4. Захаров, А. И. Социально-психологическая аттестация дошкольных педагогических кадров / А. И. Захаров // Программы учебных дисциплин для подготовки практических психологов высшей квалификации. - СПб., 1998. - С. 77-99.
5. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - М., 2000. - С. 236-237
6. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - СПб., 2000.
7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - С. 432.
8. Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : автореф. дис.... докт. психол. наук / А. Г. Маклаков. - СПб., 1996. - С. 37.
9. Михно, О. С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. С. Михно. - М., 2007. - С. 23.
Literature
1. Alekseeva, E .E., Sergeeva, I. A. Analys of the reasons of emotional burning out at the future teachers-psychologists // Psychology of formation: problems and prospects: Materials of the First international scientifically-practical conference. - M, 2004. - P. 307-308.
2. Bojko, V. V. Energy of emotions in dialogue: a sight on itself and at others. -M., 1996. - P. 127153. - P. 200-218
3. Vinogradova, G. A. Influence of professional work-pedagogical on health of teachers // Ananiev’s readings: (Theses of scientifically-practical conference «Ananiev’s readings - 99») / Ed. A.A. Krylov. -SPb., 1999. - P. 181-182.
4. Zakharov, A. I. Socially-psychological certification of the preschool pedagogical staff // Programs of subject matters for preparation of practical psychologists of the top skills. - SPb., 1998. - P. 77-99.
5. Zakharov, A. I. Origin of children’s neurosises and psychotherapy. - M., 2000. - P. 236-237.
6. Zakharov, A. I. Day and night fears at children. - SPb., 2000.
7. Ilyin, E. P. Differential psychology of professional work. - SPb., 2008. - P. 432.
8. Maklakov, A. G. Bases jobbers of psychological maintenance of professional health of military men. - SPb., 1996. - P. 37.
9. Mikhno, O. S. Psychology-pedagogical features of children-parental attitudes in families of teachers. - M., 2007. - P. 23.
УДК 7.073
М.П. Барболин*, Г.Н. Голядкин**
Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания
В статье делается попытка осмыслить и осознать процесс коллекционирования с позиций человека-коллекционера, общества и природы и на этой основе раскрыть непреходящее значение коллекций для развития культуры, а также обозначить возможные направления использования этой формы социального действа для обеспечения устойчивости развития цивилизационного процесса.
Ключевые слова: коллекция, коллекционирование, культура, цивилизация, сущность, сохранение, воспроизводство.
M.P. Barbolin *, G.N. Golyadkin **. The Collecting as a way of preservation, reproduction and steady development of a civilization: experience of judgment and comprehension
In clause attempt to comprehend and realize process of a collecting from positions of the person-collector, a society and the nature is done and on this basis to open not passing value of collections for
* Заместитель заведующего лабораторией методологии прогнозирования и управления Института образования взрослых Российской академии образования, главный сотрудник Северо-Западной Академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат педагогических наук. І9ІІІ9, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 2, ИОВ РАО, тел./факс (Si2) 309-10-2S.
** Главный редактор редакции журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» и газеты «На страже закона». Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, І. E-mail: [email protected]. Тел. (S12) 730-26-96.
* Deputy head of the laboratory methodology for forecasting and management of the Institute of Adult Education, Russian Academy of Education, the Chief Officer of North-West Academy of Public Service under the President of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences.
** Chief editor of the magazine «Vestnik St. Petersburg University MIA Russia» and the newspaper «Guarding the law». Email: [email protected].
І35
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
development of culture, and also to designate possible directions of use of this form of social action for maintenance of stability of development civilization process.
Keywords: a collection, a collecting, culture, a civilization, essence, preservation, reproduction.
Все мы ежедневно сталкиваемся с коллекциями в том или ином их виде. Наиболее известные их виды - музей, архив, библиотека. По сути, в фундаменте любой науки лежит коллекция фактов и их интерпретаций. Лишь благодаря врожденной страсти к собирательству, сохранению и осмыслению собранного в течение тысячелетий, человечество стало тем, чем оно является сегодня.
Мы редко задумываемся о том, что культура и цивилизация по большому счету - это одна огромная коллекция, и хотя с известным уважением относимся к библиотекам, музеям и архивам, но к коллекционерам частным, «домашним» - часто с немалой долей снисходительности.
Коллекционированием занимаются многие, однако далеко не все задумываются об истинном значении этого действа. Никто из занимающихся не скажет, что это занятие бессмысленное. С другой стороны, из тех же занимающихся коллекционированием найдутся разве что единицы, которые смогут объяснить истинный смысл этого занятия. В лучшем случае они раскроют его индивидуальноличностный и пояснят общественный смысл, а скорее всего, - значение с позиций реализации каких-либо определенных индивидуальных или общественных потребностей или целей. Все это правильно, но сказанное не раскрывает сущности и истинного значения коллекций и коллекционирования для человека, общества, жизнеспособности цивилизации, в целом жизни на планете Земля. Поэтому естественно возникает вопрос: каков же истинный смысл коллекционирования с позиций развития жизни цивилизации, цивилизационного развития общества?
Коллекционирование как таковое - явление многоаспектное, полинаправленное. Как писал Е.А. Маймин, «знакомство со всякой наукой естественно начинается с попытки определить “сферу владений” этой науки - определить то, что носит название предмета науки»1. Попробуем хотя бы примерно наметить те области, с которыми может иметь соприкосновение коллекционирование.
Вне зависимости от вида коллекционирование имеет непосредственное отношение к различным отраслям науки - таким, как история, география, психология, искусствоведение, медицина (психопатология), социология, культурология, педагогика, технические науки (технология производства, метрология, полиграфия), философия (эстетика), юриспруденция, политология (РЯ), филология (библиология, библиография, журналистика и иностранные языки), экономика (реклама и менеджмент), - а также техники, культуры и искусства. Если принять во внимание частные виды коллекционирования, количество точек соприкосновения со сферой науки возрастет многократно, т.к. более узкие виды коллекционирования могут, соответственно, быть вязанными и со многими другими науками: собирание минералов - с минералогией, гербариев - с ботаникой, музыкальных записей - с теорией музыки и физикой (акустика) и т.п. Думается, хотя приведенный список и без того внушителен, нами названы далеко не все отрасли наук, имеющие или могущие иметь отношение к коллекционированию.
В рамках отдельной статьи, разумеется, вряд ли удастся охватить весь спектр коллекционной деятельности и дать исчерпывающий ответ на вопрос о смысле коллекционирования и полностью раскрыть его сущность. Однако мы надеемся указать базовые ориентиры, которые помогут читателю утвердиться в правильности своего начинания, личной и общественной, практической значимости данного мероприятия и даже значимости материальной и финансовой в современных условиях развития социально-экономических и общественных отношений. Как писал Норберт Винер: «В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы»2.
Вообще исследование проблем коллекционирования ведется, однако результаты его часто носят разрозненный характер. И.В. Саверкина в своем исследовании пишет: «Частное коллекционирование изучается также вне музейных собраний, в контексте истории культуры. Итогом этого направления являются теоретические разработки проблемы в трудах О.С. Евангуловой, Л.Г. Климанова, И.С. Ненарокомовой, Н. Полуниной, А.И, Фролова и других»3. Судя по многочисленным ссылкам, исследователей частного коллекционирования немало. Но, как тут же оговаривается автор, указанные ученые изучали не коллекционирование как таковое, а отдельные коллекции, и недостаток общетеоретических исследований ощущается достаточно остро: «Несмотря на многочисленность исследований по рассматриваемой проблеме, большинство из них посвящено отдельным коллекциям, а обобщающих трудов пока еще недостаточно, и изучение коллекционирования не в равной мере подробно охватывает все эпохи»4. Хотя и здесь мы видим, что речь идет о коллекциях, поистине являющимися филиалами художественных и исторических музеев «на дому». Впрочем, даже армия историков, искусствоведов и музейных работников не в силах обработать имеющееся количество материала. В основном ими изучаются Петровское время и эпоха Просвещения, в то время как «частное коллекционирование XX века находится в стадии исследования» - и это означат, что реальных исследований коллекций и коллекционеров даже общегосударственного масштаба по разным причинам не проводится, а уж о собирателях «предметов быта» или образцов «малой графики»и говорить не приходится.
С учетом сказанного необходимо заметить, что на сегодняшнем уровне научного осмысления и осознания проблем коллекционирования нас интересуют уже не любые «островки», а те, что касаются сущностного смысла и выполняют системообразующую функцию в цивилизационном развитии общества. В этой связи уместно привести слова авторов книги «Искусство и цивилизация», которые пишут, что «влияние цивилизации на культуру опосредовано самой культурой, которая и вырабатывает защитные механизмы, позволяющие ей сохранить известную автономию, способность к саморазвитию»5 и заметить, что одним из таких защитных механизмов как раз и является коллекционирование, ибо коллекция - не что иное, как один из способов самосохранения культуры, хотя эта функция коллекционирования почти не осознается большинством коллекционеров именно в силу своей глобальности. Безусловно, этот феномен культуры требует самого тщательного изучения.
При рассмотрении любой проблемы сначала необходимо выяснить сущность исследуемого объекта - в данном случае понятий «коллекция» и «коллекционирование».
С этой целью обратимся к уже устоявшимся определениям этих понятий.
«Коллекция (от лат.соПесйо - собирание, собрание), систематизированное собрание к.-л. предметов (однородных или объединенных общностью темы) (выделено нами. - Авт.)»6.
«Коллекционирование - целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих науч., историч. или худож. ценность. В основе К. лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом К. могут быть разнообразные предметы, памятники материальной и духовной культуры (рукописи, книги, монеты, почтовые марки, произведения изобразит. искусства и др.), объекты природы (минералы, растения, насекомые и др.). К. предполагает выявление, сбор, изучение систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства (выделено нами. - Авт.)»1.
«Коллекция - 1. Систематизированное собрание каких-н. предметов. К. древних монет. К. минералов. К. картин. 2. Совокупность предметов, растений, животных, представляющих внутреннюю (выделено нами. - Авт.) целостность. Ботаническая к. заповедника. К. моделей одежды».
«Говоря более простым языком, коллекционирование - это изучение истории путем сохранения быстро исчезающих из обихода вещей, которые мы, скорей всего, никогда бы не увидели, если бы не коллекционеры. Отрадно, что ... есть такие люди, а их коллекции по своей уникальности могут превзойти собрания самых престижных музеев мира»8.
Обобщая обозначенные в определениях9 основания коллекционирования, можно утверждать, что сущность коллекционирования и его результата - коллекции заключается в опредмечивании в форме уже имеющих культурных ценностей какой-либо определенной идеи, объединяющей в организованную целостность всю совокупность этих ценностей.
Обратим внимание на тот факт, что если бы мы попытались выяснить сущность создаваемого творческого продукта, то дали бы точно такое же определение. Это означает, что коллекционирование есть творческий акт.
С другой стороны, как известно, любая организация в соответствии с законом перехода количества в качество на определенном уровне порождает новую сущность, которая, в свою очередь, по закону отрицания отрицания, проявляясь, порождает качественно новое содержание.
Таким образом, уже только на основе сказанного можно утверждать, что сущность коллекционирования заключается не только в опредмечивании и тем самым проявлении ранее заложенной в совокупности культурных ценностей идеи, но и в поиске качественно новой сущности, что вполне соответствует закону опережающего отражения. Добавим, однако, что такой поиск возможен при условии мыленного напряжения, т.е. осмысления и осознания всего собранного многообразия в его, в частности, эволюционном (или революционном) развитии. Так, известно, что, например, любое техническое изобретение имеет свой изначальный прообраз в природе. Это означает не что иное, как реализацию всеобщего закона познания (от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике) в действии. Таким образом, обобщая, можно утверждать, что коллекционирование является опредмеченной сущностью - генетическим ядром (выполняющим функции аналогичные функции гена) процесса исторического развития культуры, ее сохранения, воспроизводства и развития.
Актуальность и своевременность поиска такой сущности на современном уровне развития науки мы можем подтвердить тем, что, выступая на Днях петербургской философии, академик Степин в своем докладе, говоря о философских основаниях развития цивилизации, высказал мысль о том, что в рамках существующей культуры необходимо вычленить универсальный смысл - универсалию, которая, будучи затем опредмеченной новым содержанием, даст толчок дальнейшему развитию цивилизации. Но это возможно только в том случае, если, по крайней мере, на уровне сознания совокупность осознаваемых и осмысливаемых культурных ценностей предстанет в определенной организованной форме. Иными словами, речь идет о факте коллекционирования культурных форм, но только в ином масштабе.
Более того, если мы посмотрим на коллекционирование как «собирательство предметов, находящихся в определенных отношениях», то по аналогии, можем рассматривать создание любой организации, любой сложной системы как собирательство, основанное на какой-либо одной идее. То есть коллекционирование мы с полным правом можем считать культурной организацией и культурным организмом, обладающим своим собственным пространством жизни (например, Русский музей,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Эрмитаж и т.п.) и подчиняющимся всем законам сохранения, воспроизводства и развития жизни. Каждому известно, какой эмоциональный, переходящий в познавательный и творческий заряд дает человеку, например, посещение познавательно или профессионально значимой для него выставки, где показана история, генеалогия становления, воспроизводства и развития интересующего его направления культуры. Осмыслив и осознав исторический опыт, человек оборачивает этот опыт на благо общества. Соединив этот опыт с индивидуальным жизненным опытом, человек начинает создавать качественно новые продукты культурной жизни.
Осознав этот факт, можно с полным правом утверждать, что коллекционирование на определенной стадии совершенства, в частности, при наличии должного набора и организованности коллекции, приобретя статус собственного жизненного пространства, при определенных условиях -целенаправленного осмысления и осознания, становится генетическим и генерирующим творческий потенциал культурного развития пространства жизни общества фактором.
Таким образом, коллекционирование реализует процесс развития культуры на уровне сущности. В.А. Ноздрин, главный художник Лениздата (2001) во время встречи с одним из авторов высказал мысль о том, что не бывает бесполезных знаний, что любые знания образуют в человеке слой культурного «перегноя», на котором взрастают интеллигентность, искусство, культура и цивилизация в целом. И чем толще слой этого «перегноя», тем пышнее и ярче растущие на нем цветы. Коллекционирование активно наращивает слой этого самого «перегноя», ибо связано со множеством отраслей знаний, создавая условия для выявления сущности культурного развития человечества. Вот что пишет о старых одесских коллекционерах страстный собиратель Виктор Корченов из Нью-Йорка: «Коллекционеры были не просто собирателями. Большие деньги тратились ими на литературу по теме их увлечения. С ними консультировались музейные работники, экспонаты коллекций помогали создателям документальных и художественных фильмов. Эти “одержимые” с радостью делились своими знаниями, приглашая в гости совершенно незнакомых людей»10.
Но тогда необходимо ответить на вопросы - что собирать, как собирать, как осмысливать, как осознавать и как использовать коллекцию, чтобы она решала те задачи и выполняла те функции, которые ориентированы на проявление сущности культурного наследия и выполнение истинной функции коллекции и коллекционирования - генетические функции культуры.
В каждом процессе, явлении есть своя главная сторона, без которой немыслимо существование других; в коллекционировании это сторона познавательно-эстетическая. Не будем рассматривать натуралии (природа и без нашего хотения-нехотения всегда эстетична), рассмотрим артефакты, то есть предметы, произведенные человеком. Эстетичны ли они? Вот что говорится в современной литературе: «И для самого труда и для его продукта (качественного результата) важную роль играют свойственные им эстетические элементы. Эти элементы объективно присущи как процессу, так и результатам труда»11. Другой автор подтверждает: «Производственная эстетика относится к иной области, нежели искусство, но между ними существует то общее, что они основаны на законах прекрасного и подчинены этим законам»12. Какой бы ни была коллекция, что бы ни являлось предметом интереса собирателя, в ней неизменно присутствует что-то, что, собственно, и делает коллекцию коллекцией.
Очевидно, как в любой деятельности, исходным пунктом и движущей силой коллекционирования являются потребности, интересы, мотивы. Главным отличием от всех других видов деятельности является то, что коллекционирование, особенно индивидуальное, как правило, начинается как реализация не материальных, а внутренних, духовных потребностей человека. И потому коллекции можно считать важнейшим, если не главным, инструментом и первым шагом на пути проявления и реализации внутреннего творческого потенциала человека. В русле же общей логики исторического развития они являются направляющим стержнем общественного развития.
В самом деле, проявляя внутренний генетически и филогенетически обусловленный потенциал, в соответствии с законом опережающего отражения (П.К. Анохин) коллекционер выбирает именно те предметы, которые «ложатся ему на душу», которые гармонируют с генетической и филогенетической организацией внутреннего мира. В то же время совокупность этих предметов в силу внутреннего, возможно, еще недостаточно осмысленного и неосознанного чувства коллекционера, образует единую целостность. С другой стороны, эта целостность и образуется только потому, что в нее уже заложен творческий потенциал других людей. (Напомним, что, как утверждал К. Маркс, человек не только опредмечивает себя в культуре, но он удваивает в ней себя). Это означает, что посредством правильно, «от души, по зову сердца» создаваемой коллекции человек включается в гармонию красоты поколений. Осмысливая и осознавая гармонизирующую с этой коллекцией собственную сущность, человек тем самым - в соответствии с законом обратных связей (И.П. Павлов, Н.А. Бенштейн, П.К. Анохин и др.), реализующимся в общественной жизни в форме законов оборачивания жизненного и оборачивания интеллектуального потенциала (М.П. Барболин),
- посредством уже собственного жизненного опыта и интеллекта переводит заложенную в коллекции сущность на качественно новый уровень. Говоря словами академика РАН В.С. Степина, коллекционер находит тот смысл в коллекции, который заложен в данном направлении развития культуры, а, осознав, выявив и построив универсалии в форме универсальной модели, характеризующей, раскрывающей состав, структуру, логику, законы развития и т.п. в собрании одного класса, вида, типа предметов или явлений, человек переводит исторически заложенную в этом организованном собрании сущность посредством сохраняющегося в нем творческого энергетического потенциала на качественно новый
уровень, преобразует ее в сущность более высокого порядка сначала в собственном сознании, а затем в произведениях искусства, культуры, производства, общественной жизни.
Все сказанное означает, что в содержательном плане «настоящая» коллекция и истинный процесс коллекционирования - это результат и процесс опредмечивания гармонии внутреннего творческого потенциала человека и творческого потенциала поколений. С позиций современного научного знания, например, с позиций синергетики, - это способ гармонизации творческой энергии личности и общества, результатом которого является синергетический эффект в форме качественно нового творческого произведения.
Перенесемся ненадолго в мир естественно создаваемой коллекции - мир природы. Не в результате ли такого синергетического эффекта с природой душа человека поет: льется музыка и слагаются песни? А ведь в самом глубинном понимании, точнее сказать, мироощущении окружающий нас мир - это мир коллекций, где каждая из них имеет свою собственную внутреннюю сущностную организацию, свой внутренний жизненный потенциал, все пространство потенциальной осуществимости. Да и в нашей жизни рыночных отношений, мы чуть не каждый день слышим и видим предлагаемые нам новые и новые коллекции одежды, обуви, косметики и т.д.
Но, если и в природе, и в жизни речь идет о коллекциях, то почему мы не задумывается о едином источнике и едином генеалогическом древе коллекций природы и коллекций произведений рук человеческих? Исходя из только что сказанного, можно утверждать, что только в том случае пространство коллекции способствует пробуждению творческого и, значит, жизненного потенциала человека, способствует его здоровью и делает человека истинно, точнее сказать, естественно красивым, если это пространство гармонирует с внутренним миром человека, продолжает, воспроизводит и развивает генеалогическое древо жизни Человека, Общества и Природы.
Отсюда становится понятно, что содержание и процесс формирования той или иной коллекции должен быть природосообразным, нравственным, развивающим генеалогическое древо человека-коллекционера (служить продолжением и развитием, говоря языком психологов, его индивидуальности), общества, природы и, разумеется, самой культуры. В этом заключается содержательная и процессуальная сторона создания коллекций независимо от их конкретного содержания, уровня культуры и формы организации. При этих условиях коллекция и коллекционирование будут выполнять генетическую и генерирующую функции развития культуры в едином пространстве жизни Человека, Общества и Природы, обеспечивая устойчивость, воспроизводство и поступательное развитие их единого жизненного процесса. Наконец, совокупность этих условий может служить исходным пунктом создания коллекции, выбора направления, содержания, постановки целей, средств и форм коллекционирования. В идеале организованная совокупность коллекций должна образовывать генокод культуры, который в совокупности естественными коллекциями человека (в форме его филогенетически сложившегося генофонда) общества (в форме коллекций национальных культур: нравов, традиций, обычаев), природы (разных видов флоры, фауны, природных ископаемых, почв), образует единый генокод жизни цивилизации на планете Земля, сохранение которого является главной и ведущей функцией обеспечения бесконечного продолжения жизни на Земле. Вот каков стратегический истинный смысл коллекции и коллекционирования как формы жизнедеятельности человека в условиях общественной жизни.
Однако, независимо от понимания и степени реализации стратегического смысла, коллекционер должен, может и, как правило, хочет сознавать так называемый «насущный» индивидуальный и общественный смысл своей коллекции, в частности, наряду с духовно-нравственным - и сугубо материальный смысл своей деятельности.
Если в начале создания коллекции это практически не осознается, то по мере ее развития, проявления сущности коллекции постепенно формируется цель, заключающаяся в использовании коллекции для достижения находящихся за ее пределами личных или общественных результатов. Иными словами, в соответствии с законом оборачивания К. Маркса, коллекция как достигнутая цель превращается в средство достижения новых целей. Поэтому естественно возникает проблема поиска сферы, путей и методов использования собранного арсенала культуры.
Эффективное решение этой проблемы обеспечивается степенью соблюдения обозначенных выше требований к формированию коллекций. А именно, если выполнено требование гармонии генеалогического дерева жизни человека, общества и природы, то становится очевидным, что собранная коллекция может служить средством развития соответствующей сферы культуры (например, для графических коллекций это будут сферы рекламы, дизайна, полиграфии), для чего необходимо знать историю, традиции, обычаи, - т.е. то ядро культуры, которое дольше всего сохраняется в коллекционной форме. Если взглянуть на историю развития общественных отношений, то нетрудно заметить, что, как отмечали классики экономики и философии, менялись способы производства, но не менялись ресурсы и логика технологических процессов. При этом, например, как известно, при планировании технологий, связанных с природными ресурсами, например, флорой и фауной, необходимо соблюдать структуру и логику жизненного процесса, в частности, жизненные циклы природы. Например, известно, что опыт использования в современной практике деревообработки издревле известных способов обработки древесины, металла и других ресурсов в сочетании с современными техническими средствами дает качественно новый результат. Поэтому
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
весьма ценным является опыт народных промыслов и ремесел, который для потомков может быть сохранен именно как коллекционный.
В этой связи весьма важным компонентом становится описательная часть коллекции, которая одновременно в процессе ее создания служит средством описания, а в дальнейшем и средством продвижения в сферу общественной жизни полученного интегрального результата коллекционирования, например, исторической логики развития данного направления культуры, становления, совершенствования и качественного изменения технологии создания объектов культурного наследия и т.д. Все это может стать источником новых идей, технологий, способов производства.
Взятые в совокупности коллекционные материалы - совокупность предметов коллекции с их описанием прошлого, осмыслением и осознанием с позиций современности и соответствующей эстетической формой их представления - представляют значительный познавательный, этический или эстетический интерес, что также может быть использовано для осуществления материальных целей как конкретного человека, так и общества и государства. Как писали философы, «прошлое хранит в себе залоги будущего».
Наконец, с учетом изложенного можно наметить ориентиры более строго научного осмысления коллекционирования как социально значимой деятельности и создания научной теории коллекционирования. Выше уже отмечалось, что создание коллекции, ее осмысление, осознание и использование подчиняется некоторым общим законам развития, а именно, законам, сформулированным Ф. Энгельсом: закону перехода количества в качество и закону отрицания отрицания. А если заметить, что в создаваемой в настоящем коллекции содержится опредмеченный культурный опыт прошлого и в потенции будущее, то это означает, что реализуется и третий закон -закон взаимопроникновения противоположностей.
Представляя сущностное ядро культуры общественных отношений, коллекции имеет смысл рассматривать как форму - носитель опредмеченного интеллекта, ибо произведения искусства, культуры и даже техники и производства - это проявление совокупного интеллектуального потенциала человека, общества и природы, их преобразующей развивающейся сущности, обеспечивающей жизнеспособность и устойчивость жизненного процесса. С учетом этого становится понятно, почему в рамках существующей культуры необходимо выявлять смысловое ядро как универсалию как средство развития культуры и общества. В силу того, что такой универсалией является интеллект, она явится инструментом создания нового. Ибо, как справедливо пишет Н.А. Логинова, «исходя из концептуальной системы Б.Г. Ананьева, правомерно трактовать интеллект как ядро субъекта сознания. В интеллекте максимально воплощена функция психического отражения. Связь интеллекта с личностными характеристиками определяет его зависимость от социального бытия человека в обществе. С другой стороны, связь с индивидом означает зависимость психологического отражения от природных законов бытия человеческого организма»13.
В соответствии с этим истинной целью коллекционирования является сохранение, воспроизводство и развитие жизненно важных форм культурного наследия, культуры общественной жизни в целом.
На уровне сущности коллекционирование есть процесс обобщения, интеграции, концентрации общественного интеллекта.
С позиций коллекционера коллекционирование есть вид интеллектуальной деятельности, устанавливающий связь между индивидуальным и общественным интеллектом.
На уровне содержания коллекционирование есть форма систематизации, интеграции, концентрации культурных форм организации жизни.
На уровне функций коллекция и коллекционирование являются средством развития человека, общества, природы и оптимизации их взаимоотношений в едином жизненном процессе.
С позиций организации жизни коллекционирование необходимо рассматривать как жизненный процесс взаимодействия индивидуального и общественного опыта на основе взаимосвязи и взаимозависимости индивидуального и общественного интеллекта, который осуществляется в качественно определенном жизненном пространстве культуры. Коллекция, являясь подпространством, представляет собой смысловое ядро пространства потенциальной осуществимости, обеспечивающее выход культуры на качественно новый уровень развития, а вслед за этим - и цивилизационное развития единого пространства жизни Человека, Общества и Природы.
Чтобы конструктивно аргументировать этот тезис, заметим, что коллекционирование является эффективным средством выявления ядра культуры - нравов, традиций, обычаев. А что такое нравы, традиции, обычаи? Традиция (лат. Иа&сю - передача) - означает установившийся порядок, неписаный закон в поведении, порядок в быту, обычай, обыкновение и обнаруживается в элементах социальнокультурного наследия»14.
С учетом сказанного можно дать следующее определение.
Нравы, традиции, обычаи - это исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение нормы общественных отношений, выполняющие стержневую и генетическую функцию организации общественной жизни и обеспечивающие устойчивое существование и развитие общества.
Поэтому можно утверждать, что коллекционирование есть содержательная форма сохранения, выявления и развития ядра развития культуры. «Традиция и новаторство - исторически сложившиеся
соотносительные понятия, характеризующие передачу из поколения в поколение обычаев, обрядов, норм поведения, взглядов, вкусов и т.п. ... Новаторство вне связи с традицией приводит к нарушению преемственности, той меры, благодаря которой культура сохраняется как органическое целое, достояние человечества»15 (Выделено нами. - Авт.).
Являясь формой интегрального выражения культуры, коллекционирование затрагивает все ее области. Поэтому полноценное осмысление и осознание феномена коллекционирования возможно лишь на метасистемном уровне научного знания и процесса познания, т.е. на методологическом уровне. Достаточно заметить, что коллекционирование нельзя рассматривать как процесс обычной социальной или индивидуальной деятельности. Это образ жизни увлеченного человека-коллекционера, находящийся на границе рационального и трансцендентального миров. Возможно, поэтому истинное значение коллекций и коллекционирования до сих пор остается неосознанным как величайшая, а, возможно, главная культурная ценность с позиций сохранения, воспроизводства и развития культуры и устойчивого развития человека, общества, цивилизации. Общая теория коллекционирования -предмет пока еще малоизвестный. Имея непосредственный контакт со множеством других наук, она «распылена» между ними и, видимо, по этой причине пока не стала объектом пристального внимания ученых - хотя даже «чистых» коллекционеров (о собирателях «латентных», скрытых, пока умолчим) количественно значительно больше, чем, скажем, математиков, химиков или геологов. По оценкам исследователей, в настоящее время коллекционерами являются 5% наших соотечественников16 (несмотря на все социальные катаклизмы, сократившие эту цифру примерно в 5-8 раз по сравнению с так называемой «эпохой застоя»), а социологический опрос газеты «Аргументы и факты» (правда, недостаточно репрезентативный) дал результат в два раза выше приведенного. Нетрудно подсчитать, сколько миллионов человек в нашей стране отдают свое время, силы, средства этому занятию. Это население города, сравнимого по численности с Москвой, или даже целого государства (например, любой из прибалтийских республик)! Даже если исходить только из этого факта, у нас уже достаточно оснований полагать, что теория коллекционирования должна занять свое место среди других наук о человеке.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
2. Винер, Н. Я - математик. - М., 1964.
3. Данные маркетингового исследования, проведенного компанией ROMIR-monitoring.
4. Завадский, С.А., Новикова, Л.И. Искусство и цивилизация. - М.: Искусство, 1986.
5. Коваленко, О. Одесские коллекционеры / Оксана Коваленко // Пресс-служба ИА «Новороссия/Единое Отечество». - 2007. 10 января. - www.otechestvo.org.ua.
6. Корченов, В. Как рождаются и умирают коллекции // WIN (Журнал «Вестник online»).
- 2001. - № 12. - 5 июня. - http://www.vestnik.com/issues/2001/0605/koi/korchenov.htm/
7. Куцаченко, Е. Из жизни ХОББИтов / Елена Куцаченко // Бизнес (газета; Украина). -2003. - № 34 (553), 25 августа. - http://www.business.kiev.ua/i553/a18927.
8. Липский, В.Н. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание, 1987.
9. Логинова, Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. - СПб.: Изд-во СПб. университета, 2005.
10. Маймин, Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М.: Просвещение, 1982.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык,
1990.
12. Саверкина, И.В. История частного коллекционирования в России: Учебное пособие. -СПб.: СПбГУКИ, 2004.
13. Словарь по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2000.
Literature
1. Great Soviet Encyclopedia / Ch. Ed. A.M. Prokhorov. 3rd ed. - Moscow: Soviet Encyclopedia,
1973.
2. Viner, N. I am- mathematics. - M., 1964.
3. Data for market research, conducted by ROMIR-monitoring.
4. Zavadsky S.A., Novikova L.I. Art and Civilization. - M., 1986.
5. Kovalenko, О. Odessa collectors // Press Service IA «Novorossiya / Single Fatherland». - 2007. 10 January. - www.otechestvo.org.ua.
6. Korchenov, V. How are born and die collections // WIN (Magazine «News online»). - 2001. - №
12. - June 5. - http: // www.vestnik.com/issues/2001/0605/koi/korchenov.htm/
7. Kutsachenko, E. Life of the HOBBYts / / Business (newspaper, Ukraine). - 2003. - № 34 (553), 25 August. - http://www.business.kiev.ua/i553/a18927.
8. Lipsky, V.N. Aesthetic culture and personality. - M, 1987.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 1 (41) 2009
9. Loginova, N.A. Experience of studying of the person: History of an integrated approach to psychological schools V.M. Bekhterev and B.G. Ananjev. - SPb., 2005.
10. Maymin, E.A. Aesthetics - The science of the beautiful. - M., 1982.
11. Ozhegov, S.I. Dictionary of Russian Language / ed. N. Shvedova. - M., 1990.
12. Saverkina, I.V. History of private collectors in Russia. - SPb., 2004.
13. Dictionary of Cultural Research / ed. I.F. Kefeli, V.T. Pulyaev, V.P. Salnikov, S.V. Stepashin. -SPb., 2000.
1 Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М.: Просвещение, 1982. - С. 5.
2 Винер Н. Я - математик. М., 1964. - С. 311.
3 Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - С. 9.
4 Там же.
5 Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация: Искусство на пути к коммунистической цивилизации. - М.: Искусство, 1986. - С. 47.
6 См.: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
7 См. там же.
8 Коваленко О. (аналитическая программа «Бекграунд». ТРК «Академия»). Одесские коллекционеры // Пресс-служба ИА «Новороссия/Единое Отечество». - 2007. 10 января. - www.otechestvo.org.ua.
9 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1990.
10 Корченов В. Как рождаются и умирают коллекции // WIN (Журнал «Вестник online»). - 2001. - № 12. - 5 июня. - http:/ /www.vestnik.com/issues/2001/0605/koi/korchenov.htm/
11 Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание, 1987. - С. 5.
12 Маймин Е.А. Указ. соч. - С. 6.
13 Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 205.
14 См.: Словарь по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - СПБ.: ООО «Издательство «Петрополис», 2000.
15 См. там же.
16 Данные маркетингового исследования, проведенного компанией ROMIR monitoring. - См.: Куцаченко Е. Из жизни ХОББИтов // Бизнес (газета; Украина). - 2003. № 34 (553), 25 августа. - http://www.business.kiev.ua/i553/a18927.
УДК 37.015 Ю.Н. Буряк*
Педагогическая концепция воспитательной деятельности сотрудников федеральной миграционной службы России
В статье рассматриваются вопросы педагогической теории воспитательной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников неразрывно связано с повышением роли педагогической составляющей их профессиональной деятельности.
Ключевые слова:- воспитательная деятельность, профессиональная подготовка и деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России.
Y.N. Buriak*. The pedagogical concept of educational work of employees of Federal migratory service of Russia
In article questions of the theory of educational work of employees of Federal migratory service of Russia are considered. It is marked, that perfection of preparation and activity of employees is indissolubly connected with increase of a role of pedagogical professional work making them.
Keywords: educational work, vocational training and activity of employees of Federal migratory service of Russia.
В современных условиях развития российского общества особую актуальность приобретает решение задач воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности российских граждан.
Проведенный анализ теории и практики воспитания показывает, что важную роль в этом могут и должны играть сотрудники Федеральной миграционной службы России. Однако в теоретическом
* Буряк,Юрий Николаевич, начальник Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 3. (812) 57б-05-98. E-mail: oeб[email protected].
* Head of the Department of the FMS of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region, candidate of pedagogical sciences.