ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 4
С.С. Морозова
(кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела искусства
Старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина)*
КОЛЛЕКЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
ИСКУССТВ им. А.С. ПУШКИНА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
За почти столетний период в музее собрано более 600 памятников западноевропейской скульптуры, начиная с VI в. В статье рассматриваются периоды формирования коллекции и вклад научных сотрудников и хранителей в ее изучение. Среди них В.К. Шилейко, К.М. Малицкая, М.Я. Либман, С.Д. Романюк, О.Д. Никитюк, Н.И. Полякова, А.Н. Баранов и др. Анализируется состав коллекции по материалам, хронологии и национальным школам, поднимаются актуальные проблемы изучения.
Ключевые слова: ГМИИ им. А.С. Пушкина, западноевропейская скульптура, коллекция, XX век.
For about a hundred years the museum has collected more than 600 items of Western European sculpture, with some sculptures dating back to 6th century The article analyses the principles of collecting and the contribution of museum's staff researchers into the study of the collection. The list of researchers includes V.K. Shileyko, K.M. Malitskaya, M.Ya. Liebmann, S.D. Romanyuk, O.D. Nikityuk, N.I. Poljakova, A.N. Baranov etc. The composition of the collection is analyzed by material, timeline and national schools. There is a discussion of some topical research issues.
Key words: Pushkin State Museum of Fine Arts, Western European sculpture, collection, 20th century
* * *
В начале XXI в. коллекции подлинников в Музее изобразительных искусств отмечают столетний юбилей. Пройденный этап нуждается в осмыслении и подведении итогов деятельности. За последние годы музеем предпринят ряд фундаментальных изданий каталогов живописи по национальным школам — фламандской, французской, голландской, итальянской. Выходят каталоги графических коллекций, собрания древностей, античной коллекции, Музея личных коллекций.
Западноевропейская скульптура насчитывает более шестисот памятников и также требует изучения. За это время сформировалось самостоятельное собрание, которое в настоящий момент имеет в своем составе произведения от VI до XX столетия.
* Морозова Светлана Семеновна, e-mail: [email protected].
В силу объективных причин скульптурные подлинники долгое время оставались на периферии внимания, которое всецело занимали в коллекции слепки, отобранные и заказанные И.В. Цветаевым, и некоторые уникальные слепки XVIII в., происходящие из коллекции Кабинета изящных искусств Московского университета. Публикации этого периода были посвящены главным образом коллекции слепков — ядру Музея изящных искусств. Положение изменилось в 1924 г., когда был открыт ряд живописных залов, в которых памятники скульптуры и прикладного искусства заняли свое достойное место, внося своими пластическими акцентами необходимую ритмичность в художественное пространство и выразительно дополняя живопись.
Под руководством Н.И. Романова, возглавившего музей после смерти И.В. Цветаева, были налажены периодические издания: «Труды», «Сообщения», «Жизнь Музея», «Памятники»1. В этих сборниках появились первые статьи, связанные с изучением западноевропейской скульптуры в музее.
Первым исследователем этой коллекции стала Вера Константиновна Шилейко. Ее интересовала скульптура Возрождения, прежде всего итальянского. В 1927 г. была напечатана ее статья о «Мадонне с младенцем и Иоанном Крестителем» — бронзовой композиции по модели Я. Сансовино, одной из первых в собрании2. В 1939 г. В.К. Шилейко представила «Сцену битвы» Джанфранческо Русти-чи3. По-видимому, осталось неопубликованным ее сообщение о ре-нессансной бронзовой статуэтке круга Леонардо да Винчи, сделанное исследовательницей на научной сессии, посвященной 50-летию музея4. В.К. Шилейко принадлежит публикация двух немецких бронзовых скульптур XVI в. — Евы и Андромеды5.
В послевоенные годы скульптурное собрание изучал Михаил Яковлевич Либман. Итогом его научной деятельности явились отдельные статьи, опубликованные в 1960—1980-е гг. Как и Шилейко, М.Я. Либман исследовал ранние памятники в коллекции. Объектами его внимания стали алебастровый рельеф со сценами из младенчества Христа, считавшийся итальянским и определен-
1 Труды Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.; Л., 1939; Жизнь Музея. Бюллетень... № 3. Год II. М., 1927.
2 См.: Шилейко-Андреева В.К. Бронзовая группа работы Якопо Сансовино // Жизнь Музея. Бюллетень... № 3. Год II. С. 28—29.
3 См.: Шилейко В.К. Терракотовая «Сцена битвы» и ее связь с композицией этого античного сюжета у Леонардо да Винчи // Труды Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.; Л., 1939. С. 19—23.
4 См.: Шилейко В.К. Бронзовая статуэтка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина круга Леонардо да Винчи: Доклад на научной сессии, посвященной 50-летию музея 24 мая 1962 г.
5 Schileico-Andreewa V. Zwei unbecannte Bronzestatuetten aus der Vischer-Werkstatt // Jahrbuch der Preuszischen Kunstsammlungen. 1929. Bd 50. S. 183—185.
ный им как южнофранцузская работа6, и итальянские памятники: майоликовое тондо Андреа делла Роббиа; «Пьета» — мраморный рельеф Агостино Бусти; бронзовая «Голова мальчика», признанная им работой Буонакосси, прозванного Антико7; бронзовые статуэтки Эразма Тривульцио8 и атланта9, а также памятник итальянского барокко — бюст Леопольдо Медичи работы Фоджини10.
Ряд исследований М.Я. Либман посвятил немецкой скульптуре. Это деревянная статуэтка Адама11, «Женщина, расчесывающая волосы»12, статуэтка обнаженного мальчика13. Впоследствии некоторые из работ ученого были включены в созданные им обобщающие труды по истории немецкой скульптуры14. Важным итогом многолетних изысканий явился выход составленного Либманом альбома «Западноевропейская скульптура XV—XVI веков в музеях Советского Союза», в котором опубликованы четырнадцать памятников московской коллекции15. В отсутствие каталога скульптуры на эти исследования ссылаются западные ученые.
В эти же годы появились такие работы, как статья С. Романович, посвященная истории создания «Женского портрета» О. Цадкина16;
6 См.: Либман М.Я. Рельеф со сценами из младенчества Христа в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина // Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1960. С. 188—199; Он же. Из собрания скульптуры ГМИИ: I. Исчезнувший и «вновь возникший» шедевр Андреа делла Роббиа. II. Рельеф Агостино Бусти, прозванного Бамбая // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1966. Вып. 3. С. 45—48 (далее по номерам: III—VI).
7 См.: Либман М.Я. IV. «Голова мальчика» из собрания Пурталес и ее возможный автор // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1975. Вып. 5. С. 63—72.
8 См.: Либман М.Я. Статуэтка Эразма Тривульцио и родственные ей бронзы // Классическое искусство за рубежом. М., 1966. С. 45—51.
9 См.: Либман М.Я. Статуэтка «атланта» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина// Сообщения Института истории искусств АН СССР. 1960. Вып. 13—14. С. 154—164.
10 См.: Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: <...> III. Бюст кардинала Леопольдо Медичи работы Джованни Батиста Фоджини // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вып. 3. С. 48—51.
11 См.: Либман М.Я. Статуэтка «Адама» из ГМИИ и зальцбургская школа резчиков 1520—1530-х гг. // Музей-3. Художественные собрания СССР. М., 1982. С. 170—174; Liebmann M. Studien zur deutschen Kleinplastik. Eine Adam-Statuette im Puschkin-Museum zu Moscau und die Salzburger Bildschnitzerwerkstatt 1510—1530 // Munchener Jahrbuch der bildenden Kunst. 1961. Bd XII. S. 197—202.
12 См.: Либман М.Я. V. Еще раз о статуэтке обнаженной женщины, расчесывающей волосы // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. М., 1980. Вып. 6. С. 113—116.
13 См.: Либман М.Я. VI. Статуэтка нагого мальчика // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. Вып. 6. С. 117—118.
14 См.: Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350—1550. М., 1980; Он же. Немецкая скульптура 1200—1270. М., 1983.
15 Западноевропейская скульптура XV—XVI веков в музеях Советского Союза. Л., 1988 (имеются также издания на английском и французском языках).
16 См.: Романович С.Д. «Женский портрет» работы Осипа Цадкина // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1975. Вып. 5. С. 73—76.
статья К.М. Малицкой об испанской статуе Петра-мученика17; публикация С.О. Андросова, посвященная флорентийским бронзам позднего барокко в советских музеях18, в которой московская бронза «Спящий Эндимион» определяется как произведение А. Кор-наккини; статья А.Н. Баранова о скульптурах Аристида Майоля19. Ряд научных докладов и публикаций, касающихся истории создания и атрибуции некоторых памятников коллекции, принадлежит
20
и автору настоящей статьи20.
Публикации единичных памятников содержатся в каталогах выставок новых поступлений и каталогах картинной галереи21, в каталогах выставок, на которых они экспонировались22.
17 См.: Малицкая К.М. Испанская статуя XVII века в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1980. Вып. 6. С. 45—48.
18 Androssow S.O. Florentines Bronzen des spaetbarock in Museen der UDSSR // Mitteilungen des Kunsthistorischen institutes in Florenz. 1980. Bd XXIV. Heft 2. S. 237—250.
19 См.: Баранов А. Н. Произведения Майоля для особняка И. Морозова // Советская скульптура 79/80. М., 1981. С. 244—253.
20 Морозова С. С. О коллекционировании западноевропейской скульптуры в России второй половины XVIII века (по архивным материалам) // Русское искусство Нового времени. М., 1996. С. 61—73; Она же. Средневековый алебастровый рельеф (из новых поступлений ГМИИ им. А.С. Пушкина): Доклад на научной конференции «Лазаревские чтения — 2002»; Она же. Бюст вице-канцлера А.М. Голицына работы Бартоломео Кавачеппи в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина // Итальянский сборник. М., 2005. Вып 4. С. 256—260; Она же. Скульптурное собрание вице-канцлера князя А.М. Голицына (по архивным материалам) // Канова и его эпоха. М., 2005. С. 160—168; Она же. Судьба скульптурного собрания А.М. Голицына (из истории отечественного коллекционирования): Доклад на научной конференции «Лазаревские чтения — 2005»; Она же. Гранье или Гарнье? Изучение бронзы в скульптурной коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина: Доклад на Отчетной научной сессии в ГМИИ им. А.С. Пушкина 2006 г.; Она же. Скульптура // Жизнь музея. Годовой отчет 2007. М., 2008. С. 49—52; Она же. Проблема французской бронзы XVII—XVIII веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: Доклад на Отчетной конференции ГМИИ им. А.С. Пушкина 2008 г.; Она же. Терракоты Клодиона. Вопросы атрибуции: Доклад на научной конференции «Лазаревские чтения — 2009»; Она же. Группа итальянских бронз XVII—XVIII вв. в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина // Итальянский сборник. М., 2009. Вып. 5. С. 188—195.
21 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог картинной галереи. М., 1948; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог картинной галереи. Живопись, скульптура. М., 1961; ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. М., 1970; ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1970—1980: Каталог. М., 1982; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. М., 1986; ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. М., 1989; Государственный Музей изобразительных искусств. К 100-летию со дня основания музея. М., 1998; ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. М., 2003.
22 Матисс. Живопись, скульптура, графика. Л., 1969; Эмиль Антуан Бурдель. Скульптура и графика (из музеев Франции): Каталог выставки. Л., 1972; Франче-ско Мессина. Скульптура. Графика: Каталог выставки. М., 1978; Эмилио Греко: Каталог. Л., 1979; Анималистическая скульптура XIX — начала XX века в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных собраний. М., 2000; Роден и его время: Каталог выставки. М., б.г.
Особую группу источников по истории коллекции составляют публикации собраний С.И. Щукина и И.А. Морозова, а также Государственного музея нового западного искусства, чьи коллекции частично были переданы в ГМИИ в 1948 г.23 Таким образом, мы располагаем публикациями лишь отдельных памятников коллекции.
Материал о комплектовании скульптурной коллекции музея систематизирован только в неопубликованной работе О.Д. Ни-китюк, посвященной французской скульптуре XIX — начала XX в. (В значительной степени коллекционирование этого раздела осуществлялось в 1980—1990-е гг. автором рукописи.) В работе даны характеристики мастеров и их произведений24.
Систематизация коллекции ведется по трем основным принципам — по материалам, по хронологии и по национальным школам.
В составе фонда представлены все основные скульптурные материалы, а именно терракота, гипс, фарфор, бронза, чугун, дерево, камень (мрамор и алебастр).
Самую большую группу (более 400 памятников, или две трети коллекции) составляет бронза. Сам скульптор, как правило, с этим материалом не работает. Он нужен для создания долговечных произведений, композиции которых найдены мастером в воске и глине. Бронза также наиболее удобна и для репродуцирования модели. Поэтому при изучении бронз любой из национальных школ и любого хронологического периода прежде всего необходимо найти первичную модель и определить ее автора25. Другой, более специальной проблемой является отнесение бронзы к той или иной национальной школе, а также датировка отливки26. При датировке не обойтись без технико-технологического анализа — метода, все более практикуемого во всем мире, и анализа состава бронзового сплава, который по мере накопления и публикации этих данных позволит соотнести друг с другом близкие группы памятников, чтобы точнее определить работы, вышедшие из определенных литейных мастерских.
23 См.: Терновец Б.Н. Французская скульптура в Москве // Среди коллекционеров. М., 1922. № 10. С. 3—15; Тугендхольд Я.А. Первый музей новой западной живописи. М., 1923; Государственный музей нового западного искусства: Иллюстрированный каталог. М., 1928.
24 См.: Никитюк О.Д. Французская скульптура XIX — начала XX в.: Альбом-каталог (рукопись) // ОР ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ф. 5. Оп. II. Разд. III. Ед. хр. 33.
25 См.: Морозова С.С. Бронзовые портреты Людовика XIV в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина: Доклад на XIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Государственная Третьяковская галерея. Объединение «Магнум арс» 28—29 ноября 2007 г. Москва.
26 См.: Морозова С.С. Проблема французской бронзы XVII—XVIII веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: Доклад на Отчетной конференции ГМИИ им. А.С. Пушкина 2008 г
5 ВМУ, история, № 4 65
Вторая по величине группа — деревянная скульптура (более 100 памятников). Здесь проблемы иного плана. Подчас для определения памятника помимо стилистического анализа необходимо знание сорта древесины. Так, в скульптуре «Мадонна с младенцем» неизвестного скульптора XII в. использование ореха показало, что работа не может принадлежать немецкой школе, к которой она приписана в инвентаре, а дальнейшие поиски аналогий привели к отнесению памятника к каталонской скульптуре XII столетия.
Другим важным моментом исследования является изучение левкаса и красочного слоя с помощью зондажей и пробной расчистки, поскольку под поздними слоями, как правило XIX в., скрыты более ранние. Определение времени создания пигмента и левкаса может подкрепить стилистический анализ. В музейной практике ярким примером тому стала реставрация реликвария Св. Кристины, считавшегося, согласно мнению М.Я. Либмана, подделкой второй половины XIX в., а в действительности оказавшегося испанской работой XVI столетия.
Остальные группы сравнительно малочисленны: мрамор — 43, терракота — 25, гипс — 15 и бисквит (неглазурованный фарфор) — 8. Эти материалы используются как для первоначальных моделей, так и для их повторений. Исследования бисквитов по методу ближе к бронзе. Как и в бронзе, здесь изучаются клейма и надписи27.
Терракоты нужно рассматривать двояко: как материал, используемый мастером для создания первичной модели и ее авторских повторений, и как материал воспроизведения (редукции) и в этом случае штамповки оригинальной модели. Эти нюансы — отпечаток живого прикосновения мастера или же механического оттиска — нужно учитывать в оценке данной части коллекции, в частности в изучении терракот Клодиона, Карпо или Каррьер-Беллеза.
Мрамор — это также превосходный материал для воспроизведения авторских моделей. В нем они повторяются порой многократно и в разных масштабах. Поэтому помимо определения местонахождения и авторства модели здесь важно и уточнение ее размеров, как с бронзой. К примеру, «Амуры, борющиеся за сердце», мраморная композиция французской работы XVIII в., в последние годы определена как произведение братьев Брош, а не Пигаля28, но остается открытым вопрос о модели, поскольку наша мрамор-
27 См.: Морозова С. С. О группе бисквитных бюстов в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина: Доклад на XIV научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Государственная Третьяковская галерея. Объединение «Магнум арс» 28 —29 ноября 2008 г. Москва.
28 См.: Королев Е.В. Скульптурная группа «Амуры, борющиеся за сердце» из собрания Павловского дворца. Проблемы авторства // Судьбы музейных коллекций: Материалы VI Царскосельской науч. конф. 27—29 ноября 2000 г. СПб., 2000. С. 200—207.
ная композиция лишь одно из многих мраморных повторений, к тому же известных в бронзе и бисквите в нескольких размерах. Эти вопросы актуальны как в отношении памятников эпохи Возрождения, так и для позднейших произведений.
Хронологически материал коллекции охватывает большой промежуток времени — от средневековья (самая ранняя в собрании статуэтка датируется VI в.) до наших дней.
Среди национальных школ следует выделить итальянскую, французскую, немецкую, испанскую. Представляется важным проследить историю формирования национальных коллекций, проанализировать наиболее значимые группы, отметить лакуны и, наконец, подробно остановиться на ведущих памятниках.
Так случилось, что именно итальянские скульптуры были первыми дарами музею. Самые ранние из них относятся к эпохе Возрождения. В инвентарях значатся работы мастерской Якопо делла Кверча, Бенедетто да Майано, Агостино Бусти, Андреа делла Роббиа, Джанфранческо Рустичи и других неизвестных мастеров. В составе фонда копии с работ Росселино, Андреа делла Роббиа, Джованни Болоньи. Нельзя сказать, что эта коллекция мрамора, терракоты и майолики репрезентативна. Однако в ней есть, бесспорно, качественные вещи. Это «Сцена битвы» Рустичи29, «Поклонение младенцу Христу» Андреа делла Роббиа, рельеф Бамбайи. Более многочисленна группа итальянской бронзы, в основном XVI—XVII вв. Она насчитывает около сорока предметов, и почти половина — из коллекции Д.И. Щукина. Среди ренессансных памятников повторения античных статуй, плакетки, самостоятельные композиции. Из них исследованы единицы. В группе бронз есть отливки XIX в., а именно повторения работ Дж. Болоньи, а также моделей Я. Сансовино, Д. Ричарелли. Применив к ним подход, о котором мы упомянули выше, можно уточнить атрибуции и оценить качество этой части коллекции.
Особую группу бронз составляют отливки более 30 см высотой, работы мастеров барокко. В последние годы удалось установить некоторых авторов моделей — Ф. Сузини, А. Альгарди, А. Корнак-кини. Предстоит еще найти аналогии этих моделей и сопоставить существующие отливки.
Среди произведений XVII в. выделяются парные мраморные бюсты работы Дж. Фоджини. Они также вызывают интерес, в частности американских исследователей, так как существует не-
29 Композиция Рустичи в последние годы активно изучается во Франции и Италии, так как московская группа является одним из пяти существующих повторений. Сотрудничество с другими музеями позволит в скором времени получить новые сведения об этом памятнике.
сколько экземпляров этих моделей. Одной из задач является поиск оригинала, выполненного при жизни и/или в мастерской автора, и уточнение условий заказа и изготовления повторений, что предполагает изучение архивов, хранящихся за рубежом.
В инвентаре значится полтора десятка скульптур из дерева. Это работы неизвестных мастеров, отнесенные по стилистическим признакам к итальянской школе.
Из произведений XVIII—XIX вв. в коллекции только мраморный бюст работы Б. Кавачеппи, две бронзовые статуи Ф. Ригетти и одна композиция А. Кановы. А искусство XX в. представляют лишь случайные памятники этого столетия — одна скульптура Дж. Манцу и группы произведений Эм. Греко и Ф. Мессины, полученные после персональных выставок этих авторов в Музее.
Если итальянские памятники положили начало музейной коллекции западноевропейской скульптуры, то собрание произведений французских мастеров за прошедший период стало наиболее многочисленным. Оно позволяет представить творчество практически всех известных скульпторов Франции XVII — начала XX в.
Что касается памятников, выполненных из дерева и записанных в инвентарь как работы XVI в., то они в экспозиции отсутствуют и практически не изучены. Мастера XVII и начала XVIII в. представлены бронзовыми отливками разного времени, разных размеров и качества выполнения. Единый ансамбль могут составить бронзы с композиций XVII—XVIII вв.: «Диана на охоте» Ан-сельма II Фламана, «Похищения» Жирардона и Марси, конные группы Кусту, группы Лепотра и Куазево. Кроме того, существует целый ряд мелких бронзовых скульптур этого периода. Среди них и повторения известных античных образцов, и оригинальные композиции. Относительно некоторых в зарубежной литературе появились новые сведения, нуждающиеся в систематизации.
Скульптура середины — второй половины XVIII в. более разнообразна по материалам и богата именами. Здесь представлены работы по моделям Клодиона, Гудона, Лемуана, Каффиери, Пажу, Леконта и др. В этой группе преобладают портретные бюсты, что соответствует приоритетам эпохи Просвещения. Среди повторений популярных в свое время работ Гудона, Пажу и Леконта следует выделить подписной, датированный, но, к сожалению, оставшийся безымянным мраморный бюст дамы работы Лемуана и превосходный бюст Пьера Корнеля в терракоте работы Ж.-Ж. Каффиери. К прекрасным терракотам этого периода относятся три, причем разных жанров, произведения Клода Мишеля, прозванного Кло-дионом — ваза, лежащая фигура и двухфигурная композиция. Эту группу дополняют бронзы, либо выполненные в стиле мастера, 68
либо подписанные его именем. Учитывая необычайную популярность Клодиона в XIX в., необходимо отделить вещи, выполненные по его моделям или в его манере, от фальшивок под его именем. Среди скульптур Ж.А. Гудона — современника Клодиона также следует определить прижизненные работы автора и бронзы позднейшего времени. Произведения Буазо, Пигаля, Фальконе и одну работу Гудона — мраморный бюст Дианы — в музейной коллекции относят к XIX в. Предстоит выяснить, где, кем и в каком количестве воспроизводились данные модели; какое место занимают эти памятники в художественной культуре той эпохи и в музейной коллекции.
Сходные вопросы — определение авторства, имени портретируемого, времени изготовления отлива и его аналогий — нужно решать и в отношении французской портретной пластики первой трети XIX в. (произведений Ф. Массона, Д. Анжерского, Д. Фуаттье).
Мастера XIX в. в коллекции представлены достаточно полно: в ней значатся все крупные имена эпохи. Однако среди материалов памятников преобладает бронза при очень незначительном присутствии мрамора и терракоты. И эта ситуация объяснима. Техника изготовления изделий из бронзы как репродукционная развивалась тогда особенно интенсивно благодаря техническим изобретениям вроде пантографа А. Калла, облегчающего и воспроизведение модели, и переведение ее в разные размеры. В этой части коллекции в небольших размерах воспроизведены монументальные работы Рюда, Карпо, Менье и других мастеров; скульпторов-анималистов Бари, Мена и Вальтона; исторические и мифологические композиции Гехтера, Жерома и Каррьер-Беллеза; жанровые фигуры Леви и Буше и др. Здесь можно проследить все художественные направления эпохи — неоклассицизм, романтизм, реализм, символизм. Особенно ценно, что в коллекции музея находятся двенадцать произведений Огюста Родена — центральной фигуры в пластике XIX столетия. Помимо композиций, связанных с «Вратами ада», в собрании имеются два портрета — Гюго и Малера — и надгробие бактериолога Г.Н. Габричевского. Скульптуры А. Майоля составляют не менее яркую, хотя и однородную по материалу (только бронза) группу. Продолжая разговор о французской скульптуре рубежа веков, следует назвать произведения Бурделя, Матисса, а также русских мастеров, работавших во Франции уже в XX столетии, — О. Цадкина и Ж. Липшица. Однако французская скульптура этого времени представлена единичными экземплярами, попавшими в коллекцию, что называется, по случаю (как, например, композиции Лорана и Армана, подаренные Музею).
К немецкому собранию относят порядка сорока произведений деревянной скульптуры ХУ1—ХУ11 вв. и около десяти памятников XVIII—XIX столетий. Это рельефы и отдельно стоящие фигуры. Шедевром этой части коллекции является «Адам с яблоками» — миниатюрная статуэтка, опубликованная неоднократно, в том числе в обобщающем труде М.Я. Либмана, посвященном немецкой скульптуре Х^—Х^ вв.30 Прекрасными образцами деревянной скульптуры XVI столетия являются фигура «Святого Роха» и рельеф неизвестного мастера «Положение во гроб». Специальные исследования помогут точнее определить еще несколько достойных экспонатов этой группы, а также экспонатов из собрания немецкой бронзы XVI—XVII вв., состоящего из десяти памятников (более поздних работ насчитывается еще меньше). Единичные мраморы — произведения Р. Шадова и Ф. Биссена — относятся к первой трети XIX в. Самой представительной группой после дерева XVI—XVII столетий является пластика конца XIX—XX вв., насчитывающая более сорока произведений, преимущественно из бронзы.
Группа испанской деревянной скульптуры очень малочисленна — не более двадцати произведений. Однако ее художественные особенности столь значимы, что практически о каждой работе можно говорить отдельно. Самая ранняя относится к XII в. Устойчивость художественной традиции и неизменность технологических приемов усложняют датировку испанской (да и не только) деревянной скульптуры. Статуя «Петр-мученик» тому пример. К работам XX столетия относятся единичные произведения А. Санчеса, Р. Синтениса, С. де Сантьяго.
Особое место занимает коллекция деревянной скульптуры из Африки. Она поступила в музей из Государственного музея нового западного искусства вместе с французской скульптурой из бывших морозовской и щукинской коллекций. В ее составе шесть произведений. По замечанию В.Б. Мириманова, хорошо знавшего коллекцию, она имеет особое значение именно в связи с историей приобретения памятников. Мириманов датировал их периодом не позднее второй половины XIX в. Столь ранняя датировка делает эти экспонаты собрания эталонными для изучения других подобных коллекций.
В послевоенный период сложились коллекции современной польской, чехословацкой, болгарской и наиболее интересной и представительной венгерской скульптуры.
30 См.: Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350—1550 гг. М., 1980. С. 302; Он же. Статуэтка «Адама»... С. 170—174.
Требуют осмысления работы скульпторов из бывших социалистических стран. Среди произведений, подаренных музею в последние годы, выделяются работы Х. Арпа и Ф. Ботеро.
Армянские средневековые хачкары, современная венгерская пластика, африканская традиционная и нидерландско-фламандская деревянная, английская средневековая, монументальная словацкая и югославская скульптура (этот ряд можно продолжить) составляют в коллекции музея оригинальное целое.
Список литературы
1. Анималистическая скульптура XIX — начала XX века в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина и частных собраний. М., 2000.
2. Баранов А.Н. Произведения Майоля для особняка И. Морозова // Советская скульптура 79/80. М., 1981. С. 244—253.
3. Бурдель — Эмиль Антуан Бурдель. Скульптура и графика (из музеев Франции): Каталог выставки. Л., 1972.
4. Василенко К. Деревянная скульптура и живопись на дереве XV— XVIII веков // Юный художник. 1996. № 9—12. С. 10—14.
5. Высоцкая Ю.А. Опыт каталогизации коллекции оригинальной скульптуры, поступившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в период 1917— 1947 гг.: Дипломная работа. РГГУ. Факультет истории искусств. 2004.
6. Голицынский музей на Волхонке. Каталог выставки. М., 2004.
7. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений, 1959— 1969. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. Монеты. Медали. М., 1970.
8. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1970— 1980: Каталог. М., 1982.
9. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. 1981— 1986. М,, 1989.
10. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка новых поступлений. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. М., 2003. С. 17.
11. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог картинной галереи. М., 1948.
12. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог картинной галереи. Живопись, скульптура. М., 1961.
13. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. М., 1986.
14. Государственный музей изобразительных искусств. К 100-летию со дня основания музея. М., 1998.
15. Государственный музей нового западного искусства: Иллюстрированный каталог. М., 1928.
16. Греко — Эмилио Греко: Каталог. Л., 1979.
17. Демская А.А. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М., 1979; 2-е изд. М., 1983.
18. Западно-европейская скульптура XV — начала XVI века в музеях Советского Союза / Сост. М.Я. Либман. Л., 1988.
19. Искусство тропической Африки в собраниях СССР. М., 1966.
20. Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: V. Еще раз о статуэтке обнаженной женщины, расчесывающей волосы // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. М., 1980. С. 113—117.
21. Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: I. Исчезнувший и «вновь возникший» шедевр Андреа делла Роббиа; II, Рельеф Агостино Бусти, прозванного Бамбая; III. Бюст кардинала Леопольдо Медичи работы Джованни Батиста Фоджини // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1966. Вып. 3. С. 41—51.
22. Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: IV. «Голова мальчика» из собрания Пурталес и ее возможный автор // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1975. Вып. 5. С. 63—72.
23. Либман М. Я. Немецкая скульптура 1350—1550 гг. М., 1980.
24. Либман М.Я. Рельеф со сценами из младенчества Христа в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина // Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1960. С. 188—199.
25. Либман М.Я. Статуэтка «Адама» из ГМИИ и зальцбургская школа резчиков 1520—1530-х гг. // Музей-3. Художественные собрания СССР М., 1982. С. 170—174.
26. Либман М.Я. Статуэтка «атланта» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина // Сообщения Института истории искусств АН СССР. М., 1960. Вып. 13—14. С. 154—164.
27. Либман М.Я. Из собрания скульптуры ГМИИ: VI. Статуэтка нагого мальчика // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств. М., 1980. Вып. 6. С. 117—118.
28. Либман М.Я. Статуэтка Эразма Тривульцио и родственные ей бронзы // Классическое искусство за рубежом. М., 1966. С. 45—51.
29. Малицкая К.М. Испанская статуя XVII века в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина // Сообщения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1980. Вып. 6. С. 45—48.
30. Матисс. Живопись, скульптура, графика. Л., 1969.
31. Мессина — Франческо Мессина. Скульптура. Графика: Каталог выставки. М., 1978.
32. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. М., 1994.
33. Морозова С.С. Бюст вице-канцлера А.М. Голицына работы Барто-ломео Кавачеппи в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина // Итальянский сборник. М., 2005. Вып. 4. С. 256—260.
34. Морозова С. С. Группа итальянских бронз XVII—XVIII вв. в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина // Итальянский сборник. М., 2009. Вып. 5. С. 188—195.
35. Морозова С.С. О коллекционировании западноевропейской скульптуры в России второй половины XVIII века (по архивным материалам) // Русское искусство Нового времени. М., 1996. С. 61—73.
36. Морозова С.С. Скульптурное собрание вице-канцлера князя А.М. Голицына (по архивным материалам) // Канова и его эпоха: Сб. науч. ст. М., 2005. С. 160—168.
37. Морозова С.С. Скульптура // Жизнь музея. Годовой отчет 2007. М., 2008. С. 49—52.
38. Никитюк О.Д., Полякова Н.И. Коллекция скульптуры // Музей-3. М., 1982. С. 84—93.
39. Никитюк О.Д. Французская скульптура XIX — начала XX в.: Альбом-каталог (рукопись) // ОР ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ф. 5. Оп. II. Разд. III. Ед. хр. 33.
40. Никитюк О.Д. Тема труда и образ человека труда в творчестве К. Менье (1831—1905) // 50 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Сб. ст. М., 1962. С. 282—293.
41. Памятники Музея изящных искусств в Москве. М., 1926.
42. Произведения искусства из собрания московского коллекционера Е.В. Полосатовой. Дар музею: Каталог выставки. М., 1985.
43. Роден и его время: Каталог выставки. М., б.г.
44. Романович С.Д. «Женский портрет» работы Осипа Цадкина // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1975. Вып. 5. С. 73—76.
45. СененкоМ.С. История картинной галереи // Музей-3. М., 1982. С. 44.
46. Сергеев Б. С. Начальный этап раскрытия красочного слоя на рельефе «Положение во гроб» (Германия, конец XV — начало XVI в.) // Тез. докл. науч. сессии, посвящ. итогам работы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина за 1985 г. М., 1986. С. 46.
47. Терновец Б.Н. Французская скульптура в Москве // Среди коллекционеров. М., 1922. № 10. С. 3—15.
48. Тугендхольд Я.А. Первый музей новой западной живописи. М., 1923.
49. Федотова Е.Д. К вопросу о предполагаемых копиях произведений Кановы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина // Итальянский сборник. М., 2000. Вып. 2. С. 182—189.
50. Шилейко В.К. Терракотовая «Сцена битвы» и ее связь с композицией этого античного сюжета у Леонардо да Винчи // Труды Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М.; Л., 1939. С. 19—23.
51. Шилейко-Андреева В.К. Бронзовая группа работы Якопо Сансовино // Жизнь музея. № 3. Год II. М., 1927. С. 28—29.
52. Androssow S.O. Florentines Bronzen des spaetbarock in Museen der UDSSR // Mitteilungen des Kunsthistorischen institutes in Florenz. 1980. Bd XXIV. Heft 2. S. 237—250.
53. Liebmann М. Eine Bildnisbueste Wladislaws IV. Von Georg Pfruendt // Pantheon. 1967. N 25. S. 171—175.
54. Liebmann M. Studien zur deutschen Kleinplastik. Eine Adam-Statuette im Puschkin-Museum zu Moscau und die Salzburger Bildschnitzerwerkstatt 1510—1530 // Münchener Jahrbuch der bildenden Kunstsammlungen. 1961. Bd XII. S. 197—202.
55. Schileico-Andreewa V. Zwei unbecannte Bronzestatuetten aus der Vischer-Werkstatt // Münchener Jahrbuch der Preuszischen Kunstsammlungen. 1929. Bd 50. S. 183—185.
Поступила в редакцию 14.06.2008