Научная статья на тему 'КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Елена Николаевна, Панкратова Елена Николаевна, Голованова Людмила Николаевна, Фоминых Наталия Юрьевна

Статья посвящена актуальной проблеме цифровизации иноязычного образования в техническом вузе. Авторы рассматривают преимущества и недостатки дистанционного режима изучения иностранных языков на примере НГТУ имени Р. Е. Алексеева, отмечая в качестве наисущественнейшего недостатка такой формы обучения несбалансированность сформированности субкомпетенций в процессе обучения, под чем понимается формирование личностного отношения к предмету деятельности, в том числе и к деятельности на иностранном языке и формирование эмоциональной компетенции. В статье приведены результаты опытно-экспериментальной работы со студентами магистратуры, изучающими немецкий язык, по использованию социальных сетей в учебном процессе (в частности, социальной сети Фейсбук) и приема комментирования с целью развития эмоциональной компетенции студентов. Авторы приходят в статье к выводу о том, что, кроме, достижения образовательных целей по развитию профессиональных компетенций магистрантов, использование таких форм работы со студентами несет в себе богатый воспитательный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Елена Николаевна, Панкратова Елена Николаевна, Голованова Людмила Николаевна, Фоминых Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMENTING AS A TECHNIQUE FOR THE FORMATION OF EMOTIONAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A DIGITAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the urgent problem of digitalization of foreign language education in a technical university. The authors consider the advantages and disadvantages of the distance learning mode of foreign languages on the example of R. E. Alekseeva, noting that the imbalance in the formation of subcompetencies in the learning process, which means the formation of a personal attitude to the subject of activity, including activities in a foreign language and the formation of emotional competence, is the most essential disadvantage of this form of education. The article presents the results of experimental work with graduate students studying German on the use of social networks in the educational process (in particular, the Facebook social network) and the reception of commenting in order to develop the emotional competence of students. The authors conclude in the article that, in addition to achieving educational goals for the development of professional competencies of undergraduates, the use of such forms of work with students carries a rich educational potential.

Текст научной работы на тему «КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Комментирование как прием формирования эмоциональной компетенции при обучении иностранному языку в цифровой среде

Баранова Елена Николаевна,

к. филол.н, доцент, профессор кафедры Иностранных языков Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева E-mail: baranova@nntu.ru

Панкратова Елена Николаевна,

к. пед, доц., доцент кафедры Иностранных языков Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева E-mail: keibusan@gmail.com

Голованова Людмила Николаевна,

к. псих. наук, доцент кафедры Иностранных языков Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева E-mail: burlova-nnstu@yandex.ru

Фоминых Наталия Юрьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры Иностранных языков № 1 Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова E-mail: fominyh.ny@rea.ru

Статья посвящена актуальной проблеме цифровизации иноязычного образования в техническом вузе. Авторы рассматривают преимущества и недостатки дистанционного режима изучения иностранных языков на примере НГТУ имени Р.Е. Алексеева, отмечая в качестве наисущественнейшего недостатка такой формы обучения несбалансированность сформированности субкомпетенций в процессе обучения, под чем понимается формирование личностного отношения к предмету деятельности, в том числе и к деятельности на иностранном языке и формирование эмоциональной компетенции. В статье приведены результаты опытно-экспериментальной работы со студентами магистратуры, изучающими немецкий язык, по использованию социальных сетей в учебном процессе (в частности, социальной сети Фейсбук) и приема комментирования с целью развития эмоциональной компетенции студентов. Авторы приходят в статье к выводу о том, что, кроме, достижения образовательных целей по развитию профессиональных компетенций магистрантов, использование таких форм работы со студентами несет в себе богатый воспитательный потенциал.

Ключевые слова: иноязычное образование, неязыковой вуз, развитие эмоциональной компетенции, комментирование.

о с

U OJ

о

см

,Современный этап развития системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах характеризуется интенсивным применением дистанционных образовательных технологий, в которых некоторые исследователи видят оптимальную основу для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Под дистанционными образовательными технологиями понимается «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (Distant Learning Technology)» [4].

В последние годы среди специалистов в среде высшего образования обретает популярность концепция цифровизиции. Цифровизация понимается как повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, образование, экономику, культуру и т.д. [5]. В рамках информационного подхода [4] вводятся такие понятия как киберчтение, киберписьмо, киберау-дирование, киберговорение 31, с. 316-322].

К несомненным плюсам цифровизация относится то, что организация работы в электронной образовательной среде компенсирует нехватку аудиторных академических часов, отводимых на занятия по иностранным языкам в неязыковых вузах.

Цифровизация обеспечивает предъявление учебной информации в текстовых, графических, аудио и видео форматах, позволяет организовывать и администрировать совместную деятельность учащихся удаленно (обеспечивается мобильность, вариативность, асинхронность), контролировать процесс и результат усвоения учебного материала. Дистанционное обучение побуждает большинство преподавателей использовать наряду с традиционными аудиторными методами ресурсы образовательных платформ (мультиме-дия, скайп-конференции, вебинары) максимально эффективно.

Тем не менее, в работах ряда отечественных авторов [3; 4] отмечается негативные аспекты (риски / угрозы) в образовательной среде: упрощение смыслового поля человека (утрата смыслов); целенаправленное уничтожение психологических основ (мышление, познание, мотивация, ценностные ориентации, когнитивные, коммуникационные, творческие процессы [5] снижение креативности; ухудшение способностей к запоминанию

и восприятию большого объема информации, вытеснение живого общения как главного средства коммуникации [7].

Представляется, что наиболее серьезным недостатком современной системы иноязычной подготовки студентов технического вуза в режиме дистанционного обучения является несбалансированность сформированности субкомпетенций в процессе обучения. В рамках современной парадигмы компетентностного подхода, основополагающей для лигводидактики и методики, компетентность рассматривается как интегративная категория, включающая компетенции, личностные качества, поведенческие стратегии, личностное отношение к предмету деятельности. Несомненно, что изучение иностранного языка представляет собой эмоциональный опыт. Представляется значимым в составе базового конструкта методической науки «коммуникативная компетенция» может быть определена эмоциональная / эмотивная компетенция. По мнению Шаховского В.И. эмоциональная компетенция (эмотивная) включает знания об эмоциях, средства номинации, выражения описания эмоциональных переживаний в межкультурном взаимодействии. Данный автор считает, что эмоциональная компетенция приобретается через жизненный опыт и коммуникацию, а эмотив-ная - через чтение художественной литературы [8, с. 29-42].

Остановимся на проблеме несбалансированности субкомпетенций, входящих в состав ПО МКК -профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенции, формирование которой является целью иноязычного образования в техническом вузе. Под несбалансированностью компонентов субкомпетенций, мы понимаем недостаточное развитие таких аспектов как: формирование личностного отношения к предмету деятельности, в том числе и к деятельности на иностранном языке и формирование эмоциональной компетенции.

На наш взгляд, при использовании специальных приемов (комментирование, майндмэппинг, организацию рефлексии в процессе работы над текстами художественной литературы) в ходе дистанционного обучения формировании ПО МКК будет более эффективным.

Целью настоящей статьи является рассмотрения таких приемов в опыте работы НГТУ им. Р.Е. Алексеева при дистанционном обучении. Обратимся к практическому опыту изучения ИЯ в НГТУ при работе в цифровой среде и остановимся на некоторых используемых приемах.

В условиях вынужденного стремительного перехода на дистанционное обучение востребованным оказался накопленный нами опыт использования соцсетей как дополнительной образовательной платформы. Так, часть дистанционных занятий проходила не только на платформах Zoom, Skype и eLearning Server 4G, но и была перенесена в соцсети, ставшие органической частью современной коммуникации: видео и аудиочаты,

ссылки, посты и комментарии к ним, возможность мгновенного обмена информацией. В группах магистрантов (немецкий язык) использование фейс-бук как дополнительной образовательной платформы практикуется с 2011 года, численность участников - 208 человек, активно функционируют группы различной тематической направленности: от групп, ориентированных на социокультурный контекст российско-германского/австрийского/швейцарского* взаимодействия - «Deutsch an der NSTU», «Kalenderblatt», «DialogBeruf» - до узкопрофильных групп, сфокусированных на языке специальности - «IT+Radioelektronik an der STU NN», «Kernphysik an der STU NN», «Maschinenbau an der STU NN» и др. Перенос акцента с изучения ИЯ в аудитории на самостоятельную работу студентов в соцсети при сохранении роли преподавателя как модератора учебной деятельности в цифровой среде - это ещё одна возможность реализации одной из ключевых идей педагогики партнерства - свободного выбора, осуществляемого участниками образовательного процесса. В условиях функционирования группы на фейсбуке такая свобода выбора обеспечивается среди прочего:

• многообразием вариантов участия и степенью вовлеченности в работу группы («администратор», «автор», «инициатор дискуссий», «эксперт по визуальному контенту», «восходящая звезда» ** и др.);

• самостоятельным определением оптимального с точки зрения студента образовательного ресурса для организации своей автономной работы (выбор среди представленных в группе ссылок или собственный поиск дополнительных образовательных сайтов);

• выбором самых эффективных для данного пользователя видов тестов, упражнений, заданий или программ, обеспечиваемый вариативностью представленных в группах материалов;

• регламентацией студентом собственных временных ресурсов и самостоятельное управление ими;

• возможностью участия в создании общего контента группы.

Очевидно, что функционирование учебной группы в соцсети имеет свою специфику и требует особых подходов к организации учебного процесса. Заметим, что при этом выполнение отдельных видов работы в соцсетях вполне коррелируются с выполнением заданий в аудитории. Так, например, переход в цифровой формат при выполнении тестовых заданий остается практически незаметным, так как такой переход нередко происходит и в условиях аудиторной работы. Вместе с тем, ряд условий функционирования учебной группы в соцсети и формы взаимодействия в ней существенно отличаются от традиционных аудиторных занятий. органичные для информационной среды соцсетей приемы взаимодействия. Одним из них является комментирование. Происходящие в группе взаимный обмен материалами и формирова-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ние общего контента сопряжены как с активным информационным поиском, так и с оцениванием его результатов, а также выражением своего отношения к прочитанному тексту или просмотренному видео. Комментарии к текстам и сюжетам -неотъемлемая часть общения в соцсетях. Трудно переоценить значение этой формы коммуникации при ее использовании в учебных целях. Основными этапами освоения приема комментирования как особой формы коммуникации в наших учебных группах являются:

• знакомство с комментарием как типом текста, описание его «жанровых» особенностей и роли в межкультурном общении в соцсетях;

• знакомство с комментариями, оставленными в группах представителями инокультуры, совместная оценка потенциала таких комментариев для формирования межкультурной компетенции участников группы;

• реализация принципа преемственности в работе группы при осуществлении выбора и анализа наиболее ярких комментариев предшествующих участников (в нашем случае - магистрантов прошлых лет и выпускников НГТУ), использование их структуры в качестве образцов для формулировки собственных высказываний;

• определение рамочных условий комментирования в группе (самостоятельный выбор тем/текстов/сюжетов для комментирования, дипломатичность и уместность формулировок, частотность (не реже одного комментария в неделю), обязательное еженедельное прочтение и анализ появившихся в группе комментариев, признание права на ошибки при комментировании и определение стратегии их устранения;

• по результатам семестра подведение итогов конкурсов на лучший комментарий и самого активного «комментатора» группы;

• само/рефлексия, оценка полученного опыта (участие в опросе) и предложения магистрантов по формату комментирования для следующих участников группы.

При этом считаем необходимым отметить, что включение в учебный контент материалов о крупнейших немецкоязычных странах Австрии и Швейцарии соответствует известному принципу «D-A-CH-L», согласно которому социокультурный контекст занятий не должен ограничиваться лишь реалиями Германии. Обозначение выполняемых членами группы ролей заимствовано нами из групп фейсбука.

Информационный поводом для комментирования становятся значимые для участника группы события. В год 75-летия Победы, эмоциональную реакцию в группе вызывали и рассказы об участниках Великой Отечественной войны, и публика° ции зарубежных СМИ. Так, выпускник НГТУ эмо-" ционально реагирует на ссылку о зарубежном из-§ дании биографии Гитлера, критикуя предпринимаемые попытки пересмотра истории. Комментарии Ц к сделанным магистрантами ссылкам содержат

и когнитивный, и эмоциональный компоненты, стимулируют к более развернутым высказываниям, к поиску дополнительной информации и обращению к другим онлайн-сервисам.

Отметим особую значимость для повышения мотивации к изучению ИЯ комментариев выпускников НГТУ, успешно работающих на российских и зарубежных предприятиях. Интересен их личный опыт изучения ИЯ и его активного применения в профессиональной деятельности. Комментарии наших выпускников, их мнения и оценки - важная часть эмоциональной составляющей функционирования группы, стимул для ее развития.

Особо подчеркнем, что основным принципом работы по комментированию является добровольность. Очевидно, что в условиях, когда реакция на публикуемые в группе материалы факультативна, возникает опасность разделения группы на активных «комментаторов» и пассивных «наблюдателей», что обусловлено не только разным уровнем языковой подготовки слушателей, но и спецификой магистрантов инженерного профиля: нацеленность на язык цифр и технических схем при отсутствии существенного интереса к эмоциональной составляющей комментирования. Мотивируя и вовлекая в работу пассивную часть группы и опираясь на потенциал ее активных участников, преподаватель-модератор реализует еще одну важную функцию приема комментирования: участие в формировании и развитии эмоционального интеллекта магистранта. Обратимся к феномену «эмоциональный интеллект» EQ и его соотнесенности с интересующим нас учебным приемом комментирования.

Базирующаяся на данных нейрофизиологии и предложенная еще в 1900 году Джоном Майером и Питером Саловей концепция EQ получила широкое распространение после издания в 1995 году книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем Ю». Значимость EQ для социальной адаптации личности и построения успешной карьеры нашла отражение в теориях развития EQ, в том числе, и в рамках образовательного процесса. Применительно к изучению ИЯ очевидны возможности развития EQ в процессе формирования ПО МКК, с акцентом на составляющие ее субкомпетенции. Эффективным с точки зрения формирования эмоциональной компетенции представляется и активное использование отдельных приемов, в том числе, комментирования, позволяющего при выборе и оценке контента (работа с ссылками своими или других участников группы):

• лучше осознавать и отлеживать свои эмоции и нести ответственность за последствия выбранной реакции;

• понимать, какой информационный повод или отклик на него может стать причиной последующей эмоциональной реакции, увеличивать долю позитивного контента, минимизируя потенциальные негативные реакции сокурсников;

• учиться ставить себя на место другого, понимать его чувства, принимать его право давать комментарии, отличные от суждений других участников группы;

• способствовать созданию позитивной атмосферы в группе, соблюдать этику общения, избегая при комментировании некорректные оценочные суждения и возможность вовлечения в конфликты.

Результаты нашего опыта работы по комментированию в экспериментальных группах фейсбука позволяют сделать вывод о востребованности этого приема при формировании таких значимых для EQ умений как:

• распознавание и четкое обозначение собственной эмоциональной реакции;

• отражение своих эмоций в «Я-сообщениях», ответственность за выраженное в таких комментариях от первого лица собственное эмоциональное состояние;

• признание множественности эмоциональных реакций на один информационный повод и понимание того факта, что как свои, так и чужие эмоции не всегда являются единственно возможным и «объективным» ответом на существующие реалии;

• уважение к мнениям и чувствам других, участие в создании позитивного свободного от «троллинга» коммуникационного пространства.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Эффективное формирование ПО МКК возможно только при развитии как когнитивных, так и эмоциональных процессов личности в ходе обучения иноязычному общению. Следовательно, недостаточное развитие эмоциональной компетенции как элемента ПО МКК затрудняет общение в межкультурной коммуникации.

2. Необходимо создание комплекса упражнений, направленных на формирование умений, составляющих основы эмоциональной компетенции - умение осознавать собственные эмоции и эмоции своих партнеров, соблюдать этику общения, проявлять толерантность к различным точкам зрения.

3. В условиях проведения образовательного процесса в цифровой среде одним из востребованных приемов развития речевой и эмоциональной компетенции является комментирование. оптимальным, представляя возможность для развития речевой и эмоциональной компетенции.

Литература

1. Бубенчикова А.В., Каннингэм К., Аубакиро-ва Р.Ж. Сущность и структура понятия «Коммуникативная мобильность» // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции. 2019. С. 174-179.

2. Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей // Открытое образование. - 2020. - Т. 24. - № 1. - С. 21-33.

3. Кащук С.М. Технологические инновации и лингводидактические константы в обучении иностранным языкам. // Магия ИННО: 24-25 MARCH 2017 новые измерения в лингвистике и лингводидактике Том 2. Москва Издательство "МГИМО-Университет" .2017. С. 316-322.

4. Национальный стандарт Российской Федерации «Информационно коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» С. 3. [Электронный ресурс]. URL: http:// tk461.stankin.ru/rus/infres/index.shtml (дата обращения: 25.11.2013).

5. Пашукова Т.И. Особенности обучения межкультурной коммуникации в условиях цифро-визации в неязыковом вузе. Онлайн конференция МГЛУ 18, 19 июня 2020 https://www. youtube.com/watch?v=k63rQ0XYlD0&feature=yo utu.be

6. Романов И.В. Субъективная реальность как информационная модель сознания. // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 4 (833) С. 262-276.

7. Силаева О.В., Подгурская Т.О. Диджитали-зация в образовании: преимущества, вызовы и риски. http://www.rusnauka.com/pdf/279345. pdf. Мачехина О.Н. Диджитализация процессов модернизации и реформирования в образовании: компаративный анализ. Интерактивное образование /Информационно-публицистический образовательный журнал, 2018, № 5. - М.: ООО «СТК-Пресс».

8. Шаховский В.И. Эмоции как объект исследования в лингвистике. // Вопросы психолингвисти-ти. 2009. № 9. с. 29-42.

9. Bubenchikova A.V. On - Line Ways of Reading Comprehension // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, 2018 года. - С. 4-7.

COMMENTING AS A TECHNIQUE FOR THE FORMATION OF EMOTIONAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A DIGITAL ENVIRONMENT

Baranova E.N., Pankratova E.N., Golovanova L.N., Fominykh N. Yu.

Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov

The article is devoted to the urgent problem of digitalization of foreign language education in a technical university. The authors consider the advantages and disadvantages of the distance learning mode of foreign languages on the example of R.E. Alekseeva, noting that the imbalance in the formation of subcompetencies in the learning process, which means the formation of a personal attitude to the subject of activity, including activities in a foreign language and the formation of emotional competence, is the most essential disadvantage of this form of education. The article presents the results of experimental work with graduate students studying German on the use of social networks in the educational process (in particular, the Facebook social network) and the reception of commenting in order to develop the emotional competence of students. The authors conclude in the article that, in addition to achieving educational

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

goals for the development of professional competencies of undergraduates, the use of such forms of work with students carries a rich educational potential.

Keywords: foreign language education, non-language university, development of emotional competence, commenting.

References

1. Bubenchikova A.V., Cunningham K., Aubakirova R. Zh. The essence and structure of the concept of «Communicative mobility» // Humanitarian education in an economic university. Materials of the VII International scientific and practical intramural conference. 2019.S. 174-179.

2. Dokukina A.A., Shtykhno D.A. Video and online courses in the educational process of the PRUE G.V. Plekhanov: opportunities, advantages and problems for students and teachers // Open education. - 2020. - T. 24. - No. 1. - S. 21-33.

3. Kashchuk S.M. Technological innovations and linguodidactic constants in teaching foreign languages. // Magic INNO: 24-25 MARCH 2017 new dimensions in linguistics and linguodidac-tics Volume 2. Moscow Publishing house "MGIMO-University". 2017. S. 316-322.

4. National standard of the Russian Federation "Information and communication technologies in education. Terms and definitions «S. 3. [Electronic resource]. URL: http://tk461.stankin.ru/ rus/infres/index.shtml (date of access: 25.11.2013).

5. Pashukova T.I. Features of teaching intercultural communication in the context of digitalization in a non-linguistic university. Online conference MSLU 18, 19 June 2020 https://www.you-tube.com/watch?v=k63rQ0XYlD0&feature=youtu.be

6. Romanov IV Subjective reality as an informational model of consciousness. // Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2019. Issue. 4 (833) pp. 262-276.

7. Silaeva O.V., Podgurskaya T.O. Digitalization in Education: Benefits, Challenges and Risks. http://www.rusnauka.com/ pdf/279345.pdf. Machekhina O.N. Digitalization of modernization and reform processes in education: a comparative analysis. Interactive education / Information and journalistic educational journal, 2018, No. 5. - M.: OOO «STK-Press».

8. Shakhovsky V.I. Emotions as an object of research in linguistics. // Questions of psycholinguistics. 2009. No. 9. p. 29-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bubenchikova A.V. On - Line Ways of Reading Comprehension // Collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference, 2018. - S. 4-7.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.