 28, pp. 13—17.

13. Na slukhu: pochemu audioknigi i podkasty nabirayut populyarnost' [Be heard: why audiobooks and podcasts are gaining popularity]. RBK Pro: website. (In Russian). Available at: https://pro.rbc.ru/demo/5e3c133e9a7947c7d1089316 (accessed 22.11.2021).

14. Perednya D.G. Audiokniga — sredstvo rasshireniya geopoliticheskogo krugozora obuchaemykh [Audiobook — a means of extending the geopolitical outlook trainees]. Gumanitarnyi vestnik Voennoi akademii raketnykh voisk strategicheskogo na%nacheniya, 2016, no. 4-2 (4), pp. 90—93. (In Russian).

15. Polyakova M.D. Informatsionnye tekhnologii v obuchenii audirovaniyu na za-nyatiyakh angliiskogo yazyka [Information technology in teaching listening in English classes]. Tendentsiirazvitiyanaukiiobra%ovaniya, 2019, no. 52-4, pp. 34—36. DOI: 10.18411/ lj-07-2019-78. (In Russian).

16. Popova M.K. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Kniga v sovremen-nom mire: problemy retseptsii» (Voronezh, 27 fevralya — 1 marta 2018 g.) [International Academic Conference A Book in the Modern World: Reception Issues (Voronezh, 27 February — 1 March, 2018)]. Vestnik Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledovanii. Gu-manitarnye i obshchestvennye nauki — Russian Foundation for Basic Research Journal Humanities and social sciences, 2018, no. 4 (93), pp. 172—175. DOI: 10.22204/2587-8956-2018-09304-172-175.

17. Rynok elektronnykh i audioknig v Rossii vyros na 35% [The market of electronic and audiobooks in Russia grew by 35%]. Shopolog: website. (In Russian). Available at: https://www.shopolog.ru/news/rynok-elektronnyh-i-audioknig-v-rossii-vyros-na-35/ (accessed 22.11.2021).

18. Savkina E.A. Chto takoe audiokniga [What is an audiobook]. Bibliografiya — Bibliography, 2013, no. 5 (388), pp. 45—49.

19. Suyunov L.K., Suyunova S.Kh. Izuchenie inostrannogo yazyka i ikh znachenie po metodu audio urokov [Learning a foreign language and their meaning by the method of audio lessons]. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire — Actual scientific research in the modern world, 2020, no. 8-4 (64), pp. 137—138.

SCIENTIFIC THEORY AND HISTORY OF CULTURE ^JOURNAL..............................................................................................................................................

20. Firsova K. Poslushaite: chto proiskhodit na rynke audioknig [Listen: what's happening at audiobooks market]. Invest-Forsait. Delovoi %hurnal [Invest-Forsight. Online business magazine], 2020, January 9. Available at: https://www.if24.ru/chto-proishodit-na-rynke-audioknig/ (accessed 22.11.2021).

21. Khlopunova O.V [Transformation of the structure of media consumption]. Tvorchestvo V.I. Likhonosova i aktual'nye problemy ra%vitiya yazyka, literatury, zhurnalistiki, istorii: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Creativity V.I. Likhonosov and actual problems of the development of language, literature, journalism, history], Krasnodar, 2019, pp. 356—361. (In Russian).

22. Chudova I.A. Elektronnoe ili bumazhnoe? Spetsifika realizatsii praktik chteniya studentami i nauchnymi rabotnikami [Electronic or paper? The specifics of the implementation of reading practices by students and researchers]. Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya = Interaction. Interview. Interpretation, 2020, vol. 12, no. 4, pp. 53—72. DOI: 10.19181/inter.2020.12.4.5.

23. Chukreeva M.A. Audiokniga v sovremennom mire [Audiobook in the modern world]. Chelovek v mire kul'tury = Man in the world of culture, 2014, no. 2, pp. 23—25.

24. Chukreeva M.A. [On the contradictory features of the audiobook as a cultural phenomenon]. Sobytie i tekst: vstrechi i ra%myshleniya v biblioteke: sbornik nauchnykh statei po materialam Respublikanskogo nauchno-prosvetitel'skogo lektoriya [Event and text: meetings and thoughts in the library: сollection of scientific articles in the field of Republic scientific and educational lecture]. Ufa, 2017, pp. 136—143. (In Russian).

25. Sherel' A.A. Audiokul'tura XX veka: istoriya, esteticheskie zakonomernosti, osobennosti vliyaniya na auditoriyu [Audio culture of the 20th century: history, aesthetic patterns, features of the impact on the audience]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2004. 576 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/7233.html (accessed 22.11.2021).

26. Shraiberg Ya.L. Biblioteki v usloviyakh transformiruyushchegosya knizhnogo rynka [Libraries in the context of the transforming book market]. Bibliografiya = Bibliography, 2018, no. 5 (418), pp. 3—10.

27. Elektronnye, audioknigi i samizdat — osnovnye draivery rosta knizhnogo rynka v Rossii: GK "LitRes" podvela itogi 2019 goda [Electronic, audiobooks and samizdat — the main drivers of book market growth in Russia: GC "LitRes" summarized the results of 2019]. LitRe: website, 2020, 03 February. (In Russian). Available at: https://www. litres.ru/pages/cms/?page=11877 (accessed 22.11.2021).

28. Alfian A., La Ode Sidu Marafat, Lio A. The Use of Audio Podcast for Teaching Listening Comprehension. Journal of Language Education and Educational Technology, 2019, vol. 4, no. 1. DOI: 10.33772/jleet.v4i1.6671.

29. Celaya I., Ramirez-Montoya M.S., Naval C., Arbues E. Uses of the podcast for educational purposes. Systematic mapping of the literature in WoS and Scopus (2014— 2019). Revista Latina de Comunicacion Social, 2020, vol. 77, pp. 179—201.

30. Elekaei A., Tabrizi H.H., Chalak A. Evaluating learners' vocabulary gain and retention in an e-learning context using vocabulary podcasting tasks: A case study. Turkish Online Journal of Distance Education, 2020, vol. 21, no. 2, pp. 190—203. Available at: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/1074858 (accessed 22.11.2021).

31. Fachriza A. The Effect of Audio Podcast Application on Guessing Meaning Skill on Teaching Listening Comprehension. Educan: Jurnal Pendidikan Islam, 2020, vol. 4 (1), pp. 96-108. DOI: 10.21111/educan.v4i1.3993.

32. Fadilah E., Yudhapramesti P., Aristi N. Podcast sebagai Alternatif Distribusi Konten Audio. Kajian Jurnalisme, 2017, vol. 1 (1), pp. 90-104. Available at: http://jurnal. unpad.ac.id/kajian-jurnalisme/article/view/10562/6395 (accessed 22.11.2021).

33. Kajander An. Research of Reading Practices and 'the Digital'. DHN2018: Proceedings of the Digital Humanities in the Nordic Countries 3rd Conference, Helsinki, Finland, 2018. Available at: https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/299839/shortp-lus9.pdf?sequence=1 (accessed 22.11.2021).

34. Moretti-Arianna G., Morini L. The use of podcasting in the university teaching. Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies, 2020, vol. 2020, no. 21, pp. 233253. DOI: 10.7358/ecps-2020-021-more.

35. Paladines-Paredes L.-V, Margallo A.-M. The booktuber channels as a space of socialization of youth reading practices. Ocnos Revista de Estudios sobre Lectura, 2020, vol. 19 (1), pp. 55-67. DOI: 10.18239/ocnos_2020.19.1.1975.

36. YoungJ.R. Do Instructional Videos Work Better When the Teacher is On Screen? It Depends. EdSurge: website, 2021, January 14. Available at: https://www.edsurge.com/ news/2021-01-14-do-instructional-videos-work-better-when-the-teacher-is-on-screen-it-depends?utm_source=sendpulse&utm_medium=email&utm_campaign=novosti-dlya-praktikuyuschego- (accessed 22.11.2021).

The article was received on 26.02.2021. The article was reviewed on 10.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.