СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА
М. В. Асалханова
Коллаж как искусство: техника, история, художники
Коллаж (от франц. слова «collage» - наклеивание) - технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим способом. В изобразительное искусство коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.
Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 г. Брак использовал в работе оригинальный прием - наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получалась более эффектной, художник добавил в краску песок. Вскоре к нему присоединился единомышленник - Пабло Пикассо. В течение нескольких лет Брак и Пикассо работают совместно. В дело идут клочки газет, обрывки обоев, плакатов, куски тканей... В результате творческого поиска выяснилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Первая работа Пикассо, сделанная в новой технике -«Натюрморт с плетеным стулом». Сегодня это произведение, как и другие «картинки с наклейками», принадлежащие художнику, считают шедевром. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные из этикеток, фотографий, газетных вырезок и других материалов, большей частью шокировали публику. Тем не менее, искусство коллажа продолжало развиваться, и ему отдали дань многие художники. Так, коллаж занимает заметное место в творчестве Анри Матисса. Художник придумал разновидность коллажа - декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование главным образом двух действий: вырезания (или кроения) и составления картин из полученных деталей. Комбинируя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, Матисс создавал произведения, отличающиеся простыми и вместе с тем гармоничными формами.
В 1930-е гг. интерес к коллажу пошел на убыль, но уже в 1950-е вспыхнул с новой силой (в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт). Коллажи того времени отражают его дух, эмоции, настроение и художественные вкусы. Художники
161
использовали коллаж не только для создания предметных композиций, но и для решения пластических задач формообразования, композиционного решения и необходимой колористической гаммы произведения. В России в технике коллажа работали А. Лентулов, Л. Попова, В. Ермолаева, В. Лебедев, М. Ларионов, Н. Гончарова, Ю. Анненков и др. А. Родченко называл свои коллажи-работы (1914) «натюрмортами». По мнению художника, общее между коллажом как способом работы и натюрмортом - это возможность свободно перемещать незафиксированные объекты, меняя таким образом «угол зрения» на постановку1. Аристарх Лентулов сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Его наиболее яркие работы, созданные в этой технике в 1914-1915 гг., - панно «Москва», «Василий Блаженный» и «Корабль».
Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Поэтому к нему нередко прибегали советские карикатуристы (например, художники М.В. Куприянов, П.Н. Крылов и Н.А. Соколов, вошедшие в историю под псевдонимом Кукрыниксы). Сергей Параджанов называл коллаж «прессованным фильмом». Используя журнальные вырезки, обрывки ткани, куски стекла, перья, листья и цветы, Параджанов создавал своеобразные коллажи - драматические произведения. Каждый его коллаж - целая история, в которой практически любой предмет служит «краской» для картины. Слова, написанные кинорежиссером А. Тарковским о коллажах
С. Параджанова, очень точно определяют возможности такого метода работы: «между замыслом и исполнением нет разницы - он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в на-чале...творческого процесса, доходит до результата не расплескавшись»2.
В начале ХХ в. коллаж становится одним из педагогических приемов обучения в художественных объединениях. Практическое направление некоторых исследований в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) заключалось, в частности, в создании опытных коллажных образцов или копий («работа в системе того или иного художника»). Преимущество коллажа заключается в том, что он дает возможность человеку, даже не умеющему рисовать, почувствовать себя художником, позволяет самовыразиться и реализовать свои творческие идеи. Современным студентам учебное задание «Коллаж» позволяет решить многие проблемы: избавляет от боязни чистого листа; воспитывает вкус;
1
' Лаврентьева Е.А. Материал и фактура в коллаже // Русский Авангард 1910-1920-х гг., проблема коллажа. М.: Наука, 2005. С. 317.
2 Безменова К.В. Коллаж - творческий метод художников ХХ в. // Русский Авангард 1910-1920-х гг., проблема коллажа. М.: Наука, 2005. С. 338.
162
развивает чувство меры по принципу «необходимое и достаточное»; активизирует, стимулирует композиционное и пространственное мышление.
Одна из главных задач в дизайне и в декоративно-прикладном искусстве - создание формы. Коллажные технологии предоставляют дополнительные возможности проанализировать зависимость формы от эстетических и механических свойств тех или иных материалов (плотность, упругость, растяжимость и др.); оценить в целом единство композиционного построения (объемность, массивность, пластику, динамику, соразмерность форм, линий и объемов). Коллажи полезны еще и тем, что для их выполнения студентам необходимо применить и возможно дополнить собственные знания по цветоведению, живописи, композиции, художественной обработки тканей и т. д. Таким образом, подобные задания, составленные по принципу «от простого к сложному», структурируют весь объем полученных знаний учащихся на каждом из этапов обучения.
Автор «Искусства формы» И. Иттен пишет: «В 1919 году цели и направления деятельности школы Баухауса были еще мало кому известны и изложены только в Манифесте, опубликованном В. Гропиусом. В этом Манифесте говорилось: "Конечная цель всякого художественного творчества - созидание. Мы все - архитекторы, скульпторы, живописцы, должны все вернуться к ремеслу... Не существует принципиального различия между художником и ремесленником, художник - это ремесленник более высокого класса. Без ручного труда не может обойтись ни один художник. Для него это источник творческих сил"»1. Ручное исполнение учебных коллажных работ формирует у будущих выпускников профессиональный стержень, создает базу для овладения профессией, дает возможность дальнейшего творческого развития. Это особенно (!) актуально в наше время, когда учебные проекты зачастую почти полностью исполняются на компьютере и ремесленные навыки часто остаются невостребованными. Подобные задания позволяют учащимся восполнить этот пробел.
Основные свойства коллажа - фактуры поверхности, цвета и качество исполнения, почти недостижимое обычными графическими материалами. В учебном процессе выделяются несколько коллажных приемов, один из них - использование плоскостного однофактурного варианта (например, тканей разного качества - от нежных кружев до грубых холстин; бумаги - белой и цветной, крафта, типографской печатной продукции), или плоскостного многофактурного коллажа, когда из неожиданного сочетания и смешения (пластиков,
1
' Иттен И. Искусство формы: Мои форкурс в Баухаусе и других школах. М.: Издатель Д. Аронов, 2006. С. 33.
163
металла, дерева, бумаги, тканей) рождается новый, разнообразный по фактуре и элементам художественный образ. Другой прием -коллаж в объемном решении. В композициях используются готовые детали и предметы в качестве реальных объектов (в эскизах костюмов, например, могут появиться настоящие воротники, манжеты, карманы, фрагменты застежек, люверсы и т. д.). В объемных вариантах (в работах с материалами, имеющими определенную толщину, вес и вещественную структуру - картон, пластмассы) студенты могут акцентировать внимание на четких границах и плоскостях. Или, наоборот, использовать другие свойства материалов (газ, шифон, полиэтилен): тонкость, прозрачность. Возможность многократного наслоения крупных и мелких фрагментов этих тканых и нетканых материалов в коллаже производит впечатление стремительных кистевых мазков, живописных пятен и лессировок.
Современными разновидностями коллажа являются аппликация, ассамбляж, бриколлаж, декупаж, монтаж. Художники продолжают поиски, открывая новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение и наслоение. При этом материалы могут быть совершенно различными по цвету, форме и фактуре. Сочетается, казалось бы, совершенно несовместимое. Как один из способов выполнения графических работ активно развивается компьютерный коллаж. Эту технику активно используют при оформлении книжной продукции, в рекламе всевозможных товаров и услуг. Пик популярности в России и за рубежом переживает флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого направления является немецкий флорист Ф. Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру.
Е. В. Литвин
Особенности фотоискусства в современной рекламе
Известно, что рекламная фотография (рекламная фотосъёмка) - это особый вид владения фотоискусством. Являясь одним из видов «коммерческой фотографии», она включает в себя практически все жанры, но не заменяет ни один из них1.
Рекламная фотография - это пик владения фотоискусством, которое включает в себя практически все жанры и используется в следующих направлениях: постеры, наружная реклама, каталоги,
1
1 Данное определение предложено в статье «Рекламная фотография» в «Википедии». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
164