3. Стоимость капитала, привлекаемого из различных источников, которая зависит от рейтинга кредитоспособности предприятия, формы обеспечения кредита и ряда других условий.
4. Уровень налогообложения прибыли. При низких ставках налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, стоимость собственного капитала снижается. Поэтому предпочтительней становится использование собственных источников инвестиций.
5. Мера принимаемого учредителями риска при формировании инвестиционных ресурсов. Из-за довольно высокого уровня риска, возникающего при формировании заемного капитала, учредители склоняются к финансированию создания нового предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал.
6. Возможность доступа к источникам инвестиций. Не все источники доступны для отдельных создаваемых предприятий. Например, на средства государственного, региональных и местных бюджетов могут рассчитывать лишь отдельные социально и государственно значимые предприятия. Поэтому иногда спектр доступных источников инвестиционных ресурсов в процессе создания нового предприятия сводится к единственной альтернативе.
Таким образом, у каждой организации в России устанавливается своя оптимальная структура источников финансирования инвестиций. Учет рассмотренных факторов, преимуществ и недостатков ресурсов позволит предприятиям создавать правильную структуру источников инвестиций.
Использованные источники:
1. Игонина Л.Л., Опрышко Е.Л. Оптимизация структуры источников финансирования инвестиционной деятельность компании: принципы, подходы, модель.// Финансы и кредит - 2014 - №1(577).
2. Гуськова Н.Д. Инвестиционный менеджмент: учебник / Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина, В.И. Маколов. — М., 2014.
3. Полянин А. В., Базарнова О. А.: Анализ и планирование хозяйственной деятельности: учеб. пособие. — Орел, 2015.
УДК 37.013.2
Анкваб М.Ф., к.п.н.
доцент
кафедра иностранных языков Абхазский государственный университет Республика Абхазия, г. Сухум
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ С ПОЗИЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ АБХАЗОВ
В статье затрагиваются особенности одной из функций семьи с точки зрения абхазской народной педагогики, перечислены основные стили взаимоотношений между родителями и детьми. Автор рассуждает о
приемлемости либо недопустимости подобных стилей в процессе воспитания в абхазской семье.
Ключевые слова: семейное воспитание, абхазская народная педагогика, коммуникативная функция семьи, народное воспитание, стили семейных взаимоотношений.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды. Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами [3].
Социальная сущность семьи проявляется в таких ее функциях, как репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная.
Коммуникативная функция проявляется в организации внутрисемейного общения, досуга и отдыха, контактов с окружающей природой, использовании средств информации. Семью характеризуют не сами по себе отношения между мужчиной и женщиной, а отношения «мать-отец», «мать-ребенок», «отец-ребенок». Внутрисемейные отношения в идеале представляют собой отношения взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи. Другими видами семейных взаимоотношений могут быть паритет (обоюдовыгодные отношения), соревнование (желание добиться лучших результатов посредством доброжелательного соперничества), конкуренция (стремление главенствовать над другими). Имеет место и антагонизм между членами семьи (резкие противоречия, при которых объединение носит вынужденный характер в силу давления извне) [5, С.67].
Важнейшей и практически универсальной формой взаимодействия взрослых и детей в абхазской семье, осуществляемой в ходе их совместной деятельности, является внутрисемейная коммуникация. Исходя из предназначения и возможностей всякой коммуникации, можно утверждать, что внутрисемейная коммуникация служит, в частности, для опосредования социализации и связанных с ней процессов. С помощью коммуникации (и никак иначе) в ходе «естественного» жизненного взаимодействия взрослых и детей в семье решаются все задачи социализации.
При этом коммуникация может иметь характер прямого взаимодействия с другими членами семьи (или с самим собой), а также опосредствованного речью «взаимодействия» с образующими микросреду культурными артефактами - результатами деятельности предыдущих поколений данной семьи [4, с. 222]. Особенностями воспроизведения коммуникативной функции отличается абхазский народ, что в свою очередь отражается на семейном воспитании. Одним из проявлений сказанного является тот факт что, детей с раннего возраста приучали к строго регламентированной культуре взаимоотношений, как с родными, так и посторонними людьми.
Многовековой опыт показывает, что пагубными абхазский народ во
все времена считал конкурентные и конфликтные, антагонистические отношения в семье. Особенно отрицательно это сказывается на воспитании детей, т.к. противоречивые требования родителей, а тем более их враждебность по отношению друг к другу исключают возможность создания в семье доброжелательной атмосферы, здорового нравственного и психологического климата. В подобных ситуациях народ не оставался безучастным - ситуацию в подобных семьях стремились исправить и даже исключить на корню посредством национальных адатов, не допускающих безнравственности, чем и являлся, по мнению народа, семейный дисбаланс.
Отношение родителей к детям у абхазов определялось, в основном, не родительской любовью, а их социальным долгом, обусловленным большим количеством сложностей. Посему абхазская народная педагогика предполагает, что чувства родителей не могут откровенно проявляться как непосредственное отражение факта кровной связи, как глубокая привязанность, а наоборот выглядят, в определенных ситуациях, как формальное, наставническое выполнение родительских обязанностей, что и определяло модель внутрисемейных отношений в Абхазии до середины XX века. В данном контексте, логичным было бы, на наш взгляд, привести современную трактовку таких стилей семейных взаимоотношений, как либеральный (попустительский), авторитарный и демократический для определения наиболее актуального с позиции народной педагогики абхазов.
Либеральный стиль проявляется в том, что родители безразличны к воспитанию своих детей, допускают излишнюю снисходительность, самоустраняются от забот и ответственности за судьбу своих детей. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность. «При либеральном стиле родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Родители легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности» [1, с. 967]. Естественным и неоспоримым является факт неприемлемости существования подобного стиля семейных отношений в Абхазии до середины 20 в., что обусловлено устойчивостью традиций народного воспитания, историко-географическими, бытовыми условиями жизни этноса, а самое главное его морально-психологическими спецификами.
Авторитарный стиль означает бесцеремонное, жестокое отношение к детям, беспрекословное подчинение их диктату родителей, подавление достоинства ребенка, применение телесных наказаний, тиранию старших над младшими и т.д. Данное взаимодействие характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
Подобный тип взаимоотношений в семье исключался народом в силу его несоответствию национальной философии абхазов. Более того в народе всячески осуждали малейший намек или попытку внедрения авторитарного стиля в ячейку общества. Главенство мужчины, иерархия, уважение к старшим и прочие составляющие национальных специфик абхазского общества формировались исключительно при помощи гуманных, высоконравственных методов и приемов семейного воспитания. Более близким народу, с оговоркой на проявление особенностей патриархата являлся тип взаимоотношений, называемый в современной педагогике демократическим.
Демократический стиль характеризуется равноправием участников семейного союза, сотрудничеством родителей и детей, их взаимопомощью, дружеским расположением, совместной творческой деятельностью [2]. При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей.
Следует отметить, что в современном варианте осуществления подобных отношений бывает, что в семье внешне сложился
демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи. Они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам. В народной педагогике абхазов подобная ситуация исключалась в силу особенностей организации семейного воспитания.
Использованные источники:
1. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. №2-4. С. 964-968.
2. Киселева Е.Ю. Развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростков в семьях с различными стилями семейных взаимоотношений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2.
3. Осипова Л.Б. Репродуктивная функция семьи как фактор воспроизводства населения // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 51-55.
4. Резницкая Г.И. Особенности семейного дискурса и его роль в процессе социализации ребенка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. №586. С. 219-231.
5. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). - Майкоп: АГУ, 2000. - 307с.
УДК 338.24
Артемова Е.Н. магистрант Институт управления НИУ «БелГУ» Целютина Т.В., к.соц.н.
доцент
кафедра управления персоналом Институт управления НИУ «БелГУ» Россия, г.Белгород ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ Аннотация: в статье рассмотрены проблемы системы стимулирования персонала бюджетных организаций, а также пути совершенствования системы стимулирования для обеспечения