Научная статья на тему 'Античность - магистрали художественного творчества (очерк третий)'

Античность - магистрали художественного творчества (очерк третий) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демченко Александр Иванович

В рубрике От главного редактора продолжается публикация большой серии художественно-исторических эссе, в которых последовательно рассматриваются крупнейшие эпохи. Эти обзоры призваны наметить панораму эволюции человечества в призме реалий всех видов искусства с выходом на онтологические обобщения. В предыдущем эссе был рассмотрен Древний мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Античность - магистрали художественного творчества (очерк третий)»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-10.1

Демченко Александр Иванович

АНТИЧНОСТЬ - МАГИСТРАЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (ОЧЕРК ТРЕТИЙ)

В рубрике От главного редактора продолжается публикация большой серии художественно-исторических эссе, в которых последовательно рассматриваются крупнейшие эпохи. Эти обзоры призваны наметить панораму эволюции человечества в призме реалий всех видов искусства с выходом на онтологические обобщения. В предыдущем эссе был рассмотрен Древний мир. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/10/1 .html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 10(96) C. 7-13. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2018-10.1

В рубрике От главного редактора продолжается публикация большой серии художественно-исторических эссе, в которых последовательно рассматриваются крупнейшие эпохи. Эти обзоры призваны наметить панораму эволюции человечества в призме реалий всех видов искусства с выходом на онтологические обобщения. В предыдущем эссе был рассмотрен Древний мир.

Демченко Александр Иванович, д. искусствоведения, профессор

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова alexdem43@mail.ru

АНТИЧНОСТЬ - МАГИСТРАЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Очерк третий

Итак, мы говорили о древнегреческой классике. Искусству Античности позже предстояло пройти ещё одну подобную фазу - римский классицизм. В литературе римский классицизм своё высшее выражение получил в поэзии Вергилия и Горация.

Венцом творчества Вергилия стала поэма «Энеида». Образцом для неё послужил эпос Гомера. Однако в сравнении с Гомером мир Вергилия чрезвычайно раздвинулся и усложнился.

«Энеида» чтилась как самое полное и законченное выражение римской культуры. Через повествование о судьбе и деяниях легендарного родоначальника римлян Энея поэт раскрывает идею миродержавства Рима (Гёте впоследствии воскликнет: «О Рим, ты целый мир!»).

Вот как формулируется эта миссия Рима в сопоставлении с вкладом других народов - в приводимых сопоставлениях прежде всего имеются в виду греки как зачинатели античной цивилизации.

Одушевлённую медь пусть куют другие нежнее, Пусть из мраморных глыб ваяют живущие лики, Лучше в судах говорят, движенья небесного круга Чертят лучше, чем мы. Пусть!

Твой же, римлянин, долг - полновластно народами править! Вот искусства твои: предписывать миру законы, Всех покорённых щадить и силой смирять непокорных.

Если Вергилий наставлял в познании и осмыслении мира, то Гораций учил поведению в мире. Его классицизм - в культе меры, равновесия, золотой середины (само выражение золотая середина восходит к Горацию). Для него это означало победу разума над страстями, порядка над хаосом.

Его герой - умудрённый жизнью человек, который всё познал, ничему не удивляется, спокойно приемлет удачи и невзгоды; он отказался от непосильного и радуется доступному, а душевного покоя и внутренней свободы достигает путём упорного самосовершенствования.

Лежу ли в постели, брожу ли под портиком - всюду Я размышляю сам о себе: «Вот это бы лучше, -Думаю я, - вот так поступая, я жил бы приятней, Да и приятнее был бы друзьям. Вот такой-то нечестно Так поступил: неужели, разумный, я сделаю то же?» -Так иногда сам с собой рассуждаю я молча...

* * *

Такова была магистраль художественной культуры Античности: от эпохи греческой классики к римскому классицизму. Но античная классика имела и побочные ответвления.

Одно из них было связано с лирически-смягчённой трактовкой образов и вообще с лирикой. В скульптуре из великих мастеров к такой трактовке особенно тяготел Пракситель, и в подобной манере выполнялись в большинстве своём женские образы.

Лиризм отчётливо заявил о себе в греческой поэзии. Её исток - творчество поэтессы Сапфо (встречается и написание Сафо), у которой впервые нашла своё выражение трепетность чувств и переживаний личности.

Я негу люблю,

Юность люблю,

Радость люблю

И солнце.

Жребий мой - быть

В солнечный свет

И в красоту

Влюблённой.

Вот такой, свободный и порывистый, стих, предвосхищающий наших русских поэтесс - Ахматову, Цветаеву, Ахмадулину. И в отличие от эпического гекзаметра с его сверхпротяжённой строкой - «лесенка» кратких фраз.

Позднее выделилась лирическая поэзия Анакреонта, который выступил как певец вина, любви, веселья, земных наслаждений, что впоследствии вызвало массу подражаний (в том числе в русской поэзии - от Батюшкова до раннего Пушкина).

Стихи греческих поэтов очень музыкальны. Объясняется это и тем, что в то время стихосложение было неотрывно от музыки - тексты либо сочинялись вместе с мелодией, либо декламировались нараспев под аккомпанемент какого-либо инструмента (не случайно термин лирика происходит от слова лира - название одного из античных музыкальных инструментов).

От всей музыки Античности до нас дошло немногим более десятка мелодий, но и они свидетельствуют, что уже в те далёкие времена люди располагали тонкой и своеобразной музыкальной культурой.

И, завершая разговор о лирической линии античного искусства, необходимо упомянуть ещё об одном жанре. Уже на исходе Античности появляется греческий роман, основным мотивом которого была поэзия первой любви.

Вот как повествуется о зарождении этого чувства в романе Лонга «Дафнис и Хлоя».

Однажды Хлоя увидела Дафниса во время купанья, и он показался ей прекрасным. Ничего уже больше Хлоя с тех пор не желала, кроме как вновь увидеть Дафниса купающимся. Она убедила его опять купаться пойти и вновь увидела его во время купанья, а увидев, к нему прикоснулась и ушла опять в восхищении, и восхищение это было началом любви.

Что с ней случилось, девочка милая не знала, ведь выросла она в деревне и ни разу ни от кого не слыхала даже слова любовь. Томилась её душа, взоры рассеянно скользили, и только и говорила она, что о своём Дафнисе. Есть перестала, по ночам не спала.

И раз, когда она осталась одна, вот какие мысли пришли ей на ум: «Больна я, но что за болезнь, не знаю. Вся я пылаю, даже когда сижу в тени. Сколько раз терновник царапал меня, но я не стонала. Сколько раз пчёлы меня жалили, но я от еды не отказывалась. Дафнис красив, но красивы и цветы. Прекрасно звучит его свирель, но прекрасно поют и соловьи, а ведь о них я вовсе не думаю... »

Другое ответвление от классической магистрали было связано с акцентом на экспрессивно-драматических формах художественного высказывания. Линия эта зародилась ещё во времена поздней классики (IV век до н.э.), когда стало фиксироваться чувство беспокойства, сильное эмоциональное напряжение, когда в искусство вошёл психологизм острых жизненных контрастов.

В классической трагедии это началось с творчества Эврипида (традиционное написание - Еврипид). Вот фрагмент из его трагедии «Геракл», раскрывающий мысль о беззащитности человека перед слепым Случаем. И это могло быть даже с лучшим из лучших, каким был Геракл: в припадке безумия он убил собственных детей и жену.

Здесь же с полной отчётливостью представлен характерный для Эврипида динамизм диалога (обратим внимание на построчную фразировку: строка - Геракл, другая - его отец).

Геракл

Отец! Ты плачешь? Ты лицо закрыл?

Ты к сыну будто подойти боишься?..

Отец Геракла

Коль адское неистовство прошло...

Так бесновался я? Совсем не помню...

Ты эти трупы, сын мой, узнаёшь?

О, горе мне! О, горе! Дети... Дети...

Да, детский труп, мой сын, - плохой трофей.

Ты говоришь - трофей? Но кто ж убил их?

Ты, лук твой и желавший смерти бог.

Я их убил?.. Как? Как?

Беснуясь. Слишком страшно всё раскрыть.

Жены любимой тоже я убийца?

Весь этот ужас - дело рук твоих.

Какою тучей скорби я опутан!

«Какою тучей скорби я опутан!» - опять-таки из уже отмечавшихся, характерных для древнегреческой трагедии всплесков высокой «поэзии» среди господствующей реальной, строгой, сдержанной «прозы».

И отметим острый психологизм, подчёркнутый прерывающейся речью (не случайно обилие многоточий).

* * *

Выше были рассмотрены два вершинных явления искусства Античности - древнегреческая классика и римский классицизм (к нему мы ещё вернёмся). Но между ними пролегает дистанция в три столетия, на протяжении которых искусство во многом развивалось в русле эллинизма.

В данном случае нелишне напомнить соответствующую терминологическую цепочку: Эллада - название Греции на греческом языке; эллины - самоназвание греков (греками эллинов называли римляне); эллинский -относящийся к Греции.

А вот эллинизм и эллинистический - это то, что относится к обширным территориям, которые испытали прямое воздействие греческой культуры после их завоевания Александром Македонским. Помимо самой Греции, в эту культурно-историческую зону входили Египет, Малая Азия, Северное Причерноморье, Средняя Азия и некоторые другие регионы.

Классическое искусство, оказавшись в контексте эллинизма, как бы раздваивается. То, что раньше было представлено в единстве (например, человечность и монументальность), расслаивается на отдельные линии.

Причём процесс этот не был следствием только исторической ситуации. И само искусство продвигалось к такому расслоению. Черты эллинистического художественного мышления предвосхищались в поздней классике (IV век до н.э.) и даже раньше.

Так, ещё во второй половине VI века до н.э. был построен храм Артемиды в Эфесе (стоит подчеркнуть, что это один из греческих городов на побережье Малой Азии). В то время как в самой Греции строили изящные храмы, соразмерные человеку, здесь, вдалеке от неё и под сильным воздействием восточного зодчества, возводились храмы очень больших размеров и с роскошным убранством.

Из подобных сооружений наибольшей известностью пользовался именно храм Артемиды в Эфесе. Он поражал своей величиной (более 100 метров в длину), великолепием, сложным ритмом колонн и был причислен к семи чудесам света.

Данную линию в IV веке до н.э. продолжил мавзолей в Галикарнасе. То была усыпальница Мавсола (правитель одной из территорий в Малой Азии) - от его имени и пошло впоследствии название мавзолей.

Эта величественная гробница ещё более поражала грандиозностью масштабов, пышной торжественностью и богатством скульптурного убранства. И данное сооружение было в своё время причислено к семи чудесам света.

Вот именно такой вкус к грандиозным масштабам, эффектности форм, декоративной пышности как раз и получил самое широкое хождение в эпоху эллинизма. Это сказалось в строительстве новых огромных городов, создании великолепных парадных архитектурных ансамблей, а также в возведении грандиозных инженерных сооружений.

Среди новых городов крупнейшим являлась Александрия (основана Александром Македонским в Египте в 332-331 годах до н.э. и получила его имя). Построена она была в дельте Нила как новая столица Египта и стала центром эллинистического искусства (здесь находились музей и библиотека, где хранились сотни тысяч рукописных свитков).

Там же было возведено наиболее прославленное из инженерных сооружений эпохи эллинизма -Фаросский маяк. Он стоял на острове Фарос, который был соединён с городом дамбой. Сооружение грандиозное, монументальное и вместе с тем стройное, очень цельное, увенчанное статуей Посейдона. Оно состояло из помещённых одна на другую, последовательно уменьшавшихся башен. Маяк достигал в высоту 140 метров, уступая только пирамиде Хеопса. Его огонь был виден по ночам на расстоянии почти 200 км. Его использовали и как военную крепость. Также считался одним из семи чудес света.

Тяготение к грандиозным масштабам затронуло и скульптуру. И опять-таки начиналось это ещё во времена классики. Уже ведущий её представитель Фидий создал несколько гигантских фигур - к примеру, упоминавшаяся статуя сидящего Зевса имела высоту 14 метров.

В эпоху эллинизма это приобретало подчас черты гипертрофированной монументальности и нашло своё предельное выражение в так называемых колоссах. Самый знаменитый из них - Колосс Родосский.

На греческом острове Родос было 100 колоссов и среди них - бронзовая статуя бога солнца Ге лиоса высотой свыше 30 метров. Она стояла в гавани Родоса в качестве маяка, поражая фантастической грандиозностью. Считалась одним из семи чудес света (разрушена в результате землетрясения).

С завоеваниями Александра Македонского началось активное распространение античной культуры на многие восточные территории. Приведём на этот счёт два примечательных примера.

Храм в Армении (языческий храм в Гарнийской крепости, Ереван, I век н.э.) - строгая красота, во всём созвучная образцам античной архитектурной классики.

Святилище в Хорезме (Кой-Крылган-Кала, Средняя Азия, пустыня Кызылкум, 1У-Ш века до н.э.). Представленное в реконструкции, оно создаёт впечатление поразительной в своей стройности и уравновешенности композиции.

Присоединим к этому любопытные параллели к греко-римской Античности, которые в обилии находим в искусстве «Поднебесной».

Колосс Родосский (Греция)

Великая Китайская стена строилась с IV по I век до н.э. на северной границе Китая для защиты от кочевников и, кроме того, защищала поля от песков пустыни. Она была проложена по горным хребтам, словно гребень, вросший в их каменную плоть.

По верху стены проходит ряд зубцов с бойницами и вымощена дорога, по которой могли продвигаться колонны войск. Через каждые 100-150 м сооружены квадратные башни, где жила стража и откуда подавались световые сигналы в случае появления неприятеля.

По масштабу, грандиозности, затратам материалов и труда Великая Китайская стена сопоставима с египетскими пирамидами: ширина до 8 м, высота до 10 м, длина свыше 5 000 км. Если бы древние греки знали об этом сооружении, они, без сомнения, причислили бы его к чудесам света.

Другое грандиозное творение, созданное руками китайских мастеров, - Погребальный ансамбль одного из китайских императоров (III век н.э.). Шеститысячное керамическое войско хранителей мемориала, состоящее из фигур воинов, выполненных в натуральную величину, - монументальное и впечатляющее зрелище. Бесконечные ряды воинов, причём каждый из них портретирован совершенно индивидуально.

* * *

И вновь о последнем, римском, этапе Античности. Восприняв художественный опыт Древней Греции и эллинизма, римское искусство заняло главенствующее положение в античном мире примерно к середине I века до н.э. Рим вышел из тьмы варварства в VIII столетии до н.э., прошёл путь от маленькой крестьянской общины до огромной мировой державы и создал культуру, которая, наряду с греческой, легла в основу европейской цивилизации.

В сравнении с поэтичным мировосприятием греков, римляне были более трезвыми и прагматичными, поэтому ведущим видом искусства стала у них архитектура, и едва ли не господствующее положение в ней приобрели утилитарные постройки: мощёные дороги, мосты, водопроводы, термы (римские бани), крытые рынки и т.п.

Сказанное вовсе не означало некой ограниченности римских зодчих. Они широко опирались на опыт греческой классики и, например, возводя культовые здания, активно обновляли и усложняли традиционные

формы, а также разрабатывали новые модификации. Прекрасным примером подобной инициативности может служить так называемый Круглый храм в Риме.

Прагматизм римлян сказался, с одной стороны, в подчёркнутом внимании к комфортности жилища, а с другой - в унификации городской застройки. Превосходной иллюстрацией подобного контраста могут послужить приводимые ниже образцы.

Реконструкция дома богатого римлянина в городе Помпеи, где особый акцент проставлен на обустройстве интерьера. С большим вкусом разработанный внутренний облик жилища - строгий, но торжественно-импозантный - даёт законченное представление об аристократическом обиходе.

Жилой дом в Остии (гавань Древнего Рима), так называемая инсула. Перед нами постройка совершенно определённого функционального назначения - кирпичный многоэтажный дом с комнатами или квартирами для сдачи в наём, здание без малейших претензий на что-либо особенное (в его стандартном облике просматриваются черты современного типового строительства).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к крупным сооружениям инженерного типа, заметим, что отдельные из них сохранились и действуют до сих пор. Таков, к примеру, находящийся на территории Франции акведук в Ниме (конец I века до н.э.) - одна из капитальных римских построек (высота моста почти 50 м, его верхний ярус служил в качестве водовода).

Художественная выразительность инженерной конструкции в подобных сооружениях достигалась благодаря органичной связи с ландшафтом, а также пропорциям и замечательной по красоте кладке массивных квадров (квадратных блоков) гранита.

Акведук в Ниме (Франция)

Талант и воля римских строителей превращали каждое такое сооружение в подлинный памятник. Грандиозный размах подобных построек служил идее величия и могущества Римской державы.

Тем более этой цели отвечали триумфальные монументы - арки и колонны. Они сооружались в честь какой-либо выдающейся победы римского оружия, и, например, через арку в день триумфа следовала торжественная процессия. Тяжеловесно-парадный облик подобных архитектурных монументов хорошо иллюстрирует триумфальная арка императора Тита (около 70 года до н.э.).

В далёком будущем традиция подобных монументов возродилась во многих странах (в том числе в России, начиная с Отечественной войны 1812 года).

Возвеличению Римской империи служили и грандиозные общественные сооружения: форумы, театры, цирки. Форум - это большая парадная площадь с комплексом окружающих её общественных зданий и мемориальных сооружений, центр деловой и политической жизни города.

Особой грандиозностью отличался форум Траяна в Риме, сооружённый при императоре Траяне, который завершил предельное территориальное расширение Римского государства. Этот ансамбль выделяется не только роскошью - он является и наиболее развитым по архитектурному решению.

В его составе: триумфальная арка и колонна Траяна, большой двор (120 х 120 м) с портиками, площадь с двумя библиотеками - латинской и греческой; к площади примыкал рынок с монументальными торговыми зданиями.

Самым значительным из театрально-цирковых сооружений стал Колизей (I век н.э.). Ныне он находится в полуразрушенном состоянии, так как после падения Рима долгое время служил каменоломней для других построек.

Но, тем не менее, для современного посетителя совершенно очевидно, что перед ним особый вид театрального здания - амфитеатр: арена в форме овальной чаши, вокруг которой уступами располагались

места для зрителей, что превосходно служило для устройства различных зрелищ (травля зверей, бои гладиаторов и проч.).

Фасад Колизея представлял собой грандиозную трёхъярусную аркаду с абсолютно выдержанным единым ритмом (240 арок тремя ярусами окружали арену). Это огромное сооружение (высота 16-этажного дома) вмещало около 50 тысяч зрителей. Размеры арены позволяли выпускать до трёх тысяч пар гладиаторов одновременно. Не случайно название Колизей происходит от лат. сolosseus - громадный. Является одной из вершин римской архитектуры.

Той же идее величия Римского государства служил и парадный скульптурный портрет. Квинтэссенцией официального стиля в этом жанре стали торжественные изображения императора Августа. Со временем его имя (лат. возвеличенный богами) приобрело значение титула императора (см. в русском лексиконе августейшая особа).

Время его правления (последние десятилетия до н.э. и первые десятилетия н.э.) считают «золотым веком» римской истории и культуры - в частности в это время создавали свои творения упоминавшиеся выше поэты Вергилий и Гораций.

В качестве образцов можно сослаться на две различные мраморные статуи Августа, выдержанные в возвышенно-репрезентативном роде (в обоих случаях в обозначении этих работ отмечено место их находки).

Август из Прима Порта (I век н.э.) - здесь он представлен в торжественном воинском облачении, то есть в аксессурах императора, и выступает в данном случае как носитель идеи государственного величия, чему отвечают черты идеализации.

Август из Кум (I век н.э.) - воссозданная в мраморе полуобнажённая фигура олицетворяет образ мудрого правителя, устанавливающего твёрдый и справедливый закон (и здесь император изображён с соответствующими атрибутами).

Август из Кум (Италия)

Последним аккордом римского классицизма в скульптуре можно считать памятник императору Марку Аврелию (вторая половина II века н.э.). Эта бронзовая статуя - единственный известный нам образец конного монумента времён Античности. Само по себе возникновение жанра конной статуи являлось одним из завершающих открытий римского искусства - впоследствии он будет возобновлен только в эпоху Возрождения.

* * *

На завершающем этапе своей эволюции античная скульптура открывала для себя бурную патетику, кипение страстей, повышенный динамизм, состояние трагического надлома.

Из преддверий этого - портрет философа (III-II века до н.э.), где поражает необычайная острота в передаче облика человека, находящегося на грани катастрофы, в состоянии стресса. Превосходно передано крайнее эмоциональное напряжение, трагическая экспрессия.

Алтарь Зевса в Пергаме (180 год до н.э., Пергам - город в Малой Азии, один из центров эллинистического мира) опоясан грандиозным горельефным фризом, где изображена битва богов с титанами. И, несмотря на сильные повреждения (вообще характерные для состояния античной скульптуры), в изображении хорошо ощутим невероятно сильный драматический накал.

Сюжет знаменитой скульптурной группы Лаокоо н и его сыновья, погибающие в тисках змей (около 50 года до н.э.) взят из мифов о Троянской войне: жрец Лаокоон предостерегал сограждан об опасности, исходящей от деревянного коня, оставленного греками; за это бог, который покровительствовал грекам, напустил на Лаокоона двух огромных змей, задушивших его вместе с сыновьями.

Передан момент гибели персонажей: одна из змей впивается в грудь младшего сына, другая - в бедро отца. Лица искажены страданием, всё раскрывается на болевом пределе и полно безысходности. Налицо великолепное знание анатомии, но уже нет строгости классического искусства, что заметно в театральных эффектах (воздетые руки сыновей) и в оттенке мелодраматизма.

И всё-таки доминирующим в античном искусстве оставался другой акцент, который можно выразить понятием оптимистическая драма.

Нике Самофракийская - одно из самых замечательных творений эллинистической эпохи с концентрированным воплощением таких её качеств, как монументальность, динамизм и патетика.

Нике Самофракийская (Греция)

Нике - крылатая вестница победы. Эта статуя была установлена на острове Самофракия в честь победы над вражеским флотом. Вот почему её водрузили на высокой отвесной скале и вдобавок на пьедестале в виде передней части боевого корабля.

Постановка фигуры и трактовка одежды таковы, что кажется, будто Нике встречает напор реального ветра, который раскрывает её крылья и развевает одежду. Одежда имеет в образно-пластической характеристике очень большое значение - её многочисленные трепещущие складки образуют богатейшую живописную гамму, усиливая динамику и чувство эмоционального подъёма. Тому же способствует сложное винтообразное построение статуи. В целом эта фигура являет собой исключительную устремлённость и титанизм образа...

В заключение из того, что обычно констатируется в качестве исторической значимости искусства Античности, напомним определяющую оценку. Оно явилось базисом европейской культуры, многократно служило образцом для подражания, а в некоторых отношениях было и остаётся недосягаемым с точки зрения художественного совершенства (в первую очередь это касается скульптуры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.