Научная статья на тему 'Представительная власть в субъектах РФ: общее и особенное'

Представительная власть в субъектах РФ: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
945
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карасев А. Т., Андреев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представительная власть в субъектах РФ: общее и особенное»

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТАХ РФ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

А.Т. Карасев, кандидат юридических наук, доцент, заместитель началь-

ника УрЮИ МВД РФ

А.В. Андреев, кандидат юридических наук, доцент кафедры конститу-

ционного права УрЮИ МВД РФ

Основы статуса органов государственной власти субъектов федерации закрепляются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»1, от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации»2, от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3, а также конституциями (уставами) субъектов РФ, которые приняты после 1993 г.

Формирование органов законодательной власти в субъектах России происходило в период коренной реорганизации политической системы, практически при полном отсутствии нормативно-правовой базы и, чаще всего, не на основании законов, а в соответствии с Указами Президента РФ, а так же издаваемыми главами администрации краев и областей на их основе положениями о выборах представительных органов власти этих субъектов. Получалась весьма интересная картина: исполнительная власть создавала власть законодательную. Это отразилось как на формировании законодательной базы, так и на становлении, в целом, системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время в систему органов государственной власти субъекта федерации входят: законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта, (например, конституционный или уставный суд субъекта).

Конституцией (уставом) субъекта может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта.

В этой системе органов власти представительная власть обладает рядом особенностей.

1. Все субъекты федерации имеют органы законодательной власти, образованные на представительной основе и называемые поэтому одновременно законодательными и представительными. Законодательный (представительный) орган субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта.

Название законодательного органа, его структуру каждый субъект устанавливает самостоятельно с учетом своих исторических, национальных и иных традиций. Эти названия весьма различны: Городское собрание (г. Санкт-Петербург); Государственная дума (Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный округ); Законодательное собрание (Краснодарский и Красноярский края, Вологодская, Ивановская, Калужская, Свердловская, Челябинская и другие области, Коми-Пермяцкий автономный округ) и др.

В отдельных субъектах законодательный орган имеет двойное название. Например, в Республике Адыгея он именуется Законодательное собрание (Хасе), в Республике Алтай -Государственное собрание - Эл Курултай.

В Республике Тыва действуют два представительных органа - Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал (съезд) народа Республики Тыва. Последний, согласно Конституции Республики (ст. 6), является органом всенародного свободного волеизъявления, наделенным исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию. Решения по вопросам войны и мира Верховный Хурал принимает по рекомендации Великого Хурала (ст. 63 Конституции Республики).

Несмотря на то, что название законодательного органа субъекта относится к компетенции субъекта России, возникает вопрос о целесообразности такого многообразия наименований. В связи с этим заслуживает вни-

мания точка зрения М.С. Студеникиной, которая считает, что «всякая система требует единообразия устоявшихся форм, унификации терминологии. Поэтому рекомендации о том, как лучше определиться с названиями законодательных органов краев, областей, могла бы выработать Государственная Дума Федерального собрания в процессе консультации с субъектами Федерации»4.

Орган законодательной власти субъекта федерации избирается его населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий его в соответствии с федеральным законом устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может превышать пяти лет.

2. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

а) принятия законодательным органом субъекта решения о самороспуске (принимается в порядке, предусмотренном конституцией или уставом либо иным законом субъекта);

б) роспуска законодательного органа субъекта его высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) в случае принятия законодательным органом конституции (устава), закона субъекта, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и предметам совместного ведения, а также противоречащих конституции (уставу) субъекта. Данная процедура применяется, если указанные противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение предусмотренного законом срока со дня вступления в силу судебного решения;

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; г) вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта федерации, принимаемого по инициативе Президента РФ в связи с принятием данным органом ранее акта, противоречащего актам большей юридической силы.

Этот перечень, установленный законодателем, является исчерпывающим. При досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта назначаются внеочередные выборы. Они проводятся в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

3. В большинстве субъектов РФ парламенты однопалатные, а в некоторых - двухпалатные; при этом они различаются по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законотворческом процессе. Одну из палат, которая инициирует законотворческий процесс и принимает законы, называют нижней. Другую палату, которая, как правило, рассматривает уже принятые нижней палатой законы - верхней.

Двухпалатный законодательный орган образован в Кабардино-Балкарии (Совет Республики и Совет Представителей), Карелии (Палата Республики и Палата Представителей), Якутии (Палата Республики и Палата Представителей). Свердловская область -единственная область, обладающая двухпалатным парламентом, включающим в себя Областную Думу и Палату Представителей.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ федеральными законами не определено. Оно устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Так, в Народном собрании Республики Татарстан 130 депутатов, в двухпалатном Законодательном собрании Свердловской области - 49 (в Областной думе -28 и Палате Представителей - 21), в Законодательном собрании Оренбургской области 47 депутатов.

4. Руководство деятельностью законодательного органа субъекта РФ осуществляют председатель и его заместители. Они избираются из числа депутатов законодательного органа на срок его полномочий, не превышающий срока полномочий избранных на эти должности депутатов, и выполняют возложенные на них обязанности до избрания таких же руководителей в парламенте нового созыва.

В парламентах некоторых субъектов создаются внутренние коллегиальные органы в лице президиумов (советов) для координации деятельности их комитетов и комиссий, подготовки пленарных заседаний. Например, соз-

Карасев А.Т., Андреев А.В.

Представительная власть в субъектах РФ: ___________________ общее и особенное

данный в качестве такого органа в Народном собрании Республики Дагестан Государственный совет состоит из председателя этого совета, его заместителей и председателей комитетов Народного собрания.

Председатель и заместители председателя высшего органа законодательной власти субъекта подотчетны ему и могут быть отозваны путем тайного голосования на его заседании. Они вправе и добровольно сложить свои полномочия, подав соответствующие заявления.

При наличии в высшем органе законодательной власти субъекта двух палат их работу организует либо председатель указанного органа (например, в Государственном собрании Республики Башкортостан), либо избираемые в этих целях председатели палат (как в Законодательном собрании Свердловской области). Палаты обычно заседают раздельно, а собираются на совместные заседания для заслушивания посланий и докладов высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа), посланий конституционного (уставного) суда, докладов высшего исполнительного органа (правительства), выступлений представителей иностранных государств, а также для рассмотрения других вопросов, предусмотренных конституцией или уставом субъекта.

Для предварительного рассмотрения и подготовки проектов законов и постановлений, выполнения контрольных функций законодательный орган субъекта образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии.

Парламенты субъектов самостоятельно определяют количество, направления деятельности комитетов и комиссий, их численный состав и порядок работы. Решения комитетов и комиссий носят обычно рекомендательный характер. Однако здесь имеются и некоторые исключения. Например, Конституция Республики Татарстан в ст. 102 устанавливает, что «постановления комиссий, направленные на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению».

5. Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации являются сессии и заседания, которые проводятся по мере необходимости, но часто в законодательстве субъектов устанавливается периодичность их созыва. Так, Устав Тюменской области (ст. 29) гласит, что «основной организационной формой деятельности областной

Думы являются сессии, состоящие из заседаний Областной думы и проводимых между ними заседаний ее комитетов и постоянных комиссий, публичных депутатских слушаний». Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта определяется его регламентом или иным правовым актом, принятым данным органом. Согласно Уставу Свердловской области заседания Областной думы проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц и правомочны, если на них присутствует не менее двух третей избранных в нее депутатов.

Заседания парламента субъекта РФ являются открытыми. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) и иными законами субъекта, а также регламентом либо другим правовым актом парламента, проводятся закрытые заседания. Например, согласно ч. 2 ст. 33 Регламента Областной думы Свердловской области, «Областная дума может собраться на закрытое заседание, когда этого потребует председатель думы, или не менее одной трети депутатов, или когда речь идет о рассмотрении персонального дела».

Конституции и уставы субъектов закрепляют срок, до истечения которого вновь избранный законодательный орган должен собраться на первую сессию (от двух недель до двух месяцев). В соответствии с федеральным законом такой орган является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Так, например, ст. 80 Конституции Удмуртской Республики устанавливает, что Государственный совет Республики «собирается на свою первую в созыве сессию не позднее, чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов».

Первую сессию парламента до избрания его председателя открывает и ведет либо председатель республиканской, краевой, областной, городской, окружной избирательной комиссии, либо старейший по возрасту депутат. Так, в Уставе Свердловской области (ч. 2 ст. 40) говорится, что «первое заседание палаты открывает старейший депутат».

6. Органы представительной (законодательной) власти субъектов Российской Федерации на подведомственной им территории вправе осуществлять правовое регулирование по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации

и ее субъектов, а также к собственным предметам ведения. Правовые акты, принимаемые ими по вопросам совместного ведения, не должны противоречить федеральным законам, актам Президента и Правительства России. В случае такого противоречия действуют акты федеральных органов власти. В частности, ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» гласит: «До принятия федерального закона по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом».

Таким образом, рассматривая представительную власть в субъектах, можно сказать, что это - необходимый и важнейший элемент системы государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок организации, деятельности, структура которого, основы взаимоотношений с другими органами в системе государственной власти субъекта устанавливаются основными нормативными актами субъектов. Эффективная деятельность законодательных (представительных) органов власти в субъектах определяет и эффективность деятельности всей системы государственной власти субъектов.

1 Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов. - М., 2000. - С. 198.

2 Там же. - С. 207.

3 Там же. - С. 219.

4 Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие. - М., 1998. -С. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.