Научная статья на тему 'Коммунарское движение в Томской области в конце 1980-х гг. В контексте общественно-педагогического подъема'

Коммунарское движение в Томской области в конце 1980-х гг. В контексте общественно-педагогического подъема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пучкина Юлия Александровна

Рассматривается коммунарское движение, активизировавшееся в СССР во второй половине 1980-х гг., его особенности в Томской области: истоки, активные деятели, факторы развития. На основе воспоминаний участников представлено описание областных коммунарских сборов. Показано место томского коммунарства в общесоюзном движении, дана оценка его роли в общественно-педагогическом движении Томской области и развитии школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммунарское движение в Томской области в конце 1980-х гг. В контексте общественно-педагогического подъема»

Ю.А. Пучкина

КОММУНАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ 1980-х гг.

В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДЪЕМА

Рассматривается коммунарское движение, активизировавшееся в СССР во второй половине 1980-х гг., его особенности в Томской области: истоки, активные деятели, факторы развития. На основе воспоминаний участников представлено описание областных коммунарских сборов. Показано место томского коммунарства в общесоюзном движении, дана оценка его роли в общественнопедагогическом движении Томской области и развитии школьного образования.

На протяжении последних десятилетий в нашей стране одной из самых реформируемых сфер являлась сфера образования - она претерпевала как косметические изменения, так и кардинальные перемены. Последние происходили одновременно с трансформацией общества в целом на рубеже 1980-1990-х гг. В большинстве своем перемены в школьной жизни были подготовлены во второй половине 1980-х гг. в ходе масштабного общественно-педагогического движения за обновление школы. Оно вышло из критики школы и обсуждения опыта педагогов-новаторов и сопровождалось инновационным движением, выразившимся в формировании проблемно-творческих групп, педагогическом экспериментировании по изменению школьной практики, апробации новых методов обучения и др. Эти процессы проходили во всех регионах страны, в каждом - со своими особенностями.

В Томской области педагогическая общественность также включилась в общесоюзное движение за обновление советской школы, но она сосредоточила свое внимание в основном на практической деятельности, связанной с экспериментированием в школе и разработкой инновационных проектов, не сводя все усилия к дискуссиям по образовательной политике, критике самой школы, вылившись, таким образом, в серьезное инновационное движение.

Одной их ярких его страниц стали коммунарские сборы педагогов Томской области. Несмотря на то что в этот период они проходили по всей стране в рамках всесоюзного коммунарского движения, томские сборы были уникальными в своем роде. Однако сегодня трудно восстановить всю картину событий: практически никаких материалов о томском коммунарстве в архивах Томской области не сохранилось, встречаются лишь обрывочные сведения о некоторых сборах. Единственным ценным источником информации стали воспоминания участников движения, которыми они поделились с автором данной статьи в ходе проводившихся интервью.

Основателем этого направления был ленинградский педагог И.П. Иванов, создавший в 1956 г. Союз энтузиастов (СЭН) - кружок пионервожатых и учителей, а затем в 1962 г. в Ленинграде - Фрунзенскую коммуну. Термин «коммунарское движение» впервые появился в печати в 1963 г. в статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной журналом «Комсомольская жизнь» [1]. В конце 1960-х коммунарство было взято под опеку комсомола, а потому потеряло свою самобытность и фактически сошло на нет. Новый взлет интереса к коммунарским идеям в 1980-е гг. был связан с деятельностью «Учительской газеты» и появлением концепции педагогов-новаторов «Педагогика сотрудничества».

Коммунарская методика представляла собой систему организации внеучебной общественно-полезной совместной деятельности детей и педагогов, состоявшей из коллективных творческих дел и строившейся на определенных принципах: коллективная организация жизни, отношения сотрудничества, доверие, доброжелательность, самоуправление, добровольность и осознанность выбора, социальная ответственность, творческий подход к делу, право иметь собственное мнение [2].

Во второй половине 1980-х гг. на волне инновационного движения коммунарство снова стало популярным. В «Учительской газете» появились публикации об опыте И.П. Иванова, названного в это время педаго-гом-новатором, в некоторых регионах страны начали проводиться коммунарские сборы. Томская область стала ярким примером развития этого уникального детского движения. Но следует отметить, что здесь оно тесным образом переплеталось с инновационным движением педагогов, став «колыбелью» многих педагогических инициатив. Прогрессивные педагоги и научные деятели взяли коммунарскую систему за основу для генерирования и развития новых идей и проектов.

Идея проведения областных коммунарских сборов принадлежала доценту кафедры педагогики и психологии ТГУ, кандидату педагогических наук Галине Николаевне Прозументовой, занимавшейся в то время изучением организации воспитательной работы в школе. Ее активно поддержали педагоги-организаторы воспитательной работы школ № 8 и 18 г. Томска Л. А. Сорокова, Л.В. Рязанова, а также методист Советского районного методического кабинета Н.И. Усанова и инспектор Кировского районо Н.Н. Тюленева. Важно было то, что предложение нашло поддержку на уровне управления образования: оно было одобрено заведующей облуно З.Г. Барашевой, а его реализация взята под опеку заместителями заведующей и инспекторами облуно З.Г. Незнановой, Г.И. Бобиной, Е.П. Заречневым. Для проведения первых сборов было выделено помещение санатория «Ключи», отдел образования полностью оплатил все расходы по проживанию и питанию участников.

Первый областной сбор проходил с 8 по 10 апреля

1988 г. На него были приглашены организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, методисты Районного методического кабинета, инспекторы всех районо, а также заинтересованные педагоги, занимающиеся с детьми (или желающие заниматься) по коммунарской методике. Особенностью этих и последующих томских сборов было то, что на них не было детей, в коммунарство «играли» педагоги, объединяясь для изучения новых методик внеклассной работы с детьми, обсуждения и освоения опыта коллег, наконец, для рождения новых инициатив.

Первый сбор был посвящен 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. На нем участники обсуждали использование его наследия в практике современной школы, знакомились с опытом работы фрунзенской коммуны И.П. Иванова, учителей-новаторов В.А. Ка-раковского, М.П. Щетинина, совместно планировали и разрабатывали коллективные творческие дела [3]. Форма работы была коммунарской: всех участников поделили на 5 отрядов по 15-20 человек каждый, во главе которых стояли командиры из числа организаторов сбора. Отряды работали как самостоятельно - получали задания и выполняли их, так и собирались на линейки и общие сборы, где вырабатывались комму-нарские законы (например, «Критикуешь - предлагай!» и др.), исполнялись коммунарские (бардовские) песни. Иными словами, педагоги изучали коммунарскую методику, проживая ее изнутри. Однако коммунарская форма была наполнена более широким содержанием, далеко выходящим за рамки коммунарства и касающимся всей школы в целом. Особенно эта тенденция проявилась на последующих сборах.

Второй сбор, получивший название «Педагогический поиск», проходил 20-22 октября 1988 г. в п. Богашево. Организатором сбора выступил облуно, расширив количество его участников за счет приглашения директоров опорных школ области и их заместителей по воспитательной работе [4]. Форма проведения не отличалась от предыдущего сбора, но его тематика была уже ближе к школе, ее актуальным проблемам, к учителю и новым педагогическим инициативам. Начался сбор с просмотра художественного фильма об учителе «Ольга Сергеевна», который и стал материалом для трехдневной творческой работы педагогов: бурное его обсуждение положило начало дискуссии о роли учителя в школе и о том, каким он должен быть. Отряды получали задания, связанные с разработкой новых организационно-педагогических проектов. В этот период форма коммунарского сбора синтезировалась с технологией организационно-деятельностных игр, во время которых обсуждались новые методы и формы работы в школе и, таким образом, продуцировались идеи развития школы. Это был уникальный и очень важный этап - этап формирования замыслов новых типов образовательных учреждений. Так, уже на втором сборе четко обозначилась команда педагогов и ученых, объединенных одним проблемным полем организации совместной деятельности детей и педагогов в школе с иным качеством совместности, отличным от традиционного.

По свидетельству организаторов, сборы не только были временем активного мозгового штурма, но и давали мощный заряд для творчества его участникам на длительное время. В период между сборами педагоги продолжали активно работать над своими идеями и воплощением их в жизнь, обобщая результаты труда на очередном сборе.

Своего рода обобщающим стал областной комму-нарский сбор, проходивший осенью 1989 г. на базе детского лагеря «Чайка». Его масштабы выходили за рамки областного - в нем участвовали педагоги из других регионов (Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской области, г. Москвы). Среди гостей присутствовали известные педагоги-новаторы С.Ю. Курга-

нов, В.К. Дьяченко, А.Н. Тубельский и др. [8]. Первые два дня сбора шла плодотворная работа по оформлению своих представлений об обновленной школе и обобщению результатов творческой работы в течение года, а в последний день проходили презентации педагогических проектов, разработанных в инициативных группах. Так, состоялась защита Школы Совместной деятельности (будущей школы № 49) группы Г.Н. Прозументовой и Л.А. Сороковой, проекта обновленной сельской школы группы М.М. Сенчика (зав. Томского районо), Л.Н. Дударевой (директора СШ п. Зональный) и др. Такая презентация проектов открывала путь к их реализации.

Областные коммунарские сборы педагогов проводились два раза в год вплоть до 1990 г. Вместе с тем параллельно проводились коммунарские сборы детей, организаторами которых выступали педагоги, участвовавшие в областных сборах в апреле 1988 г. и обучавшиеся комму-нарской методике. Как правило, детские сборы проходили в дни школьных каникул в районах, куда выезжали опытные коммунары из г. Томска (г. Кедровый, Чаин-ский, Бакчарский, Колпашевский, Молчановский районы). Здесь дети приобщались к коллективной творческой работе, и одновременно педагоги школ района обучались коммунарской методике.

Такое содержательное движение не могло замыкаться в рамках региона, оно должно было проявить себя на общегосударственном уровне. Первый всесоюзный коммунарский сбор, в котором участвовали и томские делегаты, проходил в г. Калинине в январе

1989 г. по инициативе «Учительской газеты». В нем приняли участие коммунары из 89 городов, делегации прибыли из 17 регионов страны - г. Москвы, Якутии, Ярославской, Новгородской областей и др. Все они представляли собой отряды детей во главе с комиссарами - школьными педагогами-энтузиастами. На их фоне томская делегация выделялась составом: это была слаженная команда, возглавляемая кандидатом наук (Г.Н. Прозументовой), из 16 человек, среди которых заместитель заведующего облуно (З.Г. Незнанова), директора школ и их заместители; большинство делегатов было среднего возраста, дети среди них не присутствовали. Это, по словам участников сбора, поначалу вызвало скептическое отношение коммунаров из других регионов, однако, по мере работы отношение к томичам менялось.

Дело в том, что из делегаций было образовано несколько центров, которым выделяли школу, где размещался центр и представлял свои наработки. Томская команда стала таким центром и в привычной комму-нарской форме представила свою программу по преобразованию школы в новую, искреннюю, не идеологизированную. При этом транслировалась еще не конкретная модель школы, а элементы разных моделей (например, школа полного дня, школа, где ученик имел право выбора), выстраивались различные воспитательные, образовательные пространства. Участники сбора могли выбирать, в каком центре им побывать, с чьим опытом знакомиться, с кем заниматься коллективной творческой деятельностью. Постепенно томская делегация стала притягивать к себе все больше и больше гостей, под конец собрав в своей школе даже организаторов других центров; к томичам с большим интересам

шли и педагоги, и дети. На заключительной встрече томской делегации отдали предпочтение более ста участников сборов. Такого успеха ни одна другая делегация не добилась.

После первого всесоюзного сбора томские коммунары побывали на сборе комиссаров коммунарских отрядов в городах Одессе (август 1991 г.), Калининграде и др.

Одним из важнейших факторов коммунарского движения, объединяющих все сборы, независимо от уровня и масштаба, является неповторимая атмосфера, сложившаяся (или складывавшаяся) из добрых традиций, дружеских взаимоотношений, обстановки доверия, открытости, искренности, чувства команды и увлеченности общим делом. Участники движения называют это состояние духом коммунарства и признают его присутствие в бывших коммунарах до сих пор.

Коммунарское движение оставило яркий след в истории образования Томской области. Оно стало инкубатором инновационных проектов, которые воплотились в жизнь в начале 1990-х гг. Объединив усилия прогрессивных педагогов, оно создало условия для изменения не воспитания или обучения в отдельности, а образовательной практики. Оно стало неотъемлемой

частью общественно-педагогического движения и одновременно его ускорителем. Педагоги, побывавшие на сборе, не только «заражались» идеей коммунарства, методикой коллективных творческих дел; в атмосфере сборов педагоги раскрепощались, становились открытыми для всего нового, инициативными. В них появлялся дух педагогического романтизма и новаторства, трансформировались привычные педагогические установки. Это имело колоссальное значение в эпоху общественно-педагогического подъема и надвигающихся кардинальных перемен в школьном образовании.

Кроме того, в ходе продуктивной работы сборов шло оформление команд педагогов-единомышлен-ников, становившихся впоследствии разработчиками инновационных проектов. Атмосфера сборов раскрепощающе действовала даже на самых консервативных чиновников образования, что способствовало сближению управленцев и прогрессивных педагогов и обеспечивало партнерские отношения между ними при реализации новых идей. Не случайно в Томской области, в отличие от других регионов, многие инновации рубежа 1980-1990-х гг. не только активно поддерживались и культивировались органами управления образования, но и возникали в их недрах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов Р.В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива. Режим доступа: www.rustrana.ru

2. Кожаринов М., Тишин С. История молодежного движения в России и динамика его развития. Режим доступа: www.altruism.ru

3. Приказ облуно № 288/0 от 11.05.1988 «Об итогах первого коммунарского сбора» // ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 9. Д. 1468. Л. 58.

4. Приказ облуно № 84/0 от 21.10. 1988 // ГАТО. Ф. Р-1158. Оп. 9. Д. 1469. Л. 74.

Статья поступила в редакцию журнала 22 октября 2006 г., принята к печати 8 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.