Научная статья на тему '5. 1. Коммерческий подкуп: уголовно-правовая и криминологическая характеристики'

5. 1. Коммерческий подкуп: уголовно-правовая и криминологическая характеристики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4385
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ОТГРАНИЧЕНИЯ ОТ СХОДНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / COMMERCIAL BRIBERY / CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS / COUNTERACTION / QUALIFYING FEATURES / DIFFERENCES FROM SIMILAR BODIES OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омигов Виктор Иванович, Яковлев Денис Викторович

статья посвящена проблемам противодействия коммерческому подкупу в современных условиях (на фоне развития программы Президента России Д.А. Медведева по борьбе с коррупцией и взяточничеством). В ней рассматриваются характеристика и уголовно-правовые средства противодействия коммерческому подкупу, их эффективность и отграничение от сходных составов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commercial Bribery: Criminal-Legal and Criminological Characteristics

The article is devoted to the problems of counteraction for commercial bribery in modern conditions (on the background of the President D.A. Medvedev's Programme of fighting against corruption and bribery). Characteristics and criminal-legal measures of counteraction against commercial bribery as well as their efficiency and difference from similar bodies are considered in the article.

Текст научной работы на тему «5. 1. Коммерческий подкуп: уголовно-правовая и криминологическая характеристики»

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП: УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Омигов Виктор Иванович, д.ю.н., профессор, член российской криминологической ассоциации Российской академии юридических наук. Email: VIKTOR-

omigov.yandex.ru

Яковлев Денис Викторович, адъюнкт. Место учебы: Нижегородская академия МВД РФ. Email: yakovlev-denic@yandex. ru

Аннотация: статья посвящена проблемам противодействия коммерческому подкупу в современных условиях (на фоне развития программы Президента России Д. А. Медведева по борьбе с коррупцией и взяточничеством). В ней рассматриваются характеристика и уголовно-правовые средства противодействия коммерческому подкупу, их эффективность и отграничение от сходных составов.

Ключевые слова: коммерческий подкуп, уголовно-правовая характеристика, противодействие, квалифицирующие признаки, отграничения от сходных составов преступлений.

COMMERCIAL BRIBERY: CRIMINAL-LEGAL AND CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS

Omigov Viktor Ivanovich, Dr. of law, professor, Russian criminology association Member. Email: VIKTOR-

omigov.yandex.ru

Yakovlev Denis Viktorovich, adjunct. Place of study: Nizhni Novgorod academy of MIA Russia. E-mail: yakovlev-denic@yandex.ru

Annotation: The article is devoted to the problems of counteraction for commercial bribery in modern conditions (on the background of the President D.A. Medvedev's Programme of fighting against corruption and bribery). Characteristics and criminal-legal measures of counteraction against commercial bribery as well as their efficiency and difference from similar bodies are considered in the article.

Keywords: commercial bribery, criminal-legal characteristics, counteraction, qualifying features, differences from similar bodies of crime.

В разделе VIII УК РФ содержится самостоятельная глава «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», в которой состав преступления под названием «Коммерческий подкуп» предусмотрен ст. 204. Содержащиеся в этой главе составы преступлений России стали известны сравнительно недавно, с момента принятия действующего уголовного кодекса. Указанные преступления посягают на нормальную управленческую и иную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняющие либо создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Общая характеристика указанных составов преступлений представляет собой довольно четкую систему.

Родовой объект - нормальное функционирование экономики России.

Видовой объект - нормальное функционирование и работа коммерческих и иных организаций.

Непосредственный объект - правильное, в интересах организации, осуществление полномочий лицами, наделенными полномочиями, соответствующими правами и действующими в интересах той или иной коммерческой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью. Дополнительными объектами могут быть охраняемые законом интересы граждан, общества или государства и экономическая безопасность.

Объективная сторона преступлений - характеризуется активными действиями. Способы совершения их - самые разнообразные.

Субъективная сторона - характеризуется прямым умыслом. Мотив и цели самые различные.

Субъект с 16-летнего возраста, наделенный управленческими функциями в коммерческой или иной организации. Специальный субъект рассматриваемых преступлений (ст. 203 и ч.3 и 4 ст. 204 УК)- являются лица, выполняющие в этих организациях постоянно или временно или по специальному полномочию организационные, управленческие, распорядительные или административно-хозяйственные функции (в законе эти функции названы «обязанностями»).

Специальными субъектами могут быть лица, по мнению Н.И. Ветрова, выполняющие управленческие функции, которые связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие распорядительный характер.1

Наличие в составе данных преступлений (ст.201, 202, ч.4. ст.204 УК) специального исполнителя не исключает соучастия в преступлении лиц, не обладающих указанными в законе специальным признаком. Отметим лишь, что эти деяния могут совершаться как в пределах полномочий, которыми лицо наделено уставом или иным нормативным актом коммерческой или иной организации, так и с их превышением. Но в любом случае полномочия используются вопреки тем задачам, которые возложены на данное лицо.

Все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях можно условно подразделить на два вида: а) направленные против правильного, в интересах организации, осуществления полномочий ее управляющим (ст.201,204 УК); б) направленные против правильного, в соответствии с задачами профессиональной деятельности, осуществления полномочий, предоставленных государственной властью, с выдачей лицензии служащим частной или охранной службы, частным нотариусам или аудиторам (ст.202,203 УК).

Среди этих составов особое место занимает коммерческий подкуп, который посягает не только на экономическую безопасность, но и нормальную деятельность коммерческих организаций. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп впервые предусмотрена в УК РФ 1996 г. Актуальность и проблематичность противодействия коммерческому подкупу довольно четко отмечает Э. Скрябин: «Общественная опасность коммерческого подкупа очевидна,

1 См.: Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. М., 2000. с. 230.

однако привлечение к уголовной ответственности за это преступление осложняется не только высоким уровнем латентности, но и рядом проблем как материально-правового, так и процессуального толка».2 Зарубежное законодательство имеет значительно богатый опыт противодействия этому виду преступлений, хотя в ряде стран данный состав преступлений обозначается по иному.3

Накопленный опыт противодействия этому составу преступлений дает сравнительно полную характеристику и тенденцию к увеличению. По данным В. Ма-зеина и П. Елисова динамика коммерческого подкупа за 1997-2004 гг. в России представляет собой следующую цифровую характеристику: 1997 г.-470; 1998г.-974; 1999 г.-1236; 2000 г.-2146; 2001 г. - 2542; 2002 г.-2780; 2003 г.- 2495; 2004 г. - 2020 преступлений, в основном составы были зарегистрированы в Калужской. Самарской областях, в г. Москве и Республике Коми.

В юридической литературе указанному составу преступлений уделяется недостаточное внимание. В различные годы отражали проблемы противодействия коммерческому подкупу Н. Егорова, С.В.Изосимов,

О.С. Капинус, А. Омаров, Э. Скрябин, Л.П. Тумаркина, Т. Устинова.

В статье 204 УК содержится два самостоятельных и тождественных преступления:

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести.

2. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением - отнесено законодателем к преступлениям средней тяжести. Их квалифицированные составы (ч. 2 и 4) так же законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести.

Коммерческий подкуп заключается между двумя лицами: одно из них гражданин или представитель организации, заинтересованный в решении каких-то вопросов в коммерческой или иной организации; второе

- работник последнего вида организации, наделен управленческими функциями и в силу этого имеет возможность удовлетворить соответствующий интерес. Сущность сделки в том, что первое лицо передает, а второе получает незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) служебного характера.

Общественная опасность коммерческого подкупа заключается не только в том, что управленец получает незаконное вознаграждение, но и в том, что подкуп нарушает нормальную работу организации, ее деятель-

2 См.: Скрябин Э. Коммерческий подкуп.//Законность. 2000. № 9. с.41.

3 См.: Федоров В.В. Зарубежное законодательство об ответственности за злоупотребление полномочиями в коммерческих или иных организациях//Российский следователь. 2004. № 5. С.41-48 и др.

4 См.: Мазеин В., Елисов П. Практика применения ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) // Право и экономика. 2005. № 9. С.60.

ность осуществляется не в соответствии с ее интересами, а тем, кто «больше даст», и в результате нередко причиняется вред законным интересам не только коммерческой организации, но также государства, других организаций и граждан. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы, на мотивацию лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при принятии решения в ходе реализации им служебных полномочий.

Непосредственный объект - нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций различных форм собственности, а также некоммерческих организаций, не относящихся к числу государственных, муниципальных, на основе учредительных документов и законодательства России.

Предметом коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и имуществом, является и оказание услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Под услугами имущественного характера следует понимать совершение действий или осуществление определенной деятельности независимо от наличия материального результата таковых, которые поддаются имущественной (стоимостной) оценке в денежном эквиваленте, обычно оказываются на возмездной основе и не носят личного характера (в частности, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами, услуги информационного, медицинского характера). Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

Время передачи их (до или после совершения деяния в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, либо, если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего, его действия следует квалифицировать как коммерческий подкуп. Подкуп будет и тогда, когда получатель оплачивает вещь или услугу, но по символической цене, не соответствующей их реальной стоимости.

Не признается подкупом оказание нематериальных услуг, например, хвалебная характеристика или статья в газете, почетная грамота. В связи с этим представляет интерес вопрос о сексуальных услугах. Если тот, кто заинтересован в совершении в его пользу служебных действий, сам оказывает эти услуги лицу, выполняющему управленческие функции, то подкупа нет, т.к. подобные услуги не являются имущественными. В этом случае возможна ответственность получателя услуг по ст.133 УК за понуждение к действиям сексуального характера с использованием служебной зависимости, но при наличии всех признаков этого преступления. Если же подкупающий оплачивает услуги другого лица (например, проститутки), то подкуп есть, как, впрочем, и в любом другом случае, когда подкупающий тратит свои средства для удовлетворения интересов подкупаемого.

Объективная сторона - характеризуется активными незаконными действиями:

1) по части первой: незаконной передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;

2) по части второй: незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Под коммерческой организацией Пленум Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.2000 г. считает в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ).

По своей конструкции состав преступления -формальный. Он окончен с момента принятия хотя бы части незаконного вознаграждения или части услуг имущественного характера. Незавершенную попытку вручения незаконного вознаграждения следует рассматривать как покушение на совершение коммерческого подкупа с применением правил ст. 30 УК. За передачу подкупа ответственности подлежит любое лицо, а за получение только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаки которого изложены в примечании к ст. 201 УК.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу незаконного вознаграждения. Не может быть квалифицировано: как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предприняло.

Субъективная сторона коммерческого подкупа характеризуется прямым умыслом и специальной целью

- побудить лицо, обладающее служебным положением, совершить в интересах дающего действия либо отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей управленческого характера или иных обязанностей, связанных с выполнением управленческих функций.

Субъект преступления - по части 1 и 2: физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (дающий незаконное вознаграждение), а по ч.3 и 4: специальный субъект - лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого результата в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по части первой или второй ст. 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа.

Пленум Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г. №6 в п.6 указывает, что «Лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением подлежат ответственности по статье 204 УК РФ.

При рассмотрении дел о коммерческом подкупе судам следует иметь в виду, что обвинительный приговор в отношении лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением может быть вынесен при наличии к тому оснований, если деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства либо если вред причинен исключительно коммерческой или иной организации, где работает такое лицо,

когда уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия».

Квалифицированный состав по ч. 2 ст. 204 УК - совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Квалифицированные составы по ч.4 деяния, совершенные:

- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

- сопряженные с вымогательством.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать либо передать незаконное вознаграждение ему в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Ответственность за коммерческий подкуп не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. Жесткая конкуренция на рынке часто провоцирует предпринимателей на действия, запрещаемые законом. В таких случаях, содеянное деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений. Например, если лицо, осуществляющее подкуп, совершает хищение имущества и передает его в виде незаконного вознаграждения управленцу - совокупность за хищение и подкуп; если управленец оказывает помощь, укрывая преступную деятельность и при этом получает вознаграждение - совокупность ч.1 ст. 204 и ст. 316 УК и др.

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение деяния, которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намеривается этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество.

Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего деяния, предусмотренные ч.1 и 2 ст. 204, которое освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, - следует иметь в виду, что сообщение должно признаваться добровольным, независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о подкупе стало известно органам власти.

Следует помнить, что добровольно заявивший о подкупе, не может быть признан потерпевшим и его ценности ему не возвращаются, а обращаются в доход государства, за исключением случаев, когда коммерческий подкуп проходил под контролем с целью за-

держания с поличным лица, заявившего о требованиях передачи их (т.е. было вымогательство).

Не является провокацией коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно- розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве имущественного вознаграждения.

Если провокация коммерческого подкупа совершена должностным лицом с использованием служебного положения, содеянное им деяние следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 УК РФ (п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г.).

Мы солидарны с А.Омаровым, что для борьбы с коммерческим подкупом важно изменение менталитета российского народа,5 своеобразного отражения сути противодействия в СМИ и требуется дальнейшее совершенствование законодательства и правовой базы противодействия.

Список литературы:

1. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. М., 2000. с. 230.

2. Мазеин В., Елисов П. Практика применения ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) // Право и экономика. 2005. № 9. с.60.

3. Омаров А. Коммерческий подкуп: уголовноправовые и криминологические проблемы // Уголовное право. 2003. № 2. с. 123.

4. Скрябин Э. Коммерческий подкуп.//Законность. 2000.№ 9. с.41.

5. Федоров В.В. Зарубежное законодательство об ответственности за злоупотребление полномочиями в коммерческих или иных организациях // Российский следователь. 2004. № 5. с. 41-48 и др.

Рецензия

Омигов В.И., Яковлев Д.В. «Коммерческий подкуп: уголовно-правовая и криминологическая характеристики»

Проводимая в Российской Федерации политика усиления мер противодействия коррупции и взяточничеству, направлена на обеспечение защиты бизнеса, авторитета государственных органов, прав и законных интересов граждан, содержит множество направлений, в том числе и совершенствование уголовно-правовых норм. Рассматриваемый в статье материал является одной из составляющих в столь сложной борьбе, которую развернуло руководство страны.

Авторы удачно, на мой взгляд, дают первоначально общую характеристику преступлений, содержащихся в главе «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», затем переходят к предметному рассмотрению коммерческого подкупа, его уголовно-правовой характеристике, особенно детально рассматривают ситуации проблем, возникающих в правоохранительной деятельности на фоне мирового экономического кризиса, когда активизация экономики в России производится различными путями, в том числе и противоправными. В этом и заключается новизна комплексного рассмотрения в статье проблемных вопросов по противодействию коммерческому подкупу.

5 См.: Омаров А. Коммерческий подкуп: уголовно-правовые и криминологические проблемы //Уголовное право. 2003. № 2. С. 123.

Коммерческий подкуп, как известно, посягает не только на экономическую безопасность, но и нормальную деятельность коммерческих организаций. По мнению авторов, общественная опасность коммерческого подкупа очевидна, однако привлечение к уголовной ответственности за это преступление осложняется не только высоким уровнем латентности, но и рядом проблем как материально-правового, так и процессуального толка. Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в том, что управленец получает незаконное вознаграждение, а сам подкуп нарушает нормальную работу организации, ее деятельность осуществляется не в соответствии с ее интересами, а тем, кто «больше даст», и в результате нередко причиняется вред законным интересам не только коммерческой организации, но также государства, других организаций и граждан. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы, на мотивацию лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при принятии решения в ходе реализации им служебных полномочий. Делая основной упор на криминологические и уголовно-правовые средства противодействия, они сумели достаточно полно раскрыть многие из проблемных вопросов.

Уголовно-правовой аспект работы представлен анализом состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ. Основное внимание обращено на субъективные признаки деяния, которые не получили достаточно полного раскрытия в законодательстве и в судебно-следственной практике вызывают нередко

затруднения. Авторы обосновывают свои подходы к решению проблем уголовно-правового характера посредством научного толкования, опираясь на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и примерами из судебно-следственной практики.

Работа основана на конкретном научном исследовании и личном опыте авторов, приобретенном при многолетней работе в качестве оперативного работника и научной деятельности, а также на научном анализе мировой и отечественной практики противодействия этому виду преступления.

Несмотря на то, что материал статьи содержит некоторые спорные моменты, касающиеся признаков состава преступления, она представляется интересной в научном плане и является полезной для практики, науки и учебного процесса в вузах.

Доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора ПГУ С.А. Рожков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.