Научная статья на тему 'Место антиоксидантных и антигипоксантных препаратов на фармацевтическом рынке: данные опроса фармацевтических работников'

Место антиоксидантных и антигипоксантных препаратов на фармацевтическом рынке: данные опроса фармацевтических работников Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОКСИДАНТЫ / АНТИГИПОКСАНТЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / АПТЕЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ANTIOXIDANTS / ANTIHYPOXANTS / SURVEY / PHARMACEUTICAL WORKERS / PHARMACEUTICAL MARKET

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Крикова А. В., Рафальский В. В.

В рамках исследования проведено анкетирование фармацевтических работников Смоленской области. Установлено, что наибольшим спросом в аптечных организациях пользуются такие препараты из группы антиоксидантов и антигипоксантов, как милдронат, актовегин и, в меньшей степени, витамин Е и мексидол. Основным фактором, влияющим на формирование спроса изученной группы ЛС у населения, являются врачебные назначения. Другие методы организации спроса оказывают менее выраженное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIOXIDANTS AND ANTIHYPOXANTS IN THE PHARMACEUTICAL MARKET: DATA OF PHARMACEUTICAL WORKERS SURVEY

In order to obtain valid information concerning demand for antioxidants and antihypoxants in the pharmaceutical market of Smolensk Region a survey of pharmaceutical workers has been carried out. In the Smolensk regional pharmaceutical market such antioxidants and antihypoxants as mildronat and actovegin are of great demand. Vitamin E and mexidol take the second rank. The major factor generating antioxidants and antihypoxants customers demand is a physicians prescription. Other methods of customers demand organization such as merchandizing and packing have been shown to be less effi cient.

Текст научной работы на тему «Место антиоксидантных и антигипоксантных препаратов на фармацевтическом рынке: данные опроса фармацевтических работников»

УДК 615.1+614.27

МЕСТО АНТИОКСИДАНТНЫХ И АНТИГИПОКСАНТНЫХ ПРЕПАРАТОВ

НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ: ДАННЫЕ ОПРОСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

А. В. Крикова, В. В. Рафальский

Кафедра управления и экономики фармации Смоленской государственной медицинской академии,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

В рамках исследования проведено анкетирование фармацевтических работников Смоленской области. Установлено, что наибольшим спросом в аптечных организациях пользуются такие препараты из группы антиоксидантов и антигипоксантов, как милдронат, актовегин и, в меньшей степени, витамин Е и мексидол. Основным фактором, влияющим на формирование спроса изученной группы ЛС у населения, являются врачебные назначения. Другие методы организации спроса оказывают менее выраженное влияние.

Ключевые слова: антиоксиданты, антигипоксанты, анкетирование, фармацевтические работники, аптечные учреждения

ANTIOXIDANTS AND ANTIHYPOXANTS IN THE PHARMACEUTICAL MARKET: DATA OF PHARMACEUTICAL WORKERS SURVEY

A. V. Krikova, V. V. Rafalsky

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

In order to obtain valid information concerning demand for antioxidants and antihypoxants in the pharmaceutical market of Smolensk Region a survey of pharmaceutical workers has been carried out. In the Smolensk regional pharmaceutical market such antioxidants and antihypoxants as mildronat and actovegin are of great demand. Vitamin E and mexidol take the second rank. The major factor generating antioxidants and antihypoxants customer's demand is a physician's prescription. Other methods of customers'demand organization such as merchandizing and packing have been shown to be less efficient.

Keywords: antioxidants, antihypoxants, survey, pharmaceutical workers, pharmaceutical market

Современная организация фармацевтической помощи направлена на своевременное обеспечение населения эффективными и безопасными лекарственными средствами (ЛС). Успешному продвижению ЛС во многом способствует рациональная маркетинговая политика аптечной организации, квалификация и уровень подготовки фармацевтических работников.

На сегодняшний день опросы по-прежнему считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении, мнениях и предпочтениях. Проведение опросов -это один из самых популярных методов сбора количественных данных. Опросы помогают понять, кто такие потребители, как они себя ведут и почему они ведут себя именно так, а не иначе. Поэтому методы прикладной социологии нашли широкое применение при проведении исследований на рынке лекарственных средств [1, 2].

Опросы проводятся с помощью анкетирования большого числа людей. Использование различных заранее заданных вариантов ответов на вопросы упрощает кодирование, анализ и интерпретацию данных. Опросы - это наиболее распространенный способ получения первичных данных в маркетинговых исследованиях.

Несмотря на более тридцатилетнюю историю изучения роли радикальных процессов в патогенезе различных заболеваний человека, перечень препаратов антиоксидантов и антигипоксантов использующихся в клинической практике остается немногочисленным. В рамках нашего последующего изложения мы поставили перед собой задачи определить место антиоксидантных и антигипоксантных препаратов на фармацевтическом рынке с помощью данных опроса фармацевтических работников.

Цель исследования - изучить особенности информированности фармацевтических работников в области реализации антиоксидантных и антигипок-сантных лекарственных препаратов.

Методика

Письменное анкетирование и интервьюирование. Анкета - это формализованный набор вопросов, предназначенный для получения информации от респондентов в виде ответов. Она обеспечивает стандартизацию и возможность сравнения данных, полученных разными интервьюерами, повышает скорость и точность записи, облегчает обработку данных. Преимуществом данного метода является то, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характе-

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

41

ристика изучаемого явления, выявлены и использованы причинно-следственные связи.

Для проведения опроса была разработана анкета, состоящая из 21 вопроса и включающая 3 блока:

- введение (цель опроса и гарантия его анонимности);

- основная часть (перечень вопросов, характеризующих предмет опроса);

- сведения об опрашиваемых (реквизитная часть, или паспортичка).

При разработке вопросов анкеты мы придерживались некоторых рекомендаций, чтобы избежать основных ошибок [2]:

- определение того, какая информация необходима исследователю (формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной);

- определение того, каким способом будет проводиться опрос (анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов);

- определение состава отдельных вопросов;

- формулировка вопросов таким образом, чтобы преодолеть неспособность и нежелание респондента дать ответ;

- в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;

- все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования;

- в анкете следует использовать простые, обычные, имеющие только одно значение слова;

- не переполнять анкету вопросами (понижается уровень сотрудничества);

- анкета не должна быть монотонной, навевать скуку и вызывать усталость;

- трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты.

Проведению опроса предшествовала валидация анкеты. Она позволила оценить адекватность восприятия вопросов респондентами и логику построения анкеты. На основании результатов валидации в содержание анкеты были внесены необходимые изменения.

Анкетирование проводилось в 43 аптечных учреждениях Смоленской области. В опросе участвовало 65 респондентов - фармацевтических работников. В число респондентов вошли директора, заведующие и заместители заведующих аптечных организаций, работники первого стола отделов готовых лекарственных форм, безрецептурного отпуска, отделов закупок (запасов) ЛС и других товаров аптечного ассортимента; работники аптечных пунктов.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования установлен демографический состав работников аптечных учреждений различных форм собственности Смоленской области. Определено, что аптечное звено представлено пре-

имущественно женщинами в возрасте 35-45 лет со стажем работы от 5 до 10 лет без квалификационной категории. Распределение по возрастным группам составило: работники в возрасте до 25 лет - 13,8%, от 25-35 лет - 23,2%, от 35-45 лет - 36,9% и старше 45 лет - 26,1%. Производственный стаж составил менее 5 лет - 18,5%, от 5 до 10 лет - 20%, от 10-15 лет -16,9%, от 15-20 лет - 15,4%, от 20-25 лет - 13,8% и более 25 лет - 15,4%. Установлено, что в Смоленской области без квалификационной категории работают 86,1% аптечных работников. В должности провизора-специалиста аптеки работают всего 15,4%, в должности фармацевта 61,5% респондентов.

Большинство опрошенных отметили, что в основном потребители определяются в выборе препаратов из группы антиоксидантов и антигипок-сантов с помощью медицинского работника - врача (78,5%). На вопрос: «Часто ли Вам приходится рекомендовать лекарственные препараты?» - в 47,7% случаев получили утвердительный ответ, в 10,8% -ответ «нет» и 41,5% респондентов иногда рекомендуют лекарственные препараты из группы антиок-сидантов и антигипоксантов.

Количество наименований антиоксидантов и ан-тигипоксантов в аптечных организациях колеблется от 10 до 53 позиций. Большинство опрошенных фармацевтов аптечных учреждений Смоленской области (43,1%) отметили, что в течение дня исследуемая группа препаратов реализуется часто; 27,7% анкетируемых отметили, что антиоксиданты продаются несколько раз в день; 20% участников опроса регистрируют продажи 1-2 раза в день, а 9,2% -указывают на редкую реализацию подобных ЛС. Данные анализа позволили установить, что наиболее реализуемыми препаратами группы антиок-сидантов и антигипоксантов явились милдронат и актовегин (83,1%), 64,6% указали, что востребованным ЛС является витамин Е, а 50,8% - мексидол.

Среди наиболее важных качеств современных препаратов изучаемой группы анкетируемые в 84,6% указали их эффективность, а в 70,8% безопасность. Такие характеристики как качество и стоимость отмечались несколько реже в 53,8% и 26,2% случаев соответственно. Интересным представляется анализ ответов фармацевтических работников на степень влияния маркетинговой активности представителей фармацевтических компаний на спрос изучаемой группы ЛС. 47,7% анкетируемых отметили очень сильное, 43,1% сильное и 9,2% слабое влияние активности фармацевтических компаний на врачей при формировании спроса. Аналогичные показатели для фармацевтических работников составили - 35,4%, 53,8% и 10,8%. Из других маркетинговых особенностей изучаемой группы ЛС можно отметить, что красивая упаковка лекарственного препарата влияет на покупку товара слабо (66,2%), также слабо на потребителя влияет выкладка препаратов на витрине (46,2%). На приобретение препаратов группы антиоксидантов и антиги-поксантов, по мнению фармацевтических работников, цена не оказывает существенного влияния.

Заключение

Использование социологических методов исследования, таких как анкетирование, позволяет эффективно изучать особенности рынка отдельных групп ЛС, в частности рынка антиоксидантов и антигипоксантов. Установлено, что наибольшим спросом в аптечных организациях Смоленской области пользуются такие препараты из группы анти-

оксидантов и антигипоксантов, как милдронат, ак-товегин и, в меньшей степени, витамин Е и мекси-дол. Выявлено, что основным фактором, влияющим на формирование спроса изученной группы ЛС у населения, являются врачебные назначения. Другие методы организации спроса (особенности оформления упаковки, мерчандайзинг) оказывают менее выраженное влияние.

1.

2.

Список литературы

Большова С.Н, Лагуткина Т. П. Воздействие маркетинговых коммуникаций на врачей и фармацевтических работников // Фармация. - 2004. - Т.53, № 6. - С. 18-22.

Маркетинговые исследования: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.