УДК 614.25:615
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Крикова А.В., КрюковаН.О.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В статье раскрывается важность обладания коммуникативными навыками для фармацевтических работников. Приводятся результаты исследования общего уровня общительности студентов 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России - в ближайшем будущем дипломированных специалистов.
Ключевые слова: коммуникабельность, фармацевтический работник, социально-психологические исследования.
COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A PROFESSIONAL VALUE OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST
Krikova A.V., Krukova N.O.
Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The importance of having communicative competences for a pharmaceutical worker is discussed in the article. The results of the survey regarding general communicativeness of 5-year pharmaceutical students of the Smolensk State Medical Academy are revealed as well.
Key words: communicativeness, pharmaceutical worker, social and psychological survey.
В настоящее время повышение конкурентоспособности аптечной организации приобретает все большую актуальность. Ее рост обеспечивается путем применения современных меркетинговых технологий, ведения рациональной ассортиментной и ценовой политики, предоставления качественных фармацевтических услуг, в т.ч. консультационных. Основным источником информации являются работники первого стола аптечных организаций.
Социально-психологический подход к взаимоотношениям фармацевтического работника и конечного потребителя позволяет определить их как особую форму доверительного общения. Установление психологического контакта с конечным потребителем состоит в умении приспособиться к нему, понять его особенности. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.).
Вся беседа с конечным потребителем должна носить коммуникативный характер
и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку. Информационная эффективность общения фармацевтического работника и посетителя аптечной организации зависит от правильности понимания сообщенных ему сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения фармацевтического работника и потребителя фармацевтической услуги часто осложняется следующими факторами:
- неумением фармацевтического работника вызвать расположение посетителя;
- дефицитом времени;
- отсутствием интереса у конечного потребителя к общению с фармацевтическим работником;
- репликами стоящих в очереди других посетителей.
Согласно словарю В.И. Даля, «общительный человек - тот, кто охотно общается с людьми, любит общество, дружелюбный, приветливый, радушный, откровенный». Открытость процесса общения, естественность и непринужденность при разговоре,
легкость в установлении непосредственных контактов, неподдельный интерес к людям, активность при устранении конфликтов, готовность к сотрудничеству с самыми разными типами покупателей, понимание и внимание к их проблемам являются необходимыми и важными компонентами успешной работы за первым столом.
Целью исследования явилось изучение общего уровня коммуникабельности студентов 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России.
Материалы и методы. Для оценки уровня общительности были протестированы 14 студентов 5 курса фармацевтического факультета разных студенческих групп, выбравших углубленное изучение дисциплины «Управление и экономика фармации» в рамках учебного плана по специальности «Фармация». При этом использовался тест В.Ф. Ряховского [1], который дает возможность определить уровень коммуникабельности человека, его способности устанавливать, поддерживать и сохранять хорошие личные и деловые взаимоотношения с окружающими людьми. Тест содержит 16 вопросов. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из семи категорий относятся испытуемые:
- явная некоммуникабельность - неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации;
- замкнутость - неразговорчивость, предпочтительность одиночества;
- в известной степени общительность - в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвует неохотно;
- нормальная коммуникабельность - любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости;
- весьма общителен (порой сверх нормы) - любопытность, разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, охотно знакомится с новыми людьми;
- общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы;
- коммуникабельность болезненного характера - говорлив, многословен, вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов в своем окружении.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты представлены на рисунке 1. Большинство респондентов, 42,9% (6 человек), весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает даже раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, редко отказывают в просьбах.
В 28,55% случаев (4 студента) респонденты обладают, согласно результатам теста, нормальным уровнем коммуникабельности, что отражает их любознательность, желание интересных контактов и активного взаимодействия с собеседником при контактах, а также достаточную терпеливость в общении с другими. Такие люди без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми, однако не любят экстравагантных выходок и бессмысленного многословия, которые вызывают у них раздражение.
Такое же количество респондентов - 4 студента (28,55%) - по результатам теста набрали от 4 до 8 очков, что характеризует их как исключительно коммуникабельных
- общительность бьет из них ключом. Они всегда в курсе всех дел. Любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут их угнетать. Охотно берут слово по любому вопросу, в любой ситуации чувствуют себя комфортно.
Таким образом, в целом, по результатам диагностики по тесту В.Ф. Ряховского, уровень общительности группы можно охарактеризовать как очень высокий, что говорит о высоком развитии коммуникативных навыков у большинства членов группы респондентов. Учитывая, что у порядка 72%
обучающихся выявлена коммуникабельность сверх нормы, таким будущим специалистам, на наш взгляд, нужно совершенствовать коммуникативные компетенции с учетом особенностей дальнейшей профессиональной деятельности. Профессорско-преподавательскому составу необходимо
учитывать данные особенности студентов и в ходе обучения, по возможности, корректировать уровень коммуникабельности обучающихся, направлять их, используя такие формы обучения, как, например, деловые игры.
28,55% 28,55%
нормальная сверх-
коммуника- общительность
бельность
42,9%
общительность
выше нормы
Рис. 1. Результаты исследования по методике В.Ф. Ряховского
Вывод. Студенты 5 курса фармацевтического факультета ГБОУ ВПО СГМА Минздрава России обладают высокоразвитыми коммуникативными навыками, однако достаточно большому количеству будущих
специалистов следует оптимизировать коммуникативные навыки согласно профессиональным требованиям, предъявляемым к фармацевтическим работникам.
Литература
1. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов [Текст] / Н.Ф. Гребень. -Минск: Современная школа, 2008. - 494 с.