Утверждена на саммите ЕС в Кельне Неофициальный
4 июня 1999 года перевод с английского
Официально вручена российской Стороне на встрече Россия - «тройка» ЕС (Бонн, 8 июня 1999 года)
КОЛЛЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Европейский совет,
Принимая во внимание Договор о Европейском союзе, в частности его статью 13,
Учитывая, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами вступило в силу 1 декабря 1997 г., принял следующую Коллективную стратегию:
РАЗДЕЛ I
Видение ЕС своего партнерства с Россией
Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно утвердившаяся в единой Европе, свободной от новых разделительных линий, - важнейший фактор обеспечения поддержания прочного мира на континенте. Ответы на вызовы, встающие перед Европейским континентом, могут быть найдены только через все более тесное сотрудничество между Россией и Европейским союзом. Европейский союз приветствует возвращение России на свое законное место в Европейской семье в духе дружелюбия, сотрудничества, справедливого учета интересов и на основе разделяемых ценностей, сохраняемых в общем наследии европейской цивилизации.
У Европейского союза имеются четкие стратегические цели:
- стабильная, открытая и плюралистическая демократия в России, основанная на принципах правового государства и поддержанная процветающей рыночной экономикой в интересах всех людей как России, так и Европейского союза;
- обеспечение европейской стабильности, содействие глобальной безопасности и поиск ответов на общие вызовы на континенте путем активизации сотрудничества с Россией.
Европейский союз по-прежнему твердо привержен совместным с Россией усилиям на федеральном, региональном и местном уровнях для содействия успеху политических и экономических преобразований в России. Европейский союз и его государства-члены готовы поделиться с Россией своим разнообразным опытом в создании современных политических, экономических, социальных и административных институтов, полностью признавая, что Россия сама несет основную ответственность за свое будущее.
Европейский совет принимает настоящую Коллективную стратегию с целью укрепления стратегического партнерства между Евросоюзом и Россией в канун нового столетия. Европейский союз признает, что будущее России является основополагающим элементом для будущего континента и представляет стратегический интерес для Европейского союза.
Готовность укреплять взаимоотношения, основанные на общих демократических ценностях, поможет России утвердить свою европейскую идентичность и предоставит новые возможности всем народам континента. Расширение Евросоюза еще более увеличит эти выгоды и возможности.
Данная Коллективная стратегия определяет задачи, а также средства, которые будут использоваться ЕС для продвижения этого партнерства. Основой отношений между ЕС и Россией остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, имеющее целью способствовать интеграции между Россией и расширяющейся зоной сотрудничества в Европе, а также созданию необходимых условий для формирования в будущем зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Со своей стороны, ЕС и его государства-члены будут углублять координацию, взаимосвязь и взаимодополняемость всех аспектов своей политики в отношении России. Европейский союз, Сообщество и его государства-члены будут работать как вместе с региональными и иными организациями, так и в их составе, а также с партнерами-единомышленниками над реализацией поставленных в данной Коллективной стратегии задач. Позиции государств-членов во всех форумах, где они представлены, будут соответствовать настоящей Коллективной стратегии. Европейский Совет призывает Россию работать с ЕС на основе этой Коллективной стратегии в интересах обеих сторон.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Европейский совет определил следующие основные задачи.
1. Консолидация демократии, правового государства и государственных институтов в России
Создание эффективных и транспарентных институтов государственного управления является одной из предпосылок повышения доверия и приверженности принципам демократии и функционирования правового государства. Оно является необходимым фундаментом экономического и социального развития. Положение в России требует использования соответствующих механизмов и средств для повышения эффективности и ответственности таких институтов.
Евросоюз намерен поддерживать Россию в укреплении ее государственных институтов, в частности, в рамках исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти и правоохранительных органов, в соответствии с демократическими принципами. Институты, являющиеся основополагающими для функционирования экономики, образуют вторую часть данной задачи. Европейский союз будет уделять особое внимание региональной и местной администрации в соответствии с рамками их компетенции. Отношения между центральной, региональной и местной властями являются чрезвычайно важным фактором для будущего Федерации.
Становление гражданского общества во всех сферах является необходимым для консолидации демократии в России. Европейский союз намерен содействовать этому процессу, в частности, путем развития прямых обменов между представителями гражданского общества России и Евросоюза.
2. Интеграция России в общее европейское экономическое и социальное пространство
Европейский союз и Россия обоюдно заинтересованы в создании условий для интеграции России в общее экономическое и социальное пространство в Европе. Евросоюз уже является основным партнером России в торговле, а Россия обеспечивает значительную
часть поставок энергоносителей в Евросоюз. Европейские компании также осуществили значительные инвестиции в Россию.
В первую очередь необходимо, чтобы была создана функционирующая рыночная экономика. Недавний кризис в России стал подтверждением необходимости целенаправленно искать решение этой задачи. Очевидно, что основные усилия должны быть предприняты Россией в контексте всеобъемлющей и содержательной экономической программы, одобренной МВФ. Программа должна предусматривать, среди прочего, решение проблем реструктуризации предприятий, государственных финансов, банковской системы и «корпоративного управления». Евросоюз готов обеспечивать содействие в этих рамках.
Евросоюз полагает, что правовое государство является предпосылкой развития рыночной экономики, несущей новые возможности и выгоды для всех граждан России. Развитие России и ее будущее процветание зависят прежде всего и в основном от продуманной внутренней политики и управления экономикой, для чего требуется установление справедливых и транспарентных законодательных и административных рамок, а также необходимых институтов. Привлечение внутренних и иностранных инвестиций, объем которых значительно возрос бы по мере расширения выхода России на международные финансовые рынки, играет ключевую роль в ее развитии. Евросоюз будет и далее поддерживать Россию в развитии и адаптации экономической политики, что важно для укрепления доверия, необходимого для роста внутренних и иностранных инвестиций и удовлетворения требований иностранных кредиторов.
Евросоюз привержен интеграции России в европейскую и мировую экономику. В этом контексте Евросоюз будет поддерживать усилия России по выходу на уровень требований, предъявляемых к членству в ВТО. Он также будет изучать возможности создания необходимых условий - в дополнение к присоединению к ВТО - для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Постепенное сближение законодательства и стандартов между Россией и Европейским союзом в соответствии с СПС будет способствовать созданию общего экономического пространства.
Наконец, в процессе создания рыночной экономики должны учитываться социальные аспекты переходного периода и потребности российского населения, особенно тех людей, которые находятся в наиболее трудном положении. ЕС готов предоставить свой опыт и активизировать обмены в этой области.
3. Сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами
Россия и Европейский союз имеют стратегические интересы и несут особую ответственность за поддержание стабильности и безопасности в Европе и в других частях света.
ЕС рассматривает Россию как основного партнера в осуществлении этой задачи и твердо настроен на сотрудничество с ней. Он предлагает развивать стратегическое партнерство в рамках постоянного диалога по политическим вопросам и вопросам безопасности, направленного на еще большее сближение интересов и поиск ответов на ряд вызовов в сфере безопасности на Европейском континенте. Такой диалог должен обеспечить большую согласованность во всех соответствующих форумах, в которых участвуют Россия и государства-члены ЕС, особенно в ООН и ОБСЕ.
4. Общие вызовы на Европейском континенте
Географическая близость, а также углубление отношений и развитие обменов между Евросоюзом и Россией способствуют растущей взаимозависимости во многих областях. Только совместно можно найти ответы на те вызовы, которые все чаще являются общими для обеих Сторон.
ЕС и Россия обоюдно заинтересованы в развитии своей политики в области энергетики так, чтобы улучшать эксплуатацию и использование ресурсов и безопасность поставок в России и в Европе. Чрезвычайно важным вопросом является ядерная безопасность. Евросоюз готов продолжать обеспечивать экспертизу и поддержку в этой области.
Окружающая среда является общим достоянием народов России и Европейского союза. Устойчивое использование природных ресурсов, обращение с ядерными отходами и борьба с загрязнением воздушной и водной среды, в особенности в приграничных областях, являются приоритетами в этой сфере.
Россия и Евросоюз обоюдно заинтересованы в углублении сотрудничества в борьбе с такими общими негативными явлениями, как организованная преступность, отмывание денег, незаконная торговля людьми и незаконный оборот наркотиков. Борьба с незаконной иммиграцией также является предметом первостепенной озабоченности. Евросоюз предлагает развивать в этих сферах более активное взаимодействие путем создания необходимых механизмов и форм сотрудничества между компетентными органами и расширения обмена экспертами. Он также готов предоставить свою экспертизу, особенно в части разработки законодательства и развития компетентных институтов.
Региональное сотрудничество, особенно в рамках существующих региональных организаций, является полезным форматом для установления практического взаимодействия, которое позволит давать ответы на указанные вызовы на местном уровне.
ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА
1. Общие положения
Данная Коллективная стратегия будет осуществляться в соответствии с процедурами принятия решений, предусмотренными Договорами. Европейский совет призывает Совет ЕС и Комиссию ЕС в соответствии с полномочиями, определенными в статьях 3 и 13 Договора о Европейском союзе, обеспечивать единство, последовательность и эффективность действий Евросоюза при осуществлении Стратегии.
В достижении задач данной Коллективной стратегии Европейский союз будет опираться на адекватное применение всех инструментов и средств, имеющихся в распоряжении ЕС, Сообществ и государств-членов.
Генеральный секретарь Совета ЕС-Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности будет помогать Совету ЕС в реализации данной Коллективной стратегии в рамках своих обязательств в соответствии с Договорами. Комиссия ЕС будет в полной мере участвовать в этом процессе в соответствии со статьями 18 и 27 Договора о Европейском союзе.
2. Совет ЕС, Комиссия ЕС и государства-члены
Европейский совет призывает Совет ЕС, Комиссию ЕС и государства-члены:
- пересмотреть в соответствии с их компетенцией и возможностями текущую деятельность, программы, инструменты и политику с тем, чтобы обеспечить их соответствие данной Стратегии и при выявлении расхождений внести необходимые коррективы ко времени ближайшего рассмотрения действия Стратегии;
- полностью и должным образом использовать существующие инструменты и средства, в частности СПС, а также все соответствующие инструменты ЕС и государств-членов и программы государств-членов, и разработать, и применять в этой связи индикативный перечень ресурсов Евросоюза, Сообщества и государств-членов, с помощью которых будет реализовываться данная Коллективная стратегия.
3. Координация
Государства-члены предпримут дополнительные усилия по координации своих действий в отношении России, в том числе в рамках региональных и международных организаций, таких, как Совет Европы, ООН, ОБСЕ и международные финансовые институты, включая координацию с Сообществом там, где оно представлено.
Должна также укрепляться координация между государствами-членами и Комиссией ЕС, в том числе посредством регулярных консультаций между их соответствующими представителями в России.
Совет ЕС, Комиссия ЕС и государства-члены будут стремиться к повышению эффективности сотрудничества с региональными и международными организациями, а также с другими странами-единомышленниками для достижения задач данной Стратегии.
Европейский союз приглашает страны, участвующие в процессе вступления в ЕС, присоединиться к действиям, предусмотренным в рамках данной Коллективной стратегии.
4. Применение и пересмотр
Европейский совет предлагает Совету ЕС:
- обеспечивать, чтобы каждое новое Председательство представляло Совету, в рамках его общей программы на период председательства, рабочий план по применению данной Коллективной стратегии, основанный на областях действия, определенных в Разделе II, и должным образом учитывающий конкретные инициативы, сформулированные в Разделе III;
- осуществлять пересмотр и оценку деятельности Евросоюза по реализации данной Стратегии и представлять доклады Европейскому совету о состоянии реализации определенных в ней задач не реже одного раза в год;
- рассматривать ситуацию в России и состояние сотрудничества с Россией по применению данной Стратегии, в том числе путем периодических отчетов глав миссий, и давать оценку в своем докладе Европейскому совету;
- по мере необходимости представлять Европейскому совету рекомендации по внесению поправок в Разделах II и III данной Стратегии.
Комиссия будет вносить свой вклад в вышеперечисленное в рамках своей компетенции.
5. Сотрудничество с Россией
Европейский союз и его государства-члены будут совместно с Россией тесно работать в целях применения данной Коллективной стратегии, в частности через посредство СПС и его механизмы.
6. Конкретные инициативы
Евросоюз будет добиваться реализации конкретных инициатив, определенных в Разделе III данной Коллективной стратегии, которые основаны на областях действия, определенных в Разделе II. Эти инициативы должны адаптироваться по мере необходимости и не исключают возможных новых инициатив в период действия данной Коллективной стратегии. Совет ЕС, Комиссия ЕС и государства-члены будут в соответствии со своими компетенциями и возможностями обеспечивать поддержку и работать для осуществления этих конкретных инициатив.
РАЗДЕЛ II СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Европейский союз при проведении в жизнь данной Стратегии сосредоточится на следующих сферах деятельности:
1. Консолидация демократии, правового государства и государственных институтов в России
- добиваясь укрепления демократии, совершенствования ее институтов и утверждения правового государства в России, в качестве предпосылок развития рыночной экономики, Европейский союз предпримет усилия, направленные на:
a) Укрепление правового государства и государственных институтов
- посредством оказания поддержки и поощрения необходимых институционных реформ, направленных на формирование в России современного и эффективного управления в системах исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях; в частности, путем создания условий для развития независимой системы правосудия, государственной администрации и подконтрольных общественности правоохранительных органов путем поощрения контактов между представителями судебных властей и правоохранительных органов государств-членов ЕС и России;
- путем развития программ подготовки молодых политиков и государственных служащих;
- определив, в ответ на обращение России, масштабы участия ЕС во взаимодействии с такими международными организациями, как ОБСЕ, в оказании содействия эффективному проведению свободных и справедливых президентских выборов и выборов в Государственную Думу в 1999 и 2000 гг.;
- поддерживая усилия России по выполнению ее международных обязательств в области прав человека, в т.ч. в рамках Совета Европы, ООН и ОБСЕ, и поощряя совместные действия ЕС и Совета Европы в отношении России в области правового государства и прав человека; оказывая содействие в обеспечении прав человека, включая права женщин, детей и национальных меньшинств, а также способствуя проведению программ, направленных на отмену смертной казни.
b) Укрепление гражданского общества
- путем расширения контактов между политиками ЕС и России на федеральном, региональном и местном уровнях, включая представительные органы власти;
- способствуя расширению обменов в области культуры и образования между Россией и ЕС и углублению контактов по линии общественности на основе многовековой традиции вовлеченности России в формирование европейской цивилизации, в частности, на основе пересмотра и расширения там, где это необходимо, объема предоставления стипендий и программ студенческих обменов;
- через поддержку независимых НПО;
- путем сотрудничества с Россией в деле содействия беженцам и перемещенным лицам в России;
- содействуя свободе средств массовой информации;
- добиваясь равенства в выборе профессии между мужчинами и женщинами.
2. Интеграция России в общее европейское экономическое и социальное пространство
ЕС будет:
a) Консолидировать процесс экономических реформ в России
- повышая отдачу от консультационного содействия по вопросам экономической политики, в том числе посредством политического диалога на высоком уровне в целях содействия развитию рыночной экономики при полном учете проблем переходного периода, вызываемых необходимыми структурными преобразованиями;
- предпринимая дополнительные усилия в рамках компетентных органов по координации политики ЕС в контексте международных финансовых институтов;
- способствуя созданию и функционированию транспарентных и стабильных правовых и нормативных рамок в России, имеющих целью содействовать активизации экономической деятельности и расширению внутренних и иностранных инвестиций;
- поощряя формирование необходимых правовых и институциональных рамок осуществления четкой практики налогообложения (в т.ч. в сферах налогообложения, бухгалтерского учета, контроля за расходами);
- поощряя также продуманные реформы в банковском секторе, обеспечивающие справедливые условия деятельности иностранных банков и возможности эффективной координации для доноров при полном участии Европейского союза;
- помогая дальнейшим структурным, экономическим и административным реформам, включая продолжающиеся процессы приватизации, реструктурирования предпринимательства, увеличения в России сектора среднего и малого бизнеса;
- содействуя повышению конкурентоспособности промышленного, сельскохозяйственного и энергетического секторов России;
- содействуя закладыванию основ для эффективной земельной реформы в России, допускающей введение частной собственности, а также оказывая техническое содействие в этом процессе (например, посредством создания действенного земельного кадастра).
b) Поддерживать интеграцию между Россией и более широкой зоной экономического сотрудничества в Европе
- посредством постепенного сближения законодательства, в частности в таможенной сфере, а также стандартов и сертификации, политики в области конкуренции и защиты окружающей среды;
- поощряя дальнейшую интеграцию России в систему многосторонней торговли и поддерживая усилия России по достижению соответствия требованиям, предъявляемым для вступления в ВТО, включая законодательные и институционные реформы;
- изучая возможности создания необходимых условий, помимо содействия присоединению России к ВТО, для формирования в будущем зоны свободной торговли ЕС-Россия;
- поощряя Россию к устранению препятствий для торговли и инвестиций, в частности путем облегчения формальностей при пересечении границ, и рассматривая в соответствии с существующими в ЕС правилами и процедурами вопросы, вызывающие озабоченность России в том, что касается доступа на рынок ЕС;
- более конкретно изучая возможности сотрудничества в областях, где может быть использован российский опыт (например, в сферах науки, авиации, космоса, энергетики);
- содействуя развитию партнерства в целях повышения конкурентоспособности российской индустрии культуры, а также в области управления искусством;
- расширяя и улучшая координацию и, при необходимости, расширяя существующие европейские программы подготовки российских менеджеров и предпринимателей;
с) Создавать основы социально ориентированной рыночной экономики
- поощряя социальный диалог путем содействия формированию современных профсоюзных и предпринимательских объединений;
- поощряя более широкое применение основных стандартов в области трудового законодательства, установленных МОТ;
- стремясь обеспечить социальную защиту всем российским гражданам, в частности уязвимым группам, посредством технического содействия административным реформам российских систем социального обеспечения и здравоохранения.
3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.
ЕС намерен углублять и расширять сотрудничество с Россией и искать совместные ответы на вызовы безопасности в Европе и за ее пределами, опираясь на следующие возможности.
а) Укрепление политического диалога
- посредством рассмотрения путей придания большей последовательности и оперативности ведущемуся политическому диалогу, в том числе с учетом важной роли, которую будет играть Генеральный секретарь Совета ЕС - Высокий представитель по общей внешней политике и политике безопасности ЕС (ОВПБ);
- сотрудничая с Россией в разработке совместных внешнеполитических инициатив в поддержку совместных внешнеполитических целей.
b) Место России в архитектуре европейской безопасности
- развивая далее сотрудничество с Россией по вопросам новой европейской архитектуры безопасности в рамках ОБСЕ, в частности при подготовке Стамбульского саммита;
- продолжая сотрудничество с Россией в разработке аспектов Хартии европейской безопасности;
- ориентируясь к моменту, когда ЕС сможет использовать ЗЕС при реализации задач уровня петерсбергских (миротворческих) миссий, на облегчение участия в них России;
c) Превентивная дипломатия
- укрепляя сотрудничество ЕС-Россия в деле предупреждения конфликтов, управления кризисами и урегулирования конфликтов, в том числе в рамках ОБСЕ и ООН;
- содействуя выполнению соглашений по контролю над вооружениями и разоружению, усиливая экспортный контроль, противодействуя распространению ОМУ, а также поддерживая ядерное разоружение и уничтожение химического оружия.
4. Общие вызовы на Европейском континенте
Европейский союз будет взаимодействовать с Россией, в частности, на следующих направлениях.
a) Энергетика и ядерная безопасность
- способствуя большей приверженности России осуществлению реформ в секторе энергетики, включая ядерную безопасность и защиту окружающей среды; например, работая вместе с Россией над повышением эффективности использования энергии и предоставляя техническое содействие по энергосбережению, повышая безопасность российских АЭС и сотрудничая по вопросам ядерных отходов и отработавшего топлива на Северо-Западе России;
- поощряя приверженность России обеспечению ядерной безопасности в рамках Конвенции по ядерной безопасности, посредством Соглашения о счете ядерной безопасности, и в рамках между народи ы\ инициатив, а также содействуя укреплению Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора);
- содействуя ратификации Россией Договора к Энергетической хартии и продолжению переговоров по системе многостороннего транзита, которая упрочит сотрудничество между Россией и ее соседями в том, что касается доступа к российской системе трубопроводов.
b) Окружающая среда и здравоохранение
- поощряя и поддерживая безопасное хранение ядерных и химических отходов и безопасное обращение с отработавшим топливом, в частности, на Северо-Западе России;
- поддерживая учет экологических аспектов в экономических реформах и способствуя созданию эффективных систем мониторинга и обеспечения соответствия обязательствам, принятым в рамках многосторонних соглашений по окружающей среде, а также усилия
России по обеспечению соблюдения нормативов национального законодательства по вопросам окружающей среды;
- работая вместе с Россией, особенно в прилегающих к расширяющемуся Европейскому союзу регионах, в целях уменьшения загрязненности водной и воздушной среды, улучшения защиты окружающей среды и поощрения устойчивого использования природных ресурсов, в частности, в рамках различных форумов регионального сотрудничества;
- сотрудничая с Россией с целью профилактики инфекционных заболеваний, включая поддержку программ вакцинации;
- сотрудничая также в деле фитосанитарного контроля.
с) Борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, торговлей людьми и нелегальным оборотом наркотиков; сотрудничество в правовой сфере
- развивая правовое государство и оказывая содействие в укреплении правопорядка, в том числе поощряя Россию к подписанию, ратификации и применению ключевых конвенций, особенно в области правового сотрудничества по гражданским и уголовным делам;
- продолжая, на основе существующих общих позиций, соответствующий диалог с Россией на ведущихся в Вене переговорах относительно Конвенции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью;
- укрепляя сотрудничество и обмены между государствами-членами и Россией в борьбе с организованной преступностью, включая лечение и реабилитацию лиц, употреблявших наркотики, а также профилактику употребления наркотиков. Эта задача будет реализовы-ваться в сотрудничестве с Европейским центром по мониторингу наркотиков и привыканию к наркотикам;
- путем организации семинаров по вопросам способов и методов отмывания денег;
- развивая сотрудничество Европола с компетентными российскими органами, как это предусмотрено Конвенцией о Европоле, в частности, в том, что касается усиления борьбы с незаконной торговлей людьми и незаконным оборотом наркотиков, а также нелегальной иммиграцией;
- активизируя сотрудничество между офицерами связи государств-членов в Москве в пределах их полномочий, определенных соответствующим национальным законодательством;
- развивая механизмы сотрудничества по борьбе с транснациональной преступностью в области оборота наркотиков и предусмотрев участие России в процессе согласования действий в рамках Дублинской группы;
- путем проведения информационных кампаний в сотрудничестве с российскими органами в целях предупреждения торговли людьми;
- укрепляя сотрудничество в области реадмиссии собственных граждан, лиц без гражданства и граждан третьих стран, включая заключение соглашения о реадмиссии; путем борьбы с нелегальной миграцией, включая продолжение курсов базового и продвинутого уровней для штатного персонала органов пограничного и миграционного контроля;
- развивая диалог с Россией по вопросам корректировки российской визовой политики в отношении Европейского союза посредством введения визовых требований, соответствующих положениям ЕС и введения проездных документов с достаточной степенью защищенности;
- сотрудничая с Россией в целях введения Россией санкций за трансграничную перевозку пассажиров без соответствующих проездных документов и имея в виду введение уголовного преследования для борьбы с нелегальной иммиграцией.
(1) Региональное и трансграничное сотрудничество и инфраструктура
- более эффективно взаимодействуя с Россией в различных форумах регионального сотрудничества (СГБМ, ЧЭС, СБЕР) и укрепляя трансграничное сотрудничество с соседними российскими регионами (включая Калининградскую область), в частности в связи с расширением ЕС, в том числе в рамках «Северного измерения»;
- укрепляя сотрудничество и техническое содействие в сферах пограничного и таможенного контроля;
- определяя масштабы сотрудничества в направлении соединения российских транспортных систем (авто- и железнодорожных) с трансъевропейскими коридорами и изыскивая взаимоприемлемые пути решения связанных с транспортом вопросов.
РАЗДЕЛ Ш КОНКРЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Следующие конкретные инициативы будут проводиться в жизнь, не исключая возможности новых инициатив.
Политический диалог и диалог в области безопасности
Евросоюз изучит, как придать большую последовательность, гибкость и насыщенность ведущемуся политическому диалогу в том виде, в каком он установлен в соответствии с СПС, и сделать его более оперативным и эффективным.
- Совет рассмотрит возможность создания постоянного механизма политического диалога и диалога в области безопасности ЕС/Россия, имея в виду важную роль, которую будет играть Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по ОВПБ. Одной из целей является разработка в сотрудничестве с Россией совместных внешнеполитических инициатив в отношении конкретных третьих стран и регионов по предотвращению конфликтов и управлению кризисами, особенно в районах, прилегающих к России, на Балканах и на Ближнем Востоке.
- Совет рассмотрит возможность выработки механизма консультаций в дополнение к ведущимся переговорам России с «тройкой» ЕС на экспертном уровне, возможно, с привлечением третьих стран, по вопросам нераспространения, а также активизации усилий, включая усиление координации совместной с третьими странами деятельности, в целях уничтожения российского химического оружия.
- Совет дополнительно рассмотрит возможность совместных действий и общих позиций в том, что касается безопасного обращения в России под контролем МАГАТЭ с биологическими и химическими материалами, а также расщепляющимися веществами, которые определены как более не требующиеся для целей обороны, в особенности на основе международных конвенций. Особое внимание будет уделено Международному научно-техническому центру в Москве.
Работа по этим направлениям начнется к концу 1999 г.
Диалог по экономическим вопросам
Макроэкономическая обстановка в России, опыт построения европейского единства, введение «евро» и процесс расширения ЕС повышают важность конкретных консультаций между Россией и Евросоюзом по экономическим вопросам.
Евросоюз рассмотрит возможность начала конкретного диалога высокого уровня ЕС/Россия в поддержку выработки Российским правительством мер по обеспечению устойчивого экономического восстановления на основе всеобъемлющей экономической программы, одобренной МВФ, ведущей к созданию функционирующей рыночной экономики. Евросоюз также рассмотрит возможность предоставления Российскому правительству высококвалифицированной экспертизы в области экономической политики посредством привлечения видных экспертов ЕС.
Государства-члены будут расширять, где это возможно, свою координацию в соответствующих международных организациях и форумах.
Совместный доклад Председательства/Комиссии ЕС по этим предложениям будет подготовлен компетентными органами к концу 1999 года.
Торговля и капиталовложения
Принимая во внимание начало новых многосторонних переговоров в ВТО и тот факт, что Сообщество выдвинуло предложения о том, как России продолжать свои переговоры о присоединении к этой организации, Сообщество вновь подтверждает свою готовность сохранять и при необходимости активизировать нынешнюю поддержку усилиям России по достижению в возможно более короткие сроки соответствия требованиям для вступления в ВТО.
В дополнение к этому Комиссия ЕС рассмотрит пути по углублению диалога с Россией в рамках СПС о путях улучшения торгового и инвестиционного климата в России и облегчения двусторонней торговли и капиталовложений и представит отчет Совету к концу 1999 г.
Борьба с организованной преступностью
Европейский союз и Россия жизненно заинтересованы в установлении прочного и эффективного сотрудничества в области юстиции и внутренних дел, в частности, как средства обеспечения уважения прав человека и правового государства. В этой связи борьба с организованной преступностью является очевидным приоритетом.
По этой причине Европейский союз предлагает разработать план, в фокусе которого были бы совместные с Россией действия по борьбе с организованной преступностью, включая меры борьбы с коррупцией, отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и нелегальной иммиграцией. Евросоюз предлагает охватить среди прочего следующие области:
- содействие в подготовке представителей правовых и правоохранительных органов, в частности, в том, что касается методов расследования и задержания;
- развитие правовых институционных и судебных рамок, необходимых для эффективного преследования организованной преступности, особенно в сфере отмывания денег, нелегальной экономической деятельности, а также торговли людьми;
- развитие эффективных механизмов сотрудничества в борьбе с трансграничной наркопреступностью;
- развитие сотрудничества между Европолом и компетентными российскими властями, как это предусматривается Конвенцией о Европоле.
Обсуждение с Россией в рамках СПС и поддержание диалога между компетентными российскими организациями и офицерами связи государств-членов Европейского союза, базирующимися в Москве, даст возможность более точно проанализировать потребности России в этой области. В этом отношении особенно важной будет Конференция ЕС-Россия по организованной преступности в декабре 1999 г. Доклад будет представлен Совету в первом полугодии 2000 г.
Программы породнений
Двуединая задача консолидации государственных институтов России и сближения гражданских обществ включает в себя расширение масштабов обменов на всех уровнях между Россией и государствами-членами ЕС.
Для ее осуществления Евросоюз хотел бы расширять программы породнений с Россией:
- с целью укрепления институтов в региональных и местных администрациях;
- с целью большего сближения гражданских обществ: между профессиональными ассоциациями и союзами, университетами, НПО и СМИ, Комиссия изучит возможность привлечения в этих целях программ Сообщества (ТАСИС, ТЕМПУС и ДЕМОКРАТИЯ). Будут также использоваться инструменты двустороннего сотрудничества государств-членов. Го-сударства-члены и Комиссия будут координировать свои программы; в этой связи они могут использовать программу, учрежденную Евросоюзом для подготовки российских специалистов.
На основе данных инвентаризации существующих инструментов (будут подготовлены Комиссией во взаимодействии с генеральным секретариатом Совета) и с учетом мнения миссии по определению потребностей России Комиссия подготовит доклад Совету к концу 1999 г., а затем представит предложения по необходимым действиям.
Программы обменов студентами и молодыми учеными
Евросоюз рассмотрит возможность развития программ ЕС по обмену студентами как составной части курса их обучения, а также молодыми учеными, работающими по контрактам Международного научно-технического центра. В частности, они охватят:
- привлечение Комиссии к подготовке обзора существующих программ ЕС и государств-членов;
- предложение Комиссии также подготовить доклад (в первой половине 2000 г.) о средствах улучшения взаимодополняемости имеющихся европейских программ в этой сфере и возможностей, и модальностей расширенной программы обменов Сообщества.
Создание надежных систем здравоохранения и социального обеспечения
Государства-члены и Комиссия рассмотрят свои программы, направленные в целом на поощрение российских усилий по созданию надежной системы социального обеспечения и социальной защиты и, в частности, по поддержке реформы системы здравоохранения в России и улучшению координации, эффективности и взаимодополняемости таких программ, имея в виду подготовку доклада Комиссией к июню 2000 г.
Трансграничное и региональное сотрудничество
Евросоюз будет поддерживать укрепление трансграничного и регионального сотрудничества и подготовит перечень соответствующих инструментов и мероприятий ЕС и государств-членов, направленных на распространение программ Евросоюза на российские регионы, представляющие особый интерес для ЕС. В этом контексте Совет и Комиссия активизируют подготовку Конференции по «Северному измерению» ЕС в ноябре 1999 г. в Хельсинки.
РАЗДЕЛ IV СРОК ДЕЙСТВИЯ
Настоящая Коллективная стратегия вступает в силу с даты ее опубликования на первоначальный срок в четыре года. Она может быть продлена, пересмотрена и, если необходимо, в нее могут быть внесены изменения Европейским советом по рекомендации Совета ЕС.
ДЕКЛАРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА ПО КОЛЛЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Совет использует принцип квалифицированного большинства при принятии совместных действий, общих позиций или любых иных решений, охватываемых положениями Раздела V Договора о Европейском союзе (общая внешняя политика и политика безопасности), на основе Коллективной стратегии.
Акты, принятые за рамками положений Раздела V Договора о Европейском союзе, будут продолжать приниматься согласно соответствующим процедурам принятия решений, предусматриваемым соответствующими положениями договоров, включая Договор об учреждении Европейского сообщества и Раздел VI Договора о Европейском союзе.