Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного фармацевтического работника'

Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного фармацевтического работника Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
433
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / PHARMACEUTICAL WORKER / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMMUNICATIVENESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SURVEY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Крикова А. В., Крюкова Н. О.

В статье раскрывается важность обладания коммуникативными навыками для фармацевтических работников. Приводятся результаты исследования общего уровня общительности студентов 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России в ближайшем будущем дипломированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Крикова А. В., Крюкова Н. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A PROFESSIONAL VALUE OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST

The importance of having communicative competences for a pharmaceutical worker is discussed in the article. The results of the survey regarding general communicativeness of 5-year pharmaceutical students of the Smolensk State Medical Academy are revealed as well.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного фармацевтического работника»

УДК 614.25:615

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Крикова А.В., КрюковаН.О.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье раскрывается важность обладания коммуникативными навыками для фармацевтических работников. Приводятся результаты исследования общего уровня общительности студентов 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России - в ближайшем будущем дипломированных специалистов.

Ключевые слова: коммуникабельность, фармацевтический работник, социально-психологические исследования.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A PROFESSIONAL VALUE OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST

Krikova A.V., Krukova N.O.

Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The importance of having communicative competences for a pharmaceutical worker is discussed in the article. The results of the survey regarding general communicativeness of 5-year pharmaceutical students of the Smolensk State Medical Academy are revealed as well.

Key words: communicativeness, pharmaceutical worker, social and psychological survey.

В настоящее время повышение конкурентоспособности аптечной организации приобретает все большую актуальность. Ее рост обеспечивается путем применения современных меркетинговых технологий, ведения рациональной ассортиментной и ценовой политики, предоставления качественных фармацевтических услуг, в т.ч. консультационных. Основным источником информации являются работники первого стола аптечных организаций.

Социально-психологический подход к взаимоотношениям фармацевтического работника и конечного потребителя позволяет определить их как особую форму доверительного общения. Установление психологического контакта с конечным потребителем состоит в умении приспособиться к нему, понять его особенности. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.).

Вся беседа с конечным потребителем должна носить коммуникативный характер

и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку. Информационная эффективность общения фармацевтического работника и посетителя аптечной организации зависит от правильности понимания сообщенных ему сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения фармацевтического работника и потребителя фармацевтической услуги часто осложняется следующими факторами:

- неумением фармацевтического работника вызвать расположение посетителя;

- дефицитом времени;

- отсутствием интереса у конечного потребителя к общению с фармацевтическим работником;

- репликами стоящих в очереди других посетителей.

Согласно словарю В.И. Даля, «общительный человек - тот, кто охотно общается с людьми, любит общество, дружелюбный, приветливый, радушный, откровенный». Открытость процесса общения, естественность и непринужденность при разговоре,

легкость в установлении непосредственных контактов, неподдельный интерес к людям, активность при устранении конфликтов, готовность к сотрудничеству с самыми разными типами покупателей, понимание и внимание к их проблемам являются необходимыми и важными компонентами успешной работы за первым столом.

Целью исследования явилось изучение общего уровня коммуникабельности студентов 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России.

Материалы и методы. Для оценки уровня общительности были протестированы 14 студентов 5 курса фармацевтического факультета разных студенческих групп, выбравших углубленное изучение дисциплины «Управление и экономика фармации» в рамках учебного плана по специальности «Фармация». При этом использовался тест В.Ф. Ряховского [1], который дает возможность определить уровень коммуникабельности человека, его способности устанавливать, поддерживать и сохранять хорошие личные и деловые взаимоотношения с окружающими людьми. Тест содержит 16 вопросов. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из семи категорий относятся испытуемые:

- явная некоммуникабельность - неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации;

- замкнутость - неразговорчивость, предпочтительность одиночества;

- в известной степени общительность - в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвует неохотно;

- нормальная коммуникабельность - любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости;

- весьма общителен (порой сверх нормы) - любопытность, разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, охотно знакомится с новыми людьми;

- общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы;

- коммуникабельность болезненного характера - говорлив, многословен, вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Результаты и их обсуждение. Полученные результаты представлены на рисунке 1. Большинство респондентов, 42,9% (6 человек), весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает даже раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, редко отказывают в просьбах.

В 28,55% случаев (4 студента) респонденты обладают, согласно результатам теста, нормальным уровнем коммуникабельности, что отражает их любознательность, желание интересных контактов и активного взаимодействия с собеседником при контактах, а также достаточную терпеливость в общении с другими. Такие люди без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми, однако не любят экстравагантных выходок и бессмысленного многословия, которые вызывают у них раздражение.

Такое же количество респондентов - 4 студента (28,55%) - по результатам теста набрали от 4 до 8 очков, что характеризует их как исключительно коммуникабельных

- общительность бьет из них ключом. Они всегда в курсе всех дел. Любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут их угнетать. Охотно берут слово по любому вопросу, в любой ситуации чувствуют себя комфортно.

Таким образом, в целом, по результатам диагностики по тесту В.Ф. Ряховского, уровень общительности группы можно охарактеризовать как очень высокий, что говорит о высоком развитии коммуникативных навыков у большинства членов группы респондентов. Учитывая, что у порядка 72%

обучающихся выявлена коммуникабельность сверх нормы, таким будущим специалистам, на наш взгляд, нужно совершенствовать коммуникативные компетенции с учетом особенностей дальнейшей профессиональной деятельности. Профессорско-преподавательскому составу необходимо

учитывать данные особенности студентов и в ходе обучения, по возможности, корректировать уровень коммуникабельности обучающихся, направлять их, используя такие формы обучения, как, например, деловые игры.

28,55% 28,55%

нормальная сверх-

коммуника- общительность

бельность

42,9%

общительность

выше нормы

Рис. 1. Результаты исследования по методике В.Ф. Ряховского

Вывод. Студенты 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России обладают высокоразвитыми коммуникативными навыками, однако достаточно большому количеству будущих

специалистов следует оптимизировать коммуникативные навыки согласно профессиональным требованиям, предъявляемым к фармацевтическим работникам.

Литература

1. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов [Текст] / Н.Ф. Гребень. -Минск: Современная школа, 2008. - 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.