Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ВЕНЕЦИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ'

ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ВЕНЕЦИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСДИКЦИОНАЛИЗМ / ВЕНЕЦИЯ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / РИМ / СВЯТАЯ ИНКВИЗИЦИЯ / СОВЕТ ДЕСЯТИ / ПАОЛО САРПИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ястребов А.О.

Взаимоотношения с господствующей Церковью в течение всей истории Республики Святого Марка были важнейшим фактором государственной политики, наравне с военными союзами и коммерческими сделками. Излишне говорить, что влияние Римской курии в европейских делах в течение всего Средневековья и раннего Нового времени трудно переоценить, и итальянские княжества не считаться с ним не могли. Однако столь многоконфессиональное и поликультурное образование, как Венеция, обязано было выстроить свою систему взаимодействия с могущественным Римом, такую систему, которая гарантировала бы работоспособность всех ее системных составляющих, а не только оси Рим-Венеция. Католическое государство выстраивало свои отношения с Ватиканом своеобразно. Эти особенности сложились в конце первого - начале второго тысячелетия и восходят к византийской модели церковно-государственных отношений, унаследованных республикой от своей бывшей метрополии. В настоящей статье на материалах документов из Государственного архива Венеции прослеживается хронология взаимоотношений Венеции со Святым Престолом до XVI в. включительно. На основании изученного материала делается вывод о том, что для политики Венеции характерно последовательное отстаивание государственного суверенитета в церковных делах, но, вместе с тем, налицо желание сохранить религиозный и политический мир со Святым Престолом. В качестве справочного материала приводится информация о тех структурах правительства, которые были ответственны за диалог с Римом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF STATE-CONFESSIONAL DIALOGUE IN THE VENETIAN REPUBLIC IN THE MIDDLE AGES AND EARLY MODERN TIMES

Relations with the dominant Church throughout the history of the Republic of St. Mark have been a major factor in public policy, along with military alliances and commercial transactions. Needless to say, the influence of the Roman Curia in European affairs throughout the Middle Ages and Early modern age is difficult to overestimate, and the Italian principalities could not ignore it. However, such a multiconfessional and multicultural education as Venice was obliged to build its own system of interaction with powerful Rome, a system that would guarantee the operability of all its systemic components, and not just the Rome-Venice axis. The Catholic state built its relations with the Vatican very peculiarly. The view that prevailed in late historiography, according to which its restrictive measures against the Catholic Church at the end of the 16th - beginning of the 17th centuries, was dictated by the influence of the reform movement, in our opinion is not true. It will be shown below that the prevailing features of state-confessional relations developed much earlier than this era and go back to the Byzantine model of church-state relations and the medieval European tradition that followed in its course. In this article, based on the documents from the State Archive of Venice, a chronology of relations between Venice and the Holy See is traced back to the 16th century, and based on the material studied, it is concluded that its policy is characterized by a consistent upholding of state sovereignty in church affairs, but at the same time, desire to maintain peace with the Holy See. As an appendix, information is provided on those government structures that were responsible for the dialogue with Rome.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ВЕНЕЦИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ»

DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-4-85-101

А.О. Ястребов

Институт российской истории Российской академии наук, 117292 г. Москва, Российская Федерация

Из истории

государственно-конфессионального диалога в Венецианской республике в Средневековье и раннее Новое время

Взаимоотношения с господствующей Церковью в течение всей истории Республики Святого Марка были важнейшим фактором государственной политики, наравне с военными союзами и коммерческими сделками. Излишне говорить, что влияние Римской курии в европейских делах в течение всего Средневековья и раннего Нового времени трудно переоценить, и итальянские княжества не считаться с ним не могли. Однако столь многоконфессиональное и поликультурное образование, как Венеция, обязано было выстроить свою систему взаимодействия с могущественным Римом, такую систему, которая гарантировала бы работоспособность всех ее системных составляющих, а не только оси Рим-Венеция. Католическое государство выстраивало свои отношения с Ватиканом своеобразно. Эти особенности сложились в конце первого - начале второго тысячелетия и восходят к византийской модели церковно-государственных отношений, унаследованных республикой от своей бывшей метрополии. В настоящей статье на материалах документов из Государственного архива Венеции прослеживается хронология взаимоотношений Венеции со Святым Престолом до XVI в. включительно. На основании изученного материала делается вывод о том, что для политики Венеции характерно последовательное отстаивание государственного суверенитета в церковных делах, но, вместе с тем, налицо желание сохранить религиозный и политический § мир со Святым Престолом. В качестве справочного материала приводится о информация о тех структурах правительства, которые были ответственны за диалог с Римом. ||

© Ястребов А.О., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

ю

0

01

и m

Ключевые слова: юрисдикционализм, Венеция, Католическая Церковь, Святой Престол, Рим, Святая инквизиция, Совет Десяти, Паоло Сарпи

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ястребов А.О. Из истории государственно-конфессионального диалога в Венецианской республике в Средневековье и раннее Новое время // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13. № 4. С. 85-101. DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-4-85-101

DOI: 10.31862/2500-2988-2022-13-4-85-101 A.O. Yastrebov

Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 117292, Russian Federation

From the history of state-confessional dialogue in the Venetian Republic in the Middle Ages and early Modern Times

Relations with the dominant Church throughout the history of the Republic of St. Mark have been a major factor in public policy, along with military alliances and commercial transactions. Needless to say, the influence of the Roman Curia in European affairs throughout the Middle Ages and Early modern age is difficult to overestimate, and the Italian principalities could not ignore it. However, such a multiconfessional and multicultural education as Venice was obliged to build its own system of interaction with powerful Rome, a system that would guarantee the operability of all its systemic components, and not just the Rome-Venice axis. The Catholic state built its relations with the Vatican very peculiarly. The view that prevailed in late historiography, according to which its restrictive measures against the Catholic Church at the end of the 16th - beginning of the 17th centuries, was dictated by the influence of the reform movement, in our opinion is not true. It will be shown below that the prevailing features of state-confessional relations

developed much earlier than this era and go back to the Byzantine model of church-state relations and the medieval European tradition that followed in its course. in this article, based on the documents from the State Archive of Venice, a chronology of relations between Venice and the Holy See is traced back to the 16th century, and based on the material studied, it is concluded that its policy is characterized by a consistent upholding of state sovereignty in church affairs, but at the same time, desire to maintain peace with the Holy See. As an appendix, information is provided on those government structures that were responsible for the dialogue with Rome.

Key words: Juris dictionalism, Venice, Catholic Church, Holy See, Rome, Holy inquisition, Council of Ten, Paolo Sarpi

FOR CITATION: Yastrebov A.O. From the history of state-confessional dialogue in the Venetian Republic in the Middle Ages and early Modern Times. Locus: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 4. Pp. 85-101. (in Rus.) DOi: 10.31862/2500-2988-2022-13-4-85-101

Исторические корни и культурная парадигма Республики Святого Марка сами собой объясняют ее особый подход к различным религиям и христианским конфессиям. Будучи византийской по праву рождения, она сохранила свой универсалистский характер и во втором тысячелетии. Последующее развитие морской державы позволило вполне сформироваться тем общественным отношениям, которые дали право Петрарке в 1321 г. назвать Венецию «единственным прибежищем свободы, справедливости и мира», городом, «богатым золотом, но более именитым; славным силой, но более добродетелью; утвержденном на твердом мраморе, но более покоящемся на непоколебимом фундаменте гражданского согласия; надежнее, чем морем, которым окружен, обеспеченным и укрепленным осмотрительной мудростью своих детей»1. Этому поэтически идеализированному определению, повторявшемуся на разные лады в течение последующих столетий, имеются, впрочем, вполне конкретные основания.

Несмотря на свое византийское происхождение и «гражданство», к Венеция все же была дочерью Западной Церкви. История отношений а. со Святым Престолом начинается с первых лет ее основания. С VIII и по XVIII в. римскими понтификами было направлено 925

И

__ю

1 Petrarca F. Lettere di Francesco Petrarca. Delle cose familiari libri ventiquattro: Lettere §

varie libro unico ora la prima volta raccolte, volgarizzate e dichiarate con note da Giuseppe Fra- cq

cassetti. Vol. S. Firenze, 1867. P. 379. Перевод автора статьи.

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 4

до нас булл и бреве2, целые фонды государственных архивов обоих государств посвящены взаимной корреспонденции3.

Республика изначально признавала за Латинской Церковью право государственного вероисповедания, рассматривая последнюю, в свою очередь, как союзницу в области строительства морской державы4.

На заре венецианской государственности, когда в условиях компактного проживания небольшого числа людей, объединенных общим стремлением выжить и отразить угрозы, постоянно нависавшие над островным византийским анклавом, административное устройство было демократическим, а участие свободных граждан в судьбе коммуны -полноценным. Местная Церковь была частью общественного пространства, поэтому высшие иерархи и духовенство участвовали в управлении и одновременно были подотчетны властям5. Так, например, патриарх Градо и местные епископы входили в народную ассамблею Concio, на которой обсуждались самые важные вопросы княжества6. Вместе с тем, духовенство было подвержено налогообложению и суду дожа, который по византийской традиции собирал местные церковные соборы и председательствовал на них7.

2 Булла и бреве - разновидности папских посланий. Булла (от лат. bulla 'печать') -официальное послание римского понтифика, скреплявшееся металлической или золотой папской печатью. Бреве (от лат. breve 'краткий') - послание папы, изначально посвященное вопросам второстепенного значения. Менее торжественное по стилю, в отличие от буллы, могло скрепляться печатью папского секретаря.

3 В государственном архиве Венеции (далее - ASVe) хранятся документы посольств к папе с 697 г. (!) [7, p. 392]. Римские дела, в том числе переписка, содержатся в фондах: ASVe. Archivio proprio Roma, ASVe. Archivi propri ambasciatori e ambasciate, ASVe. Roma. Secreta, ASVe. Roma. Expulsis. ASVe. Archivio Nunziatura di Venezia, ASVe. Consultoriiniu-re, ASVe. ConsiglioX и др., а также в Историческом архиве патриархата Венеции.

4 Этот подход будет впоследствии использован при выстраивании аналогичных отношений с православными подданными республики в ее заморских владениях. Об истории Церкви Венеции было написано множество трудов. Фундаментальный шестнадцатитом-ник Ф. Корнера является исчерпывающим источником: Corner F. Ecclesiae Venetae antiquis monumentis nuncetiam primumeditis illustrata eac in decades distributae. Vol. 1-16. Venetiis, 1749. На итальянском издан в одном томе: Corner F. Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e Torcello, tratte dalle Chiese Venete e Torcellane, Padova, 1758, Ristampa anastati-ca - Sala Bolognese: A. Forni editore, 1990.

5 Об устройстве первоначальной церкви Венеции см.: [3, с. 53-55; 11, p. 45-55].

6 В 579 г. папа Пелагий II распространил юрисдикцию патриарха Ильи на Венецию и Истрию. Решение было подтверждено в 984 г. на Римском соборе, созванном папой Иоанном XIV.

7 Дож (венецианск. doge, от лат. dux) - вождь, князь. Титул венецианских правителей, избиравшихся пожизненно из аристократических семей. В греческо-славянском употреблении существовал также титул «дука», происходящий от того же латинского корня, дававшийся высшим чинам Византийской армии, а также начальникам крупных городов или провинций. В силу того, что Венеция в начальный период истории была частью Византийской империи, а дожи исполняли функции византийских наместников (отсюда и титул), в литературе встречается наименование «венецианский дукат» (не путать с одноименной монетой).

Избрание епископов и должностных лиц епархий, входивших в островную республику, изначально было прерогативой клира и народа. Дож одобрял выбор и вручал избраннику епископский жезл. Об этом как о своем неотъемлемом праве пишет Энрико Дандоло в своей став-ленической клятве 21 июня 1192 г. Право инвеституры вошло в обиход республики в то же время, что и у других европейских владетельств. В эпоху Лондонского (1107) и Вормсского (1122) конкордатов избрание патриарха Градо (с 1176 г. пребывавшего в Венеции8) и местных епископов осуществлялось решением коммуны (позднее Сената). Право патроната (jus patronatus) особенно ярко выразилось в создании дожем на базе его дворцовой капеллы Сан-Марко маленькой автономной епархии, где имелся собственный клир, церкви и даже семинария [5, р. 125-172; 13, р. 265-266].

Приходы находились под патронатом мирян, которые избирали клириков и следили за их материальным обеспечением. Это право сохранилось во всех областях республики и в некоторых приходах дожило до нашего времени. После избрания народом кандидатуры утверждались патриархом Градо и (значительно позже) папским нунцием [7, р. 401].

Тогда же, в XII в., сформировались 9 «конгрегаций» клира столицы. Эти объединения, напоминающие сегодняшние викариатства, являлись плодом развития церковной жизни на островах после зарождения дуката в 679 г. Священство этих конгрегаций отвечало непосредственно перед своим президентом, а также перед коллегией, состоявшей из 30 членов, и только в случае конфликтной ситуации представало перед патриархом Градо, выступавшим не в качестве верховного, но третейского судьи. Эти 9 конгрегаций сохранились в Венеции до сего дня.

Средством содержания духовенства, помимо обычных пожертвований, были десятины от собственности умерших. Кроме того, священникам благодаря их образованию принадлежали нотариальные практики, им даже приходилось нести дежурство внутри и около дворца дожей по причине многочисленных обращений для составления актов [Там же, с. 120].

Что касается заморских владений, Stato da Mar, то со времен IV крестового похода венецианцы и там устанавливали свою юрисдикцию без оглядки на римского понтифика. Томмазо Морозини, знатный венецианец, был поставлен латинским патриархом Константинополя без ведома папы Иннокентия III, и хотя тот отреагировал на избрание резко негативно, сам же в марте 1205 г. рукоположил его во все священные степени9. н Морозини получил четкие инструкции по назначению на левантийские

О патриархатах Градо и Аквилеи см.: [6, р. 42-148].

3

ю

9 Само назначение Морозини с подачи дожа Энрико Дандоло указывает на византий- §

ский образец политики Венеции. О реакции папы см. документы: Migne J.P. (a cura di) cq

Gesta Innocentii Pontificis III. Patrología latina.Vol. 214. Col. CXLIII. Lutetiae, 1844-1855. f

кафедры только венецианских подданных и способствовал, чтобы из возглавляемого им патриархата был исключен церковный удел Святого Марка в Константинополе [12, p. 235; 18, p. 278; 20, p. 46-50].

Привилегия, данная папой Адрианом IV в 1157 г. патриархам Градо, предусматривала, что они распространяют свою юрисдикцию на венецианские церкви, расположенные на землях Византийской империи [24, p. 236]. Так, начиная с эпохи первых территориальных приобретений, дож и коммуна (а позже Большой и Малый советы), через подконтрольных им патриарха Градо (а затем патриарха Венеции) и латинского патриарха Константинополя (до 1470 г.), распространяли свое влияние на заморские церкви республики, а те, свою очередь, не сливались с католическими структурами, зависевшими от Рима.

Впоследствии, после падения Константинополя, епархии заморских владений также находились под усиленной опекой гражданских властей. Понимая сложность положения венецианцев на землях Восточной Церкви в обстановке непрекращающейся османской экспансии, римские папы даже в самые тяжелые годы противостояния с республикой не возражали против назначения архиепископов Кипра и Крита светской властью.

Вместе с тем, именно в силу того, что они располагали обширными восточными колониями, венецианцы стали теми, кто принял на себя первый удар ислама в Средиземноморье, следовательно, защитниками католической веры и участниками всех «Священных лиг».

Одновременно во внутриитальянском или, лучше сказать, во внутри-европейском диалоге венецианцы придерживались нейтралитета в борьбе папы с императором и выступали даже в качестве союзников Святого Престола.

Характерным примером деятельности Венеции на этом поле стало предоставление площадки для разрешения многолетнего конфликта папы и императора Фридриха I Барбароссы. В 1177 г. местные власти дали приют Александру III и затем приняли в своем городе мирный конгресс, главным результатом которого стали серьезные политические уступки императора и возвышение папы.

В начале XV в. благожелательный нейтралитет республики вновь способствовал политике Рима. Тогда один за другим состоялись четы-х ре важнейших собора Римско-Католической Церкви: Пизанский (1409), ° Констанцский (1414), Базельский (1431-1449) и Ферраро-Флорентий-ский (1438-1439). Поддержав на первом и втором восстановление единства Церкви, венецианцы убеждали «своего», венецианского папу Григория XII Коррера, ради мира церковного отказаться от притязаний ^ на дальнейшее правление [7, p. 306]. Что же касается Ферраро-Флорен-тийского собора, созванного венецианцем Евгением IV Кондульмером,

то общеизвестна роль республики в обеспечении надлежащего приема делегации Восточной Церкви. Именно тогда архиепископ Виссарион, прибывший с другими православными иерархами в порт Бачино Сан-Марко, был настолько впечатлен сходством Венеции с его родиной, что впоследствии назвал ее «Второй Византией»10.

По мере расширения территориальной экспансии республики в Италии некоторые древние церковные уделы оказываются под ее контролем. Так, в 1420 г. она овладевает Фриулем, бывшим леном акви-лейского патриарха, а сам патриархат переходит под управление республики: с 1468 г. папой на эту кафедру назначается подданный республики по представлению ее сената. Таким образом, два древних патриархата - Градо (с 1451 г. - Венеции) и Аквилеи с центром в Удине - полностью контролируются властями. К ним можно также прибавить титулярный латинский патриархат Константинополя, который до 1470 г. находился под контролем республики, согласно договоренностям участников IV крестового похода [24, р. 227-244]. Всего же на территории государства раскинули свои границы 46 католических епархий [16, р. 34].

Водоразделом эпох стал Тридентский собор (1545-1563 гг.), создавший новую реальность в жизни христианского мира. Непримиримая позиция Святого Престола в отношении протестантов соседствовала с повторением старых претензий на главенство в мирских делах. Франция, Венгрия и Испания встретили постановления собора с оговорками. Итальянские же государства, включая Венецию, приняли его решения безоговорочно, хотя впоследствии посттридентская линия в политике Рима оказалась главной причиной конфликтов между странами11.

Подчеркнем, что в настоящей работе не ставилась цель обозначить конфликтные точки во взаимоотношениях Венеции и папства, чему посвящена отдельная публикация [2, с. 24-32]. Данный материал, напротив, призван продемонстрировать способность республики к диалогу, который показал жизнеспособность и успешность ее государственно-конфессиональной модели.

10 См.: Omont H. Inventaire des manuscritsgrecs et latinsdonnés à Saint Marc par le cardinal Bessarion. Revue des Bibliothèques. 1894. IV. P. 179. Тем не менее, республика, пусть и заинтересованная в установлении мира между Восточной и Западной Церквами, активно сопротивлялась желанию папы перенести собор из Феррары в венецианские Падую или Тревизо.

11 Послы республики в Тренто добились уступок по вопросам, связанным с особенностями обрядов и традиций их подданных - греков. См.: Sarpi P. Istoria del Concilio Triden-tino, seguita dalla "Vita di Padre Paolo" di Fulgenzio Micanzio / a cura di Vivanti С. Vol. I-III. Torino, 2011. P. 1309, а также: [23, p. 43].

* * *

о

3

ю

Византийское происхождение стало той важной чертой, которая характеризует подход Венеции в отношениях с Церковью, причем как западной, так и с восточной. Оно со всей очевидностью проявляется в церемониях базилики Святого Марка - палатинской капеллы дожа, в истории возникновения и существования его «собственной» Церкви [5]. Изначальное влияние Восточной империи, пусть сильно сглаженное последующей историей республики, связавшей свою судьбу с латинским Западом, в Новое время ярко проявилось в ходе выстраивания ее отношений с православным населением заморских колоний. Идеолог венецианского юрисдикционализма о. П. Сарпи буквально воспевает Греческую Церковь, представляя византийскую традицию как образец идеального партнерства государства и Церкви, а ромейских базилевсов называет pijssimi et cat holicissmi12 ('Благочестивейшие и католические', пер. с ит. А.О. Ястребова).

Другим признаком венецианского юрисдикционализма является его удаленность от национализмов галликанства и тем более англиканства. Безусловно, в этом кроется еще одно сходство с империей, не связавшей себя с каким-либо одним этносом и династией.

Преемственность традиционных принципов власти, с одной стороны, и отсутствие абсолютистского произвола - с другой, позволили республиканскому юрисдикционализму сформировать свой тщательным образом продуманный и разработанный modus operandi. Его природа со всей выпуклостью проявилась в системе органов, ответственных за те или иные направления во взаимодействии с Римской Церковью. Механизм этого сотрудничества был построен таким образом, что исполнение обязанностей, находившихся в компетенции одних органов, дополнительно контролировалось другими. Сама структура бюрократии, коллегиальность и взаимодействие подразделений по вертикали и горизонтали в течение веков сделали критерии применения власти максимально выверенными и взвешенными.

Тот факт, что в XV-XVI вв. Венеция неоднократно обращалась к авторитету Вселенского собора в ответ на различные претензии папства, дополнительно подтверждает как наличие византийской культурной

0 12

01

Biblioteca Braidense di Milano. Consulti in jure. Vol. 1. Consiglio del Padre Maestro Paolo Sopra l'appellatione di un prete greco interposta dall'arcivescovo di Candia in causa matrimoniale del Nunzio Apostolico. 5 Maggio 1610. F. 103 v.

матрицы, так и главенство республиканских принципов в ее идеологии и действиях [10, р. 153; 22, р. 24]13.

Вместе с тем, на примере трудного многовекового диалога государства с Католической Церковью видим его способность идти на существенные уступки, ведь оно не всегда могло реализовать свои намерения. Республика предпочитала применять дипломатию, помноженную на настойчивость, и, находясь в тяжелом положении противодействия очень сильному сопернику, особенно в эпоху Средневековья и раннего Нового времени, выстроить тот характер отношений, который ее в целом устраивал и позволял получать нужные

14

ей результаты14.

Органы власти,

ответственные за осуществление конфессиональной политики в Венецианской республике

Власти стремились к конструктивному диалогу с Римской Курией, были нейтральны в периоды конфликтов и в ряде случаев становились на сторону папства. Тем не менее, избранный республикой путь не был дорогой с односторонним движением. Прагматичные островитяне не стремились к обострению отношений, но вместе с тем не желали, чтобы кто-нибудь в их доме решал, преследуя собственные, зачастую сиюминутные цели, как им следует управлять государством. Поэтому на каждый шаг понтификов, желавших упрочить свое влияние в стране, правительство отвечало, создавая и используя административные структуры, которые позволяли нейтрализовать негативные последствия таких вмешательств.

13 Бесспорно, что юрисдикционализм Республики Святого Марка в части защиты некатоликов не имел ничего общего с подлинной веротерпимостью, он был лишь политикой строгого контроля за всеми религиями и исповеданиями, выразившейся в знаменитом § венецианском слогане: «Прежде всего мы венецианцы, а потом уж христиане».

14 Подчеркнем, что рассматриваемая тема касается отношений республики Венеция и и Святого Престола исключительно на административном и каноническом уровне. Общие к вопросы двусторонней политики, а также предметы, связанные с вероучением, здесь

не затронуты, хотя были важным фактором двустороннего диалога. Признание главенства ю

Рима в делах веры не было однозначным и безоговорочным на протяжении всей исто- §

рии республики. В эпоху интердикта 1606 г. и даже раньше эти проблемы неоднократно со

обсуждались в органах власти и в кругах интеллектуалов. См., например: [1, с. 55].

ПРИЛОЖЕНИЕ

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 4

Совет Десяти (Consiglio dei Dieci)

Образованный в 1310 г. в ответ на попытку государственного переворота и свержения дожа Пьетро Градениго, вскоре Consiglio dei Dieci был облечен дополнительными полномочиями, получив в свое распоряжение права досудебного расследования и широкую сеть осведомителей. Члены Совета избирались сроком на год из числа наиболее знатных семей и их действия не требовали одобрения ни Большого Совета, ни Сената15. Повсюду в городе и провинциях были разбросаны т.н. «львиные пасти» - ящики для сбора доносов.

Фактически этот орган осуществлял оперативное руководство государством, и его постановления были равны сенатским декретам. Оставался одним из наиболее эффективных учреждений республики вплоть до XVII в., когда его власть стали понемногу ограничивать.

В компетенции Совета по церковной части официально находились лишь дела клириков епархий республики (т.е. не членов монашеских орденов), но на самом деле он курировал весь круг тем от налогообложения до переписки с Римским двором.

Совет занимался также вопросами, связанными с иными исповеданиями, в частности, с православными, что вызывало стойкое (хотя и бесплодное) противодействие нунциатуры и инквизиции [4, а. 221-232]. Апелляции православных в рамках полемики с Католической Церковью или по гражданским делам принимались исключительно правительственными органами и никак не по церковной линии. Например, один такой случай, когда греческий священник с Крита обратился в ведомство папского нунция, обернулся для него неприятными последствиями16.

В целом все магистраты, о которых пойдет речь ниже, находились под непосредственным надзором Совета Десяти, который вмешивался в их работу и зачастую принимал решения по вопросам, относившимся к их компетенции.

15 Наследник народного собрания Кончо (Concio), образованного еще в VIII в., Большой совет (Maggior Consiglio) был создан в 1172 г., причем представительство граждан в нем было ограничено высоким родовым и имущественным цензом. Он избирал дожа, ратифицировал законы, одобренные Сенатом, определял военную и финансовую политику Венеции.

Сенат (или Совет Приглашенных, Consiglio dei Pregadi) в многообразии своих полномочий обладал чертами законодательного, исполнительного и судебного органов власти. Его члены избирались дожем и Большим советом сроком на один год. Имел полномочия, схожие с компетенцией Большого совета, но в отличие от последнего, созывался чаще и по более конкретным и текущим вопросам. Совет Десяти был частью Сената.

16 Донес на него не кто иной, как православный митрополит Филадельфийский Гавриил Севир, прекрасно понимавший, что грекам значительно выгоднее быть под защитой государства, чем под судом Ватикана. См.: [17, p. 268].

Совет над ересями (Tre Savi contro l'eresia)

В 1289 г. по настоянию папы Николая IV в республике введен трибунал Святой инквизиции17. Одновременно власти учреждают Совет над ересями (Тге Savi contra l'eresia), члены которого участвовали в заседаниях вместе с инквизитором, патриархом Градо (впоследствии Венеции), папским нунцием, комиссаром, консультантом и адвокатом обвиняемых. Прежде того процессы по делам о ереси проводили светские власти.

Венецианские чиновники, таким образом, контролировали репрессивные действия инквизитора, которые часто шли вразрез с открытой политикой страны в отношении ее подданных18.

Вопрос о принципах применения репрессий был самым важным. Два основополагающих тезиса венецианского церковного правосудия позволили существенно умерить ревность римских эмиссаров. Во-первых, твердая позиция властей о неподсудности трибуналу веры некатоликов. Эта тема будет одной из центральных в «консультациях» П. Сарпи по греческим делам. Если вопрос о неподсудности мусульман и иудеев Sant 'Uffizio не стоял в принципе, то протестантов и греков Католическая Церковь считала еретиками и схизматиками и вполне могла бы начать их преследование, если бы у нее не были связаны руки. Во-вторых, основным признаком вины считалась «ересь, исповедуемая публично», т.е. провоцирующая «соблазн» [19, p. 31]. Таким образом, представители иных вер и исповеданий, если не проповедовали публично свою веру, могли жить во владениях республики, не опасаясь гонений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформаторы Падуанского университета (Riformatori alio studio di Padova)

После присоединения в XIV в. Падуи к Венеции болевой точкой в отношениях с Ватиканом стал тамошний университет, который был поручен ведению Комиссии Реформаторов (Rifci'maton alio studio di Padova), образованной в 1S16 г.19 Основное учебное заведение

17 Albanese F. L'inquisizione religiosa nella repubblica di Venezia Ricerche storiche e raf-

fronti (con documenti originali). Venezia, 187S. P. SO. См. также [19, p. 13]. C 1289 по 1S60 гг. ¡g

инквизиторами были францисканцы-минориты, позже доминиканцы. g-

18 Это не означало, впрочем, что лагуна была совершенно безопасной для инакомысля- ¡3 щих. Дела инквизиции, хранящиеся в Венецианском государственном архиве, объединены в 1S0 папок с 1S41 по 1794 гг. За это время были подвергнуты процессам 3620 чело- го век. Самым известным случаем сотрудничества венецианцев и папы в этой области стала J5 выдача Риму в 1600 г. Джордано Бруно. Были и другие случаи выдачи обвиняемых. g

19 Pedani M.P. (a cura di) Archivio di Stato di Venezia. Estratto dal volume IV della Guida cq Generale degli Archivi di Stato Italiani. Roma, 1994. P. 977.

республики, он объединял в своих стенах, кроме итальянцев, студентов «трансальпинской» и «ультрамаринской» корпораций, т.е. преимущественно германцев и греков. При этом Святой Престол настаивал на необходимости обязательного произнесения католического исповедания для всех студентов, в то время как в 1578 г. Совет Десяти издал постановление, в котором, называя протестантство «чумой», запрещает выдачу дипломов некатоликам.

Казалось бы, полное единодушие. Однако, как показала практика и дальнейшие шаги органов власти, эта норма в действительности никогда не применялась. Для образования православной и протестантской молодежи в рамках университета был создан специальный коллегиум (Collegio Veneto), для которого религиозная клятва была необязательна [15, p. 404].

Господа ночи

(Signori della notte al criminal)

Задачей комиссии, основанной на заре XIII в., изначально было поддержание общественного порядка, разбор дел, связанных с грабежами и иным насилием в ночное время20. Как и многие венецианские институции, зачастую образованные для временных необходимостей, эта оказалась долговечной и исчезла лишь вместе с упразднением самой республики.

Религиозными вопросами, оказавшимися в ее компетенции, были наблюдение за поведением иностранцев, клириков и мирян, а также фактами публичного богохульства.

Экзекуторы против богохульства (Esecutori contro la bestemmia)

В отличие от предыдущей, занимавшейся собственно богохульством, в компетенции этой комиссии, образованной в 1537 г. по указу Совета Десяти, находились общие вопросы преступлений против религии и морали [8, p. 431-528]. Зоной ее ответственности, наравне с Реформаторами Падуанского университета, была и печать книг, главный канал к передачи информации и важный источник доходов республики, бывшей Ц. без преувеличения столицей и колыбелью итальянского книгопечатания. и Под их неусыпным контролем находились общины евреев и про-

к тестантов. В частности, в 1697 г. Сенат поручает именно этой маги-ji стратуре наблюдать, чтобы мальчики, работающие в лавках лютеран

ю

о

Ol

с

m

20 Pedani M.P. (a cura di) Archivio di Stato di Venezia. Estratto dal volume IV della Guida Generale degli Archivi di Stato Italiani. Roma, 1994. P. 1002-1003.

20

и кальвинистов, не были склоняемы к протестантизму. Этой же комиссии было поручено следить за тем, чтобы протестанты не ходили в церкви, особенно во время богослужений, не получали должностей в религиозных братствах, не хранили священные облачения.

В одном из отзывов консультанта по богословским и каноническим вопросам республики от 1694 г. читаем, что факт публичного исповедания ереси должен расследоваться именно ими [7, р. 82].

Проведиторы монастырей (Provveditori sopra monasteri)

В 1521 г. Совет Десяти поручил специальной комиссии, вначале по обычаю временной, помогать патриарху Венеции в упорядочении жизни и хозяйствования в монастырях на территории республики21. Со временем магистрат стал зорко следить за передачей обителям движимого и недвижимого имущества, особенно по завещаниям, на что республикой были наложены серьезные ограничения.

В XVII в. приняты решения, что на посты визитаторов монастырей, а также аббатов, приоров и прочие руководящие должности могут быть назначены только подданные республики. Надзор за ними, а также за проповедниками, которые часто происходили из Папской области, также был возложен на проведиторов.

Данная комиссия распоряжалась также взносами, предназначенными для обителей.

Наконец, им были вверены судебные дела, касающиеся тех монашествующих, по которым не было тяжких обвинений (наказывавшихся смертной казнью)22.

Совет Десяти при десятинах на Риальто ^еа Savi sopra 1е Сеате т Rialto)

В 1477 г. близ венецианского моста Риальто разместилась комиссия, существовавшая под разными названиями и прежде, ведавшая сбором десятины со всего движимого и недвижимого имущества всех граждан республики, в том числе клириков и их имущества23.

В 1536 и 1605 гг. Сенат издал указ об ограничении прав церковного к землевладения, особенно в части завещания недвижимого имущества. Л

21 Pedani M.P. (a cura di) Archivio di Stato di Venezia. Estratto dal volume IV della Guida Generale degli Archivi di Stato Italiani. Roma, 1994. P. 201. j|

22 Там же. g

23 Pedani M.P. (a cura di) Archivio di Stato di Venezia. Estratto dal volume IV della Guida cq Generale degli Archivi di Stato Italiani. Roma, 1994. Pp. 940-941.

I _

ISSN 2500-2988 LOCUS: People, Society, Culture, Meanings. 2022. Vol. 13. No. 4

Средневековый закон «мертвой руки» (mano morta) гласил, что собственность, принадлежавшая Церкви, являлась неотчуждаемой24. Это означало, что дома и земли, завещанные Церкви, благодаря которым обогащались Римская курия и местные епархии, бесконтрольно умножались. Указ 1605 г. вводил (и распространял на все провинции республики) определенный срок, после которого недвижимое имущество должно было быть продано. Этот указ стал одной из причин интердикта 1606 г., наложенного папой Павлом V [9, p. 209-222].

Кроме десятин, взимавшихся с духовенства, Совет ведал сборами с сельскохозяйственных продуктов: так называемой кварантиной -сороковой частью с каждого монастырского хозяйства [7, p. 148].

Принцип равенства всех граждан перед законом давал власти право требовать ограничения аппетитов Церкви любыми способами. Так, кроме названного выше, устанавливалось еще одно ограничение: определялся порядок лиц, согласно которому собственность по завещанию должна перейти прежде всего к ближайшим родственникам, при их отсутствии - к государству и в особых случаях - к Церкви и на дела благотворительности [Там же, p. 124-125].

Депутация по делам веры (Deputazione ad pias causas)

Образована в 1766 г. в помощь вышеупомянутому Совету Десяти при десятинах25 и занималась описью монастырского имущества, ограничением «мертвой руки», которая продолжала по-прежнему бытовать на территории республики, а также закрытием мужских обителей, в которых проживали менее двенадцати братьев [Там же, p. 218-221].

Консультанты по юридическим вопросам (Consultori in jure)

Консультанты - важнейшая институция по отношениям с Католической Церковью. Обычно выбирались из профессоров Падуанского уни-

верситета26.

В 1566 г. на службе правительства появляется должность консультанта по каноническому праву, впоследствии получившая название

24 Еще в 1475 г. Большой совет - парламент республики - издал постановление о том, что священники не могли более исполнять функции нотариусов. Это было сделано по той причине, что зачастую клирики, пользуясь своим саном, склоняли умирающих к завещанию их собственности в пользу Церкви [7, p. 133].

25 Pedani M.P. (a cura di) Archivio di Stato di Venezia. Estratto dal volume IV della Guida Generale degli Archivi di Stato Italiani. Roma, 1994. P. 976.

26 Там же. P. 917.

консультанта по богословским и каноническим вопросам [7, р. 10-11]. Сенат обращался к консультанту, и последний формулировал свои соображения в ответ на те или иные директивы Святого Престола.

Самым ярким представителем плеяды консультантов стал член ордена сервитов Фра Паоло Сарпи27. Его личность занимает выдающееся место в богословско-каноническом осмыслении особого пути Венеции в отношениях с Церковью. Символическая по своему значению, она стала синонимом независимости страны и персонификацией всего того, что принято называть «венецианским юрисдикционализмом». Член религиозного ордена, что по определению как будто бы говорит об особом послушании римскому понтифику, он стал самым ярким борцом за суверенитет республики в религиозных вопросах.

Вместе с тем то, что у Сарпи достигло наивысшей отточенности в его знаменитых «консультациях», было приготовлено веками взаимоотношений Венеции и Рима.

Библиографический список / References

1. Дубровский И.В. Новые документы о России Ивана Грозного // Русский Сборник: исследования по истории России / Ред.-сост. О.Р. Айрапетов, М. Йованович, М.А. Колеров и др. Т. XI. М., 2012. С. 25-58. [Dubrov-skij I.V. New documents on the Russia of Ivan the Terrible. Russkij Sbornik: issledovaniya po istorii Rossii. O.R. Ajrapetov, M. Jovanovich, M.A. Kolerov et al. (eds.). Vol. XI. Moscow, 2012. Pp. 25-58. (In Rus)]

2. Ястребов А.О. Венеция и Святой Престол: проблемы взаимоотношений // Клио. 2020. № 7 (163). С. 24-32. [Yastrebov A.O. Venice and the Holy See: Relationship problems. Klio. 2020. № 7 (163). Pp. 24-32. (In Rus)]

3. Ястребов А.О. Русско-венецианские дипломатические и церковные связи в эпоху Петра Великого. Россия и греческая община Венеции. М., 2018. [Yastrebov A.O. Russko-venecianskie diplomaticheskie i cerkovnye svyazi v epoxu Petra Velikogo. Rossiya i grecheskaya obshhina Venecii [Russian-Venetian diplomatic and church relations in the era of Peter the Great. Russia and the Greek Community of Venice]. Moscow, 2018].

4. AoXaniooYXou A.A. H ene^paoq iq^ peveiiKq^ XoYOKpiaia^ unep twv ор8о-So^wv то 1644. @naaupia^aia. 2013. Т. 43. 2. 221-232. [Dolaptsoglou A.A. The intervention of the Venetian censorship in favor of the Orthodox in 1644. Thisavrismata. 2013. Vol. 43. Pp. 221-232. (In Greek)]

5. Betto B. La chiesa ducale. La chiesa di Venezia nel Seicento. Contributi alla g storia della chiesa veneziana. Vol. 5. Venezia, 1992. Pp. 125-172. g-

6. Cappelletti G. Della Chiesa patriarcale di Grado. Storia della chiesa di Venezia ¡3 dalla sua fondazione sino ai nostri giorni. Vol. I. Venezia, 1849. Pp. 42-148. K

7. Cecchetti B. La Repubblica di Venezia e la corte di Roma. I-II. Venezia, 1874.

ю

0

01

и

--со

27 Библиографию жизни и трудов о. Паоло Сарпи см. у Фрайезе [14, p. 455-488].

8. Derosas R. Moralità e giustizia a Venezia nel '500-'600. Gli esecutori contro la bestemmia. Stato, societa e giustizia nella Repubblica veneta, sec. XV—XVIII. Roma, 1981. Pp. 431-528.

9. Eberhard J.A. Storia delle controversie tra Papa Paolo V e la Repubblica di Venezia. La teologia politica in discussione. S. Sorrentino, H. Spano (a cura di). Napoli, 2012. Pp. 209-222.

10. Fedalto G. Chiesa e religiosità ortodossa nelle Isole Ionie: Eugenio Vulgaris e Angelo Maria Querini. Geografie confessionali. Cattolici e ortodossi nel crepuscolo della Repubblica di Venezia (1718-1797). G. Gullino, E. Ivetic (a cura di). Milano, 2009. Pp. 147-158.

11. Fedalto G. Influssi greco-bizantini nel Cristianesimo veneto. Greci e Veneti: sulle tracce di una vicenda comune. Atti del Convegno Internazionale, Treviso 6 ottobre 2006, Fondazione Cassamarca. Treviso, 2006. Pp. 45-55.

12. Fedalto G. La Chiesa Latina in Oriente. Vol. I. (Collana Studi Religiosi, 3.) 2 ed. Verona, 1981.

13. Fedalto G. Paolo Sarpi e la Chiesa Ortodossa nella Repubblica di Venezia. Atti del Convegno di studio: Fra Paolo Sarpi dei Servi di Maria (Venezia, 28-30 ottobre 1983). P. Brachesi, C. Pin (a cura di). Venezia, 1986. Pp. 265-266.

14. Frajese V. Sarpi scettico. Stato e Chiesa a Venezia tra Cinque e Seicento. Bologna, 2007.

15. Giomo G. L'archivio antico dell'Università di Padova. Nuovo archivio veneto. 1893. VI. Pp. 377-460.

16. Ippolito A.M. Politica e carriere ecclesiastiche nel secolo XVII. I vescovi veneti fra Roma e Venezia. Napoli, 1993.

17. Minchella G. Frontiere aperte. Musulmani, ebrei e cristiani nella Repubblica di Venezia (XVII secolo). Roma, 2014.

18. Orlando E. La proprietà ecclesiastica veneziana nei territori del l'Impero Latino. Quarta crociata. Venezia, Bisanzio, Impero latino. G. Ortalli, G. Ravegnani, P. Schreiner (a cura di). Venezia, 2006. Pp. 239-286.

19. Paschini P. Venezia e l'Inquisizione Romana da Giulio III a Pio IV. Padova, 1959.

20. Richard J. The establishment of the Latin Church in the empire of Constantinople (1204-1227). Mediterranean Historical Review. 1989. No. 4 (1). Pp. 46-50.

21. Sforza G. Riflessi della Controriforma nella Repubblica di Venezia. Archivio Storico Italiano. 1935. Vol. 93. No. 354. Pp. 189-216.

22. Stella A. Chiesa e Stato nelle relazioni dei nunzi pontifici a Venezia: richerche sul giurisdizionalismo veneziano dal XVI al XVIII secolo. Roma, 1964.

K 23. Viggiano A. I greci a Venezia e nello Stato da Mar nel Rinascimento. Kobe Uni-

o. versity Departamental Bulletin Paper. 2008. No. 3. Pp. 31-45.

¡3 24. Wolff R.L. Politics in the Latin Patriarchate of Constantinople 1204-1261.

* Dumbarton Oaks Papers. 1954. No. 8. Pp. 225-303.

TO

Статья поступила в редакцию 21.07.2022, принята к публикации 26.08.2022 ¡5 The article was received on 21.07.2022, accepted for publication 26.08.2022 ca

Об авторе / About the author

Ястребов Алексей Олегович - доктор церковной истории, кандидат исторических наук, PhD (философия); старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви, Институт российской истории Российской академии наук, г. Москва

Alexey O. Yastrebov - Dr. Hab. of Church History, PhD in History, PhD in Philosophi-cal Studies; Senior Researcher at the Center for the History of Religion and Church, Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

E-mail: mirofore@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.