Научная статья на тему 'Комфортность социальной среды в восприятии современных школьников'

Комфортность социальной среды в восприятии современных школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комфортность социальной среды в восприятии современных школьников»

КОМФОРТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Ольнова

студентка 4 курса СПб государственного университета культуры и искусств1

Кардинальные перемены охватили все сегменты российского общества. Современная школа не составляет исключения. Многое изменяется в системе образования, но в основном стихийно. Казалось бы, изменяется законодательство, строятся и ремонтируются школы, принимается соответствующая национальная программа. Но это — лишь внешние, видимые очертания ситуации. Проблем в современной школе пока что существенно больше, нежели конструктивных решений.

Так, в докладе Госкомитета по делам молодежи Правительства России говорится, что в 2001 году в стране не работали и не учились 1-1,5 млн. детей2. В чем же кроются причины, почему подростки не желают посещать школу? Ответ на этот и многие другие вопросы требует обстоятельного и беспристрастного анализа реального положения дел.

21 сентября 2005 г. в Санкт-Петербурге, несовершеннолетний Роман Л. не выдержал унижений и бросился под поезд, оставив предсмертную записку, где обвинил в своей смерти учительницу математики3. В Свердловской области каждую весну регистрируется в среднем тринадцать самоубийств среди школьников. Проведенные на местах расследования, свидетельствуют, что, как правило, их толкают к этому не складывающиеся отношения с родителями, учителями4. В поселке Верхнезейский, города Благовещенск после педсовета, на котором было решено перевести мальчика из школы в УПК, он покончил с собой5. Суицидами нередко заканчивается и дедовщина со стороны старшеклассников, о чем свидетельствуют многочисленные случаи, зафиксированные и современным телевидением.

В статье представлены результаты социологического исследования, в котором мы попытались выяснить, как школьники воспринимают окружающие их социальные среды. Заметим, что в понятии «среда» мы акцентируем внимание не на собственно физических, материальных условиях окружающей обстановки, но, прежде всего, на психологических характеристиках. Не случайно мы употребили понятие «среда» во множественном числе, ибо целесообразно выделять такие различные сферы жизни школьников, как семья, школа, окружение сверстников. Каждая из них имеет своеобразное смысловое наполнение, они могут быть как социально близкими, дружественными, так и «далекими» или просто враждебными. Именно на этом противоборстве понятий и строилась гипотеза исследования о влиянии на индивида его социального окружения. Соотношение и роль этих различных сред с возрастом естественно меняется. Так, в детстве семья занимает главенствующее положение, причем если у одного ребенка семья воспринимается через образы родителей, родственников, то у другого - семья уже — дом, в котором уютно, комфортно, куда тянет и хочется идти после занятий. На следующей возрастной ступени — подростковом периоде - сообщество сверстников «оттесняют»

1 Выражаю благодарность Галине Иосифовне Саганенко, доктору социологических наук, профессору, ведущему научному сотруднику СИ РАН, оказавшей помощь по созданию концепции исследования.

2 Россия в цифрах. 2006: Крат. Стат. Сб./Росстат - М., 2006. - 462 с. - С. 146

3 http://www. kadis. ru/daily/?id=26658

4 http://school.edu.ru/news.asp?ob_no=12018

5 http://www. kpam ur. ru/text/17_03_05/8. html

семью, по ряду понятных, объективных причин. Школа выделяется как особая среда, поскольку именно туда человек приходит ребенком, а на момент получения аттестата зрелости выходит полноценной, сформировавшейся личностью. Школа в редких случаях оказывается на первом месте для подростков, так как семья и сверстники чаще доминируют психологически.

Больше внимания уделим наблюдению и анализу школы, школьной среды, так мало изученной социологами.

Суть проблемы заключается в следующем: во-первых, обучающие, учебные программы имеют латентные функции контроля над учениками. Во-вторых, существует разделение на более/менее способных. «Кандидатами в более способные ученики оказываются те, кто в большей степени готов принимать на веру то, что определяется в качестве знания должного6«, не сравнивая со своим уже имеющимся опытом и уклоняясь от комментария приобретенных знаний. Таким образом, такой ученик имеет возможность получать более высокие оценки, по сравнению с другими одноклассниками. Учителя навязывают окружающим представление о таком ученике как способном, происходит стереотипизация восприятия учащегося вне зависимости от его реальных способностей. При этом презентация ученика может происходить как с положительной, так и отрицательной стороны. В результате чего социальное взаимодействие между учениками и учителями протекает сложно. Подавляющее большинство «троечников» и неуспевающих находятся в постоянном конфликте с учителем (68-70%). Около 40% этой категории учащихся постоянно ощущают на себе грубость и бестактность педагогов7.

Обобщенной идеей, на базе которой мы строим оценку социальной среды, для нас выступает представление о «комфортности»8. Мы предполагаем, что «комфортность» означает общую дружественность, нейтральность, гармоничность окружения по отношению к ребенку. Измерение этой «комфортности» в исследовании будет изменяться между «плюсом» — легко, удобно, спокойно находиться, учиться, существовать в школе и «минусом» — тревожно, беспокойно, опасно посещать школу. Предполагается гипотетическая возможность, что обнаружится значительная доля ситуаций, идентифицируемых в области отрицательных квалификаций и оценок.

Принципы построения выборки. Параметры выборки определялись исследовательскими целями - иметь возможность понять и изучить «комфортность» социальных сред школьника за счет сравнительных контекстов. Были использованы три основных принципа построения выборки и получения определенной базы сравнения - (1) разнохарактерные учебные заведения (гимназия, школа), (2) разные по статусу населенные пункты (крупный мегаполис и малый город), (3) многообразные возрастные группы (6-11 классы).

6 Аберкромби Н., Тернер Б.С. Социологический словарь/ Пер. с англ. под. ред. Ерофеева С.Н. - Казань: Казанский Университет, 1997 г. - 420 с. - С.233.

7 Социально-экономическое основание развития образования в России / Обзорно - реферативный сборник. - М., ИПТ и МИО РАО. -1994. - 210 с. - С. 134.

8 Понятие «комфортность» в основном используется для описания внешних условий, а мы будем акцентироваться на метафоричном смысле.

Методика сбора первичной информации. Методика данного проекта построена на рефлексивной основе — на систематическом использовании открытых вопросов9. Это помогает получить массив разнородной и разнообразной информации: биографические материалы, текстовые данные, описание определенных фактов и явлений. Вопрос без подсказок, вариантов ответов стимулирует артикуляцию, заставляет задумываться и анализировать предложенные ситуации, характерные для современной жизни. Тем самым респондент становился нашим партнером по исследованию и обеспечивал информацией «из первых рук».

В опросной методике используется три типа задания и, соответственно, три разных типа информации: 26 открытых рефлексивных вопросов; два блока с корреспондирующими закрытыми вопросами — в них предлагается сделать числовые оценки по ряду критериев 4-х социальных сфер и 9-ти учебных предметов; а также так называемая «паспортичка», включающая 7 вопросов.

Непосредственная ситуация опроса. Всю полевую часть (выбор объектов и сбор данных) провел автор. Важно отметить, что учителя не присутствовали в классе во время опроса - это было настоятельной просьбой со стороны исследователя при получении согласия от руководства школы.

Социолог обращался к классу, излагал цели и суть опроса, раздавал анкеты и собирал заполненные; давал возможность исправить ошибки в случае неправильного понимания каких-то вопросов, восполнить пропуски в анкетах. Как результат — 95% респондентов правильно выполнили поставленные задачи по заполнению анкеты: ознакомившись с формулировкой вопроса, выразили свое мнение на предложенную тему. Учащиеся разных классов понимали идею опроса, охотно шли на контакт и заполняли предложенные анкеты. Мы можем сделать заключение, что представленная методика опроса - вполне адекватна школьной аудитории.

Заинтересованность проявили и учителя, и руководители школ. С их стороны не встречено ни одного отказа. Более того, они заинтересованы в том, чтобы получить информацию о результатах исследования.

Хранение и обработка информации. Возможность работы с полученными данными и дальнейший их анализ осуществлялся с помощью диалоговой системы классификации и анализа текстов — Vega. Система в основном предназначена для обработки структурированной и, прежде всего, анкетной информации, представляющей собой ответы респондентов на открытые и полузакрытые вопросы социологических анкет. В рамках системы использовали методику итерационной классификации текста, когда в качестве единицы анализа выбирали фразу и выделяли слова, наиболее отражающие смысл фразы. Обособление, отбор фраз и слов осуществлялись вручную в процессе предварительной подготовки текста к анализу.

Состав полученной выборки. Данным исследованием охвачены школьники с 6 по 11 класс, при этом шестые классы представлены - 3 классами, седьмые - 4, восьмые - 1, девятые — 4, десятые - 2 классами. В городе Череповце опрос был проведен в 7 классах (шестые, седьмые и девятые классы) и в сумме выборка составила 126 человек. В Санкт-Петербурге были опрошены учащиеся 8 классов (6-11-ые классы) всего 155 человек.

Распределение выборки по полу и классам выглядит таким образом (табл. 1).

9 Потенциал исследовательского метода, построенного на открытых вопросах, описан в книге Г.И.Саганенко «Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1: Обоснование социологических исследований, базированных на текстах. Часть 2: Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования. СПб.:ГНУ ИОВ РАО, 2004, 2005.

Таблица № 1. Распределение выборки школьников по полу и классам

Классы 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й ИТОГО

девочки 30 47 5 44 27 7 160

% 49,2 54,6 35,7 64,7 69,2 58,3 56,9

мальчики 31 39 9 24 12 5 121

% 50,8 45,4 64,3 35,3 30,8 41,7 43,1

ИТОГО 61 86 14 68 39 12 281

Как видим, при сплошном опросе в классах в общем массиве оказалось девочек почти 57%, а мальчиков — 43%. Это «неравенство» полов по разному выглядит в младших и старших классах: в 6-8-х классах девочек и мальчиков почти поровну (соответственно 50,9% и 49,1%), однако в 9-10 классах доля девочек существенно выше и составляет почти две трети (девочки 64,4%, мальчики 35,6%). Очевидно, что к старшим классам происходит значительное отсеивание мальчиков.

Характеристики ситуации в образовании: некоторые результаты

Интегральная идея, выбранная нами для анализа современной системы образования - комфортность социальных сред для подростков — школа, семья, друзья/тусовки. В целом идея опроса полезная по целому ряду оснований и своеобразна на фоне проводимых социологией образования исследований социальной дифференциации. Анализ современной социологической периодики (на примере журнала «Социологические исследования», с 1961 года по 2003 год), показывает, что изучение характера социальной образовательной среды фактически отсутствует в отечественной социологии.

Противоречие между декларируемым равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере фиксируется и в отечественных, и в зарубежных исследованиях. Это один из основных фокусов внимания отечественной социологии10.

Внимание российских исследователей сосредоточено преимущественно на анализе социально-структурных факторов дифференциации, но не рассматриваются институциональные (порождаемые самой системой образования) факторы и уж совсем не затрагиваются конкретные ситуации и судьбы участников образовательного пространства.11

Однако при этом исследования нередко фиксируют проблему падения интереса к учебе, которую, несомненно, можно рассматривать как одно из свидетельств дискомфортности учебной среды. Снижение интереса к учебе фиксируют учителя школ и преподаватели вузов.

Вот данные 1996 г. из исследования 1750 старшеклассников (школ европейской части России и Урала). Так, на вопрос: «Отметь, опиши свое отношение к учебе?» 15% отвечают: — «учатся с большим желанием«, 70% —«учеба вызывает некоторый интерес», 3% — утверждают, что «учеба в тягость» 12.

В проведенном в Санкт-Петербурге исследовании 20022003 гг. «Моя семья и моя школа»13 при ответе на вопрос «Что такое для вас учеба/школа?» школьниками была предъявлена масса отрицательных высказываний: «Морг, приходится ходить в это ужасное место»; «усталость,

10 Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х годов к 2000-му). М.: Эдито-риал УРСС, 1999. 344 с. - С. 7

11 Из заявки поддержанного РГНФ проекта Г.И.Саганенко.

12 Шереги Ф. Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристъ, 1997. С. 18-19.

13 Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть II. Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования/ Под.научной ред. Г.И.Саганенко.-СПб.:ГНУ ИОВ РАО, 2004.-157 с. -С.134.

сонливость, трата времени и нервов, необходимо для будущего, иногда ненависть»; «проблема, стесняющая, истребляющая личность»; «мне не нравится ходить в школу, школа — это мучение, школа — это каторга»; «самое худшее — оценка ноль».... Негативные высказывания были почти у трети школьников (выборка опрошенных здесь составляла свыше 400 человек).

Некомфортность учебной среды, отчужденность содержания и методов обучения, неуважение к ребенку в школе приводит, в том числе, к широкому распространению среди подростков и молодежи девиантного поведения и, в частности, наркомании. Поэтому изучение состояния школьной среды представляется крайне актуальным.

Приведем некоторые результаты, полученные в ходе данного опроса.

Сложно выразить себя: учеба в школе, как

она есть

Очевидно, что восприятие школьной обстановки учащимися определяется не только оценками, но и общей атмосферой. Ощущение благоприятности, интереса, свободы мысли, уважения, справедливости - вот лишь малая часть того, что поможет ребятам сконцентрироваться на решении первостепенных задач, пусть для каждого они в чем-то разные.

В анкете «Школа и семья в твоей жизни» имеются определенные блоки: о школе и о семье. Мы предлагаем школьникам разобраться в представлениях, найти, сформулировать, записать и начать сравнивать суждения о различных жизненных позициях, ситуациях.

Необходимо воспринимать анкету как целостный инструмент. Методика фокусируется на двух основных идеях: первая — в качестве доминанты выбрана социальная среда учащегося — школа, согласно второй респонденту предлагается проанализировать некоторые семейные коллизии и свой персональный статус в семье. Так, предлагалось вспомнить - что интересное/тягостное было в семье, за что хвалит/ругает мать/отец; а так же оценить эмоциональную обстановку в семье.

Школьная атмосфера в анкете представлена многогранно - это и общение ребят внутри класса (какого рода происходят конфликты); взаимоотношения с учителями и конкретно с классным руководителем. Часть раздела посвятили урокам - от форм обучения до характеристик по отдельным предметам.

Помимо «конкурентной», сравнительной оценки социальных сред, респонденту в конце опросника предлагалось проранжировать, дать оценки школьным дисциплинам. Девять уровней характеристики и десять школьных предметов - таковы масштабы вопроса. Два пустых поля позволили расширить перечень дисциплин. Дополнения сделали более 50% участников (затрагивался широкий спектр дисциплин, например, — мировая художественная культура, латинский язык, экология, рисование, музыка). В том числе высказывания родителей, прошедшие через сознание подростков фигурируют в ответах на вопросы, где просили рассказать - что родители думают о школьном обучении.

Особенный акцент был сделан на блоке «о школе». Школьникам нелегко сразу отвечать, поскольку они впервые видят подобную постановку вопроса. Но их желание и возможность выражать свою точку зрения, помогло нам получить интересные и насыщенные данные.

На вопрос: «Что такое для тебя указанные сферы жизни, с чем связаны, какие эмоции вызывают: школа/учеба, семья/дом, друзья/тусовки, я сам» мы получили огромный перечень высказываний, провели рубрикацию, в соответствии с позитивностью/негативностью высказываний.

Прослеживание результатов с 6 по 10 класс дает картину отношения к школе - использованы 384 суждения, названных в ответах 254 респондентов.

Вот примеры высказываний учениц 6 класса гимназии:

«С одной стороны я не люблю ходить в школу, но учиться необходимо только для меня и иногда поговорить с друзьями».

«Для меня это место учебы и эмоции у меня разные»

«Кучебе и школе я отношусь нормально, так как понимаю это как обязанность»

«Мне нравиться учиться, хотя школа и отнимает очень много времени»

«Это мое будущее. От этого зависит моя жизнь»

Вот примеры суждений учениц 11-го класса гимназии:

«Моя обязанность, отнимается все свободное время».

«Обязанность»

«С одной стороны обязанность, с другой — путь и достижение моей мечты»

«Обязанность. Положительные и отрицательные эмоции»

«Знания, тревога, труд, самореализация, друзья»

Заметим, что 6-классницы, и 11-класницы указывают вынужденность учебы и посещения школы. Следует разграничить понятия школа и учеба: первое - отношение к учреждению в целом, а второе- отношение к формату обучения.

Мы выделяем две емкие рубрики - соответственно — оптимистичность в высказываниях и негативность в оценках учебного процесса. «Нормального, нейтрального» отношения к школе/учебе в принципе нет, всего лишь 1,5% учащихся (из 281 респондента) написали подобный ответ. Как следствие, мы отнесли такие реакции в позитив. Следует учитывать отличительную особенность выборки и полученных данных — абсолютные значения по классам достаточно малы, поэтому мы будем по-преимуществу аппелировать к частоте встречаемости в общем массиве.

Таблица №2 «Рубрикация высказываний»

Название рубрик Частота встречаемости в общем массиве (раз/ %)

Позитив

1. «Нравится в школе: принимают хорошо» 46 (12%)

2. «Общение с друзьями, отдых более чем учеба 69 (18%)

3. «Мечта о дальнейшей учебе» 117 (30,1%)

Всего 232 (60,1%)

Негатив

4. «Безразличие, равнодушие, куда-то хожу, что-то делаю неинтересно, обязаловка» 49 (12,8%)

5. «Психологическое давление -ставят двойки, ругают. Чувства: несправедливость, разочарование, обида 39 (10,2%)

Всего 88 (23,0%)

Нейтральность

6. «И положительное и отрицательное - усталость от учебы, но все устраивает» 54 (14,1%)

7. «Затрудняюсь ответить, сложно сказать» 10 (2,8%)

Всего 64 (16,9)

Заинтересовало при анализе высказываний, что фокусируются ответы вокруг трех главных коллизий, среди негативных: 1) отсутствие интереса, разочарование, обязаловка, 2) неуважение, 3) несправедливость, стресс. Следует заметить сразу, что скука, разочарование - это производная от непривлекательного обучения. Учителя

плохо учат, не могут заинтересовать, тем более увлечь предметом - и, как следствие, дети теряют интерес, начинают плохо учиться, возникает проблема дисциплины. Как итог замкнутого круга — плохие оценки, заниженная самооценка, неверие в собственные и силы и проблемы в отношениях с педагогами и родителями.

Полученные высказывания, как указывалось ранее, разместили в группы. Всего выделено, сгруппировано 384 разных выражений.

Так, в первую рубрику «Нравится в школе: принимают хорошо учителя, чувствуется взаимопонимание» — попали ответы:

«Школу я люблю. Больше всего мне нравятся уроки литературы и русского языка»

«Школу свою я очень люблю, учителя в ней хорошие, добрые»

«В школу я прихожу учиться, в школе меня принимают хорошо»

«Я очень люблю учиться, я делаю это с удовольствием»

«Школа для меня — второй дом. Учителя — «роди-тели»«

«Меня вполне устраивает моя школа. Здесь у меня мало отрицательных эмоций»

В первой рубрике высказывания, которые свидетельствуют, что респонденты ходят в школу в основном для того, чтобы получать не просто знания, а общение со взрослыми, умными педагогами. Подростки указывают, что нравится пребывание в школе, испытывают комфорт и воспринимают учителей как родителей, очень близких людей. С этим связаны позитивные высказывания, в которые вошли, в том числе высказывания из рубрики №1,2,3. Следует заметить, что выражения «Мечта о дальнейшей учебе» занимают лидирующее положение и получают 30,1 % от общего числа ответов всех респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С этой рубрикой связаны позитивные высказывания: «Будущее», «Необходимость» (внутренняя, необходимая закономерность) и «Труд». Эти характеристики описывают общую ситуацию, в которой подросток посещает школу и учится по внутреннему желанию. Школа априори воспринимается как место, где необходимо трудиться, своеобразная работа для детей. Неотъемлемым условием труда выступают внешние обстоятельства: перспектива, поддержание существующего порядок вещей - желание, необходимость продолжать учебу.

Позитивность оценок отражает тот факт, что некоторым респондентам учиться нравится, и они ходят в школу с более-менее положительным настроением.

Негативные оценки включили рубрику №4 и 5, как видим, они получили 12,8% и 10,2% от общего числа ответов соответственно, составляя пятую часть от всех ответов, и занимают срединное положение в канве высказываний.

Таким образом, школа не воспринимается как что-то резко, полностью отрицательное и негативное в жизни подростков. Как говорилось ранее, убедительные причины получать знания, ведут подростков в стены школы. В целом, ученики пытаются выстроить в своем сознании картину таким образом, чтобы ситуация устраивала их самих и не приносила напряжения взрослым - родителям и педагогам. В рубрику №4 вошли высказывания: «Мне как-то все равно. Очень часто прогуливаю, но меня это устраивает»

«Какое-то помещение, куда я хожу каждый день. При хороших оценках оно превращается в яркое»

«Место, где я учусь, но иногда туда не хочется идти, учеба — интересное занятие, но иногда не хочется этим заниматься»

«Я чувствую себя немного скованно в школе. Но все же учеба мне дается спокойно, хорошо» «Надоедает, интересует иногда»

Здесь оказались реплики, выражающие как просто негативное отношение подростков к школе, так и характеризующие ее как бессмысленное, неинтересное занятие. Негативное отношение к школе, тем не менее, не проявляется настолько сильно, чтобы ее бросить или перестать посещать занятия. Определенные обстоятельства, такие, как принуждение родителей, самоконтроль, социальный контроль заставляют часть подростков посещать школьные классы, сдерживая отрицательные эмоции.

Ученики 6,7-х классов не ощущают разочарования и бурного недовольства учебным процессом. Если проследить динамику, то негатив возрастает, меняясь от 12% до 33%. Всего лишь 15,2% — 6 класс и 12% — 7 класс ощущают «негатив», напротив 33% — 10 класс ответили подобным образом (см. Таблицу №3). Младшие классы, может быть, находятся в ситуации, состоянии принятия всего происходящего. Да, «местные войны» происходят и должны случаться, но на уровне преподавателей это еще не отражается — высказывания более лояльные.

Таблица №3. «Встречаемость высказываний по классам»

Типичные обоснования, Частота встречаемости

элементы, ответы элемента (%)

Классы

6-й 7-й 9-й 10-й

61 86 68 39

чел. чел. чел. чел.

Позитив

1. «Нравится в школе: принимают хорошо» 32 28,5 5,5 8,0

2. «Общение с друзьями, отдых более чем учеба 6,8 20,0 33,0 7,0

3. «Мечта о дальнейшей учебе» 10,0 13,0 16,0 45,0

Всего 48,8 61,5 54,5 60,0

Негатив

4.«Безразличие, равноду-

шие, куда-то хожу, что-то делаю неинтересно, обяза- 2,2 2,0 4,0 2,0

ловка»

5. «Психологическое давле-

ние - ставят двойки, ругают. Чувства: несправедливость, 13,0 10,0 20,0 31,0

разочарование, обида

Всего 15,2 12,0 24,0 33,0

Нейтральность

6. «И положительное и от-

рицательное - усталость от 36,0 25,0 20,0 7,0

учебы, но все устраивает»

7. «Затрудняюсь ответить, 1,5 1,5

сложно сказать»

Всего 36,0 26,5 21,5 7,0

Любопытен факт, что такой пункт как «Психологическое давление: ругают, ставят двойки. Чувства: несправедливость, обида, тягость, неуважение» с 6 по 10 классы варьируется с 13% до 31%. Подобного рода отрицательная оценка - 31% — самая высокая среди всех классов из приведенных выше вариантов ответов.

Приведу для сравнения социологическое исследование (НИСЛ «Перспектива», Москва, 1993 год)14, тогда выявляли характер микроклимата в современной школе. Результаты показали, что комфортность школьной среды испы-тывается менее чем половиной учащихся (45%), столько же учеников (45%) ощущают дискомфортность в школе и 10% чувствуют постоянный острый дискомфорт.

Анализ полученных результатов, проявил разноста-тусные учебные заведения (школа/лицей, гимназия) и неодинаковость городов (Череповец, Санкт-Петербург). В частности, богатство языкового запаса намного больше в лицеях и гимназиях, чем в общеобразовательных школах, несмотря даже на то, что некоторые классы были одни из самых лучших в пределах школы.

14 Социально-экономическое основание развития образования в России / Обзорно - реферативный сборник. - М., ИПТ и МИО РАО. -1994.

Так, в гимназии, 9 класс (г. Череповец) девочка, 14 лет написала следующее:

«Хоть я и не люблю учиться (из-за своей лени), но понимаю, что при нынешнем обществе и моих собственных приоритетах образование необходимо, поэтому я стараюсь хорошо учиться и стремлюсь к поступлению в зарубежный ВУЗ».

«Школа для меня - это второй дом. Только в школе я не просто живу, но и учусь чему-нибудь новому. Школа - это главная часть в жизни ребенка и самое счастливое воспоминание выпускников».

Ученица 9-го класса общеобразовательной школы дает ответ: «Моя нынешняя работа, это мне не нравится, но это нужно».

Если сравнить высказывания школьников 7-х классов на этот же вопрос, то скупости и отдельных фраз не увидим ни в гимназии, ни в обычной школе. Вероятно, ученики стараются показать все полученные знания и воспринимают ответы на эмоциональном уровне, подходят очень ответственно.

Девочка 13 лет (г. Санкт-Петербург, гимназия) написала:

«Возможно, иногда школа это не то место, куда хочется идти, но для дальнейшего развития физического и морального это просто необходимо».

А девочка 12 лет (г.Санкт-Петербург, школа) отметила следующее:

«Не устраивают многие учителя и отношение к ученикам, хожу просто потому что обязана».

Приведенные результаты только констатируют факты, дают возможность увидеть, - что на самом деле думают подростки. Порой они не расскажут даже родителям, психологу то, о чем разговаривали с интервьюером, так как в каждом классе я слышала опасения «чтобы только не узнали преподаватели», «чтобы только не узнали родители».

Методика данного исследования предполагала вопрос: «Как распределено ВРЕМЯ и ЭМОЦИИ между основными занятиями, сферами вашей жизни. Распределите 100% между пунктами в каждой строке» (см. Таблицу 4)

Через структурирование, числовое выражение ученик уже четко описывал свои эмоции. В суммарно-сравнительной таблице имеются оценки (см. Таблица №3). В определенной степени трудно провести разделение - эмоции и время выражать в числовом эквиваленте. Но идея принятия заданной ситуации - сравнивать, приводить к единому значению 100% — равноценно воспринята респондентами всех возрастов, классов, лишь 3% отказались отвечать на данный вопрос. Другое дело, что 5% респондентов не корректно заполнили таблицу, так указывали 100% во всех столбцах одной строки, что заведомо неверно. Вероятно, либо интервьюер не проследил за правильным заполнением всех анкет, либо дети уставали и физически не могли выполнить задание, если оставляли вопрос самым последним для заполнения.

С помощью таблицы №4 имеем возможность одновременно вычислять показатели среди всех опрошенных респондентов. Респонденту давалась дополнительная возможность - расширить круг значимых сфер/сред, если названных в анкете окажется недостаточно. Раздел «другое» заполнили 60% участников опроса (в этих дополнениях затрагивались преимущественные позиции, касающиеся досуга и «личной жизни» подростка — школьника).

Идея такого сложного комплексного вопроса состояла в том, чтобы поставить социальные среды ребенка в «конкурентную» ситуацию - провести горизонтальные сравнения. «Конкурентность» выявлялась в том числе в двух «вертикальных» отношениях. Хорошо срабатывала ситуация сравнения «реального» состояния с «желательным» состоянием временного пространства.

Желательное распределение времени качественно отличается от того, что обычно, в действительности существует. Так, на школу вместо 36,5% подростки желали бы тратить лишь 22,1% своего времени. Из этого мы получаем достаточно сильный отрицательный показатель, говорящий о нежелании уделять слишком много времени учебе. Причины этого явления мы сможем выяснить позже, анализируя данные о взаимоотношениях учителей и учащихся. Отрицательных эмоций у школы (42,7%) больше, чем где-либо, например, на друзей приходится 13,4%. Предпочтение по времени отдают семье и друзьям.

В школе индивидуальность подростка, по оценкам респондентов, подвергается выраженному подавлению. Более того, из анализа ответов, полученных на вопрос: «Как распределено ВРЕМЯ и ЭМОЦИИ между основными занятиями, сферами вашей жизни. Распределите 100% между пунктами в каждой строке» можно сделать предположение, что обучение в школьных условиях не является осмысленным, то есть наполненным внутренним значением для подростка. Отчасти именно этим объясняется низкая мотивированность на обучение в современной школе у подростков, и как следствие - низкие оценки комфортности и положительных эмоций, связанных со школой.

Возвращаясь к заявленному выше понятию комфортности следует заметить, что разница между позитивом и негативом нарастает от 6 к 10 классу, составляя изначально лишь треть. Так, в 6-м классе позитивные эмоции - 48,8%, а негативные 15,2% (см. Таблицу №3), то в 10-м классе уже негатив забирает больше половины от положительных эмоций - 35% негатива на 60% позитива. В 7-м классе наблюдается еще больший разрыв 12% и 63,5%. При этом сделаем оговорку, что оценка дается не школе, месту обучения, а процессу - как получаются знания, какой интерес сами педагоги проявляют. От этих факторов зависит немалая часть успеха в образовательном процессе - насколько подросток проникнется и захочет вновь и вновь возвращаться к одной дисциплине, но в разных ракурсах, учебных планах. В общем пони-

Время, эмоции, % Семья/ Дом Учеба/ школа Я сам / Моя самореализация Друзья/ Тусовки Другое Итого

Время: обычно 22,8 36,5 12,9 25,4 2,4 100

Время: желательно 31,7 22,1 13,5 22,1 10,6 100

Положительные эмоции 33,0 14,6 16,5 24,2 11,7 100

Отрицательные эмоции 17,1 42,7 15,8 13,4 11,0 100

Таблица №4 Распределение «Времени и эмоций» по сферам жизни

мании ситуации — это проблема не детей-подростков, а взрослых. Именно педагогов, которые должны себя поставить на место учеников, подопечных, понять - насколько доступно и легко, а не академично и «заумно» излагается учебный материал на уроках.

4. Заключение

Подводя итоги, попытаемся резюмировать те положения, которые представляются нам наиболее важными.

В процессе работы с источниками, сбором и обработкой материалов полевого исследования мы пришли к пониманию того факта, что быт и жизненная среда подростка в современных условиях требуют пристального изучения.

С помощью проведенного нами анкетного опроса удалось зафиксировать общий уровень оценок трех важнейших жизненных сред подростков: семья, школа, друзья. Возможно, в дальнейших статьях мы сможем познакомить читателей более подробно с полученными результатами.

Анализ собранных материалов показал, что значительное количество высказываний подростков демонстрирует состояние неудовлетворенности школьной средой среди основных сфер жизнедеятельности - школа, семья, друзья/тусовки. Это говорит о том, что школа как исполнитель определенных социальных функций - в первую очередь воспитательной и образовательной - справляется с ними неудовлетворительно.

Школа оказывается той областью жизни подростка, с которой связывается наибольшая часть его отрицательных эмоций, в сравнении с семьей, друзьями. Среди негативных высказываний, характеризующих школу, встречаются как характеристики общего характера, так и высказывания, позволяющие сделать вывод о том, что ученики не понимают цели своего нахождения в учебном заведении.

Исходя из этих материалов можно сделать вывод, что школа не является для подростков комфортной жизненной средой, часть подростков не понимают смысла своей деятельности в ней, не получают удовлетворения от учебных и социальных отношений в системе образования.

Подчиненное положение подростка в школе приводит, с одной стороны, к поиску подростками иных сред для реализации собственного потенциала, а порой и к некоторой пассивности, связанной с изменением норм. В частности, значительное количество подростков, при всех отрицательных оценках школы, все же посещают ее регулярно (иначе они не попали бы в наше поле зрения). То есть формируется норма, содержанием которой является то, что школа - это место где и должно быть неуютно. Недостатки школьного воспитания, недостатки материальных условий существования школы, перегрузки школ и вытекающая из этого недостаточная эффективность педагогического процесса воспринимаются как нормальное явление, что не может не внушать тревоги.

Данное исследование имеет и свои гуманистические результаты - позволяет услышать голоса школьников на разных ступеньках образовательной лестницы, получить сравнительные представления о них. Как показали опросы, затрагиваемые в них темы действительно волнуют подростков и они готовы их обсуждать, хотят быть выслушанными. Очень важно, что все информанты имели возможность проявить себя в анкетировании как личности, могли поделиться наблюдениями, полученными знаниями.

При всей насыщенности социологических исследований в сфере образования, исследователи не уделяют должного внимания тем, кто особенно в них нуждается - детям, подросткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.