УДАВИХИН Георгий Владимирович -
аспирант кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета.
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15. [email protected]
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НАКАНУНЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1988-1991 гг.
COLLECTIVE PORTRAIT OF THE MEMBERS OF LOCAL COUNCILS OF THE PERM REGION ON THE EVE OF POLITICAL REFORM OF 1988-1991
Исследование выполнено на материалах отчетов городских и районных Советов Пермской обл. об организации и деятельности в 1987 г. В основу работы положен метод просопографии, эффективно применяемый исследователями при выполнении аналогичных работ. В результате анализа важнейших социокультурных характеристик был составлен коллективный портрет депутатов местных Советов Пермской обл. Исходя из составленного коллективного портрета можно сказать, что местные Советы представляли собой органы, отличающиеся всенародным составом, обладавшие достаточно высоким потенциалом для общественной и государственной деятельности.
Однако эти характеристики не являлись единственными условиями, определявшими эффективность деятельности местных Советов. Реализация заложенного в них потенциала была связана с административными, финансовыми, экономическими, организационными и другими условиями. Полученные результаты свидетельствуют о том, что крах советской системы был связан именно с ними, а не с составом депутатского корпуса.
Ключевые слова: местные Советы, народные депутаты, перестройка, Пермская область, просопография
The research is carried out on the base of city and district Soviets' reports on organization and activities of local Soviets in Perm region in 1987. The study is based on the method of prosopography, which had been efficiently used by researchers in composing collective portraits and biographies. The collective portrait of local Soviets' deputies is composed in the result of analysis of the most important social and cultural characteristics.
/4s can be seen from collective portrait, local Soviets differed from other authorities by democratic composition and had high potential for public and civil activities.
However, these characteristics were not the only conditions, which determined the level and effectiveness of local Soviets. The implementation of their potential was related to administrative, financial, economic, organizational and other conditions. The results demonstrate that destroying of the Soviet system was not connected with deputies themselves, but with aforesaid conditions.
Keywords: local Soviets, peoples' deputies, reconstruction, Perm region, prosopography
В2014 г. исполняется 150 лет с момента учреждения в России городского и земского самоуправления. Тема местного самоуправления (МСУ) традиционно является востребованной исследователями в области истории, политологии и права. В своем развитии местное управление и самоуправление в России претерпевало многократные изменения и трансформации.
Значимой вехой в этой истории являлся советский период. Его учет и изучение представляется немаловажным в контексте продолжающейся модернизации Российского государства. Актуальность настоящей статьи обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, эффективность работы местных Советов во многом определялась их депутатским составом.
Следовательно, изучение социокультурных характеристик депутатов как единой целостной общности должно способствовать раскрытию объективного смысла и сущности системы местных Советов, пониманию процессов, происходивших с ними в 1980-х гг., а также причин их краха в перестроечный и постперестроечный период.
Во-вторых, депутаты местных Советов
— это люди, в свое время формировавшие местную элиту: руководители, врачи, учителя, работники сельского хозяйства, торговли, представители рабочих профессий. Следовательно, их коллективный портрет, в котором раскрываются их важнейшие социокультурные характеристики, представляет научный интерес сам по себе.
Цель настоящей работы — создание коллективного портрета народных депутатов местных Советов Пермской обл. в 1987 г. на основе анализа их социокультурных характеристик. Хронологические рамки обусловлены тем, что в 1987 г. состоялись последние дореформенные выборы в местные Советы РСФСР.
Эмпирическую основу исследования составили ежегодные отчеты городских и районных Советов Пермской обл. о качественном и количественном составе Советов, исполнительных комитетов и постоянных комиссий за 1987 г.1 Кроме того, в работе были использованы материалы газеты Пермского обкома КПСС и Пермского облсовета «Звезда»2.
Система местных Советов в Пермской обл. в середине 1980-х гг. представляла собой два уровня. Первый уровень составляли 55 Советов — 14 городских и 41 районный. В их число входили 1 городской и 6 районных Советов Коми-Пермяцкого автономного округа (КПАО), которые подчинялись Коми-Пермяцкому окружному Совету, который, в свою очередь, был подотчетен Пермскому облсовету. Второй уровень составляли 569 Советов Пермской обл. (491 сельский, 57 поселковых, 12 городских районного подчинения и 9 районных городского подчинения) и 79 сельских и поселковых Советов КПАО.
1 Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-564. Оп. 3. Д. 6111. Л. 1-73.
2 Звезда. 1985- 1988. № 20076-21189.
Общее число депутатов местных Советов в Пермской области и КПАО составляло 27 157 чел. Число депутатов в каждом Совете определялось числом одномандатных избирательных округов, которое при выборах в каждый Совет определялось союзным и республиканским законодательством.
Интересной и немаловажной представляется следующая деталь. В Пермской обл. в 13 городских Советов в 1987 г. были избраны 3 115 депутатов. На одном уровне с городскими стояли районные Советы, в которые было избрано 2 622 депутатов. Таким образом, в среднем в районные Советы избиралось по 75 депутатов, тогда как в городские Советы — по 240. На первый взгляд может показаться, что подобная диспропорция в пользу городского населения должна была обеспечить большее представительство рабочих в Советах. Однако данные об урбанизированно-сти населения региона показывают: в конце 1980-х гг. население Пермской обл. составляло 3,09 млн чел., при этом городское население составляло 2/3 и насчитывало 2,02 млн чел. Таким образом, депутаты, проживающие в районах, были даже в более привилегированном положении: на одного депутата райсовета в среднем приходилось 411 избирателей, тогда как на одного депутата горсовета — 650.
В депутатском корпусе были представлены все возрастные категории. Более трети депутатов были в возрасте от 30 до 39 лет; примерно четверть — от 40 до 49 лет, 1/5 — от 25 до 29 лет. Практически каждый шестой был старше 50 лет, а каждый десятый — моложе 25 лет. Число мужчин несущественно превышало число женщин.
В табл. 1 отражены сведения о национальной принадлежности депутатов.
Данные таблицы свидетельствуют о полиэтничности депутатского корпуса местных Советов Пермской обл. В нем были представители не только крупных народностей СССР, но и мелких, в т.ч. зарубежных.
Абсолютное большинство депутатов были русскими. Характерной этнонаци-ональной особенностью депутатского корпуса Пермской обл. являлось присутствие депутатов — коми-пермяков, составлявших абсолютное большин-
Таблица 1
Национальная принадлежность депутатов
Национальность Представительство, чел.
Русские 21187
Коми-пермяки 3340
Татары 1092
Украинцы 337
Удмурты 238
Белорусы 176
Немцы 162
Коми 127
Чуваши 118
Башкиры 110
Марийцы 63
Мордва 32
Евреи 21
Молдаване 18
Армяне 13
Прочие (казахи, грузины, азербайджанцы, болгары, литовцы, греки, латыши, таджики, туркмены, эстонцы, осетины, адыгейцы, корейцы, поляки, кумандинцы, гагаузы, турки, румыны) 57
ство среди депутатов Советов КПАО. По своей численности эта группа занимала 2-е место и насчитывала свыше 3 тыс. чел. Помимо коми-пермяков, встречалось немало других представителей финно-угорской группы: удмурты, коми, марийцы и мордва. Широкое представительство в местных Советах имели татары, массово проживающие на территории всего региона, в особенности в южных районах — Бардымском, Куединском, Октябрьском.
Интересен тот факт, что среди депутатов было немало немцев. Это объясняется тем, что Прикамье исторически является «ссыльным краем» с развитой сетью пенитенциарных учреждений. В 1930-х гг. сюда массово ссылали немцев Поволжья, а в послевоенные годы
— немецких военнопленных. Многие из них впоследствии осели на территории Пермской обл. Их потомки на равных условиях с остальными гражданами могли принимать участие в общественно-политической жизни.
Абсолютное большинство депутатов
имели среднее образование, четверть депутатов — высшее, крайне незначительное число имели ученые степени кандидатов и докторов наук; 416 депутатов имели лишь начальное образование.
Следует рассмотреть образовательные параметры применительно к депутатам разных категорий местных Советов (см. табл. 2).
Из данных табл. 2 видно, что уровень образования депутатов снижался вместе с уровнем Совета. Практически все депутаты, имеющие ученую степень, работали в городах — в городских Советах или в районных Советах городского подчинения. Вместе с тем на селе, а также в Советах КПАО чаще встречались депутаты, имеющие неполное среднее или даже начальное образование.
57% депутатов были избраны впервые. Таким образом, можно констатировать, что в системе местных Советов имела место внушительная ротация кадров. Вместе с тем оставшиеся 43%, избранные не впервые, обеспечивали
Таблица 2
Данные об образовании депутатов местных Советов разного уровня, %
Совет Ученая степень Высшее образование Среднее образование Неполное среднее образование Начальное образование
Городской 0,57 32,28 60,45 6,58 0,13
Районный 0,08 41,55 49,64 8,43 0,30
Городской РП 0,13 26,42 64,22 8,98 0,25
Районный ГП 0,99 35,81 59,90 3,20 0,10
Сельский 0,01 15,99 59,25 22,41 2,33
Поселковый 0,00 18,64 68,43 11,27 1,65
КПАО 0,00 20,04 55,67 22,40 1,90
Всего 0,15 22,89 59,34 16,09 1,53
Таблица 3
Ротация членов исполкомов в Советах разного уровня
Председатели Заместители председателей Всего членов исполкомов
Всего по местным Советам
Избрано всего 702 856 4 820
Из них избраны впервые 179 374 2 171
Городские Советы
Избрано всего 13 45 167
Из них избраны впервые 1 9 55
Районные Советы
Избрано всего 35 108 363
Из них избраны впервые 3 19 118
Районные Советы ГП
Избрано всего 9 27 110
Из них избраны впервые 3 7 42
Городские Советы РП
Избрано всего 12 13 114
Из них избраны впервые 4 5 52
Сельские Советы
Избрано всего 491 499 3 035
Из них избраны впервые 135 260 1 420
Поселковые Советы
Избрано всего 57 64 464
Из них избраны впервые 16 29 235
Советы КПАО
Избрано всего 85 100 567
Из них избраны впервые 20 45 249
Таблица 4
Принадлежность депутатов местных Советов Пермской обл. к профессиональным
сферам
Сфера деятельности Число депутатов
Промышленность, строительство и транспорт 8 851
Сельское хозяйство 7 189
Торговля и общепит 1 203
ЖКХ и бытовое обслуживание населения 528
Социальная сфера (образование, медицина, искусство, культура и спорт) 3 158
Партийные и советские органы 2 456
Правоохранительные органы 434
Прочие 1 696
преемственность в работе депутатских корпусов. При рассмотрении этих данных встает закономерный вопрос, имела ли место такая же ротация среди депутатов, работающих на постоянной основе в исполкомах местных Советов. Данные по этому вопросу представлены в табл. 3.
Из приведенных данных мы видим характерную особенность ротации в исполкомах: чем выше уровень Совета, тем она меньше. Если в сельских и поселковых Советах в 1987 г. сменился примерно каждый второй член исполкома, то в городских и районных — лишь каждый третий. Более того, если в сельских поссоветах сменился каждый третий председатель исполкома, то в городских и районных сменяемость среди председателей практически отсутствовала.
Таким образом, работа в исполкомах разного уровня Советов имела существенные отличия. Работа в Советах
1-го уровня была более привлекательной и престижной, чем работа в Советах
2-го уровня. Председатели исполкомов, которые, как правило, являлись председателями Советов, годами занимали свои должности и не спешили с них уходить.
Принимая во внимание руководящую роль партии в жизни советского общества, можно предположить, что партийные функционеры стремились контролировать деятельность государственных органов изнутри. Наше исследование показывает, что местные Советы в Пермской обл. состояли из коммунистов менее чем наполовину:
40% депутатского корпуса являлись членами или кандидатами в члены КПСС. Доля партийных депутатов снижалась вместе с уровнем Совета: если в городах и районах их доля составляла примерно половину от общего числа, то на сельском и поселковом уровне она составляла лишь 1/3. Учитывая, что в ряды КПСС принимали наиболее активных, целеустремленных и подготовленных в идейно-политическом плане кандидатов, можно сделать вывод о том, что депутаты в городах и районных центрах были более квалифицированными и подготовленными, чем депутаты, проживающие в сельской местности.
В соответствии с законодательством1 депутаты осуществляли свою деятельность на неосвобожденной основе, т.е. без отрыва от основной работы. Таким образом, представляется небезынтересным рассмотреть, представители каких профессиональных сфер избирались в местные Советы Пермской обл. (см. табл. 4).
В общем и целом можно констатировать, что в системе местных Советов Пермской обл. были задействованы представители множества профессиональных областей, что подчеркивало всенародность и демократичность этой системы. Вместе с тем профессиональный состав местных Советов подчеркивал рабоче-крестьянский характер
1 Закон РСФСР о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР от 03.08.1979 г. 1979. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, № 32. Ст. 786, 785.
советского общества: в Советах преобладали рабочие и колхозники.
Созданный на основе социокультурных характеристик просопографиче-ский коллективный портрет депутатов местных Советов Пермской обл. созыва 1987 г. свидетельствует о массовости и общедоступности института местных Советов. Составленный коллективный портрет наглядно демонстрирует всенародность системы местных Советов, ее всеохватывающий характер. Многочисленный депутатский корпус вобрал в себя представителей всех возрастов, профессий и национальностей. Таким образом, система местных Советов создает впечатление подлинного примера самоуправления и народной демократии.
Исходя из полученного коллективного портрета, можно заключить, что мест-
ные Советы представляли всенародные органы, отличавшиеся демократическим составом депутатского корпуса, обладавшие достаточно высоким потенциалом для общественной и государственной деятельности.
Однако эти характеристики не являлись единственными условиями, определявшими уровень и эффективность деятельности системы местных Советов. Реализация заложенного в ней потенциала была связана и с взаимоотношениями местных Советов в вышестоящими органами, с финансовыми, экономическими, организационными и другими условиями. Полученные результаты позволяют говорить о том, что крах советской системы скорее всего был связан не с составом депутатского корпуса, а с иными обстоятельствами и условиями.