Научная статья на тему 'Коллажное мышление в изобразительном искусстве постмодерна'

Коллажное мышление в изобразительном искусстве постмодерна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2117
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богомолова М. А.

Рассматривается коллаж как художественныйприем в изобразительном искусстве XX в.,который символизирует эклектичностьмышления и мировоззрения, характерную длясовременной культуры. В качестве экспериментатехника коллажа использовалась еще кубистамии дадаистами, но в эпоху постмодернизма этотфеномен получил широкое распространениеи стал универсальным принципом организациикультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллажное мышление в изобразительном искусстве постмодерна»

13. Фромм Э. «Иметь» или «быть» /

Э. Фромм. М.: АСТ, 2006. 320с.

14. Fernandez, G. Art et science, pour quel dessein? / G. Fernandez //La part de l’oeuil. 1986. №2. S.20.

М.А. БОГОМОЛОВА (Москва)

КОЛЛАЖНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПОСТМОДЕРНА

Рассматривается коллаж как художественный прием в изобразительном искусстве XXв., который символизирует эклектичность мышления и мировоззрения, характерную для современной культуры. В качестве эксперимента техника коллажа использовалась еще кубистами и дадаистами, но в эпоху постмодернизма этот феномен получил широкое распространение и стал универсальным принципом организации культурного пространства.

Коллаж - очень популярная и органичная для современного изобразительного искусства техника. Но это не просто один из многочисленных художественных приемов в живописи. Это дерзкое расширение традиционных рамок искусства, его «ненормативный язык», отражение духа времени, его динамизма и мозаичности, нонконформизма и интеллектуальной свободы.

Коллаж как художественный метод стал вызывать особый интерес в связи с разработкой теории «потока сознания» в психологии и искусстве. Метод коллажа полностью коррелирует с достижениями современной психологии и медицины. Так, еще в 1970-х годах ученые установили, что уже на уровне функционирования мозга человеку свойственно образное коллажное ассоциативное мышление. Сложность картины мира и нелинейный характер проте-каемых в нем процессов находят непосредственное выражение в приемах, используемых в искусстве. Как отмечает Л.Г. Бергер, методы коллажа в современном искусстве «выявляют связи различных феноменов бытия, или, напротив, контрастно-парадоксальным образом сопоставляют

их, побуждая к новому осмыслению. Нередко их художественный парадокс алогичного соединения элементовприводит к новому осмыслению, знаменуя качественный переход восприятия» [1].

Коллаж напрямую связан с ассоциативной поэтикой, что для современного искусства имеет первостепенное значение. Прием этот широко распространен в различных видах искусства и особенно проявляет себя в искусствах визуальных. Он полностью соответствует современным представлениям о несоизмеримой «полифонии» сознаний множества людей и релятивистскому представлению о человеческой личностикак множественности возможных ее психологических обликов и нередко парадоксального сочетания ее свойств (Там же).

Совмещение всего и вся представляет собой характерную черту искусства постмодернизма. Это способ организации целого посредством логического соединения разнородных элементов: традиционных живописи и графики, фотографии, компьютерной графики, полиграфии, рекламной продукции и т.п. Если в модернизме такой способ является лишь частным приемом художественной техники, то в постмодернизме он трансформируется в универсальный принцип, позволяющий организовать все пространство культуры.

Как отмечает А.В. Рыков, «коллаж вырабатывает метаязык визуального: каждый элемент коллажа способен выступать в качестве материального означающего сразу нескольких означаемых, значащих только в своем отсутствии (поверхность как образ уничтоженной поверхности и т.д.). Коллаж противостоит модернистскому стремлению к полноте восприятия и непосредственному присутствию. Поскольку значение знака никогда не бывает абсолютным, один и тот же коллажный элемент может обозначать различные вещи: например, клочок газеты - прозрачность и непроницаемость, свечение и светотень, открытость и замкнутость и т.д. в зависимости от контекста» [7].

В постмодернизме идея коллажа переосмысливается в контексте «постмодернистской чувствительности», представляющей собой эпистемальную программу восприятия мира как принципиально не-

© Богомолова М.А., 2008

детерминированного, нелинейного, хаоти-зированного, фрагментированного и плюрального. В этих условиях коллаж становится универсальным способом организации текстового и культурного пространства в целом. Текст (или произведение искусства) в философии постмодернизма и постструктурализма интерпретируется как коллаж культурно-семиотических кодов, как коллажная конструкция цитат, образующая полифоническое семантическое пространство. В таком контексте в рамках постмодернизма феномен коллажности трансформируется в феномен, определяемый понятием «пастиш» и предполагающий аксиологическое равенство значений каждого из элементов коллажа.

Для эпохи постмодернизма в целом характерно коллажирующее сознание, предполагающее сочетание разнородных потоков. Причем такое коллажное мышление может иметь в своей основе глубинную структуру - совокупность внутренних смыслов, противостоящих поверхностно-плоскостной структуре, конституирующей внешний слой. Р. Краусс отмечает: «Коллажный элемент скрывает от глаз одно поле, чтобы предъявить изображение, представляющее другое, новое поле, но предъявить его как изображение - поверхность, являющуюся образом уничтоженной поверхности» [4].

В контексте идеи ацентризма - одной из фундаментальных идей постмодернизма любые аксиологические приоритеты утрачивают свой смысл, задавая ориентацию на полицентризм культуры.

Для рефлексии позднего постмодернизма характерно осмысление принципа плюрализма как универсального принципа построения культуры. Принцип кол-лажности находит свое выражение практически во всех явлениях постмодернистской культуры, неизменно присутствуя в современной культуре в целом.

Феномен коллажа появился в ХХ в. как следствие революционных изменений в особенностях пластического языка живописи, обусловленных творческими исканиями, вызванными неудовлетворенностью художников традиционными видами творчества.

Целый ряд специалистов, в том числе В.М. Дианова [2], И.А. Дмитриева [3], М. Лившиц, Л. Рейнардт, Т. Кантеева [5], П.П. Яворская [8] и др., отмечают, что в первой половине ХХ в. искусство приобретает явные черты кризиса, обусловленного существенными изменениями пред-

ставлений о мире, вызванными, в том числе, развитием синергетической парадигмы. Для создания художественного стиля, соответствующего новому мировоззрению, требуется интенсивный поиск новых изобразительных приемов через многочисленные эксперименты. Одним из вариантов решения этой актуальной художественной проблемы становится коллаж.

В технике коллажа работали такие выдающиеся мастера, как К. Швиттерс, Ж. Брак, П. Пикассо и А. Матисс. В России удивительные и изысканные по красоте коллажи создал художник С. Параджанов.

Первоначально прием коллажа использовался преимущественно в графике с целью придания произведению большей остроты фактуры за счет использования эффекта неожиданного сочетания разнородных материалов. Коллаж как формальный эксперимент широко использовался представителями таких направлений, как кубизм, дадаизм и футуризм, которые создавали свои произведения, приклеивая к холсту обрывки газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д. Однако на начальных этапах коллаж являлся не более чем вспомогательным средством арсенале художников различных направлений и только позднее преодолел рамки технического приема, становясь случаем «игры, когда предмет берется живьем, без изменений», - так считает Н.А. Дмитриева [3].

Многие специалисты полагают, что прием коллажа изначально использовался художниками при создании произведений, основными качествами которых были чередование и наслоение объектов на плоскость, например произведений, раскрывающих тему урбанизации, технологизации и сопутствующей им перестройки человеческого сознания.

Так, немецкий художник и поэт, представитель дадаизма К. Швиттерс (Kurt Schwitters, 1887 - 1948), применял при создании своих произведений технику коллажа с использованием обрывков билетов, клочков газет, вырезок из плакатов, а также отходов индустриальной цивилизации - проволоки, ветоши, обрывков ткани, стружки и т.п.

В течение ХХ в. коллаж стремительно развивался, непрерывно трансформировался и модифицировался. Диапазон современного коллажа предельно широк: от коллажа как принципа художественного мышления до коллажа как пластического приема.

Коллаж и первичен и вторичен одновременно. Его первичность состоит в том, что благодаря готовым, цельным, уже оформленным частям мы получаем некое произведение, не претендующее на роль шедевра. Вторичность в том, что это своего рода творчество «сэконд-хэнд», когда обрывки журналов, газет, идей, цитат, техник обретают в коллаже новую жизнь. Автор при этом известен, но его как бы и нет. Это игра, правила которой негласно приняты участниками действа. Главное -поразить обыденное сознание, и именно таким целям часто служат гротескные формы коллажного искусства.

В коллаже художник может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию, живопись, предметы и т.п. ради красочности и наглядности самовыражения. Все работает на то, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

В целом коллажное мышление - это своего рода стратегия, направленная на преодоление изолированности и ограниченности традиционного искусства. Коллаж преодолевает художественные рамки, отрицает свою внутреннюю изолированность. Это преодоление проявляется в децентра-ции пространства, когда коллаж предстает не как законченное изображение, а как случайный фрагмент некоего целого. Это позволяет ему осуществлять интервенции в окружающую действительность.

Коллаж отрицает также любую возможность построения иерархической связи элементов как в своих пределах, так и вне таковых. Не неся непосредственного сообщения, он, тем не менее, оказывает воздействие за счет специфики своей природы: интригует, завораживает, впечатляет, настраивает. В таком качестве коллаж приобретает свойство интерактивности, что позволяет проследить его связь с такими активно развивающимися в настоящее время направлениями изобразительного искусства, как инсталляция, акционизм, цифровое искусство. В соответствии с этим невозможно оценивать искусство коллажа только по традиционным правилам, без учета его взаимодействия с контекстом своего представления.

Являясь фрагментом и состоя из фрагментов, коллаж отрицает также понятие целого. Как фрагмент он может иметь только определения через контекст, и в

этом смысле коллаж трансформировал пластические приемы искусства XX в. - фактуру, форму, плоскость и пространство, что в полной мере соответствовало особенностям мировоззрения художников.

Коллаж как актуальное искусство должен все время находиться в движении. В этом смысле его можно сопоставить с «кол-лажностью» среды современного мегаполиса. Кроме того, в изобразительном искусстве может найти отражение не только «сре-довой коллаж» города, но и различные визуальные впечатления, а также личные переживания автора. В современном городе отдельные элементы подаются с особым напором, обладают визуальной эффектностью - например, реклама, неоновые вывески, небоскребы; усиливают фрагментарность мироощущения и средства массовой информации, сообщения которых представляют смесь разнородных фактов. По мнению американского художественного критика Г. Розенберга, «с возникновением коллажа искусство больше не копирует природу и не ищет ее эквиваленты; выражая наступившую индустриальную эру, оно освоило внешний мир, частично включив его в себя» [6]. В полном соответствии с этими словами художники поп-арта стремились создавать «естественное, популярное искусство» из объектов самой жизни, не отделяя его от обыденной действительности.

В самой технике исполнения коллажа это выражается в попытке стереть пространственную границу. Дробление плоскости произведения на фрагменты свидетельствует о стремлении художника вырваться за рамки картины, расширить область ее воздействия. Инородные объекты врезаются в произведение, разрушая сложившееся пространственное восприятие. Тем не менее все это не означает, что коллаж склонен к отрицанию пространства картины. Это скорее не отрицание, а синтез, позволяющий получить особый художественный эффект увеличения ареала произведения. Художник выступает при этом не только как творец и философ, но и как конструктор собственного мира произведения.

Коллаж предоставляет уникальную возможность ощутить себя властителем, который способен создать совершенно иную, отличную от реальности и повседневности систему. Так, используя в свои работах различные по фактуре и цвету материалы, художник-постмодернист мыслит абстрактно, ему важно передать саму идею, независимо

от сорта, рода и предназначения используемых им предметов. Это не что иное, как попытка переосмысления ценностей и преодоления скрытого страха перед хаотичностью и непредсказуемостью мира.

Коллаж заключает в себе творческий и эмоциональный потенциал, через который художник воздействует на реципиента. Это позволило ему, порожденному индивидуальностью и на нее направленному, сохранить свою самостоятельность в условиях массовости современной культуры.

Вместе с тем коллажное мышление, столь характерное для искусства постмодернизма, тяготеет к предметно-натуральному восприятию жизни, провозглашает возвращение искусства к зрителю, опирается на обыденные массовые вкусы, взгляды и настроения, часто прибегает к театрализованной эклектике разных направлений, сопоставляя их необычным способом, с иронией и гротеском.

Несмотря на то, что техника коллажа применительно к изобразительному искусству существенно не менялась на протяжении последних ста лет, она претерпела определенную эволюцию. Так, в кубизме коллаж выступает, прежде всего, как способ пространственной организации и разрушения традиционного зрительного восприятия. В дадаизме и поп-арте он становится средством, направленным против материального мира, выражения сложности и хаотичности, отрицания логического мышления. В постмодернизме коллаж нарушает пространственно-временные отношения и прорывается за пределы обыденного сознания, вбирая в себя красоту и боль современного мира. Сегодня искусство коллажа воплощает идею переоценки нравственных ценностей и выражает стремление художника приоткрыть для зрителей свои личные «каналы восприятия». Уже по одной этой причине коллаж является интересным и перспективным художественным приемом, который служит зеркалом изменений, происходящих в современном искусстве и его отдельных представителей.

Литература

1. Бергер Л.Г. Эпостемология искусства / Л.Г. Бергер. М., 1997. С. 362.

2. Дианова,В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность /

В.М. Дианова. СПб., 2000.

3. Дмитриева, Н.А. Пикассо. Биография / Н.А. Дмитриева. М.: Наука, 1971.

4. Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс. М.: Худож. журнал, 2003. 320 с. (Сер. «Классика современности»).

5. Модернизм. Анализ и критика основных направлений / авт. ст.: М. Лившиц, Л.Рей-нардт, Т. Кантеева, В. Крючков [и др.]. М.: Искусство, 1987.

6. Розенберг, Г. Сюрреализм на улицах / Г. Розенберг // Худож. журнал. 1996. №11.

С. 56 - 59.

7. Рыков, А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960 - 1990-х гг. / А.В. Рыков. СПб.: Алтейя, 2007. 376 с. (Сер. «Тела мысли»).

8. Яровская, Г.П. Пикассо / Г.П. Яров-ская. М.: ОГИЗ, 1933.

О.Ю. ФУРМАН (Волгоград)

О МЕТОДИКЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ХОРОВОДОВ

В статье дан сравнительный анализ существующих признаков, связей, отношений и уровней организации кинетики хороводов.

Освещены теоретические основы и принципы морфологического анализа системы хороводов.

Оглядываясь на многовековой опыт изучения языковой и музыкальной систем, понимаешь, что их теоретическое исследование начиналось с определения / наименования и обозначения звуков (отдельно речевых и музыкальных). В кинетической (движенческой) системе хороводов нам только предстоит разобраться. В узком кругу специалистов знают о наличии некой движенческой единицы «кинемы», только что она собой представляет, каким образом выделена и как соотносится с другими единицами - никому не известно. Не понятно также, почему то, что доступно взору любого человека - движение и его элементы - не изучалось таким же скрупу-

© Фурман О.Ю., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.