Научная статья на тему 'Коллекция Е. М. Лавренко в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля: Отечественная графика XX века. Каталог / М-во культуры Омской обл. ; авт. Ст. И кат. Л. К. Богомолова; Рец. А. Н. Гуменюк; фото М. М. Фрумгарца. Омск: Изд-во ЗАО «Полиграф», 2012. 480 с. : ил. + 4 цв. Вкладки'

Коллекция Е. М. Лавренко в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля: Отечественная графика XX века. Каталог / М-во культуры Омской обл. ; авт. Ст. И кат. Л. К. Богомолова; Рец. А. Н. Гуменюк; фото М. М. Фрумгарца. Омск: Изд-во ЗАО «Полиграф», 2012. 480 с. : ил. + 4 цв. Вкладки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллекция Е. М. Лавренко в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля: Отечественная графика XX века. Каталог / М-во культуры Омской обл. ; авт. Ст. И кат. Л. К. Богомолова; Рец. А. Н. Гуменюк; фото М. М. Фрумгарца. Омск: Изд-во ЗАО «Полиграф», 2012. 480 с. : ил. + 4 цв. Вкладки»

РЕЦЕНЗИИ

Коллекция Е. М. Лавренко в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля:

Отечественная графика XX века. Каталог / М-во культуры Омской обл.; авт. ст. и кат. Л. К. Богомолова; рец. А. Н. Гуменюк; фото М. М. Фрумгарца. - Омск Изд-во ЗАО «Полиграф», 2012. - 480 с. : ил. + 4 цв. вкладки.

«Назидательные новеллы» Сервантеса (1934), листы «Украинской азбуки» Г. И. Нарбута из тиража, ча-

Каталог коллекции Е. М. Лавренко в разделе «Отечественная графика ХХ века» из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля является итогом многолетнего научного творчества искусствоведа Людмилы Константиновны Богомоловой. На наш взгляд, не будет преувеличением назвать этот во всех отношениях полновесный труд творческим. Глубокое понимание предмета исследования и логически выстроенные фактологические ряды, выверенная формула каталожных статей и отчетливое изложение текста, имевшие место художественные впечатления и, безусловно, собственные размышления — все это раскрывает профессиональную работу не только научного, но и творческого характера.

Автор избирает для своего труда наиболее полную форму изложения материала, обосновав его в четких пояснениях к каталогу. Все 2100 каталожных единиц — произведений графического искусства — обеспечены максимальной, имеющейся на момент публикации, информацией, которая в равной степени будет интересна для искусствоведов-исследователей, музейных фондохранителей, зна-токов-коллекционеров и любителей, стремящихся глубоко изучать или всего лишь прикоснуться к самому утонченному и интеллигентному виду изобразительного творчества.

Закономерными, отвечающими исследовательским интересам Л. К. Богомоловой, видятся обширные биографические справки о художниках, подробные описания произведений: гравюр и литографий, рисунков и акварелей, альбомов и плакатов. Заслуживает внимания профессиональная свобода автора в оперировании многомерной информацией о графических техниках, характеристиках бумаги, водяных знаках и многом другом.

Так, небезынтересно для исследователя, особенно начинающего, заглянуть, к примеру, в приложение и погрузиться в описанные автором манеры офорта (акватинта, мягкий лак, меццо-тинто, гравюра лависом, резерваж и карандашная манера) или остановить свое внимание на способе гравирования на кальке, или заинтересоваться филигранью — водяными знаками на бумаге...

Следуя за авторским замыслом, можно шаг за шагом в алфавитной и хронологической последовательности углубляться в разделы обширной коллекции или избирательно обращаться к известным и знаковым именам художников: А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский, А. П. Остроумова-Лебедева и Е. С. Кругликова, Ю. П. Анненков и К. И. Рудаков, В. А. Фаворский и И. Н. Павлов и др. Можно удивляться наличию в коллекции истинных раритетов, например, — уникальных графических альбомов, среди которых авторские издания В. М. Конашеви-ча «Павловский парк» (1921 — 1923), Г. Д. Епифанова

стично утраченного в Ленинграде во время наводнения 1924 года. Можно с интересом рассматривать на полях каталожного листа небольшие иллюстрации-клейма неизвестных и малоизвестных мастеров, с увлеченностью постигать загадочный мир монограмм, предметно изучать штампы, личные печати, ярлыки.

Однако поясняющие тексты этим не исчерпываются. Один из двух указателей издания — указатель имен, упомянутых в тексте, — активно расширяет и без того большой список персоналий, заявленных в его каталожной части. Соединить отдельные факты в определенную целостность позволяет и приложение, включающее названия учебных заведений, даты их деятельности. В этой конкретности сведений рельефно проявляется осведомленность автора, наполнившего свой труд исторической достоверностью.

Научный каталог открывает вступительная статья Л. К. Богомоловой, состоящая из двух основных частей. Первая повествует о коллекционере Евгении Михайловиче Лавренко, академике, ученом-геоботанике с мировым именем, о разносторонней его образованности, широте интересов и незаурядной одаренности собирателя; об обретении коллекции Омским музеем, ее активном экспонировании в других городах. Особого внимания заслуживает предпринятая автором попытка реконструировать историю формирования коллекции произведениями графического искусства XX века.

Вторая часть, более объемная, — касается научной проблемы становления и развития отечественной графики прошлого столетия. Вместе с тем ее нельзя рассматривать как буквальное воспроизведение художественных процессов и определенных персоналий в строго очерченных временных периодах, ибо повествование разворачивается с опорой на основные доминанты коллекции, представленные конкретными именами художников и произведениями графического искусства. Это позволяет, не нарушая историко-хронологического принципа и должной академичности в манере изложения, отчетливо показать своеобразие самой коллекции, наиболее полно представить ее состав, выпукло охарактеризовать своего рода «графические портреты», расширить искусствоведческий анализ произведений.

Стоит отметить, что информация по разным десятилетиям ХХ века дается в различных объемах. Это и понятно — высокая степень изученности материала приходится, как правило, на периоды подъема определенного вида искусства, а в периоды затишья исследовательская мысль отмечает спокойное развитие традиции или затухание стилевых процес-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 РЕЦЕНЗИИ

РЕЦЕНЗИИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

сов. Но в том и состоит актуальность и открытость исследования, что автор, публикуя труд и оставляя за собой право развивать его далее, не закрывает наработанную информацию, а дает возможность коллегам специалистам дополнять и расширять научное пространство, делая его гибким и информативным, восприимчивым к принятию новой творческой мысли.

Представляемый Омским музеем научный каталог коллекции Е. М. Лавренко, исполненный в лаконичном и деликатном дизайне Андрея Черняка, в сущности, продолжает нести в себе высокую традицию, заложенную в 1920 году Российской академией истории материальной культуры в деятельности Комитета популяризации художественных изданий. Публикуя, и тем самым популяризируя, сосредоточенное в собрании графическое наследие

отечественных мастеров ХХ века, музей в формате авторской книги создает своеобразный памятник Евгению Михайловичу Лавренко — одному из рыцарственных коллекционеров своего времени.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза художников и Союза архитекторов России.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Рецензия поступила в редакцию 25.04.2012 г.

© А. Н. Гуменюк

«Проект Россия»

В 2009 — 2010 годах вышел четырехтомный «Проект Россия», но авторы проекта не раскрыли своих имен. Они «сочли разумным не подписываться», тем не менее в издательстве «Эксмо» выходит книга за книгой значительными тиражами и одновременно разыскиваются авторы работы «с целью выплаты им достойного гонорара». И только в четвертой книге один из авторов обозначен — это некто Юрий Шалыганов. Интрига, хоть и не полностью, наконец получает разрешение.

Кому же предназначено данное сочинение? Проект рекомендован для чтения госслужащим, общественно-политическим деятелям, Управлению делами Президента России.

Однако еще осенью 2005 года спецтираж «Проекта Россия» был распространен в Кремле, ФСБ, Генпрокуратуре, Генштабе и Государственной думе. Он обсуждался в российских политических кругах. Этим организациям и предназначена политическая информация о положении России во вне и внутри нее.

Авторы обеспокоены тем, что сегодня Россией правят простолюдины, не имеющие высоких целей, а нужны управленцы государственного масштаба. Стране нужно общество традиционное, а не потребительское.

Создатели проекта предлагают пути спасения России. Идеи их оригинальны и неожиданны. Их можно воспринимать по-разному, следуя за авторской рекомендацией: «Если найдете эти слова полезными, применяйте их. Если найдете бесполезными, забудьте о них. Если найдете вредными, победите их (Кн. 3, с. 3).

Что же влияет на процессы, происходящие в России? Прежде всего политика США. Эта страна создает фундамент для «оранжевых революций», признаками которых являются оппозиционная элита, недовольные массы и коммерческие СМИ. Это тем более опасно, что у современной России «нет идеологического ориентира и, следовательно, нет осмысленного направления» (Кн. 1, с. 203).

Скверно то, что «на смену сегодня идет поколение, не помнящее родства и не знающее иных ориентиров, кроме потребительских» (Кн.1, с. 210). Обществу внушают, что «человек должен быть сексуальным, молодым и богатым». Пропагандируются

«культ тела, разврат и стремление быстро разбогатеть» (Кн. 2, с. 353).

Исчезают принципы, падают нравы. Нет общей цели. «Чувственные удовольствия и бытовая сытность считаются высшим счастьем» и главным ориентиром в жизни (Кн. 4, с. 21). Через одно поколение мы получим уже не «поколение пепси», все же находившееся под влиянием пап и мам, которых в школе учили, что такое совесть и Родина, и помнящих реальные события. Мы получим поколение с «отшибленной» памятью, которые никогда не найдут дороги домой, потому что не знали ее. Потому что они космополиты, люди, атомизированные рынком» (Кн. 1, с. 304). Государство же самоустранилось от нравственного и культурного воспитания людей. Общество предоставлено само себе: спивается, развращается, «развлекается», растут преступность, казнокрадство и коррупция, хищения и взятки. Следовательно, все эти пороки имеют мировоззренческие корни (Кн. 2, с. 68, кн. 4, с. 148).

На примере России ярко видна судьба общества, утратившего идею. Если ее нет, «никто не сможет сказать, зачем мы вообще находимся на земле» (Кн. 4, с.124).

Рынок добивает Россию. Сами приверженцы рынка, как Альберт Гор (США), считают, что «потребительско-рыночное мировоззрение ведет нацию в пропасть» (Кн. 1, с. 242).

Как контраст настоящему авторы проекта приводят пример большевиков, которые «шли на верную смерть ради идеи справедливости» (Кн. 1, с. 212). Большевики симпатичны авторам и тем, что это была сила государственного масштаба. Она «пошла не по пути капитализма, а стала строить принципиально новое, еще невиданное общество. Большевики создали в России модель, глубоко чуждую потребительскому мировоззрению» (Кн. 1, с. 213). И они победили, но не потому, что были сильнее, а потому, что «их идеи» оказались близки нашему народу, который отказался ставить личное выше общего. Наше счастье — внутреннее состояние души, а «не внешний блеск барахла, добытого разорением слабых» (Кн. 1, с. 214).

Мы снимаем перед большевиками шляпу. То, что они сделали, предстоит еще осмыслить буду-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.