КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
А.Х. Махмутов,
профессор кафедры экономической теории и экономической политики Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ (г Уфа), доктор экономических наук, академик АН Республики Башкортостан;
ДР. Пескова,
доцент кафедры экономической теории и экономической политики Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ (г. Уфа),
кандидат экономических наук
Важным направлением деятельности государства является поддержка и развитие предпринимательства и конкурентной среды. Принятый в 2004 г. закон «О коммерческой тайне» с одной стороны, предоставил предпринимателям новый инструмент развития конкурентных преимуществ, а с другой, — расширил поле теневой активности. В статье приведен анализ коммерческой тайны в диалектической взаимосвязи с теневой экономикой, обоснована классификация коммерческой тайны как инструмента теневой экономики.
Ключевые слова: коммерческая тайна, теневая экономика, промышленный шпионаж, интеллектуальная разведка, экономика преступления и наказания
УДК 330; ББК 65.012.2
Теневая экономика—хозяйственная деятельность, осуществляемая в нарушение действующих законов, формальных и неформальных правил, норм морали. Она не признает общеустановленного порядка, регламентирующего получение доходов, лишает государство права участвовать в их распределении.
Теневая экономика представляет собой совокупность неучтенных, фиктивных противоправных видов экономической деятельности. Среди специалистов существуют разногласия относительно сути теневой экономики. Так, теневая экономика рассматривается как совокупность либо форм хозяйствования или секторов экономики, противостоящих государству и легальным сегментам рынка (такое понимание теневой экономики характерно для начального этапа исследования этого явления во всех странах вплоть до середины 90-х годов), либо отношений, присущих всем без исключения секторам экономики (любая экономика — сложное переплетение легальных, полулегальных и нелегальных связей). Второе определение в современных условиях более точно описывает суть явления. Особенностью российского бизнеса является «умелое» использование, а точнее сказать приспособление рыночных институтов для полулегального применения. Серая теневая экономика не обошла стороной и институт коммерческой тайны. Понятие «коммерческая тайна», как право на конфиденциальность отдельных аспектов предпринимательской деятельности, являясь непременным атрибутом рыночной экономики и присущей ей конкуренции, в российской действительности весьма неоднозначно. Внешнюю сторону этого явления образуют юридические нормы, законодательно закрепляющие право на сохранение тайны коммерчески значимой информации. Основу же исследуемого понятия составляют экономические отношения, возникающие как процесс и как результат официально закрепленного права на существование у предпринимателя коммерческого секрета.
Коммерческая тайна выступает в двух формах диалектической взаимосвязи с теневой экономикой. С одной стороны, под видом коммерческой тайны могут скрываться теневые и нелегальные процессы, т.е. коммерческая тайна может находиться внутри теневого института или служить ему прикрытием, а с другой стороны, коммерческая тайна, является объектом посягательств со стороны лиц, желающих завладеть ценными сведениями им не принадлежащими т.е. в этом случае на нее направлено действие теневых институтов извне.
Внешне коммерческая тайна, так как она иногда носит теневой и даже криминальный характер, является предметом исследования правовой науки и объектом внимания правоохранительных органов.
Но коммерческая тайна как важнейший инструмент рыночной конкуренции применяется также в легальной экономической деятельности. В основе ее лежит экономический интерес собственника, предпринимателя, она служит одним из средств
экономического, научно-технического прогресса. Юридический же аспект этого института — это внешняя форма проявления данной экономической категории.
Только исследование этой сложной противоречивой категории в единстве ее экономического содержания и правовой формы позволит выявить ее сущность, определить положительные и негативные стороны и проявления.
В ходе реализации права на коммерческую тайну прослеживается двойственность интересов производителя, как собственника производственного или коммерческого секрета и потребителя конечного товара. Любой человек, приобретая продукт, желает знать точные названия и количественное содержание применявшихся для производства данного продукта веществ, что входит в противоречие со стремлением производителя товара сохранить свой рецепт изготовления в тайне. Например, «величайшей коммерческой тайной ХХ века» называют состав напитка «Кока-кола», рецепт которого держится в секрете уже не одно десятилетие. Несмотря на существование прецедентов выигрывания в судах разных стран мира дел о вреде здоровью человека от напитка, производители до сих пор не публикуют на маркировке продукта состав газировки.
Двойственность существования института коммерческой тайны наблюдается и во взаимоотношениях органов государственного регулирования и предпринимателей. Зачастую последние используют инструмент коммерческой тайны в неблаговидных целях. Пользуясь правом отказывать в предоставлении информации о деятельности фирмы, отнесенную к коммерческой тайне, затребованную иначе, чем мотивированным запросом, предприниматели скрывают факты теневой деятельности. Палитра скрываемых сведений весьма обширна, как по степени их легальности, так и по разнообразию видов деятельности. В основном скрываются различные способы и схемы уклонения от налогов, факты изготовления и реализации фальсифицированной продукции, отмывания нелегальных капиталов, нарушения трудового законодательства и т.п.
Можно предложить следующую классификацию коммерческой тайны как инструмента теневой экономики (рис. 1).
В качестве критерия типологизации был принят объект, от которого наиболее часто данная информация утаивается, а также вид скрываемых под видом коммерческой тайны теневых операций. Так, от возможных конкурентов (или третьих лиц), предприниматели предпочитают держать в тайне информацию о применяемой технологии, методах расчета, структуре и уровню цен на продукцию, маркетинговых исследованиях, методах осуществления продаж. Перед государственными же органами фирмы стремятся не раскрывать сведения, касающиеся своих контрагентов и партнеров, способах ценообразования и расчета себестоимости продукции и прибыли, и методах управления бизнесом, кадровой политики. Конечно, не вся де-
Рис. 1. Коммерческая тайна как инструмент теневой экономики
ятельность, результаты или процессы которой защищаются в режиме коммерческой тайны, является нелегальной, однако согласно экспертным оценкам предпринимателей, ее размеры могут достигать 80%.
Обратимся к первой форме взаимосвязи коммерческой тайны и теневой экономики, когда коммерческая тайны выступает объектом воздействия со стороны недобросовестных предпринимателей.
В мировой практике, как только был создан первый коммерческий секрет, так сразу появились желающие завладеть им, в том числе незаконным путем [1]. Это проявляется и в развитии промышленного шпионажа, и «интеллектуальной разведки», и в простом воровстве идеи, и зачастую в разглашении наемным работником коммерческой тайны своего работодателя.
Значение промышленного шпионажа в современном мире значительно возросло в связи с тем, что изменился сам характер мощи государства. Успехи внешней политики в большой
степени зависят от индустриального потенциала, а сам он определяется развитием науки и техники, способностью создавать и сохранять свои коммерческие секреты и выведывать чужие. В прошлом мощь государства измерялась численностью армий, размерами флота, количеством самолетов и танков, наличием ядерного оружия. В такой обстановке чрезвычайно большое значение имел военный шпионаж, путем которого можно было определить способность государства вести военные действия. Еще большее значение имел политический шпионаж, целью которого было определить намерения враждебного или потенциально враждебного соперника. От этого зависела судьба наций, государства. В наши дни международное сообщество признает и другие приоритеты. Усиливается решающее значение экономического или коммерческого шпионажа.
Существует несколько причин, по которым экономический шпионаж имеет для экономики страны такое большое значение (См. рис. ниже).
Рис. 2. Причины распространения коммерческого шпионажа
Исторические примеры показывают, что кража коммерческих тайн как отдельных предпринимателей, корпораций, так и целых государств, послужила повышению эффективности бизнеса, подъему экономики целых стран. Их шпионы успешно завладевали плодами длительных и дорогостоящих усилий промышленных компаний других стран в исследованиях и разработках. Современная экономика находится в состоянии подобия партизанской войны.
Первая группа выделенных причин включает экономические факторы. Действительно попытки прибегнуть к промышленному шпионажу возникают тогда, когда кажется более выгодно завладеть коммерческой тайной других, нежели тратить усилия на собственные исследовательские работы, нововведения или долгосрочное развитие. Исключить факторы экономической группы, практически невозможно. При любых условиях использовать чужое уже готовое ноу-хау без затрат на его создание и апробирование, будет экономически более эффективно. По аналогии с контрафактным производством, издержки у правонарушителей всегда ниже, чем у добросовестных производителей. Однако противостоять экономическим причинам возможно. Проиллюстрируем это с помощью экономической теории преступления и наказания, разработанной Г. Беккером [2]. Согласно его учения, совершению любого преступления предшествует взвешивание преступником всех возможных выгод и потерь. В том случае если выгоды в виде увеличения его полезности превышают возможные негативные последствия, потенциальный преступник идет на преступление, если же наоборот, то он решает применить свои усилия в другой деятельности, не исключено, что даже легальной. Простейшая
формула теории преступления и наказания выглядит следующим образом:
А = В - N х р
где р — вероятность того, что преступника поймают и осудят, N — ущерб для преступника в случае осуждения, В — выгода от преступления.
В том случае, если А < 0, то преступник вероятнее всего откажется от совершения преступления, если А > 0, то преступление будет совершено.
Итак, предположим, что преступлением является кража коммерческой тайны. Нашей целью является выявить условия, предотвращающие это преступление, т.е. при которых А < 0. Совершенно очевидно, что уменьшать первую компоненту В, выгоду от незаконного приобретения чужого экономического секрета, нецелесообразно да и невозможно. Следовательно, надо обратиться к исследованию второго выражения: величины ущерба в случае раскрытия преступления и его вероятности. Наказание за нарушение коммерческой тайны диктуется нормами законодательства: Гражданским кодексом РФ, законом «О коммерческой тайне». Предусматривая как административное так и уголовное преследование они, к сожалению, несовершенны в плане оценки нанесенного вреда. Данный круг проблем включает вторая группа причин расцвета экономического шпионажа — юридические. И хотя достоверно оценить понесенные компанией убытки вследствие кражи коммерческой тайны, задача сложная, угроза уголовной ответственности — это достаточно веский аргумент. Вероятность осуждения — это именно та переменная, на величину которой может влиять и государство, регулируя взаимоотношения по поводу обращения коммерческой
тайны и сам собственник секрета, организуя безопасность своей интеллектуальной собственности. Благодаря грамотно построенной системе охраны коммерческой тайны и службы по работе с персоналом, во-первых, предотвращается утечка коммерчески ценных сведений, и, во-вторых облегчается проведение расследования, если преступление все же было совершено.
Вторая группа причин — юридические факторы, как было отмечено выше, в качестве истоков экономического шпионажа выделяет несовершенство законодательства, регулирующего сферу коммерческой тайны. Действующее законодательство, с одной стороны дает собственнику свободу выбора предмета коммерческой тайны, а с другой, накладывает на него обязанность самостоятельной охраны своего секрета. Это порождает множество спорных моментов. Российские судебные органы еще не наработали достаточного опыта по рассмотрению дел, связанных с коммерческими секретами, вследствие молодости самого института коммерческой тайны в современной истории нашей страны. Законотворцы также неопытны, но здесь надо учитывать тот факт, что законодательство ни в какой сфере технически не может охватить все нюансы проблемы. Белые пятна или двойное толкование всегда остаются. И если в других сферах, подобные проблемы могут элиминироваться нормами морали и деловой этики, то в отношении коммерческой тайны неформальные моральные законы не действуют или действуют слабо. Здесь преобладают эгоистические экономические интересы.
Третья группа причин, как ни парадоксально это выглядит, включает факторы научно-технического прогресса. Действительно, если в древние времена, когда секреты мастерства передавались от отца к сыну или от мастера к ученику, как правило, в устной форме и путем длительного обучения, кража коммерческого секрета была затруднительна, то благодаря изобретению сначала письменности, а затем информатизации и компьютеризации, похищение коммерческой тайны не занимает ни много времени (копирование вместо переписывания или заучивания информации), ни места (флеш-карта вместо бумаги). Киберпреступность, хакерские атаки — это все плоды научнотехнического прогресса и развития цивилизации.
Даже чисто внутренний шпионаж, ведущийся среди национальных фирм, может существенно подорвать прогресс работ по исследованию и развитию новейших направлений экономики. Он сдерживает желание рисковать средствами и временем на выпуск новой продукции, так как потенциальная угроза кражи коммерческой тайны такова, что делает расходы на разработку нововведений неэффективными. От того, что ослабляется стремление к инновациям и творчеству, страдает экономика всей страны, так как многие компании теряют прибыли и платят меньше налогов. Так экономическая система страны страдает как в случае внешнего, так и при внутреннем экономическом шпионаже, когда предметом кражи и потребителем добытой информации становятся национальные компании.
На международном уровне институтом борьбы против экономического шпионажа является внешняя контрразведка. В разных странах различные по целям создания и полномочиям организации выполняют функции противодействия внешнему экономическому шпионажу [6]. Они же выполняют подобные функции и против внутреннего шпионажа.
Противодействие экономическому шпионажу на мезо и микроуровне осуществляется с помощью «разведки самих конкурентов», охватывающей разведывательные усилия отраслей экономики и отдельных компаний, направленные на внутренний рынок. Разведка конкурентов, в некоторых источниках называемая конкурентной разведкой, включает в себя тайные операции по сбору финансовых и внутри корпоративных сведений, данных о производстве, технических и научных сведений, информации о маркетинге и юридических сведений
[7]. Ее целями являются:
1. Обеспечение получения своевременной, точной и подробной информации о возможностях и значимых решениях основных конкурентов.
2. Определение путей, которыми главные конкуренты могут нанести ущерб текущим интересам данной компании.
3. Осуществление мониторинга и получение достоверной и полной информации относительно ситуации и соприкосновения интересов в конкурентной и смежных областях на рынке, которые могли бы повлиять на интересы данной компании.
4. Накопление полной и достоверной информации относительно политической, экономической, юридической, социальной, научной систем, затрагивающих конкурентные возможности данной фирмы.
5. Достижение эффективности и устранение дублирования усилий в сборе, анализе и сортировке разведывательных данных всей компании.
Теоретически этих целей можно добиться, не прибегая к неэтичным или незаконным методам. На самом деле многие корпорации создали разветвленные системы сбора разведывательных данных о конкурентах, которые основаны целиком на открытых источниках: данные о продажах; сведения научных и исследовательских конференций; отраслевая литература; профессиональные ассоциации; покупатели; поставщики; посредники; СМИ, и так далее. Однако эти открытые источники не могут всецело обеспечить конкурентные преимущества. Развитие технологий происходит так быстро, что отраслевая литература за ним не поспевает.
Право на отнесение информации к коммерческой тайне и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации, т.е. фирме, предприятию или индивидуальному предпринимателю [2].
Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне четко не регламентирована. Выделим методы, помогающие очертить круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Первый метод — тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно все, естественно, кроме сведений, прямо запрещенных скрывать по закону. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима полной секретности будет затруднена работа компании. Второй метод — так называемый «заимствованный»
[8]. Фирма узнает, какого рода сведения партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний. Третий метод — аналитический. Здесь собственник и руководство фирмы ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать. Следующий метод — экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно это эффективный, но в то же время и дорогой способ. И последний способ — «метод пазлов». Здесь гриф «коммерческая тайна» ставится не только на те данные, которые в реальности являются коммерчески ценными. Таким образом, снижается вероятность незаконного овладения коммерческой тайной, так как она замаскирована под малозначимые сведения. Все методы имеют как преимущества, так и недостатки. Их практическое применение должно соответствовать условиям реальности, разумности и необходимости
Проведенный анализ показал значимость и актуальность проблемы добросовестного эксплуатирования института коммерческой тайны. Исследование коммерческой тайны во взаимосвязи с теневой экономикой отражает неоднозначность, сложность и противоречивый характер коммерческой тайны в рыночной экономике. Законодательно закрепляя право на коммерческую тайну государству необходимо разработать механизм противодействия возможным теневым применениям права предпринимателей на сохранение коммерческого секрета. Дальнейшие исследования должны включать разработку оптимальной стратегии построения системы защиты коммерческой тайны различных уровней, основанную на оценке соотношения затрат на средства информатизации, оценке вероятных потерь и затрат на построение и эксплуатацию систем защиты информации.
Литература
1. Гражданский Кодекс РФ.
2. Федеральный Закон РФ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98 ФЗ.
3. Выступление Б. Грызлова на совместной коллегии МВД и МЭР России 26 февраля 2007 г. Режим доступа: http://www.gryzlov. ru/index.php?page=publications&id=441.
4. Пронин К. Как защитить коммерческую тайну предприятия. — М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. — 144 с.
5. Северин В. Коммерческая тайна в России. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2007. — 615 с.
6. Audretsch, D.B., Thurik R. What is New About the New Economy: Sources of Growth in the Managed and Entrepreneurial Economies // Industrial and Corporate Change. — 2001. 10(1). pp. 24-48.
7. Baumol, W. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive //Journal of Political Economy. — 1990. 98(5). pp. 893-921.
8. International Encyclopedia of Social Sciences. New York: Crowell, Collier and Macmillan, 1968. P 413.
ВЛИЯНИЕ КОЛЛИЗИЙ НОРМОТВОРЧЕСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
С.Н. Хурсевич,
эксперт Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
Статья посвящена анализу одного локального факта, когда коллизии нормотворчества и правоприменения заблокировали реализацию макроэкономического решения, а также выработке рекомендаций, направленных на преодоление подобных проблем. Освещена одна из системных мер урегулирования задолженности — предоставление отсрочек (рассрочек) по платежам в бюджет, а также вопрос выбора между отсрочкой и рассрочкой. На основе анализа статистики ФНС России рассматриваются препятствия для использования налогоплательщиками права на изменение срока уплаты налога, на основе чего внесены предложения для корректировок законодательства, которые позволят ликвидировать основные препятствия для активного применения мер по изменению сроков уплаты налогов.
Ключевые слова: урегулирование задолженности, макроэкономическая политика, нормы законодательства
УДК 338.23; ББК 65.012.2
Практическая реализация макроэкономических решений нередко существенно осложняется коллизиями нормотворчества и правоприменения. Так, нормы, установленные законодательством, на практике не реализуются, либо реализуются искаженно ввиду комплекса объективных и субъективных препятствий. В этом случае становится невозможной или крайне затрудненной реализация макроэкономических решений, принятых в расчете на подобные нормы законодательства.
В задачи настоящей статьи не входит анализ всего спектра коллизий нормотворчества и правоприменения в контексте их влияния на макроэкономическую политику. Подобный анализ предполагает совершенно другой формат и объем исследования. Задача статьи состоит в анализе одного локального факта, когда коллизии нормотворчества и правоприменения заблокировали реализацию макроэкономического решения, а также в выработке рекомендаций, направленных на преодоление подобных проблем.
В 2008-2009 гг. в условиях негативных явлений, обусловленных мировым финансовым кризисом, особую актуальность приобрел вопрос создания дополнительных условий урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. В качестве одной из системных мер урегулирования задолженности рассматривалось предоставление отсрочек (рассрочек) по платежам в бюджет. В частности данная мера значилась в числе долгосрочных приоритетов денежно-кредитной и бюджетной политики1, а также в качестве одной из мер программы антикризисных действий Правительства Российской Федерации2.
Несмотря на принятие Правительством Российской Федерации решений, статистика ФНС России говорит о практически
полном отсутствии практики изменения срока уплаты налога3. Этот факт вызывает тем большее недоумение ввиду того, что законодательная возможность предоставления отсрочек (рассрочек) существует с момента принятия Налогового кодекса Российской Федерации. Перечисленные обстоятельства позволяют предположить наличие труднопреодолимых препятствий для использования налогоплательщиками права на изменение срока уплаты налога.
Основания изменения срока уплаты налога
Ключевое значение для выявления препятствий изменению срока уплаты налога имеет детальный анализ оснований, по которым может предоставляться отсрочка в общих случаях4. Таких оснований без учета оснований устанавливаемых Таможенным кодексом Российской Федерации, всего пять5:
1. Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2. Задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
3. Угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5. Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.
Коллизии правоприменения
Применение каждого из этих оснований на практике сталкивается с существенными препятствиями.