Научная статья на тему 'Анализ моделей отношения родителей к явлению подросткового буллинга в школьной среде'

Анализ моделей отношения родителей к явлению подросткового буллинга в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
404
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / БУЛЛИНГ / НАСИЛИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЖЕРТВА БУЛЛИНГА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ БУЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барсукова Татьяна Ивановна, Нихаева Яна Михайловна

В статье описаны результаты социологического исследования, проведенного в Ставропольском крае и направленного на выявление преобладающих моделей отношения родителей подростков к подростковому буллингу в школе. Представлены разработанные и операционализированные модели отношения респондентов (родителей подростков) к подростковомубуллингу в школьной среде.Выявлено преобладание родительскоймодель преодоления подросткового буллинга в школьной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ моделей отношения родителей к явлению подросткового буллинга в школьной среде»

УДК 316.034

Барсукова Татьяна Ивановна

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии, Северо-Кавказский федеральный университет soc.ncfu@yandex.ru

Нихаева Яна Михайловна

соискатель кафедры социологии, Северо-Кавказский федеральный университет nikhaeva777@mail.ru

Tatyana I. Barsukova

Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Sociology, North-Caucasian Federal University soc.ncfu@yandex.ru

Yana M. Nikhaeva

Candidate of Sociology, North-Caucasian Federal University nikhaeva777@mail.ru

Анализ моделей

отношения родителей к явлению подросткового буллинга в школьной среде

Representations of little

citizens of stavropol region on the determinants of their poverty and the ways of its overcoming

Аннотация. В статье описаны результаты социологического исследования, проведенного в Ставропольском крае и направленного на выявление преобладающих моделей отношения родителей подростков к подростковому буллин-гу в школе. Представлены разработанные и операционализированные модели отношения респондентов (родителей подростков) к подро-стковомубуллингу в школьной среде.Выявлено преобладание родительскоймодель преодоления подросткового буллинга в школьной среде.

Ключевые слова: подростки, буллинг, насилие, подростковая школьная среда, межличностные отношения, жертва буллинга, предупреждение и преодоление буллинга.

Annotation. The article describes the results of a sociological survey conducted in the Stavropol Territory aimed at revealing the prevailing models of the attitude of teenage parents towards teenage bulling in school. The developed and opera-tionalized models of the attitude of the respondents (parents of adolescents) to teenage bulling in the school environment are presented. The prevalence of the parental model of overcoming teenage bullying in the school environment has been revealed.

Keywords: teenagers, bullying, violence, teenage school environment, interpersonal relations, victim of bullying, prevention and overcoming bullying.

Подростки как наиболее проблемная социально-демографическая группа среди всех возрастных групп молодежи всегда выступают объектом пристального внимания ученых различных специальностей, в том числе и социологов. Проблемы подросткового возраста, имеющие как традиционный характер - возрастные и психологические особенности, выбор собственных форм поведения и общения, нормативная и ценностная неопределенность подросткового мировоззрения, так и новые, порожденные особенностями общества потребления и тотальной компьютеризацией, расширяют круг исследовательских вопросов. Вопросымежличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте становятся приоритетными, определяя контекст и направленность исследований, методы и средства анализа позитивных и негативных явлений в подростковой среде. Объектами особого внимания становятся современные деви-антные формы поведения подростков, среди которых и такие формы деформации межличностных отношений, как буллинг и троллинг,

влияющие на социальное самочувствие подростка в школьном коллективе, выступают на первый план. В этой связи интерес к исследованию такого социального явления, как школьная травля (БсИооНэиНутд), представляется своевременным и практикоориентированным. Многообразие подросткового буллинга в школьной среде и разнообразие порождающих его факторов придают исследованиям междисциплинарный характер, обращая к данному явлению внимание психологов, педагогов, правоведов, социологов. Вместе с тем, можно отметить недостаточное количество исследований буллинга в школьной подростковой среде средствами социологии. В определенной мере восполняя этот пробел, мы обратились к теме подростковогобуллинга в школьной среде, сделав акцент на отношении к данному явлению родителей подростков, обучающихся в сельских школах.

Анализ научной литературы по теме исследования позволил нам разработать и операционали-зировать три модели отношения респондентов

(родителей подростков) к подростковомубуллин-гу в школьной среде.

1. Модель индифферентного отношения к под-ростковомубуллингу в школьной среде.

2. Модель пассивного осуждения подросткового буллинга в школьной среде.

3. Модель преодоления подросткового буллинга в школьной среде.

Выбор такого направления исследования школьного подросткового буллинга был обусловлен практическим отсутствием социологических работ, отражающих отношение родителей к этой проблеме.преобладающим являются исследования форм поведения и отношения самих подростков к насилию в школе.

Каждая из моделей характеризуется тремя показателями:

- степень знания о подростковомбуллинге в школьной среде образовательного учреждения, где обучается ученик-подросток - ребенок респондента;

- оценка подросткового буллинга в школьной среде образовательного учреждения, где обучается ученик-подросток - ребенок респондента;

- виды действий по предупреждению и преодолению буллинга образовательного учреждения, где обучается ученик-подросток - ребенок респондента.

Нами был проведен анкетный опрос 163 родителей (100 женщин и 63 мужчины) 4 школ Кочубе-евского района Ставропольского края. Возраст подростков, чьи родители приняли участие в опросе, распределился следующим образом: 13 лет - 56 человек; 14 лет - 56 человек; 15 лет -51 человек. Среди них - родители 80 мальчиков и 83 девочек.

Подросток, по мнению респондентов, обладает следующими чертами (можно было выбрать несколько вариантов ответов) - мы выстроили от-

веты по рангу: возрастными и психологическими особенностями - ответили 125 респондентов, в том числе 82 женщины и 43 мужчины; выбором собственных форм поведения и общения - 110 чел., в том числе 50 женщин и 60 мужчин; подверженностью влияния норм и ценностей подростковой референтной группы - 96 чел., в том числе 54 женщины и 42 мужчины; отказом от некоторых требований родителей, учителей - 83 чел., в том числе 40 женщин и 43 мужчины; нормативной и ценностной неопределенностью подросткового мировоззрения - 45 чел., в том числе 35 женщин и 10 мужчин; затруднились ответить - 8 чел., в том числе 5 женщин и 3 мужчины. Среди других ответов, которые дали респонденты, были: «неустойчивостью жизненной позиции»; «легко поддается влиянию информации из Интернета».

Более 2/3 опрошенных интересуются учебой своего ребенка. Менее, чем у половины опрошенных сложились доверительные отношения с их детьми (ответы «да» и «скорее, да»). Социально-психологическим климатом в школьном коллективе учеников - одноклассников своего ребенка интересуется лишь третья часть респондентов.

Первый блок вопросов, согласно показателям, представленным в операционализации наших моделей, касался степени знания о подростковом буллинге в школьной среде образовательного учреждения, где обучается ученик-подросток -ребенок респондента.Ответы на вопрос, отражающий уровень владения респондентами информацией о фактах буллинга (насилия) в школе, где учится ребенок, распределилась следующим образом: знают об этих фактах - 120 чел.; слышали - 12 чел.; не знают - 31 чел.

Далее, респондентам предлагалось ответить на вопрос: «О каких наиболее распространенных актах буллинга, происходящих в школе, где учится Ваш ребенок, Вы знаете? Отметить можно было все возможные варианты ответов. В таблице 1 представлены ответы, расположенные по порядку числа ответов - от самого большого к меньшему.

Таблица 1

Информированность родителей подростков о наиболее распространенных актах буллинга, происходящих в школе, где обучается их ребенок

Ранг Варианты ответов Баллы

6 распространение слухов и лживых сведений 47

1 обзывание и придумывание обидных прозвищ 115

7 выставление в смешном виде 35

2 передразнивание 108

3 объявление глупым («дураком») 73

- непозволение сказать свое слово, ответить -

8 изоляция от остального классного сообщества (бойкот) 10

9 отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей ребенка и/или других вещей, одежды 8

10 необоснованные обвинения 6

4 пинки, удары 62

- шантаж, вымогательство 5

- сексуальные домогательства -

5 кибербуллинг (жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства) 55

В каждой их школ, в которой учится ребенок респондента, были случаи и особо жестоких проявлений буллинга - были отмечены: физическое насилие, заставляющее жертву страдать -12 ответов респондентов;деяния, граничащие с уголовно наказуемыми, - 2 ответа.

Источниками информации о буллинге в школьной среде образовательного учреждения для респондентов являются следующие (рис. 1).

Среди ответов «другое» - «соседи», «знакомые, родственники, у которых дети учатся в нашей школе, но они слышали об этих событиях»; «из местных газет».

Ответы респондентов на вопрос «Насколько Вы доверяете информации, получаемой от разных людей?», представлены ниже (рис. 2).

Комиссия по делам несовершеннолетних Правоохранительные органы Руководство школы Учителя Школьный психолог Классный руководитель Вашего ребенка Родители одноклассников Вашего ребенка Друзья Вашего ребенка Ребенок респонтендента

I 3 О I 2 3

20

40

60

80

Рисунок 1 - Источники информации для родителей подростков о буллинге в школьной среде образовательного учреждения

113

100 120

Рисунок 2 - Насколько Вы доверяете информации о буллинге в школе, получаемой от разных людей?

Таким образом, можно констатировать следующее.

1. Подросток, по мнению респондентов, обладает возрастными и психологическими особенностями - так ответили 125 респондентов, в том числе 82 женщины и 43 мужчины.

2. В ответах на вопрос, отражающий уровень владения респондентами информацией о фактах буллинга (насилия) в школе, где учится ребенок,

сообщено, что знают об этих фактах - 120 чел.; слышали - 12 чел.

3. Родители подростков информированы о наиболее распространенных актах буллинга, происходящих в школе, это - «обзывание и придумывание обидных прозвищ» (115 чел.).

4. Источником информации о буллинге в школьной среде образовательного учреждения для респондентов, в основном, является ребенок респондента - так ответили 110 чел.

5. Полностью доверяют словам своего ребенка -95 чел.

Жертвой буллинга становились дети; всего 16 человек

Второй блок вопросов анкеты, согласно показателям, представленным в операционализации наших моделей, касался оценки подросткового буллинга в школьной среде образовательного учреждения, где обучается ученик-подросток -ребенок респондента. На вопрос «Как Вы оцениваете проявления буллинга в подростковой школьной среде?» были получены следующие ответы: - «позитивно» - 14 человек; «негативно» -108 человек; «мне безразлично» - 7 человек; затруднились ответить - 6 человек.

Респонденты, относящиеся к буллингу положительно, отметили в качестве причин своего позитивного отношения к буллингуследующее: 5 человек считают это нормальной формой выяснения отношений среди подростков; «пусть каждый умеет постоять за себя» - таков был ответ 3 человек; «если старшие (родители, учителя и др.) будут вмешиваться, подросток так и не повзрослеет» - ответили 3 человека.Среди других вариантов ответов: «сам был таким, был в их возрасте хулиганом, вырос нормальным человеком»; «не будешь проявлять свою силу - затопчут». Ответы были даны родителями - мужчинами, которых в данной категории ответивших - 3 человека.

Респонденты, относящиеся к буллингу отрицательно, отметили в качестве причин своего негативного отношения к буллингу следующее: - любое насилие противоестественно - 62 человек; боюсь, что мой ребенок станет жертвой буллинга -28 человек; в школе не должно быть агрессивной социальной среды - 10 человек. В качестве других вариантов ответа назвали: «слабых надо защищать, а не бить»; «обижать слабых - это подло!»; «не по-христиански»; «в селе всегда защищали слабых».

Респонденты, относящиеся к буллингу безразлично, отметили в качестве причин своего индифферентного отношения к буллингу следующее: не считаю это предметом особого беспокойства - 4 человек; не считаю нужным вмешиваться в жизнь подростков, тем более не являющихся моими детьми - 1 человек; не интересуюсь школьными делами моего ребенка в принципе - 1 человек.Среди других вариантов ответов: «это дело учителей»; пусть этим занимается полиция»; «разберутся без нас» - все ответы принадлежат респондентам - мужчинам.

Анализ ответов респондентов по данному блоку анкеты позволяет отметить следующее.

1. На вопрос «Как Вы оцениваете проявления буллинга в подростковой школьной среде?» были получены следующие ответы: «позитивно» -14 человек; «негативно» - 108 человек.

2. Респонденты, относящиеся к буллингу положительно, отметили в качестве причин своего позитивного отношения к буллингу следующее:

большинство считает это нормальной формой выяснения отношений среди подростков; «пусть каждый умеет постоять за себя» - таков был отв ет.

3. Респонденты, относящиеся к буллингу отрицательно, отметили в качестве причин своего негативного отношения к буллингу следующее: любое насилие противоестественно - 62 человек; боюсь, что мой ребенок станет жертвой буллинга - 28 человек;

Третий блок вопросов анкеты, согласно показателям, представленным в операционализации наших моделей, касался степени видов действий по предупреждению и преодолению буллинга в образовательном учреждении, где обучается ученик-подросток - ребенок респондента.Анализ результатов опроса по данному блоку показал, что в случае владения информацией о буллинге в школе, где обучается ребенок респондента, он обращался/обратился бы за разъяснением ситуации и ее преодолением: к классному руководителю - 71 человек; школьному психологу -15 человек; представителю руководства школой -1 человек; в правоохранительные органы -5 человек; в комиссию по делам несовершеннолетних - 6 человек.Другие варианты ответов: «к родителям подростка, совершавшего бул-линг»; «в местные органы власти».

При получении информации о буллинге в школе, респонденты беседуют: со своим ребенком -75 человек; с булли - 5 человек; с родителями или иными представителями булли - 12человек. На родительских собраниях по поводу буллинга в школе выступили (готовы выступать) - 35 человек; не выступали и не будут выступать - 69 человек.

После выступления на родительском собрании последовали меры со стороны школьного коллектива, согласно ответам всех респондентов, утвердительно ответивших на предыдущий вопрос.

На вопрос «Какие меры преодоления подросткового буллинга в школьной среде Вы еще предпринимаете?» ответов дано не было. Вопрос: «Почему Вы не выступили с этой информацией на родительских собраниях?» был адресован тем, кто не выступал и не будет выступать на родительском собрании. Ответы были получены такие: «не хочу, чтобы над моим ребенком тоже издевались»; «этим занимаются сынки влиятельных родителей»; «учу ребенка самого справляться с проблемами».

Примером преодоления ситуации буллинга может служить история семьи Цымбаленко из Москвы. Москвич Петя Цымбаленко в пятом классе перешел в другую школу и попал под град насмешек сверстников. Его мама Наталья вспоминает: как такового повода для травли никогда не было, просто в классе сформировался костяк из «крутых», которые цеплялись к «некрутым» К Пете приставали меньше всего, куда больше страдали другие мальчишки. По словам матери Пети Натальи, им портили личные вещи, под-кладывали бутылки с мочой в портфели, стяги-

вали штаны в раздевалке. Все это снимали на камеру телефона и потом выкладывали в соцсе-тях. Обращение к классному руководители не дало результатов.

Наталья отправила свое заявление на электронную почту школы, а еще - председателю управляющего совета школы, отнесла в администрацию своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Написала она и маме ученика, рисовавшего «фотожабы», попросив о встрече до того, как подаст на них в суд». Была послана куда подальше со словами: «Встретимся в суде!» Тем не менее я решила идти до конца: если уж уходить из школы, то с победой, а не с чувством жертвы. Это мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить, в том числе из-за друга Миши», -объясняет Наталья. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых Цымбаленко указала в коллективном заявлении. Деньги обманутому Мише вернули, принесли извинения. А ученика, торговавшего вейпами, поставили на учет.В конце концов в классе среди учителей, школьников и родителей воцарилось согласие. «В этой ситуации во многом есть моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться», -подытоживает Наталья.Сейчас она уверена: даже если бы явных улик травли ее сына и его друга не было, она бы все равно ходила к директору школы и в инспекцию по делам несовершеннолетних, писала бы в департамент образования, не дожидаясь «увесистых» фактов» [5].

Представляется, что надо доводить до сведения учительских коллективов и родителей рекомендации специалистов по подростковым проблемам. «Нам кажется, - пишет С. В. Матвиенко, -что для предотвращения буллинга нужно предпринять ряд мер, в том числе.

1. Повышать культуру населения. Сейчас недостаточное внимание уделяется нравственному

Литература:

1. Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» /

B.Н. Бутенко, О. А. Сидоренко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 3 (33).

C. 138-143.

2. Дахин А.Н. Буллинг в школе и не только // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 208-213.

3. Иванюшина В.А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников / В.А. Иванюшина, В.В. Титкова, Д.А. Александров // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 54-71.

4. Матвиенко С.В. Буллинг как социально-педагогическая проблема // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 3(39). С. 61-64.

воспитанию подрастающего поколения. Например, в школе обязательно надо говорить, как низко и подло издеваться над другими, более слабыми членами общества, и больше уделять внимания своим ученикам и общению с ними на актуальные темы. Дети нуждаются в простом внимании. Им необходимо иногда просто поговорить и рассказать о наболевшем. Учителя должны знать, что происходит в семье ребенка. Ведь многие из детей переносят негатив из семьи на учебу и коллектив.

2. Повышать профессиональную подготовку учителей, чтобы преподаватель мог сделать процесс образования интересным для детей и завоевать у них авторитет.

3. Организовывать внешкольную работу с детьми. Ведь если ребенок занимается спортом и каким-нибудь хобби, то он имеет возможность «выпустить» весь накопленный негатив в процессе занятий. При этом, такие занятия необходимо сочетать с нравственным воспитанием»[4, с. 62].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, исследование показало, что преобладающей является родительская модель преодоления подросткового буллинга в школьной среде.

По показателям:

- степень знания о подростковомбуллинге в школьной среде образовательного учреждения, где обучается ученик-подросток - ребенок респондента, исчерпывающая, основанная на многих источниках информации;

- присутствует явно выраженная и обоснованная собственной позицией негативная оценка бул-линга в школьной среде;

- предпринимаются активные действия, направленные на преодоление и профилактику буллин-га в школьной среде, среди которых - обращение к руководству школы, к классному руководителю; беседы с детьми и др.

Literature:

1. Butenko V.N. Bullying in the school educational environment: the experience of studying t h e psychological characteristics of «offenders» and «victims» / V.N. Butenko, O.A Sidorenko // Vestnik Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astaf'eva. 2015. № 3(33). P. 138-143.

2. Dakhin A.N. Bulling in school and not only // Siberian Pedagogical Journal. 2015. № 6. P. 208-213.

3. Ivanyushina V.A. Teenage aggression: group norms and social status among peers / V.A. Ivanyushina, V.V. Titkova // Sociological Journal. 2016. № 1. P. 54-71.

4. Matvienko S.V. Bullying as a social and pedagogical problem // Bulletin of Science and Education. 2018. T. 1. № 3(39). P. 61-64.

5. «Ничего не докажешь». Родители в одиночку спасают детей от травли в школе // РИА Новости 08.02.2018. Ш1_ : https://ria.ru/

6. Сизова И.Л. Насилие в школе и проблемы семьи / И. Л. Сизова, Н.Ю. Егорова // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 128-131.

7. Смирнов А.М. Самосудные расправы в подростковой и молодежной среде // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 108-116.

8. Ядова М.А. Буллинг в подростковой среде: причины и последствия. (сводный реферат) // Социологический ежегодник. 2016. № 20152016. С. 308-316.

5. «You will not prove anything.» Parents alone save children from baiting at school // RIA Novosti 08.02.2018. URL : https://ria.ru/

6. Sizova I.L. Violence in school and family problems / I.L. Sizova, N.Yu. Egorova // Sociological research. 2016. № 3. P. 128-131.

7. Smirnov A.M. Massacres in teenage and youth environment // Sociological research. 2017. № 6. P. 108-116.

8. Yadova M.A. Bulling in a teenage environment: causes and consequences. (summaryessay) // Sociological Yearbook. 2016. № 2015-2016. P. 308-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.