Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ КОММЕМОРАЦИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ'

КОММЕРЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ КОММЕМОРАЦИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО / КОММЕМОРАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ТУРИСТИЧЕСКИЕ КОММЕМОРАЦИИ / ИММЕРСИЯ / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Божок Николай Сергеевич

Исследование посвящено рефлексии процессов коммерциализации прошлого в контексте «экономики впечатлений». На примере коммемораций культурно-исторической реконструкции раскрывается специфика процесса превращения публичных репрезентаций исторических образов в культурный продукт, предназначенный для массового потребления. Выявляются проблемы, свидетельствующие о разнонаправленности процессов коммерческой трансформации коммемораций реконструкции. Коммерциализация прошлого позволяет более полно реализовать креативно-созидательный и инклюзивный потенциал практик культурно-исторической реконструкции. Подтверждением этому являются проекты, направленные на сохранение и актуализацию культурно-исторического наследия российских городов, его мобилизацию с целью конструирования туристических достопримечательностей, развития событийного туризма, иммерсивные программы, создающие атмосферу полного погружения в прошлое. Вместе с тем, практика их реализации демонстрирует коммерческую уязвимость подобных проектов, сложности подчинения культуротворческих инициатив реконструкторов логике и диктату рыночных отношений. Возникает проблема редуцирования символических образов в контексте туристического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMERCIAL IMPERATIVE AS A FACTOR IN THE TRANSFORMATION OF COMMEMORATIONS OF CULTURAL AND HISTORICAL REENACTMENT

The reflection of the processes of commercialization of the past in the context of the «experience economy», characterized by significant changes in the content and structure of cultural consumption is studied. Through commemorations of cultural and historical reenactment, the specificity of the process of transformation of public representations of historical images into a cultural product intended for mass consumption is revealed. The study identifies problems that indicate the multidirectionality of the processes of commercial transformation of commemorations of reenactment. The commercialization of the past makes it possible to fully realize the creative and constructive and inclusive potential of cultural and historical reenactment. A confirmation of this is commemorative projects aimed at preserving and updating the cultural and historical heritage of Russian cities in order to design tourist attractions, develop event tourism, immersive programs that create an atmosphere of full immersion in the past. At the same time, their implementation demonstrates the commercial vulnerability of such projects and the complexity of submission of cultural projects created by reenactors to logic and market relations. The problem of reduction of symbolic images in the context of tourist discourse arises.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ КОММЕМОРАЦИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 91-96. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 9. P. 91-96.

Научная статья УДК 008+930.85

https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.16

Коммерческий императив как фактор трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции

Николай Сергеевич Божок

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратов, Россия, nikolaybozhok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0116-1669

Аннотация. Исследование посвящено рефлексии процессов коммерциализации прошлого в контексте «экономики впечатлений». На примере коммемораций культурно-исторической реконструкции раскрывается специфика процесса превращения публичных репрезентаций исторических образов в культурный продукт, предназначенный для массового потребления. Выявляются проблемы, свидетельствующие о раз-нонаправленности процессов коммерческой трансформации коммемораций реконструкции. Коммерциализация прошлого позволяет более полно реализовать креативно-созидательный и инклюзивный потенциал практик культурно-исторической реконструкции. Подтверждением этому являются проекты, направленные на сохранение и актуализацию культурно-исторического наследия российских городов, его мобилизацию с целью конструирования туристических достопримечательностей, развития событийного туризма, иммер-сивные программы, создающие атмосферу полного погружения в прошлое. Вместе с тем, практика их реализации демонстрирует коммерческую уязвимость подобных проектов, сложности подчинения культуро-творческих инициатив реконструкторов логике и диктату рыночных отношений. Возникает проблема редуцирования символических образов в контексте туристического дискурса.

Ключевые слова: коммерциализация прошлого, коммеморация, культурно-историческая реконструкция, экономика впечатлений, туристический дискурс, туристические коммеморации, иммерсия, иммер-сивные технологии

Для цитирования: Божок Н.С. Коммерческий императив как фактор трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 91-96. https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.16.

Финансирование: Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 18-18-00321.

Original article

The commercial imperative as a factor in the transformation of commemorations of cultural and historical reenactment

Nikolay S. Bozhok

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russia, nikolaybozhok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0116-1669

Abstract. The reflection of the processes of commercialization of the past in the context of the «experience economy», characterized by significant changes in the content and structure of cultural consumption is studied. Through commemorations of cultural and historical reenactment, the specificity of the process of transformation of public representations of historical images into a cultural product intended for mass consumption is revealed. The study identifies problems that indicate the multidirectionality of the processes of commercial transformation of commemorations of reenactment. The commercialization of the past makes it possible to fully realize the creative and constructive and inclusive potential of cultural and historical reenactment. A confirmation of this is commemorative projects aimed at preserving and updating the cultural and historical heritage of Russian cities in order to design tourist attractions, develop event tourism, immersive programs that create an atmosphere of full immersion in the past. At the same time, their implementation demonstrates the commercial vulnerability of such projects and the complexity of submission of cultural projects created by reenactors to logic and market relations. The problem of reduction of symbolic images in the context of tourist discourse arises.

Keywords: commercialization of the past, commemoration, cultural and historical reenactment, the economy of impressions, tourist discourse, tourist commemorations, immersion, immersive technologies

For citation: Bozhok N.S. The commercial imperative as a factor in the transformation of commemorations of cultural and historical reenactment // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 9. P. 91-96. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.20219.16.

Funding: The study was prepared with the financial support of the Russian Science Foundation, grant No. 18-18-00321.

В современном обществе историческое прошлое рассматривается не только как символический ресурс для производства патриотизма [1], но и становится объектом коммерциализации, подчиняясь логике рыночных экономических отношений. Превращение публичных репрезентаций истории в культурный продукт, предназначенный для массового потребления, становится актуальной тенденцией мировой и российской культуры. Научная рефлексия этого процесса позволяет зарубежным [2] и отечественным исследователям [3] утвердиться в понимании его масштабности, взаимосвязи с важнейшими мегатрендами современности - глобализацией, цифро-визацией, экспансией консьюмеризма во все сферы общественной жизни. Анализируя происходящие изменения в мемориальном пространстве и практиках коммеморации, А. Ассман отмечает: «В форме репрезентации воспоминания оказываются воспроизводимым наследием и рыночным товаром. Растущему интересу к воспоминаниям соответствует расширяющийся рынок» [4, с. 122]. В условиях тотальной коммерциализации культурно-историческая реконструкция в силу объективных причин неизбежно вовлекается в рыночные процессы. Во многом это обусловлено тем, что она считается одним из самых дорогих видов хобби, связанным со значительными финансовыми расходами. Данное обстоятельство побуждает реконструкторов к самоокупаемости, поиску различных источников получения дохода. В связи с этим возникает вопрос: насколько глубоким является влияние рыночных отношений на коммеморации культурно-исторической реконструкции и каковы особенности процесса их коммерческой трансформации?

В академическом [5] и публицистическом дискурсах [6] утвердилось мнение о коммерциализации как прогрессирующей тенденции развития практик реконструкторского движения. К такому выводу еще в 1990 г. пришел первый профессиональный исследователь данного феномена И.В. Глухарев [7]. В недавних публикациях российских авторов фестивали исторической реконструкции рассматриваются в качестве примера успешной коммерциализации исторического дискурса, массовых коммеморативных практик «коммерческого использования прошлого», иллюстрирующих симулякры Ж. Бодрийяра [8, с. 54]. Достаточно распространенной является точка зрения, что в настоящее время вокруг реконструкции как специфического вида досуга сложилась целая индустрия, которая обеспечивает постоянно растущий спрос на реплики исторических предметов - «артефактов», включая оружие, доспехи, обувь, одежду, предметы исторического быта, сувениры. Постулируется, что с «момента возникновения и до сегодняшних дней экономика артефактов функционирует как DIY-экономика ("экономика сделай-сам"), которая опирается на неформальные сетевые структуры производства/распространения/потребления материальных маркеров идентичности внутри "своего" круга и характеризуется размытостью ролей производителя/потребителя» [9]. Тем не менее, внутри этой сравнительно небольшой группы реконструкторов наблюдается профессионализация ремесленной деятельности, выделяются мастера, для которых она становится постоянным занятием и источником дохода [10]. Среди других источников получения дохода - продажа специфических реконструкторских развлечений, происходящая, как правило, на интерактивных площадках фестивалей культурно-исторической реконструкции (например, стрельба из лука, метание топора, участие туристов в изготовлении реконструкторских артефактов); гонорары за участие в публичных мероприятиях, киносъемках, организацию и ведение мероприятий [11], гранты и благотворительные пожертвования.

Наибольшим коммерческим потенциалом, как свидетельствуют обобщение и анализ эмпирического материала, обладают туристические коммеморации реконструкторов. В условиях массового интереса к прошлому практики культурно-исторической реконструкции представляют достаточно эффективный способ развития туризма, в рамках которого история и культура мобилизуются в целях повышения туристической привлекательности территорий. Подобная ситуация имплицитно отражает доминирующую тенденцию развития современного туристического рынка в логике «экономики впечатлений», характеризующейся существенными изменениями в содержании и структуре культурного потребления. Наиболее значимым среди таких изменений эксперты считают переход от коммодификации материальных ресурсов к коммодификации человеческого времени и опыта (достижений, эмоциональных переживаний и впечатлений) [12].

В контексте «экономики впечатлений» эмоции и переживания потребителей в значительной степени становятся социально и культурно воспроизводимой конструкцией. В туризме эту нишу по производству впечатлений заполняют организации (клубы исторической реконструкции, туристические, театральные и другие агентства), существенно различающиеся по целям своей деятельности, объему и характеру мемориальных ресурсов.

Большая часть коммеморативных проектов реализуется общественными организациями реконструкторов, для которых коммерческая деятельность не является приоритетной. Возможности ее осуществления ограничиваются и регламентируются российским законодательством и уставами НКО. Превалирующая роль в обеспечении финансовой устойчивости подобных организаций принадлежит государственной поддержке и фандрайзингу как технологии привлечения

и аккумулирования средств из различных источников на осуществление коммеморативных проектов и программ. Характерна в этом отношении деятельность МОО СРВИР «Доблесть веков», в течение продолжительного времени реализующей десятки исторических проектов в северозападных регионах России. Многие из них ориентированы на достижение информационно-просветительского эффекта. Вместе с тем зрелищность и эмоциональность в репрезентации социально и культурно значимых образов прошлого способствуют росту популярности коммемораций культурно-исторической реконструкции в качестве туристических объектов. Наиболее привлекательными для туристов являются: международный фестиваль военно-исторического движения «РЕКОН», фестиваль рыцарского средневековья «Битва на Неве», фестиваль исторической культуры «Средневековые Дни в Выборге», молодёжный фестиваль «Дух Времени» [13]. При этом экономический эффект от организации подобных мероприятий для НКО реконструкторов не столь очевиден по сравнению с другими группами стейкхолдеров. К последним относятся, прежде всего, представители профильного бизнес-сообщества (гостиницы, транспортные компании, предприятия общепита, турфирмы, экскурсионные компании, поставщики товаров, инфраструктурные организации, обеспечивающие успешное проведение фестиваля) [14].

В ряде случаев интеграция творческих процессов с ивент-индустрией позволяет НКО реконструкторов выстраивать автономную систему финансирования культурно-исторических проектов без привлечения государственных субсидий. Примером может служить кейс Калининградской области, где в 2013 г. клубом «Западная башня» было инициировано создание постоянно действующих исторических парков. Первоначально они использовались в качестве локации для проведения фестивалей культурно-исторической реконструкции, затем - как объекты культурно-познавательного туризма. Сейчас в регионе реализуется три подобных проекта: средневековое городище «Ушкуй», моделирующее облик укреплённого поселения XII-XIV вв., характерного для юго-восточной Балтии; средневековое торговое поселение викингов «Кауп» и прусское городище Крюкен, под которым 770 лет назад пруссы разгромили отряд Тевтонского ордена. Круглогодично на данных локациях работают реконструкторы и аниматоры, которые проводят исторические экскурсии, квесты, ночные огненные шоу, интерактивные программы для туристических групп [15].

Сложные отношения со сферой предпринимательства выстраивают агентства, созданные выходцами из реконструкторской среды и сохраняющие приверженность ценностям движения культурно-исторической реконструкции, но отличающиеся коммерчески ориентированными установками в области организации туристических коммемораций. В этом отношении прецедентным для исследования процессов коммерциализации реконструкции является анализ кейса агентства «Ратоборцы» - крупнейшего в России организатора проектов исторической направленности в сфере культуры, кино, телевидения, музейного дела, экспериментальной археологии, науки и образования. Опыт реализации наиболее масштабного и амбициозного проекта - международного фестиваля «Времена и эпохи» - на первый взгляд имплицитно демонстрирует высокий потенциал коммемораций культурно-исторической реконструкции в повышении аттрактивности туристических дестинаций и увеличении туристических потоков. В течение девяти лет фестиваль стабильно демонстрировал рост аудитории и высокую динамику туристических потоков: в период с 2011 г. по 2019 г. количество зрителей увеличилось в 114 раз (соответственно с 50 тыс. до 5 700 тыс.) [16]. Однако с коммерческой точки зрения проект коммеморации оказался убыточным для его исполнителя - агентства «Ратоборцы». Неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в 2020-2021 гг., со всей очевидностью продемонстрировала коммерческую уязвимость подобных мероприятий, сложность подчинения культуротворческих инициатив реконструкторов жестким рамкам государственного заказа и финансового менеджмента [17].

Насколько коммерчески эффективным будет другой проект, концепция которого разработана «Ратоборцами» - парк живой истории «Федюхины высоты» (Севастополь), судить еще преждевременно. Полное открытие этого историко-культурного комплекса состоялось в сентябре 2020 г. Проект реализуется на основе модели государственно-частного партнерства: его заказчиком выступает правительство Севастополя, исполнителем - частная организация реконструкторов ООО «Севастопольский военно-исторический клуб». Целью проекта является создание масштабного динамично изменяющегося туристического объекта, формирующего самостоятельный туристический поток с большой степенью вовлеченности постоянных гостей и туристов [18]. Планируемая емкость парка как туристического объекта составляет до 600 000 туристов в год. Вход в историко-культурный парк свободный, кроме того предусматривается предоставление ряда услуг для социально уязвимых категорий населения на безвозмездной или льготной основе. Плата взимается за посещение исторических площадок, экскурсий, участие в интерактивных программах, стоимость которых варьируется от 300 до 700 рублей [19].

Подобная коммерциализация исторического дискурса, по мнению некоторых авторов, «приводит к увеличению идентификационных рисков - стремление выгоднее "продать" прошлое

страны акцентирует те элементы ее истории, которые пользуются популярностью у туристов» [20]. В коммеморациях культурно-исторической реконструкции в качестве аттрактивного туристического продукта активно продвигаются иммерсивные программы, предлагающие участникам полное погружение в прошлое. Важной составляющей подобных программ является формирование иммерсивного контента, позволяющего человеку воспринимать себя включенным в процесс взаимодействия с воссоздаваемой исторической реальностью или ее отдельными фрагментами, обеспечивающий ему получение нового опыта, впечатлений и переживаний. При этом потребитель культурного продукта подвергается эмоциональному воздействию со стороны всех органов чувств: зрительных, слуховых, тактильных и вкусовых. Эту аффективную природу иммер-сивных технологий убедительно показал О. Грау, артикулируя их воздействие «на все регистры чувств при помощи суггестивной смеси из возбуждающей музыки и образов, наполненных реализмом и действием» [21, с. 43-44].

Применительно к данному аспекту исследуемой проблемы особый интерес представляет анализ практики использования иммерсивных технологий в парке живой истории «Федюхины высоты». На сайте историко-культурного комплекса анонсируется ряд иммерсивных программ: исторические фестивали, интерактивные экскурсии, квесты, мастер-классы, индивидуальные и корпоративные туры в прошлое, программы «живых уроков» для школьников. Доминирующим принципом организации иммерсивного мемориального пространства парка является создание аутентичного контекста, который, с одной стороны, раскрывает символически значимые для городской и региональной среды темы коммемораций, с другой - репрезентирует их в привлекательном для туристов формате. Примечательны в этом отношении иммерсивные программы гастротур «Чимбальская трапеза» и исторический тур «Боги войны».

«Чимбальская трапеза» рекламируется как программа полного погружения в культуру и повседневную жизнь итальянцев в Крыму периода средневековья. Эффект присутствия в прошлом создает атмосфера и аутентичный интерьер воссозданной реконструкторами Генуэзской усадьбы XV века Локо Чимбали - уголка средневековой цивилизации. Программа включает дегустацию блюд средневековой кухни, приготовленных по аутентичным рецептам, по желанию посетителей парка она дополняется историческими развлечениями, мастер-классами, живой средневековой музыкой. Возможна аренда средневековых костюмов.

Исторический тур «Боги войны» - программа погружения в прошлое, которая наряду с сюжетами военной истории и армейского быта включает картины мирной жизни жителей Крыма. Репрезентация этих сюжетов происходит на исторических локациях парка. Программа начинается посещением музейного комплекса «Римский форт Каструм I-III веков н.э.», на фоне которого разворачивается театрализованные шоу - бои гладиаторов Римской империи. Следующим этапом иммерсивной программы является погружение в мирную жизнь итальянских колоний XV века - периода расцвета культуры, ремесел, торговли и виноделия в музее итальянской усадьбы XV века Локо Чимбали. Кульминация - сюжеты обороны Севастополя и военного быта периода Крымской войны 1853-1856 гг., в воссоздании которых принимают участие посетители парка, одетые в униформу русских солдат образца XIX в. и прошедшие полный курс строевой подготовки [22]. Несомненно, такой формат коммеморации актуализирует «телесный опыт», усиливает «иммерсивное впечатление» (терминология Грау), производимое историческим туром, активизируя интерес к героическому прошлому. В оценке его влияния на участников программы мы разделяем точку зрения О. Грау: «Иммерсия может быть активным духовным процессом, однако в большинстве случаев - как в искусстве прошлых веков, так и в наше время - иммерсия является ментальным абсорбированием, вызывающим некий внутренний процесс. Для него характерны снижение критической дистанции и эмоциональная вовлеченность, едва ли оставляющие пространство для смешанных чувств» [23, с. 42-43].

В российских исследованиях иммерсивные технологии постижения прошлого, несмотря на их очевидную популярность и широкое использование в туристических коммеморациях, нередко подвергаются критике со стороны представителей академического сообщества. В туристическом дискурсе проблематизируется доминирование эмоциональной и развлекательной составляющих подобных практик в ущерб историко-просветительской [24, с. 164]. В отдельных публикациях рассматривается влияние коммемораций локального масштаба, не имеющих «прямых и предметных ассоциативных связей с историческим прошлым территории» на формирование ее бренда. В качестве примера проведения реконструкции вне аутентичного места, приводится знаковое событие Пензенской области - Всероссийский фестиваль «Марсово поле», воссоздающий один из эпизодов Отечественной войны 1812 г. [25, с. 45]. Подобные коммеморации - не единичный случай. Территориальной привязки к месту памяти лишены многие мультивековые проекты и, особенно, фестивали, посвященные западноевропейскому средневековью. В условиях повышен-

ного массового интереса к прошлому в качестве организаторов коммемораций нередко выступают event-агентства (театральные, туристические), привлекающие к выступлениям актеров, каскадеров, студентов, не обладающих знаниями и навыками реконструкторов. Ярким примером такого подхода является «реконструкция» Ледового побоища на Кубани, посвященная 800-летию со дня рождения государственного деятеля и полководца Александра Невского. Во время ее проведения роль одного из шведских военачальников сыграл артист балета, который накануне лишь «немного пробежался по истории», так как ему «очень интересно было узнать про этого персонажа» [26]. В подобных случаях возникает проблема «постановочной аутентичности» («staged authenticity» - термин, введенный в научный оборот Дином Макканеллом и получивший распространение в туристическом дискурсе [27]) в практиках реконструкции, обсуждение которой в перспективе требует более глубоко исследования.

Возвращаясь к анализу процесса коммерциализации коммемораций реконструкции, попытаемся ответить на вопрос: является ли она тотальной? Ответ на него представляется неоднозначным. Аргументируя эту позицию, мы разделяем точку зрения А. Ассман, признающей процесс коммерциализации памяти «неизбежным социальным фактом». Несмотря на негативные последствия рыночных отношений, Ассман видит роль рынка в том, что он «мобилизует дефицитный ресурс внимания для развития культурной памяти» и служит «приводным ремнем», с помощью которого она активизируется [28, с. 263-265]. Проецируя этот вывод на практики коммеморации, отметим важность культоротворческих проектов реконструкторов для сохранения культурно-исторического наследия российских городов, традиционных профессий и аутентичных технологий, возрождения почти забытых народных промыслов и ремесел, фольклора. Кроме того, нельзя не учитывать, что наряду с коммерчески ориентированными проектами, в мемориальном пространстве культурно-исторической реконструкции осуществляется широкий спектр инклюзивных просветительско-воспитательных и образовательных программ, реализуемых в контексте социального урбанизма, предусматривающих участие социально уязвимых категорий населения, прежде всего детей и молодежи, на безвозмездной или льготной основе [29]. Таким образом, целесообразно говорить о сложной взаимосвязи различных стратегий конструирования прошлого в коммеморациях реконструкции: просветительских, образовательных, развлекательных и коммерческих. При этом их коммерческая составляющая, на наш взгляд, является значимой, но не доминирующей.

Список источников:

1. Божок Н.С. Культура патриотизма российского городского сообщества: дискурс культурно-исторической реконструкции // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 6. С. 97-106. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2018-6-97-106; Калинин И. Бои за историю: прошлое как ограниченный ресурс // Неприкосновенный запас. 2011. № 4. С. 330-339.

2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М., 2013. 125 с.; Де Гру Дж. Сопереживание и участие. Популярные истории [Электронный ресурс] // Михаил Гефтер. URL: http://gefter.ru/archive/6239 (дата обращения: 30.08.2021); Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41).

3. Головашина О.В. Человек путешествующий: прошлое как символический ресурс и идентификационные риски // Философия и культура. 2018. № 5. С. 39-45; Горин Д.Г. Трансисторизм и новый режим темпоральности в современной исторической культуре // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 2. С. 8-20. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-2-18-8-20; Линченко А.А. Прошлое как объект коммерциализации: онтологический аспект // Философские традиции и современность. 2016. № 1 (9). С. 73-81; Наполитано М., Новохатский Д., Степанов Б. Международная конференция «Культ-товары: коммерциализация истории и литературы в современной России и в мире» (Болонский университет, 29-31 мая 2019 года) // Новое литературное обозрение. 2020. № 4(164). С. 411-429; Шапинская Е.Н. Культурное наследие в (пост)современном ситискейпе: трансформация или деструкция? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 1б. № 4. С. 423-430. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-4-423-430.

4. Ассман А. Указ. соч. С. 122.

5. Линченко А.А., Головашина О.В., Аникин Д.А. От рынка к базару: метаморфозы коммерциализации прошлого в современном мире // Вопросы философии. 2019. № 5. C. 49-58. https://doi.org/10.31857/S004287440005055-5; Клюев А.И., Свешников А.В. Движение исторической реконструкции - от хобби к бизнесу // Неприкосновенный запас. 2018. № 1 (117). С. 187-201 ; Культ-товары. Коммерциализация истории в массовой культуре / ред. М.П. Абашева, М.А. Литовская, И.Л. Савкина [и др.]. М.; Екатеринбург, 2020. 348 с.; Поляков С.И. Мастер исторической реконструкции на сцене и в жизни // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 174-189.

6. Все по-настоящему. Владимир Тихомиров: Исторические реконструкции как смысл жизни и основа бизнеса [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2218968 (дата обращения: 30.08.2021); Усыс-кин Л. Историю ждет бизнес-реконструкция // Эксперт. 2013. № 14 (611).

7. Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 1999. 21 с.

8. Линченко А.А., Головашина О.В., Аникин Д.А. Указ. соч. С. 54.

9. Поляков С.И. Указ. соч.

10. Ярская-Смирнова В.Н., Божок Н.С., Зайцев Д.В. Инверсия темпоральности в коммеморации культурно-исторической реконструкции // Человек и культура. 2020. № 5. С. 11-24. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2020.5.33747.

11. Клюев А.И., Свешников А.В. Указ. соч.

12. Черников И.А. Экономика впечатлений в динамике современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (96). С. 59-68. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10406.

13. «Доблесть веков» с вами уже 11 лет! [Электронный ресурс] // «Доблесть веков». URL: http://www.do-blestvekov.ru/news/doblest-vekov-s-vami-uzhe-11-let/ (дата обращения: 30.08.2021).

14. Гордин В.Э., Хорева Л.В., Дедова М.А. Применение теории стейкхолдеров в системе управления услугами фестивалей культуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 56-65.

15. Павлюченко Д. Славяне, викинги и пруссы: три калининградских фестиваля для любителей Средневековья [Электронный ресурс] // КЛОПС Новости Калининград. URL: https://klops.ru/news/2019-09-10/199733-slavyane-vikingi-i-prussy-tri-kaliningradskih-festivalya-dlya-lyubiteley-srednevekovya (дата обращения: 30.08.2021).

16. Божок Н.С. Образы прошлого в фестивалях культурно-исторической реконструкции // Genesis: исторические исследования. 2020. № 12. С. 44-61. https://doi.org/10.25136/2409-868X.2020.12.34421.

17. Времена и эпохи [Электронный ресурс] // Времена и эпохи. Лучшее прошлое. URL: https://vk.com/historyfest?w=wall-29170732_79007 (дата обращения: 30.08.2021).

18. Парк живой истории «Федюхины Высоты» [Электронный ресурс] // Официальный портал правительства Севастополя. URL: https://sev.gov.ru/goverment/priorities/43408/ (дата обращения: 30.08.2021).

19. Вперед в прошлое! Парк живой истории Федюхины высоты [Электронный ресурс]. URL: https://feduhypark.ru/ (дата обращения: 30.08.2021).

20. Головашина О.В. Указ. соч.

21. Грау О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований. СПб., 2013. 56 с.

22. Вперед в прошлое! Парк живой истории Федюхины высоты ...

23. Грау О. Указ. соч. С. 42-43.

24. Гомилевская Г.А. Теоретические и практические аспекты фестивального туризма в контексте военно-исторических событий // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2018. Т. 10. № 4 (43). С. 150-171. https://doi. org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-4/150-171.

25. Асташков А.В., Мурунова Е.В. Визуальные коммуникации событийных мероприятий в брендинге территории // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 41-46. https://doi.org/10.31171/vlast.v28i5.7567.

26. В Краснодаре в реконструкции событий Невской битвы участвовали около 350 человек [Электронный ресурс] // Новости Краснодара и Краснодарского края - Кубань24. URL: https://kuban24.tv/item/v-krasnodare-v-rekonstruktsii-sobytij-nevskoj-bitvy-uchastvovali-bolee-300-chelovek (дата обращения: 30.08.2021).

27. Макканелл Д. Турист: новая теория праздного класса. М., 2016. 280 с.

28. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М., 2014. 323 с.

29. Ярская-Смирнова В.Н., Божок Н.С., Зайцев Д.В. Указ. соч.

Информация об авторе

Н.С. Божок - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии, психологии,

старший научный сотрудник научно-образовательного регионального центра мониторинговых исследований Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., Саратов, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=785713.

Information about the author N.S. Bozhok - PhD in Social Science, Associate Professor, Philosophy, Sociology, Psychology Department,

Senior Research Fellow, Scientific and Educational Regional Center for Monitoring Studies, Yuri Gagarin State

Technical University of Saratov, Saratov, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=785713.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.08.2021;

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.08.2021;

Принята к публикации / Accepted for publication 09.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.