Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность дошкольников: взаимосвязи и влияние уровня сплоченности семьи'

Коммуникативная компетентность дошкольников: взаимосвязи и влияние уровня сплоченности семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
541
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ ОЛДСОНА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усова О. В., Сергеева Н. А.

Предлагаемая вниманию читателя статья открывает серию публикация, посвященных проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности старших дошкольников. В настоящем исследовании рассматривается взаимосвязь и влияние фактора сплоченности семьи с изучаемым явлением. Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается в терминах подхода М.И. Лисиной [3], сплоченность семьи в соответствии с моделью Д.Олсона [см.: 1,5]. Рассматриваемые нами явления выполнены в рамках системного подхода к исследованию. Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязей (принадлежности к единой системе) показателей коммуникативной компетентности старших дошкольников и сплоченности их семьи, а также определении системообразующих факторов, оказывающих влияние на формирование данной компетентности. Гипотезой исследования являлось предположение, что уровень семейной сплоченности старших дошкольников: (1) будет взаимосвязан с показателями их коммуникативной компетентности, (2) окажет влияние на данные показатели. В ходе эмпирической проверки выдвинутой авторами гипотезы было определено, что: (1) показатели «Коммуникативной компетентности», и «Уровня сплоченности семьи» взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. При этом, данная система имеет ярко выраженные субсистемы «Коммуникативная компетентность» и «Уровень сплоченности семьи». Кроме того, было выявлено, что уровень сплоченности семьи оказывает значимое влияние на показатели коммуникативной компетентности старших дошкольников. Коммуникативная компетентность старших дошкольников была выше в семьях, где зафиксированы пониженные, а не повышенные уровни сплоченности семьи. При пониженном уровне семейной сплоченности коммуникативная компетентность старших дошкольников имела пониженные значения. Выявленные факты позволяют специалистам, работающим с данной возрастной категорией детей, выстраивать педагогическое взаимодействие с учетом особенностей семейной ситуации, в которой находится ребенок. Результаты исследования также могут быть использованы в работе психологов и социальных работников для определения типов семейной сплоченности и выявления основных способов адаптации ребенка к ближнему и дальнему социальному окружению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усова О. В., Сергеева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность дошкольников: взаимосвязи и влияние уровня сплоченности семьи»

Издательский центр «ВЛАДОС», 2001.

3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков:

/А. М. Прихожан. — Москва - Воронеж, 2000.

психологическая природа и возрастная динамика © Топкина А.В., Минаева Е.В., 2016

УДК 1

О.В. Усова

Доцент, к.психол.н., кафедра педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО «ИРО» г. Екатеринбург Н.А. Сергеева магистр психологии, зав. ДОУ № 8 «Колосок» п. Б. Исотк, Свердловской области

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ СЕМЬИ

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателя статья открывает серию публикация, посвященных проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности старших дошкольников. В настоящем исследовании рассматривается взаимосвязь и влияние фактора сплоченности семьи с изучаемым явлением. Коммуникативная компетентность дошкольников рассматривается в терминах подхода М.И. Лисиной [3], сплоченность семьи - в соответствии с моделью Д.Олсона [см.: 1,5]. Рассматриваемые нами явления выполнены в рамках системного подхода к исследованию.

Цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязей (принадлежности к единой системе) показателей коммуникативной компетентности старших дошкольников и сплоченности их семьи, а также определении системообразующих факторов, оказывающих влияние на формирование данной компетентности.

Гипотезой исследования являлось предположение, что уровень семейной сплоченности старших дошкольников: (1) будет взаимосвязан с показателями их коммуникативной компетентности, (2) окажет влияние на данные показатели.

В ходе эмпирической проверки выдвинутой авторами гипотезы было определено, что: (1) показатели «Коммуникативной компетентности», и «Уровня сплоченности семьи» взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. При этом, данная система имеет ярко выраженные субсистемы -«Коммуникативная компетентность» и «Уровень сплоченности семьи». Кроме того, было выявлено, что уровень сплоченности семьи оказывает значимое влияние на показатели коммуникативной компетентности старших дошкольников. Коммуникативная компетентность старших дошкольников была выше в семьях, где зафиксированы пониженные, а не повышенные уровни сплоченности семьи. При пониженном уровне семейной сплоченности коммуникативная компетентность старших дошкольников имела пониженные значения. Выявленные факты позволяют специалистам, работающим с данной возрастной категорией детей, выстраивать педагогическое взаимодействие с учетом особенностей семейной ситуации, в которой находится ребенок. Результаты исследования также могут быть использованы в работе психологов и социальных работников для определения типов семейной сплоченности и выявления основных способов адаптации ребенка к ближнему и дальнему социальному окружению.

Ключевые слова: семейная сплоченность, модель Олдсона, коммуникативная компетентность дошкольников, системный подход, старший дошкольный возраст.

1. Постановка проблемы

Актуальность настоящего исследования определяется рядом ключевых положений:

во-первых, в своей речи ребенок опирается, прежде всего, на имеющийся у него социальный и эмоциональный опыт, приобретенный в ближнем окружении (семье). В связи с этим изучение взаимоотношений социальной среды (семейных взаимоотношений) и уровня коммуникативной компетентности у ребенка во многом позволяет осуществить эффективный перенос опыта ребенка во внешнюю среду социума.

Во-вторых, взаимодействия, которые осуществляются в детско-родительских отношениях, влияют на развитие познавательной и коммуникативной сфер ребенка, т.к. у детей дошкольного возраста трудно провести грань между речевым, познавательным и социальным развитием [Крейг, 2000].

В-третьих, развитие коммуникативной компетентности дошкольника позволяет ребенку быстро «включать» способы адаптации к социальной среде.

Мы не обнаружили в доступной нам литературе достаточное количество исследований, касающихся особенностей коммуникативной компетентности ребенка и влияние на данную компетентность семейной сплоченности. Этот факт дополнительно стимулирует наше исследование.

Теоретические предпосылки исследования

Семейная сплоченность

Д. Олсон c соавт. [Олсон Д., Хегенхан Б. , 2004] выделили уровни сплоченности и ввели понятие сбалансированного уровня сплоченности семьи. Согласно данной теории, диагностика семейной сплоченности определяется интегрированным показателем, включающем в себя следующие переменные: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы» и «отдых».

Автор выделяет умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и считает, что именно сбалансированные уровни характеризуют успешность функционирования системы. К сбалансированному типу семейной сплоченности Д. Олсон относит: разобщенный и связанный тип семейных отношений. Экстремальные уровни определены им как разделенный и сцепленный. Экстремальные типы в свою очередь обычно трактуются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.

Надо отметить, что тип семейной сплоченности оценивается самими членами семьи. Посредством стандартизированной методики каждый член семьи (включая детей в возрасте свыше 12 лет) оценивает: как он в данное время воспринимают свою семью и какой бы хотел ее видеть. Расхождение между реальным восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которое хотел бы осуществить каждый участник исследования.

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность рассматривалась в терминах диагностики данного явления в ситуации общения со взрослыми старших дошкольников.

В предлагаемой М. И. Лисиной [Лисина М.И., 1997; с. 293] методике в ведущих формах общения ребенка можно выделить следующие компоненты коммуникативной компетентности: (1) когнитивный, (2) эмоциональный, (3) поведенческий. Когнитивный компонент определяется посредством порядка выбора ребенком ситуации в процессе и удержание объекта основного внимания в первые минуты исследования. Эмоциональный компонент - характер активности ребенка по отношению к объекту внимания и уровень его комфортности во время исследования. Поведенческий компонент выявлялся посредством анализа речевых высказываний ребенка и длительности его взаимодействия с педагогом.

Нами также была исследована коммуникативная компетентность ребенка в условиях общения со сверстниками. В данной статье отражены результаты только по показателям в ситуации общения со взрослыми.

Предмет исследования - коммуникативная компетентность дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным уровнем сплоченности.

Необходимо отметить, что в проанализированной нами литературе вопрос о взаимоотношении понятий коммуникативной компетентности и уровня сплоченности семьи в терминах определенных нами

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

базовых понятий ранее не рассматривался. Кроме того, не ставился и ранее не решался вопрос о влиянии уровня семейной сплоченности на коммуникативную компетентность дошкольников. Исследовательский вопрос нашей работы заключается в том, чтобы выяснить: существует ли взаимосвязи и значимые различия по показателям коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровней семейной сплоченности?

Гипотезами исследования служила группа предположений, что:

- коммуникативная компетентность дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным уровнем сплоченности, имеют значимые различия (основная гипотеза).

Частные гипотезы:

- коммуникативная компетентность дошкольников будет взаимосвязана с уровнем сплоченности семьи (гипотеза # 1).

- Уровень сплоченности семьи будет оказывать влияние на показатели коммуникативной компетентности старших дошкольников в ситуации общения со взрослыми (гипотеза # 2).

2. Организация исследования

Методы исследования. В ходе теоретического и методологического обоснования проблемы и проверки выдвинутой группы гипотез исследования использовались теоретические методы аналитического исследования. Данные методы позволили создать теоретические предпосылки для выявления причинно-следственной связи изучаемых явлений. Эмпирические методы диагностики (Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной), Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона), а также, статистические методы обработки полученных данных: корреляционный (по Пирсону) анализ, дисперсионный анализ (ANOVA), позволили протестировать экспериментальные данные, полученные нами в ходе исследования.

Эмпирической базой исследования: являлся МАДОУ Детский сад № 8 «Колосок», пос. Б. Исток, Свердловской области.

Участники исследования: В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (средний возраст участников исследовании - 6,5 лет), посещавшие вышеназванную образовательную организацию в количестве 50 человек (27 девочек и 23 мальчика). Выборка имела сплошной характер и составила 95 % от всех дошкольников данной возрастной категории. В исследовании также приняли участие родители детей дошкольного возраста в количестве 100 человек (50 семейных пар). Возрастной диапазон родителей находился в пределах от 24 до 47 лет. Всего в исследовании приняло участие 150 человек.

Ограничение исследования: В исследовании приняли участие только дошкольники, чьи семьи имели характеристику «полной семьи» (нуклиарные семьи) и их родители.

3. Результаты исследования

3.1. Взаимосвязи показателей коммуникативной компетентности старших дошкольников и типа семейной системы

Были обнаружены значимые корреляции между показателями коммуникативной компетентности и типами семейных систем, где воспитывается старший дошкольник.

Результаты этой части исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Корреляции показателей коммуникативной компетентности старших дошкольников и типами

семейных систем

Показатели «Коммуникативной компетентности дошкольника» Тип семейной системы

Интегрированный показатель -.42*

Выбор ситуации в процессе исследования -.39*

Активность ребенка в исследовании -.42*

Речевые высказывания -.46**

Примечание: n=150, * - p < .05, ** - p < .01.

Согласно таблице 1 были обнаружены значимые корреляции между показателями «Типа семейной системы» и показателями «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников в ситуации общения со взрослыми. Все корреляции имели отрицательный характер. Это означает, что чем сплоченнее тип семейной системы, тем ниже значения показателей коммуникативной компетентности старшего

дошкольника.

3.2. Влияние фактора «Тип семейной системы» на показатели исследования

Влияния фактора «Типа семейной системы» будет описано в терминах дисперсионного (по Фишеру) анализа в следующей последовательности: (1) Влияние на коммуникативную компетентность старшего дошкольника (интегративный показатель) и (2) влияние на структуру (отдельные показатели) коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Влияние на интегрированный показатель «Коммуникативной компетентности»

Были обнаружены значимые эффекты (влияния) фактора «Тип семейной системы» на интегрированный показатель «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников. Значение показателя «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников в зависимости от типа семейных систем приведены в таблице 2.

Результаты, отраженные в таблице 2, свидетельствуют, что:

(1) Фактор «Тип семейной системы» оказывает значимое влияние на интегрированный показатель «Коммуникативная компетентность» детей старшего дошкольного возраста ^(3,46=5,42, р<.002).

(2) Для старших дошкольников разделенного типа семейной системы характерны повышенные, а не пониженные значения коммуникативной компетентности, чем для других типов семей.

Таблица 2.

Влияние (эффекты) фактора «Тип семейных систем» на интегрированный показатель «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников

Внутригрупповой фактор «Тип семейной системы» N Интегрированный показатель «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников (средние (и стандартные отклонения)

Разделенный 6 21,16 (2.40)

Разобщенный 29 20,06 (2.71)

Связанный 12 19,33 (3.36)

Сцепленный 3 13,66 (.57)

Примечание: Влияние фактора «Тип семейной системы» на интегрированный показатель «Коммуникативной компетентности», F(3,46)=5,42, р<.002.

(1) Наименьшее значение показателя «Коммуникативной компетентности» характерно для старших дошкольников сцепленного типа семейных систем.

(2) Между разобщенным и связанным типом семейных систем значимых различий показателя «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников обнаружено не было.

Рисунок 1 иллюстрирует полученные результаты этой части исследования.

§ 22 и

и

«3 21

и ^ &

£ 20 О

§ 19

Н Я

§ 18 § 17

8 16

к 16

й

® 1 с

я 15

14 13

12

Разделенный Разобщенный Связанный

Тип семейной системы

Сцепленный

Рисунок 1 - Влияние фактора «Типа семейной системы» на интегрированный показатель «Коммуникативной компетентности дошкольника» Влияние фактора Тип семейной системы» на структуру «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников

Были обнаружены значимые эффекты (влияние) фактора «Тип семейных систем» на ряд показателей структуры коммуникативных компетенций старших дошкольников.

Эффекты были обнаружены на такие показатели структуры коммуникативной компетентности, как: «Выбор ситуации общения» (когнитивный компонент), «Активность ребенка в исследовании» (эмоциональный компонент) и «Анализ речевых высказываний ребенка в процессе исследования» (поведенческий компонент). На другие элементы структуры коммуникативной компетентности старших дошкольников влияние фактора «тип семейной системы» обнаружено не было.

Выявленные влияния фактора «Тип семейных систем» на показатели структуры «Коммуникативных компетенций» старших дошкольников отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Влияние (эффекты) фактора «Тип семейных систем» на показатели структуры «Коммуникативной

компетентности» старших дошкольников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутригрупповой фактор «Тип семейной системы» N Показатели структуры «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников (средние (и стандартные отклонения)

1 2 3

Разделенный 6 2,50 (.54) 3,33(.51) 7,16 (.40)

Разобщенный 29 2,31 (.47) 2,89 (.55) 6,58 (1.15)

Связанный 12 2,16 (.57) 2,75 (.62) 6,25 (1.21)

Сцепленный 3 1,33 (.57) 2,00 (.00) 4,00 (1.00)

Примечание: Влияние фактора «Тип семейной системы» на показатели структуры «Коммуникативной компетентности», Б(3,97)=7,87, р<.002. Специфический эффект показателей структуры «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников, Б(2,92)=280,68, р<.0001. Взаимодействие фактора «Тип семейной системы» и показателей структуры «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников, Б(6,92)=2,36, р<.03.

Условные обозначения: 1- показатель «Выбор ситуации общения» (когнитивный компонент), 2-показатель «Активность ребенка в исследовании» (эмоциональный компонент), 3 - показатель «Анализ речевых высказываний ребенка в процессе исследования» (поведенческий компонент).

Результаты, отраженные в таблице 3, свидетельствуют о следующем:

(1) Фактор «Тип семейной системы» оказывает значимые влияния на показатели структуры «Коммуникативных компетенций» старших дошкольников (Б(3,97)=7,87, р<.002).

(2) Наиболее высокие значения показателей структуры «Коммуникативных компетенций» были выявлены у старших дошкольников с разделенным типом семейных систем, чем в других типах.

(3) Наименьшие значения - у старших дошкольников с сцепленным типом семейных систем, чем в других типах.

(4) Нами были также обнаружены взаимодействия факторов «Тип семенных систем» и показателей «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников, Б(6,92)=2,36, р<.03.

(5) Все вышесказанное означает, что данные факторы имеют взаимозависимый и взаимообусловленный характер.

Рис. 2 иллюстрирует результаты данной части исследования.

ю

«Коммуникативной компетентности дошкольников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Обсуждение результатов

Проведенное нами эмпирическое исследование «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников в зависимости от уровня сплоченности семьи и выявленные факты показали что, согласно полученных нами результатов, наиболее высокие значения показателей «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников были выявлены у детей с пониженным, а не повышенным уровнем сплоченности семьи (разделенный тип).

Согласно модели Олсона к данному уровню семей относится 16,3 % всех семейных пар. В терминах данной модели низкий (разделенный тип) уровень сплоченности семьи относится к категории крайне нежелательной семейной системы. Автором постулируется, что к низкому (разделенному) уровню сплоченности семьи свойственны: (1) эмоциональная дистанцированность всех членов семьи, (2) отсутствие привязанности членов семьи друг к другу, (3) несогласованность поведения членов семьи между собой [5].

Поведенческими паттернами данных семейных отношений является: (1) редкое совместное времяпровождение, (2) трудности оказания поддержки друг другу, (3) нежелание совместно решать жизненные проблемы. У родителей в подобных типах семей диагностируются: (1) неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, (2) тревожность при сближении с другими людьми [6]. По-видимому, повышенная коммуникативная компетентность ребенка будет во многом определяться необходимостью его адаптации к данной семейной ситуации. При этом уровень выраженности коммуникативной компетенции ребенка можно охарактеризовать как избыточный.

Также нами были получены факты, что дефицитарный уровень «Коммуникативной компетентности» в большей степени характерен для семей с высоким (сцепленным) уровнем сплоченности семьи. По типологии Олсона данный уровень сплоченности относится к хаотическому состоянию. Для таких уровней семей характерны: (1) неустойчивое или ограниченное руководство, (2) импульсивные и непродуманные решения, (3) смещение ролей от одного члена семьи к другому, (4) непредсказуемость того, что происходит в семье. Ребенок в данной семье становится «козлом отпущения». У ребенка в ответ на такую коммуникативную ситуацию в сплоченности семьи могут возникнуть трудности (в том числе - в коммуникативной сфере). Последствием данной ситуации также является то, что проблемы ребенка затмевают разногласия супругов. В семье создается ситуация, когда ребенку необходима срочная помощь со стороны родителей (например - тяжелая болезнь ребенка) и они начинают демонстрировать «псевдо сотрудничество» по отношению к этой ситуации.

Разобщенный и связанный тип сплоченности семьи в терминах модели Олсона относится к категории сбалансированных и обеспечивающих оптимальное семейное функционирование (соответственно - около 60 % семейных пар). Поэтому значение показателей «Коммуникативной компетентности» старших дошкольников также относятся к уровню не крайних, а оптимальных. Для данных уровней сплоченности семьи характерны: (1) сбалансированность и (2) наличие более позитивных коммуникативных навыков [2]. Как следствие, ребенок отображает данную модель коммуникативных навыков в своем речевом поведении и взаимодействии со взрослыми людьми.

5. Выводы

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выволы:

1. У детей старшего дошкольного возраста основные показатели коммуникативной компетентности (а именно: интегрированный показатель коммуникативной компетентности, выбор ситуации, активность ребенка в процессе исследования и речевые высказывания) взаимосвязаны с показателями уровня сплоченности семьи (эмпирическое свидетельствована в пользу гипотезы # 1).

6. Фактор уровня сплоченности семьи оказывает значимое влияние на основные компоненты коммуникативной компетентности старших дошкольников (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Наиболее высокие значения коммуникативной компетентности дошкольников были выявлены у дошкольников, чьи семьи имели пониженный, а не повышенный коэффициенты сплоченности семей («разобщенный тип»). Дефицитный тип «коммуникативной компетентности» более выражен у семей со сцепленным типом взаимоотношений (повышенный уровень сплоченности) (эмпирическое

свидетельствована в пользу гипотезы # 2).

Таким образом, выдвинутые нами гипотезы нашли свою эмпирическую поддержку. Механизмы, лежащие в основе выявленных нами фактов, являются перспективным направлением дальнейших исследований.

Список использованной литературы

1. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. - Автореф. канддисс. на звание к. пед. н., Волгоград, 2001. - 20 с.

2. Картер Е.А. Жизненный цикл семьи: рамки семейной терапии. Нью-Йорк: Гарнер Пресс, 1980. - С. 12.

3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291-300.

4. Методика исследования сплоченности семейной системы // Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.

5. Олсон Д., Хегенхан Б. Теории научения : [пер. с англ.] / Б. Хегенхан,. - 6-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2004. - 473 с.

6. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики.- Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма "Класс", 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).

© Усова О.В., Сергеева Н.А., 2016

УДК 159.9.07

Хачатурян Элина Арменовна

магистр ПС:ПСИНД-101 Института человековедения ФГБОУ ВО «ПГУ»

г.Пятигорск, РФ Е-mail: [email protected]

«КРОССКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП НА ТЕРРИТОРИИ СКФО»

Аннотация

На протяжении всей жизни человек сталкивается с тяжёлыми жизненными ситуациями. Преодолеть которые помогают личностные ресурсы, зависящие от разных аспектов. В данной работе акцент делается на этнический компонент и «опыт поколений» для преодоления сложных жизненныхситуаций.

Ключевые слова

Трудные жизненные ситуации, ресурсы, личность, совладающее поведение, этнический аспект.

Вопрос о преодолении трудных жизненных ситуаций особенно актуален, ведь у всех в течение жизни появляются те или иные трудные ситуации. Ф.Е. Василюк - психотерапевт, изучающий составляющие части трудных жизненных ситуаций, понимает их как ситуации невозможности, в которых человек встречает трудность реализовать внутренние потребности своей жизни (стремления, мотивы, ценности и т.п.) [7, с. 106]. Начиная с ранних лет жизненные проблемы, достаточно сильно влияют на людей. И как бы нам не хотелось знать своё будущее, но неприятности, беда, горе зачастую случаются внезапно. Несмотря на то, что тяжёлые ситуации в жизни могут быть совершенно разными и не похожими дуг на друга, их общим результатом является серьезное нарушение нормальной жизнедеятельности человека. К сожалению, выбраться из подобных ситуаций самому очень сложно.

Проблематику преодоления трудных ситуаций можно рассматривать с помощью психологических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.