Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРЕВЕНЦИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРЕВЕНЦИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
корпоративный конфликт / корпоративное управление / проактивное проектирование контрактов / примирительные процедуры / принудительная медиация / добровольная медиация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айсаутов Б.

Формирование новых общественных отношений в сфере хозяйствования на постсоветском пространстве стало причиной появления корпоративных конфликтов. Присутствующий в современной ситуации уровень регулирования корпоративных отношений не в полном объеме дает возможность предотвратить соответствующие конфликты, которые имеют отношение к осуществлению деятельности хозяйственных товариществ и обществ. Учитывая динамику современной трансформации корпоративных отношений в Республике Казахстан, вопросы защиты от корпоративных конфликтов остаются весьма актуальными. Активная апробация механизмов превенции и урегулирования корпоративных конфликтов в компаниях Республики Казахстан, направленная на достижение позитивного корпоративного управления, станет базисом для успешности на рынке и в то же самое время объективной тенденцией, отражающей общность интересов всех участников правоотношений. Главной задачей статьи является проведение независимого компаративного исследования современного состояния механизмов превенции и урегулирования корпоративных споров в контексте правоприменительной практики в Республике Казахстан и странах Европейского Союза. Методологическая база статьи основывается на сочетании системного, диалектического, историко-хронологического, институционального, структурно-функционального, сравнительного, ретроспективного, цивилизационного, политико-культурного подходов, а также методов анализа и прогнозирования, которые позволили комплексно и всесторонне исследовать некоторые аспекты правовой природы различных корпоративных конфликтов на территории Республики Казахстан. Проведенное исследование показало несовершенство существующих корпоративных медиативных практик, обосновало необходимость имплементации позитивного зарубежного опыта с учетом реалий правоприменительной практики Республики Казахстан. Прогрессивные действия в соответствующем направлении могут предоставить возможность обеспечения прозрачности реализации концептов качественно нового корпоративного управления для учредителей и руководящего состава компаний, что станет основанием дальнейшего совершенствования коммерции в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Айсаутов Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРЕВЕНЦИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -9-467-481

Бахытбек АЙСАУТОВ,

NIION: 2018-0076-9/21-226 MOSURED: 77/27-023-2021-09-425

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация, е-mail: mail@law-books.ru

КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПРЕВЕНЦИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация. Формирование новых общественных отношений в сфере хозяйствования на постсоветском пространстве стало причиной появления корпоративных конфликтов. Присутствующий в современной ситуации уровень регулирования корпоративных отношений не в полном объеме дает возможность предотвратить соответствующие конфликты, которые имеют отношение к осуществлению деятельности хозяйственных товариществ и обществ. Учитывая динамику современной трансформации корпоративных отношений в Республике Казахстан, вопросы защиты от корпоративных конфликтов остаются весьма актуальными. Активная апробация механизмов превенции и урегулирования корпоративных конфликтов в компаниях Республики Казахстан, направленная на достижение позитивного корпоративного управления, станет базисом для успешности на рынке и в то же самое время объективной тенденцией, отражающей общность интересов всех участников правоотношений. Главной задачей статьи является проведение независимого компаративного исследования современного состояния механизмов превенции и урегулирования корпоративных споров в контексте правоприменительной практики в Республике Казахстан и странах Европейского Союза. Методологическая база статьи основывается на сочетании системного, диалектического, историко-хронологического, институционального, структурно-функционального, сравнительного, ретроспективного, цивили-зационного, политико-культурного подходов, а также методов анализа и прогнозирования, которые позволили комплексно и всесторонне исследовать некоторые аспекты правовой природы различных корпоративных конфликтов на территории Республики Казахстан. Проведенное исследование показало несовершенство существующих корпоративных медиативных практик, обосновало необходимость имплементации позитивного зарубежного опыта с учетом реалий правоприменительной практики Республики Казахстан. Прогрессивные действия в соответствующем направлении могут предоставить возможность обеспечения прозрачности реализации концептов качественно нового корпоративного управления для учредителей и руководящего состава компаний, что станет основанием дальнейшего совершенствования коммерции в государстве.

Ключевые слова: корпоративный конфликт; корпоративное управление; проактив-ное проектирование контрактов; примирительные процедуры; принудительная медиация; добровольная медиация.

CORPORATE CONFLICTS: PREVENTION AND SETTLEMENT IN THE CONTEXT OF THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE EUROPEAN UNION

Annotation. The formation of new social relations in the field of economic management in the post-soviet space has become the reason for the emergence of corporate conflicts. The level of regulation of corporate relations present in the current situation does not fully make it possible to prevent the corresponding conflicts that are related to the implementation of the activities of business partnerships and companies. Considering the dynamics of the modern transformation of corporate rela-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Bakhytbek AISSAUTOV,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Moscow, Russian Federation

tions in the Republic of Kazakhstan, the issues of protection from corporate conflicts remain highly relevant. Active testing of mechanisms for the prevention and settlement of corporate conflicts in companies of the Republic of Kazakhstan, aimed at achieving positive corporate governance, will become the basis for success in the market and at the same time an objective trend reflecting the common interests of all participants in legal relations. The main objective of the article is to conduct an independent comparative study of the current state of mechanisms for the prevention and settlement of corporate disputes in the context of law enforcement practice in the Republic of Kazakhstan and the countries of the European Union. The methodological basis of the article is based on a combination of systemic, dialectical, historical-chronological, institutional, structural-functional, comparative, retrospective, civilizational, political and cultural approaches, as well as methods of analysis and forecasting, which made it possible to comprehensively study some aspects of the legal nature of various corporate conflicts on the territory of the Republic of Kazakhstan. The study showed the imperfection of existing corporate mediation practices, substantiated the need to implement positive foreign experience, taking into account the realities of the law enforcement practice of the Republic of Kazakhstan. Progressive actions in the appropriate direction can provide an opportunity to ensure transparency in the implementation of qualitatively new corporate governance concepts for the founders and managers of companies, which will become the basis for further improvement of commerce in the state.

Key words: corporate conflict; corporate governance; proactive contract design; conciliation procedures; compulsory mediation; voluntary mediation.

Введение

Современный мир принадлежит общению, в котором между людьми, организациями и деловыми партнерами происходит множество взаимодействий, торговли и деловых коммуникаций. Это приводит к резкому росту споров и конфликтов, которые стали неотъемлемой частью современной мировой экономической системы. Как правило, конфликт рассматривается как разногласия или расхождения во мнениях между отдельными людьми, которые могут быть потенциально вредными для любой группы, и управление конфликтом направлено на разрешение возникших разногласий с положительными результатами, которые удовлетворяют всех вовлеченных лиц или приносят пользу [1].

Как показывает практика, в процессе деятельности компаний могут возникать конфликты, которые могут повлечь за собой колоссальные негативные последствия. В свою очередь, корпоративный конфликт как юридическое препятствие в осуществлении корпоративных прав следует считать юридическим состоянием, в котором находятся участники различных корпоративных правоотношений, во время которого исключается или ставится под угрозу осуществление этих прав, или есть объективные причины считать это следствие реальным порождением определенных действий со стороны различных лиц [2]. Понятие «корпоративный конфликт» поглощает все возможные разногласия, возникающие между акционерами, управленцами, инвесторами и другими субъектами корпоративных отношений, на любых уровнях и стадиях взаимодействия с корпорацией [3].

Когда деловые партнеры и бизнес-лидеры оказываются в тупике в своих отношениях, у них

есть несколько вариантов выхода из затруднительного положения: судебный процесс, арбитраж, переговоры и медиация. Конфликты необходимо разрешать своевременно и с минимальными затратами, и с этой целью в наши дни для разрешения таких проблем очень эффективно используется различные виды примирения, в том числе с применением онлайн-коммуникаций в виде видеоконференций, обмена электронной почтой, мгновенного чата и взаимодействия через мобильные телефоны [4]. В непростые времена, вызванные пандемией COVID-19, которая резко повлияла на работу судебных органов во всем мире, фактически остановив коммерческие судебные разбирательства, наблюдается значительный сдвиг в сторону практики посредничества. Для европейских государств корпоративные конфликты не выступают в роли весьма серьезной проблемы для юридических образований вследствие того факта, что правовое регулирование коммерческих отношений находится на довольно высоком уровне, а на долю судебных разбирательств приходятся дела о злоупотреблении корпоративными правами [5].

В то же время, состояние экономики Республики Казахстан на сегодняшний день характеризуется сложными явлениями, причиной которых является финансовый кризис и реализация риска ликвидности в банковской сфере, снижение цен на углеводороды и девальвационные процессы, влияние мировой пандемии на развитие экономического потенциала страны, что приводит к значительному увеличению внимания к вопросу уровня организации управления бизнесом. Проблемы корпораций включают непрозрачность аспектов руководства компании, отсутствие равноправного представительства участников выполнения задач

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

корпораций, закрытость информации о собственниках бизнеса, низкий уровень совершенствования систем управления рисками, отсутствие объективной самостоятельности директоров, отсутствие развитого уровня «внешних» условий для развития корпоративного управления (рынок ценных бумаг, контроль корпоративного управления и т. д.). Таким образом, многие стандарты, принятые в международном праве в части корпоративного управления, не могут быть имплементированы в полном объеме в структуру правоприменения относительно компаний Республики Казахстан, и, в большинстве случаев, носят формальный характер, имея больше внешний эффект, при применении которых теряется изначальная целесообразность [6].

Количество проблем, которые возникли в результате корпоративных конфликтов в период с 2002 по 2020 годы, коснулось в Республике Казахстан около 40 000 человек и 50 миллиардов долларов [3]. Согласно статистическим данным Верховного суда Республики Казахстан, общее количество дел, к примеру, за 2020 год составило 1 323 000, из них корпоративных споров - 140 дел [7]. Такое количество рассмотренных корпоративных споров свидетельствует о том, что основная масса корпоративных конфликтов не доходит до стадии судебного разбирательства; либо компании не в полном объеме обладают юридическими навыками в этой области, вследствие чего данный процесс, связанный с корпоративными конфликтами, проходит в латентной форме.

Исходя из вышеизложенного, основной целью статьи является проведение сравнительно-правовой характеристики корпоративных конфликтов, их превенции и урегулирования на примере Республики Казахстан и ряда стран Европейского Союза. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) выявить основные причины, методы предупреждения и разрешения корпоративных конфликтов; 2) провести краткий анализ законодательных инициатив Республики Казахстан в отношении разрешения проблемы корпоративных конфликтов; 3) изучить опыт Европейского Союза в контексте правоприменительной практики превенции и урегулирования корпоративных конфликтов на современном этапе для последующей возможной имплементации отдельных правовых положений в законодательство Республики Казахстан.

Материалы и методы

В процессе исследования были использованы положения диалектики и совокупность основанных на ней общетеоретических и частноправовых методов познания. Так, в рамках исследования был использован комплексный подход, кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

рый стал методологической основой исследования и позволил осуществить системное рассмотрение избранной проблематики. Методологической основой исследования выступил диалектический метод, который предполагает борьбу противоположных начал общественной жизни, закономерный характер исторических событий и явлений. В данном случае диалектический метод необходим для анализа борьбы права и внеправового механизма противодействия корпоративным конфликтам на территории Республики Казахстан и трансформации правовой осведомленности в обществе. Научный инструментарий статьи строился на принципах объективности, историзма и плюрализма познания истории правовой доктрины.

Метод анализа и синтеза (прослеживаются на протяжении всей статьи в рамках исследования при анализе теоретических, правовых и организационных основ построения корпоративных правоотношений и методик выхода из корпоративных конфликтов), индукции и дедукции (определение целей, задач, принципов деятельности органов управления компаниями в сфере превенции корпоративных конфликтов), аналогии (сравнения правовых и организационных основ, форм и методов деятельности компаний в исследуемой сфере в различные исторические периоды развития Казахстана и государств Европейского Союза). Метод аналогии позволил, с учетом опыта иностранных государств, сделать вывод о необходимости совершенствования существующих подходов к превенции и медиативному разрешению корпоративных конфликтов на территории Республики Казахстан. При формулировке предложений законодательного характера использовался нормативно-семантический прием, логические методы познания и метод правового моделирования.

Был также применен метод неэмпирического междисциплинарного анализа, который позволяет проводить анализ явлений реальной действительности без проведения фактического практического исследования (т.н. полевой работы), что помогло должным образом исследовать социально-правовые характеристики механизмов импле-ментации зарубежного позитивного опыта в сфере превенции корпоративных конфликтов. Такой анализ является важным для решения проблем выбора механизмов совершенствования деятельности руководящих лиц компаний различной величины.

В статье также были использованы методы абстрагирования, конкретизации и моделирования (моделирование процессов развития корпоративных правоотношений), наблюдение (исследование современных тенденций развития действующего законодательства Республики Казахстан и

деятельности субъектов хозяйствования по обеспечению правопорядка в период правореализа-ции), формальной логики (выделены различные подходы к примирению сторон корпоративного конфликта, этапы развития правовых основ в данной сфере), гипотетико-дедуктивный (прослеживается во всей статье и в заключении в рамках выдвигаемых гипотез), сравнительно-правовой (позволил провести компаративный анализ отечественного и зарубежного правового регулирования в исследуемой сфере), системно-структурный (изучение роли компетентных органов корпоративного управления в системе обеспечения эффективного противодействия корпоративным конфликтам), статистический и математический (обработка результатов статистических отчетов и опросов), историко-правовой (рассмотрены правовые основы преодоления и разрешения корпоративных конфликтов в ретроспективе) и др. Проведение историко-правового анализа невозможно без учета трансформаций, происходивших не только с объектом исследования, но и со всеми связанными с ним процессами и явлениями. Указанное, прежде всего, позволяет выявить и учесть все факторы и условия, которые детерминировали политическую эволюцию Республики Казахстан, так историко-правовой метод использован для определения этапов, аналогов и детерминант международного сотрудничества в сфере совершенствования правового регулирования предотвращения корпоративных конфликтов, а также минимизации их последствий.

Можно констатировать, что методологическая база статьи основывается на сочетании системного, диалектического, историко-хроноло-гического, институционального, структурно-функционального, сравнительного, ретроспективного, цивилизационного, политико-культурного подходов, а также методов анализа и прогнозирования, которые позволили комплексно и всесторонне исследовать некоторые аспекты правовой природы различных корпоративных конфликтов на территории Республики Казахстан.

Результаты

Корпоративный конфликт, как правовое явление, возникает по поводу как противоправных, так и правомерных действий со стороны других участников корпоративных правоотношений или посторонних лиц; является юридическим препятствием, негативно отражается на корпоративных правах и / или интересах лиц, исключая их осуществление, либо, создавая угрозу для этого в дальнейшем; он является определенным состоянием корпоративных правоотношений, на которые оказывает влияние, порождая охранительные правоотношения; требует согласования воли сто-

рон корпоративных правоотношений; корпоративный конфликт решается с помощью механизмов, предусмотренных в законе и / или в договоре между, учредителями; стремление указанного пути преодоления корпоративного конфликта существует со стороны всех участников; в случае не достижения этой цели обозначенными способами корпоративный конфликт переходит в следующую стадию - корпоративного спора [2]. Таким образом, под корпоративным конфликтом следует понимать разногласия и споры, возникающие между учредителями (акционерами) общества, учредителями (акционерами) и менеджерами общества, инвесторами (потенциальными акционерами) и обществом, которые могут привести к следующим негативным результатам: нарушение норм действующего законодательства, устава или внутренних документов общества, прав учредителя (акционера) или соучредителей (группы акционеров); иски к обществу, его органам управления по существу принимаемых ими решений; досрочное прекращение полномочий действующих органов управления; существенные изменения в составе учредителей (акционеров).

Субъективной стороной корпоративного конфликта выступает конкретная последовательность действий, целью которой является защита интересов субъекта, а объективной стороной в данном случае служит согласованная деятельность, направленная на решение конфликта, по существу. В развитии корпоративного конфликта можно выделить наличие первоначальных нарушений в компании, собственно конкретного случая проявления конфликта, возникновение соответствующего сопротивления данной ситуации с обязательным формированием позиций, открытое противостояние с наличием конструкций деструктивного или конструктивного образа действий (стадия досудебного разрешения противоречий), корпоративный спор, подразумевающий судебное разбирательство.

В соответствии с критерием социальной полезности корпоративные конфликты делятся на социально вредные (гринмейл, корпоративные захваты) и социально полезные (добросовестная защита корпоративных прав и / или интересов миноритарными акционерами или акционерным обществом в лице членов его органов). Основания прекращения корпоративных конфликтов можно разделить на те, что прекращают их по воле участников, и те, что прекращают их без воли участников или, как минимум, одного из них. При этом прекращение корпоративного конфликта может осуществляться в юрисдикционной или неюрисдикционной форме и различными способами, такими как судебная защита и внесудебное разрешение конфликтной ситуации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

Потенциальными участниками корпоративного конфликта может быть ограниченный круг лиц. Это - совладельцы или основатели корпорации; крупные акционеры, которые не обладают контрольным пакетом акций; директора и топ-менеджеры, которые не являются акционерами или учредителями; внешние лица или организации, имеющие определенные претензии (имущественные, правовые, другие) к конкретной компании. Распределение долей в пропорции 50 к 50 приводит к конфликту, несмотря на юридическое равенство собственников. Проблемы начинаются, когда партнеры перестают вести переговоры, что связано с неприятием той или иной позиции компании, в связи с собственным видением ситуации, что, в итоге, приводит к длительным и непрекращающимся корпоративным войнам, значительным финансовым потерям, как для бизнеса, так и для каждого из партнеров, а иногда даже банкротству.

Неправильная оценка вклада приводит к заведомо несправедливому разделу акций компании, в случае, когда партнеры при оценке доли / вклада каждого из них оценивают только то, что можно выразить в денежном выражении, а такие элементы, как нематериальные активы: профессиональные навыки, личные контакты, интеллектуальная собственность (технологии, авторское право), клиентские базы, личный бренд и т. п. - не учитываются при формировании вклада партнера. Серьезной проблемой, приводящей к корпоративному конфликту, может стать необоснованность ожиданий, вследствие чего весьма важным является на этапе регистрации партнерства подробное обсуждение ожидания от партнерства в целом и от каждого из партнеров в частности, составление соответствующего соглашения и договора, что поможет защитить партнерство от «разрушительной силы неоправданных ожиданий» [8].

Конфликт может возникнуть из-за того, что бизнес не приносит ожидаемой прибыли, работает в убыток, сроки развития бизнеса не соответствуют ожиданиям вследствие задержки финансирования, неквалифицированного менеджмента, объективных трудностей с захватом рынка, проблем с качеством производимой продукции. Корпоративный конфликт также может образоваться по причине большой прибыли и несоответствия ее разделения между участниками, которое зависит от оценки вкладов и т. п. Также на возникновение соответствующих конфликтов может оказать влияние недостаточный профессионализм при распределении полномочий, построении корпоративного управления, низкий уровень личных ценностей и приемлемого поведения, а также доверия. Для превенции возникновения корпоративных конфликтов необходимо не регистрировать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

бизнес на одного из партнеров вследствие того, что неправильная регистрация бизнеса может привести к сложным, иногда неразрешимым конфликтам. В случае вынужденного обращения к услугам «номинального» собственника, необходимо заключить с ним соответствующий договор. Такое соглашение должно содержать положения о том, что «номинальный» собственник владеет бизнесом в интересах конкретных лиц, получает установленную оплату за свои услуги, обязуется перерегистрировать все корпоративные права на настоящего собственника по требованию.

Также необходимо избегать распределения акций в соотношении 50 на 50. В данном случае в мировой практике широко используется передача минимальной доли третьему лицу, что позволит урегулировать разногласия между партнерами, возникающие при голосовании по вопросам деятельности. При этом такой посредник займет позицию одного из партнеров, что даст ему преимущество перед вторым партнером и не приведет ситуацию в тупик. Проблема этого метода в том, что найти действительно независимого посредника в современных реалиях практически невозможно. Также вариантом превенции может служить составление и подписание корпоративного соглашения, в котором прописаны пути выхода из тупиковой ситуации.

Необходимо ответственно подходить к подготовке как уставных документов, так и договоров с ключевыми сотрудниками (CEO - главным исполнительным директором, либо руководителем, генеральным директором; CFO - финансовым директором, CVO - исполнительным директором и т. п.). Особое внимание стоит уделить таким процедурам: созыв и проведение собрания акционеров; порядок избрания, назначения, снятия, освобождения от должности руководителя. В этом случае следует детально оговорить минимальные требования, которым должен соответствовать кандидат на должность; зарегистрировать тех, кто не может быть главой (например, близкий родственник одного из партнеров); порядок выхода партнера из бизнеса, продажи доли третьему лицу, другие особенности отчуждения (обмен, дарение, завещание умершего и т. д.); ограничения полномочий руководства, т. е. процедуры одобрения существенных сделок, четко определяют, какие сделки являются существенными; ввести обязательное утверждение стратегических документов. Итогом данной превентивной работы должно стать заключение специального соглашения, ценность которого заключается в том, что оно позволяет закрепить в нем все договоренности партнеров, достигнутые ими до начала партнерства, а также во время партнерства [9]. Корпоративное соглашение может и

должно содержать сценарий разделения «партнеров» в случае прекращения партнерства, обязательство сторон договориться о приобретении или отчуждении доли по заранее определенной цене и / или в случае наступление обстоятельств, указанных в соглашении, обязанность воздержаться от отчуждения акций до наступления указанных в соглашении обстоятельств. Что важно, необходимо прописать подход к определению стоимости доли (оценка доли), какая формула, методика будет использоваться, кто будет оценщиком и многое другое. Таким образом, в корпоративных соглашениях можно урегулировать ряд потенциальных корпоративных конфликтов и «тупиковых ситуаций», которые могут возникнуть между участниками компании.

Одним из эффективных способов решения корпоративных конфликтов в Европейском Союзе и в большинстве других государств является построение системы управления данным явлением. Эта система включает процессы диагностики, проектирования, внедрения и оценки эффективного метода управления конфликтами, причем, сосредоточившись на предотвращении и вмешательстве на ранних стадиях конфликта, данная система может не доводить организацию до судебных разбирательств. В фокусе внимания корпоративных конфликтов лежит такая стратегия, как медиация - переговоры на основе интересов, стоящих за позициями участников конфликта, в результате чего стороны пытаются совместно договориться о решении, которое удовлетворяет всех [10]. В настоящее время европейские компании более удовлетворены процедурами альтернативного разрешения конфликтов (ADR) без судебного разбирательства, чем судебными процедурами, в частности, когда речь идет о продолжительности (51 % против 21 %), простоте (58 % против 30 %) и стоимости (50 % против 24 %) процедуры [11]. В среднем судам требовалось 17,8 месяца для разрешения внутреннего спора компании, в то время как ADR занимало 7,3 месяца. Представители европейских компаний пришли к выводу, что данная процедура разрешения корпоративных конфликтов намного выгоднее для сторон конфликта - она проходит в простой форме, отсутствует затягивание сроков проведения ADR, данная процедура менее затратна, чем судебное разбирательство. Причем весьма важным в этой связи является тот факт, что осуществление ADR основано на сохранении конфиденциальных данных.

Одной из распространенных форм досудебного решения корпоративного конфликта в странах Европейского Союза является привлечение стороннего эксперта по ADR, функция которого такая же, как и в традиционном судебном разби-

рательстве - предоставлять экспертное заключение по делу своего клиента. Доверие к выбранному эксперту дополняется его опытом в данной области, предполагаемым стажем работы и подтвержденной репутацией. В спектре процессов ADR присутствует также необязательный арбитраж. Этот процесс более формальный и включает в себя более обязательные процедуры. Необязательный арбитраж напоминает обычный арбитраж тем, что обычно имеют место некоторые брифинги, часто проводятся официальные слушания, на которых представляются доказательства, а свидетели опрашиваются и допрашиваются. Необязательное арбитражное решение отличается от традиционного арбитражного решения только тем, что оно не является обязательным.

Также часто используется согласительная процедура (conciliation), которая является добровольной, осуществляется при задействовании независимого посредника, в данной процедуре принимают участие стороны либо их представители. В ходе неё посредник делает определенные шаги по достижению соглашения между сторонами, чтобы избежать судебного разбирательства и представляет сторонам конкретные предложения об урегулировании их конфликта. Посредником в данном случае может выступать судья, но, если соглашение не будет достигнуто и дело будет передано в арбитраж или суд, он не сможет быть арбитром по этому делу. Самым актуальным способом урегулирования корпоративных конфликтов в настоящее время в странах Европейского Союза является проведение процедуры медиации, подразумевающей большую вовлеченность посредника, нежели простая согласительная процедура, и которая стала возможной благодаря принятию соответствующей Директивы Европейского Союза в 2008 году [12]. В 2017 году Европейским парламентом была принята Резолюция о выполнении Директивы 2008/52/EC [13] с целью ее пересмотра и последующего изменения. На 32-м пленарном заседании Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) в 2019 году был принят Европейский справочник по законотворчеству о медиации [14], который описывает передовой опыт, используемый государствами-членами Совета Европы в этой области. Типовой закон UNCITRAL [15], включая версию 2002 года, и Конвенция Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, заключенных в результате медиации (Сингапурская конвенция о медиации) [16] повлияли на законы о медиации более чем в 30 странах, что свидетельствует о том, что это международно-признанные стандарты.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

К примеру, с 1 января по 30 сентября 2019 года в Италии было проведено 101680 процессов гражданского и коммерческого посредничества с 45 % позитивного урегулирования, когда стороны соглашаются перейти на процесс полной медиации после первой встречи [17]. Согласно итальянскому закону о медиации № 28/2010 [18], в случае любого юридического спора стороны всегда могут договориться об обращении к аккредитованному поставщику услуг медиации в соответствии с нормами закона. Истцы могут воспользоваться налоговыми преимуществами и налоговыми льготами на оплату посреднических услуг. Если юристы помогут сторонам и подпишут соглашение о медиации, оно автоматически станет документом, имеющим исковую силу. Когда коммерческий контракт или статут включает положение о посредничестве, стороны должны попытаться выступить посредником, прежде чем они смогут выступить в арбитраже или подать спор в суд. Если попытка посредничества не предпринимается, судья или арбитр может по своей собственной инициативе или по ходатайству стороны предоставить сторонам 15-дневный срок для подачи просьбы о посредничестве. Этот вид обращения за помощью является так называемым добровольным посредничеством, регулируемым законом с аккредитованными посредниками, присутствующими в большинстве европейских юрисдикций.

Также итальянская система медиации предполагает в процедуре вариант обжалования, назначенный судьей. В отношении любого дела, находящегося на рассмотрении в любом суде первой или апелляционной инстанции, судьи по своему усмотрению могут приказать сторонам предпринять попытку посредничества после оценки характера дела, стадии судебного разбирательства и поведения сторон. Если получен приказ о посредничестве, стороны должны подать запрос в течение 15 дней поставщику услуг посредничества. Судья может передать дело на посредничество в любое время до заключительных аргументов или, если слушание не ожидается, до устного обсуждения состязательных бумаг. В этих случаях медиация является условием судебного рассмотрения дела, которое следует предпринимать в перерывах между слушаниями без каких-либо задержек в рамках сроков судебного разбирательства. В ограниченных гражданских и коммерческих вопросах, включая совместное владение недвижимостью; недвижимость в целом; разделение активов; наследство; соглашения о семейном бизнесе; аренда недвижимого имущества, включая аренду квартир, офисов и коммерческих помещений; залог; ответственность за врачебную халатность; ущерб от клеветы и убытки от страховых, банковских и финансовых контрактов - на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

которые приходится только около 10 % всех гражданских и коммерческих споров, итальянская модель посредничества требует, чтобы истец сначала подал запрос о посредничестве поставщику услуг и присутствовал на начальном сеансе посредничества, прежде чем может быть предоставлено обращение в суд. Первичная сессия медиации должна быть проведена в течение 30 дней с момента подачи заявки и в присутствии аккредитованного медиатора и юриста. Таким образом, происходит обращение за помощью по добровольному соглашению во время обязательного начального сеанса медиации.

В пункте 1 статьи 1 Немецкого кодекса медиации [19] медиация определяется как «конфиденциальная и структурированная процедура, в которой стороны с помощью одного или нескольких посредников добровольно и под свою ответственность стремятся к мирному урегулированию своего конфликта». В немецком статутном праве нет юридических определений терминов ADR и согласительной процедуры. Обычно ADR понимается как общий термин, описывающий структурированные методы разрешения конфликтов помимо судебного разбирательства. Примирение обычно используется для описания метода разрешения конфликта, при котором посредник способствует урегулированию, активно предлагая варианты урегулирования. Что касается модели посредничества, то на практике используется сочетание стимулирующего и оценочного посредничества, особенно в процедурах коммерческого посредничества. В целом немецкие посредники предпочитают совместные заседания, посвященные интересам и потребностям сторон. Однако частные заседания (кокусы) все чаще используются во всех сферах медиации. Посредник несет ответственность за структуру и процедуру медиации, работает со сторонами на трех уровнях: процесс, факты и отношения. В коммерческих делах немецкие посредники часто готовы - предпочтительно на закрытых сессиях - проконсультировать стороны, провести оценку рисков или проанализировать «лучшую альтернативу согласованному соглашению» [20]. Медиация остается добровольной даже после введения в действие медиации G. Немецкие суды или другие официальные учреждения не могут назначать посредничество до или во время судебного разбирательства; они могут только рекомендовать медиацию и, если стороны соглашаются на медиацию во время судебного разбирательства, приостанавливать судебное разбирательство на время процедуры медиации.

Корпорации Республики Казахстан, включающие акционерные общества [21], товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества с дополнительной ответственностью [22], произ-

водственные кооперативы [23], также сталкиваются в своей деятельности с корпоративными конфликтами, для предотвращения которых в Республике Казахстан компания должна тщательно проработать прежде всего свои правовые документы с соучредителями при создании компании. В Законе Об акционерных обществах п. 14 ст. 1 [21] закрепляет, что необходимость принятия кодекса корпоративного управления, касательно товарищества с ограниченной ответственностью в Республике Казахстан, а также иных видов организации юридических обуславливается также особенностями учредительного договора, предусматривающего пункты, направленные на разрешение конфликтов в конструктивном контексте. Также в Законе Об акционерных обществах пп. 1 п. 6 ст. 53 [21] законодатель применил понятие конфликт, прописав обязанности совета директоров по отслеживанию и устранению потенциальных конфликтов интересов.

В Республике Казахстан все экономические споры рассматриваются Специальным межрайонным экономическим судом, что позволяет сосредотачивать накопленный опыт, уделять пристальное внимание экономическим спорам, чередовать опыт, применять единые подходы в решении, в частности, корпоративных споров, что является в полной мере оправданной инициативой, которая дает возможность формировать практический опыт, не допускать ошибок в справедливом разрешении корпоративных споров, по существу. Глава 17 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан [24] регулирует процедуру примирения сторон на стадии процесса, в случае, когда неразрешенный корпоративный конфликт привел к корпоративному спору при помощи мирового соглашения, соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашения об урегулировании спора в порядке парти-сипативной процедуры. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан [24] не оперирует понятиями конфликт или корпоративный конфликт, однако в процессуальных регламентах появилась новая категория дел - корпоративные споры, которые являются результатом корпоративного конфликта.

Перспективным направлением урегулирования корпоративного конфликта в Республике Казахстан является применение процедуры медиации, основу которой составляет положение о том, что такой конфликт, выполняя негативные и позитивные функции, остается нормальным явлением корпоративных отношений. Процедура медиации применяется в тех случаях, когда стороны не могут самостоятельно справиться с таким конфликтом и нужна внешняя помощь в лице посредника, который организует процесс взаимо-

действия. В Республике Казахстан принятый в 2011 году Закон о медиации [25] остается основным законодательным актом, обеспечивающим общие рамки для медиации. Он устанавливает типы гражданских и уголовных дел, в которых может использоваться медиация, квалификационные критерии для медиаторов и требования, применимые к процедурам медиации. Согласно п. 2 ст. 20 Закона о медиации [25] данная процедура может быть использована до обращения в суд и после начала судебного разбирательства. Правовое значение медиации заключается в решении корпоративного конфликта и заключения в результате соглашения об урегулировании спора (конфликта), которое является гражданско-правовым сделкой, заключается по результатам процедуры медиации без передачи спора на рассмотрение суда. Под судебной медиацией понимается процедура урегулирования конфликта, которая осуществляется после возбуждения дела в суде и по предложению судьи, в производстве которого находится дело [26].

В результате можно констатировать, что корпоративный конфликт, основанный на различиях в интересах противоборствующих сторон, способен нанести предприятию существенный вред, выражающийся как в прямых убытках, так и в утраченных возможностях. Дисфункциональный конфликт может задерживать и мешать общению, служить препятствием эффективному принятию решений и выступать в качестве преграды для стратегического планирования в корпорациях. И наоборот, конфликт задач или процессов может улучшить результаты решений, в результате обмена мнениями, которые ранее не рассматривались. Необходимо внедрение и использование новых инструментов корпоративного управления, многие из которых являются уникальными, либо тщательно разработанными международными правовыми инициативами. Самым эффективным способом превенции и урегулирования корпоративных конфликтов являются переговоры в виде медиации и желание всех сторон прийти к согласию, найти приемлемые решения.

Переход компаний Республики Казахстан к цивилизованному корпоративному управлению является залогом успешности на рынке и в то же самое время объективной тенденцией, отражающей общность интересов всех участников корпораций.

Обсуждение

Конфликты учредителей проявляются в основном в форме подавления большинства, злоупотреблений со стороны меньшинства или тупиковых ситуаций между соучредителями. Этому способствует чрезмерный оптимизм, стратегиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ское поведение, доступность и репрезентативность, информационная асимметрия [27]. В международной практике корпоративного права, в зависимости от конкретной цели корпоративного управления, которую необходимо достичь, предприниматели используют различные договорные гарантии для эффективного предотвращения и разрешения вышеупомянутых конфликтов между учредителями. Часто юрисконсульты имитируют стандартизированные условия корпоративного устава, широко признанные и проверенные юридическим сообществом вместо того, чтобы вкладывать значительные усилия в разработку оптимальных индивидуальных договоренностей. Социальные и экономические издержки, связанные с субоптимальным дизайном контрактов и контрактами, основанными на статус-кво, могут не приниматься во внимание должным образом. Таким образом, в большинстве случаев основными причинами корпоративных конфликтов является несовершенство правового механизма обеспечения прав субъектов корпоративных отношений и отсутствие надлежащей правовой культуры в сфере корпоративного управления [28].

Стратегическое разрешение споров и раннее вмешательство сокращают прямые и косвенные издержки конфликтов, преимуществом являются минимальные затраты, которые связаны с предотвращением и деэскалацией споров, по сравнению, например, с затратами на арбитраж и судебные разбирательства, и в этом контексте традиционный взгляд на контракты как на юридические документы или механизмы реактивного исполнения является слишком узким [29]. Правоведы подчеркивают, что контракты можно использовать и заранее, увеличивая шансы сторон на успех и предотвращая ненужные проблемы, применяя части так называемого упреждающего закона Европейского Союза [30]; такое действие также можно сформулировать как проактивное заключение контрактов или проактивное проектирование контрактов, причем хорошо продуманные процессы и документы могут предотвратить несогласованные ожидания и разочарования во избежание ненужных споров.

Одной из причин возникновения корпоративных конфликтов может быть оформление бизнеса не на конечного владельца, а на близкое окружение [8], будь то родственники, знакомые одного из партнеров, в силу того, что могут возникать сложности, связанные с государственной службой, политикой, судебным или уголовным преследованием, «нежеланием быть на виду», невозможностью декларировать собственника, так как есть несоответствие требованиям регулятора и т. п. Ускорителем возникновения корпоративного конфликта в данном случае может быть ссора с выго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

доприобретателем, развод, смерть номинального собственника и появляющиеся наследники, которые начинают верить, что бизнес принадлежит умершему, жадность, «тяжелые жизненные» обстоятельства номинального собственника [31]. Правоведы рекомендуют вводить в корпорациях должность, которая будет отвечать за благоприятный корпоративный климат. Корпоративный секретарь, к примеру, может разрешать такие конфликты на низком и среднем уровне управления, а комитет Совета директоров по конфликтам будет контролировать работу корпоративного секретаря, предотвращать и разрешать их на высоком уровне управления. Корпорация может использовать для разрешения конфликта вовлечение нейтральной стороны в корпоративные разногласия в виде организационного посредника или профессионального консультанта вне корпорации [32].

Акционеры могут продать свою долю, учредители - выйти из доли имущества и капитала, но через некоторое время у них могут возникать претензии к корпорации, и чтобы на все вопросы можно было дать обоснованный и конкретный ответ, может быть сформирована база соответствующих данных, для чего в корпорации должен функционировать информационно-аналитический отдел, подчиненный действующему главе корпорации [33]. С увеличением объема информации будет расти вероятность найти определенные уязвимые места потенциального инициатора корпоративного конфликта, анализ и интерпретация соответствующих данных позволят подобрать возможные направления обеспечения адекватного ответа или действий по предотвращению и недопуску конфликта.

Основное различие между медиацией и судебным разбирательством заключается в том, что урегулирование посредством посредничества является добровольным соглашением между сторонами, которое также направлено на сохранение отношений, в отличие от судебного разбирательства, которое приводит к принятию обязательного решения, не зависящего от контроля сторон [34]. Можно сказать, что посредничество в данном контексте выступает в роли альтернативного разрешения конфликтов, являясь добровольным и прозрачным досудебным разбирательством, при котором все стороны в полном объеме осуществляют контроль процедуры принятия решения и условия урегулирования [35]. Посредничество не означает одно и то же для всех вследствие того, что происходит сосредоточивание концепции посредничества на лице третьей стороны, его важной роли в содействии достижению соглашения в качестве специалиста по предмету спора, а также о задаче, которой эта беспристрастная тре-

тья сторона должна побуждать стороны к переоценке своих позиций с большей точностью перед лицом конфликта, чтобы прийти к решению своими собственными средствами [36].

Учеными констатировано, что медиация на сегодняшний день в Республике Казахстан является одним из инструментов восстановительного правосудия, который развивается быстрыми темпами в мире на протяжении многих лет [37], а институционализация медиации послужила поводом для развития восстановительного подхода в государстве [38]. Количество судебных споров сократилось в разы. Обращаясь к статистическим данным на территории ЕС стоит отметить, что по вопросам, на которые приходится более 90 % всех споров в Италии (например, нарушение контракта, дополнительные договорные убытки, роспуск партнерства и т. п.), не было зафиксировано существенного уменьшения количества поступающих в суд дел с 2013 года [39]. Однако также статистика показывает, что в настоящее время обращение за помощью по добровольному соглашению во время обязательного начального сеанса посредничества в Италии является единственной эффективной моделью, которая может обеспечить достаточное количество посредничества в течение двух или трех лет для данной категории споров. При этом обязательно должно быть наличие важных условий: соответствующие стороны спора должны присутствовать лично; сессию должен проводить опытный и хорошо обученный медиатор; заседание должно проводиться в короткие сроки, так как подача запроса и сбор данных должны быть минимальными, чтобы не считаться препятствием для доступа к правосудию; присутствующие стороны могут решить легко отказаться от процедуры без санкций или добровольно продолжить процесс; существенные санкции должны быть применены в случае отсутствия стороны во время последующего судебного разбирательства [39].

В 2018 году в областные суды Германии было подано более 338 тысяч гражданских исков, причем немецкий арбитражный институт зарегистрировал 116 корпоративных арбитражных разбирательств и два процесса соответствующего посредничества в том же году [40]. Причиной послужил тот факт, что в Германии конфликты компаний редко требуют решения суда вследствие того, что им нужны решения, которые можно оформить по-разному. Если существует серьезная и подлинная политическая заинтересованность в изменении культуры разрешения конфликтов в компаниях, должно произойти следующее: правовая политика должна оценивать законодательную и иную политику других стран, которые явно создали стимулы для урегулирования юри-

дических споров в первую очередь во внесудебном порядке, потому что арбитражные и судебные решения не только теоретически, но и практически являются «ultima ratio»; правовая политика должна проявлять свои краски: либо она реформирует культуру разрешения споров компаний посредством своих собственных действий и создания поведенческих стимулов для третьих сторон, потому что это приносит пользу сторонам спора; или она сохраняет существующую культуру разрешения споров, потому что это приносит пользу юристам; ассоциации медиаторов должны участвовать, но не доминировать, экспертное заключение, вынесение судебного решения и мини-судебное разбирательство играют равную роль и одинаково актуальны и полезны для компаний; юристы должны быть обязаны по закону всесторонне информировать своих клиентов о медиации и других процедурах внесудебного разрешения споров, информировать их о соответствующих преимуществах и недостатках в конкретном случае, а также консультировать и представлять их с процессуальной компетенцией при выборе и реализации этих внесудебных процедур, причем законодательная норма в этом отношении также устранила бы спор относительно того, существует ли обязанность юриста консультировать по процедурным альтернативам [40].

Согласно мнению M.I. Dyachuk [41], использование медиации на досудебных стадиях в Республике Казахстан может способствовать экономии бюджетных средств, вследствие этого необходимо ввести статистическую отчетность для органов досудебного расследования относительно количества дел, прекращенных при помощи медиации, условно отнеся эти дела к категории «раскрытых» дел, принимая во внимание тот факт, что обвиняемый признает свою вину, возмещая потерпевшему ущерб и заглаживая причиненный вред. А.Т. Dosmaganbet [42] рекомендует ввести в Республике Казахстан специализированные советы по аттестации при центрах медиации Ассамблеи народа Республики Казахстан, либо при Министерстве Юстиции Республики Казахстан, закрепить за Министерством Юстиции Республики Казахстан обязанности ведения реестра медиаторов, а также выпуска соответствующих публикаций на официальном сайте министерства, что даст возможность улучшить деятельность медиаторов и будет способствовать повышению уровня доверия к институту медиации в Казахстане. В целом, ряд ученых приходит к выводу, что основными проблемами развития медиации в Республике Казахстан на сегодняшний день являются недостаточный уровень пропаганды медиативной деятельности в средствах массовой информации (телевидение,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

газеты, социальные сети), небольшое количество профессиональных медиаторов по всему Казахстану, отдаленность их местонахождения от судов первой инстанции, расположенных в районных центрах, отсутствие базовой подготовки непрофессиональных медиаторов на местах, что может повлечь неправильное применение действующего гражданского законодательства при заключении соглашения, завышенные ставки за услуги медиатора.

В результате проведенного обсуждения можно сделать вывод о том, что предложенные правовые механизмы, способствующие развитию современного управления в корпорациях Республики Казахстан, могут оказать помощь в создании более эффективной среды для разрешения и недопущения корпоративных конфликтов. Поступательное движение в данном направлении способно обеспечить ясность «правил игры» для учредителей, что станет фундаментом дальнейшего развития бизнеса в стране.

Выводы

Появление корпораций, процессы их укрупнения и уменьшения приводят к различным видам корпоративных конфликтов между миноритарными и мажоритарными акционерами, единоличными и коллегиальными органами управления и учредителями, а также в пределах управленческой конструкции. Распределение долей в пропорции 50 к 50, неправильная оценка вклада, необоснованность ожиданий, несоответствие ожидаемой и полученной прибыли, недостаточный профессионализм при составлении соглашений и контрактов, низкий уровень личных ценностей, доверия - данные факторы необходимо учитывать в качестве базиса возникновения корпоративных конфликтов в процессе их превенции.

В процессе исследования установлено, что преимуществами судебного порядка разрешения корпоративного конфликта являются следующие: 1) рассмотрение конфликта осуществляет независимый орган, который по своему назначению и положению должен быть заинтересован в исходе дела; 2) четко разработана процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решений; 3) обязательность принятых решений для выполнения как сторонами конфликта, так и другими лицами. В рамках внесудебной формы защиты субъективных прав и / или интересов участников корпоративных правоотношений следует выделять порядок защиты прав самостоятельными действиями управомоченным лицом и согласительный порядок защиты.

В настоящее время европейские компании более удовлетворены процедурами альтернативного разрешения конфликтов (ADR) без судебного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

разбирательства, причем самым актуальным способом урегулирования корпоративных конфликтов в настоящее время в странах Европейского Союза является проведение процедуры медиации, которая варьируется от частично принудительной до добровольной. Для европейских государств, несмотря на довольно невысокий процент рассмотрения корпоративных споров с помощью медиации, обращение за помощью по добровольному соглашению во время обязательного начального сеанса посредничества является единственной эффективной моделью, причем упор должен быть на развитие корпоративной культуры.

В Республике Казахстан медиация, как компонент примирительных процедур, признается одним из лучших способов урегулирования корпоративного конфликта при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Также, на стадии превенции корпоративных конфликтов необходимо внедрять проактивное заключение контрактов, не использовать оформление корпорации на близкое окружение владельца, следует вводить в компаниях должность, которая будет отвечать за благоприятный корпоративный климат, должен быть сформирован информационно-аналитический отдел.

В результате проведенного анализа доктри-нальных подходов нашли свое обоснование позиции ученых по внедрению советов по аттестации медиации, ведению реестра медиаторов, выпуску соответствующих публикаций в Республике Казахстан, закрепив данные полномочия за правительственными организациями. Также правоведами рекомендуется ввести статистическую отчетность для органов досудебного расследования относительно количества дел, прекращенных при помощи медиации, проводить дальнейшую политику по пропаганде примирительных процедур, делая акцент на совершенствовании процедуры медиации. Приведенные в статье базисные перспективы дальнейшей правоприменительной практики станут базисом для последующего научного поиска.

Список литературы:

[1] Ronquillo Y., Ellis V.L., Toney-Butler T.J. Conflict management // StatPearls Publishing LLC. -2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470432/ (дата обращения: 25.09.2021)

[2] Жорнокуй Ю.М. Цивтьно-правова природа корпоративних конфлк^в в акцюнерних товариствах. - Харш: Нацюнальний юридичний ушверситет iменi Ярослава Мудрого, 2016.

[3] Фирсенко Д.В. Корпоративный конфликт. Предупреждение и разрешение в Российской

Федерации, в Республике Казахстан // Издательские решения. - 2020. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://litportal.ru/avtory/dmitriy-vasilevich-firsenko/kniga-korporativnyy-konflikt-preduprezhdenie-i-razreshenie-v-rossiyskoy-federacii-v-respublike-kazahstan-1172787.html (дата обращения: 25.09.2021)

[4] Verma D., Banwari А., Pande N. Online Dispute Resolution // Digital Communication Management. Beatriz Peña-Acuña. - 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. intechopen.com/chapters/61440 (дата обращения: 25.09.2021)

[5] Нефедова К.В. Понятие и сущность корпоративного иска // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 4(359). -С. 66-70.

[6] Бекботаева К.М. Развитие корпоративного управления в Республике Казахстан. -Алматы: Университет Нархоз, 2017.

[7] Верховный суд Республики Казахстан. -2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sud.gov.kz/rus/search/node/%D1 %81 %D1%8 2%D0%B0%D1 %82%D0%B8%D1 %81%D1%82%D 0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 25.09.2021)

[8] Redka R. Ukraine: Corporate conflicts: Reasons and ways to overcome // Mondaq. - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.mondaq.com/shareholders/1019762/corporate-conflicts-reasons-and-ways-to-overcome (дата обращения: 25.09.2021)

[9] Dickson G. United States: Five tips to avoid co-founder conflict // Mondaq. - 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mondaq.com/ unitedstates/shareholders/994702/five-tips-to-avoid-co-founder-conflict (дата обращения: 25.09.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Матат В.В. Можливост застосування медiацil у системi управлшня корпоративними конфлктами // Вчен записки Ушверситету «КРОК». - 2020. - №3(59). - С. 134-142.

[11] Flash Eurobarometer 347. The use of Alternative Dispute Resolution for business to business disputes. EU institutions data. Directorate-General for Communication. - 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://data.europa.eu/ data/datasets/s1061_347?locale=en (дата обращения: 25.09.2021)

[12] Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters. - 2008. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ ALL/?uri=celex%3A32008L0052 (дата обращения: 25.09.2021)

[13] European Parliament resolution of 12 September 2017 P8_TA (2017)0321 on the

implementation of Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters (the "Mediation Directive") (2016/2066(INI)). - 2008. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017IP0321 & rid=4 (дата обращения: 25.09.2021)

[14] European Handbook for Mediation Lawmaking. - Strasbourg: The 32th plenary meeting of the CEPEJ, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rm.coe.int/cepej-2019-9-en-handbook/168094ef3c (дата обращения: 25.09.2021)

[15] UNCITRAL Model Law on International Commercial Mediation and International Settlement Agreements Resulting from Mediation. - 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://uncitral. un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/ uncitral/en/annex_ii.pdf (дата обращения: 25.09.2021)

[16] United Nations Convention on International Settlement Agreements Resulting from Mediation. -2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/ media-documents/EN/Texts/UNCITRAL/Arbitration/ mediation_convention_v1900316_eng.pdf (дата обращения: 25.09.2021)

[17] D'Urso L., Zukauskaite M., Österle I.N., Grill A.K., Koltsaki E., Tat L., Shonewille M., Suleymanoglu A. Comparative Study of the legal and institutional frameworks and best practices on commercial mediation with recommendations for the Republic of Serbia. - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cutt.ly/rR1rP90 (дата обращения: 25.09.2021)

[18] Gabellini R. The Italian Mediation Law Reform // ADR Bulletin. - 2010. - Vol. 12, No. 3. -Article number 4.

[19] Mediation Act of 21 July 2012, as last amended by Article 135 of the Statutory Instrument of 31 August 2015 // Federal Law Gazette - 2015. - Vol. 1. - p. 1474.

[20] Dendorfer-Ditges R. Mediation in Germany // Lexology. - 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lexology.com/library/detail. aspx?g=cce08f79-a8c8-43a3-9da0-f0dc861fc2bb (дата обращения: 25.09.2021)

[21] Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями по состоянию. -2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1039594#pos=729;-20 (дата обращения: 25.09.2021)

[22] Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

ограниченной и дополнительной ответственностью» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.). - 2021. [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1009179 (дата обращения: 25.09.2021)

[23] Закон Республики Казахстан от 5 октября 1995 года N 2486 «О производственном кооперативе». - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z950002486_/z952486.htm (дата обращения: 25.09.2021)

[24] Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.) - 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_ id=34329053#pos=2673;-38 (дата обращения: 25.09.2021)

[25] Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.). - 2021. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30927376#pos=3;-106 (дата обращения: 25.09.2021)

[26] Конусова В.Т., Бекен А.Т. Развитие института медиации в Казахстане в контексте зарубежного опыта // Право и государство. - 2016.

- № 1(70). - С. 74-80.

[27] Agstner P. Shareholder conflicts in close corporations between theory and practice: Evidence from Italian private limited liability companies // European Business Organization Law Review. -2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cutt.ly/8R1rhgD (дата обращения: 25.09.2021)

[28] Борцевич П.С. Запоб^ання корпоратив-ним конфлктам: порiвняльно-правовi аспекти // Часопис Кш'вського ушверситету права. - 2020. -№ 1. - C. 193-196.

[29] Hietanen-Kunwald P., Haapio H. Effective dispute prevention and resolution through proactive contract design // Journal of Strategic Contracting and Negotiation. - 2021. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/20555636211016878 (дата обращения: 25.09.2021)

[30] Opinion of the European Economic and Social Committee on "The proactive law approach: A further step towards better regulation at EU level" (2009/C 175/05). 2009. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/

TXT/?uri=uriserv%3A0J.C_.2009.175.01.0026.01. ENG (дата обращения: 25.09.2021)

[31] Moolchandani R., Kar S. Family control, agency conflicts, corporate cash holdings and firm

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

value // International Journal of Emerging Markets. -

2021. - 24. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.emerald.com/insight/content/

doi/10.1108/IJOEM-07-2020-0828/full/html (дата

обращения: 25.09.2021)

[32] Khilukha O.A., Matviichuk I.O., Lipych L.G. Corporate conflicts coordination // Scientific Bulletin of Polissia. - 2018. - Vol. 3, No. 15. - P. 83-89.

[33] Цюецький О. Елементи захисту та запо-б^ання корпоративним конфлктам // Региональн аспекти розвитку продуктивных сил Укра'ши. -2018. - № 23. - C. 77-80.

[34] Petric P. Why business need mediation -Resolving disputes among business partners // Diplomacy & Commerce. - 2018. - Vol. 1, No. 3. - P. 26-27.

[35] Абиев Ю.М., Шерязданова Е.Р., Бюлеге-нова Б.Б., Рыстина И.С., Габдулина Б.А. Медиация в мультикультурном обществе Казахстана: традиции и современность // Utopía y Praxis Latinoamericana. - 2020. - № 25. - C. 14-22.

[36] Shrivastava А. Mandatory pre-litigation "commercial" mediation: Turkey's lessons for India // NUJS Journal on Dispute Resolution. - 2021. - No. 2. - P. 3-16.

[37] Оспанова Д.К. Вопросы медиации в Республике Казахстан // Scientific collection «INTERCONF». - 2021. - № 42. - C. 583-587.

[38] Сулейменова У. Свои споры граждане должны решать путем переговоров. 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. zakon.kz/4886444-ulbosyn-suleymenova-svoi-spory. html (дата обращения: 25.09.2021)

[39] D'urso L. Italy's "Required initial mediation session": Bridging the gap between mandatory and voluntary mediation // Alternatives. - 2018. - Vol. 36, No. 4. - P. 56-58.

[40] Steinbrecher А. Why commercial mediation does not take place in Germany and how this could change // WAGNER Arbitration. - 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wagner-arbitration.com/en/journal/why-commercial-mediation-does-not-take-place-in-germany-and-how-this-could-change/ (дата обращения: 25.09.2021)

[41] Дячук М.И. Проблемы и перспективы развития медиации в Республике Казахстан // Юридична наука. - 2016. - № 4(58). - C. 164-183.

[42] Досмаганбет А.Т. Аттестация медиаторов как алгоритм повышения доверия // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - № 3(72). - C. 49-53.

Spisok literatury:

[1] Ronquillo Y., Ellis V.L., Toney-Butler T.J. Conflict management // StatPearls Publishing LLC. -2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470432/ (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[2] Zhornokuj Yu.M. Civil'no-pravova priroda korporativnih konfliktiv v akcionernih tovaristvah. -Harkiv: Nacional'nij yuridichnij universitet imeni YAroslava Mudrogo, 2016.

[3] Firsenko D.V. Korporativnyj konflikt. Preduprezhdenie i razreshenie v Rossijskoj Federacii, v Respublike Kazahstan // Izdatel'skie resheniya. -

2020. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// litportal.ru/avtory/dmitriy-vasilevich-firsenko/kniga-korporativnyy-konflikt-preduprezhdenie-i-razreshenie-v-rossiyskoy-federacii-v-respublike-kazahstan-1172787.html (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[4] Verma D., Banwari A., Pande N. Online Dispute Resolution // Digital Communication Management. Beatriz Peña-Acuña. - 2018. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www. intechopen.com/chapters/61440 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[5] Nefedova K.V. Ponyatie i sushchnost' korporativnogo iska // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 4(359). - S. 66-70.

[6] Bekbotaeva K.M. Razvitie korporativnogo upravleniya v Respublike Kazahstan. - Almaty: Universitet Narhoz, 2017.

[7] Verhovnyj sud Respubliki Kazahstan. -

2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// sud.gov.kz/rus/search/node/%D1 %81%D1%82%D0 %B0%D1 %82%D0%B8%D1 %81%D1%82%D0%B8 %D0%BA%D0%B0 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[8] Redka R. Ukraine: Corporate conflicts: Reasons and ways to overcome // Mondaq. - 2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www. mondaq.com/shareholders/1019762/corporate-conflicts-reasons-and-ways-to-overcome (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[9] Dickson G. United States: Five tips to avoid co-founder conflict // Mondaq. - 2020. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.mondaq.com/ unitedstates/shareholders/994702/five-tips-to-avoid-co-founder-conflict (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[10] Matat V.V. Mozhlivosti zastosuvannya mediaciï u sistemi upravlinnya korporativnimi konfliktami // Vcheni zapiski Universitetu «KROK». -2020. - №3(59). - S. 134-142.

[11] Flash Eurobarometer 347. The use of Alternative Dispute Resolution for business to business disputes. EU institutions data. Directorate-General for Communication. - 2018. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://data.europa.eu/ data/datasets/s1061_347?locale=en (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[12] Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial

matters. - 2008. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ ALL/?uri=celex%3A32008L0052 (data

obrashcheniya: 25.09.2021)

[13] European Parliament resolution of 12 September 2017 P8_TA (2017)0321 on the implementation of Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters (the "Mediation Directive") (2016/2066(INI)). - 2008. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017IP0321 & rid=4 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[14] European Handbook for Mediation Lawmaking. - Strasbourg: The 32th plenary meeting of the CEPEJ, 2019. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://rm.coe.int/cepej-2019-9-en-handbook/168094ef3c (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[15] UNCITRAL Model Law on International Commercial Mediation and International Settlement Agreements Resulting from Mediation. - 2018. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/uncitral/en/annex_ii.pdf (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[16] United Nations Convention on International Settlement Agreements Resulting from Mediation. -2019. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// uncitral.un.org/sites/uncitral.un.org/files/media-documents/EN/Texts/UNCITRAL/Arbitration/ mediation_convention_v1900316_eng.pdf (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[17] D'Urso L., Zukauskaité M., Österle I.N., Grill A.K., Koltsaki E., Tat L., Shonewille M., Suleymanoglu A. Comparative Study of the legal and institutional frameworks and best practices on commercial mediation with recommendations for the Republic of Serbia. - 2021. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://cutt.ly/rR1rP90 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[18] Gabellini R. The Italian Mediation Law Reform // ADR Bulletin. - 2010. - Vol. 12, No. 3. -Article number 4.

[19] Mediation Act of 21 July 2012, as last amended by Article 135 of the Statutory Instrument of 31 August 2015 // Federal Law Gazette - 2015. - Vol. 1. - p. 1474.

[20] Dendorfer-Ditges R. Mediation in Germany // Lexology. - 2019. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.lexology.com/library/detail. aspx?g=cce08f79-a8c8-43a3-9da0-f0dc861fc2bb (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[21] Zakon Respubliki Kazahstan ot 13 maya 2003 goda № 415-II «Ob akcionernyh obshchestvah» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu. -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1039594#pos=729;-20 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[22] Zakon Respubliki Kazahstan ot 22 aprelya 1998 goda № 220-I «O tovarishchestvah s ogranichennoj i dopolnitel'noj otvetstvennost'yu» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 01.07.2021 g.). - 2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1009179 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[23] Zakon Respubliki Kazahstan ot 5 oktyabrya 1995 goda N 2486 "O proizvodstvennom kooperative". - 2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002486_/ z952486.htm (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[24] Grazhdanskij processual'nyj kodeks Respubliki Kazahstan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 01.07.2021 g.) -2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_ id=34329053#pos=2673;-38 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[25] Zakon Respubliki Kazahstan ot 28 yanvarya 2011 goda № 401-IV «O mediacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 01.07.2021 g.). -2021. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30927376#pos=3;-106 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[26] Konusova V.T., Beken A.T. Razvitie instituta mediacii v Kazahstane v kontekste zarubezhnogo opyta // Pravo i gosudarstvo. - 2016. - № 1 (70). - S. 74-80.

[27] Agstner P. Shareholder conflicts in close corporations between theory and practice: Evidence from Italian private limited liability companies // European Business Organization Law Review. -2020. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// cutt.ly/8R1rhgD (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[28] Borcevich P.S. Zapobigannya korporativnim konfliktam: porivnyal'no-pravovi aspekti // CHasopis Kiïvs'kogo universitetu prava. - 2020. - № 1. - C. 193-196.

[29] Hietanen-Kunwald P., Haapio H. Effective dispute prevention and resolution through proactive contract design // Journal of Strategic Contracting and Negotiation. - 2021. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/20555636211016878 (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[30] Opinion of the European Economic and Social Committee on "The proactive law approach: A further step towards better regulation at EU level" (2009/C 175/05). 2009. [Elektronnyj resurs] - Rezhim

dostupa: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=uriserv%3AOJ.C_.2009.175.01.0026.01. ENG (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[31] Moolchandani R., Kar S. Family control, agency conflicts, corporate cash holdings and firm value // International Journal of Emerging Markets. -2021. - 24. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.emerald.com/insight/content/

doi/10.1108/IJOEM-07-2020-0828/full/html (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[32] Khilukha O.A., Matviichuk I.O., Lipych L.G. Corporate conflicts coordination // Scientific Bulletin of Polissia. - 2018. - Vol. 3, No. 15. - P. 83-89.

[33] Cisec'kij O. Elementi zahistu ta zapobigannya korporativnim konfliktam // Regional'ni aspekti rozvitku produktivnyh sil Ukraïni. - 2018. - № 23. - C. 77-80.

[34] Petric P. Why business need mediation -Resolving disputes among business partners // Diplomacy & Commerce. - 2018. - Vol. 1, No. 3. - P. 26-27.

[35] Abiev YU.M., SHeryazdanova E.R., Byulegenova B.B., Rystina I.S., Gabdulina B.A. Mediaciya v mul'tikul'turnom obshchestve Kazahstana: tradicii i sovremennost' // Utopia y Praxis Latinoamericana. - 2020. - № 25. - C. 14-22.

[36] Shrivastava A. Mandatory pre-litigation "commercial" mediation: Turkey's lessons for India // NUJS Journal on Dispute Resolution. - 2021. - No. 2. - P. 3-16.

[37] Ospanova D.K. Voprosy mediacii v Respublike Kazahstan // Scientific collection «INTERCONF». - 2021. - № 42. - C. 583-587.

[38] Sulejmenova U. Svoi spory grazhdane dolzhny reshat' putem peregovorov. 2017. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.zakon. kz/4886444-ulbosyn-suleymenova-svoi-spory.html (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[39] D'urso L. Italy's "Required initial mediation session": Bridging the gap between mandatory and voluntary mediation // Alternatives. - 2018. - Vol. 36, No. 4. - P. 56-58.

[40] Steinbrecher A. Why commercial mediation does not take place in Germany and how this could change // WAGNER Arbitration. - 2020. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://wagner-arbitration. com/en/journal/why-commercial-mediation-does-not-take-place-in-germany-and-how-this-could-change/ (data obrashcheniya: 25.09.2021)

[41] Dyachuk M.I. Problemy i perspektivy razvitiya mediacii v Respublike Kazahstan // YUridichna nauka. - 2016. - № 4(58). - C. 164-183.

[42] Dosmaganbet A.T. Attestaciya mediatorov kak algoritm povysheniya doveriya // Evrazijskij Soyuz Uchenyh. - 2020. - № 3(72). - C. 49-53.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.