2012 Культурология и искусствоведение № 3(7)
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 762.1: 027.7 (571.16)
Н.В. Гончарова
ГРАВИРОВАННЫЕ ПОРТРЕТЫ Ф. ВЕНДРАМИНИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.
В КНИЖНОМ СОБРАНИИ Г.А. СТРОГАНОВА (НА МАТЕРИАЛАХ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА)1
В статье рассматривается серия портретов героев Отечественной войны 1812 г., изданная Ф. Вендрамини по рисункам французского художника Луи де Сент-Обена, из графической коллекции, принадлежащей родовой библиотеке Строгановых. Уделяется внимание истории создания серии, биографиям художника и гравера, появлению коллекции портретов в библиотеке Г.А. Строганова. Автором проведен сравнительный анализ коллекции рисунков к этой серии и изданных гравюр.
Ключевые слова: библиотека Строгановых, гравированные портреты, Франц Вендрамини, Луи де Сент-Обен, Научная библиотека Томского государственного университета.
В Научной библиотеке Томского государственного университета хранится родовая библиотека Строгановых, последним владельцем которой был известный дипломат, граф Григорий Александрович Строганов (1770-1857). Библиотека была подарена Сибирскому университету и поступила в Томск в 1880 г. [1].
Отношение Григория Александровича Строганова к захватнической политике Наполеона было весьма принципиальным. В 1805 г. он был направлен полномочным посланником в Мадрид и в военном конфликте между Испанией и Францией принял сторону испанских патриотов. В 1808 г. он по собственной инициативе покинул Мадрид в связи с приближением войск Наполеона [2. С. 109]. Начало войны Строганов встретил в России, а в сентябре 1812 г. получил назначение полномочным министром в Швецию, связанную с Россией совместными военными действиями против наполеоновских армий. С 1816 по 1821 г. Г. А. Строганов возглавлял дипломатическую миссию в Константинополе, а после 1821 г. вернулся в Россию и оставил службу дипломата. Несмотря на то, что Г. А. Строганов непосредственно не участвовал в военных событиях, он всей своей дипломатической деятельностью укреплял союзнические отношения с разными странами. В родовой библиотеке Строгановых имеются книги по темам, волновавшим русское общество: сочинения о Великой французской революции, труды французских просветителей XVIII в., книги исторического характера, художественная литература и
1 Работа выполнена при финансовой поддержке конкурса РГНФ, проект № 12-04-00337.
др. В собрании также есть интересная коллекция художественных альбомов, гравюр и эстампов [1]. В их числе серия гравюр под названием «Галерея гравированных портретов генералов, офицеров и проч., которые мужеством своим, воинскими дарованиями или любовью своею к отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 г.». Автором ее был итальянский гравер Франц Вендрамини, серия выходила с 1813 по 1821 г. История её создания является предметом исследования данной статьи.
В период войны изобразительное искусство не смогло достаточно полно отразить исторические события, хотя впоследствии в течение целого столетия создавались значительные произведения, посвященные победе русских войск. Среди графических изображений батальных сцен того времени известны лишь несколько листов И.А. Иванова и И.И. Тербенева, серия «Коллекция двенадцати гравированных картин...» работы С. Карделли с рисунков Д. Скотти, а также серия литографий, изданная после войны, по рисункам очевидца событий, художника А.И. Дмитриева-Мамонова [3]. Портретная же гравюра представлена по большей части отдельными листами, сделанными С. Карделли и др. с рисунков А.О. Орловского, С. Тончи, П.Л. Юзефовича, хотя интерес к теме был сильным, о чем говорят живописные и рисованные портреты О. А. Кипренского, А.Г. Венецианова, В. А. Тропинина и др. [4]. Известный искусствовед и собиратель Д.А. Ровинский сетовал по этому поводу: «Война с французами и личности участвовавших в ней русских военачальников могли дать огромный материал для портретной гравюры. Но русские граверы как-то лениво им пользовались, так что главные издания по этой части были предприняты иностранцами» [5. С. 426]. Таким образом, «Галерея» Ф. Вендрамини является единственным серийным изданием портретной гравюры в России времён войны с французами 1812-1815 гг. Она появилась на несколько лет раньше главного памятника победы русских войск - Военной галереи в Зимнем дворце.
Замысел издания портретов героев войны 1812 г. при первых же успехах русских войск возник у французского художника Луи де Сент-Обена (Louis de Saint Aubin) [6. С. 402]. О его жизни известно немногое, по данным, которые приводит великий князь Николай Михайлович, художник приходился племянником известному рисовальщику и граверу Огюстену де Сент-Обену. Он приехал в Россию в начале XIX в. и оказался весьма талантливым рисовальщиком [7. С. 21]. А. Новицкий в «Русском биографическом словаре» называет Сент-Обена графом и французским эмигрантом, который пользовался известностью среди влиятельных лиц в России [6. С. 402]. Л.П. Февчук указывает на портрет Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, сделанный Луи де Сент-Обеном в 1807 г., и характеризует художника как любителя, называет его виконтом и сообщает, что он часто посещал дом Пушкиных, находил там радушный прием, встречался с соотечественниками [8. С. 49-50].
В 1812 г. Сент-Обен исполнил несколько карандашных портретов русских генералов и намеревался послать их для гравирования в Лондон, но гравер Ф. Вендрамини убедил художника поручить это ему, пообещав быструю и качественную работу. Итальянец Франческо Вендрамини (Francisko Ven-dramini) (1780-1856) работал в России с 1808 г., долгое время он пытался по-
лучить в Академии художеств звание академика, но только в конце жизни, в 1853 г. был признан профессором гравирования. На обложке тетрадей «Галереи» указан петербургский адрес мастерской гравера Франца Вендрамини: «... в доме Древновского № 51 на правом берегу Мойки между Полицейским и Конюшенным мостом» [9].
Издание выходило в Петербурге в типографии Плюшар, оно издавалось выпусками (тетрадями) по пять портретов с биографическим текстом на русском и французском языках, который составлял некий преподаватель г. Брошье. Листы с портретами печатались отдельно от всего издания, в лондонской мастерской Бойделя. Всего с 1813 по 1821 г. вышло 30 портретов в шести тетрадях.
Работа над первой тетрадью началась в ноябре 1812 г., и вместо обещанных шести недель затянулась на семь месяцев. Она вышла в мае 1813 г., вторая тетрадь - лишь в июле 1814 г. Сент-Обен был очень недоволен темпом работы и тем, что портреты появились не в том порядке, какой был задуман, между сотрудниками возник конфликт. Неизвестно, по каким причинам после выхода второй тетради Сент-Обен более не принимал участия в издании, несмотря на то, что в 1816 г. ему была назначена субсидия из Кабинета императора Александра I. Этот неожиданный поворот вызывает интерес тем более, что «Галерея» продолжила выходить до 1821 г. с гравюрами Ф. Вендра-мини по рисункам художников Пьетро Росси, Франца Ферьера и др. Издание не было окончено, Д. А. Ровинский указывает, что седьмая тетрадь готовилась к печати, но не была издана [5. Прил. С. 70].
Интересна дальнейшая судьба рисунков Л. Сент-Обена, их вместе с другими бумагами приобрел известный дипломат князь А.Б. Лобанов-Ростовский, который интересовался русской историей, генеалогией русского дворянства и собрал богатейшую коллекцию рукописей, портретов, гравюр, книг, монет и других древностей. После его смерти в 1896 г. собрание, согласно завещанию владельца, поступило в Императорскую библиотеку Зимнего дворца [7. С. 20]. Через два года великий князь Николай Михайлович обнаружил в библиотеке папку с рисунками художника и издал их с небольшим предисловием в 1902 г. под названием «Тридцать девять портретов Луи де Сент-Обена».
Благодаря этому изданию стало возможным сравнить первоначальный замысел «Галереи гравированных портретов» Л. Сент-Обена с его результатом, воплощенным гравером Ф. Вендрамини. Сент-Обен сделал для этого издания 39 портретов карандашом, Вендрамини выполнил 30 портретов в гравюре. У Сент-Обена среди первых портретов значатся имена императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны, Ф. Вендрамини исполнил их в гравюре. Вероятно, подносные экземпляры для царственных особ включали оба портрета, но в остальных имеется только портрет императора, это видно в Каталоге иллюстрированных изданий [10. С. 41]. Далее художник изображает цесаревича Константина Павловича и двух принцев Виртемберг-ских, Александра и Евгения. Гравер избирает для «Галереи» только портрет Константина Павловича и самовольно дополняет первую тетрадь портретом генерала П.И. Багратиона, М.И. Платова и Я.П. Кульнева с рисунков Сент-Обена. Таким образом, вместо того, чтобы точно воспроизводить рисунки,
гравер уже с самого начала решительно вмешивается в замысел издания, он пренебрегает правилами, по которым в первую очередь издавались портреты царствующих особ. Такое развитие событий не устраивало Сент-Обена, который задумал «Галерею» как парадное издание, с посвящением императору. Художник считал, что гравер из экономии изменил содержание издания, но, по-видимому, это не совсем так. У Вендрамини было свое представление об издании, изображающем реальных участников войны. Он возвеличивает командующего 2-й армией Петра Багратиона, смертельно раненного на Бородинском поле, а также предводителя казачьих войск Матвея Платова и генерал-майора Якова Кульнева, который погиб в июле 1812 г., командуя артиллерией, прикрывающей отступление русских войск.
Портрет императора Александра I
В дальнейшем прослеживается та же тенденция замены портретов иностранных принцев на русских генералов. Если Сент-Обен рисует портреты принцев Альберта и Георга Ольденбургских, принца Гессен-Филипп-стальского, Вильгельма Прусского, принца Оранского и прочих, то Вендрами-ни во вторую тетрадь включает портрет генерала М. Кутузова, который после августа 1812 г. становится главнокомандующим русских войск, затем генерала Барклая де Толли, Павла Строганова, П. Коновницына и А. Чернышева.
Портрет П.И. Багратиона
После издания второй тетради Ф. Вендрамини отказывается от сотрудничества с Л. Сент-Обеном. Он возвращает рисунки, посланные для третьего выпуска, ответив, что уже имеет эти портреты в эскизах Франсуа Феррьера [6. С. 402]. При этом гравер включает в третью тетрадь два портрета, которых вообще нет в списке Сент-Обена, это портреты графа Александра Кутайсова и командира Санкт-Петербургского ополчения Александра Бибикова. Гравер добавляет в «Галерею» 13 портретов генералов, которые у Сент-Обена не встречаются - Ивана Дорохова, Николая Раевского, А. Остермана-Толстого, М. Милорадовича, Я. Потемкина и др. Все они отличились в различных сражениях и действительно проявили себя как герои.
Таким образом, отличие «Галереи» от первоначального замысла представляется огромным, из 39 рисунков Сент-Обена гравер и издатель взял только десять, для остальных двадцати гравюр он использовал рисунки других художников, из них тринадцать имен не совпадают со списком Сент-Обена. Портреты прекрасно исполнены в технике резцовой гравюры и карандашной манеры.
Портрет М.И. Кутузова
На обложке каждой тетради указана цена: «...для подписавшихся особ 50 р., из которых половина должна быть заплачена вперед, а для неподпи-савшихся особ 75 рублей. Экземпляры будут раздаваться по порядку подписки» [9]. Первым тиснением было отпечатано только 20 экземпляров, их цена удвоилась. К первой тетради приложен лист посвящения императору Александру I, ко второй тетради - лист подписчиков, на первой странице которого перечислены царственные особы. Среди них после Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны названы императрица Мария Фёдоровна, великие князья Константин Павлович, Николай Павлович и Михаил Павлович, великая княгиня Анна Павловна и герцог Александр Виртембергский, участник военных событий, родной дядя Александра I. Интересно, что портрет Александра Виртембергского Л. Сент-Обен планировал включить в первую тетрадь, после великого князя, но Ф. Вендрамини включил его только в третью тетрадь, и то с рисунка Ф. Феррьера. Вероятно, гравер вынужден был это
Портрет А. А. Бибикова
сделать по причине подписки герцога. Далее перечислены имена подписчиков из петербургской знати, всего 37 имен, среди которых есть очень известные - граф А. Аракчеев, М.П. Голицын, А.И. Горчаков, А. Разумовский и др., есть и загадочные, например “Mlle O**". Фамилия Строгановых представлена двумя персонами - барон Григорий Строганов (“Le Baron Gregoire Stro-
gonoff”) и граф Строганов (“Le Comte Strogonoff”). Под графом имеется в виду Павел Александрович Строганов (1774-1817), участник Отечественной войны, портрет которого вошел в «Галерею». В 1812 г. генерал-адъютант П. А. Строганов отличился в Бородинской битве, а затем в сражениях при Тарутине, Малоярославце, Красном. Он приходился двоюродным братом Григорию Александровичу, владельцу библиотеки, который именуется в подписном листе как барон. Известно, что графским титулом Г. А. Строганов был награжден в 1826 г.
В составе библиотеки графа Г. А. Строганова имеются четыре тетради «Галереи», в которые входят 20 портретов. В рукописном Систематическом каталоге библиотеки Строганова 1830 г. есть описание «Галереи» Ф. Вендра-мини в составе четырех тетрадей, это значит, что она была изначально приобретена не в полном виде [11]. Как уже было отмечено, Г.А. Строганов с 1812 по 1821 г. находился на дипломатической службе и не мог лично отслеживать успехи издания. Делал ли он распоряжение доверенным лицам или была договоренность с издательством - об этом нет сведений. Возможно, Г.А. Строганов приобрел портретную галерею после своего возвращения в Россию, в период с 1821 по 1830 г.
«Галерея гравированных портретов» очень скоро стала редким изданием, потому что тираж был небольшим. По свидетельству великого князя Николая Михайловича, «...это издание сделалось библиографической редкостью, которую можно с трудом достать у заграничных антикваров, и то не в полном виде. Полные экземпляры имеются только у П.А. Ефремова, П.Я. Дашкова и в собрании Д.А. Ровинского» [7. С. 21].
Издание с такой необычной историей совместило в себе разные точки зрения художника и гравера. Отличающееся парадностью и официальностью, заданными вначале, оно представляет круг русских генералов и офицеров, которые непосредственно участвовали в событиях. Созданная во время Отечественной войны, «Галерея» оказалась очень своевременной и явила собой пример патриотизма, на подъёме которого находилось общество того времени.
Литература
1. Колосова Г.И. «Духовное покорение Сибири» - к вопросу об истории книжного собрания Г.А. Строганова в Научной библиотеке Томского университета // История библиотек : исследования, материалы, документы / РНБ; сост. И.Г. Матвеева, Н.Л. Щербак. СПб., 2009. Вып. 8. С. 252-263.
2. Гавлин М.Л. Российские предприниматели и меценаты. М. : Дрофа, 2005. 430 с.
3. Митрофанова Г.А. Батальные литографии 1812-1814 годов (по рисункам офицера русской армии А.И. Дмитриева-Мамонова) // 1812 год : к стопятидесятилетию Отечественной войны : сб. статей. М., 1962. С. 255-267.
4. Некрасова М.А. Отечественная война 1812 года и русское искусство / М.А. Некрасова, С.М. Земцов. М. : Искусство, 1969.
5. РовинскийД.А. Подробный словарь русских гравированных портретов : в 2 т. СПб., 1889.
6. Новицкий А. Вендрамини // Русский биографический словарь / ред. В.В. Шереметевский. М., 2000. С. 401-403.
7. Луи де Сент-Обен. Тридцать девять портретов, 1808-1815 : [альбом] / предисл. С.А. Никитина; предисл. вел. кн. Н.М. Романова. Репринт. М. : Минувшее, 2002.
8. ФевчукЛ.П. Портреты и судьбы. Л. : Лениздат, 1984. 232 с.
9. Галерея гравированных портретов генералов, офицеров и проч., которые мужеством своим, воинскими дарованиями или любовью своею к отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 году. СПб., 1813-1821.
10. Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720-1870): библиогр. опыт. СПб., 1898. Репринт. Leipzig, 1974. 309 с.
11. Крупцева О.В. Рукописные каталоги библиотеки Г.А. Строганова // Девятые Макушин-ские чтения : материалы научной конференции, 15-16 мая 2012 г., Барнаул. Новосибирск, 2012. С. 65-69.