Научная статья на тему 'Коммунарство и сотворчество: взгляд в будущее'

Коммунарство и сотворчество: взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАРСТВО / СОТВОРЧЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНАРСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / САЙТ / ВИКИПЕДИЯ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СО-CREATIVITY / COMMUNE / COOPERATION / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / COMMUNITY / INFORMATION SOCIETY / SITE / WIKIPEDIA / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / FREE SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилова С. В.

Статья посвящена коммунарству и сотворчеству 21 века. Автор рассматривает некоторые аспекты сотворчества в условиях информационного общества и активного использования Интернета. В статье представлен анализ некоторых технологий как направлений для развития коммунарского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOMMUNAR PEDAGOGY AND CO-CREATIVITY: FUTURE PROSPECT

This article is devoted to commune and со-creativity of 21 century. The author considers some aspects of со-creativity in the conditions of information society and active use of the Internet. The analysis of some technologies is presented in article as directions for development of community.

Текст научной работы на тему «Коммунарство и сотворчество: взгляд в будущее»

КОММУНАРСТВО И СОТВОРЧЕСТВО: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

© С. В. Нилова

Ивановский государственный университет Россия, 153025 г. Иваново,ул. Ермака, 37.

E-mail: svnil@narod.ru

Статья посвящена коммунарству и сотворчеству 21 века. Автор рассматривает некоторые аспекты сотворчества в условиях информационного общества и активного использования Интернета. В статье представлен анализ некоторых технологий как направлений для развития коммунарского сообщества.

Ключевые слова: коммунарство, сотворчество, сотрудничество, коллективная творческая деятельность, коммунарское сообщество, информационное общество, сайт, википедия, массовые открытые онлайн курсы, свободное программное обеспечение

В огромном потоке информации, цейтноте времени как не растерять то, ценное и настоящее, что создает атмосферу содружества и сотворчества, общей заботы и сопричастности друг другу? Что в истинном смысле реализации духовных потребностей делает человека по-настоящему творцом, а не существом, объединяющимся в «потребительскую человеческую стаю»?

Идеи педагогики общей заботы были творчески разработаны, представлены И. П. Ивановым и находят свое воплощение в современной жизни. Коммунарские коллективы и сообщества, которые имеют общие ценности, мастерство коллективной творческой деятельности и эмоциональный опыт сопереживания событий способны развиваться в меняющихся условиях как динамическая открытая система, без подмены сущностных инвариантов, учитывая инновационный характер информационного общества.

До сих пор актуально звучит мнение представителя коммунарского движения, доктора педагогических наук С. Д. Полякова, что новые педагогические идеи, как и всякие другие, не возникают из ничего, что «современные педагогические проблемы подталкивают к ломке меж- и внутринаучных барьеров» и только путь диалога и синтеза поможет соединить обновляющуюся практику с обновляющейся теорией [1].

В настоящее время в каждой группе «коммунаров», живущих в разных городах и странах, могут быть свои лидеры и авторитетные эксперты, но главное, что может и должно происходить в движении сейчас - это совместная творческая деятельность, которая не заканчивается только конференциями по случаю юбилейных событий, а является этапом определения научной и практической парадигмы совместного творческого развития на пользу и радость людям.

Как назвать явление «коммунарство» в 21 веке? Трудные годы конца ХХ века отбрасывали некоторые методики только потому, что они несли идеологию построения коммунистического общества. Термины «коммунарство», «коллектив» - не исключение. В ряде случаев поверхностность понимания этих явлений не позволяло построить эффективную социальную и педагогическую деятельность. Появились термины «посткоммунарство», «иванов-ство». Новое время представляет иные смыслы. Педагогика общей заботы сейчас - это со-

творчества, которое может быть теоретико-смысловой основой динамического открытого развития коммунарства 21 века. Коммунарство - суть сотворчества.

Синтез рождает новые формы и учитывает возможности среды на разных уровнях: от личного пространства до глобального сообщества. Человеческое созидательное развитие возможно только на основе ключевой идеи заботы и освоения всеми заинтересованными сторонами успешной социальной технологии коллективной творческой деятельности (возможно как технологии сотворчества 21 века).

Использование термина методика или технология по отношению к социокультурному явлению «комунарство» в нашем понимании должно остаться на уровне дискуссий внутри педагогической науки. Коммунарское научное сообщество способно продолжить теоретическое и практическое осмысление на междисциплинарной основе и представить новую парадигму воспитания, учитывая новые реалии и особенности развития глобального человеческого сообщества. Коммунарство имеет более широкое пространство, которое традиционно используется многими. Понимание совместного развития в условиях информационного общества определяет феномен как технологию с ключевыми признаками любой технологии -концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и оптимальность.

На наш взгляд, единственной и успешной технологией воспитания в условиях групповых форм работы в разных образовательных учреждениях разных стран мира может быть только коллективная творческая деятельность. Именно эта технология помогает построить гармонию личности и коллектива, которая позволяет в реальной жизни решать творческие задачи быстро меняющегося мира. Ориентированность в будущее задает технологический вектор коммунарству и сотворчеству.

Поиск гармонии личности и коллектива начался в дискуссиях начала 90-х и сейчас этот вопрос должен быть осмыслен на новом уровне задач развития глобального человеческого сообщества и социальных технологий совместной созидательной жизнедеятельности. Для педагогов важно понимать, что индивидуализацию обучения необходимо соединить с реализацией коллективных форм учебных занятий. «Это важнейшая предпосылка успешной подготовки специалиста для коллективного по своей сути профессионального труда» [2]. При этом следует заметить, что «личностный подход - суть всей коммунарской методики» [3], «суть коммунарства - самостроительство личности в процессе работы на пользу людям» [4], а «коллективность не навязывается, она появляется в результате собственной самоорганизации и самодисциплины» [5].

Для раскрытия сущности коммунарства и сотворчества некоторые суждения участников «круглого стола» журнала «Педагогика» [6] на тему «Гармония личности и коллектива как педагогическая проблема» в 1992 году до сих пор актуальны и значимы, но уже выходят за рамки только педагогики.

Феномен сотворчества, как и коммунарство, объединяет в себе и личное и коллективное [7]. Сотворчество - это более высокая степень взаимоотношений педагога и учащихся. Сотворческое отношение «глубже, многомернее, диалектичнее. В нем духовный облик человека, его духовно-культурное устроение... Воспитание строится на включении во все возможные, явные и неявные воспитывающие связи, в объективные воспитывающие отношения, отношения духовного родства и взаимоответственности - со-причастности всех каждому и каждого всем» [8].

Социализация и воспитание личности происходит в условиях открытого образовательного пространства, а сотворчество осуществляется в среде, наполненной разной информацией и разными технологиями.

Проведем небольшое исследование. Поиск в Интернете по термину «коммунарство» представляет примерно 18 500 (0.32 сек) результатов. На основе технического ранжирования ресурсов на первом месте оказывается ресурс Википедии о коммунарском движении (http://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунарское_движение), Заметим, что эта технология сама по себе является свободной деятельностью сетевого сообщества и возможно на языке коммунаров, осуществляется на основе коллективной (в данном случае совместной) творческой деятельности. Как правило, современный пользователь Интернета (ученик или студент) будет использовать первые релевантные ресурсы, не просматривая далее весь имеющийся объем. Соответственно Википедия уже становится основным источником информации и формирует те или иные представления и образы.

На втором месте оказывается сайт сообщества учеников и последователей И. П. Иванова «И. П. Иванов и коммунарская методика» (www.kommunarstvo.ru/). Далее следует отметить сайт «Технология альтруистов» (http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/22), где реализована попытка осмысления коммунарского движения, представлен эпитет «Ивановство» больше чем коммунарство». В поиске не сразу можно обнаружить по запросу «коммунарство» инициативный проект макаренковедов Р. В. и Н. В. Соколовых, которые представляют научные исследования связи концепций А. С. Макаренко и И. П. Иванова (http://makarenko-sokolovy.ru/).

Среди первых десяти ресурсов есть материалы ноосферного движения (видеолекция М. Чекмарева в клубе «Ноосфера») и осмысление коммунарства и гуманизма во второй половине XX в. (http://rutube.ru/video/2ea70d16049ad3a1553b5cdda15abe89/). Интересен интернет-вклад М. Кордонского на сайте «Психологос» (http://www.psychologos.ru/articles/view/ kommunarskoe_dvizhenie ).

В первую группу ресурсов «Топ-10» входит «как бы критика». Так, на сайте Миссионерско-апологетический проекта «К Истине», можно найти материал (http://www.k-istine.ru/head/questions-001.htm) , который ничего общего с сущностью коммунарского движения не имеет. Однако на основе этой информации люди, которые понимают суть явления видят использование популярного слова «коммунарство» или словосочетания «коммунар-ские сборы» с подменой смысла самого явления. А те, кто ничего об этом не знает, могут воспринять информацию сайта как норму.

Подобный поиск по ключевому словосочетанию «педагогика общей заботы» представляет в несколько раз больше результатов - примерно 285 000 (0.31 сек) Википедия опять входит в первую десятку ресурсов с информацией об Игоре Петровиче Иванове http: / / ru.wikipedia.org/wiki/Иванов_Игорь_Петрович

Вновь отметим, что сам по себе ресурс Википедии является продуктом сотворчества, имеет хорошую техническую основу и может дальше развиваться усилиями представителей комму-нарского сообщества (например, разрабатывая ресурсы на английском языке). Контент других источников представляет смысл локальных воспитательных систем на уровне региональных сайтов, которые включают идеи педагогики общей заботы в свою деятельность. На сайте сообщества сетевой исследовательской лаборатории «Школа для всех» рассматривается проблема «посткоммунарства». Аннотация к ресурсу емко представляет ключевую мысль: «Коммунарской методике» посвящены десятки обстоятельных книг и тысячи брошюр. Её смысловая тройствен-

ность отразилась и в тройственности названия: коммунарское движение - педагогика общей заботы - методика КТД. Методика, «с которой педагог обречён на успех...» [9].

Среди первых ресурсов первой страницы поиска появляется кандидатская диссертация О. Н. Маслюк «Педагогическая система И. П. Иванова в современном контексте духовнонравственного воспитания школьников» [10]. Иные варианты поиска приводят к персональному интернет - проекту кандидата педагогических наук Т. А. Меняйловой «Образ жизни» (http://school-c.ru/), где вклад И. П. Иванова представлен как лучшая методика образования и как педагогика жизни.

Интернет формирует свой собственный образ развития коммунарского движения, представляя разные грани и возможности. Творческие попытки участников коммунарского движения в этом направлении могут иметь иной качественный уровень, если вопрос интернет-объединения коммунаров будет одной из задач самоорганизующегося сообщества. Википедия может свободно пополняться ресурсами разных участников. На официальном сайте «И. П. Иванов и коммунарская методика» (www.kommunarstvo.ru/) можно сформировать совет экспертов, открыто выкладывать авторские работы, проводить студенческие дистанционные конференции, конкурсы, научные и практические конференции. Пока круг участников и поддержка этого сайта очень ограничен. Возможно, появится образовательное учреждение (ведущий или заинтересованный в подобном развитии университет), который, не разрушая сложившуюся систему, позволит создать условия для развития контента сайта. Сетевое партнерство может обеспечить динамическое развитие коммунарского сообщества в условиях информационного общества, обеспечить активное использование этого ресурса в разных образовательных учреждениях и творческой жизнедеятельности. Это позволит и унивеерситету, обеспечивающему поддержку, создать позитивный имидж среди других учреждений.

В советское время в общественном воспитании использовались формы и поведенческие модели, которые осуждались представителями коммунарского движения за формализм и скуку. В настоящем образовании социальные модели совместной деятельности часто совсем отсутствуют как массовое явление. В большинстве своем учителя не владеют технологией коллективной творческой деятельности, даже если они знают этот термин. В образовании доминируют словесные модели нравственного воспитания, а не совместной организации творческой жизни педагогов и учащихся (в том числе и студентов). Дети стихийно действуют в группе, не имея образцов созидательного поведения и групповой творческой работы. Вакуум положительных эмоциональных образов и позитивных отношений в коллективе у детей и молодежи создает условия для доминирования животных агрессивных моделей жизни в человеческом сообществе.

Сейчас коммунарство может вновь противостоять формализму педагогической деятельности и может наполнить воспитательную деятельность новыми смыслами, которые будут соответствовать инновационному созидательному развитию общества на разных уровнях и позволят реализовать воспитательную компоненту системы образования на основе эффективной технологии. Термин «воспитательная компонента», стал частью педагогической речи благодаря новым федеральным рекомендациям.

Вектор развития совместной творческой деятельности коммунарского сообщества может быть связан с актуальными проблемами, которые представлены современными ИКТ. Например: 1) массовые открытые онлайн курсы (Massive Open Online Courses); 2) дистанционные курсы для педагогов разных образовательных учреждений по освоению технологии

коллективной творческой деятельности и сотворчества; 3) дистанционные курсы обучения представителей студенческого самоуправления. Так в этом учебном году в конкурсе студенческих объединений приняло участие 236 образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственные Министерству образования и науки России. Подобные направления могут быть сетевой формой организации деятельности нескольких вузов, заинтересованных в подобном развитии.

Другой аспект возможной перспективы предполагает развитие коммунарского сообщества и представителей-разработчиков идей свободного программного обеспечения. СПО -результат коллективной мысли программистов разных стран и пример дистанционного совместного творчества на пользу людям. СПО дает право пользователю свободно его использовать, копировать, распространять, изучать и изменять. Феномен СПО является междисциплинарным [11]. Развитие, внедрение и использование СПО зависит от всех субъектов деятельности, участвующих в информатизации.

Осмысление настоящего и коммунарского опыта, развитие дистанционных отношений внутри коммунарского сообщества может дать новый импульс в решении общих созидательных задач в разных регионах и позволит развиваться в условиях быстро меняющегося мира вместе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поляков С. Д. О новом воспитании. М.: Знание, 1990. С. 74.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. С. 29.

3. Казакина М. Г. Интенсифицированное воспитание // Советская педагогика. 1988. №5. С. 67.

4. Мудрик А. В. Коммунарство - социально-педагогическое явление. // Советская педагогика. 1988. №5. С. 77.

5. Шмаков С. А. Феномен коммунарской методики // Советская педагогика. 1988. №5. С. 64.

6. Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. 1992. №1-2. С. 42-49.

7. Нилова С. В. Сотворчество в образовательном процессеуниверситета: дис. ... канд. пед. наук. Иваново, 1999.

8. Батищев Г. С. Три типа педагогики // Учит. газ. 1988. 14 апреля. С. 2.

9. Педагогика общей заботы И. П. Иванова и «посткоммунарство» // Cетевая исследовательская лаборатория «Школа для всех» URL: http://setilab.ru/modules/community/view.article.php/c1/15

10. Маслюк О. Н. Педагогическая система И. П. Иванова в современном контексте духовно-нравственного воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук. Рязань. 2002.

11. Нилова С. В. Инновационный потенциал внедрения и испоотзования свободного прогрммного обеспечения в системе образования // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2011. №1. С. 70-77.

Поступила в редакцию 18.02.2014 г.

KOMMUNAR PEDAGOGY AND ^-CREATIVITY: FUTURE PROSPECT

© S. V. Nilova

Ivanovo State University 37ErmakSt., 153025 Ivanovo, Russia.

E-mail: svnil@narod.ru

This article is devoted to commune and со-creativity of 21 century. The author considers some aspects of ra-creativity in the conditions of information society and active use of the Internet. The analysis of some technologies is presented in article as directions for development of community.

Keywords: commune, w-creativity, cooperation, collective creative activity, community, information society, site, Wikipedia, massive open online courses, free software.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Nilova S. V. Kommunar Pedagogy and Co-creativity: Future Prospect // Liberal Arts in Russia.

2014. Vol. 3. No. 3. Pp. 221-226.

REFERENCES

1. Polyakov S. D. O novom vospitanii [About New Education]. Moscow: Znanie, 1990. Pp. 74.

2. Verbitskii A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod [Active Learning in High School: the

Contextual Approach]. Moscow: Vyssh. shk., 1991. Pp. 29.

3. Kazakina M. G. Sovet-skaya pedagogika. 1988. No. 5. Pp. 67.

4. Mudrik A. V. Sovet-skaya pedagogika. 1988. No. 5. Pp. 77.

5. Shmakov S. A. Sovet-skaya pedagogika. 1988. No. 5. Pp. 64.

6. Pedagogika. 1992. No. 1-2. Pp. 42-49.

7. Nilova S. V. Sotvorchestvo v obrazovatel’nom protsesse universiteta: dis. ... kand. ped. nauk. Ivanovo, 1999.

8. Batishchev G. S. Uchit. gaz. 1988. 14 aprelya. Pp. 2.

9. Pedagogika obshchei zaboty I. P. Ivanova i «postkommunarstvo». Cetevaya issledovatel’skaya laboratoriya «Shkola dlya vsekh» URL: http://setilab.ru/modules/community/view.article.php/c1/15

10. Maslyuk O. N. Pedagogicheskaya sistema I. P. Ivanova v sovremennom kontekste dukhovno-nravstvennogo vospi-taniya shkol’nikov: dis. ... kand. ped. nauk. Ryazan'. 2002.

11. Nilova S. V. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye, obshchestvennye nauki. 2011. No. 1. Pp. 70-77.

Received 18.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.