Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ'

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП / ОТКАТ / ПОДКУПАЕМОЕ ЛИЦО / ПОДКУПАЮЩАЯ СТОРОНА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочергина Наталья Валерьевна

В настоящее время в Российской Федерации неуклонно ведется борьба с экономическими преступлениями коррупционной направленности такими как взяточничество и коммерческий подкуп, оказывающих крайне негативное и разрушающее воздействие не только на экономику, но и на моральные, нравственные устои общества [1]. Поскольку любое правовое исследование должно начинаться с четкого понимания изучаемого явления, его социальной сущности, процесса, юридической природы, легального определения, в статье рассматриваются общие вопросы, характеризующие коммерческий подкуп, как преступное деяние корыстной, коррупционной направленности, а также возможности его выявления и раскрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL BRIBERY AS AN OBJECT OF LEGAL RESEARCH: CRIMINAL LAW AND OPERATIONAL INVESTIGATIVE ASPECTS

The article analyzes the origin and use of the term “social development” in foreign and domestic practice. The authors note that for the first time by sociologists, this term was applied directly to the person as a person, and has also been used for a long time in relation to society. It is concluded that today the very content and direct directions of social development in relation to the development of the region are poorly studied and poorly specified. Analytical work was carried out to study various approaches to the concept of social development, and the authors proposed their own formulations of regional social development and the social sphere of the region.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ»

УДК 332.1 DOI 10.47б29/2074-9201_2022_1_15_20

Кочергина Наталья Валерьевна,

старший эксперт Организационного управления Договорно-правового департамента МВД России, Москва, natkg@mail.ru

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТЫ

Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации неуклонно ведется борьба с экономическими преступлениями коррупционной направленности такими как взяточничество и коммерческий подкуп, оказывающих крайне негативное и разрушающее воздействие не только на экономику, но и на моральные, нравственные устои общества [1]. Поскольку любое правовое исследование должно начинаться с четкого понимания изучаемого явления, его социальной сущности, процесса, юридической природы, легального определения, в статье рассматриваются общие вопросы, характеризующие коммерческий подкуп, как преступное деяние корыстной, коррупционной направленности, а также возможности его выявления и раскрытия.

Ключевые слова: экономическая безопасность, коммерческий подкуп, откат, подкупаемое лицо, подкупающая сторона, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия.

Natalya V. Kochergina,

Senior expert of Organization Management Administration Treaty and Law Department Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, natkg@mail.ru

COMMERCIAL BRIBERY AS AN OBJECT OF LEGAL RESEARCH: CRIMINAL LAW AND OPERATIONAL INVESTIGATIVE ASPECTS

Abstract. The article analyzes the origin and use of the term "social development" in foreign and domestic practice. The authors note that for the first time by sociologists, this term was applied directly to the person as a person, and has also been used for a long time in relation to society. It is concluded that today the very content and direct directions of social development in relation to the development of the region are poorly studied and poorly specified. Analytical work was carried out to study various approaches to the concept of social development, and the authors proposed their own formulations of regional social development and the social sphere of the region.

Keywords: social development, regional social development, social sphere of the region, social groups, social functions, social programs.

Несмотря на то, что коммерческий подкуп получил легальное закрепление только в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года (далее - УК)1, истоки антикоррупционного законодательства в российском государстве восходят к XV веку. Так, Новгородской (1440 и 1471 годы) и Псковской (Х1У-ХУ вв.) судными грамотами запрещалось князю и посаднику принимать «тайные посулы» (взятки) [2], а в Судебнике 1497 года был введен запрет на получение «посула» «... боярином, окольничим или дьяком» [3, с. 22; 4, с. 16-18].

В соответствии с современными реалиями, коммерческий подкуп - это преступление, соверша-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.07.2021)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

емое против интересов управления в коммерческих и иных организациях, осуществляющих экономическую (предпринимательскую) и иную деятельность, приносящую доход. Состав, квалификация и ответственность за это деяние регламентируются статьями 204, 204.1 и 204.2 УК. Реальными пострадавшими в таких ситуациях становятся клиенты, сотрудники и акционеры этих организаций, а также руководители, не вовлеченные в преступные действия.

Статья 204 УК содержит разновидности коммерческого подкупа как двух самостоятельных составов преступления: 1) незаконная передача вознаграждения лицу, которое занимает управленческий пост в организации; 2) незаконное получение данного вознаграждения [5, с. 12; 6].

Коммерческий подкуп выражается в незаконной передаче вознаграждения (денег, ценных бумаг, имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера) лицу, которое выполняет управленческие функции в коммерческой или иной организации в обмен на совершение действий (содействие (бездействие), покровительство (попустительство), предоставление привилегий и прочее). По указанию подкупаемого лица незаконное предоставление имущества (имущественных прав, услуг) может быть совершено иному физическому или юридическому лицу (лицам).

Как следует из абзаца 1 ч. 1 ст. 204 УК, фигуранты коммерческого подкупа должны быть наделены правом выполнять управленческие функции и обладать соответствующими полномочиями. Кроме того, действия (бездействие), которые должны быть совершены в пользу дающего, должны входить в служебные полномочия подкупаемого лица либо оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в соответствии с примечанием к ст. 201 УК и пунктом 11 постановления Пленума ВС РФ № 92 от 16 октября 2009 года, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях, правомочные влиять на принятие управленческих решений и осуществление определенных действий (бездействие) [7]. Таким образом, круг подкупаемых лиц не ограничивается топ-менеджерами (генеральными директорами и их заместителями) компаний, чьим интересам наносится ущерб. За сухими формулировками закона стоят такие преступные деяния, как, например, вымогательство «откатов» за продление того или иного договора или получение заказа, незаконное получение различного рода вознаграждений: за подписание без замечаний акта приемки объекта, за выигрыш тендера в конкурсе, за пролонгирование коммерческого сотрудничества, за передачу конкурентам закрытой информации о компании и другое.

Так, 8 сентября 2017 года Центральным районным судом города Барнаула Алтайского края по делу № 1-170/2017 был вынесен обвинительный приговор гражданину Б., который на момент совершения преступления, предусмотренного частью 8 статьи 204 УК,

2 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»//СПС Консультант-Плюс (дата обращения: 17.12.21).

являлся членом некоммерческого партнерства профессиональных арбитражных управляющих.

Поводом и основанием к возбуждению данного дела стало обращение свидетеля Х., представителя организации, в правоохранительные органы, поскольку обвиняемый Б. требовал от него уплаты денежных средств в размере 2,5 млн рублей за проведение собрания кредиторов, в котором была заинтересована организация, представляемая Х.

Передача денежных средств, представляющих из себя предмет коммерческого подкупа, производилась под контролем правоохранительных органов с использованием муляжа денежных средств.

Судом при рассмотрении дела и постановлении приговора по нему установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 66, п. п. 1, 2 ст. 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин Б. был наделен в отношении указанного юридического лица следующими полномочиями: получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и принимать меры по защите его имущества; проводить анализ финансового состояния общества и выявлять его кредиторов; предъявлять в суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником, а также о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона; заявлять возражения относительно требований кредиторов, а также принимать участие в судебных заседаниях по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; созывать и проводить первое собрание кредиторов, а также представлять в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов.

Таким образом, в силу занимаемого положения и разрешаемого круга вопросов гражданин Б. как лицо, временно по специальному полномочию обладающее организационно-распорядительными функциями в коммерческой организации, покушался на незаконное получение денег от представителя ООО «Ф» Ш. в особо крупном размере.

Следует отметить, что, поскольку гражданин Б. получил муляж денежных средств под видом суммы подкупа, суд квалифицировал его действия как покушение на совершение преступления, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, денег за совершение действий и бездействие в интересах иного лица, если указанные действия и бездействие входят в служебные полномочия такого лица, совершенное в особо крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Суд назначил Б. наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лете применением ст. 73 УК условно с дополнительным наказанием в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с арбитражным управлением на срок 3 года.

В силу противоречивости легальных определений и расширительного их толкования на практике квалификация подобных преступлений вызывает большие трудности [8]. Ситуация с квалификацией коммерческого подкупа еще больше усложняется исключением из круга субъектов преступления лиц, выполняющих управленческие функции, в частности, в государственных компаниях и государственных корпорациях, а также лиц, выполняющих управленческие функции в акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Так, если имущество незаконно передано должностному лицу госкомпании, суд такое преступление квалифицирует как взятку [9].

Из определения коммерческого подкупа, данного в ст. 204 УК, также следует, что заинтересованным получателем предоставляемых за подкуп привилегий (преференций, покровительства, бонусов) может быть не обязательно тот, кто непосредственно подкупает, но и связанные с ним лица (например, посредники). В связи с этим следует упомянуть так называемых «профессиональных» посредников, которые превратили свои действия по передаче денег (иных ценностей, услуг) либо сводничеству в коммерческой среде в специфический и доходный бизнес. В связи с этим, в 2016 году в УК была введена статья 204.1, устанавливающая ответственность за посредничество в коммерческом подкупе3.

Этим же Законом была введена статья 204.2, определяющая уголовную ответственность за мелкий («бытовой») коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тыс. руб. Обязательным условием ответственности за это деяние стало наличие договоренности (соглашения) о получении-передаче средства подкупа с лицом, выполняющим управленческие функции в организации [10].

Из-за своеобразия субъекта коммерческого подкупа расследование и доказывание данного вида преступлений оказывается сложным и труднодоказуемым для правоохранительных органов, о чем свидетельствует скудная статистика преступлений, квалифицированных судами как коммерческий подкуп, и вынесенных по ним наказаниям [11]. Неуклонное снижение количества рассмотренных дел сви-

3 Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (часть II), ст. 4257.

детельствует о высокой латентности данного вида преступлений, препятствующей его расследованию и доведению до суда. Однако, несмотря на тенденцию к неуклонному падению количества официально учтенных исследуемых преступлений, реальная ситуация в экономике свидетельствует об обратном - высоком уровне ее коррупционности. Общественная опасность и вред, а также высокая латентность коммерческого подкупа, требуют разработки эффективных мер по выявлению и раскрытию данных преступлений, в том числе оперативно-розыскных.

Результаты и достижения оперативно-розыскной деятельности при выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений и, в целом, для реализации основных задач уголовного судопроизводства свидетельствуют о ее непреходящей значимости. В настоящее время практически нет уголовного преследования без тех или иных форм оперативного сопровождения. Раскрытие и расследование некоторых преступлений в силу особенностей их уголовно-процессуальной, криминалистической, криминологической, психологической и нравственной характеристики, в частности способов совершения, способов сокрытия следов преступления, применяемых (используемых) для этого сил и средств, в том числе технического характера, личности преступника и его поведения, становится реальным в результате успешного применения возможностей оперативно-розыскных подразделений. При этом оперативное сопровождение предварительного следствия в настоящее время является неотъемлемой составляющей уголовного преследования относительно фактов получения взятки (ст. 290 УК), дачи взятки (ст. 291 УК), посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК), коммерческого подкупа (ст. 204 УК), квалифицированных видов мошенничества (ч. 3 и 4 ст. 159 УК). Итоги следственной работы свидетельствует, что значительный процент от числа всех поступивших в следственные органы сообщений о коррупционных преступлениях составляют материалы органов дознания, содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности.

Тема исследования актуализируется также в связи с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина государственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, инициировать пересмотр уголовного наказания за посредничество во взяточничестве и за коммерческий подкуп, о чем говорится в Указе «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы», -«До 10 октября 2022 года представить предложения о внесении в части первую и четвертую статьи 204.1 и часть пятую статьи 291.1 Уголовного кодекса РФ изменений, направленных на устранение диспропорции в применении уголовных наказаний»[12].

Ученые, исследующие отдельные аспекты оперативно-розыскных мер по выявлению и раскрытию коммерческого подкупа [2; 13; 14; 16], отмечают дефицит научной, учебной и методической литературы по данной тематике, а также отсутствие комплексной методики расследования преступлений этого вида, особенно на этапе предварительного следствия. Вследствие чего уголовные дела о коммерческом подкупе расследуются по аналогии со взяточничеством. Несмотря на то, что коммерческий подкуп, как форма коррупции в коммерческом секторе, обладает всеми ее признаками, как частное обладает признаками целого, методика расследования данных преступлений порой не учитывает существенные отличия взяточничества и коммерческого подкупа. При этом следует принимать во внимание, с одной стороны, специфику «Кодекса этики»4 государственных и муниципальных служащих и, с другой - принципы ведения бизнеса, среди которых основными являются конституционные положения о свободе предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), защите государством частной собственности (ст. 35 Конституции РФ), а также такой факт, как отсутствие необходимости бизнесменам и членам их семей заполнять декларацию о доходах. Также следует иметь в виду и существенный не только административный, но и финансово-материальный ресурс управленцев бизнес-среды, позволяющий им нанимать квалифицированных юристов-консультантов, а в случае необходимости - высокооплачиваемых адвокатов, что делает их практически неуязвимыми. Некоторые из российских предпринимателей осуществляют благотворительную деятельность, что делает их имидж в глазах общества достаточно благородным и респектабельным. Особо отметим, что в бизнесе существует широкий спектр стандартов допустимого поведения, что предопределяет целесообразность и обоснованность применения правоохранительными органами тех или иных оперативно-розыскных действий, не допуская перегибов и излишнего вмешательства в предпринимательскую жизнь компаний.

Вместе с тем в настоящее время есть и существенные технологические преимущества в проведении такого вида оперативно-розыскных мероприятий как снятие информации с технических каналов связи5, позволяющих вычислить откатчика с помощью DLP-системы [15].

4 «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21))// «Официальные документы в образовании», № 36, декабрь, 2011.

5 См.: Статья 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3349.

Все вышесказанное должно побуждать правоохранительные органы и правоприменителей максимально внимательно относиться к доказыванию реального факта коммерческого подкупа, не опираясь на голословные заявления лиц, которые передали «пухлый конверт» и обвинили получателя в вымогательстве. Следует учитывать и то, что оперативно-розыскные мероприятия, нацеленные на пресечение коммерческого подкупа, могут иметь в своем содержании и искусственно создаваемые провокационно-подстрекательские действия, которые законодателем отнесены к способам, исключающим преступность деяния, совершенного лицом, в отношении которого осуществлялась оперативно-розыскная деятельность.

Подводя итог рассмотрению обозначенных выше проблемных вопросов, отметим, что коммерческий подкуп следует отнести к преступлениям, нарушающим не только права лиц, задействованных в исследуемых криминогенных отношениях, мешающим естественному функционированию рыночных отношений, но и угрожающим экономике страны и, в целом, ее безопасности.

В связи с тем, что исследуемые преступления в настоящее время обретают наиболее скрытые, искусственно маскируемые формы (незаконная предпринимательская деятельность, злоупотребление полномочиями в процессе банкротства, лоббизм, противоправная поддержка политических партий и другие проявления коррупционной направленности), минимизации этих деяний будут способствовать: повышение уровня ответственности (сближение санкции до уровня такого преступления как взяточничество); незамедлительное представление результатов оперативно-розыскной деятельности следствию и дознанию; развитие правового регулирования на национальном и международном уровне. Позитивных же сдвигов в противодействии коммерческому подкупу можно достигнуть как на государственном уровне, так и благодаря активному вовлечению в эту деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан, воспринимающих коммерческий подкуп как разрушительное воздействие на основы законности и правопорядка в стране, функционирование государственного аппарата, интересы государственных и коммерческих организаций.

Анализируя статистические сведения по данным видам преступлений, можно сделать вывод о том, что коммерческий подкуп рассматривается в судах достаточно редко. Так, в первом полугодии 2021 года в Российской Федерации судами по статье 204УК осуждены 107 человек, за 12 месяцев 2020 года - 201 человек (данные Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации).

Если говорить о совершенствовании законодательства в области коммерческого подкупа, то можно

отметить следующее. Дополнительным протоколом к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Федеральный закон от 25 июля 2006 года № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию») предписано однозначно криминализировать подкуп национальных и иностранныхтретейских судей.

Понятие арбитра (третейского судьи) установлено статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», в соответствии с которой арбитр (третейский судья) - это физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Отсутствие уголовной ответственности третейских судей за злоупотребление своими полно-

мочиями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск коррупционных злоупотреблений арбитров (третейских) судей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц вопреки задачам своей деятельности.

На основании изложенного можно предложить распространить на арбитров (третейских судей) действие статьи 204 УК, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.

Кроме того, представляется необходимым расширить сферу действия положений о коммерческом подкупе УК, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет. В связи с этим, статью 204 УК предлагается дополнить указанием на получение услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ.

Список литературы

1. Камышев Д. «Дорожная карта» по борьбе с коррупцией// Следователь. 2013. № 1. С. 26 - 28.

2. Шалыгина Е.С. Коммерческий подкуп: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2010. - 23 с.

3. Штамм С.М. Судебник 1497 года: Учеб. Пособие по истории государства и права СССР / С. М. Штамм. М., 1955. С. 22-40.

4. Новиков Е.Ф. История развития отечественного законодательства о коммерческом подкупе / Е.Ф. Новиков,

H.Г. Оглоблин // Новый юридический вестник. 2020. № 8 (22). С. 13-16.

5. Макаров СД. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп: Учеб. пособие. Иркутск: ИЮИ ГП РФ, 2001. С. 12.

6.ДадалкоВ. Институты коммерческого подкупа и коммерческого шпионажа в России / В. Дадалко, А. Сарычева // Региональный экономический журнал. 2017. № 1-2 (17-18). С. 32-38.

7. Охтин И.В. Коммерческий подкуп// СПС КонсультантПлюс. 2021.

8. Дело №1-201/2019 (43RS0003-01-2019-002275-42) Первомайского суда города Кирова.

9. Приговор № 1-1/2020 1-82/2019 от 29 января 2020 года по делу № 1-1/2020.

10. Миронова Г.Н. Уголовная ответственность за мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ). Автореферат дисс ... канд. юрид. наук. Омск, 2019. - 23 с.

11. Официальный портал судебной статистики. URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17(дата обращения: 09.12.2021).

12. Информационное Телеграфное агентство России (ТАСС). 16 августа. 2021 года: Электронный ресурс // https:// tass.ru/obschestvo/12146121 (дата обращения: 09.12.2021).

U. Бондарева Г.В. Особенности первоначального этапа расследования коммерческого подкупа. Дис. .канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. - 234 с.

14. Гармаев Ю.П., СтепаненкоД.А., Степаненко Р.А. Особенности расследования преступлений, связанных с посредничеством во взяточничестве и коммерческом подкупе // СПС КонсультантПлюс, 2017.

15. Обзор «Российский рынок DLP-систем 2021. Проблемы и решения». Часть 2. Грамотное внедрение DLP-систем URL: https://ict-online.ru/analytics/a202492/ (дата обращения: 10.12.2021).

16. Аминов И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов. М.: Юнити, 2010. - 415 с.

References

I. Kamyshev D. "Road map" for the fight against corruption// Investigator. 2013. № 1. pp. 26-28.

2.Shalygina E.S. Commercial bribery: criminal law and criminological aspects. Autoref. dis. ... cand. jurid. sciences'. Chelyabinsk. 2010- 23 p.

3. Strain S.M. Sudebnik of 1497: Textbook. Handbook on the history of state and law of the USSR / S. M. Strain. M., 1955. pp. 22-40.

4.Novikov E.F. The history of the development of domestic legislation on commercial bribery / E.F. Novikov, N.G. Ogloblin // New Legal Bulletin. 2020. № 8(22). pp. 13-16.

5. MakarovS.D. Criminal liability for commercial bribery: Textbook. Irkutsk: IUI GP RF, 2001. p. 12.

6.Dadalko V. Institutes of commercial bribery and commercial espionage in Russia / V. Dadalko, A. Sarycheva // Regional Economic Journal. 2017. № 1-2 (17-18). pp. 32-38.

7. Okhtin I.V. Commercial bribery// SPS ConsultantPlus. 2021.

8. Case № 1-201/2019 (43RS0003-01-2019-002275-42 ) May Day court of Kirov.

9. Sentence № 1-1/2020 1-82/2019 dated January 29, 2020 in case № 1-1/2020.

10. Mironova G.N. Criminal liability for petty commercial bribery (Article 204.2 of the Criminal Code of the Russian Federation). Abstract diss .... cand. jurid. sciences'. Omsk, 2019- - 23 p.

11. Official portal ofjudicial statistics. URL: http://stat.stats/ug/t/14/s/17 (date of application: 09.12.2021).

12. Information Telegraph Agency Russia (TASS). August 16. 2021: Electronic resource // https://tass.ru/ obschestvo/12146121 (date of appeal: 09.12.2021).

13. Bondareva G.V. Features of the initial stage of the investigation of commercial bribery. Dis. ...cand. jurid. sciences'. Rostov-on-Don, 2004- - 234 p.

14. Garmaev Yu.P, Stepanenko D.A., Stepanenko R.A. Features of the investigation of crimes related to mediation in bribery and commercial bribery // SPS ConsultantPlus, 2017.

15. Review"The Russian market DLP systems 2021. Problems and solutions". Part 2. Competent implementation DLP systems.:https://ict-online.ru/analytics/a202492/ (date of application: 10.12.2021).

'\6.AminovI.I. Legal psychology / I.I. Aminov. M.: Unity, 2010 - 415 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.