Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВНЫЕ НОЧЁВКИ РЯБИННИКА TURDUS PILARIS В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

КОЛЛЕКТИВНЫЕ НОЧЁВКИ РЯБИННИКА TURDUS PILARIS В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВНЫЕ НОЧЁВКИ РЯБИННИКА TURDUS PILARIS В ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Литератур а

Бородулина Т.Л. 1953. К биологии болотных крачек // Тр. Ин-та морфологии животных

им. А.Н.Северцова АН СССР 9: 100-117. Гримм О.А. 1931. Рыбоводство: научные основы и практика рыбоводства. М.; Л.: 1-263. Елеонский А.Н. 1932. Основы рыбоводства. М.

Идельсон М.С., Воноков И.К. 1938. Питание озёрной лягушки (Rana ridibunda Pallas) на полойных водоёмах дельты р. Волги и её значение в истреблении молоди рыб // Тр. Волго-Касп. науч. ст. рыб. хоз-ва 8, 1: 3-32.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2081: 2832-2839

Коллективные ночёвки рябинника Turdus pilaris в Харьковской области

О.А.Брезгунова

Ольга Александровна Брезгунова. Научно-ииследовательский институт биологии, Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина. Харьков, Украина. E-mail: olga_bresgunova@ukr.net

Второе издание. Первая публикация в 2015*

Хорошо известно, что дрозды рода Turdus формируют коллективные ночёвки. Наиболее изучено ночёвочное поведение североамериканского странствующего дрозда T. migratorius, который образует коллективные ночевки в течение всего года (Eiserer 1976, 1980). Среди дроздов, обитающих в Западной Палеарктике, коллективные ночёвки описаны для белозобого T. torquatus, чёрного T. merula, краснозобого T. ruficollis дроздов, рябинника T. pilaris, певчего дрозда T. philomelos (небольшие группы), белобровика T. iliacus и дерябы T. viscivorus (Cramp, Simmons 1988). Стоит отметить, что ночёвочное поведение азиатских, африканских и южноамериканских дроздов практически не изучено. Среди видов рода Turdus в Южной Америке коллективные ночевки отмечены лишь у большого T. fuscater (Escobar Riomalo et al. 2014) и красношейного T. rufitor-ques (Soberanes-Gonzalez et al. 2013; Collar, Bonan 2015) дроздов.

Рябинник интересен своим социальным поведением: эти дрозды формируют крупные стаи, колонии и коллективные ночёвки, число особей в которых может превышать 10 тыс. (Аверин, Ганя 1970; Cramp, Sim -mons 1988). Другими словами, рябинник демонстрирует стремление к групповому образу жизни, являясь прекрасным объектом для исследования особенностей социальных связей между особями популяции в те-

* Брезгунова О.А. 2015. Коллективные ночёвки дрозда-рябинника (Turdus pilaris L.) в Харьковской области IIВестн. Харьков. ун-иа. Сер. биол. 25: 156-162.

чение всего года. В Харьковской области рябинник встречается на гнездовании и зимовке. И если гнездовая биология этого вида на территории области достаточно хорошо изучена (Чаплиг ша 1998; Чаплыгина, Кривицкий 1996), то ночёвочное поведение практически не исследовано. Мы предполагаем, что полученные данные о распределении мест ночё-вочных скоплений дроздов, а также наши наблюдения за ночёвками в период размножения помогут планировать комплексные детальные исследования поведения рябинников в разные периоды годового цикла.

Исследования проводили в 2002-2009 годах в Харьковской области, преимущественно в пределах города Харькова. Данные о распределении мест ночёвок рябинников получены в ходе комплексного исследования ночёвочного поведения сорок Pica pica (Брезгунова 2011), с которыми дрозды формируют коллективные ночёвки на традиционных местах. За указанный период нами было обнаружено 30 мест совместного коллективного ночлега сорок и рябинников, и 6 ночёвочных скоплений дроздов без участия первого сорок. За двумя совместными скоплениями сорок и рябинников ежемесячно наблюдали в 2004-2006 годах.

Численность рябинников на коллективных ночевках определяли в течение полутора часов в вечерние сумерки во время прилёта птиц, реже — на утреннем разлёте с места ночлега. Подсчёт начинали за 1 ч (реже за 1.5 ч) до захода солнца, а прекращали через 30 мин после захода. Расстояние от учётчика до места ночлега варьировало от 50 до 150 м в зависимости от условий каждого места ночёвки. Численность птиц на большинстве мест коллективных ночёвок определяли дважды в течение зимнего сезона. При подсчёте численности на ночёвках в утренние часы наблюдения начинали за 40-45 мин до восхода солнца и прекращали после разлёта всех птиц скопления (Брезгунова 2011).

Кроме того, с 29 апреля по 4 мая 2007 в пойме реки Харьков (в пределах города Харькова) в вечернее время проводились наблюдения у 4 гнёзд рябинников одной колонии; в гнёздах находились кладки или нелётные птенцы.

В Харькове рябинники появляются на местах коллективных ночёвок в конце июля (редко с конца июня) - начале августа. В декабре и январе численность дроздов возрастает, а в середине февраля на местах ночёвок рябинники практически не встречаются. Как исключение, группы до 10 дроздов попадаются на ночёвках в апреле-мае (рис. 1, 2).

Из 36 мест, использованных дроздами-рябинниками для коллективных ночёвок, 30 мест — это участки совместного отдыха дроздов вместе с сороками на местах их традиционных ночёвочных скоплений (Брезгунова 2007, 2010, 2012). Рябинники присоединяются ко всем коллективным ночёвочным скоплениям сорок в пределах Харькова (15 ночёвочных скоплений сорок и рябинников, каждое из которых использует от 1 до 3 традиционных мест для ночлега). Если сороки перемещаются на ночёвку с одного традиционного участка на другой, то рябинники в течение месяца покидают прежнее место отдыха и присоединяются к сорокам (Брезгунова 2012). В 13 из 15 случаев совместного ночлега в пределах города Харькова дрозды пытались устроиться на ночь ближе к сорокам, на двух — рябинники держались обособленно.

Максимальная численность рябинников на 16 местах ночёвочных скоплений в Харькове — 650 особей; в среднем по годам — 128 (15-600, в среднем 175 зимой 2004/05 года, 5-570, в среднем 104 зимой 2005/06 года, 5-510, в среднем 134 зимой 2006/07 года, 10-240, в среднем 97 зимой 2007/08 года (среднее значение по 15 ночёвочных скоплениям).

Рис. 1. Динамика численности рябинников Turduspilaris на совместной с сороками Picapica коллективной ночевке в пойме реки Харьков в 2004-2006 годах.

Рис 2. Численность рябинников Turduspilaris на совместной с сороками Picapica коллективной ночёвке в Шишковской балке (посёлок Жуковского, Харьков).

На 7 участках (6 из которых расположены в пределах Харькова) отмечена охота тетеревятника Лсыриег gentilis на дроздов, ещё на двух наблюдали появление ястреба в вечернее время. Зарегистрирован один

случай удачной охоты ястреба на дрозда. Спустя несколько секунд после появления тетеревятника рябинники перемещаются вглубь куста, на котором находились, или перелетают на соседний. На местах совместных ночёвок сороки прогоняют и преследуют пытающихся приблизиться к ним рябинников, которым в большинстве случаев удаётся устроиться на ночлег рядом с ними уже в густых сумерках.

Рис. 3. Распределение мест коллективных ночёвок рябинников Turdus pilaris (n — 36).

Рис. 4. Растения, используемые рябинниками Turdus pilaris для отдыха на местах коллективных ночёвок (n — 36).

Рябинники собираются на коллективную ночевку в течение 1-1.5 ч. Основная масса прилетает к моменту захода солнца, последние особи прибывают через 30 мин после него.

Большинство мест, где рябинники формируют коллективные ночёвки, расположены в пределах пойменной террасы (77.8%) и в овражно-балочных системах (16.7%) (рис. 3). Ночуют рябинники чаще в зарослях ивы пепельной Salix cinerea и тростника Phragmites australis (55.6%), а также в зарослях интродуцентов из Северной Америки и Азии (27.8%), таких как клён ясенелистный Acer negundo, робиния Robiniapseudoaca-cia, лох узколистный Elaeagnus angustifolia, гледичия Gleditsia triacan-thos, спирея Spiraea sp., бирючина Ligustrum sp. (рис. 4). Птицы могут также устраиваться на ночлег в кронах ивы белой Salix alba (8.3%) и в зарослях боярышника Crataegus sp. и тёрна Prunus spinosa (5.6%), редко - в поросли клёна остролистного Acerplatanoides (2.8%).

Всего на коллективных ночевках в пределах города Харькова в разные годы учтено от 1.5 до 2.5 тыс. рябинников.

На местах коллективных ночевок рябинников встречено более 20 видов птиц (см. таблицу).

Виды-спутники коллективных ночёвок рябинников Turdus pilaris

№ Вид Количество мест Период формирования

совместного ночлега скопления

1 Pica pica 30 В течение года

2 Corvus corax 1 Август

3 Garrulus glandarius 1 Зимний период

4 Sturnus vulgaris 7 В течение года

5 Turdus philomelos 3 Июль-август

6 Turdus merula 1 Август

7 Turdus Iliacus 1 Декабрь

8 Erithacus rubecula 1 Октябрь

9 Bombycilla garrulus 1 Зимний период

10 Passer montanus 2 Июль-ноябрь; февраль

11 Cyanistes caeruleus 2 Сентябрь-октябрь

12 Parus major 2 Сентябрь-октябрь

13 Chloris chloris 1 Осень

14 Linaria cannabina 2 Зимний период

15 Carduelis carduelis 1 Зимний период

16 Spinus spinus 1 Зимний период

17 Coccothraustes coccothraustes 1 Зимний период

18 Emberiza citrinella 1 Июль

19 Hirundo rustica 1 Июль

20 Riparia riparia 1 Июль

21 Motacilla citreola 1 Июнь

В гнезде рябинника насиживающая птица остаётся в гнезде на ночь, а вторая в сумеречное время у гнезда не появляется (4 гнезда). При этом на территории колонии отмечено скопление из 5-17 (в разные дни) рябинников, которые ночевали в кронах тополей Populus вр. Можно предположить, что в состав этого небольшого ночёвочного скопления входили размножающиеся птицы, не участвовавшие в насиживании.

Обсуждение

В результате данного исследования выявлены места коллективных ночёвок рябинников, приуроченные к поймам рек Харькова и области. Однако полученные данные едва ли могут быть использованы для оценки общей численности зимующих в городе дроздов, так как часть птиц может не придерживаться традиционных мест ночлега на зимовках. Более того, рябинники формируют коллективные ночёвки не только в зарослях тростника, кустах ивы и боярышника, но и в сосновых лесах, дубравах, березняках (Stiefel 1979; Cramp, Simmons 1988), пригородных лесах (Бутьев и др. 1983), где исследования нами практически не проводились. Рябинники могут ночевать на дубах с засохшей листвой (Сомов 1897) и даже на земле (Collar 2005).

Известно, что в формировании совместных коллективных ночёвок с рябинниками принимают участие птицы других видов. Виды-спутники рябинников на ночевках — чёрный дрозд, белобровик, обыкновенная овсянка Emberiza citrinella (Cramp, Simmons 1988), к этому списку мы можем добавить ещё 18 видов птиц.

В Харьковской области рябинник является самым обычным видом-спутником коллективных ночёвок сорок (Брезгунова 2012). Наши наблюдения показали, что рябинники способны перемещаться вслед за сороками при смене места ночёвки последними. Аналогичное поведение описано и для других видов птиц (Gadgil 2001). Немаловажное значение имеет то, что сорока и рябинник ночуют в сходных местах. Рябинники и в других регионах предпочитают ночевать в густых зарослях тростника или на ветвях лоха (Завьялов, Табачишин 1998), но по сравнению с сорокой используют для ночлега более разнообразные местообитания (Stiefel 1979).

Совместные ночёвки рябинников с чёрными и певчими дроздами — также достаточно обычное явление. Вероятно, одиночные певчие дрозды на ночёвках рябинников могут оставаться неучтёнными. На одиночных ночёвках они наблюдаются в Харьковской области по крайней мере с конца июня до второй декады октября, часто в кронах ивы белой в прирусловой пойме, на ветвях деревьев у водохранилищ, в усыхающих насаждениях по склонам, в тростнике. Только за 2008 год отмечено 8 таких ночёвок. Остальные виды, зарегистрированные на совместных с рябинниками ночёвках, предпочитают сходные с дроздами (и сороками) места для ночлега или являются традиционными спутниками сорок на ночёвках (как, например, скворец Sturnus vulgaris).

Характерное падение численности рябинника на местах коллективного ночлега в середине февраля известно и в других частях ареала (Бу-тьев и др. 1983) и совпадает с датами весеннего пролёта.

В период размножения в вечернее время в колонии отмечены только насиживающие рябинники, вероятно, самки, так как обычно самцы не

принимают участия в насиживании (Cramp, Simmons 1988). Для чёрного (Swann 1975; Hill, Cresswell 1997) и странствующего (Eiserer 1976, 1980) дроздов известно, что размножающиеся самцы могут покидать гнездовой участок на ночь и присоединяться к ночёвочному скоплению. Для рябинников описано поведение, когда после вылета птенцов самка с самцом следуют на коллективные ночёвки (Cramp, S immons 1988). Необходимо проводить дальнейшие исследования с обязательным ме-чением дроздов с целью выяснения особенностей ночёвок самцов и самок в период размножения, а также для определения факторов, влияющих на поведение птиц. Так, например, расстояние между местом коллективного ночлега и гнездовой территорией, цикл (первый или повторный) и стадия размножения (инкубация, гнездовые птенцы или птенцы на территории после выхода из гнезда) влияют на поведение размножающихся самцов сорок в вечернее время (Брезгунова 2011). У странствующего дрозда самцы в период размножения посещают коллективные ночёвки, а самки присоединяются к ним сразу после завершения гнездования (Eiserer 1976, 1980; Sallabanks, James 1999).

Таким образом, установлено, что с конца июля до середины февраля рябинники участвуют в формировании коллективных ночёвок, чаще всего присоединяясь к скоплениям сорок в поймах рек и в овражно-балоч-ных системах, ночуя на ветвях ив, в тростниках или в зарослях расте-ний-интродуцентов. Всего на совместных с рябинниками ночёвках отмечен 21 вид птиц.

Литература

Аверин Ю.В., Ганя И.М. 1970. Птицы Молдавии. Кишинёв, 1: 1-237. Брезгунова О.А. 2007. Многовидовые ночёвочные скопления с участием сороки обыкновенной ll Птицы бассейна Северского Донца 10: 111-125. Брезгунова O.A. (2010) 2014. Совместные коллективные ночёвки сороки Pica pica и других видов птиц ll Рус. орнитол. журн. 23 (957): 126-127. Брезгунова О.А. 2011. Ночёвки сорок (Pica pica): индивидуальные стратегии поведения, организация коллективных ночёвок и биотопические предпочтения ll Экология птиц: виды, сообщества, взаимосвязи. Харьков, 1: 163-213. Брезгунова О.А. 2012. Виды-спутники коллективных ночёвок сорок ll Орнитология 37: 6G-83.

Бутьев В.Т., Константинов В.М., Бабенко В.Г. и др. 1983. Зимняя авифауна г. Москвы ll Влияние антропогенных факторов на структуру и функционирование биоценозов. М.: 3-36.

Завьялов Е.В., Табачишин В.Г. 1998. Формирование стабильных зимовок рябинников

Turdus pilaris на севере Нижнего Поволжья ll Рус. орнитол. журн. 7 (33): 12-14. Сомов Н.Н. 1897. Орнитологическая фауна Харьковской губернии. Харьков: 1-8GG. Чаплигша А.Б. 1998. Бюгеоценотичш та популяцшт адаптацй птахiв в трансформо-ваних ландшафтах Пiвнiчно-Схiдноï Украти (на nрикладi роду Turdus). Автореф. дис. ... канд. бюл. наук. Дншропетровськ: 1-18. Чаплыгина А.Б., Кривицкий И.А. 1996. Рябинник в условиях трансформированных

ландшафтов Харьковской области ll Беркут 5, 2: 158-162. Collar N. 2GG5. Fieldfare (Turdus pilaris) ll Handbook of the Birds of the World Alive. Barcelona.

Collar N., Bonan A. 2015. Rufous-collared Robin (Turdus rufitorques) // Handbook of the Birds

of the World Alive. Barcelona. http://www.hbw.com/node/58317. Cramp S., Simmons K.E.L. (eds.) 1988. The Birds of the Western Palearctic. Vol. 5. Tyrant

Flycatchers to Thrushes. Oxford Univ. Press: 1-1063. Eiserer L. 1976. The American Robin: A backyard institution. Chicago: 1-175. Eiserer L.A. 1980. Roosting behavior of the American Robin // Passenger Pigeon 42: 96-101. Escobar Riomalo, Maria Paula, Esteban Gongora, Sophie Arsitizabal Leost. 2014. Great Trush (Turdus fuscater) // Neotropical birds online. http://neotropical.birds.cornell.edu/por-tal/species/overview?p_p_spp=552236 Gadgil M. 2001. Project Lifescape 9. Crows // Resonance 6: 74-82.

Hill I.F., Cresswell B. 1997. The use of a communal summer roost by radio-tagged Blackbirds

Turdus merula // Bird Study 44, 1: 114-116. Sallabanks R., James F.C. 1999. American Robin (Turdus migratorius) // The Birds of North

America online. Ithaca. http://bna.birds.cornell.edu/bna/species/462. Soberanes-Gonzalez C., Rodriguez-Flores C., Arizmendi M.C. et al. 2013. Rufous-collared Robin (Turdus rufitorques) // Neotropical birds online. Ithaca. http://neotropical.birds.cor-nell.edu/portal/species/overview?p_p_spp=553196 Stiefel A. 1979. Ruhe und Schlaf bei Vögeln // Neue Brehm-Bücherei 487: 1-216. Swann R.L. 1975. Seasonal variations in suburban Blackbird roosts in Aberdeen // Ringing & Migration 1, 1: 37-42.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2081: 2839-2840

Зимовки дербника Falco columbarius на юге Липецкой области

Н.А.Санин, М.А.Пожидаев

Второе издание. Первая публикация в 2017*

Приведены результаты наблюдений дербника Falco columbarius на юге Липецкой области (Хлевенский и южная часть Задонского районов). На указанной территории дербник встречается в зимнее время редко, но регулярно - в среднем за зиму он отмечается 2-3 раза, чаще пролетающим.

Самые ранние встречи дербников отмечены с середины октября, когда появляются северные птицы — свиристели Bombycilla garrulus, зим-няки Buteo lagopus и серые сорокопуты Lanius excubitor. Возможно, что дербники следуют за стайками свиристелей. С ноября по февраль этот сокол встречается уже чаще.

В селе Хлевное дербник отмечался как в центре населённого пункта, так и на северной и западной окраинах. Так, 11 ноября 2009 над садами

* Санин Н.А., Пожидаев М.А. 2017. Зимовки дербника на юге Липецкой области //Липецк. орнитол. вестн. 1: 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.