АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.536.12 КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО В СТРУКТУРЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Collective Leadership in the Structure of Legislative (Representative) State
Power Bodies of the Russian Federation Subjects in the Siberian Federal District
А. Г. Быкова - проректор по учебной работе, профессор кафедры конституционного и административного права Омской юридической академии, доктор исторических наук, доцент
A. G. Bykova - Vice-rector for educational work, Professor of the Constitutional and Administrative Law Department of the Omsk Law Academy, Doctor of History Sciences, Associate Professor
Аннотация. В статье рассматриваются структура, состав, порядок формирования, полномочия органов коллегиального руководства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
The article deals with the structure, composition, formation procedure, powers of the collegial leadership of the legislative (representative) state power agencies of the Russian Federation subjects in the Siberian Federal District.
Ключевые слова: законодательные (представительные) органы, субъект Российской Федерации, Сибирский федеральный округ, внутренняя организация, полномочия.
Legislative (representative) agencies, the subject of the Russian Federation, the Siberian Federal District, internal organization, powers.
Обращение к проблеме правового статуса коллегиального руководства в структуре законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа актуально в связи с тем,
что долгое время данная проблема не являлась предметом изучения [1]. Основной тенденцией было и остается изучение законодательного (представительного) органа как целого института [2, 8].
32
Административное право
Во всех законодательных (представительных) органах субъектов Сибирского федерального округа для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности, а также для осуществления иных полномочий и поручений, определяемых законодательным (представительным) органом, создаются коллегиальные (совещательные) руководящие органы. В парламентах субъектов Сибирского федерального округа они называются по-разному: Президиум (Республики Алтай и Хакасия, Новосибирская область), Совет (Республики Бурятия и Тыва, Забайкальский и Красноярский края, Омская и Томская области), Коллегия (Иркутская область), Координационный совет (Кемеровская область).
Численность членов коллегиального органа устанавливается законодательным (представительным) органом. Например, постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 12 декабря 2012 г. № 1505-37 закреплено, что Верховный Совет формирует на сессии Президиум Верховного Совета в составе не более одной четвертой от установленного общего числа депутатов Верховного Совета [4], а в состав Совета Верховного Хурала входят и имеют право решающего голоса 9 депутатов Верховного Хурала [5].
В состав данных органов с правом решающего голоса входят по должности председатель законодательного (представительного) органа субъекта Сибирского федерального округа, его заместитель (заместители), председатели комитетов (комиссий), иногда руководители депутатских объединений, фракций и групп (Республика Алтай, Красноярский край, Новосибирская область), депутаты, осуществляющие свои полномочия на профессиональной постоянной основе (Республика Хакасия).
В заседаниях коллегиального органа с правом совещательного голоса могут участвовать представители субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах. Например, регламентом Верховного Совета Республики Хакасия установлен круг лиц, имеющих право участвовать в работе Президиума Верховного Совета с правом совещательного голоса. Среди них депутаты Верховного Совета, не являющиеся членами Президиума Верховного Совета; Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия; главный федеральный инспектор в Республике Ха-
касия полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе; Председатель Конституционного Суда Республики Хакасия или его заместитель; Председатель Верховного Суда Республики Хакасия или его заместитель; председатель Арбитражного суда Республики Хакасия или его заместитель; прокурор Республики Хакасия или его заместитель; начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия; полномочный представитель Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в Верховном Совете; руководитель Аппарата Верховного Совета; председатель Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия; начальники отделов Аппарата Верховного Совета; председатель Избирательной комиссии Республики Хакасия при обсуждении вопросов проведения выборов и референдумов в Республике Хакасия; руководители органов местного самоуправления при обсуждении вопроса, затрагивающего интересы их территорий и населения; другие лица, имеющие специальные приглашения Председателя Верховного Совета Республики Хакасия или его заместителя [7, ст. 41].
В ряде субъектов Сибирского федерального округа часть состава коллегиального органа подвержена ротации. Так, в состав Совета Народного Хурала входят по одному депутату Народного Хурала от каждого комитета, избранному на заседании комитета. Ежегодно после формирования состава Совета Народного Хурала проводится ротация избранных комитетами депутатов Народного Хурала [6, 3].
Компетенция коллегиального руководящего органа определяется в субъектах Сибирского федерального округа неодинаково. Как правило, это организация подготовки заседаний сессий, предварительное обсуждение предложений по вопросам повестки сессии; созыв сессии; координация в организации подготовки сессий парламента; обеспечение подготовки и предоставления законодательному органу документов и материалов, поступивших в период между сессиями; принятие решения о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенных в парламент законопроектов, если не выполнены требования регламента, предъявляемые к вносимым законопроектам, а также в случае, если проекты требуют существенной доработки (в том числе по причине дублирования федеральных правовых актов); оказание содействия депутатам в осу-
33
Вестник Омской юридической академии. 2014. № 1 (22)
ществлении ими своих полномочий и обеспечение их необходимой информацией и материалами сессии; организация подготовки и проведения обсуждения проектов законов субъекта, а также наиболее важных вопросов жизни субъекта Российской Федерации; публикация нормативных правовых актов, принятых законодательным органом субъекта и его коллегиальным органом; предварительное обсуждение и рассмотрение проектов нормативных правовых актов, предложенных на рассмотрение законодательного органа; осуществление иных полномочий по поручению законодательного (представительного) органа субъекта Сибирского федерального округа.
Кроме вышеперечисленного, коллегиальный орган может организовывать работу по подготовке рассмотрения вопроса о ежегодном отчете главы субъекта о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; принимать решение о выездном заседании коллегиального органа, определять его тематику и членов коллегиального органа, ответственных за проведение соответствующего выездного заседания; принимать решения о проведении парламентских слушаний; рассматривать сметы финансирования законодательного органа и др.
Анализ регламентов и положений о колле -гиальном органе показывает, что в некоторых субъектах Сибирского федерального округа созданию коллегиальной внутриорганизационной структуры сопутствует предрасположенность к расширению сферы ее деятельности. Вряд ли для органа, организующего работу парламента,
должно быть присуще полномочие парламентского контроля за соблюдением Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации, законов и решений, принятых законодательным органом. Это полномочие находится в системе общих контрольных полномочий законодательного (представительного) органа.
Трудно согласиться с формулировкой регламента Верховного Совета Республики Хакасия о том, что Президиум Верховного Совета утверждает план законопроектной работы Верховного Совета. Думается, что Верховный Совет Республики Хакасия должен самостоятельно обсуждать и принимать решения по плану своей основной деятельности.
Заседания коллегиального органа созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии двух третей от общего состава (Республика Хакасия), не менее половины от числа членов (Томская область) коллегиального органа. Заседание созывает и ведет председатель законодательного (представительного) органа, в его отсутствие - его заместитель (один из его заместителей).
Решения коллегиального органа принимаются большинством голосов от его состава. Решения коллегиального органа оформляются, как правило, постановлениями, в некоторых субъектах оформляются в виде выписок из протокола заседания (Республика Тыва), подписываемыми председательствующим на заседании коллегиального органа. Законодательный (представительный) орган субъекта имеет право отменить решения коллегиального органа.
Библиографический список
1. Быкова, А. Г. Правовой статус председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Сибирском федеральном округе / А. Г. Быкова // Гос. власть и мест. самоуправление. - 2013. - № 10. - С. 3-7.
2. Васильев, В. И. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы : учеб. пособие / В. И. Васильев, А. В. Павлушкин, А. Е. Постников. - М. : Городец-издат, 2001. - 285 с.
3. О внесении изменений в отдельные постановления Народного Хурала Республики Бурятия : постановление Нар. Хурала Респ. Бурятия от 27 июня 2008 г. № 448-IV // Собр. законодательства Респ. Бурятия. - 2008. - № 6-7.
4. О внесении изменений в регламент Верховного Совета Республики Хакасия : постановление Верхов. Совета Респ. Хакасия от 12 дек. 2012 г. № 1505-37 // Вестн. Хакасии. - 2012. - № 108.
5. О внесении изменений в регламент Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва : постановление Верхов. Хурала (Парламента) Респ. Тыва от 17 янв. 2011 г. № 391 ВХ-1 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: локальный.
6. О внесении изменений в регламент Народного Хурала Республики Бурятия : постановление Нар. Хурала Респ. Бурятия от 29 сент. 2005 г. № 1274-Ш [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.
7. О регламенте Верховного Совета Республики Хакасия : постановление Верхов. Совета Респ. Хакасия от 29 окт. 1997 г. № 83-5 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: локальный.
8. Стародубцева, И. А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / И. А. Стародубцева // Конституц. и муницип. право. - 2007. - № 12. - С. 26-30.
34