Научная статья на тему 'КОЛОРАТИВ «БЕЛЫЙ» В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»'

КОЛОРАТИВ «БЕЛЫЙ» В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРГЕНЕВ И. С / «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» / ЦВЕТОПИСЬ / КОЛОРАТИВ / ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова М. В., Алмалчи Хамид Сабах Хлайхель

Данная статья посвящена анализу использования колоратива «белый» в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», который является наиболее частотным с точки зрения словоупотребления и преимущественно используется в портретных описаниях. Выделяются функции данногоколоратива: описательная и символическая. В первом случае использование «колоратива» позволяет показать черты внешнего облика персонажа, зачастую отражающие не только его физические данные, но и характеризующие с точки зрения социального положения или некоторых черт характера. Во втором случае использование колоратива «белый» обусловлено христианскими представлениями о духовной чистоте, что проявляется в облике Лизы Калитиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COLORATIVE "WHITE” IN I.S. TURGENEV'S NOVEL "THE NOBLE NEST”

This article is devoted to the analysis of the use of the colorative“white” in I.S. Turgenev’s novel “The Noble Nest”, which is the most frequent in terms of word usage and is mainly used in portrait descriptions. The functions of this colorative are highlighted: descriptive and symbolic. In the first case, the use of thecolorative “white” allows you to show the features of the external appearance of the character, often reflecting not only his physical data, but also characterizing from the point of view of social status or some character traits. In the second case, the use of the colorative“white” is due to Christian ideas about spiritual purity, which is manifested in the appearance of Lisa Kalitina.

Текст научной работы на тему «КОЛОРАТИВ «БЕЛЫЙ» В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»»

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82.091 АНТОНОВА М.В.

доктор филологических наук, профессор, Орловский

государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

АЛМАЛЧИ ХАМИД САБАХ ХЛАЙХЕЛЬ

аспирант, Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева

E-mail:[email protected]

UDC 82.091

ANTONOVA M.V.

Doctor of Philology, Professor, Orel State University E-mail: [email protected] ALMALCHIHAMID SABAH HLAICHEL PhD student, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected]

КОЛОРАТИВ «БЕЛЫЙ» В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» THE COLORATIVE "WHITE" IN I.S. TURGENEV'S NOVEL "THE NOBLE NEST"

Данная статья посвящена анализу использования колоратива «белый» в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», который является наиболее частотным с точки зрения словоупотребления и преимущественно используется в портретных описаниях. Выделяются функции данногоколоратива: описательная и символическая. В первом случае использование «колоратива» позволяет показать черты внешнего облика персонажа, зачастую отражающие не только его физические данные, но и характеризующие с точки зрения социального положения или некоторых черт характера. Во втором случае использование колоратива «белый» обусловлено христианскими представлениями о духовной чистоте, что проявляется в облике Лизы Калитиной.

Ключевые слова: Тургенев И. С., «Дворянское гнездо», цветопись, колоратив, портрет.

This article is devoted to the analysis of the use of the colorative"white" in I.S. Turgenev's novel "The Noble Nest", which is the most frequent in terms of word usage and is mainly used in portrait descriptions. The functions of this colorative are highlighted: descriptive and symbolic. In the first case, the use of thecolorative "white" allows you to show the features of the external appearance of the character, often reflecting not only his physical data, but also characterizing from the point of view of social status or some character traits. In the second case, the use of the colorative"white" is due to Christian ideas about spiritual purity, which is manifested in the appearance of Lisa Kalitina.

Keywords: Turgenev I.S., "Noble nest", color painting, colorative, portrait.

Цветопись в литературе - это прием, который способствует созданию художественного образа и передаче замысла писателя или поэта. В русской литературе многие писатели активно использовали данный прием, причем цветовые палитры их произведений существенно отличаются друг от друга. Что касается И.С. Тургенева, то цветопись в его произведениях неоднократно становилась предметом исследования, в том числе к этому вопросу обращались Л.В. Алешина [1], Е.А. Бурштинская [2], В.В. Голубков [3], С.Г. Капралова [4], Л.А. Качаева [5], С.Е. Шаталов [8] и др.

Задачей настоящего выступления является анализ использования колоратива «белый» в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Белый цвет является одним из наиболее часто используемых в романе. По нашим подсчетам - это определение встречается в тексте 34 раза. Для сравнения: «черный» упоминается 7 раз, «красный» - 26 , «синий» - 5, «желтый» - 11, «зеленый» - 8, «голубой» - 4, «серый - 6, «розовый» - 8, «коричневый» - 1.

Колоратив «белый» встречается 29 раз в портретных описаниях и 5 раз в картинах интерьера. Пейзаж в романе лишен собственно белого цвета. Как видим, преобладает использование данногоколоратива именно в портрете.

В изображении интерьера использование эпитета «белый» имеет в основном описательный характер (например, упоминание «тонконогих белых диванчиков в гостиной» дома в Васильевском [6, с. 61]. Исключение составляет «белая кроватка» в комнатке у Лизы [6, с.149], которая соотносится с обликом героини.

«Белый» в портретной характеристике используется при описании одежды. Так, указывается, что Марфа Тимофеевна «постоянно носила белый чепец и белую кофту» [6, с. 8]. Гедеоновский впервые на страницах романа предстает перед читателем в двух галстуках -«одном черном, сверху, другом белом, снизу» [6, с. 10]. «Белый чепец» носит Настасья Карповна Огаркова [6, с.56]. Лиза в сцене рыбной ловли одета в белое платье, подпоясанное белым поясом [6, с. 80]. Ночью Лаврецкий любуется Лизой в белом платье [6, с. 105]. В основном эти цветовые портретные детали не несут какого-либо характерологического значения. Исключение составляет портретное описание Варвары Павловны во время второго посещения Калитиных. Если в первый визит она подчеркнуто одета в черное платье, демонстрирующее смирение, то для второго визита героиня лицемерно выбирает изысканное платье серого цвета с белым воротничком, что должно оттенить ее хрупкость, ложную скромность и изящество: «Серое парижское платье

© Антонова М.В., Алмалчи Хамид Сабах Хлайхель © Antonova M.V., Almalchi Hamid Sabah Hlaichel

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

стройно охватывало ее гибкий, почти семнадцатилетний стан, ее тонкая, нежная шея, окруженная белым воротничком, ровно дышавшая грудь, руки без браслетов и колец - вся ее фигура, от лоснистых волос до кончика едва выставленной ботинки, была так изящна...» [6, с. 120].

Довольно часто колоратив «белый» используется в сочетании «белые руки». Это и «белоснежная ручка» Марьи Дмитриевны, которую целует Гедеоновский, белые руки Паншина, «мягкие белые руки» Настасьи Карповны, и белые руки Варвары Павловны. С нашей точки зрения, это не просто некая черта внешности, но и знак аристократизма изображаемых персонажей. Исключение в этом ряду представляет только Настасья КарповнаОгаркова, в облике которой, несмотря на ее дворянское происхождение, подчеркивается теплота, добросердечие и душевная расположенность к Лизе.

Белые руки в контексте аристократической изнеженности персонажей заставляют вспомнить символическое противопоставление рук Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в более позднем романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как мы помним, Николай Петрович «крепко стиснул ... обнаженную красную руку» [7, с. 11] Базарова. Рука Павла Петровича - красивая, с ухоженными розовыми ногтями, подчеркивает Тургенев и красивую белую руку Одинцовой. В романе «Дворянское гнездо» этот контраст намечен, но не реализован в полной мере. Так, Лемм является обладателем «жилистых красных рук» [6, с. 19],хотя его руки музыканта могли бы иметь аристократические черты. Но, вероятно, писатель стремился подчеркнуть таким образом, что Лемм прожил тяжелую, полную трудов жизнь. Во время всенощной в доме Калитиных Лиза целует «большую красную руку священника» [6, с. 99]. Разночинное состояние священника подчеркивается и его «неарискратическим» поведением после службы, несмотря на то, что принимает «несколько светский вид»: он «выпил четыре чашки, беспрестанно отирая платком свою лысину, рассказал, между прочим, что купец Авошников пожертвовал семьсот рублей на позолоту церковного «кумпола», и сообщил верное средство против веснушек» [6, с. 100].

Колоратив «белый» не столь часто используется по отношению к облику Лизы Калитиной и Лаврецкого.

В облике Лаврецкого подчеркиваются «белый лоб» и «белокурые волосы». Но это черты, скорее, нейтральны, поскольку «белокуростью» отличаются и другие персонажи: француз-любовник Варвары Петровны и

некий «белокурый гусарский офицер». Собственно, «белокурые» волосы не предполагают наличие именно белого цвета, подчеркивается именно светлый их оттенок.

Что касается Лизы, то можно отметить, что Тургенев обращает внимание на белый цвет ее одежд дважды, во-первых, по время сцены на рыбалке, а во-вторых, во время объяснения героев в ночном саду: «В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам, она тихонько подошла к столу, нагнулась над ним, поставила свечку и чего-то поискала; потом, обернувшись лицом к саду, она приблизилась к раскрытой двери и, вся белая, легкая, стройная, остановилась на пороге»[6, с.104].Кроме того, очень важно, что Лиза изображается как «вся белая», что подчеркивает ее ангелоподобие.

Вообще белый цвет в христианстве имеет довольно много значений, причем все они положительные. Он считается символом святости и духовности, символизирует чистоту, непорочность, освобождения от грехов. В свете современных трактовок образа Лизы Калитиной как воплощения христианского начала в романе видение автором и героем всего ее облика как «белого» является знаковым,особенно если вспомнить содержание беседы Лаврецкого с Лизой и последующие события.

«Белый» цвет как признак внешнего облика и внутреннего состояния Лизы дополняется постоянным использованием эпитета «бледный» и глаголов со значением «бледнеть», «побледнеть». Разумеется, семантика прилагательного «бледный» не равна значению «белый», однако в контексте романа постоянные указания на бледность героини - бледность лица, бледность рук, бледность губ - подчеркивает отсутствие цвета, то есть фактически белизну, связанную с теми или иными глубокими переживаниями. В оппозиции с отсутствием цвета оказывается состояние, когда героиня «краснеет», что тоже является внешним отражением духовного состояния. Нам было бы в дальнейшем интересно проследить за тем, каким образом происходят эти внешние перемены и счем они связаны.

Таким образом, следует подчеркнуть, что колора-тив «белый» в романе Тургенева «Дворянское гнездо», во-первых, является наиболее распространенным в сравнении с другими цветообозначениями.Во-вторых, он преимущественно используется в портретных описаниях и имеет как описательное, так и символическое значение, способствуя реализации авторского замысла и созданию образов персонажей.

Библиографический список

1. Алешина Л.В. Спектральный мир «Записок охотника» И.С. Тургенева // Текст: грани и границы. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Коллективная монография. Орел, 2017. С. 130-145.

2. Бурштинская Е.А. Цвет как аспект литературного портрета в художественной прозе И. С. Тургенева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 Русская литература. Череповец. 2000.

3. ГолубковВ.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. - М., 1960.

4. Капралова С.Г. Цветовая лексика в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» // Русский язык в школе. 1968. № 5. С. 18-21.

5. КачаеваЛ.Л. Мастер живописания природы // Русская речь. 1980. № 5. С. 10 17.

6. Тургенев И.С. Дворянское гнездо // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения. Т.VI. М., 1981. С. 5-158.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 4 (93), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 93. 2021

7. ТургеневИ.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения. Т.VII. М., 1981. С. 5-190.

8. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.

References

1. Alyoshina L.V. Spectral world of "Notes of a hunter^y I.S. Turgenev // Text: sides and borders. "Notes of a hunter" by I.S. Turgenev. Collective monograph. Orel, 2017. Pp. 130-145.

2. Burshtinskaya E.A. Color as an aspect of literary portrait in the fiction of I. S. Turgenev: dissertation Candidate of Philological Sciences: 10.01.01 Russian Literature. Cherepovets. 2000.

3. Golubkov V.V. Artistic mastery of I.S.Turgenev. M., 1960.

4. Kapralova S.G. Color vocabulary in the story of I.S.Turgenev"Bezhin lug" // Russian language at school. 1968. No. 5. Pp. 18-21.

5. Kachaeva JI.A. Master of painting nature // Russian speech. 1980. No. 5. Pp. 10-17.

6. Turgenev I.S. The Noble nest // Turgenev I.S. The complete collection of works and letters: In 30 vols. Works.Vol.VI. M., 1981. Pp. 5-158.

7. Turgenev I.S. Fathers and children // Turgenev I.S. Complete collection of works and letters: In 30 vols. Works. Vol.VII. M., 1981. Pp. 5-190.

8. Shatalov S.E. The artistic world of I.S. Turgenev. M., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.