ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА
Н.А. Фомина, М.Н. Зуева
Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000
В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры темперамента студентов — будущих медицинских работников.
Ключевые слова: студенты, темперамент, активность, эмоциональность, саморегуляция, психомоторная сфера, интеллектуальная сфера, коммуникативная сфера.
Как известно, личность формируется в процессе жизнедеятельности человека на базе индивидных свойств, среди которых выделяется темперамент как интегральная, обобщенная динамическая характеристика, относительно устойчивая, мало подверженная изменениям в онтогенезе, имеющая прочные многозначные связи со свойствами нервной системы [3], связанная с эмоциональными и регулятивными характеристиками поведения человека.
Темперамент определяют как характерную для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой [6], как характеристику индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний [7. С. 153—159].
Большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное образование, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
Поскольку природа любого психического явления может быть понята только на основе системного подхода, т.е. рассмотрения психического как целостной системы [5], наиболее продуктивным является исследование темперамента как системы свойств в их единстве и взаимосвязях.
Нами проведено исследование особенностей темперамента как индивидной предпосылки формирования личности 115 студентов медико-социального колледжа г. Рязани в возрасте от 17 до 19 лет. Особенности эмоционального реагирования и саморегуляции в процессе взаимодействия с пациентами во многом определяют эффективность их будущей профессиональной деятельности. В современных условиях развития общества специалисты любого профиля, и в том числе медицинские работники, должны быть конкурентоспособными на рынке труда, поэтому на этапе их профессиональной подготовки в вузе или колледже необходимо фор-
мировать у них такие личностные компетенции, как активность, коммуникативность, рефлексивность, эмоционально-волевая саморегуляция и т.д.
В рамках функционально-компонентной модели, предложенной В.Д. Небы-лицыным (1976) и дополненной А.И. Крупновым (1992), нами были исследованы три свойства темперамента: активность, эмоциональность и саморегуляция, проявляющиеся в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах жизнедеятельности человека [1]. Указанные составляющие темперамента, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают оптимальный уровень поведения человека, характер регуляции и непроизвольного распределения психической активности и эмоциональности по различным психическим модальностям и сферам жизнедеятельности: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной [4].
В соответствии с этими свойствами выделены активационно-эргический, эмоционально-аффективный и регуляторно-селективный компоненты темперамента. Активационно-эргический компонент характеризуется эргичностью-аэргичностью (силой, интенсивностью стремлений, реакций и действий или, наоборот, их слабостью) и пластичностью-ригидностью (легкостью и скоростью переключения с одних программ поведения на другие). Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности, т.е. устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, и астенич-ности — повышенной утомляемости, возбудимости), а также в эмоциональной чувствительности (активной реакции на раздражители) и реактивности (способности контролировать свои реакции на какие-либо раздражители). Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интраверсия-экстраверсия), а также определяет степень произвольности-непроизвольности в регуляции поведения (рефлексивность-импульсивность) [1].
Анализ результатов исследования активационно-эргического компонента темперамента показал, что в психомоторной сфере студентов — будущих медицинских работников наиболее выражены эргичность и ригидность, свидетельствующие о том, что они достаточно активны, испытывают потребность в движении и деятельности, в свободное время с удовольствием занимаются физическим трудом, чувствуя в себе избыток сил и энергии. При этом они не любят выполнять несколько дел сразу, выполняют свою работу привычными способами, испытывают трудности при выполнении работы, которая требует частых переключений внимания.
В интеллектуальной сфере у будущих медицинских работников эргичность и аэргичность выражены почти одинаково. Это значит, что они, с одной стороны, ощущают потребность в новой информации, стремятся узнавать как можно больше нового, проявляя при этом спонтанную и непроизвольную активность, а с другой — устают от длительной умственной работы, предпочитают задания, не связанные с большой умственной нагрузкой, не требующие интеллектуального напряжения. Интеллектуальная ригидность студентов свидетельствует о том, что они предпочитают решить задачу до конца, прежде чем взяться за новую, но при этом не ищут новых приемов для решения задачи и с трудом осваивают новую информацию (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность активности темперамента в различных сферах жизнедеятельности
В коммуникативной сфере максимальные показатели имеют аэргичность и ригидность, свидетельствующие о том, что большинство студентов, быстро утомляясь от частого общения с другими людьми, предпочитают уединение, сознательно ограничивают число своих знакомств, не стремятся обновить круг своих друзей и знакомых, с трудом завязывают новые знакомства. Предпочитают подумать, взвесить и лишь потом высказать свое мнение, при этом чаще поддерживают разговор, чем начинают его.
Как видим, во всех трех сферах жизнедеятельности студенты проявляют ригидность, т.е. невысокую скорость переключения с одних форм поведения на другие. При этом им свойственны выраженные эргичность, т.е. активность, интенсивность психомоторных действий и, наоборот, аэргичность в коммуникативной сфере, понимаемая как недостаточная активность. Интеллектуальная активность также недостаточно высокая.
Результаты исследования характеристик эмоционально-аффективного компонента темперамента студентов показали, что в психомоторной сфере студентов наиболее выражена астеничность, свидетельствующая о том, что они, например, испытывают неловкость из-за того, что у них плохой почерк, тревожатся из-за того, что сделанная ими вещь оказывается не совсем удачной, расстраиваются, потому что недостаточно хорошо владеют необходимым делом (рис. 2).
В интеллектуальной сфере у будущих медицинских работников также преобладают астенические эмоции: они переживают чувство волнения при выполнении интеллектуального задания, в случае когда выполняют интеллектуальную работу не так, как хотелось бы, злятся, когда долго не могут решить какую-либо задачу, склонны преувеличивать свои неудачи и тревоги, связанные с умственной деятельностью.
О Н-1-1-1-г-1-1-1-1
ф среднее значение
Рис. 2. Выраженность характеристик эмоционально-аффективного компонента темперамента студентов
В коммуникативной сфере, как и в двух других, максимальные показатели также имеет астеничность, свидетельствующая о том, что большинство студентов сильно переживают, когда их не понимают в разговоре, обижаются по пустякам и тревожатся, когда приходится выяснять отношения с друзьями.
Как видим, во всех сферах жизнедеятельности студенты проявляют астенические эмоции, неустойчивость к различным помехам, неспособность к длительной непрерывной деятельности. При этом им свойственны повышенная утомляемость и возбудимость.
Эмоциональная чувствительность и реактивность студентов-медиков выражены почти одинаково. Это значит, что они в одних ситуациях достаточно чувствительны и впечатлительны, принимают все близко к сердцу, испытывают волнение по пустякам, с трудом сохраняют спокойствие при возникновении различных неприятностей, работают и удерживают внимание в шумной обстановке, в других — мгновенно реагируют на необычную ситуацию, имеют на все готовый ответ и способны контролировать свои реакции на какие-либо раздражители.
Что касается характеристикрегуляторно-селективного компонента темперамента, то у большей части студентов выражены показатели экстраверсии, т.е. они поступают и говорят быстро, необдуманно, под влиянием минутного настроения, испытывают тягу к тому, чтобы встряхнуться и испытать новое возбуждение, могут дать волю чувствам и во всю повеселиться.
Рефлексивность и импульсивность выражены почти одинаково. Это значит, что в одних случаях они поспешно принимают решения и не задумываются о последствиях, а в других устойчивы в своих намерениях и интересах, предпочитают все делать не спеша, анализируя каждый свой шаг (рис. 3).
35
20 15 10
♦ среднее значение
5 О
Рис. 3. Выраженность регуляторно-селективного компонента темперамента студентов
Можно предположить, что такие особенности темперамента студентов, как рефлексивность, психомоторная эргичность будут способствовать успешности будущей профессиональной деятельности, а коммуникативная аэргичность, ригидность и астенические эмоции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, экстравертированность и достаточная импульсивность, проявляющиеся в излишней торопливости, в том числе в принятии решений, при недостаточной их продуманности и осмысленности могут ее затруднять. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки будущих медицинских работников в колледже необходимо формировать у них волевые свойства характера, с помощью которых они смогут отчасти нивелировать отрицательные проявления темперамента.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Власова Л.А. Темперамент и его проявления в лингвистических характеристиках и психологических компонентах речевой деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2007.
[2] Волкова Д.А. Проявления свойств активности темперамента в параметрах речевых действий: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2006.
[3] Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001.
[4] Крупное А.И. Психологические проявления и структура темперамента: Учеб. пособие. — М.: РУДН, 1992.
[5] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
[6] Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
[7] Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: МГУ, 1982.
TEMPERAMENT PECULIARITIES IN STUDENTS OF MEDICO-SOCIAL COLLEGE
N.A. Fomina, M.N. Zuyeva
The Department of Psychology of Personality, Special Psychology and Corrective Pedagogy Institute of Psychology, Pedagogy and Social Work Ryazan State University named after S.A. Esenin Polonskogo St., 18, Ryazan, Russia, 390000
Some results of the empirical research of the psychological peculiarities and structure of temperament of the students, who are future health professionals are presented in the article.
Key words: students, temperament, activity, emotionality, self-regulation, psychomotor, intellectual and communicative sphere.