Научная статья на тему 'Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности старших дошкольников в социально ориентированной игре'

Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности старших дошкольников в социально ориентированной игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИГРЫ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Вострикова Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены особенности формирования социальной компетентности у старших дошкольников средствами социально ориентированных игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности социальной компетентности у старших дошкольников. Определены критерии когнитивный (познавательный), поведенческий (собственно коммуникативный), эмоциональный, мотивационный с соответствующими показателями, а также выделены уровни сформированности социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Вострикова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности старших дошкольников в социально ориентированной игре»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИГРЕ

1 "2 Зотова И.В. , Вострикова Т.Н.

1 Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Вострикова Татьяна Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования социальной компетентности у старших дошкольников средствами социально ориентированных игр. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня сформированности социальной компетентности у старших дошкольников. Определены критерии когнитивный (познавательный), поведенческий (собственно коммуникативный),

эмоциональный, мотивационный с соответствующими показателями, а также выделены уровни сформированности социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий.

Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: социальная компетентность, социально-ориентированные игры, диагностика, критерии, показатели, уровни сформированности социальной компетентности, дети старшего дошкольного возраста.

УДК 372.35

Формирование ключевых компетентностей у детей старшего дошкольного возраста является приоритетной

задачей дошкольного образования на современном этапе. Это значит, что одной из составляющих компетентностного подхода в деятельности дошкольного образовательного учреждения становится работа по формированию социальной компетентности каждого ребенка, которая является активным проявлением процесса его социализации, то есть активного вхождения ребенка в окружающее социальное пространство в настоящее время и в будущем.

Социальная компетентность и методы ее развития изучаются педагогами и психологами (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, и др.). Исследователи отмечают, что социальная компетентность имеет свои особые характеристики в зависимости от возраста человека [1].

К концу дошкольного возраста у детей сформировываются основные характеристики личности, которые отражают главную суть предпосылок учебной деятельности - умение работать по правилу и образцу, вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания, оценивать и контролировать собственную деятельность и осознавать ее способы и др. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка.

Социальная компетентность - это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности, личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности». Социальная компетентность дошкольника формируется в процессе его социализации. Социализация осуществляется в игре, в организуемом пространстве, где дети учатся взаимодействовать и осваивать социальные навыки [3].

Социально-ориентированные игры предоставляют значимые возможности в формировании основ социальной компетентности старших дошкольников: увеличение социальных контактов; моделирование различных ситуаций,

в том числе конфликтных; обогащение опыта конструктивных взаимоотношений; проявление заботы и сопереживания ближнему. Изучением особенностей игровой деятельность старших дошкольников занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.

Под социально-ориентированной игрой понимаем вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Нами были выделены педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников: апробировать комплекс игр, обусловливающий обогащение социального опыта обучающихся; реализовать взаимодействие педагогов и родителей детей, способствующее активному участию родителей в формировании исследуемого феномена; спроектировать и реализовать парциальную образовательную программу, направленную на преодоление воспитанниками типичных трудностей в общении. Выявленные условия позволят организовать экспериментальную работу по формирования основ социальной компетентности старших дошкольников средствами социально-ориентированных игр.

Для исследования были выбраны дети старшего дошкольного возраста в количестве 26 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Нами был проведен анализ деятельности педагогов ДОУ с целью определить эффективность воспитательно -образовательной работы по социально-коммуникативному развитию в старших группах; выявить уровень сформированности у детей социальной компетентности, проявляющейся в игровом взаимодействии, коллективном труде, совместной деятельности на занятиях; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному развитию детей в ДОУ.

Анализ, направленный на изучение работы педагогов с детьми по формированию социальной компетентности показал, что педагоги ведут достаточно грамотную работу с воспитанниками. Целенаправленное обучение предусматривает непосредственно образовательную деятельность, игры, индивидуальное общение. Однако, в группе отсутствует картотека социально-ориентированных игр и недостаточно прослеживается индивидуальная работа с детьми по использованию социально-ориентированных игр, направленных на формирование социальной компетентности.

На основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и программы для диагностики детей старшего дошкольного возраста под ред. О. Дыбиной, нами определены критерии: когнитивный (познавательный), поведенческий (собственно

коммуникативный), эмоциональный, мотивационный с соответствующими показателями, а также выделены уровни сформированности социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Диагностический комплекс состоял из шести заданий, направленных на выявление и степень сформированности критериев социальной компетентности («отражение чувств», «Зеркало настроений», «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники», «Не поделили игрушку») [2].

Данные о сформированности показателей социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, полученные, по всем обозначенным нами критериям в ходе группового и индивидуального обследования свидетельствуют, что большинство детей соответствуют среднему уровню сформированности социальной компетентности. Но, несмотря, на проводимую работу педагогов, наблюдаются дети с низким уровнем сформированности социальной компетентности и выявлено небольшое количество детей на высоком уровне сформированности социальной компетентности.

Результаты первичной диагностики на констатирующем этапе экспериментальной работы показали, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности социальной компетентности. Поэтому, свою дальнейшую работу видим в апробации педагогических условий, направленных на формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами социально-ориентированных игр.

Список литературы

1. Зотова И.В. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников / И.В. Зотова, О.Г. Фирюлина // Проблемы современной науки и образования. Иваново. «Проблемы науки», 2017. № 18 (100). С.78-83.

2. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 64 с.

3. Проняева С.В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности / С.В. Проняева // Начальная школа плюс до и после, 2010. № 4. С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.