Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИИ БИОГРАФИЙ И ДЖОРДАНО ОРСИНИ'

КОЛЛЕКЦИИ БИОГРАФИЙ И ДЖОРДАНО ОРСИНИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая живопись / Монтеджордано / кардинал Джордано Орсини / жизнеописания / история в лицах / historical painting / Montegiordano / Cardinal Giordano Orsini / vitae / history in persons

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Марк Аркадьевич Юсим

Для эпохи Возрождения характерен интерес к биографиям великих личностей, который нашел отражение в сборниках жизнеописаний и галереях портретов, украшавших дворцы любителей древности. Одним из первых к этому жанру обратился Франческо Петрарка, составивший свою коллекцию исключительно из античных героев. Собрание из более 300 фигур исторических деятелей всех времен украшало дворец Монтеджордано в Риме, где под эгидой кардинала Джордано Орсини собирался кружок гуманистов. Фрески не сохранились, они известны по копиям; их состав характеризует представления об истории и великих людях, типичные для ренессансной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collections of Biographies and Giordano Orsini

The Renaissance was characterized by an interest for biographies of great personalities, which was reflected in collections of life histories and galleries of portraits that adorned the palaces of antiquity admirers. Francesco Petrarca was one of the first to turn to this genre, compiling his collection exclusively of antique heroes. A collection of more than 300 figures of historical figures of all times decorated the palace of Montegiordano in Rome, where under the auspices of Cardinal Giordano Orsini gathered a circle of humanists. The frescoes have not survived and are known from copies; their composition reflects the ideas about history and great men typical of Renaissance culture.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИИ БИОГРАФИЙ И ДЖОРДАНО ОРСИНИ»

М. А. Юсим

КОЛЛЕКЦИИ БИОГРАФИЙ И ДЖОРДАНО ОРСИНИ1

1 Доклад, прочитанный на международной конференции «Собирательство, меценатство, коллекции в эпоху Возрождения» на историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова 24 октября 2013 г.

2 Об этом писал в свое время Я. Буркхардт в главе «Развитие индивидуальности» своего труда о Возрождении (1860), см. в русском переводе: Буркхардт, Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996. С. 88-110.

3 «Наряду с такими местными пантеонами, в создании которых использовались мифы, легенды, репутации и удивление народа, поэты-фило-© М. А. Юсим, 2023

логи строят общий пантеон мировой славы; они пишут сборники о знаменитых мужчинах, знаменитых женщинах, часто непосредственно следуя Корнелию Непоту, Псевдо-Светонию, Валерию Максиму, Плутарху (Mulierum virtutes — «Добродетели женщин»), Иерониму (De viris illustribus — «О знаменитых мужах») и т. д. <...> Боккаччо в его «Amorosa visione» («Видение любви»), называя сотни имен, из которых три четверти по крайней мере относятся к древности, а остальные к средним векам. Постепенно эта новая, относительно более современная часть начинает вызывать большее внимание; историки вводят в свои произведения характеристики и возникают собрания биографий знаменитых современников, как, например, написанное Филиппо Виллани, Веспасиано Фьо-рентино и Бартоломео Фацио, и, наконец, Паоло Джовио» (Буркхардт, Я. Культура Возрождения в Италии. С. 98-99).

4 См.: Аверинцев, С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973. С. 181182. «Одна из категорий, особо важных для понимания подбора героев в "Параллельных жизнеописаниях", — восходящая к Платону категория "великой натуры" Это величие души, незаурядность, зна-

чительность Плутарх находит даже у своих "злодеев" Деметрия и Антония: "Эта книга содержит жизнеописания Деметрия Полиоркета и императора Антония, мужей, в наибольшей степени оправдавших мнение

Платона, по которому великие натуры порождают не только великие добродетели, но также и великие пороки" (Plat. Demet. 1). Тем более присуща эта |лгуаА.офи>Х1а добродетельным героям Плутарха, определяющим лицо сборника в целом: в основе его лежит не любопытство, но пиетет, не морально индифферентная идея "знаменитости" (которая, как мы видели, стоит за стереотипным для античной биографии выражением av^p svSo^oq), но нормативная концепция «великого человека» (av^p |xeyaq)>>.

5 Цит. по: Рязанов, П. ЛТиран или софист: восприятие подложных писем акрагант-ского тирана Фалариса в XV-XVII вв. // Средние века. Вып. 72 (3-4). М., 2011. С. 255. В ней же (с. 232-255) можно найти другие примеры сходного отношения к Фалариду.

6 Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. I, 27 [пер. мой. - М. Ю.]. Ср. о тиране Агафокле: «рассмотрев доблесть Агафокла в рискованных и опасных делах и величие его духа, претерпевшего и преодолевшего столько невзгод, мы не заметим ничего, что позволило бы поставить его ниже любого самого выдающегося полководца. И всё же его зверская жестокость и бесчеловечность вместе с бесчисленными злодеяниями не позволяют причислить его к сонму замечательных людей» (Государь, VIII). А также: «...деяния, сами по себе имеющие некое величие, — как, скажем, все дела государственные и политические, — как бы их ни вели, к какому бы исходу они ни приводили, всегда, по-видимому, приносят совершающим их больше чести, чем поношения». Цит. по: Макьявелли, Н. История Флоренции / Пер. Н. Я. Рыковой, под ред. В. И. Рутенбурга. Л., 1973. С. 10-11.

7 Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, I, Х (Заложить основы республики или царства столь же похвально, сколь предосудительно установить тиранию). Intra tutti gli uomini laudati sono i laudatissimi quelli che sono sta-ti capi e ordinatori delle religioni. Appresso, dipoi, quelli che hanno fondato o re-publiche o regni. Dopo a costoro, sono celebri quelli che, preposti agli eserciti, hanno ampliato o il regno loro o quello della patria. A questi si aggiungono gli uomini litterati. E perché questi sono di piu ragioni, sono celebrati, ciascuno d'es-si, secondo il grado suo. A qualunque altro uomo, il numero de' quali e infinito, si attribuisce qualche parte di laude, la quale gli arreca l'arte e lo esercizio suo. Цит. по: Machiavelli N., Tutte le opere secondo l'edizione di Mario Martelli (1971). Firenze, Giunti Editore S.p.A./Bompiani, 2018. P. 341.

8 Петрарка говорил, что для современных государей больше подходит сатира, чем история, и в 1354 г. отказался посвятить книгу «О знаменитых мужах» Карлу IV. См. Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration of the Sala Virorum Illustrium in Padua, in: The Art Bulletin. 1952. Vol. 34. No. 2. Р. 98.

9 См. подробнее в указанной выше статье Т. Моммзена: Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration... Р. 95-116.

10 Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration... Р. 99. Предположительно

в работе принимали участие Гвариенто из Падуи, ЯкопоАванцо, Аль-тикьеро да Верона и Оттавиано Прандино да Брешия (Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration. Р. 101).

11 Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration. Р. 104-105.

12 Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration. Р.105.

13 Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration. Р. 107.

14 Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration... Р. 109-110.

15 Как явствует из статьи Т. Моммзена, изображение исторических и литературных сюжетов с героями прошлого было распространенным в Средние века и на их исходе; для XIV в. он упоминает о залах «великих людей» во дворце Роберта Неаполитанского, Аццо Висконти в Милане (ок. 1340 г.), во дворце делла Скала в Вероне. Во Флоренции такие изображения заказывали цехи и отдельные меценаты (Медичи). Для первой половины XV в. приведены примеры Палаццо Пубблико в Сиене, частных заказчиков в Умбрии и Салюццо. Наконец, упоминается и собрание портретов Паоло Джовио под названием «Храм добродетели» (Templum

virtutis) (Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration. Р. 114-115). 16Литература о нем: König, E. Kardinal Giordano Orsini (+1438). Ein Lebensbild aus der Zeit der Grossen Konzilien und des Humanismus. Freiburg im Breisgau, 1906; Simpson W.A. Cardinal Giordano Orsini (f 1438) as a Prince of the Church and a patron of the arts, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1966. Т. 29. P.135-159; Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi, The Burlington Magazine. 1972. Т. 114.P. 369-378; Mode, R. L. The Orsini Sala Theatri at Monte Giordano in Rome, Renaissance Quarterly. 1973. Т. 26.2. P. 167-172; Lombardi, G., Onofri, F. La biblioteca di Giordano Orsini (c. 1360-1438), Scrittura, biblioteche e stampa a Roma nel Quattrocento, Aspet-ti e problemi: Atti del seminario / Ed. C. Bianca et al., 1-2. Giugno, 1979, Citta del Vaticano, Scuola Vaticana di Paleografia, Diplomatica e Archivistica, 1980. P. 372-382; Maddalo, S. In Figura Romae. Immagini di Roma nel libro medio-evale. Roma, 1990. P. 170-178; Gagliardo, M. Una raccolta di «scripta» dallo «studio» del cardinale Giordano Orsini e gli affreschi delle sei Eta del mondo nel suo palazzo romano, Annali della Scuola normale superiore di Pisa, Classe di let-tere e filosofia. 1996. Vol. 4. N 1-2. P. 107-118; Celenza, C. S. The Will of Cardinal Giordano Orsini (ob. 1438), Traditio. 1996. T. 51. P. 257-286.

17 В состав библиотеки входили Тацит, Саллюстий, Ливий, всемирные историки Помпей Трог, Орозий, Исидор Севильский; Валерий Максим, Светоний, Плутарх (5 рукописей). Из греческих драматургов Орсини знал Эсхила, Еврипида и Менандра в качестве источников подражания для римских. У него были Теренций и 3 варианта трагедий Сенеки, рукопись с 20 пьесами Плавта, в том числе 12 уникальными (Mode, R. L. The Orsini Sala Theatri at Monte Giordano in Rome, Renaissance Quarterly. 1973. Vol. 26. No. 2. P. 167-172).

18 Celenza, C. S. The Will of Cardinal Giordano Orsini... Р. 270-271.

19 Sabbadini, R. Le scoperte dei codici latini e greci nei secoli XIV e XV. Firenze, 1905. Vol.1.P.110-112.

20 «De Plauto nihil egi quod cuperem. Antequam cardinalis discederet rogavi, ut dimitteret librum; noluit. Non intelligo hominem; videtur sibi rem magnam fecisse. Cum tamen nihil operis sui attulerit ad eius inventionem sed id agit, ut per alium repertus occultetur ab eo, dixi et sibi et suis, me nunquam amplius librum illum petiturum ab eo, et ita fiet. Malo dediscere quod didici quam per eius libros aliquid discere». Цит. по: Celenza, C. S. The Will of Cardinal Giordano Orsini... Р. 259, n. 7.

21 Celenza, C. S. The Will of Cardinal Giordano Orsini. P. 260, n. 9.

22 Mode, R. L. The Orsini Sala Theatri... Р. 168. Р. Моуд со ссылкой на статью К.Чеккьелли 1941 г. (Cecchielli C. Roma e il pensiero della Rinascita: I1 Ca-stello degli Orsini e un dialogo celebre, L'Urbe, annoVI. 1941. N 2. Р. 2-10) относит упоминание о портике на Монте-Джордано, где собирались гуманисты «в античных одеждах», в диалоге Лоренцо Валлы «О наслаждении, или об истинном и ложном благе», именно ко дворцу Орсини. Однако

в первой, «римской» редакции этого диалога, где и встречается это упоминание, речь идет лишь об удобстве этого места (Монте Джордано) для встречи всех собеседников, которые живут неподалеку, и о том, что оно прославилось больше римских холмов. Имя же Орсини нигде не названо. Et simul dederunt Leonardo, qui initium introduxisset, primas partes toquendi, et de quacumque materia vellet disserendi, constituto secundum prandium tempore, loco autem apud porticum excelsam, quae est ad montem Iordanum, locum medium et communem domibus singulorum. Nec vero hic mons est unus e septem, multo ille quidem pressior et angustior, sed hoc tamen tempore septem montibus magis et honestus et frequens. Sed eum tam notus et celeber, quid illum conor describere. Notior est mons Iordanus quam nobile Pallanteum, aut Capitoli immobile saxum (Laurentii Vallae de voluptate et vero bono libri tres. Basileae, apud Andream Cartandrum, mense iunio, anno 1519. L.I, cap.I). Что до античных одежд, не знаю, откуда это взято, но хорошо вписывается в идею театрального зала и вообще театральности, присущей ренессансной культуре.

23 Mode, R., Masolino, L. The Orsini Sala Theatri... Р. 168. Сам термин, насколько можно понять, встречается только в заголовке рукописи из Ареццо (копия документа XV в.) с перечислением фигур, изображенных на фресках этого зала. В одном из писем Поджо Браччолини говорится о зале облачений (paramenti) дворца Орсини, где были нарисованы 12 древних сивилл. Но это другой зал, так как в списках исторических фресок только две сивиллы. См.: Simpson,W. A. Cardinal Giordano Orsini. Р. 138, n.13.

24 По свидетельству Вазари, около 1370 г. художник «Томмазо по прозвищу Джоттино» расписал зал «великих людей» во дворце Орсини в Риме, см.: Mommsen, Th. E. Petrarch and the Decoration. Р. 115. Это могло бы быть свидетельством существования более ранних фресок, но вероятнее, что Вазари спутал Джоттино с другим художником, как полагает Р. Моуд, Мазолино да Паникале (Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi... Р. 370).

infino a questo nostro tempo; comeche e una sala a Roma, nella quale v'

25 Mode, R, Masolino, L. The Orsini Sala Theatri... Р. 169-170.

26 Mode, R., Masolino, L. The Orsini Sala Theatri. Р. 170.

27 Mode, R., Masolino, L. The Orsini Sala Theatri. Р. 170-171.

28 Arezzo, Biblioteca della Fraternita di S. Maria, Cod. 63, fols.149v-152r; Stuttgart, Württembergische Landesbibliothek, Cod. theol. et phil. Q40 171, fols. 84r-87w. См.: Simpson, W. A. Cardinal Giordano Orsini... P.137-138.

29 Filarete (Antonio Averlino detto il) — Trattato di architettura. Liber nonus. URL: http://www.bibliotecaitaliana.it. Филарете приводит краткое описание возрастов человечества, которое начинается с образа женщины, «прядущей людей» (In prima fe' dipignere l'Eta in forma d'una donna che pa-reva filasse uomini). Затем персонажи фресок держатся за эту нить. Скорее всего, это собственное добавление Филарете к идее хроники.

30 В настоящее время известны восемь листов, хранящиеся в разных собраниях (Maddalo, S. In Figura Кошае... P. 172).

31 Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi... P. 370, nn.12-14; Simpson, W. A. Cardinal Giordano Orsini... P.137, n.10; Maddalo, S. In Figura R-ошае... P. 171-172.

32 Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi...Р. 374.

33 Перечни фигур по аретинской и штуттгартской рукописям опубликованы в статье Simpson,W.A. Cardinal Giordano Orsini... P.150-159.

34 Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi...Р. 374 и n.23. Ср. Также: Manni, D. M. Osservazioni istoriche circa i sigilli antichi dei secoli bassi. Vol. XXX. Firenze, 1786. P. 94.

35 Филемон был греческим комедиографом. Эта история приведена в сочинении MaKpo|3ioi (в русском переводе «Долговечные»), приписывавшемся Лукиану. Отсюда она, очевидно, была заимствована и Ф. Рабле (Гаргантюа и Пантагрюэль, гл. XVII). У Диогена Лаэртского ее героем является философ Хрисипп.

36 Включение Готфрида Бульонского и некоторых других персонажей, очевидно, было связано с традицией изображения «Девяти достойных», или героев (Neuf preux): Иисуса Навина, Давида, Иуду Маккавея; Александра Великого, Гектора, Цезаря; короля Артура, Карла Великого и Готфрида. На фресках, выполненных Джотто для короля Роберта Неаполитанского в Кастельнуово (ок. 1332 г., также утеряны в XV в.), состав был иной: персонажей заменили Соломон, Самсон, Александр, Гектор, Эней, Ахилл, Парис, Геракл, Цезарь и их жены.Иногда изображали и девять достойных женщин: Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi. P.113.

37 Ср. Mode, R. L. Masolino, Uccello, and the Orsini Uomini Famosi... Р. 377.

Список источников и литературы / КеГегепсеэ

Пер. с нем. М., Юрист, 1996. 591 с. ВигккЬаг^, Уа. КиГшга Vozгozhdeniya V В. И. Рутенбурга, Л., Наука, 1973. 439 с. Mak'yavelli N. Мопуа Floгentsii [His-

Simpson W.A. Cardinal Giordano Orsini (f 1438) as a Prince of the Church

Стихия воды, в которой рыба алек. Стихия земли, в которой крот. (Mode, R.

Коллекция биографий и джордано орсини

MâL

" л t ' 4 i

TVfVRl£ ,

4

BAB ELP-

Коллекция биографий и Джордано Орсини

[л I

vL 'il

Pi HT

S

r. £ 'v

| jтШЛт Rj jâ ' Y «

о L É

Г* v

4r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.