УДК 159.924:355.25
ОСОБЕННОСТИ
ТЕМПЕРАМЕНТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Реферат: статья посвящена раскрытию свойств темперамента военнослужащих, которые во многом определяют их нервно-психическую устойчивость и как следствие - успешность профессиональной деятельности. В соответствии с функционально-компонентной моделью В. Д. Небылицына (1976) А. И. Крупнова (1992) исследованы особенности акти-вационно-эргического, эмоционально-аффективного и регуляторно-селектив-ного компонентов темперамента.
Установлено, что большинству обследованных военнослужащих свойственны проявления активности и пластичности в психомоторной сфере, а также при решении интеллектуальных задач и общении, которые, как правило, сопровождаются позитивными переживаниями. Их активность и внимание направлены в основном на внешний мир и окружающих людей. У них устойчивый круг интересов, стойкие убеждения и развитый самоконтроль. Несмотря на наличие некоторой эмоциональной впечатлительности, все это способствует успешному несению ими воинской службы и решению непростых профессиональных задач.
Регулировать нежелательные проявления темперамента, развивать эмоционально-волевую саморегуляцию и волевые свойства, а значит, и успешно осуществлять непростую воинскую службу по защите Отечества им помо-
© Фомина Н. А., Храмов М. Ю. , 2017
Н. А. Фомина, М. Ю. Храмов
гают профессиональные занятия спортивной деятельностью. Военнослужащие - профессиональные спортсмены, по сравнению с военнослужащими, занимающимися спортом только в рамках общей боевой подготовки, проще адаптируются к сложившейся ситуации и усваивают различные навыки, отличаются большей гибкостью, оригинальностью интеллектуальных решений, рассудительностью и рациональностью в оценках, склонностью к самонаблюдению и самоанализу, самокритичностью. В то время как военнослужащие, занимающиеся спортом только в рамках общей боевой подготовки, в большей степени склонны к физической и интеллектуальной пассивности, быстрее утомляются, стараются избегать напряженной физической и умственной деятельности. Кроме того, им свойственны большая импульсивность, спонтанность, необдуманность в принятии решений, резкость и нетерпеливость, отрицательно сказывающиеся на профессиональной военной деятельности.
Знание и учет данных особенностей темперамента военнослужащих необходим для выбора стратегии воспитательной работы с ними с целью их морально-психологической подготовки к исполнению профессиональных и боевых задач, а также для принятия грамотных, обоснованных управленческих решений.
Ключевые слова: военнослужащие, личность, темперамент, активность, эмоциональность, регуляция пси-
хической активности, волевая саморегуляция, занятия спортом.
Возрастающий интерес к личности современного военнослужащего обусловлен происходящими в настоящее время изменениями как в нашей стране, так и в мире в целом. Постоянное увеличение количества угроз и опасностей в современном мире не может и не должно оставаться без адекватного ответа со стороны руководства страны, поэтомуукрепление военного потенциала России является естественной и необходимой реакцией в ответ на это.
При этом только перевооружения и технического переоснащения Вооруженных Сил России явно недостаточно, поскольку обороноспособность и государственная безопасность нашей страны, успешное решение российской армией боевых задач во многом зависит не только от используемых технических средств, но и от подготовленности личного состава, от качеств и свойств личности военнослужащих.
Военная служба является особым видом профессиональной деятельности, который предъявляет к личности человека повышенные требования в плане хорошей физической подготовки, эмоциональной устойчивости, развития волевой саморегуляции, ответственности, дисциплинированности, организованности и т. д. Эти свойства формируются у будущих офицеров в процессе обучения в военных учебных заведениях [1, 3], специфика и сложность которого обусловлена совмещением образовательного процесса с исполнением воинских обязанностей; ведущей ролью официальных служебных отношений, регламентируемых уставами Вооруженных Сил и требуемых жесткой воинской дисциплины, ограничением свободного времени и пр.
Развитие и воспитание личности, ее свойств и качеств, формирование способов функционирования определяются в том числе ее природными, биологическими предпосылками, среди которых одно из ведущих мест занимает темперамент [2]. Темперамент рассматривают как общую динамическую характеристику психической деятельности личности, одну из важнейших индивидных характеристик, имеющую огромное значение для целостной психической деятельности, формирования ее стиля, определяющую динамику индивидуального поведения, в том числе в трудных ситуациях, или выбор способа действия [7, 8].
Темперамент представляет собой биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, поэтому с его свойствами следует считаться при обучении, воспитании и развитии человека[6].
Все это определяет большую значимость изучениятемперамента военнослужащих как предпосылки развития их личностных свойств и качеств, проявляющихся в поведении и деятельности по защите Отечества, с целью эффективного профотбора поступающих на воинскую службу, психологического сопровождения солдат, курсантов, офицеров в процессе выполнения непростых военных задач, назначения на командные должности и т. д.
Нами было проведено исследование активности, эмоциональности и регуляции психической деятельности как свойств темперамента 155 военнослужащих, проходящих военную службу в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова.
При изучении темперамента мы опирались на его функционально-компонентную модель, предложенную
В. Д. Небылицыным (1976) и дополненную А. И. Крупновым (1992). В соответствии с этой моделью он включает в себя свойства активности, эмоциональности и саморегуляции, которые проявляются в переменных соответствующих им активационно-эргического, эмоционально-аффективного и регуляторно-селективного компонентов. К активаци-онно-эргическому компоненту темперамента относятся такие динамические характеристики психической активности, как эргичность - аэргичность (сила, интенсивность, скорость, разнообразие стремлений, реакций и действий) и пластичность - ригидность (легкость и скорость переключения с одних программ поведения на другие). Эмоционально-аффективный компонент темперамента выражается в доминирующем типе настроения и эмоциональных переживаний (стеничности - устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности и астеничности - повышенной утомляемости, возбудимости), а также в эмоциональной чувствительности (активной реакции на раздражители) и реактивности (способности контролировать свои реакции на какие-либо раздражители). Регуляторно-селективный компонент темперамента определяется природной предрасположенностью человека к внутренней или внешней направленности психической активности (интровер-сией - экстраверсией) и уровнем произвольности - непроизвольности регуляции поведения (рефлексивностью либо импульсивностью). Взаимодействие этих компонентов друг с другом обеспечивает наиболее оптимальный уровень поведения человека, характер регуляции и непроизвольного распределения психической активности и эмоциональности в различных сферах его жизнедеятельности [4].
С помощью бланкового теста «Темперамент», разработанного А. И. Круп-новым [5], и статистического анализа полученных данных с применением ^критерия Стьюдента для независимых выборок нами было установлено, что темперамент всех обследованных военнослужащих характеризуется доминированием психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной эргич-ности и пластичности стеничности в различных сферах, эмоциональной реактивности, а также экстраверсии и рефлексивности (табл. 1).
Эти данные свидетельствуют о признаках психической активности и эмоциональности военнослужащих, интенсивности, скорости и разнообразии инициируемых ими реакций и действий, а также о преимущественной стенично-сти переживаний, которые их сопровождают. Они также говорят о свойственных им эмоциональной впечатлительности и восприимчивости, внешней направленности психической активности при развитом самоконтроле реализуемых действий и поступков.
В обычной жизни и профессиональной деятельности эти особенности темперамента военнослужащих проявляются в ярко выраженной склонности к активной физической и интеллектуальной деятельности, интенсивном стремлении к межличностному взаимодействию. Кроме того, им свойственны способность к быстрому переключению с одного дела на другое, гибкость и подвижность мышления, умение использовать различные формы и виды коммуникаций, находить необычный способ решения различных проблем. Они переживают положительные эмоции при возможности испытать себя в трудном деле, с большой готовностью идут на риск при выполнении различных заданий, требующих неординарного, творче-
Таблица 1
Особенности темперамента военнослужащих
Переменные Средние значения ^критерий Стьюдента Значимость различий //
Психомоторная эргичность 29,2452 17,850 ,000
Психомоторная аэргичность 12,8839
Интеллектуальная эргичность 29,9548 16,278 ,000
Интеллектуальная аэргичность 13,7613
Коммуникативная эргичность 31,7806 19,009 ,000
Коммуникативная аэргичность 10,2387
Психомоторная пластичность 35,5548 15,995 ,000
Психомоторная ригидность 21,6710
Интеллектуальная пластичность 29,9806 12,990 ,000
Интеллектуальная ригидность 19,0516
Коммуникативная пластичность 23,4903 5,862 ,000
Коммуникативная ригидность 17,9613
Психомоторная стеничность 33,0258 12,219 ,000
Психомоторная астеничность 19,7032
Интеллектуальная стеничность 32,6774 14,938 ,000
Интеллектуальная астеничность 16,1742
Коммуникативная стеничность 33,6581 18,243 ,000
Коммуникативная астеничность 13,5548
Экстраверсия 26,8065 8,840 ,000
Интроверсия 19,4258
Импульсивность 14,0065 -17,208 ,000
Рефлексивность 30,3613
Эмоциональная чувствительность 14,7677 -7,130 ,000
Эмоциональная реактивность 22,0194
Примечание. Значимые различия выделены жирным шрифтом.
ского подхода, ощущают прилив сил от успешно решенных интеллектуальных задач, им нравится процесс общения и взаимодействия с окружающими людьми. Вместе с тем они довольно впечатлительны, и им бывает сложно собраться в шумной и беспокойной обстановке, в некоторых случаях они могут поддаться чужому влиянию и быть спровоцированными на необдуманный поступок.
В большинстве ситуаций их внимание направлено на внешний мир, они, как правило, открыты для взаимодействия с окружающими их людьми. Временами они испытывают тягу к тому, чтобы пережить новые впечатления, могут дать волю чувствам и вовсю повеселиться. Вместе с тем они обладают стабильным и устойчивым кругом интересов, для них характерны стойкость
убеждений, развитый самоконтроль и самообладание.
Теми или иными проявлениями свойств темперамента можно и нужно «управлять» с помощью волевой саморегуляции, для которой необходим достаточный уровень сформированности волевых свойств.
Поскольку развитию таких волевых свойств, как организованность, настойчивость, ответственность и др., способствуют занятия спортом, нами был проведен сравнительный анализ свойств темперамента 61 военнослужащего - професси-
онального спортсмена и 94 военнослужащих, занимающихся спортом только в рамках боевой подготовки, и обнаружены значимые различия между ними.
Так, у военнослужащих - профессиональных спортсменов по сравнению с теми, кто не занимался спортом профессионально, были более высокие показатели психомоторной и интеллектуальной пластичности, а также рефлексивности при менее выраженных психомоторной и интеллектуальной аэргичности, коммуникативной пластичности и импульсивности (табл. 2).
Таблица 2
Статистическая оценка различий между средними показателями переменных темперамента двух групп военнослужащих
Переменные 1 группа 2 группа t-критерий Стьюдента Значимость различий /р/
Психомоторная эргичность 30,2623 28,5851 1,536 ,127
Психомоторная аэргичность 10,5902 14,3723 -2,535 ,012
Интеллектуальная эргичность 30,2951 29,7340 ,413 ,681
Интеллектуальная аэргичность 11,8361 15,0106 -2,084 ,039
Коммуникативная эргичность 30,3115 32,7340 -1,414 ,160
Коммуникативная аэргичность 10,6885 9,9468 ,454 ,650
Психомоторная пластичность 37,1967 34,4894 2,217 ,028
Психомоторная ригидность 20,6721 22,3191 -1,261 ,210
Интеллектуальная пластичность 31,4590 29,0213 2,217 ,028
Интеллектуальная ригидность 17,7705 19,8830 -1,673 ,097
Коммуникативная пластичность 21,6885 24,6596 -2,337 ,021
Коммуникативная ригидность 18,2623 17,7660 ,367 ,714
Психомоторная стеничность 34,1148 32,3191 1,390 ,167
Психомоторная астеничность 17,9836 20,8191 -1,589 ,114
Интеллектуальная стеничность 32,4098 32,8511 -,272 ,786
Интеллектуальная астеничность 15,0000 16,9362 -1,217 ,226
Коммуникативная стеничность 34,2295 33,2872 ,655 ,514
Коммуникативная астеничность 12,8852 13,9894 -,646 ,519
Экстраверсия 25,9836 27,3404 -1,235 ,219
Интроверсия 19,0656 19,6596 -,455 ,650
Импульсивность 11,3279 15,7447 -2,946 ,004
Окончание таблицы 2
Переменные 1 группа 2 группа ^критерий Стьюдента Значимость различий /р/
Рефлексивность 31,7377 29,4681 2,021 ,045
Эмоциональная чувствительность 13,2623 15,7447 -1,426 ,156
Эмоциональная реактивность 21,0164 22,6702 -1,379 ,171
Примечание. 1 группа - военнослужащие - профессиональные спортсмены, 2 группа - военнослужащие, занимающиеся спортом в рамках боевой подготовки; значимые различия выделены жирным шрифтом.
Это свидетельствует о том, что военнослужащие - профессиональные спортсмены более подвижны, легче осваивают новые упражнения, быстрее переключаются с одного занятия на другое, чаще меняют способы выполнения действий, стараются выполнять разнообразную физическую работу. Они также обладают более беглым и гибким мышлением, чаще стремятся разнообразить свою интеллектуальную активность, творчески проявить себя, быстрее пересматривают свои решения и принимают новые, проще справляются с одновременным выполнением нескольких умственных заданий. Их большая рефлексивность указывает на то, что они более рассудительны и спокойны, тщательнее обдумывают возможные альтернативы решений и анализируют прошлый опыт. При этом они не очень общительны и контактны, труднее сходятся с новыми людьми, находят с ними общий язык и организуют совместную деятельность, несмотря на тенденцию большей выраженности положительных стенических эмоций в процессе общения.
В то время как военнослужащие, занимающиеся спортом только в рамках боевой подготовки, в большей степени, чем военнослужащие - профессиональные спортсмены, проявляют психодинамическую и интеллектуальную пассивность, нуждаются в постороннем
толчке для проявления познавательной активности. Они избегают трудной работы, требующей большого напряжения сил, часто прерываются на отдых во время выполнения сложных физических упражнений, быстро устают от длительного выполнения умственной работы.
В процессе коммуникации они способны к компромиссам, хотя при выполнении физической и познавательной деятельности не отличаются пластичностью. К тому же обнаруженная у этих военнослужащих тенденция к большей выраженности психомоторной и интеллектуальной ригидности и астеничности, а также эмоциональной чувствительности указывает на то, что они остро переживают при этом много отрицательных астенических эмоций и чувств. Кроме того, они более поспешны в принятии решений и чаще склонны действовать, не подумав заранее о возможных последствиях.
Таким образом, анализ представленных результатов исследования свойств темперамента военнослужащих позволяет сделать вывод, что большинству из них свойственны проявления психической активности и пластичности в психомоторной, учебной деятельности, а также в сфере общения, которые, как правило, сопровождаются переживаниями позитивных эмоций и чувств. Их активность и внимание на-
правлены в основном на внешний мир и окружающих людей. Они обладают стабильным и устойчивым кругом интересов, стойкими убеждениями, развитым самоконтролем и самообладанием. Все вышеперечисленное, несмотря на наличие некоторой эмоциональной впечатлительности, несомненно, способствует успешному несению ими воинской службы и решению непростых профессиональных задач.
При этом развитию у военнослужащих эмоционально-волевой саморегуляции и волевых свойств, которые помогают им регулировать нежелательные проявления темперамента и успешно осуществлять непростую воинскую службу по защите Отечества, способствуют профессиональные занятия спортивной деятельностью. Военнослужащие - профессиональные спортсмены по сравнению с военнослужащими, занимающимися спортом в рамках общей боевой подготовки, проще адаптируются к сложившейся ситуации и усваивают различные навыки, отличаются гибкостью и оригинальностью интеллектуальных решений, большими рассудительностью и рациональностью в оценке своих поступков и происходящих событий, склонностью к самонаблюдению и самоанализу, самокритичностью. Военнослужащие, занимающиеся спортом только в рамках общей боевой подготовки, в большей степени склонны к физической и интеллектуальной пассивности, быстрее
утомляются, стараются избегать напряженной физической и умственной деятельности. Им свойственны большая импульсивность, спонтанность, необдуманность в принятии решений, резкость и нетерпеливость.
Знание и учет данных особенностей темперамента военнослужащих необходимы для выбора стратегии воспитательной работы с ними с целью их морально-психологической подготовки к исполнению профессиональных и боевых задач, а также для принятия военным руководством грамотных и обоснованных управленческих решений.
Список литературы
1. Аксенова Г. И. Правовая культура курсанта: сущность, структура, средства формирования // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3. С. 155-157.
2. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб. : Питер, 2001.
3. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.
4. Крупнов А. И. Психологические проявления в структуре темперамента : учеб. пособие. М. : РУДН, 1992. 78 с.
5. Крупнов А. И. Психодиагностика свойств личности и темперамента : учеб. пособие. М. : ИИЦ МГУДТ, 2007. 56 с.
6. Мерлин В. С. Собрание сочинений. Т. 3 : Очерк теории темперамента. Пермь : ПСИ, 2007. 276 с.
7. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М. : Педагогика. 1990. 408 с.
8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. : Прогресс, 1982. 231 с.