Научная статья на тему 'Коллекционирование: вопросы аккумуляции, актуализации и идентификации'

Коллекционирование: вопросы аккумуляции, актуализации и идентификации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
961
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / СОБРАНИЕ / ФОНД / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / СОБИРАТЕЛЬСТВО / МУЗЕЙ / ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ / ИСТОРИЯ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ / COLLECTION / FUND / COLLECTING / MUSEUM / PRIVATE MUSEUM / HISTORY OF PRIVATE COLLECTIONS / UPDATING OF PRIVATE COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яо Михаил Константинович, Еманова Юлиана Геннадьевна, Бородина Светлана Дамировна

Статья посвящена проблеме частного собирательства как культурного феномена и оценке его социальной роли, направленности и возможности частного коллекционирования, его сильным и слабым сторонам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTING: ON ACCUMULATION, UPDATING AND IDENTIFICATION

The article is devoted to the issue of private collecting as a cultural phenomenon, assessment of its social role, orientation and possibilities of private collecting, its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Коллекционирование: вопросы аккумуляции, актуализации и идентификации»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

УДК 7.072.2+008+2+75+002.2

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ: ВОПРОСЫ АККУМУЛЯЦИИ, АКТУАЛИЗАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ

© М.К.Яо, Ю.Г.Еманова, С.Д.Бородина

Статья посвящена проблеме частного собирательства как культурного феномена и оценке его социальной роли, направленности и возможности частного коллекционирования, его сильным и слабым сторонам.

Ключевые слова: коллекция, собрание, фонд, коллекционирование, собирательство, музей, частный музей, история частных коллекций, актуализация частных коллекций.

Современный этап развития цивилизации, лишенный своей универсалии, нуждается в организованной форме культурных ценностей. По мнению российского философа В.С.Степина, ею вполне может стать коллекционирование культурных форм в широком масштабе. Коллекционирование - культурный организм, обладающий своим жизненным пространством, подчиняющийся всем законам сохранения, воспроизводства и развития жизни.

Наиболее известные виды коллекций - музей, архив, библиотека. Коллекция фактов и их интерпретаций лежит в основе любой науки. Именно коллекционирование способствовало развитию таких дисциплин, как геральдика, нумизматика, сфрагистика, а также археология, этнография и др. Врожденная страсть к собирательству, сохранению и осмыслению собранного в течение тысячелетий привела к тому, чем человечество является сегодня.

Точка зрения, что культура и цивилизация -суть тоже коллекции, кажется неожиданной только на первый взгляд. Институциональные формы коллекций - музей, библиотека, архив, получившие социальное признание в их «огосударствлении» - пользуются уважением, тогда как коллекции частные, особенно домашние, остаются предметом зависти дилетантов или снисходительного отношения со стороны профессионалов.

Истинное значение коллекционирования обеспечено его полинаправленностью. Одной из функций любой коллекции является популяризация той или иной науки (медицины, книговедения, археологии и т.д.), а также культуры и искусства. Коллекция как форма систематизированного знания (не важно, по какому принципу) обладает значительным просветительским потенциалом. Недостаток изучения частного коллекционирования налицо, ибо подавляющее большинство публикаций посвящено конкретным собраниям, а не исследованиям сущности данного феномена.

Следующее направление состоит в том, что частная коллекция выполняет в цивилизационном развитии общества системообразующую роль. Коллекция - способ самосохранения культуры, хотя глобальность данной задачи самим коллекционером чаще всего не осознается.

Для понимания сути явления необходимо дифференцировать понятия одного смыслового ряда: «коллекция», «собрание», «фонд». Такое основательное издание, как «Большая советская энциклопедия» (БСЭ), довольно скупо определяет термин «коллекция», что можно объяснить неприязнью советского строя к проявлениям индивидуализма и чувства собственности. Этот термин происходит от латинского «соПесйоп», переводится как «собирание», «собрание» и означает «систематизированное собрание каких-либо предметов (однородных или объединенных общностью темы)».

Коллекция представляет собой часть собрания, которая объединяется каким-либо смысловым началом. Как правило, коллекция имеет наиболее ценный объект - «жемчужину» - и менее значимые, обрамляющие ее вещи. Еще одним отличием коллекции от собрания можно считать ее объем. Эта характеристика отличает подборку от коллекции и коллекцию от собрания: так, три артефакта еще не коллекция, а пять тысяч экземпляров уже не коллекция.

Фонд подразумевает функционирование на его основе социального института (музея, библиотеки и т.п.), а значит, требует изучения, описания и учета для наиболее эффективного его использования. Фонд является ресурсом для реализации различных практик и целей, что периодически актуализирует проблемы профильности фонда, оптимальности его состава, рационального размещения и т.д. Нередко это приводит к печальным последствиям: из библиотечных фондов списываются непрофильные или устаревшие, но ценные для истории культуры издания; театры избавляются от реквизита снятых с репертуара

спектаклей, а это могут быть образцы редкой мебели в номинальном или символическом смысле. В отличие от фонда, частная коллекция представляет собой реализованную цель. Коллекция театральных афиш ценна для коллекционера и исследователя сама по себе, поэтому понятие фонда наименее актуально для частного коллекционирования.

«Коллекционирование» - целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, объединенных неким смыслом (стилистической общностью, функциональностью, материалом и т.д.), обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность.

В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение определенных интересов. Предметом коллекционирования могут быть разнообразные предметы, памятники материальной или духовной культуры, объекты природы. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, что принципиально отличает его от простого собирательства. Однако более специфическим отличием коллекции является способ ее формирования, подчиняющийся законам драматургического действа. Коллекция обязательно имеет начало, восходящий путь развития, подразумевает и окончание. Только такая коллекция, отвечающая принципам динамики и целостности, способна и интеллектуально, и эстетически воздействовать на зрителя.

В широком смысле сущность коллекционирования и его результата - коллекции - заключается в опредмечивании в форме уже имеющихся культурных ценностей какой-либо определенной идеи, объединяющей в организованную целостность всю совокупность этих ценностей. Это роднит, по мнению М.П.Барболина и Г.Н.Голядкина, коллекционирование с творчеством [1: 137]. Социальная значимость коллекции определяется содержательностью идеи коллекционирования, чем масштабнее идея и чем последовательнее она воплощается в коллекции, тем важнее эта коллекция (опуская вопрос сохранности объектов). Например, коллекция образцов тканей стиля модерн и коллекция тканей ткацкой фабрики города N. Масштаб идеи требует и достаточного количественного наполнения для того, чтобы можно было судить о полноте ее раскрытия.

По мере накопления предметов коллекция неминуемо перерастает в новое качество, становится способом трансляции культуры, предстает как матрица культуры. Например, с помощью коллекции можно усвоить исторический опыт профессии, постичь ее контекст, получить импульс профессионального творческого воображения и т.д. Полинаправленность коллекции проявляется

и в том, что коллекция становится сама по себе как бы произведением, явлением культуры. Функции любого произведения можно свести к двум - информационной и гедонистической. Хорошая художественная коллекция одновременно заключает в себе и то, и другое. С одной стороны, коллекция дает информацию о значимости предмета коллекционирования, его генезисе, дифференциации, социальной востребованности и т.д., с другой стороны, коллекция дает наслаждение, порой переходящее в восхищение, большее, чем единичный объект, так как позволяет пролонгировать художественный образ из одного произведения в другое, распознать вариации стиля или насладиться его универсализмом. Если же речь идет о коллекции естественнонаучной, то она может восхитить не только красотой образцов (например, минералов), но и дать стимул к началу формирования системного знания.

Таким образом, коллекционирование при определенных условиях может стать генетическим и генерирующим творческим потенциалом культурного развития территории или социальной общности. Казань имеет глубокие традиции коллекционирования, большая часть государственных коллекций (музеев, архивов, библиотек) имеет в своей основе частные. Известная коллекция А.М. фон Вилькена стала частью библиотеки Казанского филиала АН СССР. В 1957 г. филиал приобрел это известное книжное собрание, которое современники оценивали как обилие книжных редкостей по естествознанию, истории, географии, литературе. В нем имелись все замечательные издания Петроградской академии наук со времен М.В.Ломоносова до начала XX века. Большая часть собрания представлена книгами, изданными во второй половине XIX - начале XX века, более тысячи книг второй половины XVIII - начала XIX века, рукописные XV -XIX вв. и старопечатные книги. Собрание было открыто для студентов, школьников, друзей и знакомых, любителей чтения, книги из собрания

А.М. фон Вилькена принимали участие в выставке, посвященной 125-летию Казанского университета [2]. Собрание А.М. фон Вилькена позволяет дифференцировать его на разные коллекции: книги допетровской эпохи, книги - образцы полиграфического искусства и т. д.

Коллекционирование - это культурный «гумус» развития общества (благодаря разнообразию отраслей науки, форм, предметов). Коллекционеры, как правило, не только собиратели предметов, но еще и активные библиофилы по конкретной теме или отрасли. С ними консультируются музейные работники, их коллекции обеспечивают достоверность предметного окру-

жения в кинофильмах, они щедро делятся своими знаниями. Коллекция становится стимулом к творчеству и исследованиям.

Коллекционер при всей важности материальной стороны следует внутренним потребностям. Главной стороной коллекционирования чаще выступает интеллектуально-эстетическая или ак-сиологически-эстетическая, а не материальная. Последняя начала активно проявляться на рубеже XIX - XX вв. сначала в США, а затем и в Европе, став выгодным способом вложения капиталов, не облагаемых налогами, что вызвало спекуляцию объектами собирательства. Однако уровень цен на антикварном рынке труднопредсказуем и зависит от многих влияний, например, полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза Джоконда», известное ныне практически любому человеку, не было так широко известно и популярно до своего похищения итальянским радикалом и возвращения на место в XIX веке. Если работа Фалька в 70-х гг. ХХ века стоила в десятки раз дешевле, чем работы Клевера, то сегодня работы Фалька в сотни раз дороже, чем работы Клевера. Для широкой аудитории среднего класса спрос на антиквариат обладает большой эластичностью, то есть при незначительном увеличении цен на антикварные вещи, спрос значительно снижается, как и на все предметы непервой необходимости. Через коллекцию, гораздо в большей степени, реализуется творческий потенциал человека, чем его меркантильные побуждения.

Вне зависимости от понимания и признания данного факта коллекционер хочет знать «насущный» индивидуальный и общественный смысл своей коллекции, ее духовно-нравственную и материальную стоимость.

Личная коллекция может стать поводом для гордости целой страны и служить воплощением национального духа. Так, например, вдохновившись знаменитым французским изданием «Imitation de Jesus - Christ» Фомы Аквинского, вышедшим в свет по воле Наполеона III к Всемирной выставке в Париже в 1855 г., появилось русское чудо полиграфического искусства - «книга в княжеском уборе». Речь идет о книге «История и памятники византийской эмали. Соч. Н.Кондакова» (СПб.:

A.Звенигородский, 1892). Издатель и критик

B.В.Стасов восторженно писал: «И вот вдруг, спустя почти полстолетия, у нас в России является собственное «чудо», но только без участия высшей правительственной власти, без государственных трат и без государственных типографий, является книга, изданная частным человеком, на его частные средства, но с таким совершенством художественных и технических форм, которое может быть оставляет далеко за собою не только многие дру-

гие, но даже и Парижское «чудо» 1855 года» [3: 77]. И далее: «Задумана и выполнена была эта книга по мысли и на средства А.В.Звенигородского -всего более на основании его изумительного, превосходного собрания византийских эмалей X и XI вв. Это издание является до крайности необычайным: во-первых, по значительности совершенно новых исследований, представляемых текстом; во-вторых, по несравненной роскоши художественной своей внешности; в-третьих, по тому обстоятельству, что, невзирая на громадные суммы, употребленные на его изготовление, <...> оно вовсе не назначено для продажи, и все 600 экземпляров <. > принесены в дар самим издателем библиотекам, музеям и другим научным учреждениям всей Европы, и лишь очень немногим отдельным личностям» [4: 3-4]. Несмотря на то что большая часть коллекции эмалей оказалась поддельной, книга «Византийские эмали» является подлинным памятником полиграфического искусства и источником ценнейших фактографических сведений. Как уже отмечалось, коллекция имеет полинаправ-ленный характер. Это проявляется и в том, что собственную ценность имеет описание коллекции или изучение ее влияния на культурную среду. Так, отклики на это издание позволили В.В.Стасову создать историографический труд «История книги "Византийские эмали" А.В.Звенигородского» (СПб.; 1892), напечатанной на трех языках тиражом 150 нумерованных экземпляров [3: 82].

Личные коллекции по завещанию владельцев нередко передавались государству. Основным условием завещания, как правило, являлось желание ознакомить с собранием широкую публику. Музей В.А.Тропинина и художников его времени в Москве родился из частного собрания Ф.Е.Вишневского. Пример И.С.Зильберштейна привел к тому, что в ГМИИ им.А.С.Пушкина успешно развивается музей личных коллекций. Коллекция может стать средством достижения иных (политических, например) целей. В начале XXI века появляются коллекционеры из нового слоя состоятельных людей, для которых составление коллекций означает скорее внешнюю атрибутику, подчеркивание собственного высокого социального положения, а не удовлетворение духовных потребностей. Коллекционирование становится не только объектом моды, но и «входным билетом» в определенные слои и группы, способом самопрезентации. Это дополняется возможностью выгодного капиталовложения. Поиск сфер, способов использования собранного арсенала культуры очень вариативен.

Коллекция может стать ценностью как целостное собрание предметов, или описание коллекции позволит постичь логику культуры (развитие

ремесла, художественного направления, творческого союза) определенного места.

На уровне сущности коллекционирование -процесс обобщения, интеграции, концентрации общественного интеллекта, вкуса и стиля.

На уровне содержания коллекционирование

- форма систематизации, интеграции, концентрации культурных форм материальной и духовной жизни общества.

На уровне функций коллекция и коллекционирование - средство развития человека, общества, природы и оптимизация их взаимосвязи в едином жизненном процессе [1: 140].

Проблема взаимодействия между государственными музеями и частными коллекциями весьма актуальна и специфична, должна стать объектом отдельного рассмотрения. Здесь же мы отмечаем, что государственные собрания переживают сегодня сложный период, особенно в вопросах комплектации. В таких условиях частное собирательство в определенной степени может восполнить этот пробел. Тем более что государственное и частное коллекционирование не конкурируют между собой, а лишь дополняют друг друга. Видный отечественный философ М.С.Каган отмечал, что при сопоставлении художественного и нехудожественного музеев оказывается, что рассуждения об их специфике «не перекрещиваются, как два самолета, идущие разными курсами» [5]. То же самое можно сказать и о сопоставлении государственного и частного собирательства.

Все сказанное позволяет довольно четко определить модель и назначение частного собирательства, однако на практике трудно найти пример реализации такой модели. Частная инициатива в области собирательства целиком зависит от личного интереса, от финансовых возможностей и, конечно, сопряжена с большим риском. Риски могут иметь как субъективную, зависящую от случая, так и объективную причины, связанные с изменением социально-экономических условий. Со стороны органов государственной власти пока еще не наблюдаются примеры осознания высокой культурной значимости частного собирательства, не говоря уже о его реальной поддержке. Например, во Франции любая библиотека, независимо от ведомственной принадлежности, получает дотацию от государства, если в ее фонде есть хотя бы одна книга, изданная до 1789 г.

Наиболее последовательным воплощением модели частного собирательства является деятельность Алексея Владимировича Семина - крупного российского предпринимателя, владельца крупнейшего в стране собрания произведений искусства. Поражает масштаб и интенсивность пополнения: начав активное собирательство в 2004 г., в на-

стоящее время А.В. Семин является владельцем более чем 3000 предметов искусства. В его собрании представлены десятки коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства, им же создан и финансируется Международный институт антиквариата - научное учреждение, призванное изучать, реставрировать коллекции и последовательно проводить их популяризацию. О масштабности этой деятельности говорит тот факт, что в реставрационных мастерских института трудится более 30 реставраторов. При институте существует музей-галерея, экспонирующий лучшие произведения собрания. Деятельность института не преследует коммерческих целей, достаточно сказать, что вход в музей-галерею и экскурсия бесплатны для любого посетителя.

В круг интересов собирателя входит искусство Европы и России, начиная с XV - XVI вв. и заканчивая серединой XIX века. В собрании около 500 произведений живописи, более 1500 (!) предметов мебели, свыше 400 часов и т.д. Все эти «единицы хранения» - вовсе не предметы, приобретенные для количества собрания. Все они представляют безусловный исторический и художественный интерес. Одним из главных принципов собрания является серьезная научная обоснованность приобретения: предметы покупаются только на солидных аукционных или в крупных антикварных домах с обязательным заключением ведущих европейских экспертов. Собрание делится на довольно большое количество коллекций, каждая из которых ставит перед собой цели показа развития стиля, выявление художественных возможностей материала, эстетическое осмысление функциональности предметов декоративно-прикладного искусства. В собрании имеются как предметы экстра, дворцового уровня, так и образцы сами по себе, не являющиеся шедеврами, но являющиеся художественными образцами развития стиля. Коллекция включает в себя произведения самых известных художников Европы XVII - XVIII вв., таких, как Франс Снейдерс, Андриан Броувер, Лука Джордано, Якобо Пальма-мл., Ян Ливенс и др.

Собрание мебели является не просто крупнейшим среди частных собирателей, но и самым объемным в России, не считая государственных собраний Санкт-Петербурга. Оно дает уникальную возможность показать эволюцию практически всех стилей французской мебели, начиная от Возрождения (во Франции - стиль Генриха II) вплоть до эклектических направлений XIX века. (барокко, рококо, классицизм, ампир). Здесь можно встретить даже ценные образцы мебели периода Регентства или Транзисьен (конец правления Людовика XV -начало правления Людовика XVI).

тости и скепсиса, но и увидеть в нем общекультурный и духовно-социальный смысл. Без частного собирателя вопрос аккумулирования и осмысления материальной культуры невозможен.

1. Барболин М.П., Голядкин Г.Н. Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - №1(41). -

С. 135 - 142.

2. Горшкова Н.Н. Просветитель и коллекционер -А.М. фон Вилькен // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2007. - № специальный. - С. 173 - 177.

3. Илларионова Л.И. Книжная графика И.П.Ропета // Книга в пространстве культуры: [сб. ст.]: вып. 1(3) / Рос. гос. б-ка. - М., 2007. - 160 с.

4. Стасов В.В. История книги «Византийские эмали» А.В.Звенигородского. - СПб., 1898. - 270 с.

5. Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. - СПб.: Спец. лит-ра, 1998.

- 149 с.

COLLECTING: ON ACCUMULATION, UPDATING AND IDENTIFICATION

M.K.Yao, Yu.G.Yemanova, S.D.Borodina

The article is devoted to the issue of private collecting as a cultural phenomenon, assessment of its social role, orientation and possibilities of private collecting, its advantages and disadvantages.

Key words: collection, fund, collecting, museum, private museum, history of private collections, updating of private collections.

Яо Михаил Константинович - кандидат социологических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: emanova-yao@mail.ru

Еманова Юлиана Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: emanova-yao@mail.ru

Бородина Светлана Дамировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.

E-mail: borodina_tema@mail.ru

Поступила в редакцию 23.05.2012

В собрании имеется 30 шпалер, что позволяет создать уникальную шпалерную галерею, не уступающую ни одной аналогичной галерее европейских музеев. Собрание часов представляет собой хорошо организованные коллекции часов XVIII века и стиль ампир XIX века.

Системность распространяется как на подбор коллекции, так и на коммуникационную политику института. Как уже отмечалось, музей института открыт любому интересующемуся. Институт работает над созданием большого сводного каталога всех коллекций. На официальном сайте института можно познакомиться с экспозициями в формате 3Б-тура. Институт планирует издание научного журнала, посвященного вопросам частного собирательства, монографические исследования по профилю института, проведение международных научных конференций и симпозиумов.

В формате статьи можно рассмотреть лишь некоторые аспекты частного собирательства. Главная задача публикации состоит в том, чтобы обратить внимание не только на суть частного собирательства, посмотреть на него без предвзя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.