Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ВЫБИРАЮЩИХ СЕКЦИИ КОМАНДНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДОВ СПОРТА'

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ВЫБИРАЮЩИХ СЕКЦИИ КОМАНДНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМАНДНЫЙ ВИД СПОРТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВИД СПОРТА / ПОДРОСТОК / ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Широкова О.А., Коваль О.В.

Активность в общении, или коммуникативная активность может рассматриваться как инициативность субъекта в общении с окружающими. В подростковом возрасте активно формируется и перестраивается система взаимоотношений со сверстниками. Подростки, выбирая секцию командного или индивидуального вида спорта попадают в разные условия построения общения, ориентируясь на общий результат команды или на личные достижения в спортивных занятиях. В рамках проведенного исследования обнаружены различия между группами подростов, выбирающих разные виды спорта по стремлению к общению, к построению новых социальных контактов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Широкова О.А., Коваль О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ВЫБИРАЮЩИХ СЕКЦИИ КОМАНДНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДОВ СПОРТА»

УДК 316.6

Широкова О.А., Коваль О.В.

канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО МГППУ,

г. Москва, РФ

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ, ВЫБИРАЮЩИХ СЕКЦИИ КОМАНДНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДОВ СПОРТА

Аннотация

Активность в общении, или коммуникативная активность может рассматриваться как инициативность субъекта в общении с окружающими. В подростковом возрасте активно формируется и перестраивается система взаимоотношений со сверстниками. Подростки, выбирая секцию командного или индивидуального вида спорта попадают в разные условия построения общения, ориентируясь на общий результат команды или на личные достижения в спортивных занятиях. В рамках проведенного исследования обнаружены различия между группами подростов, выбирающих разные виды спорта по стремлению к общению, к построению новых социальных контактов и др.

Ключевые слова

Коммуникативная активность, командный вид спорта, индивидуальный вид спорта,

подросток, потребность в общении

Феномен социальной коммуникации, являясь основой современного общества, находится в непрерывном развитии, как в мировоззренческом, так и в прикладном плане. Коммуникативная активность рассматривается в психологии как качество коммуникативной деятельности, как состояние взаимодействующих людей, как личностное образование, выражающее отклик на другого (Бодалев А.А, Петровский В.А., Бехтерев В.Ф. и др.). В своей работе Васюра С.А. приводит результат анализа исследований, посвященных коммуникативной активности и очерчивает круг вопросов, поднимаемых разными исследователями в рамках данной проблемы: коммуникативные способности и качества личности (Кабрин В.И., Кидрон А.А., Журавлев А.А. и др.); потребности и мотивы общения (Божович Л.И., Сапожникова Л.С., Ерастов Н.П., Ануфриева Н.М., Белохвостова С.В., Лисина М.И., Каган М.Р. и др.); механизмы активности в общении (Волошина Т.А.); отдельные характеристики коммуникативной активности (Жемчугова Л.В., Иванова В.С., Бойко В.В., Кан-Калик В.А. и др.) [2, с.83].

В нашей работе коммуникативная активность определяется как готовность и способность человека к межличностному взаимодействию, исходящее от него стремление к реализации функций субъекта общения [4, с. 83].

Коммуникативная активность формируются и совершенствуются в процессе общения и активно начинает развиваться с ранних этапов развития. В подростковом возрасте, который является критическим периодом в развитии личности и предполагает перестройку организма, психики, коммуникативная активность приобретает особую значимость как для самого подростка, так и для его окружения. Общение подростков в группах секций командных и индивидуальных видов спорта предполагает специфику стилевых характеристик их коммуникативной активности.

Так, целью данного исследования явилось изучение особенностей коммуникативной активности подростков, выбирающих секции командного и индивидуального видов спорта.

Были поставлены следующие задачи:

- выявить особенности коммуникативной активности и сравнить выраженность её компонентов у подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта;

- изучить психодинамические и личностные свойства, проявляющиеся в коммуникативной сфере, установить стилевые характеристики коммуникативной активности у подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта;

- выявить представления подростков о себе и идеальном «Я», а также изучить особенности их взаимодействия с окружающими.

- определить мотивы выбора секции командного или индивидуального вида спорта.

Организация и методы исследования.

В эмпирическом исследовании приняли участие 65 подростков мужского пола в возрасте 16-17 лет (15 из секции по баскетболу, 18 из секции по футболу, 16 из секции по плаванию и 16 из секции по теннису).

Тест суждений Крупнова А.И. применялся для диагностики коммуникативной активности; методика ОФДСИ Русалова М.И. использовалась для диагностики свойств двигательной (психомоторной) и интеллектуальной (мышление) сферы и коммуникативного (общение) аспектов темперамента; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири применялась для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах; анкета, состоящая из 4 вопросов и предназначенная для понимания, как долго они занимаются спортом и доминирующих мотивов выбора того или иного вида спорта.

Обработка экспериментальных данных осуществлялась методами математической статистики: описательная статистика, критерий Манна-Уитни. Для обработки результатов использовался программа статистической обработки данных SPSS 13.0.

Результаты исследования и их обсуждение.

Данные, полученные с помощью теста суждений Крупнова А.И. позволили установить, что в обследуемой группе подростков, занимающихся в секциях командного вида спорта уровень эргичности, социоэргичности, осмысленности, стеничности, интернальности и предметности выше, чем в группе подростков, занимающихся в секциях индивидуального вида спорта (рис. 1). В то время, как в группе подростков, занимающихся в секциях индивидуально вида спорта более выражены астеничность, экстернальность, эгоцентричность, осведомленность, субъектность, личные трудности, чем в группе подростков, занимающихся в секциях командного вида спорта (рис. 1).

Рисунок 1 - Выраженность переменных общительности в группах подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта (в %)

Сравнение выраженности переменных общительности у подростков, занимающихся командных и индивидуальных видами спорта проводилось с применением и-критерий Манна- Уитни, по результатам которого значимые различия были установлены по следующим переменным: эргичность, стеничность, интернальность, социоэргичность, осмысленность, предметность, астеничность, экстернальность, эгоцентричность, осведомленность, субъектность, личные трудности (при р< 0,05).

Данные методики ОФДСИ Русалова В.М. показали, что в психомоторной сфере подростков, занимающихся командными видами спорта больше проявляется пластичность, скорость, эмоциональность, чем у подростков, занимающихся индивидуальными видами спорта. В группе подростков, занимающихся командными видами спорта в интеллектуальной сфере более выражена пластичность и эмоциональность, в коммуникативной - эргичность, пластичность, скорость,

эмоциональность, чем в группе подростков, занимающихся индивидуальными видами спорта (рис. 2.).

(эрм), (пм), (см), (эм) - психомоторная сфера; (эри), (пи), (си), (эи) - интеллектуальная сфера; (эрк),

(пк), (ск), (эк) - коммуникативная сфера. Рисунок 2 - Показатели формально-динамических свойств индивидуальности в группах подростков, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта (в %)

Статистически значимыми оказались различия по таким шкалам, в психомоторной сфере как: пластичность, скорость, эмоциональность; в интеллектуальной сфере: пластичность, эмоциональность; в коммуникативной сфере: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность (при р< 0,05).

По результатам методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, в группе подростков, занимающихся индивидуальными видами спорта, прослеживается высокая степень выраженности по таким октантам, как авторитарность и эгоистичность, в отличии от подростков, выбирающих командные виды спорта, что характеризуется как тенденция к лидерству и доминированию в отношениях с окружающими людьми, а также независимости мнения и готовность отстаивать свою точку зрения в возможных конфликтных ситуациях. У представителей командного вида спорта, наоборот, прослеживается высокая степень выраженности таких октант, как дружелюбие и альтруистичность, что указывает на преобладание конформных установок, некоторой податливости мнению окружающих и склонность к компромиссам в решении каких-либо вопросов (рис.3.)

Рисунок 3 - Сравнение средних значений оценки реального «Я» у подростков, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта (в %)

Сравнение выраженности октант оценки реального «Я» у подростков, занимающихся командных и индивидуальных видами спорта проводилось с применением и-критерий Манна- Уитни, по результатам которого значимые различия были установлены по всем шкалам: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический (при р< 0,05).

Обработка и анализ анкеты позволили получить следующие результаты:

1) Подростки, занимающиеся командными видами спорта, на вопрос, почему именно данный спорт был выбран и что в нем нравится, ответили, что им нравится быть в команде, взаимодействовать внутри команды, командная химия, общение, дружеские отношения, дружеские отношения вне команды, поддержка, понимание, достижение общей цели. В основном, как отмечали подростки данной группы, они выбрали этот спорт самостоятельно. Это все говорит о том, что подростки воспринимают себя частью команды, понимают механизмы взаимодействия людей друг с другом в команде. Немало важно отметить то, что большая часть группы говорили о том, что отношения в команде часто напоминают отношения в семье и важно выстраивать взаимопонимание и доверительные отношения, поддерживать друг друга, направлять и понимать, быть единым целым друг для друга, и только тогда совместная деятельность в обоих случаях принесет результаты. Дружеские отношения вне команды, то есть за пределами занятий в секции, также является очень важным фактором развития взаимоотношения в команде.

2) Подростки, занимающиеся индивидуальными видами спорта, часто отвечали, что на индивидуальном виде спорта настояли члены семьи. В выбранном виде спорта подросткам нравится самостоятельность, развитие индивидуальности и нацеленность на личный результат, а также некоторые отмечали, что в данном спорте нельзя расслабляться, так как конечный результат, зависит только от тебя самого. Это указывает на осознанность ценности личного успеха, который зависит только от тебя одного, поэтому, вероятнее, они более трезво могут соотнести свои силы и объективные критерии оценки соперника в сравнении с самим собой. Обычно, достижение победы в индивидуальных видах спорта ценятся сверстниками высоко, поэтому уровень самооценки может напрямую от этого зависеть. Также можно предположить, что качества подростков, занимающихся индивидуальными видами спорта, нацелены больше на установки и интересы личного характера, поэтому они и ценят больше такие качества, которые направлены на самосовершенствование.

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. У подростков, занимающихся в секции командного вида спорта стремление к общению, завязыванию новых знакомств и ответственность за то, как сложатся отношения с окружающими выражено в большей степени, чем у подростков, занимающихся в секции индивидуального вида спорта. Подростки, выбирающие индивидуальные виды спорта обнаруживают сравнительно более выраженное намерение развивать свои личные навыки и приобретать достижения, которые ценимы в обществе, чем подростки, выбирающие командные виды спорта.

2. Показатели готовности к общению и вступлению в новые социальные контакты у подростков, выбирающих командные виды спорта выражены на среднем уровне и сравнительно выше, чем в группе подростков, выбирающих индивидуальные виды спорта.

3. Подростки, занимающиеся командными видами спорта, говорят больше о положительных эмоциях и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми, им характерна плавная, легкая речь и быстрая вербализация. Подростки, занимающиеся индивидуальными видами спорта, отмечают больше астенические эмоции (страх, тревога, волнение), обнаруживают среднеинтенсивное переживание в случае неудач в общении, им характерен средний уровень скорости речевой активности и вербализации.

4. а) Подростки выбирающие секции командного вида спорта чаще говорят о склонности к компромиссам и считают, что подвержены мнению окружающих.

б) Подростки, выбирающие секции индивидуального вида спорта, отмечают стремление к доминированию и лидерству в отношениях, а также считают, что всегда готовы отстаивать свои точку зрения в конфликтных ситуациях и независимость от мнения окружающих.

5. В вопросе выбора вида спорта, подростки, занимающиеся в секции командного вида спорта,

часто говорят про собственную инициативу, а подростки, занимающиеся в секции индивидуального вида спорта, в большинстве отмечают активное участие семьи.

6. Подросткам, занимающимся командными видами спорта характерна социальная направленность выбора вида спорта; они подчеркивают важность для них общения внутри команды, дружеских отношений, понимания, поддержки, взаимодействия внутри команды. У подростов, занимающихся индивидуальными видами спорта в большей степени выражена направленность на индивидуальное развитие; они подчеркивают ценность самостоятельности, развития индивидуальности и свою нацеленность на личный результат.

Список использованной литературы:

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Издательство «Питер» 2014. - 230 с.

2. Ваюра С.А. Коммуникативная активность человека: понятие, источники, формы проявления, условия осуществления //Педагогика и психология. - 2006. - С. 82-86.

3. Васюра С.А. Специфика коммуникативной активности подростков разного пола и гендерной идентичности //Гуманитарно-педагогическое образование. - 2016. - Т. 2. - №. 3. - С. 16-24.

4. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Связь коммуникативной активности и самооценки подростков поколения Z //Проблемы современного образования. - 2020.- №5.- С. 81-95.

5. Васюра С. А., Иоголевич Н. И. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта //Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - №. 1.

6. Москвина Н. В. Индивидуальные особенности коммуникативных процессов в спорте //Современные проблемы психологии физической культуры и спорта. - 2016. - С. 260-265.

7. Феодорова Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и к другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста // Физ. культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. - С. 40-45.

8. Фоминская Е.А. Теоретические основы формирования коммуникативных умений, 2013. - 300 с.

© Широкова О.А., Коваль О.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.