КОММЕРЧЕСКАЯ МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕДЛОКА
В НЕПУБЛИЧНОЙ КОРПОРАЦИИ
З.С. Радина, магистрант
Научный руководитель: Е.Б. Балякина, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-1-302-304
Аннотация. В статье рассматривается применение коммерческой медиации для урегулирования ситуации дедлока в непубличной корпорации. Указываются причины и последствия диспо-зитивного регулирования корпоративных отношений в целом, а также разрешения таких корпоративных конфликтов как дедлоков. Отмечается положительное влияние популяризации коммерческой медиации, установления такого способа преодоления дедлока в корпоративном договоре. Обозначаются необходимые элементы медиативной оговорки для эффективного применения такой оговорки и урегулирования с её помощью ситуации дедлока.
Ключевые слова: дедлок, конфликт, корпоративные отношения, корпоративный конфликт, альтернативный способ разрешения споров, корпоративный договор, коммерческая медиация, процедура медиации, медиативное соглашение, медиативная оговорка.
В настоящий момент российское законодательство предоставляет предпринимателям широкий спектр возможностей урегулировать такие корпоративные конфликты, как ситуации дедлока, то есть тупиковые ситуации в корпорации вследствие невозможности принятия решений для нормальной деятельности такой корпорации, самостоятельно.
Как указано в Кодексе корпоративного управления, одобренном Советом директоров Банка Росси, который носит рекомендательный характер: «Чрезмерная детализация правовых норм препятствует работе обществ, поскольку каждое из них уникально и особенности его деятельности не могут быть полностью отражены в законодательстве» [1].
Следует отметить, что превалирующим методом корпоративного права является диспо-зитивно-рекомендательный метод, вследствие причастности корпоративного право к частному. Именно поэтому законодателем выбрана «стратегия невмешательства» в дела корпорации.
Необходимо понимать, что такая минимальная правовая регламентация урегулирования ситуаций дедлоков ведёт к тому, что и у суда будут «связаны руки». Арбитражные суды разрешают такие корпоративные конфликты двумя радикальными способами: ликвидация непубличной корпорации и исключение участника (акционера) из непубличной кор-
порации. Однако и подобные иски суды удовлетворяют крайне редко.
Начиная бизнес или вступая в бизнес, для предпринимателей важно просчитывать свои шаги наперёд. Необходимо прийти к пониманию, что ситуацию дедлока в непубличной корпорации намного сложнее разрешить, если отсутствует заранее разработанный в самой корпорации механизм разрешения такой ситуации.
С учётом того, что количество корпоративных конфликтов только возрастает, можно прийти к выводу о том, что на данном этапе у бизнесменов отсутствует культура предупреждения конфликтных ситуаций в корпорациях.
Таким образом, в правовом поле корпоративных отношений существует следующая проблема: законодатель предполагает, что в конфликтах корпорации никто не разберётся лучше самой корпорации, поэтому предоставляет корпорации полную свободу для урегулирования конфликтов в ней, а корпорация такие конфликты разрешать не умеет.
Как известно, обращение в суд за разрешением ситуации дедлока в непубличной корпорации может привести к потери бизнеса либо для всех участников, либо для некоторых из них, поэтому предпринимателям придётся научиться урегулированию ситуаций дедлока.
Немаловажным фактором, способствующим самостоятельному разрешению конфликтов участниками (акционерами) непубличных корпораций, является значительное повышение размера госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления в арбитражный суд, в 2024 году.
В связи с вышесказанным, для разрешения корпоративных споров особую привлекательность приобретает процедура медиации. Данная процедура регламентирована Федеральным законом от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2].
Диспозитивность указанной процедуры проявляется с первых строк, регламентирующего её нормативного правового акта, в ч. 1 ст. 1 которого указано, что он разработан в следующих целях:
1) создание правовых условий для применения процедуры медиации;
2) содействие развитию партнерских деловых отношений, формирование этики делового оборота;
3) гармонизация социальных отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона процедура медиации -способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Рассматривая медиацию как способ разрешения ситуации дедлока в непубличной корпорации, необходимо понимать, что наиболее эффективной формой медиации, в данном случае, будет медиативная оговорка, то есть заключенное до возникновения спора соглашение об урегулировании прогнозируемого в будущем спора. Медиативная оговорка может быть составлена отдельным соглашением -соглашением о применении процедуры медиации, а также может быть включена в корпоративный договор.
Для того чтобы медиативная оговорка имела положительный результат в случае возникновения ситуации дедлока в непубличной
корпорации, в ней должно быть указано следующее:
1) понятие определения «дедлок», так как без уточнения данного термина участникам соглашения будет сложно прийти к выводу о необходимости применения процедуры медиации в том или ином случае;
2) условие об обязательном проведении переговоров без участия посредника до применения процедуры медиации;
3) указание конкретного медиатора или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, так как на стадии острого конфликта выбор посредника - отдельный спор;
4) распределение расходов за оказание деятельности по проведению процедуры медиации;
5) срок проведения процедуры.
Нельзя не отметить, что в отличие от иных способов преодоления ситуации дедлока в непубличной корпорации, устанавливаемых соглашением участников такой корпорации, таких как опционные соглашения «пут», «колл», «Русская рулетка», «Техасская перестрелка», медиация направлена на мирное урегулирование спора путем принятия выгодного для всех сторон решения, а не на выход одной из сторон из бизнеса.
По своей сути медиативное соглашение представляет собой компромисс, к которому пришли участники спора с помощью посредника. Однако важнейшим этапом для разрешения дедлока в непубличной корпорации является не заключительный этап, на котором заключается медиативное соглашение, а в дальнейшем и исполняется; а подготовительный, на котором стороны приходят к решению об избрании медиации как способа преодоления дедлока.
Таким образом, договорившись «на берегу», заключив соглашение о применении процедуры медиации, участники (акционеры) непубличной корпорации смогут разрешить ситуацию дедлока в такой корпорации наиболее экологичным, выгодным способом для себя, своего контрагента и корпорации в целом.
Библиографический список
1. Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. №06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. - 2014. - №40.
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038 (дата обращения: 16.10.2024).
COMMERCIAL MEDIATION AS A WAY TO OVERCOME DEADLOCK IN A NON-PUBLIC CORPORATION
Z.S. Radina, Graduate Student
Supervisor: E.B. Balyakina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)
Abstract. The article examines the use of commercial mediation to resolve a deadlock situation in a non-public corporation. The causes and consequences of the dispositive regulation of corporate relations in general, as well as the resolution of such corporate conflicts as deadlocks, are indicated. The positive impact of the popularization of commercial mediation, the establishment of such a method for overcoming deadlock in a corporate agreement is noted. The necessary elements of a mediation clause for the effective use of such a clause and the settlement of a deadlock situation with its help are designated.
Keywords: deadlock, conflict, corporate relations, corporate conflict, alternative dispute resolution, corporate agreement, commercial mediation, mediation procedure, mediation agreement, mediation clause.