Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / семейное воспитание / традиционная семья / современная семья / народная педагогика / education / family education / traditional family / modern family / folk pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Ф. Анкваб

На страницах настоящей статьи нашли отражение некоторые теоретические подходы к организации семейного воспитания в народной педагогике. Перед началом разговора о них анализируется современное состояние социума. На основе рассмотрения некоторых его черт доказывается необходимость совершенствования воспитательной работы, в том числе путём интеграции некоторых элементов народной педагогики в системное воспитание. Затем исследуется место семейного воспитания в её структуре. Определяется цель, стоящая перед соответствующим сегментом воспитательной системы как важной частью этнопедагогики. Далее подвергаются рассмотрению наиболее существенные требования, предъявляемые этой, последней, к организационной стороне указанного процесса. Выделяются основные рекомендации, опирающиеся на народную педагогику, которыми можно руководствоваться по ходу воспитания детей в современных семьях и демонстрируются возможные пути их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF FAMILY EDUCATION IN FOLK PEDAGOGY

The article’s pages reflect some theoretical approaches to the family education organization in folk pedagogy. Before starting a conversation about them, the society’s current development state is analyzed. Based on its features consideration, the necessity of improving educational work is proved, including by integrating some folk pedagogy elements into systemic education. Then the place of family education in its structure is investigated. The goal facing the relevant segment of the educational system as an important ethnopedagogy part is determined. Further, the most significant requirements imposed by this latter on the organizational side of the specified process are considered. The main recommendations based on folk pedagogy are highlighted, which can be guided in the course of raising children in modern families and their implementation possible ways are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

4. Иродов И.Е. Задачи по общей физике. Москва: 2002.

5. Прояева И.В., Сиделов Д.И. Об использовании методов нахождения экстремумов функции в физических приложениях при подготовке бакалавров инженерного профиля. Модернизация инженерного образования: состояние, проблемы, перспективы: монография. Оренбург, 2018: 168-174.

References

1. Sivuhin D.V. Obschij kurs fiziki: uchebnoe posobie dlya vuzov: v 5 t. Mehanika. Moskva: FIZMATLIT, 2005; T. I.

2. Kolmogorov A.N. Polnaya bibliografiya ego trudov ii spisokpublikacij, emu posvyaschennyh. Available at: https://math.ru/lib/files/pdf/Kolmogorov-biblio.pdf

3. Matematicheskoe obrazovanie: obschedostupnaya 'elektronnaya biblioteka. Available at: https://www.mathedu.ru/indexes/authors/kolmogorov_a_n/

4. Irodov I.E. Zadachipo obschej fizike. Moskva: 2002.

5. Proyaeva I.V., Sidelov D.I. Ob ispol'zovanii metodov nahozhdeniya 'ekstremumov funkcii v fizicheskih prilozheniyah pri podgotovke bakalavrov inzhenernogo profilya. Modernizaciya inzhenernogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy, perspektivy monografiya. Orenburg, 2018: 168-174.

Статья поступила в редакцию 27.01.23

УДК 371

Ankvab M.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Abkhazian State University (Sukhum, Abkhazia),

E-mail: [email protected]

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF FAMILY EDUCATION IN FOLK PEDAGOGY. The articles pages reflect some theoretical approaches to the family education organization in folk pedagogy. Before starting a conversation about them, the society's current development state is analyzed. Based on its features consideration, the necessity of improving educational work is proved, including by integrating some folk pedagogy elements into systemic education. Then the place of family education in its structure is investigated. The goal facing the relevant segment of the educational system as an important ethnopedagogy part is determined. Further, the most significant requirements imposed by this latter on the organizational side of the specified process are considered. The main recommendations based on folk pedagogy are highlighted, which can be guided in the course of raising children in modern families and their implementation possible ways are demonstrated.

Key words: education, family education, traditional family, modern family, folk pedagogy.

М.Ф. Анкваб, д-р пед. наук, доц., Абхазский государственный университет, г. Сухум, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

На страницах настоящей статьи нашли отражение некоторые теоретические подходы к организации семейного воспитания в народной педагогике. Перед началом разговора о них анализируется современное состояние социума. На основе рассмотрения некоторых его черт доказывается необходимость совершенствования воспитательной работы, в том числе путём интеграции некоторых элементов народной педагогики в системное воспитание. Затем исследуется место семейного воспитания в её структуре. Определяется цель, стоящая перед соответствующим сегментом воспитательной системы как важной частью этнопедагогики. Далее подвергаются рассмотрению наиболее существенные требования, предъявляемые этой, последней, к организационной стороне указанного процесса. Выделяются основные рекомендации, опирающиеся на народную педагогику, которыми можно руководствоваться по ходу воспитания детей в современных семьях и демонстрируются возможные пути их выполнения.

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, традиционная семья, современная семья, народная педагогика.

Актуальность выбранной для рассмотрения темы может быть обоснована фактом глобализации большинства социальных явлений и процессов, имеющей место на протяжении трёх последних десятилетий (Т.В. Андрякова, М.И. Дворецкий, Т.В. Сидорина, С.Н. Сучков, И.А. Филиппова) [1, с. 70]. В таких условиях важной задачей системы образования становится сохранение национальной идентичности детей, подростков и молодёжи (А.В. Беляев, Е.Л. Власова, А.С. Гаязов, К.Б. Семенов, С.Н. Сучков, И.В. Хлызова) [2, с. 21-22]. Это представляется достижимым, прежде всего, средствами воспитательной работы (ГМ. Абжан, Н.И. Гагарин, К.Б. Семенов) [3, с. 89]. Исследования показывают, что в ходе её проведения действенным может оказаться внедрение элементов народной педагогики (А.И. Бройдо, П.В. Габов, Р. Капба, Е.Н. Рожкин) [4; 5]. Основным подходам к его организации, изобретённым народной педагогикой, посвящена настоящая статья. Цель - исследовать основные теоретические подходы к организации семейного воспитания, принятые в народной педагогике.

С поставленной целью коррелируются следующие задачи: исследовать место семейного воспитания в системе народной педагогики; определить цель, стоящую перед семейным воспитанием как важным сегментом народной педагогики; рассмотреть наиболее существенные требования, предъявляемые этнопе-дагогикой к организационной стороне указанного процесса; выделить основные рекомендации, опирающиеся на народную педагогику, которыми можно руководствоваться по ходу воспитания детей в современных семьях.

Решению поставленных задач будет способствовать использование таких методов исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и изучение литературы, в той или иной степени затрагивающей интересующую нас проблематику.

Научная новизна статьи состоит в исследовании роли и места семейного воспитания в системе народной педагогики.

Теоретическая значимость - в выделении ключевых требований, предъявляемых этнопедагогикой к организационной стороне рассматриваемого процесса. Практическая значимость заключается в определении рекомендаций, опирающихся на народную педагогику, которыми можно руководствоваться по ходу воспитания младших членов современных семей.

В традиционном быту установки народной педагогики, как правило, находят своё воплощение в семейном и общественном воспитании (табл. 1).

Таблица 1

Семейное и общественное воспитание в структуре народной педагогики

Народная педагогика

Семейное воспитание Общественное воспитание

Представляет собой назидательное воздействие, осуществляемое родными и близкими. Имеет чётко определённые цели и задачи [6, с. 187] Происходит в пространстве образовательных организаций и других социальных институтов. Является значимым фактором, влияющим на процесс формирования личностных качеств (С.А. Калабалин, ПК. Калабалина, А.Н. Острогорский, В.Н. Шацкой) [7, с. 43-44]

При этом в ходе воспитания представителей подрастающего поколения никакая общественная структура в принципе не может полностью заменить семью (B.C. Виноградов, Н.И. Гагарин, ГК. Калабалина, А.Н. Острогорский, Н.Е. Рудова, Б.Г Тарба) [8, с. 65]. Таким образом, именно ей принадлежит главенствующая роль в становлении личности детей и подростков. Тот факт, что только возможности данного института позволяют эффективно обеспечивать сохранение национальных традиций и обычаев, делая, таким образом, возможной передачу положительного опыта потомкам, превращает семейное воспитание в неотъемлемую часть процесса формирования личностных качеств в системе народной педагогики [5, с. 231].

Например, народ Абхазии, вырабатывая своё понимание целей и задач рассматриваемого сегмента воспитательной системы, ориентировался на собственный многовековой опыт воздействия на духовно-нравственное развитие детей, подростков и юношества [4, с. 30-31]. Естественно, при таком воздействии учитывались возрастные и эмоциональные черты воспитуемых. Некоторые моменты также могли изменяться в зависимости от конкретной стадии развития, на которой находился этнос (ГМ. Абжан, Ю.А. Иоакимиди, Ф.Г Камкия) [3, с. 89]. Неизменной, однако, оставалась цель - развитие индивида, близкого к принятому в народе идеалу, путём формирования системы общечеловеческих ценностей (А.И. Бройдо, Ф.Г Камкия, Р. Капба, Е.П. Мартынова, В.П. Римский) [6, с. 187].

Для реализации указанной цели абхазская народная педагогика издавна предъявляла к организации воспитательной деятельности родителей и, вообще, представителей старших поколений особые требования. К ним относятся:

- генерация положительной нравственной среды, в которой должны осуществляться взаимоотношения между членами семьи;

- взаимоуважение между ними;

- необходимость взрослым выступать в качестве положительного примера для представителей подрастающего поколения [7, с. 46].

Такой подход к воспитанию в пространстве традиционной абхазской семьи способствовал:

- установлению атмосферы гуманности в ходе осуществления семейных отношений (Н.А. Авдюхина, Г В. Лимонцева, Р Капба, О.В. Маан, Т.А. Невская, Ю.А. Петрова, Е.Н. Рожкин);

- складыванию авторитета старших членов, позволявшего более эффективно осуществлять воспитательную деятельность [8, с. 66].

Выполнение родительского долга, согласно представлениям традиционной педагогики, было неразрывно связано с реализацией в практической деятельности всех её норм и требований. Оно формировало у представителей старших поколений уверенность в правильности выбранного педагогического пути. Тем самым можно отметить, что использование элементов народной педагогики в процессе формирования человеческого капитала в стране позволяет делать этот процесс более эффективным [9-12]. На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности предложить ряд опирающихся на абхазскую народную педагогику рекомендаций по воспитанию подрастающего поколения в пространстве современной семьи (табл. 2).

Таблица 2

Рекомендации по осуществлению семейного воспитания, опирающиеся на народную педагогику

№ п/п Рекомендации

1. Использование в семейном воспитании элементов этнопедагогики должно быть направлено на борьбу с возможными негативными последствиями процессов глобализации мировой культуры (ГН. Волков, С.Н. Иконникова, А.В. Кирьякова, Н.Н. Рахлеева, О.И. Юдина) [9, с. 114]

2. В ходе использования достижений народной педагогики в воспитательном процессе следует формировать у младших членов семьи осознанное стремление не только к сохранению и приумножению культурных традиций своей этнической общности, но и к защите государственных интересов [10, с. 215-216]

3. Представления о воспитательном процессе, характерные для традиционной культуры, в том числе, абхазов, обладают свойствами, позволяющими существенно расширить соответствующие компетенции современных родителей

4. Функции элементов народной педагогики проявляют свой положительное влияние на процесс формирования личностных качеств не сами по себе, но только посредством соблюдения основ и идей, заложенных в них (О.М. Коробкова, Д.А. Кадена Дельгадо, Е.П. Мартынова)

Действенным путём выполнения данных рекомендаций является использование устного народного творчества в воспитательном процессе [4, с. 31-32]. В этой связи, прежде всего, стоит сказать о таком типе текста, как притча. Её назидательное воздействие в ходе семейного воспитания трудно переоценить. По этой причине в традиционном абхазском быту притчи нередко применялись старшими для назидательного воздействия на младших. Часто в них находили отражение проблемы нравственности, трудового воспитания, национальной эстетики и др. [6, с. 188].

Для эпоса характерно сочетание прозаического и стихотворного повествования об историческом прошлом абхазского народа. От других жанров устного народного творчества его отличает локально-этнографические сюжеты, в которых поднимаются историко-патриотические темы. Также его использование в ходе семейного образования позволяет развивать внимание и память воспиту-

Библиографический список

емых, учить их отличать хорошее от плохого, сопереживать сложностям и радоваться победам. Применение таких произведений по ходу семейного воспитания позволяет обогащать детей знаниями об окружающей действительности. При этом также улучшается их память, развивается творческая составляющая мышления [5, с. 233]. В семейном воспитании применим также музыкальный фольклор. Его произведения способствуют формированию эстетического вкуса у представителей подрастающего поколения [9, с. 116]. Кроме того, их изучение оказывает положительное влияние на формирование интеллекта и нравственных качеств. Данная тенденция обусловливается тем фактом, что содержание многих абхазских народных песен наполнено глубочайшим смыслом, в нём прямо или косвенно поднимаются различные жизненные проблемы [4, с. 32].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня фиксируется интенсивная глобализация большинства социальных явлений и процессов. Важная задача системы образования в этих условиях - сохранение национальной идентичности представителей подрастающего поколения. Формирование последней необходимо осуществлять, прежде всего, средствами воспитательной работы. В ходе её проведения эффективными могут оказаться элементы народной педагогики. В свою очередь, важным компонентом данной системы является семейное воспитание. В традиционном быту установки народной педагогики, как правило, находят своё воплощение в семейном и общественном воспитании. При этом семейное воспитание представляет собой назидательное воздействие, осуществляемое родными и близкими. Оно имеет чётко определённые цели и задачи. Общественное же происходит в пространстве образовательных организаций и других социальных институтов. Данная составляющая народной педагогики также представляет собой значимый фактор, влияющий на процесс формирования личностных качеств.

Здесь стоит отметить, что в ходе воспитания представителей подрастающего поколения никакая общественная структура в принципе не может полностью заменить семью. Именно этому социальному институту принадлежит главенствующая роль в становлении личности детей и подростков. Тот факт, что только его возможности позволяют эффективно обеспечивать сохранение национальных традиций и обычаев, делая, таким образом, возможной передачу положительного опыта потомкам, превращает семейное воспитание в неотъемлемую часть процесса формирования личностных качеств в системе народной педагогики. Например, народ Абхазии, вырабатывая своё понимание целей и задач рассматриваемого сегмента воспитательной системы, ориентировался на собственный многовековой опыт воздействия, на духовно-нравственное развитие детей, подростков и юношества. Неизменной при этом оставалась цель, заключавшаяся в развитии индивида, близкого к принятому в народе идеалу, путём формирования системы общечеловеческих ценностей. Стремясь к полномасштабной реализации указанной цели, народная педагогика издавна предъявляла к организации воспитательной деятельности родителей и в целом представителей старших поколений особые требования. К ним относятся следующие: генерация положительной нравственной среды, в которой должны осуществляться взаимоотношения между членами семьи; взаимоуважение между ними; необходимость взрослым выступать в качестве положительного примера для представителей подрастающего поколения.

Таким образом, можно предложить ряд опирающихся на абхазскую народную педагогику рекомендаций по воспитанию подрастающего поколения в пространстве современной семьи. В их число входят следующие: использование в семейном воспитании элементов этнопедагогики должно быть направлено на борьбу с возможными негативными последствиями процессов глобализации мировой культуры; в ходе использования достижений народной педагогики в воспитательном процессе следует формировать у младших членов семьи осознанное стремление не только к сохранению и приумножению культурных традиций своей этнической общности, но и к защите государственных интересов; представления о воспитательном процессе, характерные для традиционной культуры, в том числе, абхазов, обладают свойствами, позволяющими существенно расширить соответствующие компетенции современных родителей; функции элементов народной педагогики проявляют свой положительное влияние на процесс формирования личностных качеств не сами по себе, но только посредством соблюдения основ и идей, заложенных в них. Действенным путём выполнения данных рекомендаций является использование устного народного творчества и музыкального фольклора в процессе семейного воспитания.

1. Федотов Б.В. Проблема формирования мировоззрения молодёжи и студентов с точки зрения базовых ценностей и приоритетов в развитии России. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 70-72.

2. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: Ро-сНОУ 2022.

3. Николаев М.В. Основные факторы гражданского воспитания учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 88-90.

4. Анкваб М.Ф. Формирование патриотизма средствами абхазской народной педагогики. Современные научные исследования и разработки. 2017; № 2 (10): 29-32.

5. Анкваб М.Ф. Значимость феномена этнопедагогической культуры с позиции абхазской народной педагогики. Академическая публицистика. 2017; № 1: 230-233.

6. Анкваб М.Ф. Упреждающие аксиомы назидательного воздействия в абхазской народной педагогике. Научно-педагогическое обозрение. 2019; № 6 (28): 185-190.

7. Мардахаев Л.В. Социальное воспитание и его субъектность. Проблемы современной психологии и педагогики. 2019; № 4: 43-50.

8. Левченко Е.Г, Шафигуллина РР, Губайдуллин М.И., Халикова Л.Р Проект «Навигатор семейного национального воспитания». Педагогическое искусство. 2019; № 2: 65-67.

9. Тлевцежева М.А. Этнопедагогика в поле гуманитарных наук. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; Т. 12, № 4: 112-117.

10. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Формирование патриотических ценностей у обучающихся в культурно-досуговой деятельности «Я - эхо своего деда, патриота страны гор». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 214-217.

11. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений: диссертация ... кандидата философских наук. Москва: Московский гуманитарный университет. Москва, 2013.

12. Лапшин В.А. Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью). Знание. Понимание. Умение. 2016; № 3: 97-102.

References

1. Fedotov B.V. Problema formirovaniya mirovozzreniya molodezhi i studentov s tochki zreniya bazovyh cennostej i prioritetov v razvitii Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 70-72.

2. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogoprocessa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

3. Nikolaev M.V. Osnovnye faktory grazhdanskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 88-90.

4. Ankvab M.F. Formirovanie patriotizma sredstvami abhazskoj narodnoj pedagogiki. Sovremennye nauchnye issledovaniya irazrabotki. 2017; № 2 (10): 29-32.

5. Ankvab M.F. Znachimost' fenomena 'etnopedagogicheskoj kul'tury s pozicii abhazskoj narodnoj pedagogiki. Akademicheskaya publicistika. 2017; № 1: 230-233.

6. Ankvab M.F. Uprezhdayuschie aksiomy nazidatel'nogo vozdejstviya v abhazskoj narodnoj pedagogike. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2019; № 6 (28): 185-190.

7. Mardahaev L.V. Social'noe vospitanie i ego sub'ektnost'. Problemy sovremennoj psihologii i pedagogiki. 2019; № 4: 43-50.

8. Levchenko E.G., Shafigullina R.R., Gubajdullin M.I., Halikova L.R. Proekt «Navigator semejnogo nacional'nogo vospitaniya». Pedagogicheskoe iskusstvo. 2019; № 2: 65-67.

9. Tlevcezheva M.A. 'Etnopedagogika v pole gumanitarnyh nauk. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; T. 12, № 4: 112-117.

10. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. Formirovanie patrioticheskih cennostej u obuchayuschihsya v kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti «Ya - 'eho svoego deda, patriota strany gor». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 214-217.

11. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij: dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva: Moskovskij gumanitarnyj universitet. Moskva, 2013.

12. Lapshin V.A. Puti razvitiya chelovecheskogo potenciala pod vliyaniem biomedicinskih tehnologij (po mneniyu molodezhi zdorovoj i s ogranichennymi vozmozhnostyami po zdorov'yu). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016; № 3: 97-102.

Статья поступила в реакцию 31.01.23

УДК 378

Ankvab M.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Abkhazian State University (Sukhum, Abkhazia),

E-mail: [email protected]

Kurbanova L.U., Doctor of Sciences (Social Studies), Senior Lecturer, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

AESTHETIC EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN FOLK PEDAGOGY. The article highlights the basic features of aesthetic education of the individual in folk pedagogy. Features of the society development at the present stage are considered. It is proved that such characteristic features as informatization and intensification of some processes affect the society requirements to its members. Further, it is said that in order for the younger generations representatives to meet such requirements, they need to develop personal qualities, which is possible, including through the use of funds provided by folk pedagogy. Then the analysis of the aesthetic education and its application is carried out. Its essential characteristic is given. The role and place of this segment of educational work in the folk pedagogy system are demonstrated. The main methods of aesthetic education adopted in folk pedagogy are described. The authors study the ways to use these methods today.

Key words: educational activity, formation of personal qualities, aesthetic education, folk pedagogy, ethnopedagogy.

М.Ф. Анкваб, д-р пед. наук, доц., Абхазский государственный университет, г. Сухум, E-mail: [email protected]

Л.У. Курбанова, д-р социол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Освещаются основные особенности процесса эстетического воспитания личности, характерного для народной педагогики. Перед их изучением рассматриваются некоторые особенности развития социума на современном этапе. Доказывается, что такие характерные его черты, как информатизация и интенсификация ряда процессов, влияют на требования общества к своим членам. Далее говорится о том, что для соответствия представителей подрастающих поколений таким требованиям у них необходимо развивать личностные качества, что возможно, в том числе, путём использования средств, предоставляемых народной педагогикой. Затем производится анализ основных особенностей эстетического воспитания личности с их применением. Даётся его сущностная характеристика. Демонстрируются роль и место этого сегмента воспитательной работы в системе народной педагогики. Описываются основные методы эстетического воспитания, принятые в народной педагогике. Исследуются возможности, существующие для их применения сегодня.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, формирование личностных качеств, эстетическое воспитание, народная педагогика, этнопедагогика.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, становится очевидной, если учесть некоторые особенности той стадии развития, на которой находится современный социум. Совершенствованием информационных и телекоммуникационных технологий обусловлены практически безграничные потоки информации и существенное облегчение доступа к ней. В то же время большинству процессов во всех сферах его жизни стала свойственна непредсказуемая динамика. Всё это способствовало трансформации требований к личности, конкурентоспособной в текущих условиях (А.В. Дарин-ский, В.П Осипов, Н.А. Рыбакина, Л.П Федоренко, А.М. Экмалян) [1, с. 195-196].

Такой индивид должен характеризоваться, прежде всего, достаточным уровнем развития системы личностных качеств (А. Маслоу, Р.С. Немов, Ю.П. Поваренков) [2, с. 28]. В свою очередь, в качестве одного из наиболее действенных средств её формирования педагоги-исследователи и практики называют эстетическое воспитание (И.В. Котляров, И.В. Лашук, Е.Н. Нархова, Д.Ю. Нархов, А.В. Торопова, В. Уильямсон) [3, с. 120]. Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет предположить, что достижение положительных результатов в данном сегменте воспитательной деятельности возможно, в том числе, путём использования приёмов и методов народной педагогики (Б.Х. Бгажноков, А.Э. Измайлов, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Я.И. Ханбиков,

С.Р Чеджемов, Е.Н Шиянов) [4, с. 157]. Более подробному их рассмотрению в этом качестве посвящена настоящая статья.

В виду вышеизложенного её цель состоит в освещении основных особенностей процесса эстетического воспитания личности в народной педагогике.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать сущностную характеристику эстетического воспитания;

- продемонстрировать роль и место соответствующего сегмента воспитательной работы в системе народной педагогики;

- осветить основные методы эстетического воспитания, принятые в народной педагогике;

- исследовать возможности, существующие для их применения сегодня.

При подготовке статьи применялись методы исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение специальной литературы;

- анализ собственного педагогического опыта.

Её научная новизна заключается в определении наиболее эффективных методов эстетического воспитания из числа принятых в народной педагогике.

Теоретическая значимость статьи состоит в демонстрации той роли, которую интересующий нас сегмент воспитательной работы играет в системе народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.