КОРПОРАТИВНЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ МСУ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)1
Т.Б. Витковская
DOI: https://doi.org/1031119/pe.2017A4
Аннотация. Статья посвящена результатам исследования состава и структуры депутатского корпуса на уровне органов МСУ в городах и районах Пермского края с развитым промышленным производством. В статье представлен анализ состава депутатского корпуса представительных органов МСУ четырех промышленных территорий: Чусового, Лысьвы, Губахи и Соликамска. Показано, как крупный бизнес вовлекается в местные политические процессы, и какие формы политического влияния он выбирает. Рассмотрены корпоративные группы в составе депутатского корпуса как способ политического участия крупного бизнеса. Относительное разнообразие состава корпоративных групп не позволяет составить обобщённый «коллективный портрет» корпоративного депутата, но позволяет выделить типичных кандидатов и депутатов «от предприятия». Дан анализ профессионального состава корпоративных групп: как правило, их составляют работники крупных предприятий, сотрудники муниципальных бюджетных учреждений, представители местного малого бизнеса. Показано, как данные группы отстаивают корпоративные интересы в представительном органе МСУ, обеспечивая работу с местной повесткой и принятие формальных решений. На конкретных примерах показано, как конфликт между крупным предприятием и руководством муниципалитета, и конкуренция между несколькими предприятиями меняют структуру депутатского корпуса и долю корпоративных депутатов в его составе. Отмечена несамостоятельность депутатов, составляющих корпоративные группы в депутатских собраниях.
Ключевые слова: местное самоуправление, представительный орган МСУ, депутатский корпус, неформальные депутатские группы, корпоративные депутатские группы, «коллективный портрет» муниципальных депутатов
1 Статья подготовлена и исследование проведено за счет гранта РФФИ, научный проект № 16-46-590376 (р_а) «Депутатский корпус локальных легислатур в Пермском крае: основные характеристики и типологические образы»
Политические ландшафты территорий, на которых расположены крупные и градообразующие предприятия, достаточно специфичны, поскольку в границах подобных территорий представители предприятий зачастую оказываются вовлечены в политические процессы.
Крупные экономические игроки, если имеют политические амбиции, могут успешно конкурировать с политическими игроками, даже с главами с исполнительными полномочиями, за власть и влияние на территории. При этом формы их политического участия и влияния могут быть разными.
Мы сосредоточились на такой форме участия бизнеса в местной политике и управлении, как формируемые в муниципальных депутатских собраниях корпоративные группы. Это неформальные депутатские группы, которые защищают интересы крупных и градообразующих предприятий, или отдельных представителей менеджмента предприятий, в местных легислатурах.
Присутствие таких групп в депутатских собраниях, с одной стороны, соответствует функции легислатуры как института представительства различных местных интересов, с другой стороны — не вполне согласуется с ролью легислатуры как органа местного самоуправления, реализующего интересы местного сообщества.
Корпоративные группы могут значимо влиять на местную повестку и процесс принятия управленческих решений, не только в силу своей численности, но и поскольку представляют значимую в масштабе муниципалитета силу, не обязательно политизированную, но имеющую большой потенциал политического влияния.
Корпоративные депутатские группы обеспечивают представителям крупного и градообразующего бизнеса доступ к реализации локальной политики через представительные органы МСУ
Корпоративные группы в депутатских собраниях рассмотрены на примере Пермского края — уральского региона с развитым промышленным производством и большим количеством промышленных моногородов на его территории. Выбраны четыре города с крупными промышленными предприятиями — Соликамск, Губаха, Лысьва и Чусовой, — которые показывают примеры вовлеченности, большей или меньшей, крупного бизнеса в политические процессы. Предприятия, которые являются градообразующими для этих территорий, относятся к химической, металлургической и машиностроительной отраслям промышленности. Как правило, для предприятий такого типа харак-
терна социальная и политическая активность, в силу тесной связи завода и города.
Однако в течение последних двух-трех электоральных циклов связь этих предприятий с городом ослабевает. Это во многом связано с тем, что «общие» для городов и заводов коммунальные сети и объекты инфраструктуры были переданы с баланса предприятий на баланс муниципалитетов, финансирование многих объектов социального значения также было перепоручено муниципальным органам. Не менее важно для предприятий было изменение и усложнение бюджетных схем, благодаря которому они стали меньше контролировать муниципальные финансы, поскольку перестали рассматривать муниципальные бюджеты как наполненные преимущественно за счет их налоговых отчислений (Подвинцев 2017). Названные изменения снизили интерес градообразующих предприятий к муниципальной политике и муниципальному управлению.
Меньшая вовлеченность предприятий в городскую политику в рассмотренных случаях означает слабый интерес, или отсутствие интереса собственников и топ-менеджмента к локальным политическим процессам. Это оставляет местным менеджерам больше свободы в принятии решений об электоральной и политической активности предприятия на городском поле, дает им возможность самостоятельно ориентироваться в локальном политическом ландшафте. Это позволяет им, в отдельных случаях, реализовывать собственные частные интересы наряду с интересами предприятия, или подменять интересы предприятия частными интересами, и они демонстрируют активный интерес к городской политике.
Для представителей предприятий корпоративные группы в легислатурах — один из эффективных способов лоббировать как корпоративные, так и частные интересы в органе МСУ, обладающем нормо-творческими полномочиями.
Формируют корпоративные группы в легислатурах и координируют их работу отдельные представители градообразующих предприятий — заместители и советники руководителей, инициативные местные менеджеры, — которые заинтересованы в присутствии своих представителей в депутатских собраниях. Например, в Чусовом роль координатора политических процессов от предприятия, который курировал муниципальные выборы и формировал корпоративные группы в нескольких созывах депутатских собраний, исполняет начальник
отдела по связям с общественностью и общим вопросам ОАО «ЧМЗ» Константин Адаменко. В Губахе функции куратора электоральных и политических процессов от предприятия выполняет заместитель генерального директора ОАО «Метафракс» по персоналу и социальным вопросам Рашид Шакиров.
Координаторы, как правило, не оставляют депутатам, из которых составляются корпоративные группы, больше самостоятельности, чем требует процесс работы представительного органа. Основные задачи корпоративных депутатов носят организационный или технический характер: внесение вопросов в повестку, обеспечение кворума, голосование на заседаниях.
Численность депутатов-заводчан в депутатских собраниях разных территорий различается. Так, в Чусовом в городской Думе работает 20 депутатов; в предыдущем созыве Думы (2013-2016 гг.) прямыми представителями предприятия были десять из них, в действующем (с 2016 г.) — семь (Состав депутатского корпуса Чусовской городской Думы...). Городская Дума Соликамска включает 25 депутатов, почти половина из которых — заводчане: в предыдущем созыве Думы (20112016 гг.) их было одиннадцать, в действующем (с 2016 г.) — двенадцать (Состав депутатского корпуса Соликамской городской Думы...). В городских Думах Губахи и Лысьвы число работников градообразующих предприятий меньше: в каждом случае это шесть депутатов из 20 (Состав депутатского корпуса Губахинской городской Думы...; Состав депутатского корпуса Лысьвенской городской Думы...)1.
Важно отметить, что представлять интересы предприятия в депутатском собрании могут не только работники завода. Поэтому корпоративные группы, как правило, шире, чем группы заводских работников в депутатских собраниях.
По понятным причинам штат предприятия является основным бассейном рекрутирования кандидатов в депутаты, при этом получать депутатские мандаты могут и представители рабочих профессий, и представители заводского менеджмента. Кандидатами от предприятия также часто становятся работники дочерних и других связанных с основным предприятием структур. Например, в Чусовом в выборах депу-
1 Подсчеты сделаны Т.Б.Витковской на основе материалов базы данных о депутатах представительных органов МСУ Пермского края (данные собраны и систематизированы Т.Б.Витковской).
татов представительного органа 2013 г. участвовали не только работники градообразующего металлургического завода, но работники структуры, созданной для реконструкции на заводе (ОАО «Трубо-деталь»); в выборах 2016 г. приняли участие работники транспортного предприятия, которое раньше было подразделением завода — транспортным цехом («УралЕвроТэк») (Мониторинг выборов в Пермском крае...; Политическая ситуация по итогам выборов...).
Представлять интересы предприятия в легислатуре могут также его прежние работники, которые сохранили лояльность заводу, или как минимум не имеют причин конфликтовать с ним. Например, в Лысьве Городскую Думу с 2004 г., в течение трех созывов, возглавляет председатель Виктор Комаренко, который ранее работал на градообразующем металлургическом заводе. За этот период открытых конфликтов между предприятием и председателем легислатуры не наблюдалось. Еще трое депутатов действующего созыва Лысьвенской городской Думы сейчас трудоустроены в других структурах, но работали на градообразующем предприятии десятилетия и лояльны ему.
Про-заводскими кандидатами зачастую становятся представители местного малого и среднего бизнеса, который зависит от градообразующего предприятия. Например, завод является для небольшого бизнеса основным поставщиком сырья, заказчиком товара или потребителем услуг. В городах с монопрофильной, слабо диверсифицированной экономикой подобные смежно-экономические отношения небольших производственных и обслуживающих структур и крупного бизнеса складываются повсеместно.
Депутатами от предприятия также могут быть представители учреждений социальной сферы (здравоохранения, образования и культуры). Во-первых, это руководители и работники социальных учреждений на балансе градообразующих предприятий, как, например, главный врач лечебного-оздоровительного центра при химическом комбинате в Губахе или директор спортивного клуба при заводе в Лысь-ве (Витковская, Рябова 2016: 5496).
Во-вторых, лояльными градообразующему предприятию кандидатами зачастую становятся сотрудники бюджетных социальных учреждений. Менеджмент завода не может командировать «бюджетников» в легислатуры, как своих работников. Но менеджеры могут за счет ресурсов предприятия непублично поддерживать их кампании финансово и организационно, и могут снижать конкурентность выборов в их
избирательных округах, не выдвигая там «заводчан». Поддержка в период выборной кампании создает прочную основу для неформальных договоренностей о лояльности между заводскими менеджерами и муниципальными депутатами (Витковская, Рябова 2016: 5497)1.
Например, в Чусовом в действующем созыве городской Думы доля прямых представителей завода от общего числа депутатов — меньше половины (семь человек из 20), но вместе с про-заводскими депутатами они составляют половину депутатского корпуса (десять человек из 20) и обеспечивают простое большинство голосов. В предыдущем составе городского депутатского корпуса прямыми представителями завода были 10 человек, которые вместе с про-заводскими депутатами обеспечивали квалифицированное большинство в 2/3 голосов (14 из 20)2.
В целом, доля корпоративных депутатов в депутатских собраниях зависит от стратегии кураторов политических процессов от предприятия, от мотивов представителей предприятия, которые вовлечены в электоральные, политические и управленческие процессы, и, конечно, от локальных политических ландшафтов.
Доля про-заводских депутатов в депутатском корпусе может быть относительно невелика (половина или меньше половины состава Думы), даже с учетом непрямых представителей предприятия. Показательны приведенные выше примеры — действующие составы представительных органов Губахи и Лысьвы, и в целом такой расклад сил в локальных легислатурах сейчас достаточно распространен.
Это объясняется тем, что менеджмент, если сохраняет интерес к политике, активно использует альтернативные стратегии продвижения бизнес-интересов через органы власти, которые не требуют заполнения легислатуры своими представителями, и которые показывают не меньшую эффективность.
Владельцы и высший менеджмент предприятия, защищая свои интересы, могут действовать через органы государственной власти региона, а не через органы местного самоуправления. Например, председатель совета директоров ОАО «Метафракс», расположенного на территории Губахи, Армен Гарслян является значимым игроком на ре-
1 Подробнее о ходе, результатах и конкурентности выборных кампаний муниципальных депутатов в данных городах см.: (Ковин, Петрова 2016).
2 Подсчеты сделаны О.А.Рябовой на основе экспертного опроса и материалов включенного наблюдения.
гиональном политическом поле, депутатом краевого Законодательного Собрания, и может отстаивать интересы предприятия на уровне региона.
Менеджеры более низкого уровня могут действовать на уровне местного самоуправления, но лоббировать интересы предприятия, или собственные интересы, связанные с его экономической деятельностью, через исполнительный, а не через представительный орган власти. Широта полномочий главы МСУ (или другого руководителя с исполнительными полномочиями) обеспечивает эффективность такого способа защиты и продвижения корпоративных или частных интересов.
Важность присутствия в легислатуре возрастает, когда предприятия не могут лоббировать свои интересы через исполнительный орган власти, и когда не могут «провести» нужные решения через неподконтрольный (им или администрации) представительный орган, то есть легитимировать их.
Большая доля заводчан в представительном органе может быть следствием конфликта руководства предприятия и руководства муниципалитета. В случае такого конфликта менеджмент предприятия не может работать с исполнительной властью и стремится распространить свое влияние на представительный орган.
В настоящее время и в Лысьве, и Губахе нет конфликтов между градообразующим бизнесом и муниципальной властью, которые мотивировали бы предприятия формировать преимущественно про-заводские представительные органы. Но такие конфликты разворачивались в обеих территориях в конце 2000-х гг. и повлияли на составы избранных в тот период представительных органов, которые значимо отличались от действующих.
В Губахе к 2009 г. конфликт между менеджерами градообразующего предприятия — крупного химического комбината, и главой района стал настолько острым, что они отказывались появляться на публичных мероприятиях вместе. Директорат принял активное участие в кампании по выборам депутатов представительного органа, выдвинул пул кандидатов от предприятия с высоким электоральным потенциалом: работников завода, нескольких «бюджетников» (врачей городской и районной больниц, директора школы), бывшего главу района, сохранившего авторитет на территории, — и профинансировал их кампании (Материалы интервью... 2009). По результатам выборов, которые в СМИ назвали «политической зачисткой», заводской менеджмент
обеспечил себе контроль над легислатурой: 11 из 15 депутатов поддерживали завод, глава заявил о поддержке четырех депутатов, но в реальности мог рассчитывать на меньшую поддержку (Армен Гарслян взялся за район 2009; В Губахе Пермского края разгорелись нешуточные предвыборные баталии 2009).
Следующие выборы депутатов в Губахе проходили после того, как пост главы района занял давний партнер предприятия, пост главы районной администрации — директор сервисного предприятия, обслуживающего градообразующий комбинат, пост главы городского округа — лояльный предприятию кандидат. Прошедшая в этот период кампания по выборам депутатов была менее агрессивной и масштабной, и избранный состав представительного органа не стал полностью заводским, поскольку в этом не было практической необходимости. Кроме того, снижение активности предприятия на локальном политическом поле было связано с тем, что к этому времени председатель совета директоров Армен Гарслян вошел в состав регионального политического совета «Единой России» и утвердился на региональной политической сцене как значимая фигура, и возможности градообразующего предприятия лоббировать свои интересы на уровне региона возросли (Материалы интервью... 2009).
На территории Лысьве расположено два крупных предприятия — металлургический и турбогенераторный заводы. В тот же период, что и в Губахе, на территории разворачивался конфликт между муниципальной администрацией и директоратом одного и затем — двух, заводов. Обострение конфликта в 2008 г. мотивировало менеджмент обоих градообразующих предприятий сформировать объединенную команду кандидатов в депутаты, выдвинув кандидата в каждом избирательном округе, и организационно и финансово поддержать их кампании. После успешных для крупного бизнеса выборов менеджмент сформировал объединенную корпоративную депутатскую группу в легислатуре: заводскими депутатами были девять человек из 15, и двое самовыдвиженцев не из заводской команды позже поддерживали их в ходе работы представительного органа (Материалы включённого наблюдения...).
Осознавая важность бесконфликтных отношений с исполнительной властью на территории, где расположено предприятие, менеджмент может использовать формируемые в представительном органе корпоративные группы, чтобы влиять на процесс и результат выборов главы МСУ. Например, в Губахе, когда напряженные отношения заводского
директората и муниципальной администрации переросли в открытый конфликт, одной из целей формирования про-заводского депутатского собрания стало изменение порядка наделения полномочиями главы муниципалитета. Обеспечив себе по итогам муниципальных выборов поддержку большинства депутатов Земского Собрания, директорат реализовал внедрение новой выборной схемы и таким образом лишил главу шанса на переизбрание. Корпоративная депутатская группа обеспечила внесение изменений в Устав муниципального образования: отмену всеобщих прямых выборов главы и введение процедуры выбора главы депутатами из своего состава.
В Чусовом в 2016 г. избрание главы в соответствии с новой конкурсной схемой, которая предполагает активное участие депутатов в процедуре выбора (выбор половины членов конкурсной комиссии депутатами и выбор одного из двух победивших конкурсантов депутатами), также позволило лояльному заводу кандидату занять высший исполнительный пост. Однако в случае с Чусовым интересно, что на этапе изменения процедуры избрания главы оппозиционная заводу группа поддерживала эти нормативные изменения.
Как отмечают местные эксперты, в Губахе и Лысьве уменьшение доли «заводских» депутатов в составе депутатского корпуса действующих представительных органах по сравнению с предыдущими также связано с административно-территориальными преобразованиями. В обоих случаях были сформированы городские округа путем присоединения к городским поселениям районных территорий, в том числе сельских территорий (Материалы экспертного интервью... 2016). Однако в моногородах административный статус территорий все же не является определяющим состав представительного органа фактором, и политические и электоральные стратегии градообразующих предприятий имеют большее значение.
В Лысьве в конце 2000-х гг., как было показано выше, местные «металлурги» и «машиностроители» действовали как партнеры, смогли согласовать свои электоральные амбиции и сформировать объединенную корпоративную группу. Период партнёрских отношений был достаточно коротким, менее одного срока полномочий Земского Собрания, в ходе работы представительного органа проявились сложности в принятии консолидированных решений. В Губахе основное предприятие — крупный химический комбинат, не противодействовало избранию кандидатов от местного коксохимического завода, не выдвигало в «их» округах
своих кандидатов. Позже, в ходе депутатской работы представители коксохимического завода присоединялись к позиции большинства, поддерживая инициативы депутатов от комбината (Материалы интервью с депутатом Земского Собрания Губахинского муниципального района... 2009). В данном случае взаимодействие между предприятиями также можно назвать партнерским, где крупное предприятие брало на себя роль старшего, доминирующего партнера, и они воспроизводились в описанном виде после двух очередных муниципальных выборов.
Нужно отметить, что даже в ситуации конструктивного диалога между менеджментом предприятий корпоративные группы формируются для защиты их интересов, а не интересов отрасли производства или местной экономики в целом.
Крупные и градообразующие предприятия могут конфликтовать и конкурировать на территории, где они расположены. Соперничество предприятий за власть и влияние также может отражаться на составе депутатского собрания, поскольку в этом случае они будут стремится усилить свое представительство в легислатуре.
Показательный пример подобного соперничества демонстрирует Соликамск, один из промышленных центров пермского региона, на территории которого расположено пять крупных заводов. Два успешных крупных предприятия — «Уралкалий» и «Соликамскбумпром», в течение нескольких электоральных циклов конкурируют за политическое влияние и за представленность в Городской Думе. Город буквально разделен на части — работники заводов живут в разных районах города, и районы голосуют за представителей своих предприятий. Оба предприятия проявили себя на выборах депутатов Думы и в 2011 г., и в 2016 г., организовывали и финансировали кампании своих кандидатов. В итоге и в предыдущем, и в действующем составах депутатского корпуса — две корпоративные группы — «калийщики» и «бумажники» (представители «Уралкалия» и представители «Соликамскбумпрома»), которые вместе составляют половину депутатского собрания. В созыве городской Думы 2011-2016 гг. работало пять «калийщиков» (и три или четыре депутата, которые поддерживают их) и четыре «бумажника», в действующем созыве — восемь «калийщиков» и четыре «бумажника»1.
1 Подсчеты сделаны Т.Б.Витковской на основе материалов базы данных о депутатах представительных органов МСУ Пермского края (данные собраны и систематизированы Т.Б.Витковской)
Еще один город, где число заводчан и про-заводских депутатов в депутатском собрании достаточно велико, наряду с Соликамском — это Чусовой. При этом на территории Чусового расположено только одно градообразующее предприятие — металлургический завод, что облегчает консолидацию представительного органа под единым влиянием.
Ситуация в Чусовом — пример того, как поиск экономической выгоды мотивирует отдельных представителей предприятий оставаться вовлеченными в локальную политику, и выдвигать своих кандидатов в представительные органы. В Чусовом один из представителей градообразующего предприятия, действуя совместно с представителем местного малого бизнеса (который в ходе сотрудничества с предприятием и при его поддержке также занял пост с исполнительными полномочиями), могут лоббировать выгодные для бизнеса условия и, вероятно, включаться в распределение коммунальных подрядов, реализацию программ по расселению ветхого жилья и другие городские программы. Реализация подобных схем возможна при объединении ресурсов градообразующего предприятия и исполнительной власти, но также требует формальных решений представительного органа, то есть лояльности большинства депутатов Думы. В составе городской Думы, работавшем до 2016 г., 14 из 20 депутатов были про-заводскими. В действующем созыве Думе про-заводские депутаты — половина состава депутатского корпуса.1
Нужно отметить, что в подобных случаях определение депутатской группы как корпоративной группы достаточно формально (отражает только профессиональный состав группы и основной бассейн рекрутирования кандидатов), поскольку депутатская группа в итоге лоббирует не только и не столько корпоративные, сколько частные или групповые местные интересы.
Подобная лоббистская схема, предполагающая формирование благоприятных условий для работы местного бизнеса при поддержке муниципального представительного органа, возможно, будет реализована на уровне района. На выборах депутатов районного уровня, которые прошли в Чусовом в 2016 г., отдельные представители градообразующего предприятия проявили не меньшую активность, чем на выборах
1 Подсчеты сделаны О.А.Рябовой на основе экспертного опроса и материалов включенного наблюдения
депутатов городской Думы. В итоге, в районном депутатском собрании работает 25 избранных депутатов (и ожидаются одни довыборы), из них 17 представляют завод и нового главу — партнера представителя завода, четверо — условно самостоятельны и только четверо — не поддерживают завод1.
Таким образом, даже если само предприятие, его собственники или головное руководство не получают прямой выгоды от включенности представителей предприятия в локальные политические и управленческие процессы, отдельные инициативные представители местного менеджмента могут быть мотивированы участвовать в локальной политике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В легислатурах промышленных территорий с крупными и градообразующими предприятиями представлены корпоративные депутатские группы. Составляющие их депутаты защищают и отстаивают интересы представителей этих предприятий. Они демонстрируют достаточную сплоченность в ходе депутатской работы и голосований, и могут значимо влиять на местную повестку и процесс принятия формальных решений.
Доля корпоративных депутатов в составе депутатского корпуса может отличаться от города к городу, и от созыва к созыву. Снижение численности корпоративных депутатов в последних (избранных в 2010-е гг.) созывах городских Дум отражает изменение электоральных и политических стратегий крупного бизнеса.
Как правило, сегодня директорат крупных предприятий отказывается от стратегии «захвата» местной власти и не стремится полностью заполнить городские Думы своими представителями, поскольку не стремится контролировать повседневную работу органов МСУ Альтернативные стратегии, которые предполагают лоббирование интересов бизнеса через местную исполнительную власть или на уровне региона, демонстрируют достаточную эффективность. Распространенность неформальных практик взаимодействия на локальном уровне позволяет менеджменту лоббировать интересы предприятия в органах
1 Подсчеты сделаны О.А.Рябовой на основе экспертного опроса и материалов включенного наблюдения
самоуправления без прямого представительства в них, неофициально и непублично.
Увеличение числа корпоративных депутатов после очередных муниципальных выборов может говорить о конфликте между руководством муниципалитета и менеджментом предприятия, который мотивирует последних действовать на локальном политическом поле через легислатуру.
Конкуренция между несколькими крупными предприятиями, расположенными на одной территории, также может мотивировать менеджмент одного их них к участию в выборах и, затем, в работе представительного органа, когда глава территории непублично поддерживает конкурента. Стремление главы сохранить нейтралитет (чтобы сохранить автономию), в свою очередь, может быть для заводского менеджмента поводом для прямого вмешательства в локальные политические процессы.
В подобных ситуациях корпоративные группы составляют значимую часть депутатского корпуса и обеспечивают предприятиям доступ к формированию политической повестки и реализации локальной политики.
Состав корпоративных депутатских групп не позволяет составить обобщенный «коллективный портрет» корпоративного депутата, поскольку он не обязательно — «синий воротничок», представитель рабочей профессии и работник завода. Зачастую интересы предприятия представляют не только его работники, но и представители социальной сферы — врачи, педагоги и др.
Корпоративные депутаты, как правило, не самостоятельны. Составляемые ими группы выступают проводниками интересов руководства предприятия и обеспечивают их реализацию в представительном органе МСУ с нормотворческими полномочиями.
Отстраненность собственников и высшего руководства предприятий от локальной политики позволяет местным менеджерам отстаивать свои интересы через корпоративные группы наряду с интересами предприятия, или подменять интересы предприятия своими частными интересами. Это ведет к тому, что корпоративные депутатские группы, призванные отстаивать корпоративные интересы, в отдельных случаях становятся проводниками частных или групповых местных интересов.
Литература и источники
Армен Гарслян взялся за район. [Электронный ресурс] // Сайт «Федерал Пресс». 3.03.2009. URL: http://fedpress.ru/article/578478 (дата обращения: 14.07.2009).
В Губахе Пермского края разгорелись нешуточные предвыборные баталии. [Электронный ресурс] // Сайт «Федерал Пресс». 22.01.2009. URL: http:// fedpress.ru/article/575325 (дата обращения: 18.08.2009).
Витковская Т.Б., Рябова О.А. Корпоративные лоббисты в депутатских собраниях (на материалах моногородов Пермского края) // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) / отв. ред. В.А. Мансуров. Электронные данные. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 5488-5499. (DVD ROM) ISBN e978-5-904804-14-5.
Ковин В.С. , Петрова Р.И. Методика анализа конкурентности на местных выборах в представительные органы власти (на примере промышленных малых городов Пермского края) // Вестник Пермского университета. Серия Политология. № 4. 2016. С. 19-43.
Мониторинг выборов в Пермском крае // Официальный сайт комиссии «Честный контроль». URL: https://permelectionmonitor.wordpress.com/2013/ 08/25/1-4/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 30.06.2016).
Политическая ситуация по итогам выборов главы Чусовского городского поселения и депутатов Чусовской городской думы // Официальный сайт комиссии «Честный контроль». [Электронный ресурс] URL: https:// permelectionmonitor.wordpress.com/category/uncategorized/ (дата обращения: 14.08.2016).
Состав депутатского корпуса Соликамской городской Думы // Официальный сайт города Соликамск. [Электронный ресурс] URL: http://gorduma. solkam.ru/deputaty/deputaty-po-okrugam/ (дата обращения: 11.06.2016).
Состав депутатского корпуса Лысьвенской городской Думы // Официальный сайт города Лысьва Пермского края. [Электронный ресурс] URL: http:// www.adm-lysva.ru/vlast/ (дата обращения: 16.05.2016).
Состав депутатского корпуса Губахинской городской Думы // Официальный сайт городского округа «Губаха». [Электронный ресурс] URL: http:// gubakha.permarea.ru/Organy-vlasti/gubahinskaja_gorodskaja_duma/deputaty_ gorodskoj_dumy/ (дата обращения: 11.06.2017).
Состав депутатского корпуса Чусовской городской Думы // Официальный сайт Чусовского городского поселения. [Электронный ресурс] URL: http:// chusovskoj.permarea.ru/chusovskoe/Organy-vlasti/Gorodskaja-Duma/ (дата обращения: 11.06.2017).
Рукописные и архивные материалы
Материалы экспертного опроса, материалы включенного наблюдения, получены О.А. Рябовой в городе Чусовом в период различных муниципальных выборных кампаний.
Материалы включенного наблюдения, получены О.А. Рябовой в городе Лысьва в период различных муниципальных выборных кампаний.
Материалы интервью, апрель 2009 г., получены О.А. Рябовой в Губахин-ском отделении партии «Единая Россия» (не опубликовано, архив автора).
Материалы интервью с депутатом Земского Собрания Губахинского муниципального района, март 2009 г., проведено О.А. Рябовой (не опубликовано, архив автора).
Материалы экспертного интервью, сентябрь 2016 г., проведено В.С. Кови-ным (не опубликовано, архив автора).
Подвинцев О.Б., Рябова О.А. Тенденции трансформации лоббистских структур в органах местного самоуправления малых российских городов (на примере Пермского края). 2017 (рукопись, архив автора).
CORPORATE DEPUTIES' GROUPS OF REPRESENTATIVE BODIES OF LOCAL GOVERNMENT (ON THE EXAMPLE OF PERM REGION)
T. Vitkovskaya.
DOI: https://doi.org/10.3m9/pe.2017A4
Abstract. The article is devoted to the study of composition and structure of the deputy corps at local government level in cities and districts of Perm region with developed industrial production. The article presents an analysis of the composition of the deputy corps of representative bodies of local government of four industrial territories: Chusovoy, Lysva, Gubakha and Solikamsk. It shows how big business is involved in local political processes, and what forms of political influence it chooses. Corporate groups within the deputy corps as a way of political participation of big business are considered. The relative diversity of the composition of corporate groups does not allow to compile a generalized "collective portrait" of a corporate deputy but allows us to identify typical candidates and deputies "from the enterprise". The analysis of professional composition of corporate groups is given: as a rule, they are made of employees of large enterprises, employees of municipal budgetary institutions, representatives of local small businesses. It shows how these groups defend corporate interests in the representative body of local self-government, providing the work with the local agenda and the adoption of formal decisions. Specific examples show how the conflict between a large enterprise and the leadership of municipal government, as well as the competition between several enterprises, change the structure of the deputy corps and the share of corporate deputies in its composition. The lack of independence of deputies who form corporate groups in deputy assemblies is noted.
Keywords: local government, representative body of local government, deputy corps, informal deputy groups, corporate deputy groups, "collective portrait" of municipal deputies.
References
Armen Garslyan vzyalsya za rayon [Armen Garslyan took over the district], website "Federal Press", 3.03.2009. URL: http://fedpress.ru/article/578478 (available: 14.07.2009). (In Russian)
V Gubahe Permskogo kraya razgorelis' neshutochnye predvybornye batalii [In Gubaha in Perm region had fierce electoral battles], website "Federal Press", 22.01.2009. URL: http://fedpress.ru/article/575325 (available: 18.08.2009). (In Russian)
Vitkovskaya T.B., Ryabova O.A. Korporativnye lobbisty v deputatskih sobraniyah ( na materialah monogorodov Permskogo kraya) [Corporate lobbyists in Deputy assembles (on materials of single-industry towns of Perm Krai)], In: Sotsiologiya i obshchestvo: sotsial'noye neravenstvo i sotsial'naya spravedlivost'. Materialy V vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa (Yekaterinburg, 19-21 oktyabrya 2016 goda) / otv. red. V.A. Mansurov. [Sociology and society: social inequality and social justice Proceedings of the V all-Russian sociological Congress (Ekaterinburg, 19-21 October 2016) ed. by V. A. Mansurov.] Electronic data. Moscow: Russian Society of Sociologists, 2016, pp. 5488-5499. (DVD ROM) ISBN e978-5-904804-14-5. (In Russian)
Kovin V.S., Petrova R.I. Metodika analiza konkurentnosti na mestnyh vyborah v predstavitel'nye organy vlasti (na primere promyshlennyh malyh gorodov Permskogo kraya) [Methods of analysis of competition in local elections to representative bodies (case of industrial small towns of the Perm region)], Vestnik Permskogo universiteta. Politologiya [Bulletin of Perm University. The Series of Political Science], 2016, 4, pp. 19-43. (In Russian)
Monitoring vyborov v Permskom kraye [Monitoring of elections in the Perm region], Official website of the Comission "Chestny control'" ["Honest control"]. URL: https://permelectionmonitor.wordpress.com/2013/08/25/1-4/ [Электронный ресурс] (available: 30.06.2016). (In Russian)
Politicheskaya situatsiya po itogam vyborov glavy Chusovskogo gorodskogo poseleniya i deputatov Chusovskoy gorodskoy dumy [The political situation following the results of elections of the head of the Chusovoy city settlement and deputies of the Chusovoy city Duma], Official website of the Comission "Chestny control'"["Honest control"]. URL: https://permelectionmonitor.wordpress.com/category/uncategorized/ (available: 14.08.2016). (In Russian)
Sostav deputatskogo korpusa Solikamskoy gorodskoy Dumy [The composition of the deputy corps of Solikamsk city Council], Official website of Solikamsk. URL: http://gorduma.solkam.ru/deputaty/deputaty-po-okrugam/ (available: 11.06.2016). (In Russian)
Sostav deputatskogo korpusa Lysvenskoy gorodskoy Dumy [The composition of the deputy corps of Lysva city Council], Official website of Lusva of Perm krai. URL: URL: http://www.adm-lysva.ru/vlast/ (available: 16.05.2016). (In Russian)
Sostav deputatskogo korpusa Gubahoinskoy gorodskoy Dumy [The composition of the deputy corps of Gubakha city Council], Official website of the city district "Gubakha". URL: http://gubakha.permarea.ru/Organy-vlasti/gubahinskaja_gorodskaja_ duma/deputaty_gorodskoj_dumy/ (available: 11.06.2017). (In Russian)
Sostav deputatskogo korpusa Chusovskoy gorodskoy Dumy [The composition of the deputy corps of Chusovoy city Council], The official website of Chusovsky city settlement. URL: http://chusovskoj.permarea.ru/chusovskoe/Organy-vlasti/Gorodskaja-Duma/ (available: 11.06.2017). (In Russian)
Manuscript and archival materials
Materialy ekspertnogo interv'yu, sentyabr' 2016 g. Provedeno V.S. Kovinym (ne opublikovano, arhiv avtora). [Materials of expert survey, September 2016. It was conducted by O.A. Ryabova (not published, author's archive).] (In Russian)
Materialy ekspertnogo oprosa, materialy vklyuchennogo nablyudeniya. Polucheny O.V. Ryabovoy v gorode Chusovom, v period razlichnyh munitsipalnyh vybornyh kompaniy. [Materials of expert survey, materials of the included supervision. There were received by O.A. Ryabova in the city Chusovoy during various municipal election campaigns.] (In Russian)
Materialy interv'yu, aprel' 2009 g. Polucheny O.V. Ryabovoy v Gubakhinskom otdelenii partii "Yedinaya Rossiya" (ne opublikovano, arhiv avtora). [Materials of interview, April 2009. There were received by O.A. Ryabova in the Gubakha branch of "Yedinaya Rossiya" ["United Russia"] party (not published, author's archive).] (In Russian)
Materialy interv'yu, s deputatom Zemskogo Sobraniya Gubakhinskogo muni-tsipal'nogo rayona, mart 2009 g. Provedeno O.V. Ryabovoy (ne opublikovano, arhiv avtora). [Materials of interview with deputy of Zemsky Assembly of Gubakha municipality, March 2009. It was conducted by O.A. Ryabova (not published, author's archive).] (In Russian)
Materialy vklyuchennogo nablyudeniya. Polucheny O.V. Ryabovoy v gorode Lysva, v period razlichnyh munitsipalnyh vybornyh kompaniy. [Materials of the included supervision. There were received by O.A. Ryabova in the city of Lusva during various municipal election campaigns.] (In Russian)
Podvintsev O.B., Ryabova O.A. Tendentsii transformatsii lobbistskih struktur v organah mestnogo samoupravleniya malyh rossiyskih gorodov (na primere Perm-skogo kraya). 2017. (Rukopis', arhiv avtora). [Tendencies of transformation of lobbying structures in local governments of small Russian cities (by the example of Perm Krai). 2017. (Manuscript, author's archive).] (In Russian)