________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА__________
2011 Культурология и искусствоведение № 2
БИБЛИОТЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 763:027.1
В. А. Ботова
ПОРТРЕТЫ РАБОТЫ Г. ГИППИУСА ИЗ БИБЛИОТЕКИ СТРОГАНОВА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)1
Рассматривается серия портретов работы Г. Гиппиуса, изданная в первой половине XIX в. под заглавием «Современники. Собрание литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих...». Автор, исследуя историю создания коллекции, на основании анализа жизненного и творческого пути художника выявляет ряд проблем, связанных с определением времени работы над серией, установлением заказчика, рассмотрением источника финансирования труда мастера и процесса издания, а также появлением данной коллекции портретов в составе родовой библиотеки Строгановых.
Ключевые слова: Густав Адольф Гиппиус, литографированные портреты, библиотека Строганова.
Родовая библиотека Строгановых, подаренная в 1875 г. будущему Императорскому Томскому университету, является уникальным собранием книг, периодических изданий, а также редких художественных альбомов и гравюр. Особую ценность в художественной коллекции представляет серия портретов работы Густава Гиппиуса «Современники. Собрание литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих...», посвященная Императору Александру I.
Сегодня имя Густава Гиппиуса (1792-1856) мало кому известно, однако в свое время он был довольно известным художником, литографом и педагогом. Густав Адольф (Фомич) Гиппиус родился 1 марта 1792 г. в Эстлян-дии. Потеряв рано мать, он был отдан в пансион, где впервые стал брать уроки живописи [1. С. 44]. Далее его биография представляет собой череду счастливых и трагических случайностей, везения, кропотливой работы и белых пятен.
С восемнадцатилетнего возраста жизнь Г. Гиппиуса была тесно связана с жизнью его друга, а впоследствии и родственника Отто Игнациуса. Родители Игнациуса стремились дать ему наилучшее образование, именно они предложили довольно известному в то время художнику и педагогу Вальтеру обучать их сына. Отто, в свою очередь, с радостью воспользовался этой возможностью и предложил своему другу Гиппиусу вместе брать уроки у Вальтера. Г. Гиппиус согласился, и можно считать, что именно с этого момента начался его творческий путь [2. С. 239].
1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 11-11-70001а/Т.
Обучение Гиппиуса продолжалось два года, до зимы 1812 г. За это время он добился больших успехов и по окончании курса принял решение ехать за границу, совершенствовать дальше свое мастерство [3]. Заметим, что его друг Отто Игнациус был чрезвычайно одаренным человеком, возможно, даже более, чем сам Г иппиус; он был и живописцем, и поэтом, и музыкантом-композитором. После обучения у Вальтера, которое продлилось на пару месяцев дольше, чем у Г иппиуса, отец Отто отправил своего сына в Берлин [4].
Дальше пути друзей на первый взгляд перестают пересекаться; однако если сравнить маршруты их путешествий, становится очевидным, что они бывали в одних и тех же городах, приблизительно в одно и то же время: после обучения оба поехали в Германию, Отто в Берлин, а Густав сначала в Дрезден, потом в Мюнхен; с 1815 до 1817 г. Игнациус жил в Вене, где находился и Гиппиус, совершая свое пешее путешествие по Европе. В 1816 г. путешествие Г иппиуса закончилось в Риме, где он прожил два года, а в 1817 г. также на два года в Рим приехал Отто Игнациус. Можно предположить, что после обучения они поддерживали дружеские отношения и, находясь в одном городе, могли встречаться.
На родину в Ревель каждый из них вернулся после пребывания в Риме -Гиппиус в 1819 г., а Игнациус в 1820 г. В том же 1820 г. Густав женился на сестре Отто Фридерике Игнациус, после чего оба художника переехали в Петербург. В Петербурге Игнациус получил место придворного живописца; многие высокопоставленные лица города часто приглашали его к себе, восхищаясь его игрой на фортепиано и композиторским талантом.
В 1820 г. после пожара в Царскосельском дворце Игнациусу было поручено заняться художественным восстановлением сгоревшей церкви и написать образ для Царского места. Он принялся за работу, но не закончил её. Смерть, наступившая 26 августа 1824 г., прервала его планы [4]. Закончить роспись Царскосельской церкви было суждено Гиппиусу.
Еще при жизни Игнациуса работы Гиппиуса стали известны соратнику Александра I, министру иностранных дел России графу И. Каподистрия и директору Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардту. Можно предположить, что именно Отто Игнациус, занимая должность придворного живописца и работая в Царском селе, познакомил И. Каподистрия и Е. А. Энгель-гардта с Гиппиусом и его работами. А трагическое стечение обстоятельств, связанное со смертью Игнациуса, дало возможность Густаву с 1824 г. самому работать в Царском селе.
Анализ биографии Гиппиуса показывает, что начатая им предположительно в 1821 г. работа над серией портретов под названием «Современники. Собрание литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников, ныне в России живущих...» осуществлялась благодаря материальной поддержке И. Каподистрия и Е. А. Энгельгардта [3].
Очевидно, что недавно приехавший в Россию Гиппиус вряд ли мог стать автором идеи создания такой серии портретов и самостоятельно без чьей-либо помощи продумать ее содержание, определить круг портретируемых лиц. Из этого следует, что данная серия портретов была кем-то заказана. На этот счет у нас существуют две версии. Первая связана с вышеизложенными фактами биографии художника, на основании которых можно предполо-
жить, что коллекция явилась государственным заказом, осуществленным графом И. Каподистрия и Е. А. Энгельгардтом. Согласно второй версии заказ мог поступить от недавно открывшегося в Петербурге Общества поощрения художеств.
Сомнение в достоверности первой версии вызывают два обстоятельства. Во-первых, нельзя не учитывать, что государственный заказ требует высокого качества исполнения, из чего следует необходимость делать литографии с натуры. Однако при сопоставлении биографий портретируемых со временем работы над портретами становится очевидным, что не все из этих лиц могли позировать художнику лично. Возможно, Гиппиус нашел выход из этой ситуации и делал свои литографии с портретов других мастеров, но такое решение заметно снизило бы качество и ценность его работы.
Второе обстоятельство связано с финансированием как работы, так и издания литографий. Изначально предполагался выход девяти тетрадей с пятью портретами в каждой из них; и если данная серия была заказана высокопоставленными лицами, то издание, скорее всего, осуществилось бы без помех, как задумывалось. Однако доподлинно известно, что публикация литографий прерывалась, и сначала было выпущено восемь тетрадей по пять портретов в каждой из них, о чем свидетельствуют каталоги Д. А. Ровинско-го [5. Приложения и заключения. Стб. 98], В. А. Верещагина [6. С. 45-46], титульный лист, хранящийся в Берлинском музее [5. Приложения и заключения. Стб. 98] и обложки, находящиеся в Научной библиотеке ТГУ. Причем дата издания сорока литографий на титульном листе из Берлинского музея обозначена 1824 г.
В каталогах Д. А. Ровинского и В. А. Верещагина отдельно не указаны год издания сорока портретов и год издания оставшихся пяти. В этих каталогах обозначен весь период работы Гиппиуса над серией портретов, т. е. с 1821 по 1828 г. [5. Приложения и заключения. Стб. 98; 6. С. 45-46]. Однако на основе такого косвенного факта, как присуждение графского титула Г. А. Строганову в 1826 г. [7. С. 803-804], можно предположить, что издание первых сорока портретов состоялось до этого события, т. е. до 1826 г. В противном случае баронский титул Г. А. Строганова в более поздних изданиях был бы изменен на графский, тогда как на обложках к тетрадям этой коллекции, хранящимся в Научной библиотеке ТГУ, и на самом своем портрете Г. А. Строганов предстает в титуле барона.
Не удается пока точно установить и даты начала и окончания выхода в свет оставшихся пяти портретов. Как было упомянуто выше, библиографические каталоги XIX в. [5. Приложения и заключения. Стб. 98; 6. С. 45-46] указывают нам время окончания работы в целом над серией, которое датируется 1828 г.
Таким образом, имеет место значительный временной разрыв в публикации серии, в результате чего пять портретов выпадают из коллекции. Можно предположить, что будь это государственный заказ, процесс издания портретов контролировался бы лучше.
Вторая версия о возможном источнике заказа серии портретов основывается на анализе биографии Гиппиуса. Полученные данные свидетельствуют о том, что по завершении работы Гиппиус обратился в Общество поощрения
художеств за помощью в издании и продаже портретов [3], что говорит не в пользу предположения о государственном финансировании, а следовательно, и заказе.
Общество поощрения художеств начало свою деятельность в том же 1820 г., когда Гиппиус приехал в Россию, и существовало в Петербурге, а затем Ленинграде под разными названиями до 1929 г. Общество было создано группой меценатов в лице И. А. Гагарина, П. А. Кикина, А. И. Дмитриева-Мамонова, Ф. Ф. Шуберта, Л. И. Киля, ставивших своей целью содействовать развитию искусства, распространять художественные познания, способствовать образованию художников и скульпторов, оказывать им материальную помощь, приобретать художественные произведения, организовывать выставки, конкурсы, аукционы и лотереи [8].
История существования Общества изобилует заказами серий портретов, пейзажей, посвященных какому-либо событию. В качестве примера можно привести «Собрание портретов Россиян, знаменитых по своим деяниям» П. П. Бекетова, относящееся к 1821-1824 гг. В 1819 г. по приглашению Александра I из Лондона в Петербург прибыл художник Джордж Доу для написания серии портретов генералов, прославившихся в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. [9]. После войны 1812 г. по России прокатилась волна патриотизма, которая не могла не найти отражение и в живописи.
Вероятно, руководствуясь не только возможностью прославить свою деятельность, но и под влиянием духа патриотизма недавно созданное Общество сделало заказ Густаву Гиппиусу изобразить наиболее выдающихся людей Александровской эпохи. Интересен тот факт, что к концу 1820-х гг. число членов Общества поощрения художеств выросло до 70; среди них были те деятели, изображения которых будут представлены в коллекции Гиппиуса: председатель Государственного совета князь В. П. Кочубей, наместник Кавказа князь М. С. Воронцов, министр народного просвещения граф С. С. Уваров, князь А. Ф. Голицын, поэт В. А. Жуковский [10].
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Общество поощрения художеств находилось под покровительством императорской фамилии. Это дает возможность предполагать, что последняя не только выделяла денежные средства [11. С. 226-227], но и могла осуществлять какие-то заказы. Этот факт отчасти сглаживает противоречия двух изложенных выше версий. Становится очевидным, что ни без содействия высокопоставленных лиц, ни без участия Общества поощрения художеств издание коллекции состояться не могло.
Издание серии «Современники.» работы Гиппиуса вызывает немало вопросов. Главные из них - когда именно оно осуществлялось, при каких обстоятельствах прервалось и когда возобновилось? Как известно, титульный лист, хранящийся в Берлинском музее, датирует издание сорока портретов 1824 г. - годом смерти Отто Ингациуса и временем, когда Г иппиус приступил к завершению работы, начатой его другом в Царском селе. С одной стороны, можно предположить, что, уехав в Царское село, Гиппиус сам прервал работу над литографиями, а если они уже были готовы, то из-за недостатка времени мог выпустить из-под контроля процесс их издания.
С другой стороны, если учесть, что фигура Отто Игнациуса была весьма значима не только в жизни Г. Гиппиуса, но и в определенных кругах Петербурга, то вполне вероятно, что со смертью Игнациуса прекратилось и финансирование работы его друга Гиппиуса.
Отсюда возникают новые вопросы: почему титульный лист издания сорока портретов хранится в Берлине; когда произошло доиздание пяти последних портретов; где они хранятся; как первые восемь тетрадей попали к графу Строганову и почему он не приобрел все девять тетрадей серии, содержащие сорок пять портретов? Эти вопросы создают интереснейшее проблемное поле для дальнейшего детального исследования серии портретов работы Г. Гиппиуса как одной из ценнейших коллекций в собрании родовой библиотеки Строгановых, хранящейся в Научной библиотеке Томского государственного университета.
Литература
1. Гиппиус Густав Адольф // Художники народов СССР : Биобиблиогр. словарь. М.: Искусство, 1976. Т. 3. С. 44.
2. Библиографические листки: Д. А. Гиппиус и его издания // Старые годы. 1907. № 6 (апрель - июнь). С. 239-240.
3. Гиппиус Густав (Густав Адольф) Фомич // Биография. ру: биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.biografija.ru/show (дата обращения: 25.03.2011).
4. Игнациус Отто Фридрих // Биография. ру: биографическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL : http://www.biografija.ru (дата обращения : 13. 04. 2011).
5. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.: [Б.и.], 1889. Т. 3.
6. Верещагин В. А. Русские иллюстрированные издания ХУШ-ХГХ столетий (17201870): библиогр. опыт. СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1898. 309 с.
7. Строгановы // Энциклопедический словарь. Т. 62. СПб. : Тип. АО «Издательское дело», Брокгауз - Ефрон, 1901. С. 803-805.
8. Общество поощрения художеств // Справочник научных обществ России [Электронный ресурс]. URL : http://www.snor.ru (дата обращения : 16. 04. 2011).
9. Подмазо А. А. Кругом «плащи, да шпаги.» // Музеи России [Электронный ресурс]. URL : http://www.museum.ru (дата обращения : 16. 04. 2011).
10. Общество поощрения художеств // Художественная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL : http://www.dic.academic.ru (дата обращения : 8. 04. 2011).
11. Чулков Н. Гиппиус Густав (-Адольф) Фомич // Русский биографический словарь. М., 1916. С. 226-227.