2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)
УДК 763: 027.7
Е.А. Пашкевич
КОЛЛЕКЦИЯ ЛИТОГРАФИРОВАННЫХ КОПИЙ ПОРТРЕТОВ ВОЕННОЙ ГАЛЕРЕИ ЗИМНЕГО ДВОРЦА ИЗ КНИЖНОГО СОБРАНИЯ СТРОГАНОВЫХ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА*
Статья посвящена изучению коллекции литографированных копий портретов сподвижников Александра I, входящей в состав книжного собрания Строгановых, хранящегося в Научной библиотеке Томского государственного университета. Рассматривается история создания и техника выполнения портретов для Военной галереи Зимнего дворца, а также созданная на её основе коллекция литографированных работ. Приводятся примеры некоторых портретов и биографии изображенных лиц.
Ключевые слова: литография, гравюра, Военная галерея Зимнего дворца, библиотека Строгановых, Научная библиотека Томского государственного университета.
Коллекция литографированных копий портретов Военной галереи Зимнего дворца представляет несомненную ценность. Особую актуальность она приобретает сегодня, в год празднования 200-летнего юбилея победы России в Отечественной войне 1812 г.
Научная библиотека Томского государственного университета - одна из крупнейших библиотек Томска и Сибири. Фонд библиотеки отличается обширностью и уникальностью. В его основу легли ценные книжные собрания [1]. Одно из таких собраний принадлежало графу Григорию Александровичу Строганову (1770-1857). Он был известным русским дипломатом, посланником России в Швеции, Испании и Турции, общественным деятелем, членом Государственного совета.
Собрание Строгановых стало первым вкладом в библиотеку Томского университета. Число книг в собрании - более 22 тыс. томов. Антиквары оценивали его в полмиллиона рублей, а по наличию редких и редчайших иностранных изданий оно считалось одним из лучших в России. В нем были представлены вышедшие в Европе на французском, итальянском, английском и других языках наиболее значимые произведения по гуманитарным и, частично, естественным наукам. Особую ценность собранию придавали периодические издания времен Великой французской буржуазной революции конца XVIII в., а также редкие издания мировой классической литературы, художественные альбомы и гравюры.
К числу таких редких изданий принадлежит коллекция «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 гг.: Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с высочайшего соизволения». Издание содержит обширный документальный и мемуарный материал, представляет подробное
* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 11-11-70001а/Т.
описание и анализ военных действий России и Франции на протяжении Отечественной войны 1812 г. Оно объединило портреты и биографии российских генералов, участвовавших в Отечественной войне и заграничных походах.
Коллекция состоит из шести томов, выходивших на протяжении 1845— 1849 гг. в Петербургской типографии Карла Крайя. Главным редактором, а также составителем многих биографий стал Александр Иванович Михайловский-Данилевский (1790-1848) - участник Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант, военный историк и академик Санкт-Петербургской Академии наук. Он являлся автором многих трудов по истории войн Российской империи.
Портреты в издании «Император Александр I и его сподвижники...» были гравированы на стали и литографированы с живописных оригиналов, которые были выполнены известным английским живописцем Джорджем Доу (Дау) (1781-1829). Д. Доу учился в Лондонской академии художников и занимался гравированием и живописью. В 1814 г. Лондонская академия избрала его в свои члены. Написанные им портреты многих высших офицеров английской армии распространили его известность за пределы его отечества.
В 1819 г. специально по приглашению императора Александра I Дж. Доу прибыл в Петербург. Здесь он провел девять лет, создав свыше 400 портретов русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном в 1812-1814 гг. С тех пор эта коллекция портретов украшает особую галерею Зимнего дворца [2. С. 143].
В Научной библиотеке Томского государственного университета хранятся 3 тома издания «Александр I и его сподвижники.». Объектом нашего изучения стал третий том.
Автором статьи было осуществлено описание портретов и составление кратких биографий. Были определены размеры листа и изображения каждого портрета, составлено библиографическое описание.
Первый портрет собрания - портрет Барклая де Толли - гравирован в Лондоне английскими граверами Гудлетом и Моррисом. Все остальные портреты литографированы художником Иваном Абрамовичем Клюквиным (1818—186(?)). С 1834 г. он поступил в Академию художеств вольноприходящим учеником, а в 1840 г. закончил ее, получив звание внеклассного художника исторической живописи [3. С. 107].
Гравюра (фр. gravure от graver - вырезать) является разновидностью графического искусства, основанной на технике гравирования. Изображения в искусстве гравюры получаются в результате оттиска на бумаге с печатной формы - «доски» из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком. Рисунок гравируется на «доске» специальными резцами - штихелями (резцовая гравюра), иглой либо травятся кислотой. Оттиск, полученный на бумаге, называют французским термином «эстамп» [4. С. 152].
По способам печати гравюра делится на две основные группы: высокая (выпуклая) печать и глубокая (углубленная) печать. К высокой печати относится гравюра на дереве и гравюра на линолеуме. К глубокой (углубленной) печати относятся все способы гравирования на металле: резцовая гравюра, офорт, сухая игла.
Как особый вид искусства гравюра возникла в Западной Европе в XV в. Появление ее было связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: резьба, ювелирное дело, украшение оружия. В России гравирование возникло в одно время с книгопечатанием - во второй половине XVI в. В 1564 г. по царскому повелению в Москве Иван Федоров выпустил книгу «Апостол». В виде приложения к ней появилась первая гравюра, изображавшая евангелиста Луку. Расцвет гравюры связан со временем правления Петра Великого, когда по его приглашению в страну приезжают иностранные мастера, с которыми заключаются контракты, обязывающие брать учеников и обучать навыкам этого искусства русских мастеров. Петр I придавал огромное значение этому виду искусства, использовал его и в образовательных, и в пропагандистских целях.
Литография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, черчу) представляет собой разновидность печатной графики. В отличие от гравюры она основана на технике плоской печати [5. С. 600]. При создании литографии поверхность специального литографского камня (род плотного известняка) обрабатывается литографским жировым карандашом либо жирной тушью, причем художник может рисовать по камню кистью или пером. После травления поверхность камня смазывают смесью азотной кислоты, воды, гуммиарабика. Затем с помощью валика на увлажненный камень наносят типографскую краску, которая ложится только на непротравленные участки, что в точности соответствует рисунку, сделанному художником. Оттиски печатают на специальном типографском станке.
Литография была изобретена в XVIII в., но ее расцвет связан с XIX в. Первое сообщение о литографии в России появилось в 1803 г., а в 1810 г. художник А.О. Орловский начинает увлеченно заниматься литографией и издает альбомы типовых и жанровых сцен.
Техника литографии быстро привлекла к себе большой круг лиц и была творчески воспринята. Так, русскими мастерами-литографами были усвоены и развиты самые разнообразные способы литографской печати. Литографом-новатором явился в 1820-х гг. замечательный ученый, изобретатель электромагнитного телеграфа П.Л. Шиллинг. Руководимая им литография специализировалась на факсимильном воспроизведении памятников китайской письменности своеобразным методом выпуклой литографской печати.
В первые годы своего существования в России литография нашла самое широкое применение в чисто художественной области. Крупнейшие художники того времени - А.Г. Венецианов, О.А. Кипренский, А.О. Орловский, В. Л. Боровиковский, П.Ф. Соколов, пейзажисты А.Е. Мартынов и С.Ф. Га-лактинов и др. - сразу же учли все положительные свойства литографии как техники, богатой изобразительными возможностями и в то же время минимально обязывающей художника необходимостью преодолевать сопротивление материала. Действительно, на камне можно было рисовать почти так же свободно, как на бумаге. Художественный язык литографии оказался ярким и выразительным. Все это обусловило решительный поворот в сторону литографии многих передовых художников XIX в. Обладая богатыми изобразительными достоинствами и возможностью использования художниками привычных приемов работы карандашом и тушью, литография быстро стала са-
мой распространенной техникой среди художников. Меньшая стоимость оттисков по сравнению с гравюрой на металле или дереве позволила распространиться литографии как репродуктивной технике.
На первом портрете издания «Александр I и его сподвижники...» в технике гравюры изображен Михаил Богданович Барклай де Толли (1757-1818) - выдающийся российский полководец, генерал от инфантерии, военный министр, главнокомандующий 1-й Западной армией, герой Отечественной войны 1812 г., полный кавалер ордена Св. Георгия. В Бородинском сражении он руководил войсками, оборонявшими центр и правый фланг, лично водил в атаку кавалерию. Участвовал в Лейпцигском сражении. За взятие Парижа 19 марта 1814 г. был произведен в генерал-фельдмаршалы. В 1815 г. командовал российскими войсками во время 2-го похода во Францию. Барклай де Толли изображен в полный рост на фоне Парижа в общегенеральском мундире с различными наградами.
Среди литографированных портретов представлен Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834) - в 1812 г. начальник Департамента военных дел Государственного совета. А. А. Аракчеев находился при императоре Александре I в составе Императорской квартиры, ведал комплектованием войск и ополчения. Участвовал в российско-шведских переговорах. Сопровождал императора во время Заграничных походов 1813-1814 гг., исполнял роль начальника Императорской походной канцелярии. А. А. Аракчеев изображен в генеральском мундире. На левой стороне его груди - звезда ордена Св. Александра Невского, на шее - портрет императора Александра I в овальном медальоне.
На одном из портретов изображён Игнатий Петрович Де-Росси (1765— 1814). В 1812 г. он командовал 1-й бригадой 4-й пехотной дивизии в 1-й Западной армии, сражался при Смоленске. Во время Бородинского сражения был тяжело контужен в голову. В Лейпцигском сражении командовал 13-й пехотной дивизией, за отличие удостоен ордена Св. Анны 1-й степени На портрете И.П. Де-Росси представлен в общегенеральском мундире. На правой стороне груди - звезда ордена Св. Анны 1-й степени, а на левой - крест ордена Св. Георгия 4-го класса, серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г. и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 г. На шее - крест ордена Св. Владимира 3-й степени.
Портрет является своеобразным отражением истории. Через художественные образы можно проследить всю историю человечества на протяжении тысячелетий. Портрет позволяет судить о духе прошлого времени, о господствующих тенденциях в обществе. Особо важна техника, в которой исполнен портрет.
Ни в одном из дворцов Европы не существовало портретной галереи подобной той, что украшает Зимний дворец. Изученная коллекция литографированных копий этих портретов является библиографической редкостью, представляет художественную и историческую ценность.
Литература
1. Томский государственный университет. Научная библиотека. О библиотеке. ИЯЬ: http://www.lib.tsu.ru/index_about.php?id=1 (дата обращения: 12.04.2012).
2. Энциклопедический словарь : в 82 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1893. Т. 10. 865 с.
3. Кондаков С.Н. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. М. : ЗАО Антик-Бизнес-Центр, 2002. 354 с.
4. Современный словарь-справочник по искусству. М. : Олимп, 2000. 813 с.
5. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 8 т. СПб. : ЛИТА, 2001. Т. 2. 848 с.