Научная статья на тему 'Комбинированное представление учебной информации средствами мультимедиа в образовательной деятельности студентов ЮФУ'

Комбинированное представление учебной информации средствами мультимедиа в образовательной деятельности студентов ЮФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ / ПОЛИСЕНСОРНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данчук И.И.

Статья посвящена вопросам интенсификации учебного процесса технологической подготовки студентов средствами мультимедиа в условиях информатизации образования. Мультимедиа это комбинированное представление в оцифрованном виде информации в разных формах (текст, рисунки, таблицы, звук, видео и т.д.). Важная особенность мультимедиа технологии это ее интерактивность. Одним из типов мультимедийных проектов являются компьютерные презентации, используемые в качестве средства наглядности и способствующие полисенсорности обучения. Автор представляет опыт по созданию обучающих электронных презентаций студентами к урокам технологии в профильном обучении школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комбинированное представление учебной информации средствами мультимедиа в образовательной деятельности студентов ЮФУ»

КОМБИНИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮФУ

© Данчук И.И.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена вопросам интенсификации учебного процесса технологической подготовки студентов средствами мультимедиа в условиях информатизации образования. Мультимедиа - это комбинированное представление в оцифрованном виде информации в разных формах (текст, рисунки, таблицы, звук, видео и т.д.). Важная особенность мультимедиа технологии - это ее интерактивность. Одним из типов мультимедийных проектов являются компьютерные презентации, используемые в качестве средства наглядности и способствующие полисенсорности обучения. Автор представляет опыт по созданию обучающих электронных презентаций студентами к урокам технологии в профильном обучении школьников.

Ключевые слова информационные компьютерные технологии, мультимедийные средства обучения, информационная компетентность будущего учителя технологии, технологическая подготовка школьников, средства наглядности, полисенсорность обучения.

Модернизация и инновационные процессы, проводимые сегодня в образовательном пространстве, способствуют становлению России конкурентным обществом современной мировой цивилизации, обеспечению всем россиянам достойной жизни. В условиях решения этих стратегически важных задач для страны, согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [6], актуальным является воспитание инициативной и креативной личности, умеющей выбирать профессиональный путь и готовой обучаться в течение всей жизни.

«Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [6].

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучаю-

* Доцент кафедры Методики преподавания технологии, декоративно-прикладного искусства и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент.

78

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

щимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Одними из таких метапередметных результатов являются «самостоятельное определение учащимися цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации [8, с. 12-13].

Для качественного обучения школьников технологии необходимо привлечь к учительской профессии молодых и талантливых людей, внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства.

Все вышеизложенное, а также мировые динамичные процессы (глобализация экономики, развитие информационно -коммуникационных технологий, короткие инновационные циклы) предъявляют новые требования к подготовке учителей в системе высшего образования. В связи с этим цель вуза В.И. Загвязинский видит в подготовке специалиста, «умеющего инициативно, самостоятельно решать сложнейшие профессиональные и жизненные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике применять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего гибкостью мышления, творческим подходом и находчивостью в быстро меняющихся ситуациях, несущего ответственность за результаты собственной деятельности и ориентированного на эффективное самообразование» [5, с. 145-146].

В настоящее время преподаватели вузов активно внедряют компьютерные информационные технологии в учебный процесс на своих дисциплинарных курсах.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в будущих учителях творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию компьютерных информационных технологий для развития творческого потенциала индивида, формирования у студентов умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических.

Эго подводит к инновациям в педагогическом процессе: переходу от «преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся - к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебно-

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 79

го процесса; от ... единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития - к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности обучающихся» [1, с. 34].

Поэтому одной из задач подготовки студентов на факультете технологии, изобразительного искусства и профессионального образования (ФТИИПО) Южного федерального университета является формирование и развитие личности педагога, который в предстоящей педагогической деятельности будет способен работать с детской субъективностью, разрабатывать образовательные проекты, направленные на развитие индивидуальности ученика. «В спроектированном образовательном процессе ценно личностно ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающихся, когда каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, предоставляется возможность реализовать себя в познании, поведении, учебной деятельности» [3, с. 210].

Актуальность вышесказанного определяется потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного информационного общества.

На образовательном рынке России в последнее время появилось достаточно большое число электронных учебных ресурсов. Задействованные в них медиаформы представления учебной информации существенным образом влияют на состав умений, которыми должен владеть современный студент. Для дисциплинарных курсов профессиональной подготовки учителей технологии в Южном федеральном университете (например, дисциплины: «Методика обучения технологии»», «Методика профессионального обучения»), а также для дисциплин по выбору (например, «Технология активного обучения», «Методика руководства проектной деятельностью студентов», «Методика проектного обучения») к таким умениям относятся:

- умение работать с гипертекстом (ГТ);

- умение работать с электронными таблицами и графическими объектами виртуальной среды обучения;

- умение работать с аудио- и видеоинформацией;

- умение работать с виртуальными динамическими моделями;

- умение работать с поисковыми системами в сети Интернет;

- умение создавать в виртуальной среде собственные файлы, документы, презентации, видеоматериалы, Web-страницы.

«Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды передачи информации, то они способствуют реализации адаптивных алгоритмов в обучении и обеспечивают преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения учебного материала студентами. Поэтому программные средства обучения, опирающиеся на компью-

80

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

терные технологии, основанные на идеях программированного обучения, включают использование таких современных возможностей компьютера, как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации» [2, с. 75].

Осуществление компьютерной технологии возможно в трёх вариантах (по Г.К. Селевко):

1. применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов (как «проникающая» технология);

2. наиболее значимая из используемых в данной технологии частей (как основная, определяющая);

3. всё обучение, всё управление учебным процессом, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера (как монотехнология).

В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов учебной программы дисциплин профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Преподаватель может составить своё тематическое планирование таким образом, чтобы включить в разделы или темы использование компьютера, мультимедиа и Intemet-технологий, а студенты опираются на них при выполнении самостоятельных работ и творческих проектов.

Так, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи в сфере обучения:

- графические редакторы дают возможность использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.); создавать схемы для технологических процессов;

- текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;

- электронные таблицы Excel помогут удобно применять для создания технологических схем и технических рисунков;

- программы Power Point, Adobe PhotoShop предназначены для создания презентаций по самостоятельно выполненному студентами творческому проекту;

- программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме.

Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Intemet-магазины [7].

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 81

Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования. Согласно наиболее распространенному определения мультимедиа - мультимедийные средства обучения - представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео и аудио фрагментов и т.п.

Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых различных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и т.д. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

К одним из типов мультимедийных проектов являются компьютерные презентации, которые, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными нежели статический текст и могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

Цель презентации - привлечение внимания аудитории, улучшения восприятия и запоминания информации.

Использование электронного учебного материала в качестве средства наглядности способствует полисенсорности обучения, т.е. чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.

В современной дидактике утверждается, что от наглядности, доходчивости, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебой информации, понимание ее, усвоение и закрепление полученных знаний [4].

Поэтому принцип наглядности обучения при использовании компьютерных информационных технологий в подготовке студентов приобретает новое качество:

- повышается качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее;

82

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- изменяются способы формирования визуальной информации;

- становится возможным создание «наглядной абстракции», возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Если высокое качество компьютерной визуализации как бы всеми признано, то возможность наглядно-образного представления абстрактных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств пока еще не в должной мере осознано. Вот именно в нем и скрывается большой резерв повышения эффективности процесса подготовки учителей технологии при обучении с помощью компьютерных технологий. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса.

Так примером вышесказанному могут служить разработки обучающих электронных презентаций «Классификация и характеристика автомобильных аккумуляторных батарей», «Виды и свойства автомобильных смазочных материалов», выполненные студентами в экспериментальной части дипломного проектирования. Они предназначены для уроков технологии в старших классах по модулю «Автодело» при профильной технологической подготовке школьников.

Цель презентации: освоение школьниками специальных знаний по основам автодела и овладение ими специальными компетенциями по устройству, обслуживанию и ремонту автомобилей.

Важная методическая ценность данных презентаций состоит в том, что они композиционно облегчают систематизацию материала, зрительное объединение и одновременное его разграничение. Работа с цветом дает большой простор для творчества, позволяет расставлять акценты, менять настроение, играть на контрастах.

Эти презентации выполнены в редакторе PowerPoint. Электронный документ PowerPoint называется презентацией. Основной структурной единицей презентации является слайд. Его можно представить как экранный лист, залитый фоном. На слайде подобно аппликации расположены объекты. Ими могут быть рисунки, надписи, таблицы, графики, схемы, диаграммы и т.д. В нашем примере презентации, выполненные с применением эффекта анимации.

По ходу изучения содержания предмета обучаемому можно в качестве иллюстрации выдавать из арсенала анимационных кадров или видеоряда проблемные вопросы, сравнительные таблицы, блок-схемы, две фотографии (для сравнения) и т.д. Иллюстрации, находящиеся во фрагментах анимации (или в видеофрагментах), могут сопровождаться лаконичным комментарием. В представляемой презентации возможно выборочное использование фрагментов анимации или видеокадров, что очень удобно для пояснения некоторых моментов учебного материала. В случае необходимости может приостановить на любое время тот или иной кадр.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 83

Эти обучающие электронные презентации «Классификация и характеристика автомобильных аккумуляторных батарей», «Виды и свойства автомобильных смазочных материалов» облегчают пояснение теоретических положений учебного материала по разделу «Автодело».

Таким образом, комбинированное представление учебной информации средствами мультимедиа в образовательной практике представляет неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов и способствует пояснению учебного материала.

Ведь в усвоении учебного материала велика роль чувственного и наглядного отражения, то есть соблюдения дидактического принципа наглядности -предметной, изобразительной и условно-графической. Именно правильная организация восприятия материала во многом обеспечивает его понимание, осмысление, предупреждение возможного последующего зазубривания. Иллюстрации, выраженные в репродукциях, таблицах, схемах, блок-схемах, картосхемах, диаграммах, а также в виде анимации, аудио- и видеоряда и т.д., помогают создавать мысленные образы, способствующие пониманию учебного текста и запоминанию необходимых сведений.

Список литературы:

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

2. Данчук И.И. Пути модернизации высшего профессионального образования средствами информационных технологий медиаформ / Под ред. Л.Я. Хоронько // Проблемы непрерывного профессионального образования в России: состояние и перспективы: Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции (23 декабря 2011 г.). - Ростов-н/Д: ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. - С. 74-78.

3. Данчук М.П. Интенсификация учебного процесса современными информационными технологиями как способ управления самостоятельной учебной деятельностью студентов / М.П. Данчук // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 8. - С. 209-216.

4. Данчук М.П. Принцип наглядности в информационно-технологической подготовке учащихся / М.П. Данчук, Н.П. Петрова // Материалы научнопрактической конференции: «Технологическое образование и профильное обучение: содержание, проблемы, перспективы». - Ростов-н/Д: ООП ОЦТТУ 2004. - С. 135-147.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: официальный документ. Утверждено Президентом

84

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

РФ Д. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр-271. - Режим доступа: Шр://минобр-науки.рф/документыЛ450.

7. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя: Учебник для учителя / Л.Ф. Соловьева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

8. Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2012.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Кабеева О.М.*

Ляминская средняя общеобразовательная школа-интернат,

ХМАО, Тюменская область, Сургутский район, д. Лямина

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, отно-

Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.