Научная статья на тему 'Колосс Родосский – шестое чудо света'

Колосс Родосский – шестое чудо света Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1102
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ЧУДЕСА СВЕТА / ХАРЕС ИЗ ЛИНДА / КОЛОСС РОДОССКИЙ / ANCIENT GREECE / WONDERS OF THE WORLD / HARES FROM LINDA / COLOSSUS OF ROHODES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Сорокина Анна Валерьевна

Статья посвящена истории создания Колосса Родосского. Она содержит ряд оригинальных фактов, суждений, позволяющих нам по-новому взглянуть на события той далекой эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOSSUS OF RHODES – THE SIXTH WONDER OF THE WORLD

The reason for writing this work was abstract of A.V. Sorokinoy on the ancient art and architecture. It contains a number of original facts and opinions on the history of the creation of the Colossus of Rhodes. This material helps us to look at the events of that far epoch in a new light.

Текст научной работы на тему «Колосс Родосский – шестое чудо света»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.032 + 7.032.7

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент,

polyakov. en @ yandex. ru

СОРОКИНА АННА ВАЛЕРЬЕВНА, студентка,

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

КОЛОСС РОДОССКИЙ - ШЕСТОЕ ЧУДО СВЕТА

Статья посвящена истории создания Колосса Родосского. Она содержит ряд оригинальных фактов, суждений, позволяющих нам по-новому взглянуть на события той далекой эпохи.

Ключевые слова: Древняя Греция; чудеса света; Харес из Линда; Колосс Родосский.

POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAYEVICH, Сand. of arch. sc., assoc. prof.,

polyakov. en @ yandex. ru

SOROKINA, ANNA VALERJEVNA, student,

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

COLOSSUS OF RHODES - THE SIXTH WONDER OF THE WORLD

The reason for writing this work was abstract of A.V. Sorokinoy on the ancient art and architecture. It contains a number of original facts and opinions on the history of the creation of the Colossus of Rhodes. This material helps us to look at the events of that far epoch in a new light.

Keywords: Ancient Greece; wonders of the world; Hares from Linda; Colossus of Rohodes.

Колосс Родосский считается одним из семи чудес света, описанных еще античными историками и путешественниками. Вот что говорится о нем в эпиграмме неизвестного автора:

Жители Родоса, племя дорийцев, колосс этот медный Величиной до небес, Гелий, воздвигли тебе,

После того как смирили военную бурю и остров Обогатили родной бранной добычей своей.

© Е.Н. Поляков, А.В. Сорокина, 2012

Не над одним только морем, но также равно и над сушей Светоч свободы они неугасимый зажгли,

Ибо ведущим свой род от Г еракла по праву наследства Власть подобает иметь и на земле, и в морях.

В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, расположен остров Родос. Столица его, также именуемая Родосом, была построена в 408 г. до н. э. по проекту Гипподама Милетского. В IV в. до н. э. здесь проживало не менее 80 тыс. человек. Остров находился на пересечениях морских торговых путей, и это обеспечило ему процветание. Родосские купцы проникали в самые отдаленные земли - в Сицилию и Африку, к северным берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Торговый оборот гавани достигал в годы расцвета 8500 талантов1. Родосцы первыми разработали морской кодекс, и все соседние государства (Египет, Греция, страны Малой Азии) безоговорочно его приняли. Страбон посвятил Родосу следующие строки:

«Город родосцев расположен на восточной оконечности острова. Гаванями, улицами, стенами и вообще всем устройством город этот настолько превосходит прочие, что нельзя назвать никакого другого не только лучше его, но даже равного ему. Законодательство в нем достойно удивления, равно как и усердие, с каким жители занимаются делами общественными вообще и в частности флотом; благодаря своему флоту город долгое время господствовал на море, уничтожил пиратов, вошел в дружбу с римлянами и с теми царями, которые состояли в дружественных отношениях с римлянами и эллинами. Благодаря этому город постоянно сохранял независимость и был украшен множеством приношений...» (XIV, 2, 5, с. 652) [1, с. 397].

Легенда гласит, что этот остров достался богу солнца Гелиосу во время раздела земли олимпийцами: «Родос - остров в открытом море, который некогда был скрыт в глубине и потом поднят Гелиосом, потребовавшим от богов, чтобы они передали этот остров ему во владение после появления его на свет.» (Филон Византийский, О семи чудесах света, 4, 1) [Там же, с. 395].

Жители острова поклонялись солнечному богу, считая его своим покровителем и защитником. Изображение его головы в лучистом венце родосцы чеканили на своих монетах. Из двух тысяч статуй, украшавших столицу, не менее двухсот изображали светоносного сына Гипериона.

Родос всегда старался придерживаться мирной политики, предпочитая торговлю войне. Это позволило ему достаточно долго избегать военных вторжений на свою территорию. Поэтому в 305 г. до н. э. островитяне отказались открыто вступить в войну, которую вели между собой бывшие полководцы Александра Македонского (диадохи). Однако, следуя принципу поддержки сильного, родосцы приняли сторону Птолемея, правителя Египта, в его соперничестве с Антигоном Одноглазым. Это вызвало гнев Антигона, и он отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить столицу мятежного Родоса. Деметрий считался талантливым полководцем. Он славился умени-

1 Талант - древнегреческая единица веса, употреблявшаяся главным образом для взвешивания цветных и драгоценных металлов и ставшая поэтому денежной единицей. Наиболее распространенный эвбейский талант весил 26,2 кг.

ем вести правильную осаду вражеских укреплений, за что получил прозвище Полиоркет («осаждающий город»).

Деметрий привел к Родосу сорок тысяч воинов. Город-порт окружала высокая стена. Поэтому армия Деметрия была оснащена новейшими изобретениями военной техники: таранами, баллистами (камнеметами) и как минимум двумя гигантскими осадными башнями - гелеполами («берущими города»).

Одна из этих башен была установлена на шести кораблях, связанных попарно. Однако воспользоваться ею не удалось - сооружение было опрокинуто в море ураганом. Тогда Деметрий приказал соорудить вторую, еще более громадную осадную башню на колесах. Ее высота равнялась 150 футам. В нижнем ярусе этой гигантской машины находился таран, разбивавший городскую стену. Спрятанные внутри лестницы вели на верхние ярусы, где стояли метательные машины, укрывались лучники и пращники. Сверху башню облицевали толстыми листами железа, чтобы уберечь находившихся внутри.

Машину подтащили вплотную к городской стене и пробили в ней брешь. Отложив штурм на следующее утро, Деметрий дал своим воинам отдых. Однако ночью родосцы через пробитое в стене отверстие спустили в лагерь врага потоки воды. Гелепола оказалась полузатопленной. Утром обнаружилось, что гигантская башня, придвинутая к стене вплотную, не только сама увязла в грязи, но и своей внушительной массой закупорила отверстие, пробитое ею накануне. Осада зашла в тупик. Выполняя волю отца, Деметрий заключил с родосцами мир и в 304 г. до н. э. покинул остров, оставив всю свою осадную технику.

Автором хитроумного плана спасения осажденного города был инженер Диогнет. Благодарные горожане подарили ему гелеполу. Он установил ее на главной площади города с надписью «Диогнет посвящает народу этот дар». Затем горожане решили заменить этот трофейный «монумент» колоссальной статуей Гелиоса - бога-покровителя острова. Местные купцы тут же предложили за осадную машину триста талантов - огромную по тем временам сумму.

Изготовление статуи было поручено скульптору Харесу (Харету) из города Линда, расположенного на юго-восточном побережье Родоса. Будучи учеником прославленного Лисиппа, этот мастер имел богатый опыт в своем деле.

Как сообщают древние авторы, Лисипп - придворный скульптор Александра Македонского - время от времени занимался изготовлением гигантских статуй. Одна из них - бронзовая фигура бога Зевса высотой в 40 локтей (около 20 метров) - была выполнена скульптором для жителей италийского портового города Тарента. Эта статуя считалась тогда самым большим из греческих колоссов. Славу учителя предстояло затмить ученику.

К работе мастер приступил не сразу. Родос в этот период немало пострадал в ходе военных действий. Были полностью разрушены предместья города. Лишь через несколько лет город смог полностью оправиться от пережитых потрясений. Наладились торговые связи, и родосская гавань вновь смогла принимать иноземные торговые суда. В городскую казну стали поступать доходы от родосских владений и торговых пошлин. Только теперь скульптор смог приступить к созданию Колосса. Работа над гигантской статуей продолжалась двенадцать лет - до 285 г. до н. э.

Харесу удалось превзойти своего великого учителя. По свидетельству древних авторов, он создал статую небывалой красоты. В эпиграмме неизвестного поэта Колосс Родосский говорит о себе:

Семь раз по десять в высоту локтей

Харес воздвиг меня, из Линда муж.

Каким образом шла работа над статуей?

Античные скульпторы, работавшие с бронзой, обычно использовали технику литья. Создание даже сравнительно небольших статуй было очень трудоемким процессом, требовавшим большого мастерства и технических навыков. Вначале скульптор лепил из глины точную копию будущей статуи. Глиняная фигура была как бы ядром, основой, на которую наносился слой воска такой толщины, какую скульптор хотел придать бронзе. Глиняное ядро занимало как раз тот объем, который в будущей статуе должен был остаться полым, пустым. Когда восковая поверхность была готова, ее покрывали сверху слоем огнеупорной глины. Причем так, чтобы его внутренняя поверхность плотно облегала воск и полностью соответствовала внутреннему ядру. Так как эта глиняная оболочка должна была служить формой для будущей статуи, ее готовили особенно тщательно. В ее верхней части делали отверстие для заливки жидкого металла. Рядом просверливалось еще несколько небольших отверстий. Через них во время заливки металла должен был выходить воздух, иначе под его напором глиняная форма могла разорваться. Для того чтобы в процессе литья верхний глиняный слой не сместился, между ним и глиняным ядром помещали тонкие железные прутья. После этого форму нагревали. Расплавленный воск вытекал через оставленные в нижней части оболочки желоба. Затем производился обжиг глины, чтобы она смогла выдержать температуру расплавленного металла. Только тогда приступали к литью. Расплавив бронзу, ее медленно заливали в форму через лоток, приставленный к верхнему отверстию. Бронза растекалась внутри глиняной формы, заполняя пустоты, ранее заполненные воском, и равномерно обволакивая глиняное ядро. Когда металл остывал, верхнюю оболочку разбивали. После этого осторожно удаляли глиняное ядро скульптуры. Все неровности на поверхности металла разглаживали и полировали. После этого работа считалась законченной.

С изготовлением огромного Колосса Родосского все обстояло значительно сложнее.

Строительство гигантской статуи началось с основания. Рядом с гаванью была найдена природная каменная платформа шириной около 17 метров. Впоследствии ее облицевали белым мрамором. Выровняв верхнюю поверхность цоколя, мастера закрепили на нем огромные ступни будущей скульптуры: «Сделав пьедестал из белого мрамора, мастер сначала водрузил на нем стопы колосса до лодыжек, уже заранее считаясь с тем, какой высоты достигает бог ростом в семьдесят локтей: ведь даже ступня его была больше, чем другие статуи. Поэтому нельзя было остальные части прямо ставить одну над другой, - нужно было припаять лодыжки и, подобно тому, как это делается в сооружениях, заставить держаться всю статую на себе самой.» (Филон Ви-зантйский, О семи чудесах света, 4, 3) [1, с. 396].

Как видно из этого фрагмента, скульптор прекрасно понимал, с какими сложными инженерными проблемами ему придется столкнуться. Ведь он монтировал не обычную статую, а монументальную высотную конструкцию. Поэтому вслед за фундаментом мастера занялись изготовлением каменного остова. Он включал в себя три столба, образующих в плане треугольник. Между собой столбы соединялись железными поперечинами (связями). Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща, как бы подпирающего колоссальную статую сзади. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись массивными поперечными балками. Для облегчения конструкции сечение всех железных деталей по высоте статуи постепенно уменьшалось.

Как и все античные колонны того периода, столбы были сборные. Они собирались из каменных блоков квадратного (или треугольного? - Е.П.) сечения, устанавливаемых друг на друга. Блоки имели в основаниях специальные пазы и скреплялись между собой металлическими шипами-пиронами. Это был традиционный прием в древнегреческом зодчестве. Шипы препятствовали сдвигу блоков при боковых нагрузках. Помимо этого, Харес стремился закрыть стыки между блоками широкими железными хомутами и связями: «Это изваяние мастер внутри скрепил железными связями и тесаными камнями, пироны которых казались работой киклопов. И незримая часть произведения превосходит видимую: удивленный зритель недоумевает, какими клещами, на каких больших наковальнях могли быть изготовлены болты столь огромной тяжести и откуда взялись такие могучие руки?.. При отливке новых частей, находившихся над уже законченной частью произведения, сохранялись промежутки между пиронами и связь между скрепами, а камни, положенные внутрь, делали сооружение более надежным.» (Филон Византйский, О семи чудесах света, 4, 2) [1, с. 395].

Монтаж каркаса скорее всего шел параллельно с металлической оболочкой, даже с некоторым отставанием. Сначала на площадке монтировался (точнее, надвигался или накатывался на специальных полозьях или катках) поднятый снизу кольцеобразный фрагмент (секция) бронзовой оболочки. Затем его приподнимали, освобождали от транспортировочных приспособлений и аккуратно насаживали на штыри (пироны), торчащие из лежащей ниже секции. После этого мастера, не торопясь, скрепляли секции между собой. И лишь потом они начинали наращивались высоту каменных столбов. Высота каменных блоков в столбах скорее всего равнялась высоте секций. То есть верхние плоскости секции и столбов находились в одном сечении, верх монтируемой конструкции был как бы срезан ножом. Это было необходимо для облегчения монтажа следующей секции. Наконец, мастера соединяли смонтированные блоки балками, крепили железные связи между столбами и бронзовой секцией (новыми и нижележащими, смонтированными на предыдущем этапе). То есть процесс монтажа был довольно длительным и трудоемким.

Когда проведение работ перешло на уровень выше человеческого роста, на помощь монтажникам пришли землекопы: «Для того же, чтобы сохранить в неизменном виде замысел произведения, мастер окружал исполненные таким образом части колосса огромными кучами земли, как бы пряча уже сделанное

и устраивая ровную площадку для дальнейших работ.» (Филон Византйский, О семи чудесах света, 4, 5) [Там же, с. 396].

Ежедневно к подножию статуи подвозили огромные массы земли. Ее насыпали вокруг, уплотняли, насыпали следующий слой. Готовая часть статуи постепенно скрывалась под насыпью. Земля плотно обжимала, фиксировала снаружи завершенный ярус статуи и становилась опорой для транспортировки очередной секции бронзовой оболочки. На склоне пологого холма заново собирали сборно-разборный деревянный настил. По нему поднимали наверх необходимый материал и приступали к монтажу следующего яруса статуи.

То есть земляная насыпь была необходима не для укрытия работ от посторонних глаз, как пишет Филон, и не только для ведения монтажных работ (подъем каменных блоков, железной арматуры и тяжелых фрагментов металлической оболочки). Она обеспечивала общую устойчивость сооружения в период строительства, предохраняла его от непредвиденных природных воздействий (подземных толчков, ветровых нагрузок и пр.). Поэтому строительная площадка напоминала огромный холм, причем высота его росла по мере роста статуи. По завершении строительства насыпь разобрали, и сверкающее изображение бога предстало во всей красе.

Чтобы следить за правильностью работы, Харес наверняка изготовил модель будущего Колосса в человеческий рост. Затем распилил ее на части и затем каждую часть увеличивал приблизительно в двадцать раз. Сошлемся на Филона Византийского: «По этой именно причине мастера изготовляют прочие статуи сначала в виде модели, затем отливают их по частям и, наконец, собрав эти части, водружают всю статую. А здесь к ранее отлитой части прикрепляли модель второй, отлив эту часть, добавляли третью и затем дальше действовали таким же образом, ибо отлитые медные части нельзя было бы сдвинуть с места.» (Филон Византйский, О семи чудесах света, 4, 4) [1, с. 396].

В этой выдержке, довольно подробно описывающей метод «скользящей» опалубки, недоумение вызывает лишь один аспект: каким образом помощники Хареса поднимали на 20-30-метровую высоту многотонные емкости с расплавленной бронзой? Даже в наше время подобные операции предпочитают делать в специально оборудованных мастерских, а не на монтажной площадке. Логичнее будет предположить, что изготовление бронзовой оболочки Колосса производилось в литейной мастерской, устроенной у подножия земляной насыпи. Готовые секции отсюда катили наверх по земляным насыпям.

А теперь попытаемся ответить на вопрос: сколько же весил Колосс Родосский?

В «Механическом синтаксисе» Филона Византийского (ок. 250 г. до н. э.) было указано, что на сооружение этой громадной статуи было отпущено 500 талантов меди и 300 талантов железа: «Постепенно поднимаясь вплоть до цели своих стремлений, израсходовав пятьсот талантов меди и триста талантов железа, он создал бога, равного богу, и вознес ввысь произведение, великое по своей дерзновенности, ибо миру он явил второе Солнце.» (Филон Византйский, О семи чудесах света, 4, 6) [Там же, с. 396].

Эти две цифры, автоматически скомпилированные более поздними источниками, привели современных инженеров в замешательство. Дело в том,

что в переводе на современные единицы мер они составляют приблизительно 13,1 т меди и 7,86 т железа. В сумме - около 21 т. Выходит, что вес 34-метрового Колосса не превышал веса среднего танка! Хотя даже самый облегченный вариант монумента такой величины должен был весить не меньше 150 т. К примеру, 46-метровая статуя Свободы в Нью-Йорке (А. Бертольди и Г. Эйфель, 1886 г.) весит около 205 т. Этот инженерный парадокс мы рассмотрели в одной из своих ранних публикаций [3].

Однако в той же книге античного механика есть еще один любопытный фрагмент, противоречащий первому: «Мастер затратил столько меди, что рудники могли бы оказаться истощенными, - ведь в отливке произведения участвовали все мастерские мира.» (Филон Византийский, О семи чудесах света, 4, 1) [1, с. 395]. То есть знаменитый механик явно сомневается в своей же оценке веса статуи!

Впрочем, этот противоречивый аспект в книге Филона не остановил сотрудника Британского музея, ученого и скульптора Мэриона, который безоговорочно поверил первому свидетельству Филона. Согласно его расчетам, толщина бронзовой оболочки Колосса составляла всего лишь 1,5 мм! [2, с. 90]. Лишь такой «экономичный» вариант был возможен в случае правоты первого свидетельства Филона Византийского.

В книге А. А. Нейхардт и И. А. Шишовой предложена реконструкция подобного способа монтажа: «Представим себе, как выглядела статуя в процессе работы. В середине деревянного настила, покрывающего вершину холма, -четырехугольная яма, края которой облицованы обшивкой из бревен. Эта обшивка предохраняла уже выполненные части статуи от насыпанной вокруг земли. В центре ямы - гигантский бронзовый овал, из которого выступают каменные столбы. Их наращивали постепенно с ростом статуи, добираясь до них по наложенным над провалом мосткам. В глубине видны железные стержни, соединяющие каменные столбы с бронзовой поверхностью статуи. Вся работа была очень трудоемкой и опасной. Мастера и рабочие, трудившиеся на шатких мостках, рисковали упасть в глубокий проем и разбиться о прочные железные стержни.» [Там же, с. 92].

По мнению авторов книги, статуя стояла на дне деревянного колодца, засыпанного снаружи земляной насыпью. Подобный деревянный сруб (не упомянутый, кстати, ни в одном из античных первоисточников!), конечно же, мог на первых порах уберечь сверхтонкую оболочку монтируемой статуи от статичного давления земляной массы. Но как быть с неизбежными динамическими нагрузками на насыпь и, соответственно, на деревянный сруб от работы монтажных механизмов? Известно также, что статуя из-за опорного плаща была довольно широка в основании и постепенно сужалась кверху. Классический деревянный сруб выполнялся из бревен одинаковой длины. То есть верхняя часть статуи должна была оказаться в центре огромного колодца с отвесными стенами. Каким же образом тогда осуществлялся монтаж каменного сердечника статуи, его железных связей? Весьма сомнительно, что легкие деревянные настилы и «мостки», упомянутые авторами, были способны выдержать вес массивных каменных блоков, железных балок и прочих дета-

лей. Об элементарной безопасности монтажников здесь и говорить не приходится, об этом пишут и сами авторы этой гипотезы!

Напомним, что в древности и в средние века технология изготовления подобных статуй была принципиально иной. Их отливали полностью или частями (фрагментами) в специальных формах, которые устраивали либо под землей, в яме, либо на земле. При этом форму обкладывали землею снаружи, образуя временную насыпь. Толщина оболочки изделия при таком способе отливки должна была быть не менее 30-45 мм. Филон считал, что Харес применил именно второй способ отливки. Об этом мы уже писали выше. Конечно же, в процессе подобного монтажа и деревянный колодец, и изящная тонкостенная конструкция, предложенная Мэрионом, были бы неизбежно раздавлены либо земляной насыпью, либо динамическими нагрузками, производимыми монтажными механизмами, либо просто разрушены изнутри каменными глыбами, что и случилось впоследствии (землетрясение 220 г. до н. э.). Таким образом, налицо явное противоречие - технология, описанная Филоном, не «вписывается» в количество им же самим «отпущенного» металла. Где же истина?

Частично на этот вопрос ответил Плиний: «Передают, что сооружалась эта статуя в течение 12 лет за 300 талантов, вырученных от имущества царя Деметрия, которое он оставил, когда ему надоела затянувшаяся осада Родоса.» (Плиний, XXXIV, 7, 18) [1, с. 240].

В книге А.А. Нейхардт и И.А. Шишовой упоминается та же цифра: «Народное собрание родосцев постановило продать железо, которым была обшита гелепола. Были проданы и другие осадные машины, доставшиеся родосцам в результате победы. Всего выручили не менее 300 талантов. Эти деньги решили истратить на возведение новой невиданной статуи бога солнца...» [2, с. 83]. Выходит, что упомянутые Филоном «таланты» были не исходным сырьем для литья, а всего лишь деньгами? [1, с. 396]. В итоге мы оказываемся свидетелями финансовой операции, которую совершили в свое время родосские купцы. В их распоряжение был предоставлен весь железный лом с осадных машин, брошенных Деметрием Полиоркетом под стенами Родоса. Город сразу же получил аванс в 500 талантов на покупку меди, а после продажи первой партии железа - еще 300. В дальнейшем именно эти две цифры стали «достоянием» доверчивых историков и искусствоведов.

Сколько же могла весить статуя на самом деле? Конечно же, гораздо более 300 талантов. Ведь, согласно Полибию, только на ее реконструкцию царь Птолемей IV обещал прислать 3000 талантов (78,6 т!) меди: «Птолемей [Четвертый, Филопатор] также обещал им. три тысячи талантов меди на восстановление колосса, сто зодчих и триста пятьдесят рабочих и на содержание их отпускал ежегодно четырнадцать талантов.» (Полибий, V, 89; 1-4) [1, с. 397]. Приведем еще один любопытный расчет.

Известно, что обломки поверженной статуи были вывезены «каким-то евреем из Эдессы» на 900 верблюдах. Согласно А. Брэму [4], одногорбый верблюд (дромадер) способен легко переносить грузы в 150 килограммов, а двугорбый (бактриан) - до 280. Исходя из этих данных, можно допустить, что вес Колосса Родосского колебался в пределах от 130 до 250 тонн. Это гораздо ближе к истине. Хотя и эта цифра не окончательна. По не подтвержден-

ным пока официальной наукой сведениям, археологи обнаружили на дне древней гавани Родоса огромную кисть правой руки бога Солнца. Могли быть и другие утерянные фрагменты.

Теперь поговорим о вероятном местоположении и о внешнем виде шестого чуда света.

Достоверно установлено, что Колосс стоял у входа в порт, возможно, на том же месте, где в XV в. рыцари-госпитальеры построили форт Святого Николая. Замысел скульптора, конечно же, был утвержден народным собранием. Место для установки колоссальной статуи выбирали с таким расчетом, чтобы она была хорошо видна отовсюду и служила украшением города. Огромная высота Колосса требовала и большого пространства вокруг него. Он не должен был заслонять другие здания и сооружения столицы. Да и «охранную зону» также следовало предусмотреть на случай его внезапного падения. Очевидно, что самым удачным для нее местом был берег родосской гавани.

Многое в облике этой гигантской статуи до сих пор остается загадочным. Даже о размерах статуи нет единого мнения. Приведем два свидетельства античных авторов:

«Самое лучшее из них (сокровищ Родоса. - П.Е.) - колосс Солнца, о котором (неизвестный) автор говорит, что его «Харет из Линда сделал в семьдесят локтей2 (~ 31,08 м)» (Страбон, XIV, 2, 5, с. 652) [1, с. 397].

Симонид Младший считал, что статуя колосса была гораздо выше (Палатинская Антология, XVI, 82) [Там же, с. 396].:

Создал на Родосе колосс прославленный

Харет из Линда; в дважды сорок3 он локтей.

О внешнем виде статуи также не было единого мнения. Порою писали явные небылицы. Так, очень распространенным было представление о том, что статуя стояла прямо над входом в родосскую гавань. Ее широко расставленные ноги опирались на два гигантских мола, между которыми в гавань входили корабли. В поднятой правой руке Гелиос якобы держал огромную чашу (или факел), в которой пылал огонь (рис. 1, б).

Конечно, этот образ является чистейшей фантазией. Дело в том, что никто из древних авторов не писал о том, что статуя божества стояла прямо над гаванью. А тем более в такой странной позе, ведь это было бы оскорблением древнегреческого бога! К тому же Колосс мог закрыть вход в гавань большим кораблям, идущим под парусами (например, квинкеремам). Да и устойчивость гиганта, имеющего только две удаленные друг от друга точки опоры, также весьма сомнительна. Сильный ураган или землетрясение могли легко опрокинуть статую и перекрыть вход в гавань (эпизод с первой гелеполой Деметрия). Однако в действительности этого не произошло. По крайней мере, античные авторы говорят о том, что поверженный землетрясением Колосс лежал не в море, а на берегу (Плиний).

Согласно другой версии, статуя стояла прямо. Ноги ее были сдвинуты, левая рука опущена и прижата к туловищу. В правой поднятой вверх руке

2 В Древней Греции и Риме 1 локоть равнялся 44,4 см.

3 Согласно современным расчетам ~ 35,52 м.

Гелиос держал факел, как статуя Свободы в Нью-Йорке (рис. 1, а). Возможно даже, что в левой руке Гелиос держал копье, служившее ему опорой. Но тогда каким образом в гигантском факеле, служившем в ночное время маяком для судов, поддерживался постоянный огонь? Как наверх поставлялось топливо (нефть)?

Рис. 1. Варианты реконструкции Колосса Родосского: а - на берегу; б - у входа в гавань

Некоторые современные исследователи представили Колосса в виде стилизованной колонны или атланта с неясными человеческими чертами и руками, опущенными вдоль тела.

Окончательное мнение на этот счет сложилось лишь после того, как на острове во время раскопок археологами был найден обломок рельефа II в. до н. э. На нем был изображен Гелиос с поднятотой ко лбу правой рукой. Ученые пришли к заключению, что рельеф копирует знаменитую статую Колосса Родосского. То есть Харес изобразил Гелиоса высоким и стройным юношей с лучистым венцом па голове. Бог стоял па высоком мраморном постаменте, слегка отклонившись назад и приложив правую руку ко лбу, как бы заслоняя глаза и напряженно всматриваясь вдаль. Левой рукой он придерживал покрывало, спадающее до земли (рис. 2).

Может возникнуть вопрос: зачем правая рука статуи прижата ко лбу? Более естественно было бы изобразить Гелиоса с рукой, простертой вперед или вверх. Придав Гелиосу такую позу, скульптор, конечно же, учитывал размеры статуи и ее колоссальный вес. Рука, простертая вперед, без поддержки, неизбежно должна была обломиться под собственной тяжестью. Держать в поднятой руке зажженный факел солнечному богу тоже неуместно - ведь он сам является олицетворением дневного светила! Вот и выбрал скульптор вполне нейтральную позу - ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало, служившее статуе третьей точкой опоры. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Его мо-

гучие ноги чуть расставлены, голову украшает венец из расходящихся в стороны лучей. Скорее всего статуя была развернута на юг, к полуденному солнцу. Ее позолоченное лицо и венец ослепительно сверкали в солнечных лучах. Бронзовый покровитель города как бы приветствовал корабли и указывал им вход в родосскую гавань.

Рис. 2. Реконструкция статуи Колосса Родосского (по А.А. Нейхардт) (а); голова Гелио-са с острова Родос, II в. до н. э. - возможная копия Колосса (б)

Весть о необыкновенном сооружении быстро разнеслась по всему греческому миру. Купцы из разных стран, приезжавшие на Родос, рассказывали повсюду о невиданном чуде. У Хареса появилось много последователей. Возникла даже школа мастеров, украсивших город и остров множеством колоссов. Говорили, что их было не меньше ста. Но ни один из них не смог затмить славу гигантской статуи Гелиоса.

Однако родосцам недолго пришлось гордиться своим Колоссом. Бронзовый гигант простоял 56 лет. В 220 г. до н. э. на острове произошло разрушительное землетрясение. Рухнули городские стены, верфи, дома. Погибло множество людей. Но самым тяжелым ударом для родосцев была гибель Колосса. Гигантская статуя не выдержала колебаний почвы: «Теперь он лежит на земле, опрокинутый землетрясением и разломанный в коленях. Оракул воспретил вновь ставить его.» (Страбон, XIV, 2, 5, с. 652) [1, с. 397].

Итак, самым хрупким и уязвимым местом статуи оказались колени. В этом нет ничего удивительного. Как мы уже отмечали выше, каменные опоры каркаса статуи собирались из огромных блоков, устанавливаемых друг на друга и скрепляемых металлическими шипами. В районе пояса все три колонны были связаны между собой железными балками, образующими «треугольник жесткости». Дополнительную прочность каркасу придавали также замкнутая по контуру бронзовая оболочка статуи и железные связи, скрепляющие ее с каменными опорами. Однако в коленях, наиболее узкой части ног статуи, бронзовая оболочка почти вплотную прилегала к столбам, не оставив места для железных связей. То есть именно здесь каменные блоки дер-

жались практически на одних шипах-пиронах. При смещенном вверх центре тяжести (прижатая ко лбу правая рука) статуя не выдержала колебаний почвы. Это удел многих античных построек, несущие конструкции которых традиционно собирались из каменных блоков (барабанов). Практически все они стали жертвами землетрясений.

По словам Плиния Старшего, «но и лежащая на земле, она (статуя) вызывает удивление... Отломанные члены ее зияют обширными пещерами (подтверждение того, что бронзовая оболочка статуи собиралась не из отдельных листов, а из литых кольцевидных секций. - П.Е.). Внутри видны камни громадных размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость. Немногие могут руками обнять ее большой палец, пальцы на ней превышают большинства статуй.» (Плиний, XXXIV, 7, 18.) [1, с. 240].

Правители многих государств, заинтересованных в торговле и союзе с Родосом, пришли ему на помощь. Греческий историк Полибий (II в. до н. э.) подробно перечисляет все, что было послано пострадавшему городу. В этом списке упоминаются деньги, продовольствие, строительные материалы, полностью оснащенные корабли. Среди тех, кто послал Родосу богатые дары, -правители Сицилии, цари Македонии, Сирии, Вифинии, Понта. Многие из них на какое-то время освободили родосские суда от пошлин. Самую щедрую поддержку оказал родосцам их давний союзник - египетский царь Птолемей IV, выделивший специальные средства и на восстановление Колосса. Была подарена в большом количестве медь, присланы опытные мастера и рабочие. На содержание мастеров и рабочих была отпущена дополнительно немалая сумма денег. Однако поднять статую так и не удалось.

Тогда было объявлено, что по велению оракула статуя не будет восстановлена. Обломки бронзового гиганта оставили на прежнем месте. Они по-прежнему привлекали к себе всеобщее внимание и поражали своими огромными размерами. Страбон называет колоссальную статую Гелиоса лучшим посвятительным даром и замечает при этом, что статуя признается всеми одним из семи чудес света.

Обломки Колосса пролежали на земле более тысячи лет. В 997 г. арабы, захватившие Родос, продали их купцу из города Эдессы. Так были уничтожены последние следы шестого чуда света.

Библиографический список

28. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.

29. Нейхардт, А.А. Семь чудес древней Ойкумены / А.А. Нейхардт, И.А. Шишова. - М. : Наука, 1990. - 128 с.

30. Поляков, Е.Н. Инженерные парадоксы шестого «чуда света» / Е.Н. Поляков // Архитектура и градостроительство: сб. тезисов докладов НТК (часть 4). - Новосибирск : Изд-во НГАСУ, 1997. - С. 9-11.

31. Брэм, А.Э. Жизнь животных в рассказах и картинках : [пер. с нем.] / А.Э. Брэм. - М. : СП «Слово», 1992. - С. 316-317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.