9. Тлевцежева М.А. Этнопедагогика в поле гуманитарных наук. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020; Т. 12, № 4: 112-117.
10. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Формирование патриотических ценностей у обучающихся в культурно-досуговой деятельности «Я - эхо своего деда, патриота страны гор». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 214-217.
11. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений: диссертация ... кандидата философских наук. Москва: Московский гуманитарный университет. Москва, 2013.
12. Лапшин В.А. Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью). Знание. Понимание. Умение. 2016; № 3: 97-102.
References
1. Fedotov B.V. Problema formirovaniya mirovozzreniya molodezhi i studentov s tochki zreniya bazovyh cennostej i prioritetov v razvitii Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 70-72.
2. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogoprocessa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.
3. Nikolaev M.V. Osnovnye faktory grazhdanskogo vospitaniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 88-90.
4. Ankvab M.F. Formirovanie patriotizma sredstvami abhazskoj narodnoj pedagogiki. Sovremennye nauchnye issledovaniya irazrabotki. 2017; № 2 (10): 29-32.
5. Ankvab M.F. Znachimost' fenomena 'etnopedagogicheskoj kul'tury s pozicii abhazskoj narodnoj pedagogiki. Akademicheskaya publicistika. 2017; № 1: 230-233.
6. Ankvab M.F. Uprezhdayuschie aksiomy nazidatel'nogo vozdejstviya v abhazskoj narodnoj pedagogike. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2019; № 6 (28): 185-190.
7. Mardahaev L.V. Social'noe vospitanie i ego sub'ektnost'. Problemy sovremennoj psihologii i pedagogiki. 2019; № 4: 43-50.
8. Levchenko E.G., Shafigullina R.R., Gubajdullin M.I., Halikova L.R. Proekt «Navigator semejnogo nacional'nogo vospitaniya». Pedagogicheskoe iskusstvo. 2019; № 2: 65-67.
9. Tlevcezheva M.A. 'Etnopedagogika v pole gumanitarnyh nauk. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2020; T. 12, № 4: 112-117.
10. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. Formirovanie patrioticheskih cennostej u obuchayuschihsya v kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti «Ya - 'eho svoego deda, patriota strany gor». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 214-217.
11. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij: dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva: Moskovskij gumanitarnyj universitet. Moskva, 2013.
12. Lapshin V.A. Puti razvitiya chelovecheskogo potenciala pod vliyaniem biomedicinskih tehnologij (po mneniyu molodezhi zdorovoj i s ogranichennymi vozmozhnostyami po zdorov'yu). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016; № 3: 97-102.
Статья поступила в реакцию 31.01.23
УДК 378
Ankvab M.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Abkhazian State University (Sukhum, Abkhazia),
E-mail: [email protected]
Kurbanova L.U., Doctor of Sciences (Social Studies), Senior Lecturer, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
AESTHETIC EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN FOLK PEDAGOGY. The article highlights the basic features of aesthetic education of the individual in folk pedagogy. Features of the society development at the present stage are considered. It is proved that such characteristic features as informatization and intensification of some processes affect the society requirements to its members. Further, it is said that in order for the younger generations representatives to meet such requirements, they need to develop personal qualities, which is possible, including through the use of funds provided by folk pedagogy. Then the analysis of the aesthetic education and its application is carried out. Its essential characteristic is given. The role and place of this segment of educational work in the folk pedagogy system are demonstrated. The main methods of aesthetic education adopted in folk pedagogy are described. The authors study the ways to use these methods today.
Key words: educational activity, formation of personal qualities, aesthetic education, folk pedagogy, ethnopedagogy.
М.Ф. Анкваб, д-р пед. наук, доц., Абхазский государственный университет, г. Сухум, E-mail: [email protected]
Л.У. Курбанова, д-р социол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Освещаются основные особенности процесса эстетического воспитания личности, характерного для народной педагогики. Перед их изучением рассматриваются некоторые особенности развития социума на современном этапе. Доказывается, что такие характерные его черты, как информатизация и интенсификация ряда процессов, влияют на требования общества к своим членам. Далее говорится о том, что для соответствия представителей подрастающих поколений таким требованиям у них необходимо развивать личностные качества, что возможно, в том числе, путём использования средств, предоставляемых народной педагогикой. Затем производится анализ основных особенностей эстетического воспитания личности с их применением. Даётся его сущностная характеристика. Демонстрируются роль и место этого сегмента воспитательной работы в системе народной педагогики. Описываются основные методы эстетического воспитания, принятые в народной педагогике. Исследуются возможности, существующие для их применения сегодня.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, формирование личностных качеств, эстетическое воспитание, народная педагогика, этнопедагогика.
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, становится очевидной, если учесть некоторые особенности той стадии развития, на которой находится современный социум. Совершенствованием информационных и телекоммуникационных технологий обусловлены практически безграничные потоки информации и существенное облегчение доступа к ней. В то же время большинству процессов во всех сферах его жизни стала свойственна непредсказуемая динамика. Всё это способствовало трансформации требований к личности, конкурентоспособной в текущих условиях (А.В. Дарин-ский, В.П Осипов, Н.А. Рыбакина, Л.П Федоренко, А.М. Экмалян) [1, с. 195-196].
Такой индивид должен характеризоваться, прежде всего, достаточным уровнем развития системы личностных качеств (А. Маслоу, Р.С. Немов, Ю.П. Поваренков) [2, с. 28]. В свою очередь, в качестве одного из наиболее действенных средств её формирования педагоги-исследователи и практики называют эстетическое воспитание (И.В. Котляров, И.В. Лашук, Е.Н. Нархова, Д.Ю. Нархов, А.В. Торопова, В. Уильямсон) [3, с. 120]. Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет предположить, что достижение положительных результатов в данном сегменте воспитательной деятельности возможно, в том числе, путём использования приёмов и методов народной педагогики (Б.Х. Бгажноков, А.Э. Измайлов, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Я.И. Ханбиков,
С.Р Чеджемов, Е.Н Шиянов) [4, с. 157]. Более подробному их рассмотрению в этом качестве посвящена настоящая статья.
В виду вышеизложенного её цель состоит в освещении основных особенностей процесса эстетического воспитания личности в народной педагогике.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- дать сущностную характеристику эстетического воспитания;
- продемонстрировать роль и место соответствующего сегмента воспитательной работы в системе народной педагогики;
- осветить основные методы эстетического воспитания, принятые в народной педагогике;
- исследовать возможности, существующие для их применения сегодня.
При подготовке статьи применялись методы исследования:
- изучение специальной литературы;
- анализ собственного педагогического опыта.
Её научная новизна заключается в определении наиболее эффективных методов эстетического воспитания из числа принятых в народной педагогике.
Теоретическая значимость статьи состоит в демонстрации той роли, которую интересующий нас сегмент воспитательной работы играет в системе народной педагогики.
Практическая значимость - в выявлении некоторых возможностей, существующих для применения методов эстетического воспитания, изобретённых народной педагогической мыслью, на настоящем этапе развития образовательной системы.
Главная задача эстетического воспитания на современном этапе развития социума - сформировать у воспитуемых умения и навыки, связанные с эффективным управлением собственными чувствами, тем самым поспособствовав развитию их эстетического сознания (З.К. Абидова, И.В. Мусханова, Ш.Х. Самиева, А.Д. Хаджимуратова) [5, с. 84]. Последнее представляет собой особую форму ценностного сознания. Достаточный уровень его развития предполагает:
- восприятие и понимание красоты в окружающей действительности;
- сформированную художественную грамотность;
- способность выносить объективные суждения, связанные с особенностями эстетической составляющей произведений искусства (Г В. Буянова, К.М. Гайдар, А.С. Капто, И.В. Мусханова, Д.Ю. Нархов, А.В. Торопова, А.Д. Хаджимуратова) [6, с. 19].
Определяя содержание интересующего нас процесса, всегда следует помнить о факте существования взаимосвязи между эстетическим сознанием и когнитивной деятельностью [5, с. 85]. Прежде всего, возможности для его формирования во многом обусловлены когнитивными способностями воспитуемых. Кроме того, сформированность системы знаний об историческом культурном наследии вкупе со способностью правильно оценивать культурные явления будет в немалой степени способствовать формированию культуры поведения представителей подрастающего поколения и их эстетического мировосприятия [7, с. 41].
В системе народной педагогики интересующий нас процесс традиционно был направлен на формирование у представителей молодого поколения следующих умений:
- понимать великолепие окружающего мира, видеть его изящество;
- использовать первое умение в созидательной деятельности.
В этнической педагогике абхазов эстетическое воспитание охватывало все сферы деятельности человека. Среди них:
- производительный труд;
- социальная жизнь;
- взаимодействие с природой [8, с. 87-88].
Почти с рождения детям прививали навыки позитивного мироощущения. Используя предметы эстетического содержания, объясняли особенности организации окружающей действительности. При этом старшие на собственном примере старались демонстрировать отношение к тому или иному явлению, формируя способность разграничивать благородное и низменное, восхитительное и неприглядное, драматическое и смешное [9, с. 201-202].
Таким образом, эстетическое воспитание издавна являлось одним из наиболее значимых направлений абхазской народной педагогики. Его важность обусловлена необходимостью формирования у детей, подростков и юношества системы знаний, умений и навыков, связанных с пониманием благостности окружающего мира и её воплощением в собственной деятельности [10-14]. При этом не последнее место отводилось эмоциональной составляющей. Опираясь на неё, представители подрастающего поколения лучше усваивали новую информацию, расширяя круг собственных познаний.
Вышеизложенное подводит нас к разговору о некоторых методах эстетического воспитания, принятых в народной педагогике.
В абхазской этнопедагогике эффективным методом эстетического воспитания считалось обучение игре на народных инструментах и национальной хореографии (А.С. Капто, О.В. Маан, Д.Ю. Нархов, К.Б. Семёнов, Б.Д. Увижева) [9, с. 202]. Соответствующие навыки формировали у детей обоих полов. Благодаря своей не последней роли в процессе развития соответствующих компетенций музицирование считалось достойным занятием у представителей данной этнической общности [10, с. 101]. Представители подрастающего поколения, характеризовавшиеся ярко выраженным талантом, более тщательно обучались соответствующим искусствам. В дальнейшем они являлись желанными участниками любого национального торжества. Такой путь приобщения к культуре своего народа вполне приемлем и на современном этапе развития общества. Знакомство с традиционными музыкальными инструментами является действенным средством сохранения социокультурной идентичности у представителей поколения, выросшего в эпоху глобализации (Ш.М.-Х. Арсалиев, А. Маслоу, Ю.П. Поваренков, Е.Е. Хатаев) [2, с. 28].
Ещё одним методом эстетического воспитания представителей подрастающего поколения было их привлечение к участию в традиционных торжествах [10, с. 103]. Культовый подтекст был присущ большинству таких мероприятий. При этом неотъемлемой составляющей их организации являлось эстетическое оформление. Таким образом, в ходе подготовки и проведения традиционных праздников абхазы, помимо обучения молодёжи основным особенностям их организации, занимались религиозным просвещением её представителей. Сегодня участие детей, подростков и юношества в организации традиционных праздников представляет собой важный компонент воспитательной работы, способствующий формированию у них системы знаний, касающихся истории и культуры своего народа [1, с. 196-197].
Ещё одним методом, к которому нередко прибегали старшие поколения, было обращение к назидательной мудрости устного народного творчества. До
начала широкого распространения грамотности в XIX в. (а во многом и после) абхазский фольклор являлся мощнейшим средством, позволявшим прививать детям и подросткам представления об эстетике (В.Л. Бигуаа, А.Э. Измайлов, О.В. Крежевских, В.А. Сластенин, А.Д. Хаджимуратова, Ю.М. Шеваренкова) [11, с. 297]. Представители старших поколений в своих рассказах повествовали о большинстве аспектов существования абхазского народа. Помнили они и о значимых исторических событиях, и о географических особенностях сопредельных земель [12, с. 118-119].
Со временем народные предания могли меняться. Их дифференциация происходила в зависимости от конкретных ситуаций или педагогического посыла, который в них планировалось вложить [10, с. 103]. Таким образом, содержание фольклорных произведений постепенно дополнялось актуальными нюансами. Появлялись на свет и новые образцы устного абхазского фольклора. Так, используя элементы фольклористики, абхазы давали ответы будущим поколениям на возникающие столетиями вопросы, стараясь оградить молодёжь от совершения ошибок и сохранить самобытную культуру [12, с. 120]. Продолжая разговор о формировании нравственных качеств в абхазской народной педагогике, стоит сказать, что фольклору, созданному представителями данной этнокультурной общности, присущи также рекомендательные свойства. Факт их наличия благоприятствует осуществлению целенаправленного влияния на обучение эстетике [11, с. 299]. Воплощая основные формы и способы изучения художественного творчества этноса, он способствует постепенному осознанию красоты, её значения и роли в жизни человека.
Описанные черты фольклорных произведений делают их вполне применимыми в ходе нравственного воспитания подрастающего поколения в наши дни. Их значение как источников сведений о традициях и истории абхазского народа, как памятников, содержащих ответы на вечные вопросы, трудно переоценить. Но хотелось бы особенно подчеркнуть, что необходимо усилить профессиональную подготовку современных учителей [14] в контексте сформированной готовности осуществлять воспитательную работу с учащимися в контексте воззрений народной мудрости.
Таким образом, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что сегодня фиксируется определённая трансформация требований к личности, конкурентоспособной в социуме. Последняя должна характеризоваться, прежде всего, достаточным уровнем развития системы личностных качеств.
Одним из наиболее действенных средств формирования этой, последней, по мнению многих педагогов-исследователей и практиков, является эстетическое воспитание. Достижение положительных результатов в данном сегменте воспитательной деятельности возможно, в том числе, путём использования приёмов и методов народной педагогики.
В соответствующей системе интересующий нас процесс традиционно был направлен на формирование у представителей молодого поколения следующих умений: понимать великолепие окружающего мира, видеть его изящество; использовать первое умение в созидательной деятельности.
При этом в этнической педагогике абхазов, эстетическое воспитание охватывало практически все сферы активности индивида. Среди них отметим производительный труд; социальную жизнь; взаимодействие с природой.
Соответствующий сегмент воспитательной деятельности вообще традиционно являлся одним из наиболее значимых направлений абхазской народной педагогики. Его важность обусловлена необходимостью формирования у детей, подростков и юношества системы знаний, умений и навыков, связанных с пониманием благостности окружающего мира и её воплощением в собственной деятельности. Не последнее место при этом отводилось эмоциональной составляющей. Опираясь на неё, представители подрастающего поколения лучше усваивали новую информацию, расширяя круг собственных познаний.
Одним из наиболее эффективных методов эстетического воспитания в абхазской этнопедагогике считалось обучение игре на народных инструментах и национальной хореографии. Соответствующие навыки формировались у детей обоих полов. Благодаря своей важной роли в процессе развития соответствующих компетенций музицирование считалось достойным занятием у представителей данной этнической общности.
Методом эстетического воспитания представителей подрастающего поколения было их привлечение к участию в традиционных торжествах. Культовый подтекст был присущ большинству таких мероприятий. При этом неотъемлемой составляющей их организации являлось эстетическое оформление. Таким образом, в ходе подготовки и проведения традиционных праздников абхазы, помимо обучения молодёжи основным особенностям их организации, занимались религиозным просвещением её представителей.
Следующим методом эстетического воспитания было обращение к назидательной мудрости устного народного творчества. Воплощая основные формы и способы изучения художественного творчества этноса, она способствовала постепенному осознанию красоты, её значения и роли в жизни человека.
Перечисленным методам присуща определённая эффективность и на современном этапе развития воспитательной системы. Главное их достоинство -приобщение представителей подрастающего поколения к национальным ценностям. Тем самым увеличивается вероятность сохранения ими национальной идентичности в эпоху глобализации.
Библиографический список
1. Кабакова Е.П., Николаева Е.Н. Идея разностороннего развития детей как современная педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 195-197.
2. Зайцева А.А. Экспериментальные исследования взаимосвязи самоактуализации и профессиональной идентичности личности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 26-29.
3. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.
4. Анкваб М.Ф. Принципы воспитания в абхазской народной педагогике. Человек и образование. 2014; № 4 (41): 157-162.
5. Чаплаева Л.Г Особенности эстетического воспитания подростков. Гуманитарные науки. 2019; № 4: 84-86.
6. Цвык И.В. Воспитание личности: нравственный и эстетический аспекты. Вестник Бурятского государственного университета. 2021; Выпуск 3: 18-26.
7. Камалова Г.Р Роль организации музыкально-эстетической деятельности в процессе развития культуры досуга молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 40-42.
8. Исмаилова УА. Реализация этнокультурного компонента в физическом развитии детей дошкольного возраста. Евразийская педагогическая конференция: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2018: 87-89.
9. Эхаева РМ. Роль народной педагогики в формировании личности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 201-203.
10. Анкваб М.Ф. Концепция народной педагогики и её становление в республике Абхазия. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015; Т. 7, № 4: 101-106.
11. Шамаев А.М., Кодзоков Б.В. Этнопедагогика народов Северного Кавказа в первой половине XVIII века. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-3: 297-300.
12. Уракова Ф.К. Формирование у младших школьников представлений о фольклоре как системе нравственных ценностей. Вестник АГУ. 2020; Выпуск 4 (268): 117-123.
13. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Формирование патриотических ценностей у обучающихся в культурнодосуговой деятельности «Я - эхо своего деда, патриота страны гор». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 214-217.
14. Добровенскис Д.В., Соловьева Н.В., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 122-124.
References
1. Kabakova E.P, Nikolaeva E.N. Ideya raznostoronnego razvitiya detej kak sovremennaya pedagogicheskaya problema. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 195-197.
2. Zajceva A.A. 'Eksperimental'nye issledovaniya vzaimosvyazi samoaktualizacii i professional'noj identichnosti lichnosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 26-29.
3. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.
4. Ankvab M.F. Principy vospitaniya v abhazskoj narodnoj pedagogike. Chelovek i obrazovanie. 2014; № 4 (41): 157-162.
5. Chaplaeva L.G. Osobennosti 'esteticheskogo vospitaniya podrostkov. Gumanitarnye nauki. 2019; № 4: 84-86.
6. Cvyk I.V. Vospitanie lichnosti: nravstvennyj i 'esteticheskij aspekty. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; Vypusk 3: 18-26.
7. Kamalova G.R. Rol' organizacii muzykal'no-'esteticheskoj deyatel'nosti v processe razvitiya kul'tury dosuga molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 40-42.
8. Ismailova U.A. Realizaciya 'etnokul'turnogo komponenta v fizicheskom razvitii detej doshkol'nogo vozrasta. Evrazijskaya pedagogicheskaya konferenciya: sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i prosveschenie, 2018: 87-89.
9. 'Ehaeva R.M. Rol' narodnoj pedagogiki v formirovanii lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 201-203.
10. Ankvab M.F. Koncepciya narodnoj pedagogiki i ee stanovlenie v respublike Abhaziya. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015; T. 7, № 4: 101-106.
11. Shamaev A.M., Kodzokov B.V. 'Etnopedagogika narodov Severnogo Kavkaza v pervoj polovine XVIII veka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-3: 297-300.
12. Urakova F.K. Formirovanie u mladshih shkol'nikov predstavlenij o fol'klore kak sisteme nravstvennyh cennostej. VestnikAGU. 2020; Vypusk 4 (268): 117-123.
13. Rabadanov M.H., Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. Formirovanie patrioticheskih cennostej u obuchayuschihsya v kul'turnodosugovoj deyatel'nosti "Ya - 'eho svoego deda, patriota strany gor". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 214-217.
14. Dobrovenskis D.V., Solov'eva N.V., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 122-124.
Статья поступила в редакцию 30.01.23
УДК 378
Soloveva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF STUDENTS' SPELLING LITERACY. The study reveals a problem of spelling literacy of students, which still does not lose its relevance. Based on the generalization of the works of scientists and methodologists on the problem under study, the basic concepts (spelling, spelling vigilance) are considered. The goals, objectives of the study, significance and prospects are outlined. The analysis of spelling mistakes made by students when writing vocabulary and spelling work directed to the creation of a system of spelling exercises for spelling vowels and consonants in the roots of words, as well as to the development of students' speech that have practical significance (tasks for the selection of synonyms, composing phrases, sentences, connected text). The material presented in the study is used in practical classes in the discipline "Speech Practices" when studying the section "Spelling Norms". The paper presents exercises on the spelling of vowels and consonants in roots of words.
Key words: spelling, spelling vigilance, spelling error, spelling literacy, vocabulary and spelling work.
О.Н. Соловьева, канд. филол. наук, ст. преп., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
В данном исследовании раскрывается проблема орфографической грамотности студентов, которая до сих пор не теряет своей актуальности. На основе обобщения работ ученых и методистов по исследуемой проблеме рассмотрены основные понятия (орфография, орфографическая зоркость). Намечены цели, задачи исследования, значимость и перспективы. Анализ орфографических ошибок, допущенных студентами при написании словарно-орфографиче-ской работы, направил на создание системы орфографических упражнений на правописание гласных и согласных в корнях слов, а также на развитие речи студентов, которые имеют практическую значимость (задания на подбор синонимов, составление словосочетаний, предложений, связного текста). Материал, представленный в нашем исследовании, используется на практических занятиях по дисциплине «Речевые практики» при изучении раздела «Нормы правописания». В данной работе представлены упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов.
Ключевые слова: орфография, орфографическая зоркость, орфографическая ошибка, орфографическая грамотность, словарно-орфографи-ческая работа.
Формирование орфографической зоркости и выработка грамотного письма - процессы сложные и длительные. Работа с нормами правописания активно ведется не только в школах, но и средних специальных и высших учебных заведениях. Часто преподаватели высшей школы при работе со студентами сталкиваются с проблемой неграмотного письма. Обучающиеся затрудняются в постановке орфографической задачи, связанной с нахождением и выделением орфограммы, а также с решением поставленной задачи (нахождением способов
и алгоритмов решения). Именно поэтому проблема орфографической грамотности остается актуальной.
Новизна заключается в том, что в данном исследовании предложена система упражнений на предупреждение орфографических ошибок и повышение орфографической зоркости студентов (на материале проведения практических занятий по дисциплине «Речевые практики» (раздел «Нормы правописания»)).