_________ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО _____________________________________
------ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО ------
САМОУПРАВЛЕНИЯ
УДК 342. 536
Быкова А.Г.*
ПРАВОВОЙ СТАТУС КОМИТЕТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Быкова А.Г. Правовой статус комитетов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. - Статья .
На основе анализа законодательства, регламентов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа охарактеризованы особенности правового положения комитетов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Ключевые слова: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, Сибирский федеральный округ, группы комитетов
Bykova A.G. The legal status of the committees of the legislative (representative) body of state power of the Russian Federation in the Siberian Federal District. - Article .
Based on the analysis of legislation, regulations of the legislative (representative) bodies of state power of the Russian Federation subjects in the Siberian Federal District, the features of the legal status of the committees of the legislative (representative) body of state power of the Russian Federation are characterized.
Keywords: legislative (representative) body of state power of the Russian Federation, the Siberian Federal District, committees groups
Бикова А.Г. Правовий статус комітетів законодавчого (представницького) органу державної влади суб'єкта Російської Федерації в Сибірському федеральному окрузі. - Стаття
На основі аналізу законодавства, регламентів законодавчих (представницьких) органів державної влади суб'єктів Російської Федерації Сибірського федерального округу охарактеризовано особливості правового положення комітетів законодавчого (представницького) органу державної влади суб'єкта Російської Федерації.
Ключові слова: законодавчий (представницький) орган державної влади суб'єкта Російської Федерації, Сибірський федеральний округ, групи комітетів
* Быкова Анастасия Геннадьевна - профессор кафедры конституционного и международного права ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», доктор исторических наук, доцент.
Практика работы законодательных органов власти субъектов Российской Федерации показывает, что в любом коллегиальном органе формируются комитеты [1]. Правовой статус комитетов законодательных (представительных) органов субъектов РФ является актуальной, но недостаточно изученной темой. В последнее десятилетие основной тенденцией стало изучение законодательного (представительного) органа как целого института [2; 3; 4]. Между тем это основные рабочие структурные образования законодательного органа. Они создаются для ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению на пленарном заседании вопросов, относящихся к полномочиям законодательного органа. В ряде субъектов Сибирского федерального округа комитеты могут создаваться для выполнения контрольных и иных полномочий, установленных законодательством субъекта (Республика Алтай [5], Забайкальский край [6]).
Комитеты могут быть как постоянными, так и временными . Постоянные комитеты формируются на весь срок полномочий регионального парламента и решают общие вопросы законопроектной работы, временные - образуются на ограниченный срок для решения определенных вопросов, после чего их деятельность прекращается
Порядок организации и деятельности комитетов региональных парламентов регулируется в конституциях (уставах), законах субъектов, регламентах законодательных (представительных) органов и положениях о комитетах (комиссиях), утверждаемых
законами (постановлениями) региональных парламентов.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа самостоятельно решают вопрос о количестве постоянных комитетов. Так, в Законодательном Собрании Красноярского края - 9 комитетов, Совете народных депутатов Кемеровской области и Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва - 8 комитетов, Верховном Совете Республики Хакасия - 8 комитетов, Законодательном Собрании Новосибирской области - 7 комитетов, Алтайском краевом Законодательном Собрании создано 7 комитетов, Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай и Народном Хурале Республики Бурятия - 6 комитетов, Законодательном Собрании Иркутской области - 6 постоянных комитетов, Законодательном Собрании Забайкальского края и Законодательном Собрании Омской области - 7 комитетов .
Постоянные комитеты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа формируются по функционально-отраслевому принципу Условно можно разделить комитеты на шесть групп: по государственной политике и местному самоуправлению; бюджетно-финансовые; по экономической; социальной; экологической и культурной жизни субъектов Российской Федерации
Во всех, без исключения, законодательных органах субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа созданы комитеты по государственной политике и местному самоуправлению
Отметим несколько особенностей данного структурного образования. Во-первых, ряд субъектов пошли по пути разделения этого комитета на два самостоятельных. Например, в Алтайском краевом Законодательном Собрании действуют комитет по правовой политике и комитет по местному самоуправлению, в Верховном Совете Республики Хакасия - комитет по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку и комитет по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям.
Во-вторых, не все законодательные органы внесли в название данные направления деятельности Например, в Законодательной Думе Томской области в функции комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности входит, в том числе, и решение вопросов местного самоуправления .
В-третьих, в ряде законодательных органов к основным функциям комитета по государственной политике и местному самоуправлению добавлены и другие, и потому они называются: комитет по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности (Кемеровская область), по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы (Республика Бурятия), по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества (Красноярский край)
Особняком стоит комитет законодательных предположений, законности и правопорядка Законодательного
Собрания Омской области . Данный комитет выполняет специфические обязанности, связанные с организацией и экспертно-правовой законопроектной деятельностью в Законодательном Собрании Омской области Анализ постановлений Законодательного Собрания Омской области о положениях других комитетов позволяет утверждать, что данный комитет в функциональном отношении фактически является комитетом над комитетами и аккумулирует экспертно-правовую законопроектную деятельность в свои руках
В соответствии с принципом разделения властей законодательные органы действуют самостоятельно Тем не менее, в ряде законов субъектов о законодательных (представительных) органах, их регламентах и постановлениях о комитетах зафиксирована формула взаимодействия комитетов региональных парламентов по вопросам своей деятельности с федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями Например, в процессе законотворческой деятельности депутаты комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности Законодательной Думы Томской области постоянно взаимодействуют с другими комитетами Думы, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Томской области, что позитивно отражается на качестве подготовленных законопроектов Деятельность депутатов комитета носит открытый характер: информация о работе регулярно отражается в информационных бюллетенях Думы, освещается аккредитованными в Думе средствами массовой информации, а повестки каждого заседания и вопросы, планируемые к рассмотрению комитетом, размещаются на официальном сайте Думы [7].
Вторая группа комитетов представлена бюджетно-финансовыми комитетами Основными их полномочиями являются бюджетное устройство, бюджетный процесс, межбюджетные отношения, областной (краевой, республиканской) бюджет, исполнение законов
об областном бюджете О других полномочиях говорит название этих комитетов: по бюджетной, налоговой и кредитной политике (Алтайский край), бюджетной и налоговой политике (Забайкальский край, Республика Хакасия), вопросам бюджета, налоговой политики и финансов (Кемеровская область), бюджетной, финансово-экономической политике и собственности (Новосибирская область), бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству (Иркутская область)
В третью группу входят комитеты экономической сферы жизнедеятельности субъекта. Среди них: комитет по вопросам предпринимательства, инноваций и имущественных отношений, а также комитет по вопросам промышленной политики и жилищнокоммунального хозяйства Совета народных депутатов Кемеровской обла-
сти; комитет по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области; комитет по экономической политике, промышленности, строительству, транспорту и связи Верховного Совета Республики Хакасия; комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского краевого Законодательного Собрания; комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам; комитеты по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку, по экономической, промышленной политике, территориальному развитию и инновациям Законодательного Собрания Забайкальского края и др
Обращает на себя внимание, что для ряда комитетов этой группы присущи не свойственные им полномочия Например, в полномочия комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области входит общественное питание и туристская деятельность Думается, что данные полномочия лежат в сфере компетенции комитета по социальнокультурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Аналогично туризм находится в компетенции комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского краевого Законодательного Собрания. Логичнее было бы отдать эту компетенцию в ведение комитета по социальной политике, поскольку весь культурно-досуговый блок принадлежит ему
Четвертая группа комитетов включает в себя социальную сферу Она
представлена комитетами по социальной политике, по здравоохранению и науке Алтайского краевого Законодательного Собрания; по социальной, молодежной политике и трудовым отношениям Законодательного Собрания Забайкальского края; по социальнокультурному законодательству и по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области; по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Совета народных депутатов Кемеровской области и др Как видно из наименований комитетов, их основными полномочиями является развитие социальной сферы, охрана здоровья населения, пенсионное законодательство, медицинское обеспечение, социальная защита населения
В пятую группу входят комитеты, занимающиеся законодательством в экологической сфере. Из 12 субъектов Сибирского федерального округа только в шести субъектах эти комитеты созданы Среди них: комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области; комитет по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии Совета народных депутатов Кемеровской области; комитет по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края; комитет по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Омской области; комитет по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала Республики Бурятия; комитет по экологии, природным ресурсам и
природопользованию Верховного Совета Республики Хакасия
В ряде субъектов Сибирского федерального округа экологическая безопасность и охрана окружающей среды входит в компетенцию не профильных комитетов Например, данное полномочие принадлежит комитету по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку Законодательного Собрания Забайкальского края; комитету по аграрной политике, природопользованию и развитию села Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай
В законодательных органах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей подобные комитеты не созданы В перечне полномочий других комитетов законотворческая деятельность и анализ хода реализации законов по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды также отсутствует
В компетенцию шестой группы входит законотворческая деятельность и анализ хода реализации законов в сфере культурной жизни . Данные комитеты занимаются принятием, изменением, отменой законов и контролем над их исполнением по вопросам образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики, науке, общественным и религиозным объединениям Субъекты Российской федерации Сибирского федерального округа созданы по национально-территориальному принципу, в связи с чем в ряде законодательных органов созданы комитеты по национальным вопросам Например, в Народном Хурале Республики Бурятия функционирует комитет по межрегиональным связям, националь-
ным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям К его ведению относится законотворческая деятельность и анализ хода реализации законов по вопросам: совершенствования межнациональных, межрегиональных отношений в пределах компетенции Республики Бурятия; деятельность ассоциаций парламентов; деятельность общественных и религиозных объединений и др .
В Законодательном Собрании Красноярского края создан комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов Предметом его ведения является участие в разработке и реализации региональной политики развития Севера Красноярского края, а также формировании краевых программ в этой сфере и контроль за их исполнением; изучение проблем и вопросов жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера края, контроль за соблюдением их прав
Комитеты не обладают правом принимать решения от имени всего законодательного органа. Комитеты способствуют реализации полномочий региональных парламентов В регламентах законодательных органов субъектов Российской Федерации прямо записано, что они ответственны перед законодательным органом и подотчетны ему В постановлении Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2001 г. № 1085 прямо записано, что комитеты ежегодно информируют законодательный орган о своей деятельности на его сессии [8] Председатель комитета отчитывается о деятельности комитета на Совете Думы, а также не реже одного раза в год на собрании Думы По результатам отчета либо по инициативе депу-
татов Дума может принять решение о досрочном прекращении полномочий председателя комитета большинством голосов от установленного числа депутатов Думы. В этом случае Председатель Думы вправе поставить вопрос об избрании нового председателя комитета.
Список использованных источников
1. Шишкин С. И. Правовые основы организации и деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации : [Электронный ресурс] / С. И. Шишкин // Сибирский Юридический Вестник. - 2002. - № 3. http://www. law. edu. ru/doc/documentasp?docID=1115076. (дата обращения 29. 07.2013).
2. Васильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы : учеб пособие / В И Васильев, А В Павлушкин, А. Е. Постников. М.: Городец-издат, 2001. - 285 с.
3. Курманов М . М . Законодательный орган субъекта Российской Федерации: [сб. ст. ] / М . М . Курманов. - Казань : Та-глимат, 2006. - 340 с.
4. Стародубцева И. А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / И А Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. -2007. - № 12 (июнь). - С. 26-30.
5. Статья 46 «О регламенте Государственного Собрания - Эл Курултай ре-
спублики Алтай» : постановление Государственного Собрания - Эл Курултай республики Алтай от 31 мая 2006 г. № 3-3: [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6 О положении о комитетах и постоянных комиссиях Законодательного Собрания Забайкальского края» : постановление Законодательного Собрания Забайкальского края от 25 февраля 2011 г. № 42 : [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс» .
7 Отчет комитета Законодательной Думы Томской области по законода-
тельству, государственному устройству и безопасности об итогах работы за 2012 год: приложение к постановлению Законодательной Думы Томской области от 31 января 2013 № 913: [Электронный ресурс]: Ы±р:/^ита.
tomsk. ru/page/23979 (дата обращения 01. 08. 2013).
8 «Об утверждении положения о комитете Законодательной Думы Томской области» : постановление Законодательной Думы Томской области от 22 ноября 2001 г. № 1085 : [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
УДК 342. 7
Минина А.А.*
ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Минина А.А. Правовое информирование населения как условие повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. - Статья .
В статье анализируется складывающая в настоящее время нормативная база, направленная на регулирование отношений по правовому информированию населения . Автором делает вывод о том, что правовое информирование - это не только обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправление, но и условие повышения эффективности их деятельности .
Ключевые слова: правовое информирование, правовая информация, обращения граждан, обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
Minina A.A. Legal informing of people as a condition for improvement of government and local government effective functioning. - Article .
The article analyzes the current regulations that control relations on legal informing of people . The author concludes that the legal information is not only the obligation of government and local self-government bodies, but also a condition for improving their effective functioning.
* Минина Анна Александровна - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», кандидат психологических наук, доцент.