Научная статья на тему 'Представительный орган МСУ: эффекты и издержки присутствия бизнеса'

Представительный орган МСУ: эффекты и издержки присутствия бизнеса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
265
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА В МАЛОМ ГОРОДЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МСУ / ГОРОДСКАЯ ДУМА / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МСУ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕПУТАТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС / POLITICS IN A SMALL TOWN / LOCAL GOVERNMENT / REPRESENTATIVE BODY OF LOCAL GOVERNMENT / CITY COUNCIL / POTENTIAL OF A REPRESENTATIVE BODY OF LOCAL GOVERNMENT / MUNICIPAL DEPUTY / MUNICIPAL DEPUTY CORPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Витковская Т.Б.

Статья посвящена эффектам присутствия бизнеса в депутатском корпусе и использования депутатского (политического) статуса в предпринимательской деятельности на потенциал представительных органов местного самоуправления. Статья подготовлена на основе эмпирического исследования власти в двух российских малых городах Кушва Свердловской области и Кунгур Пермского края. Указаны мотивы предпринимателей, избирающихся депутатами. Показано, как специфика их интересов влияет на повестку представительного органа публичной власти. Выделены особенности функционирования местных органов представительной власти, в которых широко представлен местный бизнес. Показано, как подобный состав представительных органов способствует нарастанию не-формальных практик взаимодействия власти и бизнеса в городском пространстве. Доказано, что представительные органы МСУ могут выступать согласовательными и коммуникативными площадками или лоббистскими площадками для местных политиков и предпринимателей. Сделан вывод об ограниченных возможностях реализации политического потенциала представительных органов МСУ, состоящих преимущественно из предпринимателей, занимающихся местным бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representative body of local government: effects and costs of business presence

The article examines effects that presence of business in deputy corps and use of deputy (political) status in business activity have on potential of representative body of local government. The article is based on an empirical study of power in two Russian small towns Kushva, Sverdlovsk region and Kungur, Perm region. Motives of entrepreneurs elected as deputies are presented. It is shown how the specificity of their interests affects the agenda of the representative body of public authority. The research specifies peculiarities of functioning of local government bodies in which local business is widely represented. It is shown how this type of representative bodies promotes rise of informal practices of authority and business interaction in the space of a town. It is proved that representative bodies of local government could act as coordinating and communicative platforms or lobbying platforms for local politicians and entrepreneurs. Conclusion is made about limited possibilities of realizing political potential of representative bodies of local government that are mainly comprised of local business

Текст научной работы на тему «Представительный орган МСУ: эффекты и издержки присутствия бизнеса»

Б01: 10.7242/1998-2097/2018.3.9 УДК 323 (470 + 571)

Т.Б. Витковская, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН

Статья посвящена эффектам присутствия бизнеса в депутатском корпусе и использования депутатского (политического) статуса в предпринимательской деятельности на потенциал представительных органов местного самоуправления. Статья подготовлена на основе эмпирического исследования власти в двух российских малых городах - Кушва Свердловской области и Кунгур Пермского края. Указаны мотивы предпринимателей, избирающихся депутатами. Показано, как специфика их интересов влияет на повестку представительного органа публичной власти. Выделены особенности функционирования местных органов представительной власти, в которых широко представлен местный бизнес. Показано, как подобный состав представительных органов способствует нарастанию неформальных практик взаимодействия власти и бизнеса в городском пространстве. Доказано, что представительные органы МСУ могут выступать согласовательными и коммуникативными площадками или лоббисткими площадками для местных политиков и предпринимателей. Сделан вывод об ограниченных возможностях реализации политического потенциала представительных органов МСУ, состоящих преимущественно из предпринимателей, занимающихся местным бизнесом.

Ключевые слова: политика в малом городе, местное самоуправление, представительный орган МСУ, городская Дума, потенциал представительного органа МСУ, муниципальный депутат, муниципальный депутатский корпус.

Представительный орган МСУ - орган в структуре местного самоуправления, который исполняет нормотворческие функции и функции представительства интересов сообщества. Таким образом, представительный орган участвует в решении задач, которые стоят перед институтом местного самоуправления.

В данной статье рассматривается вариант искажения института, когда

представительный орган МСУ начинает играть не только присущую ему управленческую и политическую роль, но и роль коммуникативной, согласовательной и лоббистской площадки, и таким образом включается в пространство неформальных практик, которые регулируют взаимодействия представителей частного бизнеса и муниципальной власти.

Подобная деформация института

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ 18-011-00624 А «Представительный орган местного самоуправления в малом российском городе: пространство влияния и политический потенциал»

становится возможна в условиях, когда представительный орган составлен по большей части предпринимателями, которые ориентированы на персонифицированные отношения с местной властью, но, по возможности, дистанцируются от местной политики. Многие предприниматели заинтересованы в использовании властного ресурса органов МСУ, однако власть для них является не самозначимой целью, а способом решения практических задач, связанных с предпринимательской деятельностью.

Нами проведено эмпирическое исследование представительной власти в двух российских малых городах - Кушва Свердловской области и Кунгур Пермского края, в 2018 году. В обоих городах нет градообразующих предприятий и крупного бизнеса, но работает большое число малых и средних предприятий, и многие местные предприниматели являются муниципальными депутатами. Основной метод сбора информации - интервью с представителями органов местного самоуправления (муниципальных администраций и городских Дум). Мы допускаем, что сделанные на основе исследования данных случаев выводы могут быть с определенной долей осторожности распространены на другие малые города, где малый и средний бизнес широко представлен во власти, и полагаем, что эмпирические исследования в других городах могут дополнить сдела-

нные нами теоретические заключения. Статья подготовлена с привлечением данных о составе и структуре представительных органов МСУ городов Кушва и Кун-гур и ряда других малых городов Свердловской области и Пермского края (данные представлены на официальных сайтах городских Дум, региональных избирательных комиссий и ЦИК РФ).

Кушва - промышленный город, на территории которого работают более десяти предприятий разных отраслей - от машиностроения до пищевой промышленности. Кунгур - исторически торговый город, и сегодня число торговых точек в городе растет за счет развития малого предпринимательства. На территории Кунгура также работают машиностроительный завод, предприятия легкой и пищевой промышленности.

Развитие местного бизнеса и активность бизнесменов отражаются на составе городских представительных органов власти. В городской Думе Кушвы работает 20 депутатов, из них почти половина (8 человек) представляет частный бизнес1. В предыдущем созыве их насчитывалось 9 человек2. Городская Дума Кунгура состоит из 22 депутатов, 8 из них являются индивидуальными предпринимателями или представителями средних и малых предприятий города . В предыдущем созыве Кунгур-ской городской Думы работало 16 представителей малого и среднего бизнеса, то

1 Подсчеты на основе данных о кандидатах в депутаты и результатах выборов депутатов Думы Кушвинского городского округа Свердловской области третьего созыва (18.09.2016). Источник: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах. [Электронный ресурс] - URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom ?action=show &vrn=4664036127297&region=66&prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 12.05. 2018).

2 Подсчеты на основе данных о кандидатах в депутаты и результатах выборов депутатов Думы Кушвинского городского округа Свердловской области второго созыва (04.12.2011). Источник: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах. [Электронный ресурс] - URL: http://www.vybory. izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&vrn =466403693779&region =66&prver =1&pronetvd=1 (дата обращения: 12.05.2018).

3 Подсчеты на основе данных о кандидатах в депутаты и результатах выборов депутатов Кунгурской городской Думы Пермского края шестого созыва (18.09.2013). Источник: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах. [Электронный ресурс] - URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&vrn= 4594019125093&region=90&prver=0&pranetvd=0 (дата обращения: 25.06.2018).

есть они составляли две трети состава де-

4

путатского корпуса .

***

Малый город (и относительное небольшое городское сообщество) формирует контекст деятельности местных предпринимателей, который усиливает их заинтересованность в статусе муниципального депутата. При этом мотивация бизнесменов к избранию в состав органа власти, который выведет их на сцену публичной политики, связана с тем, что их предпринимательская деятельность должна быть укоренена в местном сообществе, а они сами - вписаны в систему тесных социальных связей внутри сообщества. Для успешного ведения бизнеса важны отношения его собственника как с потенциальными клиентами и сотрудниками, так и с бизнес-партнерами и представителями муниципальной власти. При этом в малом городе, где местное сообщество немногочисленно, большое значение имеют личные, неформальные отношения, которые могут стать основой для формирования системы необходимых предпринимателю социальных и профессиональных связей. Бывший глава малого города так описывает отношения между людьми: «В маленьком городе все проще, чем в мегаполисе. Как мы говорим: ,,В маленьком городе все спят под одним одеялом ". И мы договариваемся быстрее, чем договаривались бы в большом городе» [1].

Представленность в органе публичной власти обеспечивает более глубокую социальную интеграцию бизнесмена,

сокращает дистанцию с представителями городской власти и обеспечивает возможность выстраивать и поддерживать новые связи.

Городские Думы городов Кушва и Кунгур представляют примеры типичных для малого города социальных связей, построенных на личных отношениях. В Кушве в предыдущем созыве Думы работали отец и сын, оба руководили местным предприятием - молокозаводом, один - в должности исполнительного директора, другой - генерального директора. После того как первый сложил с себя полномочия депутата, второй продолжил представлять интересы семьи и предприятия в органе местной власти5. В Кунгуре в прежнем созыве Думы в числе депутатов были супруга главы города и местные предприниматели - его бизнес-партнеры, и после избрания нового главы в депутатском корпусе остались ее супруг и ее бизнес-партнеры [7].

Действующие мотивы бизнесменов, избравшихся муниципальными депутатами, утилитарны и остаются связаны с их предпринимательской деятельностью. Участие в работе органа власти открывает для них возможность лоббировать интересы собственного бизнеса или влиять на условия, в которых он работает. Возможность лоббировать интересы бизнеса привлекательна для предпринимателей, но реализуется не в каждом случае присутствия бизнесмена в органе МСУ, поскольку ресурсы местных бизнесменов и, соответственно, их возможности влиять на решения

4 Подсчеты на основе данных о кандидатах в депутаты и результатах выборов депутатов Кунгурской городской Думы Пермского края пятого созыва (02.03.2008). Источник: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах. [Электронный ресурс] - URL: http://www.vybory.izbirkom.ru /region/izbirkom?action=show&vrn=459401987156&region=90&prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 25.06.2018).

5 Информация на основе данных о результатах выборов депутатов Думы Кушвинского городского округа Свердловской области второго и третьего созывов. Источник: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Информация о выборах и референдумах. [Электронный ресурс] - URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/ region/izbirkom?action=show&vrn=4664036127297&region=66&prver=0&pronetvd=null (дата обращения: 14.05.2018).

муниципальных чиновников и органов публичной власти ограниченны. Как правило, предприниматели в представительных органах стремятся изменить условия, в которых они ведут бизнес, таким образом обеспечивая ему защиту или поддержку.

Значимость этой задачи связана с представлениями бизнесменов об условиях, в которых они строят и развивают бизнес, как о неблагоприятных. Они обеспокоены уровнем социально-экономического развития территорий в целом, покупательной способностью населения, состоянием инфраструктуры, дорожной и транспортной сети и т.д. Бизнесмены негативно оценивают уровень конкуренции, отмечая не только конкуренцию в городе, но и тот факт, что конкуренцию локальному бизнесу может составлять «неместный» бизнес. Например, в торговом Кунгуре малому торговому предприятию сложно выдерживать конкуренцию с магазинами региональных торговых сетей.

При этом малая часть проблем, отмечаемых местными предпринимателями, может быть решена органами публичной власти на уровне местного самоуправления. Они сосредоточены на решении тех вопросов, которые находятся в компетенции представительного органа МСУ или муниципальной администрации: связанных с налоговыми отчислениями, расходованием бюджетных средств, распоряжением муниципальной собственностью и земельными участками, условиями аренды, содержанием инфраструктуры, газификацией и электрификацией территории и т.п.

Вовлеченность предпринимателей, имеющих депутатские мандаты, в решение данных вопросов обеспечивается полномочиями представительного органа МСУ, включающими право устанавли-

вать, изменять и отменять местные налоги и сборы [8], утверждать местный бюджет и отчет об его исполнении, принимать стратегии социально-экономического развития территорий, определять порядок управления и распоряжения имуществом в муниципальной собственности, порядок принятия решений о создании и ликвидации муниципальных предприятий и тарифах на их услуги [9].

Распределение депутатов по комитетам и комиссиям представительных органов МСУ демонстрирует их интересы в сфере муниципального управления. Предприниматели присутствуют в составе постоянных комиссий по экономической политике и бюджету, комитетов по городскому хозяйству, ЖКХ и транспорту, градостроительной политике, муниципальной собственности и городской инфраструктуре. Вместе с тем бизнес слабо представлен в комиссиях и комитетах по социальной политике, по регламенту и депутатской этике .

Ведя работу по формированию, по возможности, более благоприятных условий для бизнеса, его собственники проявляют настойчивость в установлении неформальных связей с представителями исполнительной власти. Бизнес ориентирован на взаимодействие с исполнительной властью по той же причине, по которой он заинтересован в непосредственном участии в работе представительной власти: администрация имеет полномочия, связанные с экономической политикой, бюджетными и налоговыми вопросами. Кроме того, реальные возможности исполнительной власти оказываются шире их должностных полномочий: они могут задействовать административный ресурс, ресурсы органов государственной власти, местных контро-

6 Данные на основе информации о составе и структуре представительных органов МСУ. Источники: Официальный сайт Кушвинского городского округа Свердловской области. [Электронный ресурс] - URL: https://kushva.midural.ru/ (дата обращения: 17.04.2018); Официальный сайт Кунгурской городской Думы Пермского края. [Электронный ресурс] - URL: http://www.duma-kungur.ru/ (дата обращения: 18.04.2018) и др.

лирующих организаций. Представитель городской власти рассказывает о взаимодействии с бизнесменами: «Когда возникают вопросы по их предприятию, они в первую очередь приходят ко мне и спрашивают, как решить тот или иной вопрос. Тут мы подключаем администрацию и так далее. Многие руководители обращаются и ко мне, и к главе округа с просьбой повлиять, помочь решить какую-то проблему. В этом случае мы иногда привлекаем депутатов и Законодательного Собрания, и Государственной Думы» [2]. Предприниматели стремятся использовать эти возможности в интересах собственного бизнеса. При поддержке чиновников с исполнительными полномочиями могут быть сняты отдельные административные барьеры или снижена конкуренция, например, бизнесмен может получить определенные преференции, право на аренду земельного участка или доверительное управление муниципальным объектом, выиграть конкурс или тендер, получить муниципальный заказ и т.п.

Претендуя на неформальные отношения с представителями исполнительной власти, бизнесмены используют разные стратегии, в зависимости от того, каким объемом ресурсов они распоряжаются. Успешный средний бизнес, собственники которого имеют стабильный высокий доход, может оказывать финансовую помощь городской власти: софинансиро-вать городские проекты, вести благотворительную деятельность, оплачивать благоустройство территории и т.д. Малый бизнес и бизнес с невысоким или нестабильным доходом не могут отвечать на запросы городской власти о финансовой помощи, и используют другую стратегию - обмен лояльности на помощь или преференции.

Относительно успешный бизнесмен может выстроить неформальные отношения с главой или чиновником, не имея мандата депутата, поскольку для представителей городской власти важны прежде всего его

финансовые возможности. Депутатскую деятельность отдельные успешные бизнесмены могут считать необязательной и даже обременительной для себя. Вместе с тем для собственников малого бизнеса мандат муниципального депутата чрезвычайно важен. Для них статус депутата - это, зачастую, единственная возможность поставить себя в поле зрения главы, сократить дистанцию с представителями публичной власти, приблизиться к отграниченному пространству неформальных коммуникаций, в котором более успешные предприниматели взаимодействуют с чиновниками, и попытаться войти в это пространство.

Собственник малого бизнеса зачастую не интересен главе как бизнесмен и спонсор, но может быть интересен как депутат - представитель органа публичной власти. Депутат работает в составе представительного органа, который ограничивает влияние исполнительного органа, не допуская сосредоточения политической власти «в одних руках» - у руководства одной из ветвей публичной власти. По этой причине оппозиционный депутатский корпус может быть препятствием для реализации политического курса администрации, проблемой для амбициозного главы.

Бывший глава города так рассказывает о лояльных и оппозиционных депутатах городской Думы: «Мне удалось завести в депутатский корпус десять своих сторонников. Соответственно, уже изначально вот этого жесткого конфликта не было. Хотя одиннадцать депутатов не всегда разделяли мою позицию. Вот их пришлось ломать, чтобы добиться хотя бы простого большинства. А вопросы, требующие квалифицированного большинства, приходилось решать личными договоренностями, переговорами, знакомствами» [Цит. по: 6, с. 134]. В другом городе представитель Думы говорит о роли депутатского корпуса: «Если главе нужно решение, он должен убедить депутатов, всех депутатов» [3]. Для главы важно иметь «страховку» в предста-

вительном органе - группу лояльных ему депутатов.

Такую роль могут брать на себя местные бизнесмены, поскольку они, как правило, не имеют собственных политических позиций и амбиций и готовы поддержать политический курс действующей администрации. Свой голос они рассматривают как предмет торга и если отдают его в поддержку инициатив главы и его администрации, то как демонстрацию лояльности и плату за открытые новые возможности для своего бизнеса.

Случаи конфликтов бизнесменов с исполнительной властью редки и являются исключениями; как правило, местный бизнес избегает конфликтов с властью, по крайней мере, открытых. Собственник бизнеса может отказать в поддержке представителю городской власти, если его бизнес достаточно крупный (в масштабах малого города), обеспечивает стабильный доход и не зависит от городских структур как поставщиков или потребителей.

В городе Кунгуре депутаты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, по возможности, поддерживают лояльные отношения с городской властью. В городе Кушве только один бизнесмен, работавший в городской Думе, публично отказал в поддержке главе города. Он руководил самым крупным предприятием города - молокозаводом. В период избрания нового главы города, когда основным претендентом на пост был преемник предыдущего главы, он как депутат не поддержал его кандидатуру на депутатском голосовании по выбору городского руководителя, и как депутат открыто высказывался против его кандидатуры на обсуждениях в Думе. В итоге пост занял ставленник предыдущего главы, и оппозиционный депутат в знак протеста сложил с себя полномочия. Его политический демарш не имел негативных последствий для бизнеса, поскольку его бизнес важен для города: предприятие по-прежнему участвует в городской социаль-

ной жизни, и инициативы его руководства находят поддержку у действующей администрации [2].

Бизнесмены идут на конфликт с исполнительной властью в редких случаях, когда политика главы города в отношении их предприятия или отрасли имеет больше негативных последствий, чем возможные санкции со стороны администрации. Так, описанный выше конфликт в Кушве был реакцией местного бизнеса на конкретные меры, принятые администрацией (изменение стоимости аренды торговых площадей и условий использования муниципальных объектов) и опасения, что будут введены и другие ограничения. Представитель городской власти рассказывает о политике главы округа в этот период: «С имуществом начал порядок наводить. Им казалось, что он все тут затачивает под себя. Он менял правила игры. Он при принятии решений не руководствовался интересами каких-то групп людей, каких-то элит. Он эти правила игры менял, и некоторым это не нравилось» [2].

Конфликты предпринимателей с муниципальной властью, если они имеют место, связаны прежде всего с бизнес-интересами предпринимателей, даже если выносятся в плоскость публичной политики (например, в форме поддержки или не поддержки главы на депутатском голосовании в Думе).

Присутствие малого и среднего бизнеса в городских Думах, если он составляет значимую долю депутатского корпуса, оказывает влияние на характер работы представительных органов, расширяет и меняет их функционал и может ограничивать возможности реализации их политического потенциала.

В первую очередь, представленность бизнеса в органе публичной власти способствует распространению неформальных практик, которые организуют взаимодействия между предпринимателями и чиновниками, на депутатские собрания. Когда депутаты в процессе законотворческой дея-

тельности принимают решения, влияющие на условия, в которых работает их бизнес (о благоустройстве и ремонте, газификации и электрификации, изменении ставок аренды земельных участков, разрешениях на строительство и т.д.), они работают в пространстве формальных правил. В случаях, когда они включаются во взаимодействие с представителями исполнительной власти вне формальных, установленных регламентами работы органов МСУ процедур, они действуют в пространстве неформальных практик.

К неформальным практикам относятся достижение договоренностей о поддержке инициатив главы депутатами, поддержке кандидатов в депутаты администрацией на этапе их избрания, лоббирование бизнес-интересов депутатов через чиновников с исполнительными полномочиями, использование административного ресурса для решения проблем частного бизнеса и другие практики, которые остаются «в тени» и «за закрытыми дверями». Согласно В.П. Ба-бинцеву, неформальные практики в публичном управлении могут быть определены как «действия, не санкционированные правовыми нормами, опирающиеся на обычай и опыт субъектов социального действия, либо мотивированные их ситуативными, реже - долгосрочными интересами и опирающиеся на использование потенциала межличностных связей» [5, с. 70].

В малых городах неформальные практики выгодны представителям бизнеса, которые заинтересованы в тесном взаимодействии с представителями власти, по нескольким причинам. Они делают взаимодействия адресными: предприниматель может лично обратиться к должностному лицу, которое может решить его проблему, а не только подать официальный запрос в администрацию. Кроме того, неформальные взаимодействия более динамичны: вопрос будет рассмотрен и, возможно, решен, быстрее, чем при прохождении всех формальных процедур. Неформальные практики

также открывают возможности для решения вопросов, которые не могут подниматься и обсуждаться публично [7].

Избрание депутатом не только повышает шансы предпринимателя войти в пространство неформальных взаимодействий отдельных представителей частного бизнеса и муниципальной власти, но и меняет характер его отношений с другими предпринимателями в городской Думе. Фактически, в малом городе представительный орган власти становится для них площадкой для тесного неформального взаимодействия, которую другие предприниматели, не имеющие депутатского мандата, воспринимают как закрытый и привилегированный бизнес-клуб. На этой площадке можно согласовывать решение сложных вопросов, находить новых партнеров, и статус депутата при этом обеспечивает доверие к бизнесмену, восприятие его как «своего».

Кроме того, депутаты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, как правило, демонстрируют лояльность действующей исполнительной власти и в ходе голосований поддерживают ее инициативы. Логика лояльности, в которой действует большая или значительная часть депутатского корпуса, обусловливает зависимость представительного органа местной власти от исполнительного. При этом доминирование исполнительной власти на поле городской политики является не только и не столько результатом ее давления на представительную власть или попыток иным образом оказывать на нее влияние, сколько закономерным итогом личного выбора депутатов-бизнесменов, для которых политическая самостоятельность не приоритетна.

Закономерным следствием работы большого числа бизнесменов в депутатских собраниях становится частичная депо-литизация городских Дум. Предприниматели, как правило, аполитичны или слабо политизированы, не имеют политических амбиций и планов на политическую карьеру. Будучи избранными в орган публичной

власти, они продолжают воспринимать и презентовать себя прежде всего как бизнесмены, хотя статус представителя власти имеет для них большое значение. Депутаты-бизнесмены, имея право на принятие общеобязательных решений и возможность использовать потенциал органа публичной власти, однако, не выражают и не отстаивают собственных (общих для них) политических интересов. Политический потенциал представительных органов, составленных преимущественно местными предпринимателями, оказывается не полностью реализован.

Наконец, большая доля предпринимателей в городских Думах меняет фокус внимания депутатского корпуса: в повестке представительного органа на первый план выходят вопросы экономического развития, развития городской инфраструктуры и хозяйственные вопросы. Депутатские собрания в таком составе оказываются менее ориентированы на социальную и общест-

Библиографический список

1. Архив автора. Интервью № 1.

2. Архив автора. Интервью №2.

3. Архив автора. Интервью №3.

4. Архив автора. Интервью №4.

5. Бабинцев В.П., Юркова О.Н. Неформальные практики в муниципальном управлении // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 1. - С. 69-75.

6. Витковская Т.Б. Политическая повестка современного российского города // Доклад на Всерос. науч.-практ. конф. «Современный город: власть, управление, экономика». Пермь, 2016. - С. 118-142.

7. Лотарева Е.А. Формальные и неформальные посредники между главами МСУ и городским сообществом на примере Пермского края // Доклад на Всерос. науч.-практ. конф. «Современный город -2014». Пермь, ПНИПУ, 2014.

8. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Собр. законодательства РФ, № 31, 1998. ст. 3824.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства РФ, № 40, 2003. ст. 3822.

венную проблематику, сосредотачиваясь на экономических проблемах (по определению одного из респондентов, превращаются в «производственные совещания» [4]). Представительный орган уходит от решения широкого круга вопросов местного значения, что является его задачей как органа местного самоуправления, и работает преимущественно с ограниченным перечнем вопросов, в решении которых заинтересовано большинство депутатов.

Представительные органы, выполняя присущие им законотворческие функции, в случае широкого присутствия малого и среднего бизнеса также исполняют функцию коммуникативных и лоббистких площадок. При этом депутаты-предприниматели более заинтересованы в коммуникативных и лоббистских возможностях, чем в нормотворческих, что ведет к значительному искажению функционала представительных органов МСУ.

REPRESENTATIVE BODY OF LOCAL GOVERNMENT: EFFECTS AND COSTS OF BUSINESS PRESENCE

T.B. Vitkovskaya

Perm Federal Research Centre UB RAS

The article examines effects that presence of business in deputy corps and use of deputy (political) status in business activity have on potential of representative body of local government. The article is based on an empirical study of power in two Russian small towns - Kushva, Sverdlovsk region and Kungur, Perm region. Motives of entrepreneurs elected as deputies are presented. It is shown how the specificity of their interests affects the agenda of the representative body of public authority. The research specifies peculiarities of functioning of local government bodies in which local business is widely represented. It is shown how this type of representative bodies promotes rise of informal practices of authority and business interaction in the space of a town. It is proved that representative bodies of local government could act as coordinating and communicative platforms or lobbying platforms for local politicians and entrepreneurs. Conclusion is made about limited possibilities of realizing political potential of representative bodies of local government that are mainly comprised of local business.

Keywords: politics in a small town, local government, representative body of local government, City Council, potential of a representative body of local government, municipal deputy, municipal deputy corps.

Сведения об авторе

Витковская Татьяна Борисовна, кандидат политических наук, научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН (ПФИЦ УрО РАН), 614900, г. Пермь, ул. Ленина, 13А; e-mail: vit.tatiana@gmail.com

Материал поступил в редакцию 18.08.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.