Научная статья на тему 'Архангельский городской штаб школьников имени А. П. Гайдара как отражение идей коммунарской педагогики'

Архангельский городской штаб школьников имени А. П. Гайдара как отражение идей коммунарской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ И МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЪЕДИНЕНИЯ КОММУНАРСКОГО ТИПА / ИДЕИ И ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА / КОММУНАРСКАЯ МЕТОДИКА / КОММУНАРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Анна Владимировна

В статье представлен материал об итогах исследования идей коммунарской педагогики, нашедших свое воплощение в деятельности одного из детско-молодежных объединений коммунарского типа Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара (АГШШ), созданного в 1961 году и существующего в наши дни. Деятельность АГШШ, ее идейно-концептуальные основы осмыслены автором с позиций ценностного и деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архангельский городской штаб школьников имени А. П. Гайдара как отражение идей коммунарской педагогики»

УДК 329.78:371.83(470.11)

ПОЛИЩУК Анна Владимировна, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имениМ.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ШТАБ ШКОЛЬНИКОВ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ КОММУНАРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье представлен материал об итогах исследования идей коммунарской педагогики, нашедших свое воплощение в деятельности одного из детско-молодежных объединений коммунарского типа - Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара (АГТТТТТТ). созданного в 1961 году и существующего в наши дни. Деятельность АГШШ, ее идейно-концептуальные основы осмыслены автором с позиций ценностного и деятельностного подходов.

Детское и молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, объединения коммунарского типа, идеи и ценности воспитания, коллективные творческие дела, коммунарская методика, коммунарская педагогика, педагогический феномен

«АГШШ представляет собой феномен, требующий серьезного научно-педагогического анализа... Он едва ли не единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но остается значимым социально-педагогическим явлением», - В.И. Максакова.

На рубеже 60-х годов прошлого века, в период широкого распространения коммунар-ского движения, в Архангельске был создан городской штаб школьников (АГШШ имени

А.П. Гайдара). В отличие от большинства подобных организаций, просуществовавших несколько лет, Архангельский городской штаб школьников имеет уже более чем сорокапяти-

летнюю историю, продолжает свою работу и в настоящее время.

Фактически история штаба - это педагогический феномен. Понятие «феномен» определяется как необычный, исключительный факт, явление; как явление, которое дано нам в опыте, чувственном познании. Штаб, с нашей точки зрения, и является таким педагогическим феноменом, феноменом коммунарской педагогики1.

Достаточно широко известно, что в 50-60 е годы ХХ века при активном участии Игоря Петровича Иванова (1923-1992 гг.) - педагога, профессора ЛГПИ им. А.И. Герцена, одного из создателей коммунарской методики, были созданы «Союз энтузиастов» (СЭН), «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ), «Коммуна имени Макаренко» (КИМ) как объединения, целью которых

являлось нахождение и реализация новых идей, которые могли бы содействовать неформальному объединению пионеров, школьников-комсомоль-цев, студентов, думающих и ищущих педагогов. Подобные объединения становились и факторами (т.е. причиной, движущей силой какого-либо изменения, явления) личностного и коллективного становления. В них создавались условия для формирования и развития личности; осуществлялся целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому, а также процессы всестороннего гармоничного развития личности и формирования общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе2.

На наш взгляд, относительно деятельности Архангельского городского штаба школьников на протяжении всей его истории правомерно употреблять каждое из представленных определений, так как в организации его работы прослеживаются различные компоненты, аспекты воспитательного процесса, то, что тогда называлось «комплексным подходом к воспитанию». И.П. Иванов под комплексным подходом понимал «высшую ступень синтеза всех частей воспитания. Данный подход, по его мнению, означает, «что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой Заботы ... об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной творческой личности»3.

История штаба достаточно полно была представлена в газетных публикациях 60-70-х годов («Правда Севера», «Северный комсомолец» и др.), в книге В.Н. Румянцевой «Штаб на Двине», в буклетах и методических рекомендациях, которые издавал сам штаб.

В те годы в жизнь коммунарских коллективов входили многообразные дела, которые по образному определению коммунарской методики называются «коллективными творческими делами» (КТД). Это, прежде всего, самые различные сборы пионерского и комсомольского актива, получившие название «коммунарский сбор», с присущей ему атрибутикой, символикой, тра-

дициями. Разновидностью коммунарских сборов стали «оснянки», «зимовки» и «веснянки» (краткосрочные сборы, проводимые осенью, зимой или весной).

Широкое распространение получили многообразные трудовые дела, называемые романтичным словом «операция» и зашифрованные аббревиатурами: РЛ - радость людям, РД - радость детям, ДС - детский сад, это дежурство в кинотеатрах, трудовая операция «Снег», городская операция помощи сельским школам «Сиверко», «картофельный десант» школьников города и др. В рамках таких акций жители Архангельска могут помнить шефство членов штаба над улицей Гайдара.

Настоящим праздничным событием становились юбилеи штаба, к которым готовились долго и тщательно. Именно в них наиболее ярко проявлялась логика организации коллективного творческого дела, имевшего 6 стадий: разведка, планирование, подготовка, проведение, анализ и последействие. Фактически это был прообраз того процесса, что сегодня называется социальным (педагогическим) проектированием.

Когда движение многих подобных объединений в стране в 70-80-е годы прекратилось, Архангельский штаб продолжал свою деятельность (к сожалению, в гораздо меньшей степени нашедшей отражение в письменных источниках). Для этого было несколько причин.

Во-первых, уже сложились определенные традиции. Штаб имел мощную организационную структуру - жил по уставу, со сменным активом, который был подотчетен высшему органу штаба - сбору. Штаб завоевал право носить имя писателя Аркадия Петровича Гайдара, присвоение которого способствовало выработке идейноценностной базы деятельности. Поездки к месту гибели Гайдара в село Леплява на Украине были одной из высших наград, которой удостаивались лучшие коммунары.

Во-вторых, в условиях Архангельска штаб никогда не находился в оппозиции к комсомольским органам и органам управления образованием, а работал вместе с ними или при их поддержке. Это была поддержка секретарей и комсомольских работников Архангельского

горкома и обкома комсомола: Н.В. Ботыгиной (Минаевой), В.П. Новокрещенова, Ю.В. Буракова, Т.М. Гудимы, М.С. Ресенчук, С.А. Усовой (Коваль), Н.П. Чесноковой; заведующих городским отделом народного образования: А.С. Бондарева, В.М. Клемушина, М.В. Балабиной; руководителей Дворца пионеров: Л.А. Соколовой,

B.П. Цыганова и др.

В-третьих, здесь складывалась мощная преемственная связь старших коммунаров и тех, кто приходил им на смену. Около двух тысяч школьников за эти годы прошли свое становление как коммунары, как члены штаба. Это не считая еще сотен мальчишек и девчонок, которые участвовали в его делах, приезжали на сборы актива.

В-четвертых. Базовой ценностной мотивировкой коммунарской педагогики являлось творчество. Главная цель коммунарской методики - влиять так, чтобы «творчески использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия, не допуская формализма и однообразия». Эта мысль находит свое подтверждение в высказывании идеолога и пропагандиста коммунарства

C.Л. Соловейчика: «Мы знаем художественное творчество, научное, техническое. Но ведь есть еще один вид творчества, может быть, самый важный: общественное творчество. Есть ведь творческое отношение к жизни вообще, оно может проявиться в отношениях с людьми и даже в самой рутинной работе»4. Именно в многообразной творческой деятельности штабисты имели возможность участвовать в решении жизненно важных практических задач.

В-пятых. Как и в объединениях, созданных И.П. Ивановым и его последователями, на протяжении всех поколений штабистов на практике реализовались идеи «общей Заботы». Это проявлялось практически во всех делах штаба: забота о ветеранах, забота о младших друзьях; помощь сельским школам; забота о городе и его жителях; проявление заботы членов коллектива по отношению друг к другу. Верно указывает И.Д. Аванесян: «В воспитательном процессе по Иванову забота не является одномоментным актом. Это развивающийся процесс, в котором участвуют и взрослые, и дети. Важно подчеркнуть, что даже самая простая ситуация истинной заботы застав-

ляет человека обращаться с вопросами к самому себе - порождает внутренний диалог. Наконец, истинная забота - непрерывный процесс, сфера ее безгранична, что обеспечивает непрерывность воспитательного процесса»5. Так и в штабе творческая гражданская забота являлась непрерывным процессом.

Еще один немаловажный фактор - это фигуры лидеров: основатель штаба - инженер, а затем секретарь Архангельского горкома комсомола Владимир Анатольевич Сатрудинов, и вот уже многие годы бессменный руководитель (старший друг), Владимир Николаевич Дурнев, когда-то сам бывший в числе первых коммунаров.

Тем не менее и в жизни Архангельского штаба был период, грозивший ему закрытием, «выселением» с тех площадей областного Дворца пионеров, где штаб располагался, была утрачена часть документов, отражающих многолетнюю историю штаба. Но в сложные 90-е годы штаб не просто выживал, а жил. Был разработан новый устав. Пожалуй, именно с этого периода можно говорить не только о коллективистской, но и

о социально-индивидуальной направленности деятельности штаба, в частности, это нашло отражение в школе «Праксис», где осуществлялась начальная профессиональная подготовка. Новым местом приложения сил стали Соловки, куда в летний период после коммунарского сбора отправляется отряд нынешних представителей штаба.

Не случайно, что в период нового всплеска внимания к наследию И.П. Иванова, активизации деятельности подобных объединений именно Архангельский штаб школьников стал базой межрегиональной научно-практической конференции на тему «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра» (октябрь 2001 года), проведенной при поддержке Поморского университета и департамента образования Администрации Архангельской области.

Именно там прозвучала оценка, данная доцентом МПГУ В.И. Максаковой, которую мы разделяем. Она выделила пять основных характеристик деятельности АГТТТТТТ:

1. АГТТТТТТ - воплощение идеального для человека образа жизни.

2. АГТТТТТТ имеет двойственную природу, и это обеспечивает динамичность, устойчивость и продуктивность его существования.

3. АГТТТТТТ - это объединение клубного типа.

4. АГТТТТТТ - коллектив «коммунарский» и по идеологии, которую он воплощал, и по технологии, которую он использовал и развивал.

5. АГТТТТТТ - мощный фактор развития каждого человека: ребенка и взрослого, включавшегося в его жизнедеятельность.6

Расширить объективное представление о деятельности АГТТТТТТ возможно посредством обращения к его истории и сегодняшнему дню, рассмотрению сущностных характеристик данного феномена. Данная статья отражает нашу исследовательскую работу и позволяет сделать несколько выводов.

Анализ работы штаба показывает, что здесь на практике в комплексе осуществляются различные виды деятельности (в качестве основы для обобщения мы используем классификацию видов деятельности, представленную О.В. Лишиным)7: общение - обмен личным опытом; трудовая деятельность - создание материальных ценностей и трудовая забота; познавательная деятельность - открытие явлений и закономерностей окружающего мира; художественно-эстетическая деятельность - создание благоприятных условий для развития творческих начал личности, творческий подход к жизни; оздоровительноспортивная деятельность - укрепление здоровья, закалка организма, соответственно, спортивнооздоровительная забота; организаторская деятельность - обеспечение условий для решения жизненно-практических задач и воспитательных задач, организаторская забота; поведенческая, где участники усваивают принципы жизни и

действий в социуме, обращения с окружающим миром (людьми, природой, окружающими предметами).

Суть деятельности АГТТТТТТ хорошо отражают следующие принципы, на основе которых осуществляется его деятельность: воспитание как развитие личностных отношений человека к окружающей жизни, к самому себе как ценности; в основе воспитания лежит деятельностный подход: активная социализация, созидательная деятельность в социуме; творчество - одно из важнейших условий воспитания; традиции как коллективная ценность; взаимодействие старшего поколения воспитанников с младшим.

Таким образом, работа Архангельского городского штаба школьников на протяжении долгих десятилетий направлена на развитие личности в коллективе. Члены АГТТТТТТ сами являются творцами своей жизни: сами планируют ее, сами воплощают идеи в действительность, сами их анализируют. Особо актуальным оказывается последействие, которое абсолютное большинство участников этого объединения ощущают спустя многие годы. Личные судьбы штабистов, нашедших свое предназначение в самых различных профессиях и сохраняющих коммунарский дух, - ярчайшее свидетельство значимости тех идей, которые когда-то закладывала коммунар-ская методика, ознаменовавшая определенный исторический этап в развитии педагогической теории и практики, который мы обозначаем как коммунарская педагогика.

Именно поэтому изучение истории АГТТТТТГ его сущностных характеристик может дать материал, чрезвычайно ценный и для педагогической теории и практики, и для социальной психологии, и для организаторов детских и молодежных объединений в современной России.

Примечания

1 Полищук А.В. «Коммунарство» как педагогический феномен // Вестник Поморского университета. 2008. № 3. С. 90-94.

2 Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб, 2001.

3 Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб, 2003. С. 5.

4 Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М., 1989. С. 137.

5Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова - путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб, 2002. С. 11-12.

6 Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен / Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Архангельск, 2001. С. 28-31.

7 Лишин О.В. Коммунарская методика. Построение процесса социализации-индивидуализации современной молодежи / Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Архангельск, 2001.

С. 38-40.

Anna Polischuk

ARKHANGELSK TOWN HEADQUARTERS OF SCHOOLCHILDREN NAMED AFTER A.P. GAIDAR AS REALIZATION OF THE COMMUNAR PEDAGOGICS IDEAS

This article presents the results of studying the ideas of communar pedagogics realized in the activity of one of the children-youth associations of communards - Arkhangelsk Town Headquarters of Schoolchildren named after A.P. Gaidar (ATHS) founded in 1961 and existing nowadays. The ATHS activity and its ideological and conceptual foundations are considered by the author from the position of complex value and activity approach.

Рецензент - Канарская О.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы Волховского филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.